МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»
Факультет социально-культурная деятельность
квалификация режиссер театрализованных представлений и праздников
курс 1 заочное отделение
РЕФЕРАТ
По предмету Теория и практика современной режиссуры театрализованных
представлений и праздников.
Тема Театрализованное представление на документально-публицистическомматериале.
Оглавление
Введение
Особенности театрализованного представления надокументально-публицистическом материале
Специфика работы над сценариемтеатрализованного представления на документально-публицистическом материале
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Театрализованные представления и массовые празднества в честьзнаменательных для всей страны дат и важнейших событий в жизни человека занимаютвсе большее место в нашей действительности.
Театрализованные представления и праздники рождают у людей сходное, праздничноенастроение, создающее праздничную ситуацию. Массовый праздник — это явление необычное,синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее то или иноереальное жизненное событие.
Искусство массового праздника, представления, зрелища — это искусство высокихидей, целенаправленности и гражданского пафоса, требующего в то же время яркой образности,ассоциативности, оригинального, смелого творческого замысла. А для того чтобы лучшеорганизовать и развивать театрализованные представления всех видов и жанров, совершеннонеобходимо понять основные закономерности этого рода искусства, которые реальносуществуют, поскольку в течение тысячелетий создавалась и развивалась народная театральнаякультура. Что касается массового театрализованного празднества, то это, безусловно,имеющая устоявшиеся видовые праздники и одновременно объемная, синтезирующая форматеатрализованного представления. Это венец творчества народа для народа.
В современном понимании театрализованное представление — это необычайно старыйи широко распространенный институт, связанный с активностью весьма разнородных групп,в котором отдельные фазы жизни трактуются особым образом, требуют иного, чем в обычноевремя, способа поведения, требуют празднования.
Особенности театрализованного представления надокументально-публицистическом материале
В нашей жизни происходит множество событий, которые вызывают праздничное настроение.В праздничный день нам хочется послушать и посмотреть выступления артистов, музыкантов,принять участие в шуточных соревнованиях, пообщаться с интересными людьми, побродитьпо праздничным улицам и т.п. Но все эти события сегодня художественно организованы.Масштабы праздничного действия, место проведения, форма, жанр, используемые средствазависят, прежде всего, от значимости отмечаемого события.
В результате чего можно выделить следующую разновидность современных праздничныхпрограмм:
· Игровые
· Развлекательно-игровые
· Зрелищно-игровые (зрелищно-развлекательные)
· Информационно-развлекательные
· Конкурсные
· Зрелищные
· Художественные (литературно-художественные)
· Документально-художественные
· Документально-публицистические
· Церемониально-обрядовые
· Комплексные программы
Данная разновидность программ определяется сценарным материалом, который преобладаетв той или иной программе, а также степени участия в праздничном действе присутствующейаудитории.
Рассмотрим программы, основанные на документально-публицистическом материале.К таковым можно отнести тематические вечера, марафоны, публицистические представления,митинги, вечера памяти, театрализованные представления. Все перечисленные формытребуют максимальной активизации аудитории.
Для представлений на документально-публицистическом материале в центре вниманиясценариста в процессе работы над сценарием должен быть реальный герой, какой-токонкретный человек, коллектив, жизненный факт, общественно значимое событие, котороеволнует конкретную аудиторию. Сценарным материалом здесь является документальныйи местный материал. Организация сценарного материала должна соответствовать особенностямместа проведения представления и подчиняться принципам зрительского восприятия.
Характерной особенностью театрализации представлений является ее документальностьи публицистичность.
Документ (лат. dokumentum — доказательство, свидетельство) — этоматериальный носитель записи с зафиксированной на нем информацией, предназначеннойдля ее передачи во времени и пространстве. Такими материальными носителями можетбыть бумага, фото — и кинопленка, магнитофонная запись и т.п., которые могут содержатьтексты, изображения, звуки. Документ в обычном понимании — это деловая бумага, подтверждающаякакой-либо факт или право на что-то. Таким образом, документ — это свидетельствоо факте, которое существует реально и может быть использовано. Фиксацией факта являетсясредства запечатления внешнего зримого ряда происходящего — текст, зарисовка, фотография,кинокадр. Отсюда следует вывод, что документальное — это значит не содержащее вымысла.
Документальным материалом сценариев могут служить:
документально-исторические источники (указы, постановления, декларации, биографииконкретных людей)
литературно-документальные источники (мемуары, очерки, публицистические статьи)
эпистолярные материалы (дневники, письма, фото — кинодокументы)
подлинные вещи (личные документы, одежда, оружие, награды)
Использование историко-документального и местного материала в сценарии придаетему достоверность, эмоциональность, содержательность, вызывает интерес аудитории.
Публицистика (лат. publicus — общественный) сочетание литературыи журналистики (статьи, очерки, фельетоны, репортажи), где главной и отличительнойчертой является аналитическая мысль автора, откликающегося на самые живые потребностиобщества. В связи с этим, сценарист, как и автор-публицист, посвящает свой трудактуальным проблемам современности или событиям истории, тесно связанным с современностью.Публицистичность требует от автора умения ярко и эмоционально подать свою мысль.Для того, чтобы убедить аудиторию, сделать ее сторонником своей точки зрения, необходимоуметь воздействовать на разум и чувства людей.
Публицистике также присуща тенденциозность, т.е. заведомое обострение идеи, стремлениекак можно более действенно выразить ее, «заразить» ею аудиторию.Специфика работы над сценарием театрализованногопредставления на документально-публицистическом материале
В процессе создания сценария, сценаристу необходимо знать в первую очередь то,о чем он хочет поведать аудитории, какую мысль и ради чего он будет ее утверждать,где будет проходить предстоящее действо.
Драматургия театрализованных представлений на документально-публицистическомматериале основана на конкретных фактах. Но это не означает, что они лишены художественноговымысла, что в сценарии праздника не может быть обобщенных образов героев прошлого,настоящего и будущего. Художественный материал здесь несет вспомогательную функцию,несмотря на то, что преобладает над документальным и местным материалом в структуресценария исходя из принципов организации сценарного материала. Именно сочетаниедвух линий — документально-публицистической и художественной образности — придаетсценарию масштабность, выразительность и глубину. В одних случаях линия художественныхобразов не соединяется с линией документальной, а проходит вторым планом, в других- художественный и документальный материал синтезируются в рамках единого действия.
Документальный материал является основой, отталкиваясь от которой сценарист создаетновый образ. Т.е. сценарий театрализованных представлений на документально-публицистическомматериале — это не иллюстрация тех или иных фактов, документов, разбавленных песнями,танцами и стихотворениями, а именно синтез художественного вымысла и действительности,рождающий новое, неповторимое действие.
Использованные в создании сценария театрализованных представлений на документально-публицистическомматериале реальные цифры и документы, подлинные вещи и фонограммы, видеоматериалынесомненно вызывают живой интерес аудитории, но реальные герои, непосредственныеучастники тех событий, которым посвящено представление во много раз усиливают эмоциональноевоздействие эпизода. Таким образом, перечень документального материала по правудополнят герои жизненных событий и подлинные исторические памятные места. Частоместо действия само становится главным действующим лицом театрализованного представления.Помимо природных и архитектурных особенностей площадки, помимо времени дня и года,огромную роль здесь играет вызываемые данным местом исторические ассоциации.
Для того, чтобы определенные документальные, публицистические материалы, историческиеместа, конкретные люди стали основой сценарно-режиссерского замысла необходимо достаточноглубоко изучить и проанализировать жизнь и деятельность конкретной человеческойобщности, профессии, реального героя, коллектива, города, области и т.п.
Отбор материала — важный этап в работе сценариста. До рождения режиссерскогозамысла еще неизвестно, что из конкретного объема накопленного документального ипублицистического материала может и должно войти в сценарий будущего представления.Но как только удалось создать сценарно-режиссерский замысел, найти его образноерешение, определить форму, жанр, выявить действующих лиц и героев представления,можно приступать к окончательному отбору сценарного материала. Жизненные факты,документальные свидетельства необходимо отбирать соизмеряя реальное, логическоеи эмоциональное, возможное и желаемое. Необходимо помнить, что отбор материала ивыразительных средств, посредством которых сценарист будет доносить свою мысль дозрителя, во многом зависит от эмоционального отношения автора к жизненному материалу.Сценарист должен быть беспощаден к тому материалу, который будет мешать развитиюавторской мысли, но который совсем недавно казался ему значительным и необходимым.
Важным аспектом при выборе материала является соблюдение принципа новизны. Новизнасценарного материала определяется не только количеством и качеством новой информации,но и тем контекстом, в который он будет поставлен в сценарии. В ходе дальнейшейработы сценаристу необходимо найти такое художественное решение, при котором новизнаматериала надолго бы осталась в памяти зрителей.
Таким образом, при отборе сценарного материала необходимо руководствоваться следующимипринципами:
· Социально-мировоззренческой направленности накопленного материала
· Соответствие материала социально-структурной специфике аудитории
· Общественно-политической актуальности материала
· Соответствие материала идейно-художественному замыслу сценария
· Соответствие выразительных средств цели воздействия сценария
· Художественно-эстетической ценности материала
· Достоверности документального материала
· Новизны материала
· Расширения эмоционально-выразительных средств
· Соответствие материала творческим возможностям коллективов и возможностямплощадки
· Соответствие художественному решению документального материала
· Соответствие времени проведения представления
· Соответствие требований к образному решению сценарного материала финансовымвозможностям
После тщательного отбора необходимого материала перед сценаристом возникает новаязадача — найти художественное решение каждому документу, жизненному факту и определитьему место в общей структуре сценария, чтобы возник некий образно-смысловой ряд,который и будет прочитан, оценен и прочувствован зрителем в процессе его восприятия.При этом необходимо помнить, что художественный вымысел, который использует сценариств процессе решения документального материала, ни в коем случае не лишает конкретностите факты и явления, на основе которых выстраивается сценарий. В связи с этим, необходимостремиться к зрелищному выражению мысли, перевести образное решение режиссерскогозамысла в яркий художественный образ. Поэтому в процессе работы над сценарием театрализованныхпредставлений на документально-публицистическом материале необходимо выходить зарамки реалистического изображения, основываясь на методе ассоциативности.
Создать сценарий — это значит создать некую целостность, которая должна бытьпредставлена как композиция. Она помогает так выстроить сценарий, его информационные,смысловые и эмоциональные компоненты, чтобы воздействие их не притупляло чувствозрителя, а увлекало. Композиция в театрализованных представлениях на документально-публицистическомматериале зачастую выполняет главную функцию, так как в сценарии может отсутствоватьсюжет. Здесь предполагается не движение событий и развитие характеров, а развитиемысли, движение к определенному обобщающему выводу.
Таким образом, четкий перечень документов, событий, героев, явлений, подчиненныхрежиссерскому замыслу и организованных композиционно, образуют основу сценария.
Заключение
Неравнодушное отношение к окружающей действительности, интерес к сценарному материалу,любопытство к возможностям соединения и организации, самостоятельность, художественностьмышления режиссера способствуют созданию художественного замысла будущего театрализованногопредставления.
Перефразируя А.Н. Толстого, следует заметить, что в режиссере «должны действоватьодновременно мыслитель, художник и критик. Мыслитель — активен, мужественен, онзнает „для чего“, он видит цель и ставит вехи. Художник — эмоционален,женственен, он весь в том „как“ сделать, он идет по вехам, ему нужны рамки,иначе он расплывется. Критик должен быть умнее мыслителя и талантливее художника,он не творец, он не активен, он беспощаден. „
Отсюда можно сделать вывод, что в ходе творческого процесса над созданием театрализованногопредставления в режиссере должны гармонично уживаться все три ипостаси. Одной изних недостаточно. Только тогда режиссер театрализованных представлений создает окрашенныйего индивидуальностью, его неповторимым видением, стилем его мышления художественныймир, который раскрывает его с разных сторон. И основой, отталкиваясь от которойон создает свое театральное действо, свой новый образ, может стать любой документ,жизненный факт, явление, реальный герой, место событий. Вместе с тем необходимопомнить, что только образное решение превращает документальный и публицистическийматериал в произведение искусства.
Литература
1. Вершковский Э.В. режиссура массовых клубных представлений. — Л.: ЛГИК, 1977
2. Гавдис С.И. Основы сценарного мастерства. — Орел: ОГИИК, 2005
3. Генкин Д.М. Массовые праздники. — М.: Просвещение, 1975
4. Генкин Д.М. Театрализованные формы массовой работы клуба. — Л.: ЛГИК, 1972
5. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. — М., 1978
6. Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство. — М.: ВНМЦТН и КПР им. Крупской, 1989
7. Марков О.И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представленийи праздников. — Краснодар: Изд. КГУКИ, 2004
8. Силин А.Д. Массовые театрализованные представления и праздники: проблемырежиссуры, проблемы организации. — М.: Советская Россия, 1987
9. Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. — М.: Советская Россия,1988
10. Шароев И. Режиссура массового действа. — М., 1980
11. Шароев И. Режиссура массовых театрализованных представлений. — М.: СоветскаяРоссия, 1980
Приложение
Фрагмент театрализованного концерта на документально-публицистическом материале
“ПОЛЕВАЯ ПОЧТА»
Концерт проводится в большом зале ДКЖ. На заднике стенд «65-летию Победыпосвящается». На авансцене изображены привал, солдатский костер. Выходят солистыв военной форме. В их исполнении звучит куплет песни Ю. Левитина «Полевая почта»
Когда в кругу друзей мы вспоминаем
О годах нашей жизни боевой,
Один из первых тостов поднимаем
Мы за здоровье почты полевой.
Пусть хлещет дождь окопы заливая,
На всей земле сухого места нет…
Когда приходит почта полевая,
Солдат теплом далеким обогрет.
Музыка продолжает звучать. Солисты по очереди говорят
Роман: Кто был на фронте, на переднем крае,
Тот оправдает и поймет бойца,
Который смерть и пули презирая,
Готов плясать при виде письмеца.
Влад: Морозом и жарою опаленный
Четыре года шел войной боец,
А следом фронтовые почтальоны
Несли приветы от родных сердец.
Иван: В селе далеком плачет мать от счастья,
Узнав, что сын здоровый и живой.
Ей эту весть сквозь битвы и ненастья
Приносит треугольник полевой.
Далее поют песню «Полевая почта» до конца. Выходит ведущий.
Ведущий: …Простые, маленькие солдатские треугольнички с лиловым штампом«Проверено цензурой»… Со страниц этих писем мы слышим голос тех, когоуже нет, кто отдал свои жизни за нас, за то, чтоб жили мы и сделали все то, чтоне успели они.
Читаешь эти письма, и встают перед глазами дороги, размытые дождями, раненыев госпиталях, тяжелые бои. Читаешь, и глубокое волнение охватывает тебя, словноты переносишься во времени назад, в окопы, землянки, на передовую и солдатские привалы.
Гаснет свет. Звучит музыка «Березовые сны».
На экране видео «Солдатские письма».
Загорается свет. На сцене имитация солдатского привала. Солдаты приводят формув порядок. Один пишет письмо, затем читает его товарищам.
Мишка: "Здравствуй, родная Тасенька. Сегодня с ночи и до 9 вечерабыл в боевых порядках. Что это значит? Спроси любого фронтовика-пехотинца, и онтебе скажет, что значит быть в боевых порядках…"
Продолжает писать. Другой обращается в товарищу.
Андрюха: Ну что, Петрович, пригорюнился? Новости какие из дома? Что пишут?
Петрович: Эх, Андрюха, какие новости!? От моих давно уже ничего не слышно.Даже не знаю, живы ли они…
Андрюха: Не горюй, солдат! Скоро мы освободим свою сторонушку. Увидишьжену и ребяток своих живыми и здоровыми. Наговоритесь всласть. И все будет у васхорошо.
Мишка: Да поскорее бы, а то сил уже совсем нет никаких. Давайте лучшеспоем, а то ведь скоро наступление…
«НОЧЬ ЯКО МИСЯЧНА» исп. Роман Рейнгард
Идет смена декораций. На сцене имитация деревни. На скамейку присаживаютсядевушки, напевают мотив. Затем идет диалог.
Таня: Ой, девочки, наконец-то перерыв. Хоть 10 минут и те наши. Можновздохнуть немножко.
Марина: Слушайте, мне вчера в сельсовете письмо показали. Там про моегоВаньку написано. Здравствуйте, мол, комсомольцы Елецкого района. В нашей войсковойчасти служит ваш земляк Оборотов Иван Петрович. Наша часть освобождала города Орел,Брянск, Невель… В боях за них мужественно сражался с немцами комсомолец-связистИван Оборотов. За мужество и отвагу награжден он орденом Красной Звезды. Имеет 10благодарностей от командования. Равняйтесь на своего земляка!
Валя: А мне Гришка тоже письмо прислал. Хотите прочитаю?
Валя достает из-за пазухи письмо и читает: "Здравствуй, Валя! Сообщаю,что я живу пока здесь, в этом же городе. Живу пока хорошо. Встретили 1-е мая, попраздновали.Ну, праздновали не так, как вообще в мирное время. Знаешь, что в нынешнем году 1-емая проходит в трудный момент, тогда, когда наша страна, наши братья ведут ожесточенныесхватки с наглым псом, кровожадной собакой, ежедневно уничтожают его и продвигаютсяна запад, очищая свою прекрасную Родину." Тут даже стихи есть…
Шли бои на суше и на море,
Горохотали выстрелы кругом.
Распевала песенки «Катюша»
Под Калугой, Тулой и Орлом.
«КАТЮША» исп. ансамбль «Любава»
Ведущий: Письма… Письма… Сколько таит в себе треугольник, сложенный солдатскойрукой? Когда, где, при каких обстоятельствах он попал в почтовый ящик? Радостнобыло открывать их всякий раз, радостно и тревожно. Не случилось ли чего? Прошловремя и они обрели вес архивного документа. Солдатские письма должны жить! Житькак память и гордость. И пусть это будет маленькой частичкой долга перед павшими,благодарность потомков перед теми, кто не вернулся с той войны, перед теми, о комзабывать мы будем помнить вечно.
«ТЫ ПОМНИ!» исп. Марина Булавина