КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Сферы духовной культуры
Культурный взлет России в XIXвеке
Выполнил:
Проверил:
Москва
2003
Сферы духовной культуры
Духовная культура — эторезультат познавательной деятельности людей. Это системы воспитания, правилаповедения, нравственные нормы общения, этика и этикет. Это произведенияискусства и литературы, художественные образы, эстетические ценности. Этоповерья и вероучения, магия и религия. Это право и законы, идеалы общественныхотношений, идеологии. Это система образования, научные и философские теории,истины научного познания.
Можно выделить несколькоосновных (весьма условных) хронологических вех первоначального формированиясфер духовной культуры:
- 2,5 млн. лет тому назад;
- 40 тыс. лет тому назад;
- 5 тыс. лет тому назад.
Это рубежи,обозначающие значимые перемены в процессе, который последовательно ведет коформлению нормативных сфер духовной культуры (объективные истины) и кстановлению ценностных сфер духовной культуры (субъективные ценности).
Этика — это нормы морали, правила поведения, нравственныеотношения людей. Этика отражает и закрепляет межличностные отношения. Они могутбыть представлены формулой человек — человек, в которой общепринятые всоциуме нормы поведения даны как модель общения, как стереотип поступков нетолько по отношению к конкретному человеку, но и — в цивилизованных обществах— к человеку воображаемому или ко всему тому, что одушевлено,очеловечено, на чем лежит образ человека, что сохраняет память о нем.
Нормы морали почерпнуты из житейского опыта и зафиксированы в установлениях идокументах как светского, так и религиозного содержания, иногда в форменазидательных примеров и поучений, в том числе иносказательного характера(пословицы, поговорки, присказки, сказки, басни, притчи), а также в форме актоввластных структур, в художественных, научных и философских произведениях,имеющих целью привить человеку понятия добра и зла, обеспечить такого родаповедение личности, которое бы не нарушало целостности коллектива, егостабильности.
Нравственность— исторически первая сферадуховности, освоение которой через ритуально-обрядовые действа и с помощьюсемейно-родственных отношений позволяло противопоставить животному инстинктучеловека жить для себя потребность жить для окружающих людей.
Превосходствообщего интереса над индивидуальным насаждается силой или прививается любовью —и воспринимается как абсолютный закон поведения во благо самосохранения всегоколлектива и самого человека, чьи поступки ограничиваются запретами. По мереформирования личности поведение человека корректируется им самим — в результатеосознания самоценности своего социума.
Эстетика — это художественное сознание и художественноетворчество, восприятие и воспроизведение внешнего мира природы и общества ивнутреннего мира человека в образах, представленных словами, жестами, мимикой,наглядными изображениями, в том числе нанесенными на орудия труда, предметыобихода и культа в качестве украшений или представленных в специально созданныхпроизведениях, имеющих чисто художественное значение.
Эстетика какпласт духовности формируется параллельно и одновременно с этическим сознаниемуже на ранних этапах истории человечества — прежде всего, как адекватноевыражение представлений о добре в зримых образах прекрасного и о зле в зримыхобразах безобразного.
Коллективизмобщественного бытия прививался системой воспитания не только впоучительно-назидательной форме, но и с помощью ритуально-обрядовых действий,которые со временем приобрели характер самостоятельных игр, праздников, зрелищ,театрализованных актов, в которых воплотились обычаи племен и народов.Самоотождествление человека с окружающей природой, подражание ей, ритмизациятрудовой деятельности и быта позволили со временем создать живописные,пластические и музыкальные образы, не несущие непосредственной функциональнойнагрузки, а опосредующие чувственно-эмоциональное отношение людей к миру и ксамим себе.
Духовнаякультура, сложившаяся еще в период родо-племенных отношений какэтико-эстетическое сознание, пополнялась (по мере формирования новых социальныхобщностей и по мере вычленения человека из жестко обусловленного коллективногоокружения) другими пластами коллективного сознания, наслоение которых создавалоединую духовность того или иного исторически сложившегося социума.
Этика, право, наука определяют нормы, правила, законы, которые, отражаяобъективные отношения, сложившиеся в обществе, и объективные отношения обществак природе, становятся истинами. А эстетика, религия, философия, отражаясубъективное, личностное отношение человека к миру (соответственно начувственном, эмоциональном и рациональном уровнях), определяют ценности,на основе которых складываются идеалы.
Культурный взлет России в XIXвеке
Ознаменованный сменойимператоров рубеж веков оказался вехой и в развитии культуры. Новый этапхарактеризовался расширением культурного взаимодействия с другими странами инародами, общей демократизацией творческого процесса и более четкойдифференциацией различных его сфер. Отчетливо меняется колорит эпохи: ушли впрошлое пудреные парики с буклями и косицами, камзолы и т. д.
Наиболее яркой, интересной,передовой областью культуры России в XIX в. становится литература. Ее расцветво многом был подготовлен деятельностью литераторов XVIII в. К началу столетияв России сформировалась читательская аудитория с развитым вкусом к серьезнойлитературе, выход в свет нового произведения воспринимался как событие.Писатель, поэт стали заметными фигурами в обществе. Осознание социальной миссииписателя способствовало установлению тесной связи литературы с передовойосвободительной идеологией.
Для русской литературы первойполовины XIX в. характерна быстрая смена художественных направлений.Господствующие эстетические принципы успевали несколько раз трансформироватьсяв течение жизни одного поколения. Завершающим аккордом развития классицизма врусской литературе явилась пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума»(1823 г.), в которой традиции классической комедии XVIII в. сочетаются, как уД. И. Фонвизина, с чертами зарождающегося реализма. В начале века вЕвропе и в России формируется романтизм – течение в литературе иискусстве, для которого характерен особый интерес к неординарной личности,одинокому Герою, противопоставляющему себя, мир своей души окружающему миру.Для романтиков в творчестве главной задачей является не столько точноевоспроизведения реальности, сколько создание «идеала», черты которого обычнопридаются главному действующему лицу и отражают отношения автора кдействительности. Создателем русского романтизма считают Василия АндреевичаЖуковского (1783–1852).
Помимо него представителямиромантизма были поэты-декабристы К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер,А. А. Бестужев (Марлинский), А. И. Одоевский.Идейная основа их творчества, конечно, очень отличается от романтизмаЖуковского. В ней преобладает поэзия борьбы, свободы, она гораздо болееоптимистична. Иначе как романтическими нельзя назвать и ранние произведения АлександраСергеевича Пушкина (1799–1837) и Михаила Юрьевича Лермонтова(1814–1841).
Еще одним прямым следствиемразвития словесности можно считать возрастание роли драматического театра вжизни общества. Большой резонанс вызывали спектакли, шедшие на сценахмосковского Малого театра и петербургского Александринского. В20–30-х гг. XIX в. классицизм был вытеснен из репертуара пьесами романтическойнаправленности. Эпоха породила плеяду замечательных актеров, творчество которыхотличалось эмоциональностью, правдивостью, глубоким внутренним содержанием: П. С. Мочалов,М. С. Щепкин, А. Е. Мартынов.
Первая половина XIX в.ознаменована расцветом русской музыки, связанным, прежде всего, с именем МихаилаИвановича Глинки (1804–1857), вошедшего в историю как первый русскийкомпозитор мирового значения. Развитие национальной темы в музыке продолжилмладший современник Глинки Александр Сергеевич Даргомыжский (1813–1869).
Существенный вклад вразвитие в русской музыкальной культуры внесли современники Глинки А. А. Алябьев,А. Е. Варламов, А. Л. Гурилев, известныесегодня, в основном, как авторы романсов.
В отличие от других видовискусства в русской архитектуре I половины XIX в. сохраняет свои позицииклассицизм, вступивший в стадию наивысшего развития – зрелый или высокийклассицизм, часто именуемый русским ампиром. Крупнейший архитектор этоговремениАндрей Никифорович Воронихин (1759–1814). Главное творениеВоронихина – Казанский собор, величественная колоннада которого образовалаплощадь в центре Невского проспекта, превратив собор и окружающую застройку вважнейший градостроительный узел центра Петербурга. В 1813 г. в соборе былпогребен М. И. Кутузов и собор стал своеобразным памятником победамрусского оружия в войне 1812 г.
Высшим достижением ампирнойархитектуры Петербурга явилось творчество знаменитого архитектора КарлаИвановича Росси (1775–1849). Наследие его огромно. Он проектировал целымиансамблями. городской застройкой, Невским проспектом и пр. ПринялК. И. Росси участие в оформлении Дворцовой площади, прилегающей кЗимнему дворцу Растрелли. Росси замкнул ее классически торжественным зданием ГенеральногоШтаба, украшенным триумфальной аркой, вершина которой увенчана колесницейСлавы. К. И. Росси были спроектированы здания Александринскоготеатра, Публичной библиотеки, Сената и Синода.
В 1804–1818 гг. И. П. Мартос,скульптор, чья творческая карьера началась еще в XVIII столетии, создает памятникМинину и Пожарскому, средства для строительства которого были собраны пообщественной подписке.
Господствующимстилистическим направлением в живописи в I половины XIX в. стал романтизм.Выдающимся мастером романтического портрета был Орест Адамович Кипренский(1782–1836). Среди многочисленных его работ особенно интересны портретысовременников художника поэтов В. А. Жуковского и А. С. Пушкина.
Родоначальником бытовогожанра в русском искусстве явился Алексей Гаврилович Венецианов(1780–1847) («Гумно», «На пашне. Весна», «Утро помещицы»),художник и педагог. Величайшим мастером романтической живописи был КарлПавлович Брюллов (1799–1852). В жанре морского пейзажа (так называемоймарины) работал И. К. Айвазовский (1817–1900).
Огромное значение вобщественной и культурной жизни России II половины XIX в. приобрела литература.Особое отношение к литературе восходит истоком к началу столетия, к эпохеблестящего развития русской словесности, вошедшей в историю под названием«Золотого века». В литературе видели не только область художественноготворчества, но и источник духовного совершенствования, арену идейных битв,залог особого великого будущего России. Отмена крепостного права, буржуазныереформы, становление капитализма, тяжелые войны, которые пришлось вести Россиив этот период находили живой отклик в творчестве русских писателей. Втораяполовина XIX в. оказалась чрезвычайно богатой на таланты. Всемирную славурусской литературе принесло творчество И. С. Тургенева,И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого,Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина,А. П. Чехова.
Отмена крепостного права,буржуазные реформы, проведенные в течение 60–70-х гг. XIX в. существенноускорили становление капиталистических отношений в России, активизировалипроцессы общественного развития в целом. Технический прогресс, трансформациясоциальной структуры, изменения в системе управления предопределилинеобходимость совершенствования системы образования.
К началу 60-х годов в странебыло уже семь университетов: в Москве, С.-Петербурге, Дерпте (Тарту),Вильно (Вильнюсе), Харькове, Киеве, Казани. Позже были открыты университеты вОдессе, Варшаве, Томске.
В физике конец XIX–начало ХХвв. был отмечен целым рядом блестящих открытий, оказавших огромное влияние нетолько на развитие фундаментальных теоретических исследований, но и натехнический прогресс европейской цивилизации на столетие вперед. Выдающийсяфизик А. Г. Столетов изучал вопросы электричества, магнетизма,физической природы света. Им был открыт первый закон фотоэффекта. Сделансущественный вклад в теорию газового разряда. Талантливый русский электротехникП. Н. Яблочков изобрел дуговую лампу, «свечу Яблочкова», чемположил начало практическому применению электричества для освещения. Однаконаибольшего успеха в этом направлении добился А. Н. Лодыгин –изобретатель лампы накаливания, до сегодняшнего дня остающейся наиболеераспространенным осветительным прибором. В один ряд с ним может быть поставленосновоположник радиосвязи, профессор Петербургского электротехническогоинститута А. С. Попов.
А. Ф. Можайский изобрел первый в мире самолет. Спроектированная имконструкция была построена в натуральную величину, но так и не поднялась в небоиз-за отсутствия в то время достаточно мощного и в то же время легкогодвигателя. Бум самолетостроения в России пришелся на второе десятилетие ХХ в.,когда необходимость строительства авиации подогревалась помимо прочего еще ивоенными нуждами. Теоретические основы авиастроения, позволившие воплотитьзамысел Можайского в жизнь, были заложены исследовательской работой Н. Е. Жуковского,талантливого инженера и изобретателя, члена-корреспондента Петербургской АН,основоположника современной аэродинамики. Поистине фантастическими могликазаться современникам идеи скромного преподавателя калужской гимназии К. Э. Циолковского(1857–1935) впервые предложившего проект освоения околоземного пространства спомощью аппаратов, приводимых в движение реактивными двигателями, и по правусчитающегося отцом современной космонавтики.Литература
1. БыстроваА. В. Мир культуры. М.: АСК, 2001.
2. ДенисоваИ. Культурология. –Росто-на-Дону: Феникс, 2000.
3. Историярусской культуры. / Под ред. Т.И. Балакиной. –М: Просвещение, 1995.