КУРСОВАЯ РАБОТА
«Трансформациясути вещи в контексте потребительского общества»
Оглавление
Введение
1.Потреблениеи его роль в искусстве (поп-арт)
1.1.Потребление и общество потребления
1.2.Поп-арт.Краткий обзор направления. Идея потребления
2.Трансформациявещи
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Что есть потребление? Насколько люди зависимы от него? Мы все живем всовременном мире, составной частью которого является потребительское общество.Мы углубились в него настолько, что избавиться от него уже не в силах. Да ктому же, стоит учитывать, что многие и не осознают существенной роли«потребления» в их жизни, потому как оно является стихией, в которой все мыживем и существуем, частичкой нас самих.
Однако если ранее вещи представляли собой часть интерьера, то теперь этопредметы, обладающие своей личностью. Они самостоятельны. Они изменчивы. Иизменились они настолько, что теряют свою истинную сущность, туфункциональность, которая была им свойственна, до появления направления Поп-Артав искусстве. Да, именно со времени появления данного течения, изменилось иотношение к самым простым вещам (начиная от продуктов и заканчивая предметамибыта). А возникло оно как реакция на абстракционизм, как отрицаниебеспредметничества. В результате чего в поп-искусстве мы видим незамысловатые ииногда часто повторяющиеся изображения обычных банок, либо портреты идолов50-60ых годов. Не стоит искать в этих работах какой-либо глубокий смысл. Онибанальны до невозможности. Художники с иронией отнеслись к кубизму,сюрреализму, абстракционизму, в результате чего и появилось данное течение.
Значение вещей пересмотрелось и выставилось на обозрение людей подразными углами и вариантами. Художники стремились показать в своих работах то,как может меняться сущность предмета, если его немного изменить – с помощьюдругого цвета, материала или даже технических средств исполнения.
И большинство приняло это направление как должное, как нечто новое исвежее. Тогда же и началось формироваться потребительское общество.
Сейчас же потребительское общество – это как нечто само собой разумеющееся.Потребление представляет собой неотъемлемую часть нашей жизни, и для некоторыхэто цель существования. Однако не стоит забывать, что любая вещь – это нетолько символ-знак потребительского общества, но и то, что может составлятьискусство.
Таким образом, в данной работе показано то, что вещи – это не толькопредметы-символы потребительского общества, но и частичка искусства.
Сама курсовая работа включает в себя краткий экскурс в само направлениеПоп-Арт, так как он явился началом того, что мы имеем сейчас, и идеюпотребления в современном обществе.
1.Потребление и его роль в искусстве (поп-арт)
1.1. Потреблениеи общество потребления
В современном обществе вещи не просто являются предметом использованиядля жизненных нужд. Они не являются отличительным знаком личности, или дляподчеркивания престижа и богатства.
Понятие потребления относится не только к вещам, но и к людям и ко всемумиру.
Объектом потребления являются не вещи, не материальные блага, не еда илиодежда, которые мы покупаем каждый день или на праздники, в честь каких-либоотношений. Нет, они образуют лишь объект потребности, то есть то, что человекунеобходимо и что он хочет получить для удовлетворения своих желаний.
Потребление – это, прежде всего, потребление знаков и символов, а знак исимвол – это вещь (мебель, дом, машина, еда и так далее), приобретшая новый,иной от истинного, смысл. К примеру, в отличие от ранних времен, сейчас людизнакомы с понятиями моды и стиля и, благодаря различным дизайнерскимразработкам и технологическим возможностям за достаточно недолгое время сшитьбольшое количество разнообразной одежды, одежда перестала нести свойпервоначальный смысл. Теперь же ее выбирают, исходя не из комфортности иуниверсальности, а обращая внимание в первую очередь на стильность,эффектность, отодвигая ее удобство на задний план.
Таким образом, чтобы стать объектом потребления, вещь должна сделатьсязнаком, то есть тем, что не имеет отношения к ее прежнему смыслу ипредназначению. Новый ее смысл рождается в системе вещей, под воздействиемдругих вещей-знаков. То есть, если опять же возьмем пример с модой, дизайнерскиеразработки (порой просто невероятные по своему внешнему виду ифункциональности) указывают моде путь на те коллекции, которые, вероятнеевсего, будут наиболее актуальны в предстоящем году. Мебель и атрибутыинтерьера, которые, по задумкам дизайнеров-архитекторов, привносят в дом уют,тепло и гармоничность; кольца и подарки в знак идеи существовавшей некогдалюбви и прочее, — все это лишь предмет, подразумевающий идею возможных чувств,переживаний, ощущений. Именно теперь вещь получает свою индивидуальность,самостоятельность, и выдвигается на первый план.
Как уже упоминалось чуть выше, теперь даже отношения становятся чем-тоотсутствующим. Есть только их идея, но самих их нет. Различные вещи (будь то, кпримеру, подарок на юбилей или уютная обстановка в доме) содержат в себе идеювозможных отношений, но, увы, не претворенную в жизнь людьми. Как правило, идеяотношений выражается через определенный набор вещей-знаков, что очень хорошозаметно на примере семейных пар.[1] Таким образом, идеяотношения (вне зависимости от ее рода) «потребляется» через вещи, что говоритоб отсутствии реальных переживаний.
Ранее, до абстрактного искусства, вещь находилась в тени человека,являлась своеобразным декоративным дополнением к композиции картины. Но теперь,из-за оказавших значительное влияние Дадаизма, Кубизма и Сюрреализма, сложиласьнечто новое, нечто непрерывное, что продолжает существовать по сей день, иявляется для большинства людей смыслом жизни.
Как писал Андрей Приепа в своей статье «Производство теории потребления»:«Я начинаю потреблять не тогда, когда зарабатываю «свой первый миллион», атогда, когда обнаруживаю у себя желание стать обладателем некоего товара илиуслуги». И действительно так. В потребительском обществе люди работают не длятого, чтобы поддержать свою жизнь или жизнь своих близких, но ради приобретениявозможности потребления. То есть важна сама идея, процесс, его переживание, ане результат. Даже образование теперь несет в себе возможность потребления, этоодин из компонентов современного потребительского общества. Люди получаютобразование не ради знаний и их применения на практике, а ради продвижениявверх по карьерной лестнице и получения возможности приобретения как можнобольшего количества средств для, опять же, возможности потребления.
Вначале у человека появляется идея, мысль, так называемый «проект» того,что он желает приобрести. Но, такой процесс конечен. Имеется ввиду, что желаниеприводит к приобретению и зачастую желание и ожидание переживается ярче иприятнее, чем само приобретение, то есть чем сам результат. И на этомприобретении «проект» заканчивается. Однако так как человеческое существопостоянно чего-то жаждет, следовательно, на окончании одного «проекта»появляется новый. Теперь самое время отметить одну из самых важных чертпотребления – оно основано на постоянной нехватке, на желании того, чтоотсутствует. Следовательно, оно непрерывно и у него нет границ. Если бы мыпотребляли лишь материальные блага, а не вещи-знаки, то когда-нибудь наступилбы предел, так называемое «перенасыщение». И мы бы получили удовольствие отрезультата большее, чем от самого процесса. Но, как уже говорилось чуть выше,человек постоянно стремится потреблять все больше и больше, следовательно,этого конечного удовлетворения не наступает. Такова сущность потребления.Остается лишь разочарование и желание чего-то нового, другого.
Но результат, то есть получение этой покупки, или того, что человек такжаждал всем своим существом, практически всегда разочаровывал, не давал большейрадости, нежели мысль о приобретении. Потребление неистребимо потому, что учеловека, потребителя, постоянно существует некая нехватка вещей, «проектов»,которые он хочет получить.
Реклама в этом процессе играет немаловажную роль, так как она помогаетраспространяться рекламируемым вещам-знакам с большей скоростью. Она указываетна лучшие марки, бренды, на лучшие товары; она советует (даже скорее несоветует, а ненавязчиво указывает на то, что надо купить в обязательномпорядке, иначе можешь пропустить свой шанс), что лучше покупать, что будеткачественнее, пусть оно даже и не является таковым на самом деле. Она указывает,где лучше и выгоднее провести отпуск одному или с семьей. В общем, она являетсяодним из главных источников распространения и продвижения идеи потребления.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, потребительскоеобщество не знает границ своим желаниям. Потребляются идеи, знаки и символы, ноне вещи. Потребление основано на нехватке, так как у него не может бытьконечного удовлетворения и насыщения.
1.2.Поп-арт. Краткий обзор направления. Идея потребления.
Поп-арт, как термин, так и само направление, появился в 50-х годах ХХвека в Великобритании, благодаря кругу английских художников именовавших себя«Независимой группой» (Эдуардо Паолоцци, Уильям Тернбалл, Ричард Гамильтон,Лоуренс Оллоуэй, Питера Блейка, Сэнди Уилсон и др).
В это же время поп-арт зародился и в Америке. Однако возник не подвлиянием британской культуры, а сам по себе. Дело в том, что после второймировой войны в Америке сформировался большой социальный слой людей,зарабатывающих достаточно денег, чтобы приобрести товары, которые не являлисьтоварами первой необходимости. Яркий пример тому выступает Coca-cola и джинсы Levi’s, которые в то время стали важным исамым актуальным (распространенным) атрибутом потребительского общества.Человек, используя тот или иной товар, показывает свою принадлежность копределенному социальному слою. Таким образом, вещи становились символами,стереотипами, «симулякрами»[2]. Что существеннымобразом отразилось и на поп-искусстве. Энди Уорхол использовал в своих работахмногочисленное повторение изображений жестяных бутылок Coca-cola,портреты Элвиса Пресли и Мэрилин Монро. Таким художественным ходом он обратилвнимание на стереотипы и символы тогдашнего общества.
Среди других американских представителей поп-арта стоит отметить такихкак Джаспер Джонс, К. Олденбург, Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Джеймс Розенквист.
Представители поп-арта стремились раскрыть эстетическую сторону массовойпродукции. Они черпают силы для своих работ в рекламе, комиксах, кино, газетах,иллюстрированных журналах и так далее. Они в самом буквальном смыслевоспроизводят типичные предметы современного общества (к примеру, упаковки продуктов;Энди Уорхол «Cambell’s soup»). В работах художников поп-арта жизнь представленатакой, какой она является, и довольно таки часто содержат в себе иронию илиюмор (хорошим примером тому может служить ироничная работа Роя Лихтенштейна – «M-maybe», 1965 год).
Было немало споров по поводу значимости данного направления. Одни критикиотносились к нему как к упадку искусства, другие же говорили о новом этапе вразвитии искусства. Однако, стоит отметить тот факт, что поп-арт хоть и отражалреальность такой какая она есть, но пользуясь при этом современнымитехнологиями и новейшими достижениями науки (к примеру, растровое письмо РояЛихтенштейна, которое было выполнено через трафаретную печать и шелкографию).
Искусство поп-арта тесно переплеталось с рекламой. Реклама, главнымобразом, указывала на новинки и пропагандировала товарный стандарт. Как и врекламе, главными сюжетами поп-арта стали пылесосы, разнообразные продукты,автомашины, холодильники и другие бытовые и не только предметы. Неудивительно,что имена самых известных в этом направлении художников повышали продаваемостьтовара.
Мировую известность поп-арт приобрел в своем американском варианте, ноистоки направления, как уже писалось в самом начале данной главы, уходят вдеятельность членов лондонской «Независимой группы».
Вскоре поп-арт приобрел новый вид. Речь идет о гиперреализме, который былнаправлен на фотографическое воспроизведение банальной, типичной ежедневности.Данное направление возникло в конце 60-ых, и стал широко известным в 70-ыегоды.
Отличие состоит в том, что простые изображения заменяются на болеесложные. Если в поп-арте получили распространение изображения, к примеру,упаковки какого-нибудь продукта или портрет идола (Мерилин Монро, Элвис Преслияркие тому примеры), то в гиперреализме данные изображения заменяются сюжетами,как то: вид улицы, места городских развлечений, различные интерьеры и прочее.Объекты и сцены в гиперреалистичной живописи детализированы, чтобы создатьиллюзию реальности, но это не сюрреализм, так как изображенное вполне моглопроизойти. Другими словами гиперреалисты создают ложную реальность,убедительную иллюзию несуществующей на самом деле реальности. Средипредставителей данного направления следует назвать таких, как Чак Клоуз, РичардЭстес, Дон Эдди, Гехард Рихтер, Франс Герч, Малкольм Морли, МикеланджелоПистолетто, Говард Кановиц и другие.
Постепенно в Поп-арте начинает распространяться хепенинг[3],перформанс[4], акция[5]и так далее. Здесь важно упомянуть Раушенберга, Уорхола и Олденбурга, так какони явились непосредственными инициаторами таких событий.
Энди Уорол стал экспериментировать и в кино, он отснял более 100 фильмов.Но фильмы не имели практически никакого сюжета. Это просто запечатлениекакого-либо действа, как, к примеру, «Eat», «Sleep», «Kiss». Однако, из-за большой продолжительности фильмов, ихневозможно было смотреть. Например, фильм «Sleep» длился более 6-ти часов. Был просто снят спящийчеловек. Уорхол объяснял снятое тем, что, смотря такой фильм, человек непотеряет нить происходящего из-за рекламы.
Таким образом, Поп-Арт выступает не только как новое, абсолютнопротивоположное абстракционизму искусство, но и как зачинщик потребительскогообщества. Абстракционистскому отказу от реальности Поп-Арт противопоставил мирматериальных вещей, которому приписывается художественно-эстетическое значение.
2.Трансформация вещи
Поп-Арт представляет собой направление, которое сформировалось в эпохузарождения потребительского общества, когда вещь выходит на первый план какполностью оформившийся и самодостаточный объект. Художники экспериментировали свещью, их интересовало то, как изменяется она при изменении контекста или придобавлении других объектов, которые, собственно, могут оказать дополнительнуюпомощь в такой трансформации.
Начиная с Поп-Арта, искусство становится общим (массовым), то есть предметамиее интереса становятся вещи массового потребления. Искусство, следовательно,получает новый образ – им является все то, что человек назовет искусством,любая вещь. Главное – чтобы ими была хорошо выражена идея, замысел воплотителя(выразителя). Именно концепция делает вещь произведением искусства. К примеру,известный «Фонтан» Дюшана. Если человек не знает концепции, то в писсуареДюшана он видит лишь писсуар, ничего более. Стоит отметить и то, что художниккак таковой перестает существовать, им может быть любой, кто будет обладать стоящейидеей, и который сможет воплотить ее в реальность.
Однако так как мы продолжаем существовать в потребительском обществе и посей день, соответственно и искусство испытывает на себе некое влияние от него.Точнее не переставало испытывать со времен Поп-Арта. Мы уже привыкли видетьискусство спонтанным, неожиданным, поражающим сознание, постояннонепредсказуемым. Большей частью лишь потому, что в современном искусстве нетопределенных рамок, нет критериев, которых должны были бы придерживатьсяхудожники. То есть, фактически мы не знаем, что ожидать от новых творений, таккак искусство направлено на зрителя неподготовленного, на зрителя, живущегокультурной жизнью от случая к случаю.
Таким образом, вещи давно утратили свою настоящую сущность, свое первоначальноезначение. Сейчас для нас вполне обычное дело – увидеть некоторые вещи просто вкачестве аксессуаров для интерьера (к примеру, хрустальные или стеклянные вазы;пустующие, но изящные и стоящие на видном месте – достаточно распространенный приемв современных интерьерах), или же увидеть любой предмет одежды (допустим, шляпаили красивым образом завитая шаль) в качестве стального (стеклянного,деревянного и так далее) подсвечника или плафона для ночной лампы.
Даже такая простая вещь массовогопотребления, как туфелька, у разных людей может нести в себе различные смыслы.А у некоторых художников за счет различия их мышления и восприятия мира онаиспользуется как предмет выражения их идеи, как предмет, который помогаетвыразить концепцию их творений.
Уже даже в сюрреализме можно было увидеть подобную трансформацию вещи. К примеру, Сальвадор Дали создал иизготовил женскую шляпку в образе туфельки для своей любимой жены. Или возьмем, к примеру, работы периода позднего сюрреализма,выполненные Мерет Оппенхейм – «Завтрак в Мехах» (1936 год) и «Моя няня» (1936год). В работе «Завтрак вмехах» обыгрывается несовместимость разных видов чувственного восприятия: мехприятен коже, но отвратителен языку, и, соответственно, из кружки не выпьешь,так как мех является барьером. В работе «Моя няня» мы можем наблюдать 2связанные туфельки, у которых на каблуках венчики, используемые как украшениядля блюда из курицы. Сами туфельки очень напоминают формой курицу на блюде.Частично еще этот эффект достигается за счет того, по какому принципу туфелькиобвязаны веревкой, делящей данный образ «курицы» на основные части. МеретОппенхейм в этой работе тем самым хотела обратить внимание зрителя наотсутствие предмета как такового, то есть мы видим образ курицы, но съесть еене можем.
В современном искусстве туфелька так же играет немаловажнуюроль и зачастую является тем предметом, который выражает и олицетворяет собойсимвол женственности. В честь этого были созданы различные памятники по всемумиру. Среди них такие как «Туфелька из кастрюль» в Париже, Франция, и «Памятникженской туфельке» в Праге, Чехия. (монументализация, гротеск…).
В творчестве белорусского современного художника КонстантинаГорецкого достаточно часто мелькаетизображение туфельки на его картинах, и выступает она здесь в роли образасексуальности, эротизма. В своих картинах он выражает самого себя самымиразличными символами (двуглавый орел, как символ борьбы добра, и зла или та жетуфелька – черная с красным носиком, которая как нельзя лучше придает эротическиенотки картинам) в обрамлении каких-либо предметов или на фоне реальныхпейзажей, позволяющих придать картинам большую реалистичность, при этомсохранив вложенный в символику картины смысл.
Инсталляция О.Ю. Сазыкиной «Экзистенция» (2001, Голландия),показывает, как обычные повседневные вещи прорастают травой. В контекстеконцепции художницы, туфельки с проращеннойтравой в интерьере, есть символ коллективного бессознательного белорусскойментальности, естественно-природный принцип существованиябелорусов. Туфелькапредставляет собой и секс-символ (как архетип), и знак присутствия человека. Она показывает собой внутреннее бытиечеловека; то непознаваемое в человеческом «Я», вследствие которогочеловек предстает как конкретная неповторимая личность. В данной работепротивопоставляется, во-первых, способ человеческого бытия в мире бытию вещи;во-вторых, способ философского постижения и понимания человеческогосамоосуществления в мире способу научного и объективирующего познания«человеческого». Эта работа является характеристикой бытия человека как живой, динамической и открытой реальности.
Таким образом, очевидно как в самой обыкновенной вещи женского гардероба– классической черной туфельке, меняется ее первоначальный смысл за счетизменения контекста, в котором она находится. Ведь, по сути, самыхразнообразных туфель уже не счесть, их несметное количество и их продолжаютпроизводить на потребу общества. Туфля как туфля, однако, незаметно для нас онастала общеизвестным предметом, массовым, попсовым; она представляет собойопределенный архетип. Теперь туфля – не просто туфля, которую мы можем купить влюбом обувном магазине, это не просто предмет, который мы носим. Дажеобыкновенная туфля может стать чем угодно, всем тем, что сможет представитьсебе человек.
Первая ассоциация, которая возникает при произношении слово «туфля» — туфля, как часть гардероба, как то, что мы носим каждый день и без чего невышли бы на улицу, а для кого-то и то, что иногда жмет и натирает мозоли и подкоторое долго и упорно приходится подбирать одежду. Но первым делом – этопредмет одежды, аксессуар .
Задумка одной из композиций достаточно проста: красное платье и черныетуфли, составляющие ее основу. Цвета доминирующие и хорошо гармонирующие друг сдругом. Можно даже сказать, что это классический костюмный набор, существующийу большинства женщин. Алый цвет платья как нельзя лучше подчеркивает образсексуальности, женственности туфельки.
Поднимая обыкновенные предметы в ранг художественных произведений (ready-made[6]) и помещая их в выставочноепространство, они сразу же утрачивают свой первоначальный смысл. Ровно так жекак и в случае с туфлей. Она становится неприкосновенной. Пусть даже она будетвыставляться, как обувь, которую носила Мерилин Монро или другая популярнаяженщина, все равно эта туфля, находящаяся в выставочном пространстве, будетнести только одну истину – вещь одного из самых известных идолов своеговремени.
Помещаясь в выставочное пространство, вещь становится знаком, то естьфактически объектом потребления. Она теряет свою функциональность и получаетсамодостаточность, личностность. Ее сущность как будто переворачивается с ногна голову и обретает иные, совершенно противоположные смыслы. Если мы увидимтуфельку в виде брошки на кофте, соответственно, мы поймем, что образ туфлиздесь представлен как аксессуар к платью. Или же, если мы наденем шляпку в видетуфли – опять же столкнемся с отрицанием истинной функциональности туфли. Мывидим лишь образ, архетип, форму, однако, самой туфли как таковой нет.
Новый смысл вещи рождается в системе вещей, под воздействием другихвещей-знаков. Так, например, мы можем наблюдать подсвечник в форме туфли. Рядомстоящая свеча дополняет и подкрепляет эту задумку. Сушеные лепестки цветковиграют такую же роль, как и вторая свеча – они поддерживают композицию, так какони уже достаточно давно являются существенными предметами в оформлении изаполнении небольших пространств в соответствии со вкусами и предпочитаемымизапахами. Что касается цветовой палитры, опять же, мы наблюдаем два основныхдоминирующих цвета – красный и черный. Бежевый фон выбран с целью не отвлекатьвнимание зрителя от концепции, заложенной в основу этой композиции.
Либо достаточно простой и распространенный «шаг» в современном мире — туфля,как цветочный горшок – хорошее креативное решение. Она располагается наподоконнике, как и положено всем комнатным цветам, в окружении различныхпредметов, вроде подсвечника и ангела, которые нередко размещаются рядом сцветами для придания уюта комнате.
Возможно запечатлеть отсутствие функциональности туфли, что происходитза счет гвоздиков, приклеенных к внутренней стороне обуви. Туфля и гвоздиобыгрывают несовместимость разных видов чувственного восприятия: туфляпредназначена для того, чтобы соприкасаться со ступней ноги, но из-за гвоздейэто невозможно. Белый цвет выступает в качестве нейтрального, одновременно стем подчеркивает и выделяет туфельку и концепцию, присутствующую в ней.Сочетание металлического, белого, золотого и черного привносят в фотографиюнекий стиль и привлекательность с эстетической точки зрения. Хотяфункциональность туфельки отнюдь не покажется таковой на деле.
Таким образом, мы можем наблюдать постепенный переход: одежда –подчеркивание функции обуви, выставочное пространство – привнесение новогосмысла взамен старого, и, собственно, отрицание функции, за счет измененияконтекста. Это лишь немногие примеры. То есть тем самым мы можем наблюдатьизменение значения вещи в зависимости от культурно-исторического контекста.Искусство до периода модернизма – вещь является лишь заполнителем фона;сюрреализм – вещь представляется выставочным объектом, важным инструментом вреди-мейд; поп-арт и по сей день – вещь обладает совершенно различными смысламив зависимости от контекста, в котором она представлена.
Важно уметь разграничивать смыслы вещей и не забывать про ихпервоначальное предназначение ибо в скором времени люди не будут знать когдаостановиться и где истина, а где симуляр.
Заключение
Итак, самое время подвести итоги всему выше написанному. Проведя параллелимежду практическим экспериментом и теоретическим материалом, я показала культурно-историческиеступени изменения сущности вещи; как предмет, благодаря обществу потребления, меняетсмысловое значение и функцию, при помещении его в различные смысловыеконтексты; как материал меняет контекст вещи, превращая ее в объект; какдеталь, дополнение, меняет смысл и назначение материального объекта.
Потребление представляет собой неотъемлемую часть нашей жизни, являетсячем-то само собой разумеющимся и целью существования для некоторых. Не стоитзабывать, что любая вещь – это не только символ-знак потребительского общества,но и то, что может составлять искусство.
Вещи – это не только предметы-символы потребительского общества, но ичастичка искусства. Визуально можно найти и показать границу разделенияистинного значения искусства от его ложного подобия (в данном случае отсущности вещи как таковой), имеется возможность прочувствовать это разделение,чтобы в дальнейшем избегать этой путаницы.
Списокиспользованной литературы
1. Приепа А.Производство теории потребления.
2. Бодрийар Ж. Системавещей. – М.: РУДОМИНО, 2001.
3. Бодрийар Ж.Общество потребления. Его мифы и структуры. – М.: Культурная революция;Республика, 2006.
4. Барт Р… Риторикаобраза.
5. Горская Н. Поп-Арт.
6. Характеристиканаправления Поп-Арт. –
7. Кондратьева А.Поп-Арт -