Реферат по предмету "Культура и искусство"


Технические средства в работе музея

1. Техническиесредства в работе музея
 
Современный музей насыщенсредствами отображения информации. Число персональных компьютеров можетпревосходить количество музейных сотрудников, ибо значительная часть техникипредназначена для посетителей. Уже 20 лет компьютеры используются каквспомогательные средства:
· Облегчающие работупо учету и хранению (музейные АИС);
· Поясняющиепредставленное в экспозиции (своего рода электронные этикетки и экспликации);
· Зачастуюнепосредственно предъявляющие хранимый музеем материал (например, показкинофрагментов в Музее кино) и т.п.
Музейные web-сайты иCD-ROMы заняли свое место наравне с традиционными изданиями на бумажномносителе.
В последние годы вмузейной практике сформировался принципиально новый подход к использованиюсовременных средств отображения информации.
Первый и наиболее простойвариант — использование средств мультимедиа в художественных экспозициях, когдапрограмма является составной частью представленного объекта. Например, в 2003году Музей этнологии в Лейдене (Нидерланды) показал выставку политическойкарикатуры, где рядом с карикатурными рисунками были выставлены мониторы,демонстрирующие телеинтервью изображенных персонажей. Это значительноувеличивало эффект воздействия графических листов. Однако сегодня мы все чащесталкиваемся с более радикальным подходом. Типичным становится прием, когда вэкспозиции выставлено произведение современного искусства, а на стоящем рядоммониторе автор демонстрирует свое творение и произносит по его поводу некоторыйтекст. Это выступление неверно было бы назвать «комментарием», т.к. врамках эстетики постмодернизма оно оказывается равноправной частьюпроизведения, не менее значимой, чем сам предмет, созданный руками художника.Более того, в данном случае материальный и мультимедийный объекты неотторжимыдруг от друга и не могут быть предъявлены зрителю по отдельности.
Ситуация равноправия,экспозиционной равновесности материальных и виртуальных объектов возможна нетолько в художественных экспозициях. Приведем несколько примеров подобных париз разного типа музеев:
· Музыкальныйинструмент и его звучание (Музей музыки, Стокгольм; Дом музыки, Вена)
· Чучело птицы изапись ее пения (Дарвиновский музей, Москва)
· Наряд шамана ивидеозапись ритуального танца (Музей этнологии, Лейден)
· Форма иснаряжение знаменитого хоккеиста и фрагмент матча с его участием (Музей хоккея,Торонто)
· Чучело животногои видеофильм, показывающий животное в естественной среде обитания (Музей«Натуралис», Лейден)
· Техническиеобъекты и демонстрация их действия на мониторе (Музей Немо, Амстердам; Музейнауки, Лондон; Музей техники, Вена)
И, наконец, наиболееинтересна ситуация, когда подлинный материальный объект не может бытьпредставлен в экспозиции, и мультимедиа принимает на себя его функции(демонстрация работы доменной печи, молекулярных процессов, извержения вулкана,геологической структуры Земли и др.). Понятно, что все это может быть показанои с помощью традиционных средств (макеты, схемы и т.п.), но современныесредства отображения информации оказываются в данном случае куда болеезрелищными, а главное более подлинными, чем что-либо иное. Подобная практикаиспользования мультимедиа широко распространена в естественнонаучных итехнических музеях (виртуальная сфера в Музее компании «Татнефть»), новстречается также в музеях художественного и исторического профиля (Музейимпрессионизма в Овере, Франция; Музей М.Т.Калашникова; медиа-инсталляция в Музейномцентре «Наследие Чукотки»).
Электронные экспозициимогут по-разному соотноситься с экспозициями реальными, в которые они встроены:
· Пояснятьпредставленные материалы;
· Облегчать посетителюориентацию в пространстве;
· Привносить элементыигры и развлечения.
В 2004г в Ижевскеоткрылся созданный при поддержке РАО ЕЭС России музей знаменитогоконструктора-оружейника М.Т.Калашникова. Главными средствами организацииэкспозиционного пространства стали видео- и мультимедийные программы, которыедемонстрируются в информационных киосках, на плазменных панелях и проецируютсяна стены залов. С их помощью удалось реализовать концепцию музея «от первоголица» — когда сам герой рассказывает посетителю о своей жизни. Отрывки измемуаров Калашникова и видеозаписи его рассказов чередуются с кадрамикинохроники, показывающими самого Михаила Тимофеевича, его изобретения иисторические события, на фоне которых разворачивалась его деятельность. Вданном случае видео- и мультимедийные программы оказались в экспозиции едва лине единственными подлинными объектами. Все остальное (средовой материал, муляжиоружия, дизайнерские инсталляции), скорее, создает фон, среду, в которойпредъявляются электронные экспонаты.
В 2005г в Анадыреоткрылся музей «Наследие Чукотки». По утверждению прессы, это самыйвысокотехнологичный музей России. Сегодня здесь представлена экспозиция «Точкаотсчета». Это экспериментальная работа – исследование «краевых и пограничных»эффектов в природе, экономике и культуре Чукотки, выполненное средствамимедиа-искусства.
Все экспонатыпредставляют собой экранные изображения (документальные и художественные кино-,видео- и фотоматериалы, произведения компьютерной графики, анимации,web-дизайна). Экспозиция управляется посредством трех информационных сенсорныхкиосков. Содержимое электронных витрин (их образуют сдвоенные плазменныепанели) непрерывно трансформируется. Программа построена таким образом, чтоможет работать как в автономном режиме, так и подчиняясь запросам посетителя.
Впервые в отечественнойпрактике внедрен новый инструмент адаптации музейных объектов для различныхкатегорий посетителей, разных способов и уровней их восприятия.
2. Развитиеинформационных технологий в Российских и зарубежных музеях
Музей должен не толькохранить, изучать и вести учет коллекций, доверенных ему государством, но идемонстрировать их посетителям. Поэтому сейчас необходимо использовать новыеинформационные технологии в экспозиционно-выставочной работе. В работеотечественных музеев используются типовые проекты АИС адаптируемые к конкретныммузеям.
ОАО «Альт-Софт»с 1991 года занимается разработкой, внедрением и сопровождением комплекснойавтоматизированной музейной информационной системы КАМИС. Система работает в 32музеях России — от небольших городских краеведческих музеев до всемирноизвестных Государственного Русского музея, Третьяковской галереи,Владимиро-Суздальского музея- заповедника.
Рассмотрим основныенаправления компьютеризации музейной деятельности.
Автоматизациятрудоемких ручных процедур, связанных с подготовкой документов и обработкойинформации об экспонатах музея.
1.Учётно-хранительская работа:
регистрацияновых поступлений в фонды музея;
оформлениедвижения музейных предметов;
приёмна временное хранение и возврат владельцам;
исключениемузейных предметов из учетной документации;
составлениетопографических описей;
ведениеразличных картотек;
проведениесверок.
2.Реставрационная деятельность
ведениекартотек сохранности;
составлениереставрационных паспортов.
3.Научная работа
составлениенаучных описаний и ведение инвентарных книг;
подготовкакаталогов;
анализколлекции, подбор и подготовка материалов для публикаций и выступлений.
4.Выставочная и экспозиционная работа
подборэкспонатов для выставок;
подготовкавыставочных каталогов и сопроводительной документации.
5.Создание сводного каталога музейных собраний
врамках одного музея;
нарегиональном уровне;
нафедеральном уровне — создание государственного каталога музейных ценностей.
6.Пропаганда музейных коллекций.
подготовкапубликаций;
созданиемультимедийных компакт-дисков;
подготовкаИнтернет-сайтов;
разработкаинтерактивных систем для посетителей.
Всеперечисленные задачи тесно связаны между собой. Первичное описание музейногопредмета дополняется на этапе регистрации сведениями из учетных документов(информацией об источнике поступления, учетными номерами, развернутым описаниеми т.п.). В последующем, на этапе научной обработки вносятся данные об историибытования и литературных источниках, уточняется атрибуция. При подготовкевыставок и публикаций информация о произведениях пополняется и развивается.Оформление выставочных документов дополняет сведения об экспонировании, ареставрационных — данные о сохранности.
Однаковсе эти сведения, как правило, хранятся в различных местах, многократнодублируются и нередко противоречат друг другу. Включение компьютеров в качествеэлектронных пишущих машинок в отдельные звенья этого процесса лишь несколькооблегчает подготовку отдельных документов.
Толькосоздание комплексной информационной технологии, обеспечивающей реализациюосновных операций на единой музейной базе данных, организующей иупорядочивающей все процессы подготовки документов, способно дать реальнуюэкономию трудозатрат и привести к созданию сводного каталога музейногособрания.
Изсозданной коллективными усилиями базы данных коллекции формируются материалыдля публикаций, необходимые данные могут быть переданы в региональные ифедеральные информационные центры, а также представлены в Интернете.
Однако существует ряд проблемвнедрения новых информационных технологий:
1. Разрыв междутехнологическими новациями и готовностью музеев к их применению.
2. Финансовые иорганизационные проблемы музеев по применению новых технологий.
3. Информационныепроблемы: унификация описания, достоверность информации, проблемы изученностиколлекции, и т. п.
В последние годы возроспроцент посещения музеев «неорганизованными» посетителями (в частности,туристами), которые сами прокладывают себе маршрут, опираясь на сведения окультурных достопримечательностях региона, полученные главным образом изИнтернета. Музей должен научиться управлять этой информацией. И, в первуюочередь, делать это с помощью своего сайта. Сайт музея кроме информации,которая уже упоминалась, должен включать сведения о местонахождении музея,проезде, инфраструктуре населенного пункта и т.д., а также показывать наиболеезначимые, привлекательные экспонаты, хранящиеся в музее.
Компьютерные технологиидолжны позволить посетителю получать интересующую его информацию на всем путиследования по музею, но делать это следует ненавязчиво, не отвлекая внимания отсути экспозици.
Пока же большинствомузейных сайтов (не только российских, но и зарубежных) представляют собойкраткий путеводитель по музею, иногда дополненный возобновляемой информацией смузейного автоответчика.
Задача, стоящая передсовременным музеем – не просто создание сайта в Интернет, а постепенноеформирование полноценного виртуального музея. Главное отличие между ними – вобратной связи: традиционный музейный сайт есть только техническое средство дляпродвижения музейной информации, а вот виртуальный музей способен оказыватьсущественное влияние на развитие музея реального, помочь в переосмыслениимузейной деятельности.
Перспективная цель –формирование единого общеевропейского культурно-информационного пространствапутем включения в него информации о российских музеях (сетевой,историко-культурной, организационной и другой, касающейся географии, потенциалавзаимодействия и динамики развития музеев).
В музеях Западной Европыкомпьютерная техника используется значительно шире, чем у нас, но она внедренав основном в административной, бухгалтерской работе. Если же говорить опостроенных на основе информационных технологий музейных системах, то и там этодовольно редкое явление.
Так, в боннском музее«Дом истории» все новые поступления описываются лишь компьютернымспособом. Интересна информационная система в музее Люксембурга — там онаориентирована именно на посетителей. В залах музея находится около 50мониторов, которые предоставляют разнообразнейшую информацию, от путеводителяпо сложному семиэтажному зданию до сюжетов, иллюстрирующих события из историиЛюксембурга. Вся система опирается на мощный компьютерный центр, а информациявыдается индивидуально по запросу каждого посетителя. Выглядит это следующимобразом: сотрудник музея после стандартной процедуры опроса (возраст,образование и т. п.) выдает посетителю карточку, которая предусматривает одиниз трех уровней изложения материала: сложный, средний и упрощенный. Осматриваяэкспозицию, посетитель вставляет карточку в специальное устройство на монитореи получает информацию в соответствии с установленными критериями.
3. Внедрениеинформационных технологий в деятельность музея
Современные компьютерныеинформационные технологии уже около 20 лет внедряются в музейную деятельность.Прежде всего, музеи начали компьютеризировать свои фонды с целью формированиякаталогов своих коллекций в электронном виде. На основе этих электронныхкаталогов стали формироваться технологии учета музейных ценностей в ЭВМ.Технический прогресс и современные технологии обработки изображений позволилимногим музеям формировать базы данных изображений. Компьютерные технологиипроизвели информационную революцию в музейной области. Всем известно, что всреднем музеи экспонируют не более 5% коллекций. Остальные ценности хранятся вфондах. Благодаря компьютерным информационным системам, этот информационныйматериал становится доступным для изучения специалистами.
Компьютерные технологииинтенсивно внедряются в различные другие направления музейной деятельности: этои реставрационные процессы, и подготовка макетов музейных экспозиций ивыставок, образовательные программы для детей. Компьютерные системы успешноиспользуются для обслуживания посетителей. При помощи этих систем любойжелающий может забронировать билеты на посещение музеев, выставочных залов иликонцертов. Несомненно, что интенсивное развитие мировой информационной системыИНТЕРНЕТ, заставляет и музеи воспользоваться ее уникальными возможностями.
Есть отдельные достиженияи в сфере применения информационных технологий и в Кемеровской области. Вкрупных городах (речь идет о Кемерове и Новокузнецке) компьютеризированы всемузеи, три музея в области – Кемеровский областной изобразительных искусств иНовокузнецкие краеведческий и художественный – используют КАМИС, Кемеровскийкраеведческий музей работает с АИС-Музей 2, «Томская писаница» имузей Кемеровского госуниверситета «Археология, этнография и экологияСибири» имеют собственные автоматизированные системы учета фондов.
Три музея имеютпредставительство в Интернет (Кемеровский ИЗО- history.kemsu.ru/museum;
историко-природный музей-заповедник «Томская писаница» –http://pisanitsa.narod.ru, музей КемГУ «Археология, этнография и экологияСибири» – vm.kemsu.ru/museum).
Если в целом взять сферукультуры, то веб-ресурсы, созданные в области (однако далеко не каждый ресурс –это полноценный сайт с профессиональным дизайном и проработаннымвеб-сценарием), находятся в зарождающемся состоянии. Имеются фотовыставки,информация о современных художниках и об организациях культуры, что касается собственноинформации об историко-культурном наследии, то она ничтожна по сравнению с тем,что есть реально.
Понимая объективность техзатруднений в компьютеризации и информатизации, которые стоят перед музеямиобласти, особенно перед теми, которые находятся в значительном отдалении открупных населенных пунктов, сотрудники отдела новых информационных технологийКемеровского музея изобразительных искусств с 1999 г. при поддержке института«Открытое общество» реализовали три проекта, направленных на сбор,обработку и продвижение информации о культурных ресурсах, сосредоточенных вмузеях области.
В 1999 г. была созданабаза данных по музеям Кемеровской области и выпущен справочник «МузеиКузбасса» – первое подобное издание в области.
В 2001 г. сотрудникимузея создали виртуальную экспозицию «Музеи Кузбасса. Избранное»(www.history.kemsu.ru/mko), которая представляет самостоятельный сайт –расширенный путеводитель по музеям области. Это первый опыт презентацииширокому кругу российских пользователей части культурного наследия Кузбасса,хранящегося в музеях. В Новокузнецком краеведческом музее создан CD«Достопримечательности Новокузнецка».
Приходитсяконстатировать, что информатизация музеев Кемеровской области находится взачаточном состоянии, и вполне очевидно, что в ближайшем будущем большинствомузеев, особенно небольших, даже и не приступят к решению данных задач. Так,например, в нашем районном краеведческом музее имеются 2 компьютера, сканер,принтер, ксерокс, но все эти технические средства работают только для офисныхдокументов.
До сих пор задачасовременного информационного обеспечения деятельности в сфере культуры зачастуюпонимается как оснащение культурных учреждений современным оборудованием иобучение персонала навыкам работы с ним. Однако очевидно, что использованиеновых информационных технологий предполагает не просто количественное, но икачественное изменение в профессиональной деятельности работников сферы культуры,а работа с информацией поднимается на иной, принципиально новый уровень.
 
4. Историястановления компьютеризации и автоматизации музейной деятельности
В 1993 году поприглашению Международного комитета СИДОК и благодаря выделенному СИДОКомгранту заведующий отделом информатики ГМИИ им. А.С. Пушкина Л.Я. Ноль изаведующий отделом информационных систем Государственного музея-заповедника“Московский Кремль” А.В.Дремайлов приняли участие в работе ежегоднойконференции СИДОК, которая была организована в столице Словении, Любляне. Этобыло первое знакомство с работой одного из международных комитетов ИКОМ,организационной структурой СИДОКа, национальными информационными музейнымипроектами различных стран, это было первое личное знакомство с иностраннымиспециалистами в области музейной информатики.
Специалисты из Россиивыступили с докладами, рассказали о положении дел по внедрению информационныхтехнологий в российских музеях, вступили в члены СИДОК. На следующих двухконференциях в 1994 году в США и в 1995 году в Норвегии между российскимиспециалистами и коллегами из Оргбюро СИДОКа проходили обсуждения онеобходимости создания национального российского комитета по документации иинформатизации музеев для более плотной дальнейшей деятельности. Так, к 1996году по инициативе трех крупнейших московских музеев — Государственного музея-заповедника“Московский Кремль”, Государственной Третьяковской галереи и Государственногомузея изобразительных искусств им.А.С. Пушкина учредилась Ассоциация подокументации и новым информационным технологиям в музеях (АДИТ), в а июне 1996года Президиум ИКОМ России проголосовал за то, чтобы АДИТ принял статуспрофессионального комитета ИКОМ России по проблемам музейной информатики. Припринятии этого решения было заявлено, что Российский комитет МеждународногоСовета музеев заинтересован в активном участии России в деятельностимеждународного комитета СИДОК.
Таким образом, созданнаяв 1996 г. Ассоциация по документации и новым информационным технологиям (АДИТ)приобрела статус профессионального комитета ИКОМ России по проблемам музейнойинформатики.
Первая ежегоднаяконференция АДИТ прошла в 1997 г. в Санкт- Петербурге, в ней приняли участиесотрудники из музеев, которые только вступили на путь информатизации. Для тогочтобы привлечь к деятельности АДИТ как можно больше участников с разныхтерриторий, все последующие конференции решено было проводить не в столичныхгородах.
Далее они прошли врегионах: вторая в 1998 г. – в Иваново, где наряду с обычными заседаниямипрошёл первый «Музейный компьютерный фестиваль»; третья в 1999 г. – вЯрославле, четвёртая в 2000 г. – во Владимире, на которой было решенопреобразовать АДИТ из национального комитета ИКОМ в некоммерческое партнёрство,которое при сохранении прежней аббревиатуры получило новое название:«Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии» (НПАДИТ). Учредителями данной организации стали Главный информационно-вычислительныйцентр Министерства культуры Российской Федерации (ГИВЦ), Межрегиональное общественноедвижение «Ассоциация музейных работников» (АМР), Государственноеобразовательное учреждение Академия переподготовки работников искусства,культуры и туризма и физические лица.
В рамках конференции 2001г. в г. Туле состоялось собрание членов АДИТ, на котором была принята стратегияразвития организации, выработанная на проектно-аналитическом семинаре в ЯснойПоляне непосредственно перед конференцией. В соответствии с этой стратегией основнымицелями АДИТ являются: формирование среды профессионального общения музейныхспециалистов в сфере информатизации культурного наследия и информационнойполитики в области культурного наследия; совершенствование системы музейнойдокументации; создание механизмов свободного и эффективного доступа граждан к информациио культурном наследии и содействие развитию образования, культурного туризма,сохранению, исследованию и популяризации памятников истории и культуры России исодействие формированию единого мирового культурно-информационного пространствапутем включения в него информации о российском культурном наследии.
В общих чертахдеятельность АДИТ как сетевой организации культуры направлена на развитиеинновационных и модернизационных процессов в сфере информатизации культурногонаследия, в том числе на изучение передовых методов, их популяризацию иподдержку исследовательских работ, а также на развитие системы партнерскихсвязей и укрепление взаимодействия между организациями, учреждениями и отдельнымиспециалистами в сфере информатизации культурного наследия и разработку иреализацию образовательных программ для музейных сотрудников, работающих в сфереинформационных технологий, обучение их основам информационного менеджмента.
Одним из приоритетныхнаправлений деятельности АДИТ в 2000−2001 гг. стала разработка стандартовкраткого описания объектов культурного наследия. При поддержке ИОО былиреализованы четыре проекта, в рамках которых были созданы стандарты описаниячетырёх типов объектов: «Недвижимый памятник»; «Музейныйпредмет»; «Культурный ландшафт»; «Памятник археологии»,а также проведен экспертный семинар «Стандарты описания культурногонаследия», задача которого состояла в объединении четырёх стандартов вединый и выработке рекомендаций по его дальнейшему совершенствованию ииспользованию.
АДИТ является партнеромряда международных проектов Европейского Совета и таким образом, представляетинтересы российских музеев в европейской программе развития информационногомузейного сообщества.
В третье тысячелетиеРоссия должна войти с развитой музейной информационной инфраструктурой. Длядостижения этой цели, прежде всего, необходимо объединить российскиепрофессиональные силы в области музейной информатики. Российский комитетМеждународного Совета музеев приветствует, несомненно, своевременную инициативуо создании АДИТ. Ассоциация должна объединить профессионалов музейнойинформатики в России, проводить ежегодную национальную конференцию и активноучаствовать в деятельности международного комитета СИДОК.

Списоклитературы:
 
1. Дремайлов А.В.АДИТ – Институт “Открытое общество” – основы взаимодействия: // www.kremlin.museum.ru
2. Дукельский В.Ю.,Лебедев А.В. Виртуальный проект в пространстве музея / В.Ю. Дукельский, А.В.Лебедев // Справочник руководителя учреждений культуры. – 2008, № 1. – С.82-87
3. Знаменский А.В.Модернизация музейной деятельности / А.В. Знаменский // Справочник руководителяучреждения культуры. – 2003, № 10. – С.70-75
4. Калинина Л.Л. идр. Интернет – сайт как инструмент для работы музейщика / Л.Л. Калинина, И.В.Пролеткин, М.Е. Шпак. – 2007, № 11. – С.83-87
5. Калинина Л.Л. идр. Информационное пространство музея / Л.Л. Калинина, И.В. Пролеткин, М.Е.Шпак. – 2006, № 12. – С.83-88
6. Калинина Л.Л. идр. Новостной сайт музея: Основные этапы создания и перспективы развития / Л.Л.Калинина, М.Е. Шпак, И.В. Пролеткин, А.П. Турлов // Справочник руководителяучреждения культуры. – 2003, № 10. – С.75-81
7. Кокорина Е.А.Информатизация музеев / Е.А. Кокорина // Справочник руководителя учрежденийкультуры. – 2006, № 5. – С.55-61
8. Лебедев А.В.Виртуальные экспонаты: Современные средства отображения информации в музейнойэкспозии / А.В. Лебедев // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2006,№ 7. – С.50-55
9. Музейные фонды иэкспозиции в научно-образовательном процессе: Материалы Всероссийской научнойконференции // www.window.edu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.