Реферат по предмету "Культура и искусство"


Сунгирь как самая северная стоянка палеолита. Связь с другими стоянками Востока и Запада

Федеральное агентство пообразованию
Государственноеобразовательное учреждение
Высшего профессиональногообразования
Владимирскийгосударственный университет
Кафедра культурологии
Курсовая работа на тему:
«Сунгирь как самаясеверная стоянка палеолита. Связь с другими стоянками Востока и Запада»
Владимир 2007

Содержание
 
Введение
1. Верхний палеолит –археологическая характеристика
2. Сунгирь – самая севернаястоянка верхнего палеолита
2.1 История открытия стоянки
2.2 Характеристика укладажизни древнего человека на основе анализа археологических находок
2.2.1 Орудия труда ипредметы культа
2.2.2 Погребения какотражение религиозных представлений древнего человека
2.3 Сунгирьский человек:антропологическая характеристика
2.4 Особенности жилища,одежды и занятий сунгирьцев
3. Палеолитические стоянки:связь культур
Заключение
Библиографический список

Введение
Стоянкиверхнего палеолита залегают в разнообразных геолого-геоморфологическихусловиях: в долинах рек и на междуречьях, в равнинных и горных областях. Многиеиз них содержат культурные слои с остатками жилых сооружений, с многочисленнымипредметами из кремня, костей млекопитающих и т.п. На стоянках Костенковско-Борщевскогорайона, в Сунгире, Мальте и других открыты уникальные погребения. На территорииРоссии известно более 1200 стоянок и местонахождений верхнего палеолита. Тольков бассейне Днестра их свыше пятисот. Причем некоторые памятники имеют мировоезначение. Среди них группа Молодовских стоянок (Днестр), группа Костенковско-Борщевских(Дон). Многие из стоянок многослойные. В Костенковско-Борщевском районеизвестно около 60 культурных слоев. С помощью этих памятников решаются многиепроблемы верхнего палеолита. Так, на их базе А.Н. Рогачевым убедительноопровергнуты общепризнанные до 50‑х гг. XX в. представления оповсеместно однотипном развитии кремневой индустрии и стадиальном характере еесмены[1].
ВоВладимирской области сейчас известны 3 поселения эпохи верхнего палеолита:Карачаровская стоянка под Муромом, стоянки Русаниха и Сунгирь в чертесовременного Владимира.
Наиболееизвестна стоянка Сунгирь, расположенная на восточной окраине Владимира, павысоком левом берегу р. Клязьмы, недалеко от устья впадающего в нес ручьяСунгирь. Это одно из самых северных верхнепалеолитических поселений на Русскойравнине (на 120 км севернее Карачаровской стоянки)[2].
Сунгирьскаястоянка является уникальным археологическим памятником, давшим историческойнауке богатейшие сведения по культуре, образу жизни, религии древнего человека.
Объектом вданной курсовой работе выступает палеолитическая культура в целом, ее история иособенности. Предмет – верхнепалеолитическая стоянка Сунгирь, история ееоткрытия, результаты исследования, ее значение для науки и культуры.
Цель курсовойработы – изучить особенности палеолитической культуры на примере Сунгирьскойстоянки.
Длявыполнения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Краткоохарактеризовать общие особенности палеолитической культуры.
2.Рассмотреть историю открытия Сунгирьской стоянки.
3.Охарактеризовать находки, сделанные на стоянке.
4.Рассмотреть особенности образа жизни и религии жителей стоянки.
При написаниикурсовой работы были использованы различная литература и источники, что нашлоотражение в библиографическом списке. Основными источниками выступалимонографии таких известных исследователей, как О.Н. Бадер, В.Н. Гладилин,В.Н. Сукачев и Т.И. Алексеева. Также были использованы различные статьи изжурналов и газет. В разделе «Литература» были использованы энциклопедии исловари (Большая Советская Энциклопедия, Археологический словарь,Географический словарь). Кроме того были задействованы Интернет-ресурсы.

1. Верхнийпалеолит – археологическая характеристика
Верхнийпалеолит – единая археологическая эпоха. На всем ее протяжении люди добывалисредства существования также охотой и собирательством. Орудия изготовляли изкамня, кости и дерева.
Ссоциологической точки зрения это эпоха становления и развитияпервобытнообщинного и, по мнению большинства исследователей, родового строя. Отпредшествующих эпох верхний палеолит отличается кремневым и костяныминвентарем. На археологическом материале еще невозможно проследитьпринципиальные отличия между образом жизни и общественной организациеймустьерцев (мустье – эпоха среднего палеолита)[3] и людейверхнего палеолита. Основное занятие людей этих эпох – охота и собирательство.Почти все технологические приемы обработки кремневых орудий известны уже в мустье.Типы кремневых орудий в мустье достаточно разнообразны и содержат рядверхнепалеолитических форм. Не отличаются резко общественные отношения мустье иверхнего палеолита, характер их поселений, а также первые проявления духовнойжизни (погребения, зачатки искусства).
О связяхмежду ними свидетельствует преемственность между локальными мустьерскими иверхнепалеолитическими культурами. Вместе с тем верхний палеолит имеет рядпрогрессивных особенностей, отражающих развитие культуры человека.
Знания ожизни палеолитического человека исследователи черпают из изучения егопоселений, на которых сохраняются кремневые и костяные орудия, кости животных,очаги, остатки жилых сооружений и др. Если от предшествующих эпох до нас дошлоочень мало остатков жилищ, то от верхнего палеолита их сохранилось много. Однииз них наземные, другие – углубленные. Жилища различаются по размерам, форме иматериалу, применявшемуся для их сооружения. В одних случаях жилища строились сприменением большого количества костей мамонта, в других – рогов северногооленя, в третьих – камней и каменных плит. Жилища различаются по планировке иконструктивным особенностям. Часто на одной стоянке обнаруживают несколькожилищ, что позволяет рассматривать стоянку как поселок. На некоторых стоянкахисследователи выделяют комплексы, состоящие из жилищ и связанных с нимимастерских, где изготовлялись кремневые и костяные орудия, имелись очаги подоткрытым небом и хозяйственные ямы. Население таких поселков, вероятно,образовывало сплоченную производственную организацию – род или общину. Если настоянке находится несколько жилищ с очагами или группами очагов внутри длинногожилища, то, по мнению некоторых авторов, можно говорить о семьях внутри общины.Для определения длительности обитания человека на той или иной стоянкепривлекаются данные как палеоэкономические, палеодемографические, а такжепалеогеографические и палеонтологические. Используются также и этнографическиематериалы. Несмотря на то что многое в этом вопросе неясно, исследователиобычно говорят о преобладании относительной оседлости у палеолитическихохотников.
На стоянкахнаходят большое количество разбитых костей животных. Это свидетельствует о том,что охота была основной отраслью хозяйства. По остаткам скелета животных мыузнаем виды, на которых охотился человек. Такими животными были мамонт,шерстистый носорог, лошадь, северный олень, бизон, а из хищников – волк, бурыйи пещерный медведь, лисица, песец; из грызунов – заяц, байбак. Значительно реженаходят кости птиц и еще реже – рыб. Иногда обнаруживают целые скелеты песцов иволков. Это позволяет предположить, что на них охотились ради меха.Прослеживается избирательность охоты на то или другое животное, а иногдаотмечается, что охотники предпочитали молодых животных.
Реконструируютсяспособы охоты при помощи ловчих ям, загонов или облав в горных условиях,например, или засады у водопоев. Вероятнее всего, в то время уже использовалисьловушки. Лишь немногие из кремневых орудий могли применяться как охотничьи.Таким образом, наличие кремневого инвентаря еще не доказательство охотничьейспециализации стоянки.
Обычноохотничьими орудиями считаются листовидные наконечники с боковой выемкой идругие формы острий. Костяные наконечники метательных орудий (копий и гарпунов)обнаружены на ряде стоянок. Это ориньякские наконечники с расщепленнымоснованием и мадленские гарпуны. В других случаях изготовлялись вкладышевыенаконечники: в паз костяного наконечника закрепляли острые кремневые пластинки.В некоторых стоянках Франции известна копьеметалка. В верхнем палеолите,возможно, были изобретены лук и стрелы. При таком охотничьем вооружении человекмог обеспечить себя добычей, лишь действуя коллективно и хорошо зная повадкиживотных. Охота верхнепалеолитического человека дополнялась собирательством плодови корней съедобных растений. Ряд исследователей предполагают, что в это времяпроисходит одомашнивание волка.
Охотаобеспечивала людей пищей, одеждой, давала очень важное сырье – кость. Костьиспользовалась для изготовления орудий, строительства жилищ и, наконец, чтотакже немаловажно, кость служила топливом.
Каменныеорудия и техника их изготовления. По наличию призматического нуклеуса верхнийпалеолит отличается от предшествующих эпох с их дисковидными нуклеусами. Хотяприемы вторичной обработки кремня – различные типы ретуши, резцовый скол и т.п.– были известны и в предшествующие эпохи, однако в верхнем палеолите онииспользовались по-другому и для создания других форм орудий.
Разнообразиемформ орудий верхний палеолит богаче всех предшествующих эпох. В этот периодсохранились старые типы орудий и было создано много новых. В верхнем палеолитесуществуют такие известные ранее категории, как зубчато – выемчатые орудия,скребла, остроконечники, скребки высоких форм, резцы. Роль некоторых орудийувеличивается (резцы, скребки), других, наоборот, резко уменьшается (скребла,остроконечники), а некоторые исчезают совсем. Основная же черта, отличающаякремневый инвентарь верхнего палеолита, – разнообразие и богатство каменныхорудий: свыше ста разновидностей. Разнообразие кремневого инвентаря сочетаетсясо значительной устойчивостью форм и определенной их стандартизацией.Характерная особенность верхнего палеолита – относительно быстрое изменениеформ орудий внутри отдельных культур, что не свойственно эпохе мустье.
Среди орудийособенно типичны разнообразные формы резцов, скребков, проколок, острий иножей, пластинок с притуплённым краем, геометрических микролитов и долотовидныхорудий. Ряд острий рассматривается как наконечники копий или дротиков; нередкоони обработаны с обеих сторон. Многие орудия последам сработанностиопределяются как служившие для обработки кости и дерева (резцы), для обработкишкур (скребки) и т.д. В этом отражается специализация орудий, широкораспространяются вкладышевые и составные орудия. Костяные орудия и техникаобработки кости. Новым в верхнем палеолите является широкое использованиекости, рога и бивней для изготовления орудий, утвари и украшений. Изредкакостяные орудия встречались и в более ранние эпохи, но тогда человек недостаточновладел этим материалом. В верхнем палеолите при обработке кости применяются ужесложные приемы – рубка, резание ножом или резцом, сверление, обработкаповерхности при помощи абразивов. Процесс обработки кости включал ряд операций.Каждая из них требовала специального инструментария из кремня или мягкогокамня. При обработке кости, вероятно, применялось нагревание, вымачивание ит.д. Орудия из кости разнообразны. Это острия, которые, возможно, служилинаконечниками копий, гарпуны из рога оленей, различные шилья, проколки, иглы,булавки, лощила, тесла, мотыги, так называемые выпрямители или «жезлыначальников»[4]. Часто орудияиз кости очень тщательно обработаны и украшены орнаментом. О назначении костяныхорудий, например так называемых тесел или лопаточек и целого ряда других,достоверных знаний мы пока не имеем.
В верхнемпалеолите появляются и широко распространяются украшения из кости животных ираковин моллюсков. Это ожерелья из бус, изготовленные из бивня мамонта, зубовживотных и раковин моллюсков. Нередко в них включаются более крупные подвескиили бляхи. На голове верхнепалеолитический человек носил скрепляющие волосыорнаментированные обручи (диадемы) из бивня мамонта, на руках – различныебраслеты, вырезанные из бивня или составленные из нанизанных бус. Бусы ираковины украшали головные уборы и одежду.
Специфическиеследы работы на скребках, кожевенных ножах, лощилах, проколках, иглахсвидетельствуют, что человек умел обрабатывать шкуры животных и изготовлял изних одежду. О шитой одежде свидетельствуют как изображения людей, так и остаткиукрашений, нашитых на нее, обнаруженные в погребениях.
Особенночасто встречаются остатки головных уборов (или сложных причесок) как впогребениях, так и на женских скульптурах. Реконструируют два вида одежды. Один(на основании статуэтки из Бурети) позволяет реконструировать меховую одежду, ввиде комбинезона шерстью наружу, плотно облегающего тело с головы до ног.Другая, более сложная одежда реконструируется О.Н. Бадером по погребению вСунгире, по расположению низок бус и других украшений, нашитых на одежду. Так,сунгирьцы были одеты в плащи, заколотые крупными булавками. На них были штаны,обувь и т.д.
О духовнойкультуре верхнего палеолита исследователи судят по произведениям искусства ипогребениям. Вероятно, только в верхнем палеолите возникает искусство. Почтиодновременно появляются живопись. скульптура, гравюра, орнамент. Естьсвидетельства о существовании музыкальных инструментов и танцев. Палеолитическоеискусство поражает нас своим мастерством, выразительностью, своей эмоциональнойокрашенностью, экспрессией. Особенно выразительны пещерная живопись, скульптураи гравюра. Пещерная многоцветная живопись с ее динамизмом, реализмом идекоративными композициями особенно потрясает зрителя. Основными сюжетами былиобраз зверя, в меньшей степени человека (чаще женщины). Сложные групповыекомпозиции, объединенные сюжетом, встречаются редко. Появилась возможностьпредварительного районирования типов памятников искусства. Так, пещернаяживопись встречается главным образом в Западной Европе – во Франции, Испании иИталии. На территории России пока известен лишь один памятник пещерногоискусства – Каповая пещера на Урале. В Средней и Восточной Европе болеехарактерна мелкая пластика (фигурки животных и птиц, женские статуэтки) игеометрический орнамент. То же типично и для памятников Сибири. На юге (БлижнийВосток, Крым, Кавказ) памятники искусства в палеолите редки.
Содержаниепалеолитического искусства достаточно сложно и не ограничивается только кругомохотничьей магии. Многие исследователи видят в нем даже запись космологическихпредставлений палеолитического человека. Большое место в творчествепалеолитического человека играет образ женщины. Ее скульптурные изображенияизвестны в Европе и в Сибири. Обычно в изображении женщины видят сложный образпрародительницы – хозяйки зверей, охранительницы очага, повелительницы стихий.В последнее время предпринимаются попытки извлечь из палеолитического искусствазафиксированные в нем рациональные знания: знакомство со счетом, наличиекалендаря и т.п.
Погребенияговорят о разнообразном и сложном погребальном обряде. Об этом свидетельствуютхарактер могильных сооружений, поза покойников, присыпка их красной охрой, атакже специально положенные в погребение предметы: костяные и каменные орудия,украшения. Встречаются иногда и парные погребения. Как правило, погребениярасполагались на стоянках. Групповые могильники неизвестны. Погребения верхнегопалеолита свидетельствуют о проявлении заботы об умершем сородиче и обусложнении мировоззрения, возникновении религиозных представлений.
Археологическийматериал не дает оснований для выделения единого или единственного центра, вкотором возник верхний палеолит. Большинство исследователей предполагают, чтоверхний палеолит произошел от местных мустьерских культур. Этот процесспроисходил на разных территориях в близкое время, вероятно 38 – 40 тысяч летназад. Наиболее древние культуры верхнего палеолита очень разнообразны и имеютиногда сходство с местными мустьерскими культурами, что свидетельствует обезусловной генетической связи между ними. Это относится к памятникам верхнегопалеолита Ближнего Востока и Европы. На остальных территориях (Африка, Азия)верхний палеолит в традиционном понимании вообще не известен. Там в это времясуществуют культуры совершенно другого облика. Таким образом, вся ойкуменаделится на две провинции: в одной из них – верхний палеолит со всеми егохарактерными проявлениями, в другой – верхний палеолит как археологическаяэпоха не выражен.

2. Сунгирь– самая северная стоянка верхнего палеолита
 
2.1 Историяоткрытия стоянки
В процессестроительства нового кирпичного завода близ Владимира, в нескольких сотняхшагов от автотрассы на Горький, в 1955 году разрабатывался глиняный карьер. Экскаваторщик А.Ф. Начаровподнял ковшом с глубины около четырех метров вместе с глиной кости. Он собралих и отнес их в краеведческий музей. Сотрудник музея Владислав Маслов сообщил онаходке в Москву начальнику Среднерусской археологической экспедиции НиколаюНиколаевичу Воронину, который передал полученные сведения археологу,специалисту по изучению каменного века Отто Николаевичу Бадеру.
Археологическаяэкспедиция О.Н. Бадера начала свою работу на Сунгире в 1956 году.Интересно отметить, что Отто Николаевич жил не в городе, не в гостинице, а наместе раскопа, в одной из палаток. Десятки палаток были заняты сотрудникамиэкспедиции, преимущественно молодежью.
Подруководством Бадера было раскопано около пяти тысяч кв. метров культурногослоя, находящегося на глубине 2,7 – 3,5 метра, что соответствует области заселения, равной нескольким гектарам.
Исследованиянаходок, в том числе и радиоуглеродный анализ, проводились лабораториямиГеологического института РАН, университетов Гроннингена, Оксфорда, Аризоны.Результаты свидетельствуют, что поселение Сунгирь могло возникнуть от 20 тыс.до 29 тыс. лет назад (брянское межледниковье). Самая ранняя дата, полученнаяпри анализе коллагена костной ткани из сунгирских погребений, – 26200±640, асамая поздняя – 19160±270. Стоянка существовала или регулярно посещалась людьмина протяжении 2 – 3 тысяч лет[5].
Численностьлюдей, единовременно обитавших на стоянке, определена в 50 человек.
Рядом, навысоком краю левобережной клязьминской гряды, сохранилось кольцо земляных валовдревней русской крепости 12‑го века, основанной на месте славяно-русскогопоселения 9‑го 11‑го веков над устьем оврага и излучиной Клязьмы.
Особенностиматериальной культуры обитателей Сунгирской стоянки указывают на её близостькультуре одновременных поселений на Среднем Дону.
В 1964 годуоткрыто погребение. Работы продолжались и в последующие годы, ныне онифинансируются Государственным объединенным Владимиро-Суздальскиммузеем-заповедником.
В настоящеевремя Сунгирь – это археологический памятник федерального значения, входит вчисло памятников, охраняемых ЮНЕСКО[6].
2.2 Характеристикауклада жизни древнего человека на основе анализа археологических находок
 
2.2.1 Орудиятруда и предметы культа
За все времяраскопок и исследования стоянки собрана богатейшая коллекция археологических находок,насчитывающая около 68 тыс. предметов. Значительную часть коллекции составляюткремневые отщепы, отбойники, наковаленки и нуклеусы, необходимые дляизготовления орудий груда, а также различные орудия (ножи, скребки, скребла,резцы, проколки, долотовидные орудия). Особой тщательностью обработки исовершенством форм отличаются кремневые наконечники дротиков (треугольные счуть вогнутым основанием и миндалевидные), покрытые с обеих сторон тончайшейретушью.
Сунгирскуюстоянку отличает большое количество изделий из кости, рога и бивня мамонта(мотыжки, острия, выпрямители древков, «жезлы», оружие, украшения, фигуркиживотных), а также высокая техника их обработки.
Общееколичество найденных бус – 10 тысяч. Ученые установили, что при изготовлениибус использовалось сверление.
Самое большоекопье из цельного куска бивня достигает 2,4 м. Для его изготовленияиспользовалась техника выпрямления бивней.
Найденыукрашения на верхней и нижней одежде, браслеты (под коленями и выше стопы), атакже цельные кольца на пальцах. Было найдено ожерелье, при изготовлениикоторого поверхность бусин обработана так, чтобы соседние бусины располагалисьперпендикулярно друг другу.
В погребениидевочки и мальчика найдены три диска ритуального назначения диаметром несколькосантиметров, сделанных из бивня мамонта. Диски имеют четыре или восемьпрорезей, идущих от периферии к центральному отверстию и расположенных другнапротив друга. Один диск содержит десять асимметричных по отношению к центрупрорезей. Костяные диски найдены на голове и на теле девочки.
Диски избивня мамонта содержат геометрический орнамент, по поводу которого В.И. Ларичев,в частности, сообщает:
«Предметыискусства, совмещенные со знаковыми записями календарно-астрономическогосодержания, относятся к высоко информационно насыщенным источникам изученияинтеллектуальной и духовной сфер жизни аборигенного населения севера Евразии.Они появляются на раннем этапе верхнего палеолита (34 – 24 тысячи лет назад –сыйская и мальтинская культуры Сибири; поселение Сунгирь – на севереевропейской России), остаются примечательными изделиями художественноготворчества времени раннего и позднего средневековья и сохраняются вплоть доэтнографической современности»[7].
Предметы,аналогичные сунгирским дискам, встречаются во все периоды древней и новойистории преимущественно применительно к ареалу обитания славян. Диски и круги,геометрически разделённые на равные 4, 6, 8, 10 и 12 секторов, являются и внастоящее время типичными славянскими символами. Например, 4‑секторный дисксимволизирует бога Хорса – указание на четыре ключевых астрономических события:весеннее равноденствие, летнее солнцестояние, осеннее равноденствие и зимнеесолнцестояние. 6‑секторный диск – Перуново колесо. 12‑секторныйдиск – символ бога Коляды (календарь).
СимволомСунгиря стала «сунгирская лошадка» – маленькая плоская фигурка большеголовойлошади или сайги из бивня мамонта. Фигурка являлась амулетом. Ее носили нагруди в качестве оберега (на задней ножке имеется сквозное отверстие дляподвешивания). На обеих сторонах фигура лошади повторена контуром из неглубокихвысверленных точек. Количество точек на фигурке, кратное пяти, свидетельствуето знакомстве обитателей стоянки с пятиричной системой счета. Это подтверждает ималенький орнаментированный точками диск из бивня мамонта. Количество точек вкаждом радиусе на нем, включая центральное отверстие, тоже кратно пяти.
«Стольнастойчивое (на протяжении сотен веков!) следование одним и тем жеинформационным традициям объясняется просто – в такого рода предметах искусствазапечатлевались фундаментальные, не подлежащие забвению сведения о временных ипространственных представлениях созидателей культур дописьменной историичеловечества. То, что зачастую воспринимается археологами в качестве образцовхудожественного творчества или культово-обрядовых, символического стиляпредметов, представляет собой, в реальности, подобие канонизированных,священного характера «сочинений», в которых посредством образов и знаковфиксировалось наиболее сущностное и потаенное (сакральное) из всего познанногов Природе и человеке, во взаимоотношениях людей и окружающего мира (временныеритмы хозяйственных и культово-обрядовых действ; системы естественнонаучных ирелигиозных представлений)»[8].
2.2.2 Погребениякак отражение религиозных представлений древнего человека
Мировую славуСунгирю принесли находки уникальных погребений древних людей. По богатствупогребального инвентаря и сложности ритуала захоронения они не имеют себеравных.
В 1964 г.на мощном слое охры (красной минеральной краски) был обнаружен череп женщины(без нижней челюсти и зубов), большой четырехугольный камень, а ниже скелетмужчины. Мужчина лежал на спине, в вытянутом положении, па дне неглубокоймогильной ямы, густо засыпанной охрой. На груди у него была подвеска из гальки,па руках пластинчатые браслеты из бивня мамонта. Па черепе мужчины, вдоль рук иног, на туловище рядами лежали почти 3,5 тысячи бусин, когда-то нашитые на его меховуюодежду. Расположение бусин на скелете позволило реконструировать расшитыйбусами костюм древнего сунгирца. Он напоминает одежду современных арктических народов.
Еще богачеоказалось погребение, открытое в 1969 г., всего в 3 м от первого. Вверхней части могилы были захоронены останки человека без головы. Рядом с нимилежали десятки бусин, колечко из бивня мамонта, пара рогов северного оленя,раковина ископаемого моллюска, обломок бивня мамонта. Антропологическоеопределение находки затруднено из-за очень плохой сохранности. Под верхнимпогребением, на полметра глубже, находились два детских костяка.
Одежда детейтоже была расшита бусинками из бивня мамонта (почти по 3 тысячи на каждом) иклыками песца, а па груди застегивалась костяными булавками. Детский перстеньиз бивня мамонта, просверленные клыки песца и костяную булавку с груди девочкиможно видеть в экспозиции.
Скелетысунгирских людей внимательно исследовались не одним поколением антропологов.Уже издано несколько монографий по антропологии Сунгиря. Было установлено, чтосунгирьцы являлись людьми современного физического типа (Homo sapiens). Усунгирьцев отмечается полиморфизм физического облика и отсутствие четкойгеографии расовых признаков.
Антропологиопределили возраст сунгирьцев: мужчине было около 40 – 50 лет (считается, чтосредняя продолжительность жизни в верхнем палеолите около 30 лет), мальчику 12–14лег, девочке 9–10 лег. Пол погребенных теперь определен не толькоморфологически, но и молекулярио-генетически (у младшего ребенка отсутствуютмужские У-хромосомы)[9].
Людейхоронили с соблюдением сложнейших погребальных обрядов. Обнаруженный богатый иразнообразный материал представляет уникальные данные об образе жизни,религиозных воззрениях и обрядах наших предков. Находки Сунгиря ярче, чемдругих палеолитических памятников, свидетельствуют о существовании в 30‑мтысячелетии до н. э. религии: «анимизма, веры в загробную жизнь,тотемизма, магии, культа предков, почитания солнца и луны, лунного календаря иарифметического счета»[10].
Постепенновозрастало количество украшений, сопровождающих умершего. На каждогозахороненного 25 – 28 тысяч лет назад приходится в среднем 4 – 5 тысяч бусин,подвесок, амулетов и других украшений, тщательно и искусно изготовленных иззубов животных, бивней мамонтов и камней мягких пород.
Парноепогребение подростков имеет зеркальную структуру. В культурном слое другоговерхнепалеолитического поселения – Гагарино (Верхний Дон, Воронежская обл.) –обнаружена незавершенная статуэтка из бивня мамонта, где изображены двечеловеческие фигуры в аналогичной позе – соприкасающиеся головами. Сдвоенноеизображение ассоциируется с протославянскими культами плодородия, а именно, смифами о близнецах – славянских богах-близнецах Купало и Купальнице (брат исестра; праздник Купало отмечается в ночь с 21 на 22 июня). Данный ритуалпогребения связывают с культом плодородия
Остаетсяоткрытым вопрос о возрасте погребении. Радиокарбоновые датировки погребенийсегодня варьируют в пределах 6000 лет. А по данным археологии, обе могилыпредставляют единый погребальный комплекс и сделаны на памяти одного поколения.Некоторые датировки говорят о том, что погребения моложе стоянки на несколькотысяч лег Археологические же данные склоняют к выводу, что обе могилы былисделаны на действующем поселении. Такая странная разница в датировках можетобъясняться либо плохой сохранностью образцов, либо недостаточной точностьюметода. Работы по датированию поселения и погребений продолжаются до сих пор.
2.3Сунгирьский человек: антропологическая характеристика
Проводимые наСунгире исследования дали науке ценные сведения о внешнем виде, химическомсоставе и особенностях питания древнего человека.
Работа М.Б. Медниковойпозволила говорить о сходстве и возможном близком родстве сунгирских мужчин идетей.
«Предварительноезаключение Герасимова по сунгирьскому человеку – Homo sapiens, европеоид, 55 –57 лет. Рост 176 – 177 см. Физически сильный, мускулистый. На руках рядыбраслетов. Тоже из бивня мамонта. Широкие пластины огибают всю руку. На правойчуть выше локтя 3 ряда браслетов, слева – 2 ряда. На ногах тоже браслеты избивня мамонта. Справа и слева густые полосы охры: у ног, у бедра (очевидно,скопилась в складках одежды). Между ног и у бедер ряды бус из бивня мамонта указываютследы одежды»[11].
Известныйантрополог М.М. Герасимов создал скульптурные портреты сунгирьцев.Исследования людей из Сунгиря на протяжении более сорока лет вели такжеантропологи Г.Ф. Дебец, В.В. Бунак, М.М. Герасимов, Е.Н. Хрисанфова,А.А. Зубов и др. В последние годы используются новые методыпалеоэкологических реконструкций, разработанных группой физической антропологииИнститута археологии РАН.
Скелетмужчины представлен длинными костями конечностей, довольно хорошосохранившимися костями кисти и стопы (головчатая и крючковатая кости, всепястные, проксимальные фаланги I–IV пальцев, средние фаланги IV–V пальцев, 3дистальные фаланги; обе предплюсны, все плюсневые кости, обе фаланги I пальца);поясами конечностей и очень фрагментарными остатками осевого скелета. Отпозвоночника сунгирьца сохранились лишь два сцементированных грудных позвонка,общая высота тел которых составляет у этого высокорослого неоантропа всего 34 ммпротив 34 – 46 мм для любой пары соседних грудных позвонков у «среднего»современного европейца.
Е.Н. Хрисанфованазвала скелет взрослого мужчины одной «из самых полных и репрезентативныхнаходок европейского верхнепалеолитического человека» и относит его«хронологически, морфологически и таксономически к кругу раннихвосточноевропейских неоантропов»[12]. Вконституциональном отношении он представляет своеобразный верхнепалеолитическийвариант атлетического телосложения. Имеет высокий рост – около 180 см.Длина правой ключицы мужчины составляет 190 мм, что значительно превышаетсреднее значение у современных мужчин. У него исключительно велика абсолютная иотносительная ширина плеч и четко выражен половой диморфизм в тазо-плечевыхсоотношениях. Широкоплечесть являлась популяционной особенностью, онахарактерна и для обоих детей из Сунгиря. В целом морфотип сунгирского человекахарактеризуется рядом черт адаптивной природы, свойственныхверхнепалеолитическим неоантропам Европы (человек современного типа).
Согласноданным исследований А.П. Бужиловой, М.Б. Медниковой, М.В. Козловской,скелет мужчины развит гармонично: у него были тренированы мышцы, отвечавшие задвижения рук, он часто поднимал тяжести. Сунгирьцы активно ходили и бегали,возможно, на довольно большие расстояния в поисках охотничьей добычи.
Сунгирскиймужчина имел большой опыт работы, требующей точных сильных движений предплечий.Скорее всего, он изготавливал орудия труда из камня. Значительное расширениеногтевых фаланг на кистях, особенно резко на левой руке, свидетельствовало орабочей гипертрофии костной ткани. Причем «силовое» использование (зажим) левойкисти сочетается с более тонкими, но требующими значительных физических усилийдвижениями правой.
Оба подросткабыли хорошо развиты физически. Мальчик в основном занимался охотничьимпромыслом (по характерным признакам, часто метал копье). Учёные отметили у негосильное развитие костного рельефа в области присоединения широчайшей мышцыспины, подлопаточной, большой круглой и клювовидно-плечевой мышц справа. Накостях нижних конечностей мускульный рельеф выражен сильнее с левой стороны.
Девочкапреимущественно занималась изготовлением орудий и украшений (наиболеехарактерное для неё движение – сверление). При анализе патологий исследователиотметили асимметричную уплощенность суставной поверхности одного из шейныхпозвонков у девочки. Возможно, она носила тяжести на голове. У неё редкаяособенность: её бедренные кости были резко изогнуты вперед.
Проведенныйхимический анализ минеральной части костной ткани мужчины зрелого возраста состоянки Сунгирь показал общий умеренный уровень минеральной насыщенности.Концентрация кальция умеренная. В костной ткани выявилось умеренное значениеконцентрации меди, свидетельствующее об отсутствии в его рационе значимогоколичества беспозвоночных. Этот вывод подтверждаются крайне низкимиконцентрациями кадмия, повышение которых связывается с употреблением в пищутканей морских членистоногих и моллюсков. Содержание стронция довольно низкое ивызвано малым количеством растений в рационе. Содержание цинка, индикаторамясного компонента в рационе, – от 100 до 150 ppm, типичное для индивидов, впривычный рацион которых входит большое количество мяса наземных позвоночных,говорит, что большую часть рациона питания этого человека составляло мясоназемных позвоночных животных.
Минеральныйстатус мужчины исследователи охарактеризовали как нормальный, сбалансированный.В продолжение последних лет жизни он не испытывал ни длительного недоедания, никаких-либо проблем, связанных с патологиями пищеварительной системы.
Скелетподростка обнаруживал следы задержки ростовых процессов, нарушения обменавеществ, перенесенного инфекционного заболевания. Возможно, эти стрессы ипатологии были связаны с недоеданием, вызывали нарушения усвоения пищи.
Анализмикроэлементного свидетельствует о большой удельной части растительной пищи,очень высоком проценте беспозвоночных и явном недостатке белковой пищиживотного происхождения.
Показательминерализации костной ткани девочки выше, чем у мальчика, и отличался отнормального. Имеются указания на нарушение минерального обмена. Экстремальновысокая концентрация кальция говорит о значительных отклонениях от нормыпроцесса минерализации костной ткани.
Основнуючасть питания (по цинку) составляло мясо наземных позвоночных. Растительныйкомпонент был незначителен (по стронцию). Беспозвоночные не занималисущественное место в рационе (по кадмию и меди). Белковое питание не былодостаточным (по цинку). На зубах этого индивида обнаружены множественныедефекты эмали, связанные с физиологическим стрессом в детском возрасте.
2.4 Особенностижилища, одежды и занятий сунгирьцев
Останки 6‑тишалашевидных жилищ были обнаружены О.Н. Бадером во время раскопок 1956–1977 гг.Жилища были довольно большими, их размеры достигали 10 – 15 метров в длину. Ученые пришли к выводу что они были организованы наземным образом с деревяннымистенами и кровлей из шкур животных. В каждом жилище был обязательно очаг дляподдержания тепла и приготовления пищи. Кострища и очажные ямы, места обработкикостей и камня свидетельствовали о налаженной хозяйственной деятельности.
Основнымремеслом сунгирьцев являлось изготовление украшений. В изготовлении бус,амулетов, подвесок и других украшения применялись резьба, гравировка,сверление, полировка, окрашивание.
«Как бусинкискреплены друг с другом? Ведь сверление в то время (20 – 30 тыс. лет назад),как это утверждается в литературе, еще не было известно. Гирлянды уходят заплечо. Некоторые бусинки здесь рассыпались и лежат в стороне. Видно, оторвалисьпри похоронах. Но что это? Все бусинки с отверстием. Сверление? Да, с двухсторон. Следы сверления каменными проколками отлично заметны. Значит, сверлениепоявилось не в неолите, а еще в палеолите. И причем не в самом его конце»[13].
Технологияобработки мамонтовой кости отличается «индустриальностью» и похожа натехнологию изготовления бусин из белемнита в Костенках, применявшуюся за 20тысяч лет до этого.
Было известношитьё – из шкур шили одежды. Орудия труда и оружие изготовляли из кремня,костей убитых животных, из дерева.
Найденнаяодежда сунгирьцев свидетельствовала, что климатические условия требовали еёпостоянного ношения.
На головемальчика, так же как и мужчины, были найдены бусы и подвески с клыками песца, видимо,украшения головного убора. Голову девочки покрывал свободный головной убор типакапюшона, украшенный бусами. На темени мальчика найдено кольцо из бивнямамонта, которое либо скрепляло головной убор, либо волосы, на груди обнаруженаподвеска в виде лошади, а под левым плечом – фигурка мамонта. Длинный ряд бус,по форме отличающихся от бус на теле, был зафиксирован под тазовой костьюмальчика.
 

3.Палеолитические стоянки: связь культур
В последниегоды представления о закономерностях развития верхнего палеолита изменились.Еще недавно большинство исследователей признавали стадиальность развитияверхнего палеолита для всей ойкумены. Выделялось три стадии (эпохи): ориньяк,солютре и мадлен[14]. В этойсмене эпох или культур, обнаруженных на терриории Франции, исследователипытались усмотреть основные закономерности развития верхнепалеолитическогообщества во всей ойкумене. Лишь после открытий А.Н. Рогачева в районеКостенок советские исследователи перешли к изучению конкретно – историческогопроцесса развития верхнепалеолитических племен, различного на разныхтерриториях. Выяснилось, что выявленные во Франции культуры и ихпоследовательность свойственны лишь определенной территории и за пределамиФранции почти не представлены, а на всей ойкумене верхнепалеолитическогочеловечества развиваются самобытные культуры, каждая из которых свойственналишь определенному району.
Изучениелокальных различий в верхнем палеолите привело к тому, что вся ойкуменараспалась на небольшие территории (от 200 км2 до 50 км2),на которых происходило самобытное развитие местных культур. Выяснилось, что наограниченной территории могут в одно и то же время сосуществовать и развиватьсяразличные археологические культуры. Таким образом, вся эпоха верхнего палеолитапредставляет собой развитие локальных археологических культур, причем каждая изних самобытна и развивается различно как по своим особенностям, так и потемпам. Выделить общее в эволюции таких культур очень трудно, но в развитииотдельных культур удается проследить изменение различных элементов. Такимобразом, датировка изолированной стоянки невозможна, так как только покремневому инвентарю нельзя решить вопрос о древности памятника. Лишь внутри хорошоизученной культуры можно говорить о прогрессивности или архаичности инвентаря иопределять относительный возраст памятника.
Археологическиекультуры выделяются на основании типологии кремневого и костяного инвентаря инекоторых традиционных приемов их изготовления. У памятников одной культурысходен весь набор типов орудий, а. иногда удается проследить и общиеособенности искусства и типов жилищ. Для того чтобы отличить культуры, какправило, берутся не общие категории орудий (такие, как скребки, резцы и т.п.),а их специфические типы. Мы полагаем, что различия в каменных и костяныхорудиях, воплощенные в археологических культурах, отражают существованиеразличных общественных образований. Так, предполагается, чтоверхнепалеолитические археологические культуры соответствуют племенам.
Выделеномного вёрхнепалеолитических культур в Западной, Средней и Восточной Европе, наБлижнем Востоке, в Сибири.
Различиямежду ними существенны и объективны. Они свидетельствуют о независимом развитиикультур и об их различном происхождении. В одних районах наблюдаетсяавтохтонное развитие oт начала эпохи почти до ее конца, в других можнопроследить приход на территорию распространения одной культуры генетическихчуждых культур, прерывающих развитие местных, и, наконец местами улавливаетсясосуществование одновозрастных, но различных по происхождению культур (районКостенок). В тех случаях когда удается проследить непрерывное развитиекультуры, оказывается, что она существует очень длительное время. Напримерориньякская культура во Франции развивалась по меньшей мере 10 тыс. лет.

Заключение
В 1964 годувесь мир облетела сенсационная весть о редчайшем открытии, так называемой,Сунгирской находке. Сейчас Сунгирь – всемирно известный памятник истории,культуры и археологии, расположенный на территории современного Владимира. Внастоящий момент исследована большая его часть, уже сделано множествоуникальных открытий, важных находок и интересных предположений.
Такимобразом, первобытная стоянка Сунгирь стала неисчерпаемым источником уникальнойинформации об эпохе верхнего палеолита, по-прежнему хранящим свои тайны,раскрыть которые возможно только с помощью использования междисциплинарныхподходов и проверки многочисленных гипотез. Можно сказать, что цели,поставленные в начале курсовой работы, выполнены.


Библиографическийсписок
 
Источники:
1. Алексеева Т.И., Бадер Н.О.Homo sungirensis. Верхнепалеолитический человек: экологические и эволюционныеаспекты исследования – ред., М.: Научный мир, 2000.
2. Бадер О.Н. Сунгирьверхнепалеолитическая стоянка. – М.: Наука, 1978.
3. Бадер О.Н. Человекпалеолита у северных пределов ойкумены // Природа, 1971. №5.
4.Гладилин В.Н. Проблемы раннего палеолита Восточной Европы. – Киев,1976.
5. Рогачев А.И. Оботносительной древности верхнепалеолитических стоянок Среднерусскойвозвышенности. – Изд. АН СССР, 1961.
6. Сукачев В.Н., Громов В.И.,Бадер О.Н. Верхнепалеолитическая стоянка Сунгирь. – М., 1966.
7. Н.С. Софронов. Сунгирь– вести каменного века // www.beewap.narod.ru
8. На глубине 70 тысяч лет //Культура №35, 08.10.2005.
Литература:
1. Абрамова 3. А. Палеолитическоеискусство на территории СССР. 1962.
2. Каталог «Уникальныенаходки со стоянки Сунгирь (верхний палеолит) из коллекции ВСМЗ» // www.museum.vladimir.ru
3. Большая советскаяэнциклопедия, «Советская энциклопедия», в 30 т., 1969–1978.
4. Земля Владимирская:Географический словарь, Владимир, 1991.
5. Матюшин Г.Н.,Сунгирь // Археологический словарь. М.: Просвещение, 1996.
6 Истинная история Руси //www.dazzle.ru
7 www.archeologia.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Was The American Revolution A True Revolution
Реферат Правовое обеспечение профессиональной деятельностью
Реферат Пищевая и биологическая ценность пищевых продуктов животного и растительного происхождения
Реферат Карабулак Ташкентская область
Реферат Екологічні наслідки аварії на Чорнобильській АЕС
Реферат Технология приготовления бездрожжевого теста и изделий из него
Реферат Аналіз товарної інноваційної політики ЗАТ Хлібозавод Салтівський
Реферат Политика и власть. Сущность политической власти
Реферат Биосфера, ноосфера и цивилизация
Реферат Конфуцій. Конфуціанство як релігійно-філософське вчення
Реферат Клеточная терапия мышей с миодистрофией вызванной дефектом гена альфа-саркогликана
Реферат Рафаэль Сабатини: историк и беллетрист
Реферат John Locke An Essay Concerning Human Understanding
Реферат Методы стратегий в социальных исследованиях
Реферат Психологические аспекты формирования духовности и имиджа социального работника