Формированиеинформационной культуры читателей
Информационнаякультура – многоаспектное понятие,возможности и способности человека ориентироваться в информационном пространстве,пользоваться возможностями информационного окружения, уметь применять информационныетехнологии, владение компьютерной грамотностью.
Современнаяжизнь полна перемен. Меняется страна, меняется библиотека, меняются информационныеи культурные запросы населения. Сегодня к библиотеке и библиотекарю представляютсяповышенные требования. Не секрет, что только обновление знаний, навыков помогаетбиблиотечному специалисту сохранить творческую форму, способность активно усваиватьсовременные идеи, искать и находить новое, интересное для читателей. Эта работаявляется для библиотек традиционной. Другое дело, что не всегда и не во всех библиотекахона ведётся на должном уровне и отвечает предъявляемым сегодня требованиям.Поэтому общий уровень культуры чтения, и библиографической грамотности у большинствачитателей публичных библиотек ещё не достаточно высок. Многие из них не могут свободноориентироваться в различных библиографических пособиях, выбирать самостоятельнолитературу или использовать научно-справочный аппарат изданий, самостоятельно пользоватьсяСБА, намечать переписку своего чтения.
Но не менееважно дать читателю представление о возможностях ЦБС (центральной библиотечной системы),что пользуясь конкретной библиотекой, он может получить по внутрисистемному обменуи МБА практически любое издание из единого фонда, равно как и из фонда другой библиотекирегиона в том числе и специальной.
Читатели должныиметь достаточно полные и систематизированные знания о книге как источнике информации,об особенностях изданий различных видов и их аппарате, об организации издательскогодела в стране и специфике печатной продукции универсальных и отраслевых издательств.Важно также обратить внимание читателей на публикацию в периодических изданиях критико-библиографическойинформации.
Библиографическаяработа – это совокупность процессов и операций поподготовке к использованию разнообразных библиографических средств для отраженияи раскрытия фондов библиотеки, активного использования их реальными читателями ипользователями. Это достигается путём:
– формированиеи ведение справочно-библиографического аппарата;
– составлениедля читателей библиотеки разнообразных библиографических пособий – указателей исписков литературы, всевозможных картотек;
– подготовкии проведения устных библиографических обзоров;
– справочно-библиографическогообслуживания (обеспечение читателей библиографической информацией по их разовымзапросам);
– библиографическогоинформирования (обеспечение читателей библиографической информацией по их долговременнымпостоянно действующим запросам);
– информационного(библиографического) обучения.
Практика работыЦБС показывает, что читатели не знают многих важнейших справочных изданий, не умеютими пользоваться. Поэтому читателям нужно рассказать о назначении и особенностяхразличных видов справочных изданий, научить их приёмам поиска нужных сведений.Следует обращать внимание читателей на то обстоятельство, что библиографическиепособия являются источниками информации о книгах, статьях и других материалах,представленных не только в данной библиотеке, но и в других фондах.
Уровень пропагандыбиблиографических знаний во многом определяется уровнем СБА (справочно-библиографическогоаппарата), СБО (справочно-библиографического обслуживания) и библиографическогоинформирования. От того, на сколько профессионально организован справочно-библиографическийаппарат, зависят качество выполняемых справок, активность использования читателямикаталогов, картотек, справочных и библиографических изданий, обращаемость фонда.Неполная, неоперативная информация о едином фонде ЦБС, сужает круг выдаваемой литературы,лишает читателей возможности своевременно узнавать о новинках.
Плановость,систематичность, практическая направленность, эффективность – таковы основные требования,которым должна отвечать пропаганда библиографических знаний. Работа ведётся в соответствиис намечаемыми планами, систематично. Читатели приобретают определённую сумму знанийс учётом уровня образования и культуры чтения, специфических потребностей (самообразовательных,профессиональных, любительских). Главное в проводимой работе должно быть не количествозапланированных мероприятий, а их результативность, высокий профессиональный уровень.
Система работыпо формированию библиографической культуры и пропаганде библиотечно-библиографическихзнаний предусматривает использование различных методов и форм охватывает всех читателей.
Методы и формыработы обуславливаются целями поставленными библиотекарем (привлечение в библиотеку,приобщение к чтению, развитие и углубление самообразовательных или профессиональныхпотребностей, уровнем культуры чтения, возможностями ЦБС и библиотек региона.Формы пропаганды библиографических знаний классифицируется по способу передачи знанийи по широте охвата читателей. Так, в зависимости от способа передачи в массовыхбиблиотеках применяются различные формы наглядной и устной пропаганды библиографическихзнаний. По широте охвата читателей выделяются формы индивидуальной, групповой имассовой работы.
Основными формаминаглядной пропаганды библиографических знаний являются:библиографические ссылки и отсылки в фонде, выставки и просмотры справочных и библиографическихизданий, схемы организации СБА, схемы-алгоритмы библиографического поиска,плакаты, альбомы, стенды, стенгазеты, бюллетени.
Наглядные формы– показ изданий или раскрытие их содержания в зрительно воспринимаемыхформах. Действенность наглядных форм усиливается сочетанием их с устными и печатнымисредствами пропаганды. Так, книжные выставки или открытый просмотр литературы организуетсяв комплексе с библиографическим обзором, массовыми и групповыми консультациями,индивидуальными беседами.
Библиографическиессылки и отсылки связывают отраслевые отделы фондамежду собой, а также с соответствующими разделами каталогов и картотек,помогают в поиске и выборе книг. Их помещают на внутриполочных выставках или отдельно,с помощью специальных держателей. Обращённые к читателю библиографические ссылкинапоминают, что полную информацию о составе и содержании фонда может дать толькосистематический каталог, так как на полке книги находятся в постоянном движении.Ссылки и отсылки от одного раздела фонда к другому помогают читателям находить литературупо одной теме, размещённую при систематической расстановке в разных отделах.
Выставки справочныхи библиографических изданий оформляютсяс целью пропаганды их среди читателей. Они могут быть постоянными или временными.В ряде случаев на выставки отбирают прикнижные и внутрижурнальные библиографическиепособия.
Тематическиевыставки посвящены актуальным вопросам политической жизни, экономики, науки,техники, культуры, искусства. Могут быть в виде цикла из нескольких экспозиций сединым названием.
Жанровые выставкиблизки к тематическим. На них экспонируется литература по отдельным жанрам (роман,поэзия, мемуары м др.), раскрывающая ту или иную тему или исторический период жизнистраны, те или иные виды изданий (альбомы, открытки и др.).
Выставки-просмотрылитературы по определённой теме или отрасли знания включают литературу всех видовза ряд лет. Они предназначаются в помощь профессиональному чтению и адресованы специалистам(промышленного, сельскохозяйственного производства и др.), организуются как частькомплекса мероприятий (День информации, неделя специалиста и др.), включающих кромевыставки библиографические обзоры, лекции, консультации, встречи.
Плакаты,схемы применяются для пропаганды библиотечных каталогови библиографических картотек. Они обычно содержат текст и иллюстративный материал.Они могут быть посвящены отдельным каталогам (картотекам) и содержать полное наименованиеэтого каталога (картотеки), информацию о том, какие виды изданий и материалов отражены,за какой период времени, как сгруппированы библиографические записи. На плакате-схемесистематического каталога обязательно даётся перечень основных делений.
Схема организацииСБА должна быть оформлена по возможности в каждом подразделении ЦБС.На ней должны быть представлены все элементы единого СБА, в том числе и отсутствующиев данном филиале. В схеме приводятся сведения о степени полноты отражения единогофонда ЦБС, и каждой его части (ЦБ, библиотеки-филиала), о хронологических рамкахохвата отражаемой литературы и т.п. Пользуясь унифицированной схемой, читатель любогоподразделения ЦБС получает представление об её информационных возможностях.
Схема-алгоритмбиблиографического поиска помогает читателю выбрать наиболее оптимальныйпуть поиска документов по каталогам, картотекам, библиографическим пособиям.
Бюллетени,стенгазеты содержат главным образом всевозможныеметодические консультации по библиографическим вопросам, информацию о библиографическихпособиях, советы специалистов по использованию определённых материалов. В них такжепомещаются отзывы читателей о библиографических пособиях, беседах и т.п.
Стенды оформляются, как правило, в крупной библиотеке. На них помещаются методическиематериалы, отдельные библиографические пособия, иллюстрированные плакаты.
Альбомы,папки материалов пропагандируются публикации вгазетах и журналах по вопросам представляющих интерес для читателей: о деятельностииздательств, серийных изданиях, крупнейших библиотеках страны и мира, по историиданной библиотеки и другое. Их оформляют в тех случаях, когда нет возможности развернутьвыставку. Материалы, собираемые в альбомы и папки, используются и работниками библиотеки.
Основными формамиустной пропаганды библиографических знаний являются: беседы, обзоры библиографическихпособий, лекции, семинары и читательские конференции.
Специфика устныхформ проявляется в непосредственном общении библиотекаря, организующего данное мероприятиес пользователями, для которых оно организуется, в обратной связи, помогающий скорректироватьусилия библиотекаря и т.д. Успех устного информирования напрямую зависит не толькоот того, что говорит библиотекарь, но и от того, как он говорит. Устное информированиене только передаёт некую информацию, но оказывает значительное эмоциональное воздействиекоторое для некоторых читательских групп представляется очень важным.
Беседы проводятся в фонде, у каталогов и библиографических картотек, у стеллажей,где размещён СБФ. Они могут быть индивидуальными и групповыми. Читателям разъясняютсяназначение и особенности организации различных каталогов, картотек, правила библиографическогоописания книг и статей, методика поиска нужных сведений в энциклопедиях,словарях и справочниках, приёмы использования вспомогательных указателей к изданиям.Беседы проводятся и непосредственно в ходе поиска ответа на запросы читателя,что способствует активизации библиографического обучения.
Групповые беседыцелесообразно проводить по заранее намеченному плану. Чаще всего они посвящаютсявопросам организации СБА, методики поиска нужной информации по алфавитному и систематическомукаталогам и сопровождаются практическими заданиями для читателей.
Проводятся такжеконсультации которые носят методический характер (содержат советы о том,как следить за новинками художественной литературы, как правильно выбирать книгипо специальности и т.д.). В соответствии с интересами и запросами комплектуют группычитателей, подбирают библиографические пособия.
Обзоры библиографическихпособий предназначаются, как правило, небольшим почисленности группам читателей, которых объединяет общность интереса к теме,уровень общеобразовательной, профессиональной подготовки. При проведении обзораследует использовать достаточно широкий круг изданий. Как показывает опыт работыЦБС, это обеспечивает их высокий качественный уровень и действенность.
Но для читателей,ещё не владеющих в достаточной мере навыками самостоятельного пользования библиографическимипособиями, проводятся обзоры иного рода, они носят обучающий характер.Библиотекарь предварительно подбирает библиографические пособия определённого назначения– в соответствии с потребностями группы читателей, что и обуславливает содержаниекаждого элемента обзора. Чтобы заинтересовать читателей библиографическими пособиями,рекомендуется начинать рассказ о них с характеристики отражаемых произведений. Взаключительной части обязательно даются рекомендации практического характера.
Иногда подготавливаютсятематические обзоры библиографических пособий или обзоры библиографических серий,интерес к которым был выявлен в предварительных беседах с читателями.
Читательскаяконференция проводятся обычно в конце годас целью подведения итогов работы по библиографическому обучению. На обсуждение выносятсявопросы: роль каталогов и картотек в много аспектном раскрытии фонда библиотекии выборе литературы, значение справочных и библиографических изданий и библиографиив целом и другое. Важно, чтобы конференция отвечала наиболее типичным запросам читателей.Читательские конференции наиболее эффективно позволяют осуществлять обратную связьбиблиотеки с читателями. На читательской конференции сталкиваются и формируютсячитательские мнения о книге.
К печатным формампропаганды относятся путеводители по библиотекам,памятки, учебно-методические и практические пособия, листовки. Эти издания подготавливаютсяреспубликанскими, областными, центральными, городскими и районными библиотекамиспециально для читателей.
Подробно о системекаталогов и картотек читателю рассказывают памятки и путеводители. Большоеместо в них занимают иллюстрации, схемы. Пользуясь ими читатели учатся ориентироватьсяв структуре и содержании каталогов и картотек, самостоятельно работать с ними.
Путеводителипо библиотекам преследуют иные цели: они знакомят с основными функциями библиотеки,работой её подразделений, справочно-библиографическим аппаратом,библиографической продукцией. Они предназначаются не только читателям данной библиотеки,но и самим библиотечным работникам.
Персональнаяпамятка составляется в большинстве случаев к знаменательными памятным датам, в связи с присуждением литературных премий, к юбилею выдающегосяучёного, писателя, художника. Цель памятки – ознакомить с основными произведениямиопределённого лица и помочь в изучении его жизни и творчества. Для памятки отбираютнаиболее ценные работы данного деятеля. Затем выявляют издания его произведения,имеющихся в библиотеке, литературу о жизни и творчестве.
Комплекснаяпропаганда библиографических знаний предполагаетиспользование совокупности различных форм – наглядных, устных, печатных. К основнымформам устной пропаганды относятся: экскурсии по библиотеке, библиотечно-библиографическиеуроки, школы (университеты) библиотечно-библиографических знаний, дни библиографии,недели (месячники) пропаганды библиографических знаний, библиографические игры.
Во время экскурсиипо библиотеке проводятся беседы, используются наглядные формы (схемы,плакаты, листовки), библиографические обзоры.
Библиотечно-библиографическиеуроки позволяют пропагандировать знания о книге,библиотеке, библиографии и вести обучение читателей по определённой системе.Уроки можно проводить не только в библиотеке, но и вне её – в школах, в учреждениях,на предприятиях. Они являются эффективными, если проводятся регулярно в более илименее постоянной читательской аудитории и при этом используются и другие формы пропагандыбиблиографических знаний.
При проведениизанятий со школьниками или учащимися системы профессионально-технического обучениянеобходимо установить контакты с учителями и преподавателями, которые помогут закрепитьизученный материал на занятиях по соответствующим дисциплинам и внеклассной работы.
Школа библиотечно-библиографическихзнаний организуется совместно с предприятиями,профсоюзными и техническими библиотеками, с целью повышения общеобразовательногои профессионального уровня молодёжи. Занятия в школе проводятся один раз в месяцпо заранее разработанной программе.
Устные журналы– традиционная для массовых библиотек форма работы, которая может применятсяи в пропаганде библиотечно-библиографических знаний. На «страницах» устного журналаможно познакомить читателей с библиографическими пособиями актуальной тематики собзором интересных публикаций из журналов, рассказать о книгах, раскрывающих творческуюлабораторию выдающихся деятелей науки и культуры. Устный журнал можно посвятитьискусству чтения художественной литературы.
При проведенииДня библиографии используются различные формы наглядной и устной пропагандыбиблиографических знаний: выставки-просмотры и подборки библиографических пособий,плакаты, консультации и беседы об отдельных изданиях, обзоры рекомендательных пособий,конкурсы и викторины. Проводятся дни один-два раза в квартал. Дни библиографии могутбыть универсальными и тематическими. Программа составляется за один-два месяца допроведения очередного дня библиографии, о чём оповещают читателей.
В процессе подготовкико Дню библиографии обновляется оформление книжного фонда, организуются специальныевыставки и тематические полки в фонде. По итогам мероприятия проводятся методическиесовещания коллектива библиотеки.
Недели (месячники)пропаганды библиографических знаний охватывают практическивсех читателей. Их проведению предшествует большая подготовительная работа сотрудниковЦБС совместно с органами НТИ, референтами предприятий, работники которых являютсяабонентами индивидуального или коллективного информирования. Информацию о предстоящеммероприятии можно поместить в местной газете.
Если подготавливаетсямесячник, то в ЦБС и вне библиотеки организуются открытые просмотры изданий из различныхфондов (ЦБС, областной библиотеки и др.) дни библиографии, конкурсы и библиографическиевикторины. Основной объём работы (консультации, беседы, обзоры информационных ибиблиографических изданий и пр.) выполняет отдел обслуживания. Итоги месячника могутбыть проведены на читательской конференции. В ходе месячника проверяется эффективностьразличных форм пропаганды библиографических знаний, наиболее действенные из которыхиспользуются в дальнейшей работе ЦБС.
Отличительнаячерта конкурсов, вечеров вопросов и ответов, КВН, викторин, информин – занимательностьи достаточно высокая эффективность, поэтому их рекомендуется применять в библиографическомобучении молодёжи (студентов, школьников). Цели конкурса (знатоков книги,затоков библиографии) и библиографической викторины – проверить, на сколько читателямиусвоен материал с которым они познакомились во время бесед, консультаций,библиотечно-библиографических уроков. Иногда эти мероприятия являются частью комплексногомассового мероприятия (Дни библиографии, месячники или недели пропаганды знанийпо библиографии).
Информина отличаетсяот библиографической викторины тем, что она проводится в течении продолжительногопериода и охватывает максимальное число участников (чаще всего студентов).Информина проводится в два этапа, один из которых – заочный. Его итогом становитсяконкурс письменных работ. На втором – соревнуются победители первого этапа.
Следует отметить,что любая из названных форм почти не применяется в библиотечной практике в «чистомвиде», а используется в сочетании с другими. Так, любая форма наглядной пропагандымалоэффективна без пояснения библиотекаря, а успех многих форм устной и комплекснойпропаганды библиографических знаний зависит от умелого использования наглядных средствбиблиографического обучения.
Списоклитературы
1. Диомидова. Г.Н.Библиографоведение: учеб. для средн. профессиональных учебных заведений. –Спб.: Профессия, 2003. – 288 с. – (Серия «Библиотека»).
2. Диомидова. Г.Н.Библиография: общий курс. – Книжная палата. – 1991. – 117 с.
3. Справочник библиотекаря /Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина: Сост. С.Г. Антонова, Г.А. Семёнова.– М.: Книга, 1985. – 303 с.
4. Справочник библиотекаря /науч. ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкина. – СПб, 2002.
5. ГОСТ 7.1–2003 Библиографическаязапись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. –Введ. 01. 11. 04. – Мн.: БелГИСС: Госсандарт Беларуси, 2004. – 48 с.