Реферат по предмету "Культура и искусство"


Французские культурные центры в Санкт-Петербурге в 90-е годы XX – начале XXI века

КУРСОВАЯ РАБОТА
«ФРАНЦУЗСКИЕКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ В 90-е ГОДЫ ХХ – НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА».
 
Санкт-Петербург
2004 г.
О Г Л А В Л Е Н И Е:
 
Глава 1.Становление французскихкультурных центров в России____________________ 6
1.1. Первые шаги французскихкультурных центров в России («Alliance Francaise»)___ 6
1.2.Деятельность Общества АльянсФрансез в дореволюционный период____________ 10
Глава 2.Возрождение французскихкультурных центров в Петербурге в 90-х – годах ХХ – начале ХХI века_________________________________________________________________________ 14
2.1.Возрождение французскихкультурных центров в 90-х годах ХХ века____________ 14
2.2.Развитие культурного центраАльянс Франсез в Петербурге в 90-е годы ХХ – начале ХХI века      19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ______________________________________________________________ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ______________________________________________________ 24
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
Русско-французские культурные связи — едва ли не вечная темагуманитарных наук. Роман русского общества с Францией и французским языкомначался еще в XVIII в. Рождается галломания, русская культура становитсядвуязычной, идеи Просвещения захватывают умы россиян. После Великой французскойреволюции наступил период соперничества — культур, государственных систем,армий и правителей. Это соперничество стимулировало культурный обмен междуРоссией и Францией. Мало того, Россия по-французски одевалась, ела, сверяла времяи даже спала. Трудно найти пример более продолжительных и глубоких культурныхконтактов, нежели контакты между Россией и Францией. Тематика этих связейнеобыкновенно широка — от политики до живописи, от архитектуры до моды, отбиологии до поэзии, от театра до астрономии, от музыки до виноторговли.
В истории развития культурных связей между Россией и Франциейособое место занимает книга. Интерес к французской книге возник в России впериод правления Петра I (1682-1725). Широкое распространение он получил во П-йполовине XVIII столетия и достиг своей наивысшей точки в конце XVIII- началеXIX в. Произведения великих французских философов оказали огромное влияние наформирование передовой общественной мысли в России. Переводы лучших сочиненийфранцузских авторов способствовали развитию национального русского языка илитературы.
Таким образом, культурные связи между Францией и Россиейимеют давние и прочные традиции. Российская культура всегда была широко иразнообразно представлена во Франции. Достаточно вспомнить ошеломляющий успехпроизведений М.Мусоргского и Н.Римского-Корсакова в программах Всемирнойвыставки в Париже, знаменитые «Русские сезоны» С.Дягилева и музыкальныйфестиваль в Type Святослава Рихтера, работу в Гранд Опера Сержа Лифаря иРудольфа Нуриева, успех российского кино на прославленном Каннскомкинофестивале («Летят журавли» М.Калатозова, «Утомленные солнцем» Н.Михалкова).
Богатейшая история развития русско-французских отношенийнашла отражение в трудах многих отечественных и зарубежных авторов, в том числеисториков, дипломатов, политических деятелей. Начало научного изучениярусско-французских культурных контактов было положено исследованиями Л. Пенго,Э. Омана, Ш. де Ларивьера, А. Рамбо.
Первые дипломатические контакты и открытие Русских посольствво Франции относятся к 1654, 1668 годам, что нашло отражение в трудах Ж.Маржет,Ю.В.Борисова, А.С.Лаврова и других[1].
Различные аспекты культурного взаимодействия между Францией иРоссией рассматриваются в трудах таких зарубежных авторов, как E.Haumant, D. S.Mohrenshildt и других[2].
Современный этап западной историографии включает в себяработы: Ш. Корбе, К. Уилбергера, Ж. Дюлака, Д. Годжи, М. Мерво, Л. Вольфа идр., отечественная историография: М. П. Алексеев, Люблинский, В. Ф.Левинсон-Лесинг, Л. А. Альбина, П. Р. Заборов, Н. А. Копанев, В. А. Сомов и др.Широкую известность получили работы таких авторов, как М. А. Алпатов,П.В.Безобразов, А.Вандаль, В.С.Иконников, С.Н.Коротков, А.Л. Нарочницкий, П.П.Черкасов, М.М.Штранге и другие.[3]
Деятельность французских культурных центров в России — темаособая и требующая к себе пристального внимания, так как именно посредствомэтих центров россияне получают возможность непосредственно знакомиться сфранцузской культурой и богатыми традициями французского народа. Однакодеятельность французских центров в России не нашла до сих пор должногоотражения в научной литературе, что предопределяет повышенной интерес к даннойпроблематике.
С начала 90-х годов ХХ века французско-российские отношенияполучили новый импульс развития и продолжают развиваться очень позитивно, не впоследнюю очередь за счет активизации деятельности французских культурныхцентров.
Цель данной курсовой работы — изучить деятельностьфранцузских культурных центров в Санкт-Петербурге в 90-е — начале ХХ1 века.
В задачи работы входило:
1)  дать оценку особенностямразвития русско-французских отношений;
2)  определить цели и задачисоздания французских культурных центров в вопросах укрепления взаимоотношениймежду Францией и Россией;
3)  показать процессстановления и восстановления в 90-е годы ХХ – начале ХХI века французскихкультурных центров в Санкт-Петербурге.
Глава 1.Становление французских культурных центров вРоссии1.1. Первые шаги французских культурных центров вРоссии («Alliance Francaise»)
Французский — государственный язык 33 стран. Франция — самаябольшое государство Западной Европы, территория которой составляет около 550000 кв. км, а население — 58.5 миллионов человек, что составляет 15.67 % всегонаселения Европейского Союза (1998).[4]Наряду с английским, французский — официальный рабочий язык ООН, ЮНЕСКО,Международного валютного фонда, Международного олимпийского комитета и другихорганизаций. Французские центры существуют практически во всем мире. Всовременной России наибольшую известность получили Центры в Москве,Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, в настоящее время развиваются французскиекультурные центры в Самаре, Новосибирске и других городах. История их созданияочень интересна и в полной мере отражает становление и развитиерусско-французских отношений вообще.
Как известно из истории, в ХХ веке отношения Франции сСоветским Союзом и другими социалистическими странами значительно улучшились к1960 году. В это время по приглашению президента де Голля Францию впервыепосетил глава советского правительства Н.С.Хрущев. В результате его поездкиСССР и Франция договорились о расширении торговых и культурных связей друг сдругом, а в 1966 г. состоялся ответный визит де Голля в СССР. Он завершилсяпринятием совместной декларации, в которой провозглашалось стремление СССР иФранции установить «атмосферу разрядки» между Востоком и Западом. Франция иСССР договорились о проведении регулярных политических консультаций с цельюразвития франко-советских отношений «от согласия к сотрудничеству».Внешнеполитическая концепция де Голля строилась на его убеждении в том, чтоЕвропа простирается «от Атлантики до Урала», и ее объединение не должноосуществляться без СССР и против СССР[5].
Однако история становления французских культурных центровначалась задолго до образования СССР и относится еще к дореволюционномупериоду. Наиболее примечательна в этой связи история становления культурныхцентров «Alliance Francaise». Ассоциация «Альянс Франсез» являетсянекоммерческой общественной организацией. Она была образована в Париже в 1883году с целью распространения французской культуры путем организации курсовфранцузского языка и страноведения. Впоследствии многочисленные комитеты былисозданы в различных странах на основе местного законодательства. Сегодня свыше1000 таких комитетов существует более чем в 140 странах на пяти континентах.
В Санкт-Петербурге отделение «Alliance Francaise» былоосновано 3 апреля 1907 года, вслед за московским Альянсом, который с 1904 г.вел бурную деятельность. В 1913 г. число отделений «Французского союза дляраспространения французского языка» стремительно растет. Они действовали вБаку, в Одессе, в Саратове, в Витебске, в Владивостоке, в Омске, в Пензе, вХарькове, в Казани, а всего более чем в 30 крупных городах Российской империи.
В начале XX в. маленькая Франция в Москве — это французскиефирмы, например, едва ли не крупнейшая в империи парфюмерная фабрика семьиБрокар (Brocart) или кондитерская фирма Сиу (сегодня это фабрика «Большевик»).В районе Малой Лубянки целый квартал занимали французские учреждения:французская католическая церковь Св.Людовика, основанная еще в конце XVIII в.,приют для престарелых французов, ясли-сад, музей французской коммерции, и двефранцузские школы, женская Св.Екатерины и мужская Св.Филиппа. Еще до созданияАльянса в Москве в этих школах проходило вручение премий «головного» ОбществаАльянс Франсез в Париже, в присутствии священника церкви Св.Людовика,французского консула в Москве, членов учебной комиссии при Французскомблаготворительном обществе в Москве и т.д.
В Петербурге тоже были французские учреждения, например,Французское благотворительное общество, или поддерживаемая им французскаябольница (Васильевский остров, 12-я линия), или Приют для учительницфранцузского. В описываемое время уже существовал и французский католическийприход Лурдской Божьей Матери в Ковенском переулке. Но все-таки деятельность ихне достигала размаха московских французских учреждений.
Петербургскому Обществу «Альянс Франсез» не очень повезло и вдругом отношении: не только его начинания уступали деятельности московскогоАльянса, но и память о них не устояла перед временем. Однако не может бесследноисчезнуть общество, создаваемое на протяжении нескольких лет трудом множествалюдей.
10 марта 1906 г. французский гражданин Базиль Берстен, 25 летпроживающий в Петербурге, представил проект устава Общества «AllianceFrancaise» Министру внутренних дел Российской империи.
Целью Альянс Франсез было распространение французского языкав России, хотя в петербургском варианте и указывалось, что район действияОбщества — только Санкт-Петербург. Что соответствовало действительности: вабсолютном большинстве своем основатели секций Альянса в провинции представлялимосковский Альянс, что позволяло последнему говорить о существовании двух слишним десятков своих филиалов в России. Ни политических, ни религиозныхвопросов петербургское и московское Общества не касались.
Основной вид деятельности Альянс Франсез в Петербурге — организация лекций по французской литературе. В то время как москвичисобирались развернуть свою деятельность гораздо шире: поощрять учеников иучениц учебных заведений в России, оказавших особенно хорошие познания вофранцузском языке, по окончании ими курса в виде наград, медалей сосвидетельством, пособий для учения, и поездок во Францию и т.п. МосковскоеОбщество готово было добиваться у издателей и книгопродавцов скидок нафранцузские издания для членов Общества, создавать для них библиотекифранцузской литературы, организовывать лекции на французском языке, театральныепредставления и вечера декламации, выпускать или поддерживать выпуск публикаций,которые способствуют распространению французского языка в России, помогать ворганизации поездок членов Общества во Францию (особенно для продолженияучебы). Наконец, Общество могло приобретать недвижимость.
Членами петербургского Альянса могли быть лица обоего пола,без различия национальности (и тем более без сословных ограничений). Этокажется нам вполне естественным сегодня, но было далеко не так очевидно вначале прошлого века.
К сожалению, списки членов Общества не сохранились. Чтобывойти в Общество, нужно было лишь уплатить годовой членский взнос, 10 рублей.Чтобы стать пожизненным членом, в Петербурге нужно было уплатить 100 рублей, авыложившие 300 целковых объявлялись «благотворителями) (в Москве соответственно2 рубля 50 копеек, 50 и 100 рублей). Эти положения позже в Петербургеизменились и взнос существенно снизился.
Один раз в год созывались Собрания, на которых выбиралисьПредседатель, Правление, Почетные Члены, Казначей. О дне и месте Собрания(именно Собрания, а не Ассамблеи, как это принято называть в Обществе сегодня)заблаговременно извещался градоначальник Петербурга.
Правление (в составе 12 членов и 3 кандидатов) собиралосьежемесячно для ведения текущих дел Общества. Решение о прекращении деятельностиорганизации могло быть принято только большинством в две трети голосовЧрезвычайного Общего Собрания. После уничтожения Общества, все его средствадолжны были бы перейти к «Alliance Francaise» в Париже, на бульваре Сен-Жермен,дом 186. Однако де-юре Альянс Франсез в Санкт-Петербурге и не прекращал своегосуществования, хотя де-факто, перерыв в его деятельности затянулся на более чемсемь десятков лет.1.2.Деятельность Общества Альянс Франсез вдореволюционный период
Первое правление Общества Альянс Франсез было выбрано наСобрании 23 ноября 1907 г. Председательствовал на том заседании г-н Понсинен,французский консул в Петербурге. Членов в Альянс Франсез в столице на тотдостопамятный день было всего 42 человека. Но воодушевление было сильным и наисходе дня еще около пятидесяти человек из публики записались в Общество.Французский посол г-н Бомпар согласился быть почетным президентом Общества.В.Берстен оказался на месте председателя. Среди других 11 членов Совета былилица видные в петербургском бомонде, например, барон Давид Горациевич фонГинцбург, горнопромышленник и востоковед, Иван Кестлин, директор Русского длявнешней торговли банка, г-н Рамзейер, директор Учетного банка.2
Первый адрес Общества — ул. Большая Конюшенная, д. 12, кв.110, где проживал В.М.Берстен. Но вскоре, к началу 1908 г. Обществообустраивается в доме 6 по Невскому проспекту, на квартире школы Берлиц. Какиеотношения связывали Альянс Франсез с этой модной школой иностранных языков, намточно неизвестно. Но известно, что там, в помещениях школы, состоялось Общеесобрание членов Альянса 17 февраля 1908 г. По одному этому факту можно судить очисле — все еще весьма незначительном, похоже, — членов Союза дляраспространения французского языка. Правление в последующие годы не раз менялосвою дислокацию: до 1911 г. оно помещалось на ул. Итальянской, дом 15, квартира8, хотя Общие собрания проходили в других местах: на «квартире» для всех уже нехватало места[6].
В 1911 г. штаб-квартира Альянс Франсез находилась на улицеГороховой, в доме 13, в помещении 24. Но в 1912 г. было решено открыть приОбществе курсы французского языка. Поскольку для классов нужны были болеепросторные помещения, все Общество переезжает летом 1913 г. в дом 19 наВладимирском проспекте. Интересно, что открывшийся в Петербурге в 1911 г.Французский Институт тоже помещался в доме 13 по ул. Гороховой, то естьнекоторое время два главных центра французской культуры в русской столицесоседствовали.
Культурно-просветительская деятельность Альянса впредреволюционном Петербурге была довольно активной. Первые две литературныелекции в 1907 г. были прочитаны виконтом д'Арсонвалем, которого императорудостоил аудиенции. В 1910 г. в Петербурге была с визитом делегация французскихпарламентариев, и ее председатель барон д'Эстурнель де Констан прочел лекцию впользу Альянса. Но в первое время большинство лекций все-таки делались силамисвоих же доморощенных лекторов-членов Общества: Бонавиа, Телье, Дюмон, Андрие,Мажаль. В 1910 г. вниманию членов Общества был предложен цикл из десяти лекцийпо литературе.
Успех этих культурных мероприятий был переменный: как следуетиз отчетов Правления они собирали в среднем около 200 слушателей. Возможно,размеры зала тому виной, вот только собратья в Москве хвастались цифрами совсемдругого порядка: на их лекции приходили до 600 человек[7].
Только с 1911 г. лекции становятся действительно событиями вкультурной жизни, поскольку для их чтения все больше привлекаются специалисты,- как местные, петербургские, так и заезжие. В 1911 г. для Общества выступалАнри Лихтенбергер, профессор Парижского университета, который, кстати, читаллекции и во Французском институте. В октябре 1912 г. преподаватель ФранцузскогоИнститута Луи Откер в помещении реформатской школы рассказывал о Грезе ижанровой живописи в XVIII в. и лекцию сопровождали «туманные картины»(проекции). Ада Мартель посвятила свое выступление знаменитым певицам XIXстолетия и сама же его иллюстрировала своим пением. Что она только не исполнялав тот декабрьский вечер: арии из Нормы, Сомнамбулы, из Семирамиды и Севильскогоцирюльника, из Свадьбы Фигаро и из Дочери полка Доницетти. Ада Мартель и раньшечитала лекции в Альянс Франсез. Достойна быть отмеченной и в этом случаепреемственность между старым и новым Альянсом: музыкальные среды уже как-тоестественно вошли в репертуар мероприятий нынешнего Общества, при полномневедении, что и старый дореволюционный Альянс тоже был не чужд музыке. ПослеНормы граф Гастон Мерендоль, преподаватель Александровского лицея, рассказывало своем путешествии в Америку и показывал туманные картинки. А в феврале 1913г. Альянс Франсез принимал члена Французской Академии Жана Ришпена, которыйпрочел — в пользу Общества — три лекции в зале гостиницы «Регина»: «Легенда оНаполеоне», «Богема в литературе», а третью — о самом себе, «Ришпен и егопроизведения». А в начале 1914 г. в зале при Шведской церкви Св.Екатерины что наулице Малой Конюшенной, в двух шагах от штаб-квартиры нынешнего Альянса, читаллекции выдающийся французский историк и архивист Франц Функ-Брентано.
В ноябре 1914 г. на альянсовской лекции выступил директорФранцузского Института Жюль Патуйе на тему «Франция при встрече с войной». Сборот лекции должен был поступить в фонд помощи, организованный французскойколонией Петрограда раненым воинам русской армии. В 1915-1916 гг. лекции дляАльянса читали Шарль Рише, член Французского института в Петрограде (на тему«Храбрость»), Жорж Лакур-Гайе, membre de l'Institut («Битва на Марне и наИзере»), Жорж Гавоти, председатель административного совета журнала «Revuehebdomadaire» («Франция во время войны»), граф Фредерик де Шевийи («Французскийсолдат»). В марте 1916 г. в стенах французского Михайловского театра (что нынетеатр оперы и балета им. Мусоргского) Альянсом был организован вечер для сборасредств в фонд помощи солдатам. Вечер проходил под патронажем французскогопосла. Непривычно и почти вызывающе на этом тематическом фоне смотрится лекция,прочитанная в 1915 г. французским актером Антуаном о французском театре воФранции от Пьера Гренгуара до Саши Гитри.
Эти лекции продолжались и во время революции 1917 года. 19октября в Альянсе выступал г-н Вигье, занимавшийся французской пропагандой вПетербурге. Его лекция называлась «Там, где прошли гунны». Вигье показывалфильмы, но говорил медленно, растягивая время: ожидали прихода французскогопосла, который задерживался. Присутствовавший на лекции Пьер Паскаль, в будущемвыдающийся французский славист, так вспоминал о том вечере: «В трех фильмах,показывающих вступление французов в Нуайон, замечается безразличие местногонаселения. Скучно. Лекция гораздо лучше. Он (Вигье — В.Р.) заканчивает, говоря,что не надо проповедовать ненависть, но что она вырастает сама, а еще ипрезрение. Затем перерыв. И снова фильмы, и внезапно звучный голос генерала(генерала Жанена — В.Р.). Затем говорил посол». Посол говорил о союзниках,«трудности которых мы понимаем», «намерения которых мы учитываем». Он напоминало мужестве французских солдат, говорил о времени после войны, о ненависти,рождающейся инстинктивно, о французском оружии, которое всегда должно бытьготово к обороне, даже в мирное время.
Общество Альянс Франсез просуществовало вПетербурге-Петрограде  до 1919 года.
Глава 2.Возрождение французских культурных центров вПетербурге в 90-х – годах ХХ – начале ХХI века2.1.Возрождение французских культурных центров в90-х годах ХХ века
Все действующие на территории современной России центрыфункционируют, руководствуясь Постановлением Совета Министров РФ от 19 марта1993 г. N 237 «О заключении Соглашения между Правительством РоссийскойФедерации и Правительством Французской Республики об учреждении и условияхдеятельности культурных центров». В нем, в частности, сказано, чтоПравительство Российской Федерации и Правительство Французской Республики,учитывая взаимный  интерес народов России и Франции к ознакомлению сгуманитарными и культурными ценностями друг друга, руководствуясь принципами иположениями Хельсинкского Заключительного акта Совещания по безопасности исотрудничеству в Европе, Итоговых документов Мадридской и Венской встреч,  атакже Парижской хартии для новой Европы, ссылаясь на Договор между Россией иФранцией от 7 февраля 1992 года, а  также на Соглашение между ПравительствомРоссийской Федерации и Правительством Французской  Республики о культурномсотрудничестве от 6 февраля 1992 года, ссылаясь на   Консульскую   конвенцию между  Союзом  Советских Социалистических Республик и Французской Республикойот 8  декабря 1966 года, ссылаясь на Соглашение  между Правительством СоюзаСоветских Социалистических Республик и Правительством Французской Республикиоб  устранении двойного налогообложения доходов от 4 октября 1985 года,согласились учредить на основе взаимности Культурный центр России  в г. Парижеи Культурный центр Франции в г.Москве.
Культурные центры призваны способствовать развитию отношениймежду Россией и Францией в области культуры, искусства, образования,межвузовских связей,  науки, техники и информации, в том числе аудиовизуальной,и непосредственно знакомить общественность с ценностями и достижениями каждогоиз двух государств в этих областях. Они могут содействовать выполнениюСоглашения о культурном сотрудничестве от 6 февраля  1992  года, а такжепрограмм  и протоколов сотрудничества, относящихся к компетенции министерств,других государственных учреждений, местных органов власти или подписанных обществами, ассоциациями  и  отдельными  лицами  двух государств.
Мишель Тарран, атташе по культуре при генеральном консульствеФранции в Ленинграде и директор Альянс Франсез, был автором идеи размещениявнешней службы Министерства иностранных дел Франции в городе, издавнапретендовавшем на роль культурной столицы России. У французских властей никогдане пропадал интерес к французскому культурному закреплению в бывшей столицеРоссийской империи. Они содействовали созданию Альянс Франсез в тот момент,когда советские твердыни необратимо рушились, а значение такого города, какСанкт-Петербург, побудило французские власти наметить открытие культурногоцентра, подчиненного Министерству иностранных дел. Таким образом, в интересахкоординации было решено назначить на руководство обоими учреждениями единогодиректора.
Если рассматривать вопрос исключительно в плане французскихправовых норм, то создание этого нового учреждения не вызывало никакихтрудностей. Будучи в течение 1992 года присоединенным к московскому ФранцузскомуКультурному Центру, оно уже с 1-го января 1993 года обладало финансовойсамостоятельностью. 12 ноября 1992 года с новыми российскими властями былоподписано межгосударственное соглашение «О статусе и деятельности культурныхцентров», которое и гарантировало существование учреждения. Это соглашение,предоставляющее возможность каждому из двух государств создавать культурныецентры не только в столицах, явилось фактическим признанием существованияфранцузского культурного центра в Санкт-Петербурге[8].
По мнению парижских инициаторов, санкт-петербургскийфранцузский культурный центр как можно скорее должен был стать ФранцузскимИнститутом в Санкт-Петербурге, вновь обретя название престижной организации,основанной по инициативе Поля Думера, впоследствии президента Французскойреспублики, — организации, предшествовавшей нынешнему институту до 1917 года. Всферу ее деятельности входили связи, в частности академические, между Франциейи бывшей российской столицей. Название «институт» должно было подчеркнутьназначение этого учреждения заниматься вопросами университетскогосотрудничества. Подобное предназначение было поставлено по сомнениетрансформацией с 1992 учебного года Французского колледжа в Санкт-Петербурге(созданного, как и его московский аналог, Мареком Хальтером), в истиннуюпрограмму в сфере общественных наук при Санкт-Петербургском ГосударственномУниверситете.
Выполнение Россией и Францией формальностей, связанных совступлением в силу франко-российских культурных соглашений, позволило министруИностранных Дел г-ну Алену Жюппе в ходе его официального визита в Россиюторжественно открыть в присутствии высоких представителей власти и российскойинтеллигенции Французский Культурный Центр в Москве (20 мая 1994 года) иФранцузский Институт в Санкт-Петербурге (21 мая 1994 года). Присутствиеминистра в сопровождении двух депутатов — г-на Андре, президента группыфранко-русской дружбы Национальной Ассамблеи, и г-на де Буаю, а также г-жиКаррер д'Анкосс, члена Французской Академии, — стало знаком одобрения первыхмероприятий этих действующих уже в течение двух лет центров и гарантией ихдальнейшего развития. В своей выразительной речи, произнесенной наторжественном открытии, мэр Санкт-Петербурга и большой почитатель французскойкультуры Анатолий Собчак подчеркнул положительную оценку, данную деятельностиэтого молодого учреждения российскими властями и высказал намерение оказыватьему поддержку и впредь. Это событие укрепляет положение Французского Институтаи в принимающем его учреждении. Художественный руководитель Капеллы, г-нВладислав Чернушенко, с теплотой сказал, что присутствие Французского Институтав Капелле придает деятельности Франции в музыкальном сфере особый блеск, вкакой-то мере компенсируя неудобства из-за отсутствия собственных помещений.Министр и г-н Собчак, который посетил медиатеку и помещения ФранцузскогоИнститута в первый раз, отметили их высокое качество и большой успех у публики.Компьютеризация явилась приоритетом дальнейшего развития на ближайший год.
После разрешения вопросов статуса и обустройства помещенийФранцузского института необходимо было определить его функции и задачи. Всевопросы преподавания французского языка были переданы Альянс Франсез. ДляФранцузского института были определены две функции:
· управлениецентром документации и информации, библиотекой -медиатекой;
· организациякультурных мероприятий и, в частности, художественных в сотрудничестве скультурной службой посольства Франции в Москве и с Французской АссоциациейХудожественной Деятельности (АFАА).
Французский институт призван ближе познакомить жителейCанкт-Петербурга и Северо-запада России с современной Францией и ее культурой,а также способствовать интеллектуальным, художественным инаучно-образовательным контактам.
Например, Служба по связям с общественностью предоставляетвсю необходимую информацию о мероприятиях, которые организует Французский центри координирует сотрудничество с местными средствами массовой информации вобласти радио и телевидения.
Служба культурных программ регулярно организует мероприятия,наиболее ярко представляющие современное искусство, культуру и мысль Франции.Эта служба инициирует и поддерживает творческое сотрудничество междуфранцузскими и российскими партнерами.
Медиатека-информационный центр имеет богатую коллекциюфранцузских книг, журналов и газет, музыкальных записей, художественных идокументальных фильмов, подборку CD-ROMов и доступ в Интернет.
Информационный центр по современной Франции предоставляетинформацию по самым разнообразным аспектам, касающимся современной Франции.Центр отвечает на запросы организаций и частных лиц.
Представительство Агентства ЭдюФранс предлагает информацию обобразовании во Франции и содействует студентам, желающим обучаться во Франции.
Французский институт работает в сотрудничестве с ЦентромФранцузского языка, который предоставляет преподавателям французского языкавозможность повышения их квалификации, и с Французским УниверситетскимКолледжем, который предлагает бесплатное обучение для студентов, желающихуглубить свои знания в гуманитарных и общественных науках. Французский институтв Санкт-Петербурге также работает в партнерстве с Альянс Франсез.
Французский Институт каждый год устраивает большой Бал.Постоянной площадкой для праздничных светских вечеринок традиционно являлсяИзмайловский сад. В 2003 году французы решили освоить новую территорию.Вспомнив лозунг студенческой революции 68 года – «Sous le pavо la plage» (подмостовою пляж) они решили отпраздновать свой День на пляже Петропавловскойкрепости.
Французский Институт окончательно взял на себя роль мостамежду научными и творческими учреждениями двух стран. В большой мере благодаряэтой роли сложились условия для дальнейшего укрепления французского культурногоприсутствия в Санкт-Петербурге, являющимся одной из крупнейших метрополийстраны (пять миллионов жителей), который по-прежнему остается культурнойстолицей России. 2.2.Развитие культурного центра Альянс Франсез вПетербурге в 90-е годы ХХ – начале ХХI века
Особенности современного развития культурного центра АльянсФрансез изложены специалистами Общества на страницах Альманаха Альянс Франсез,который стал выходить с 1999 года. Альянс Франсез Санкт Петербурга — первый извоссозданных на территории России Альянс Франсез. Уже с 1991 г. несколькороссийских почитателей французской культуры и знатоков французского языкарешили создать во втором по значению городе России некую структуру дляраспространения французского языка и культуры.
24 июня 1991 года был зарегистрирован Устав ассоциации«Ленинградского Альянс Франсез». Ассоциация заявляла свою решительнуюнепричастность к каким-либо политическим мотивам и ставила своей цельюраспространение языка, поддержку учителей, организацию культурных мероприятий ипоездок. Она утвердилась за несколько месяцев до официальной ликвидацииСоветского Союза как одно из первых учреждений зарождавшегося гражданскогообщества.
Первые культурные мероприятия стали проводиться с осени 1992года. Валентин Мультатули собрал нескольких актеров Пушкинского(Александринского) театра и Большого Драматического (БДТ) и начал представлятьпублике пьесы французского классического репертуара. Наталья Корыхаловаорганизовала серию концертов французской музыки. А 14 июля 1992 года во двореКапеллы был открыт первый «Бал Альянс Франсез».
На генеральной ассамблее 22 января 1993 года генеральныйконсул Франции в Санкт-Петербурге г-н Ролан Блатманн, после высокой оценкиработы, проделанной Альянс Франсез, упомянул о существовании, наряду с ней,Французского культурного центра, — представительства Министерства ИностранныхДел Франции. Задачи обоих учреждений были определены с общего согласия: АльянсФрансез было поручено развитие обучения языку и распространение французскогорепертуара при участии русских артистов, тогда как ответственность замедиатеку, равно как и за спектакли, привозимые из Франции, была возложена наФранцузский культурный центр[9].
Культурные мероприятия постоянно расширялись и получилирегиональное значение. Труппа, собранная Валентином Мультатули, выступала врамках недель французской культуры в Пскове, Новгороде, Тихвине, Выборге.Содействие Марины Старых, актрисы Большого Драматического Театра, позволилопредставить спектакли на французском языке. Концерты Натальи Корыхаловойсоставили цикл, названный «Музыкальные среды».
1996 год прошел под знаком создания ассоциацией АльянсФрансез Школы — подразделения, призванного соответствовать изменениям вроссийском законодательстве. Оно теперь требовало выдачи лицензии (на преподавание),которая могла быть предоставлена только образовательному учреждению,признанному как таковым. Получившая статус юридического лица и собственнуюбухгалтерию, «Школа Альянс Франсез» была зарегистрирована 16 сентября 1996 годаи ее руководителем стала, по решению Комитета, генеральный секретарь ассоциацииГалина Драган, тогда как учрежденный Педагогический Совет возглавила НинаМартынова.
На генеральной Ассамблее в декабре 1996 года, отметившей5-летие воссоздания Альянс Франсез, в Комитет были приглашены некоторыепредставители делового мира и масс-медиа, что свидетельствовало о влиянииассоциации в обществе. В руководящую инстанцию ассоциации вошли: г-жа ВераОболенская из СЖТТ, гг. Дмитрий Журкин из Галереи вин, Дмитрий Багаев из«Уголка Франции» и Зиновий Спичинский из издательства «Аврора». Кирилл Набутов,известный ведущий программы ТВ и г-жа Марина Старых, актриса БДТ, оказали своесодействие Комитету.
На сегодняшний день, Альянс Франсез Санкт Петербургапродолжает под председательством директора Музея Эрмитаж Михаила БорисовичаПиотровского выполнять задачи, закреплённые через его создателями.
Культурная программа Альянса строится вокруг трёх видовдеятельности: лаборатории, циклы и культурные акции. Лаборатории, рассчитанныена членов Ассоциации, предоставляют возможность изучать на французском языкетакие дисциплины, как литературно-художественный перевод, театр или фотография.Циклы помогают открыть для себя французскую музыку, моду, кино или же кухнютем, кто ещё не знаком с ними. И наконец, на культурные акции — выставки,концерты или спектакли — приглашается самая широкая публика.
С этой точки зрения существенным является тот факт, чтоинициатива создания Альянса принадлежит российским гражданам. Вдействительности, в силу большой значимости Санкт-Петербурга, в нём размещаютсямногие другие структуры, занимающиеся франко-российским культурнымсотрудничеством, такие, например, как Французский Институт, Региональный ЦентрФранцузского Языка, Французский Университетский Колледж и франко-российскийДеловой клуб.
Административный совет Альянса и его председатель собираютвокруг себя не только известных деятелей российской культуры, но также ипредпринимателей и представителей средств массовой информации. Конечно, вопросыуправления Альянсом и его деятельностью являются прерогативой директора. Норешение о деятельности Альянса принимает Административный Совет, которыйизбирается на Генеральной Ассамблее, он же голосует бюджет и следит за еговыполнением. Все члены Совета заседают в нём на добровольной основе.
Влияние Альянс Франсез вносит свой вклад в укреплениекультурного сотрудничества, проводимого Французским Институтом. Так, г-жаКсения Клименко оказывает содействие в подготовке нескольких опер в Мариинскомтеатре.
Самым ярким знаком этого влияния стало коллективноевступление в Альянс Фрасез коллектива знаменитого хореографического училища им.Вагановой под руководством Л. Надирова осенью 2000 года.
Во время обсуждения на генеральной ассамблее 10 декабря 2000года, прошедшей в присутствии посла Франции г-на Клода Бланшмезона игенерального секретаря парижского Альянс Франсез Жана Арзика, внимание былообращено к предстоящим торжественным датам: 10-й годовщине воссоздания АльянсФрансез в Петербурге в конце июня и подготовке к празднованию 300-летияСанкт-Петербурга в 2003 году. Альянс Франсез, символ общности между Петербургоми Францией, принял активное участие в этих мероприятиях.
Таким образом, Альянс Франсез Санкт Петербурга стремитсядостойно выполнять возложенную на него миссию, не прерывая своей деятельности исоблюдая принцип уважения культур.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Город Санкт-Петербург насыщен традициями долгого общения скультурой Франции. Эрмитаж, библиотеки Дидро и Вольтера, Исаакиевский соборМонферрана… Французская речь звучит на его улицах естественнее, чем другиеиностранные языки. Стремление учить французский всегда было огромным, и поэтомуне случайно французские культурные центры приобрели здесь большую и благодарнуюаудиторию.
Один из таких Центров — Ассоциация «Альянс Франсез» занялдостойное место в ряду культурных учреждений города, он прекрасновзаимодействует с властями Петербурга и его общественными организациями. Кактого и требует давняя традиция, Альянс работает в тесном взаимодействии с Французскиминститут и Генеральным консульством Франции. Как и прежде, он продолжает бытьодной из лучших моделей культурного взаимодействия между народами при поддержкегосударств.
Отдел культуры Французского Института призван представитьжителям Санкт-Петербурга и северо-западного региона России различные гранисовременного и классического искусства Франции: театр, музыку, пластическиеискусства, фотографию и кино.
Судя по активной деятельности Центров в 90-е годы ХХ и началаХХI века, можнопредположить, что в перспективе деятельность французских культурных центровбудет направлена на активизацию российско-французских отношений в гуманитарнойсфере и дальнейшем углублении культурных контактов между нашими странами.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.  Алпатов М. А. Русскаяисторическая мысль и Западная Европа: XVII — первая четверть XVIII в.) М.,1985.
2.  Борисов Ю. В. ДипломатияЛюдовика XIV. М., 1991.
3.  Евреинов Ф. Второерождение Французского Института в Санкт-Петербурге // Альянс Франсез иФранцузский институт в Петербурге. Сборник исторических очерков.
4.  История новейшего временистран Европы и Америки: 1945-2000 гг. Учебное пособие для студентов вузов/ Подред. Е.Ф. Язькова. М., 2001.
5.  Коротков С.Н. Россия иФранция. Межгосударственные отношения и культурные контакты: от установленияотношений до начала Французской революции ХVIII в.: Учебное пособие. СПб.,2002.
6.  Лавров А. С. «Записки оМосковии» де ла Невилля во Франции и в России XVIII века // Книга в России: векПросвещения. Л., 1990.
7.  Маржерет Ж. Россия началаXVII века. М., 1982.
8.  Нарочницкий А.Л. Дветенденции в развитии отношений между СССР и Францией: (К итогам и задачамисторического исследования) // Новая и новейшая история. 1966, № 5.
9.  Первое посольство Россииво Франции // Исторический архив. 1996. № 1.
10. РжеуцкийВ.С. Альянс Франсез в Петербурге (1907-1919) //Альянс Франсез и Французскийинститут в Петербурге. Сборник исторических очерков.
11. ФорК. Воссоздание Альянс Франсез в Санкт-Петербурге (1991-2001) // Альянс Франсези Французский институт в Петербурге. Сборник исторических очерков.
12. ЧеркасовП.П. Россия и Франция в ХVIII в.: Итоги и перспективы исследования // Новая иновейшая история. 1993, № 3.
13. ШтрангеМ.М. Русское общество и Французская революция 1789-1794 г. М., 1956.
14. CorbetCh. L'opinion francaise face a l' inconnue russe (1799-1894). Paris, 1967.
15. HaumantE. La culture francaise en Russie (1700-1900). Paris, 1910.
16. LaFrance et la Russie au siecle des Lumieres. Relations culturelles etartistiques de la France et de la Russie au XVIII siecle. Paris, 1986.
17. PingaudL. Les Francais en Russie et les Russes en France. Paris, 1886.
18. MohrenshildtD. S. Russia in the intellectual life of eighteenth century France. New York.1936 (New York, 1972).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.