Содержание
Введение
1. Творчество Феофана Грека
2. Творчество Андрея Рублева
Литература
Введение
В XV веке, сбросив татаро-монгольское игои объединившись вокруг Москвы, русская земля переживала новый подъем. Этот векможно считать золотым веком древнерусского искусства, а произведения московскойшколы — его классикой.
Древнерусскоеискусство развивалось в общем русле средневековой культуры. Оно так же, как исовременное ему искусство Западной и Восточной Европы, оставалосьпреимущественно церковным, культовым, преломляло впечатления жизни через призмухристианской мифологии и соблюдало установленную иконографию.
Однакодревнерусское искусство не было ни ответвлением византийского, ни аналогомзападного; у него был свой путь. Его можно назвать искусствомэпически-былинного склада. Как ни многим оно было обязано Византии, еецеремониал, пышность, официозность, а также ее утонченный спиритуализм не нашлина Руси почвы. Византийские художественные традиции быстро трансформировались вдухе большей демократичности, простоты, даже простонародности. А с другойстороны, в русском искусстве средних веков нет ни острого драматизма,характерного для готики, ни ее разнообразия композиций, мотивов, предметовизображения. Русское искусство более устойчиво в своей иконографии и в нембольше спокойствия, ясности.
Мозаичнаятехника, процветавшая ранее в Киеве, дальнейшего развития на Руси не получила,зато обрела новую жизнь фреска, а со временем самой излюбленной и широкораспространенной формой живописи стала икона.
Вобразах древнерусской живописи очевиден сплав христианской мифологии с бытовымии фольклорными традициями, исторических воспоминаний с эмоциональнымпереживанием современности.
1.Творчество Феофана Грека
В XIV столетии в Новгороде работал исоздал целое художественное направление художник ярчайшей индивидуальности — Феофан Грек. Родился он, по-видимому, в 30-х годах XIV века. В 1378 году переселился на Русь из Византии,где до этого исполнил ряд росписей в церквах в Константинополе, Галате,Халкедоне, Кафе (Феодосия).
Но именно на Русиискусство Грека пустило глубокие корни и принесло плоды. Здесь он расписал церковьСпаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (1378 г.), вместе с Симеоном Черным — церковь Рождества Богородицы (1395 г.), Архангельский собор (1399 г.), вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца — Благовещенский собор (1405 г.) — все в Московском Кремле. Работал также вСерпухове, Нижнем Новгороде и, возможно, в Коломне и Переславле-Залесском.Феофану приписывают иконы иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле- «Спас», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», а также «Архангел Гавриил», «АпостолПавел», «Иоанн Златоуст» (с помощниками). Следы его поправок сохранились наликах архангела Михаила и Василия Великого на иконах того же чина. МастерскойГрека (а по мнению ряда исследователей, и ему самому) приписываются иконы«Богоматери Донской» с «Успением» на обороте (1380 или 1392 г.), «Четырехчастная» и «Преображение» — из Переславля-Залесского (все в Третьяковской галерее).
Приехав в Новгород,Феофан обратился к изучению уже сложившейся там художественной традиции, онпроник в дух фресок Нередицы, Старой Ладоги, Снетогорского монастыря, и егособственные росписи в церкви Спаса на Ильине в известной мере эту традициюразвивают, хотя очень по-новому и по-своему.
Кисть Грека обладаетволшебной динамичностью: порывистые белые штрихи — «движки», — оживляющиетемно-терракотовые узкие лики, подобны молниям. Как экстатические видения,возникают образы Феофана из полутьмы купола и хоров церкви. Но приглядимся кним — это люди; люди, обуреваемые страстными чувствами. Традиционные образыстарцев раскрыты в их внутреннем мире — просветленном и потрясенном. «СтарецМакарий» — это одно из таких произведений мирового искусства, которые, разувиденные, никогда не стираются в памяти.
Искусство Грека и на егорусских современников произвело ошеломляющее впечатление. Персонажи у него нетолько внешне не похожи друг на друга, — они живут, проявляют себя по-разному.Каждый персонаж Феофана — незабываемый человеческий образ. Через движения,позу, жест иконописец умеет сделать зримым «внутреннего» человека.
Грек мыслит фигурутрехмерно, пластически. Он отчетливо представляет себе, как располагается телов пространстве, поэтому, несмотря на условный фон, его фигуры кажутсяокруженными пространством, живущими в нем.
Большое значение художникпридавал передаче в живописи объема. Его способ моделировки эффектен, хотя напервых взгляд кажется эскизным и даже небрежным. Основной тон лица и одеждыФеофан кладет широкими, свободными мазками. Поверх основного тона в отдельныхместах — над бровями, на переносице, под глазами — резкими, меткими ударамикисти он наносит светлые блики. С помощью бликов иконописец не только точнопередает объем, но и добивается впечатления выпуклости формы, чего не достигалимастера более раннего времени. Озаренные вспышками бликов фигуры святых у Грекаприобретают особую трепетность, подвижность.
До наших дней почти недошли иконы работы этого художника. Кроме икон из иконостаса Благовещенскогособора в Московском Кремле, мы не знаем достоверно ни одной его станковойработы. Однако с большой долей вероятности Феофану можно приписатьзамечательное «Успение», написанное на оборотной стороне иконы «Донскаябогоматерь».
В «Успении» изображеното, что обычно изображается в иконах на этот сюжет. У погребального ложа Мариистоят апостолы. Апостолы Грека не похожи на строгих греческих мужей. Онисгрудились у ложа без всякого порядка. Не совместная просветленная скорбь, аличное чувство каждого — смятение, удивление, отчаяние, горестное размышление осмерти — читается на их простых лицах. Многие словно бы не в состоянии смотретьна мертвую Марию. Один чуть выглядывает из-за плеча соседа, готовый в любуюминуту опустить голову. Другой, забившийся в дальний угол, одним глазом следитза происходящим. Иоанн Богослов почти спрятался за высоким ложем, в отчаянии иужасе взирая из-за него.
Над одром Марии, надфигурами апостолов и святителей высится сияющий золотом Христос с душойбогоматери в руках. Апостолы не видят Христа, они видят лишь мертвое телоМарии, и это зрелище преисполняет их ужасом перед смертью. Им, «земным людям»,не дано узнать тайну «вечной жизни» Марии. Единственный, кому известна этатайна, — Христос, ибо он принадлежит сразу двум мирам: божественному ичеловеческому. Христос полон решимости и силы, апостолы — скорби и внутреннегосмятения. Резкое звучание красок «Успения» как бы раскрывает крайнюю степеньдушевного напряжения, в котором пребывают апостолы. Не отвлеченное,догматическое представление о загробном блаженстве и не языческая боязньземного, физического уничтожения, а напряженное размышление о смерти, «умноечувство», как называли подобное состояние в XIV веке, — таково содержание замечательной иконыФеофана.
В «Успении» есть деталь,которая как будто концентрирует в себе драматизм происходящей сцены. Это свеча,горящая у ложа богоматери. Помещенная в самом центре, на одной оси с фигуройХриста и херувимом, свеча в иконе Грека кажется исполненной особого смысла. Поапокрифическому преданию, Мария зажгла ее перед тем, как узнала от ангела освоей смерти. Свеча — это символ души богоматери, светящей миру. Но уиконописца это больше, чем отвлеченный символ. Трепещущее пламя словно бы даетуслышать гулкую тишину оплакивания, ощутить холодность, недвижность мертвоготела Марии. Мертвое тело — как сгоревший, остывший воск, из которого навсегдаулетучился огонь — душа человека. Свеча догорает, это значит, что кончаетсявремя земного прощания с Марией.
Вмировом искусстве не много произведений, которые с такой силой давали быощутить движение, быстротечность времени, равнодушного к тому, что оноотсчитывает, неумолимо ведущего все к концу.
Феофанвладел также искусством украшения книг.
Для произведенийГрека характерны одухотворенная патетика образов, драматическая динамика иоригинальность приемов письма, смелая живописность, сочетающаяся с мастерствомпластической лепки и четким конструктивным рисунком. Творчество и личностьхудожника были высоко оценены в Древней Руси, где его называли «философом».
ВпоследствииГрек работал в Москве, где создал мастерскую. Она стимулировала деятельностьместных живописцев, выработавших, однако, отличный от феофановского стиль.
ФеофанГрек был, видимо, одним из учителей Андрея Рублева.
2.Творчество Андрея Рублева
АндрейРублев (около 1360-1370 — около 1430 гг.) — русский живописец, создательмосковской школы иконописи, наиболее известный и почитаемый ее мастер, а такжевсей книжной и монументальной живописи XV века.
ТворчествоРублева сложилось на почве художественных традиций Московской Руси. Он былхорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом.
Иконописецпродолжил лучшие традиции современного русского и византийского искусства. Сильноевоздействие на него, несомненно, оказало творчество Феофана Грека. Он наследуетне только высокое техническое мастерство — для него, так же как для Феофана,иконопись — это «умное делание». И Феофан, и Рублев стремятся выразить вискусстве «мудрость жизни».
Однако втворчестве московского художника живописная концепция ХIV века подверглась коренной переработке. Феофановское«индивидуалистическое» начало — свободный, широкий мазок, эскизность исполнения- несвойственно живописи Рублева.
Наформирование мировоззрения иконописца большое влияние оказала атмосферанационального подъема второй половины XIV — начала XV века, длякоторого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. Всвоих произведениях в рамках средневековой иконографии он воплотил новое,возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека.
Биографические сведения оРублеве крайне скудны: жил в Москве, воспитывался в светской среде. До 1390-хгодов он учился и работал в дружине московских художников. В зрелом возрасте(до 1405 года) принял монашеский постриг с именем Андрей в Троицкой Лавре, авпоследствии перешел в московский Спасо-Андроников монастырь. В 1405 году онсовместно с художниками Феофаном Греком и Прохором с Городца расписывалБлаговещенский собор Московского Кремля; в 1408 — вместе с художником ДанииломЧерным написал фрески и иконы в Успенском соборе во Владимире.
Из фресок иконописца вУспенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», гдетрадиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжествасправедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Андрея воВладимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшимво главе созданной им школы живописи.
Около 1408 года Рублевнаписал иконы, получившие впоследствии название «Звенигородский чин». Между1422 и 1427 годом — совместно с Даниилом Черным руководил работами по росписи исозданию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Тогда художники написал икону «Троица».
Сохранились и другиеиконы — они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественнымкачествам. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны игармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находилопоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублева. В рядепроизведений ему удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуютсядраматические ноты, ранее ему не свойственные («Апостол Павел»). Колорит иконболее сумрачен по сравнению с ранними произведениями; в некоторых иконахусиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции.
За 1427-1430 года Андрейсоздал росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря. А 29 января 1430года он скончался во время морового поветрия и был погребен возле колокольни вСпасо-Андроникове монастыре.
Творчество Рублеваявляется одной из вершин русской и мировой культуры. О нем не забывают всепоследующее время:
1551 год — постановлениерусского церковного собора («Стоглав») об объявлении иконы Андрея образцом дляхудожников;
1647 год — первоепечатное упоминание имени Рублева;
конец XVII века — глава врукописном «Сказании о святых иконописцах», посвященная этому художнику;
1947 год — вСпасо-Андроникове монастыре открыт Центральный музей древнерусской культуры иискусства имени А. Рублева. Перед главнымвходом в него находится памятник преподобному Андрею;
1960 год — всемирноепразднование 600-летнего юбилея иконописца по решению ЮНЕСКО;
1988 год — канонизацияСобором Русской Православной Церкви преподобного Андрея Рублева «на основаниисвятости жизни и подвига иконописания» и установление ежегодного церковногопраздника ему 17 июля по новому стилю;
также в честь Рублеваназван кратер на Меркурии.
Наивысшеетворческое достижение Рублева — икона «Троица». Ныне ее знают все — даже те,кто имеет самое приблизительное представление о русском искусстве. Ею гордитсяТретьяковская галерея как одной из своих драгоценностей. Художник создал этуикону для собора Троице-Сергиева монастыря в начале XV века, незадолго до смерти, а расчищена она была только в1904 году.
Историческаяканва Рублевского шедевра — библейская легенда о явлении бога Аврааму и егожене Саре под видом трех мужей; об угощении, приготовленном для них пожилымисупругами под сенью дуба и состоявшем из заколотого тельца, лепешек, молока исливок; о предсказанном Аврааму рождении сына.
В иконепоражает необыкновенная простота, «немногословность», с какой воспроизведенобиблейское событие. Из ветхозаветного рассказа художник выбрал лишь те детали,которые дают представление, где и как происходило действие: гора (символпустыни), палаты Авраама и Мамврийский дуб. Подобной смелости в отношении ксвященному тексту напрасно искать в более ранних иконах. Древнерусскаяживопись, прежде без рассуждений следовавшая за священным текстом, ставившаясвоей задачей дать зримый образ всего, о чем повествуют Библия и Евангелие, влице Рублева пренебрегла буквой Священного писания и попыталась раскрыть егофилософский смысл. Из искусства иллюстрирующего иконопись превратилась вискусство познающее.
В основефилософского замысла «Троицы» — мысль о могущественной всепобеждающей силелюбви как сокровеннейшей человеческой сущности, раскрытие которой служитреальным залогом осуществления единства человечества. Художественное совершенство,с которым эта общечеловеческая идея выражена Рублевым в символических образахсредневековой живописи, ставит икону «Троица» в ряд бессмертных творениймирового искусства.
Отойдяот канонов, он поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующуюжертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов.Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделенвыразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов,оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным «голубцом» изеленью.
Вписаннаяв круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе вселинии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект.
«Троица»рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разномураскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти.
Гармониявсех элементов формы является художественным выражением основной идеи «Троицы»- самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира ижизни.
Художниквоплотил в «Троице» свой идеал, представление о человеке тонкойодухотворенности и нравственной просветленности. В линейном и цветовом ритмеиконы, в певучих линиях, плавных согласованных жестах, мягких наклонах головангелов, в созвучиях чистых сияющих красок рождается ощущение единодушия,взаимной любви и возвышенной душевной чистоты.
грек рублев живописец иконопись
Литература
1. Большая советская энциклопедия. — 2-е изд. — М.: Большая советская энциклопедия, 1956.
2. Большая советская энциклопедия. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1975.
3. Большая советская энциклопедия. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1977.
4. Вздорнов Г.И. «Троица» АндреяРублева. Антология. — М.: Искусство, 1981.
5. Дмитриева Н.А. Краткая историяискусств. Вып.1: От древнейших времен по XVI век. Очерки. — 4-е изд.,стереотип. — М.: Искусство, 1985.
6. Кацва Л.А., Юрганов А.Л. ИсторияРоссии VIII-XV вв. — М.: МИРОС, РОСТ, 1997.
7. Сергеев В.Н. Рублев. — 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1986.