Введение
Рококо (от франц. rocaille – раковина, изделие из ракушек) – стильискусства и литературы, развившийся в XVIII в. в Европе на почве декадансафеодально-дворянской культуры. Своего наиболее полного выражения он достиг воФранции, где последний век «старого порядка» был в то же время веком пышногоцветения аристократического искусства, вызывавшего восхищение и подражаниедворянской Европы. Это было искусство, отмеченное печатью высокого мастерства,изумляющее своей грацией и изяществом, однако идейно опустошенное,болезненно-хрупкое, вполне чуждое шумной «суете» социальной жизни; как в башнеиз слоновой кости, оно замкнулось в узких пределахбудуара и спальни.
Триумфы Р. при одновременной деградации классицизма ясносвидетельствовали о том, что духи былого величия и героизма отлетали отдворянского искусства XVIII в.; оно превращается в грациозную безделушку,средство развлечения или, говоря словами кавалера Дора́ (1734–1770), взвонкую «погремушку», назначение которой – развлекать «человечество в его несчастиях»(из предисловия к сб. стихов «Mes fantaisies», 1768).
Вместе с торжественно-чопорными париками «алонж» поэты сдают в музейвсе, что напоминает о мощи, доблести, долге и самопожертвовании.
«Величественное»начинает рисоваться пресным и старомодным. Воцаряется галантная игривость,фривольная беззаботность, все оказывается только мимолетной забавой илегкокрылой шуткой. Играют в «золотой век», в любовь, в самую жизнь.
«Настолькоже, насколько мы упали в стиле величественного, настолько мы прогрессировали встиле легкомысленного и фривольного» – с горечью замечает в своих мемуарахмаркиз д’Аржансон (R.L. D’Argenson, 1694–1757), печалящийся о закате«прекрасного века Людовика XIV, столь благородного и столь великого».Д’Аржансон тонко подмечает основную тенденцию всей аристократической культурыXVIII в. Он пишет свои мемуары в годы, когда французский абсолютизм, а сним вместе господствующее сословие Франции уже вступили в полосу неудержимойдеградации. Абсолютизм превратился в тормоз дальнейшего развития Франции,восстановив против себя широкие круги третьего сословия; дворянство (особенноаристократия) все более становилось классом-паразитом, бессмысленно расточавшим богатствастраны.
Меньше всего оно заботилось об интересах государства. Оно жаждалонаслаждений и только наслаждений. Оно стремилось превратить свою жизнь внепрекращающийся праздник, в гигантскую оргию, не оставляющую места дляразмышлений и забот. Моральная распущенность становится бытовым явлением, и чемближе к революции, тем все более гомерические размеры она приобретает, – всебоги сброшены, безраздельно царят лишь Вакх и Венера. «После нас хоть потоп!»,восклицает официальный представитель этого общества. В большом ходу (особенно вэпоху регентства) эпикурейские теории Сент-Эвремона (Charles de Saint-Denis,sieur de Saint-Evremond, 1613–1703), возводящего гурманство в философский принцип, видящего счастье в чувственной любви.
«Давайте петь и веселиться, Давайте жизнию играть; Пусть чернь слепаясуетится: Не нам безумной подражать!» восклицает Парни (стих. «А mes amis»,перев. Пушкина)), блестяще формулирующий заветную мудрость Р. Гедонизмстановится догмой. Поэты сбрасывают с себя торжественную тогу трибуна, покидаютфорум, оставляют знамена Марса, их чело украшено легкими гирляндами цветов, вруке у них бокал пенящегося вина или пастушеский посох, они поют праздность(molle paresse), сладострастие, дары Вакха и Цереры, прелести сельской жизни,отрешенной от забот мирской суеты. Личность выпадает из естественной системысоциальных связей, с трагической беззаботностью попирает она все, что выходитза узкие пределы ее крохотного эгоистического мирка. Идеи государства,феодального коллектива рассеиваются, как дым. С аффектированным равнодушием взираетчеловек Р. на судьбы вне его лежащего мира. «Счастлив, кто, забывая о людскиххимерах, имеет деревню, книгу и верного друга и независимо живет под кровлейсвоих предков…» Из своего уединения «со скорбью, но без волнения глядит он нато, как государства сталкиваются по воле монархов…» И «в то время какбезутешная вдова к подножию трибунала несет свои стенания, в объятиях обожаемойсупруги он только от сладострастия льет свои слезы…» (Леонар (Lйonard,1744–1793), стих. «Le bonheur»).
Возникает мир творимой легенды. В нем небеса вечно сини, цветывечно благоухают, в нем все дышит негой и безмятежным покоем. Однако этот мирсловно сделан из фарфора, такой он хрупкий и миниатюрный, в нем нет широкихгоризонтов и могучих страстей. Из него изгнано все большое, величавое, сильное.
Традиционный для феодального стиля культ монументального уступаетместо культу изящной детали, любованию малой формой. Литература и искусствоприобретают камерный, интимный характер. В живописи Ватто, а за ним Ланкре,Буше, Фрагонар и др. ниспровергают авторитет основателя Академии художествШарля Лебрена (XVII в.), в монументальных полотнах запечатлевавшего«героическое» величие абсолютной монархии. От традиций академизма отрекаются иписатели Р.; безучастно взирающие на лавры великого Корнеля. Происходит смена итрансформация литературных жанров. Высокая трагедия с ее фанфарами и котурнамиуступает место изящной пасторали, балету-феерии, веселым причудам итальянскойкомедии масок (Мариво, Монкриф (F.A. Paradis de Moncrif, 1687–1770) идр.), тяготеющим к жанру пьесы-миниатюры. Место героической эпопеи занимаетэротическая поэма. Музы это легкокрылые пчелы; их вкус переменчив, он бежитдлинных произведений, и едва сорвав цветок одной какой-нибудь темы, перелетаетк следующему предмету». В художественной прозе утверждается господствогалантного романа, скабрезных «сказочек» и фацетий. Излюбленные формы лирикиРококо – застольные песни, игривые послания, галантные мадригалы, сонеты,рондо, романсы, эпиграммы, стихотворения на случай, легкими штрихамификсирующие пестрое движение великосветской жизни. Громко прославлены скалистыйостров Цитера (в древности посвященный культу Афродиты и Адониса) илакедемонский Книд, город в Малой Азии, некогда средоточие культа богини любви.При этом остров Цитеры теряет четкость своих реальных границ, приобретаяфантасмагорические очертания некоей универсальной эротической утопии, своего родаЭльдорадо Рококо.
Блаженный край не знает болезней, труда, нужды и забот.Единственное занятие островитян – чувственная любовь, не ведающая пресыщения;каждый может здесь стать принцем или королем, если выявит в себе несравненноголюбовника; единственный закон и высшая мудрость, действующие в пределахострова, предписывают жителям «Faire l’amour la nuit et le jour» (Предаватьсялюбви и днем и ночью; Аббат де Грекур, стих. «L’isle de Cythere»).
Мир расстилается сияющей декорацией, пестрым и фантастическиммаскарадом.
Иллюзорность – характерная черта искусства Р. И это вполнезакономерно, поскольку социальное бытие самой феодальной аристократии,порождающей искусство Р., становилось в XVIII в. все более и болееиллюзорным. Власть еще находилась в ее руках, но почва стремительно уходилаиз-под ее ног и близились громы великой буржуазной революции.
В искусстве Р. иллюзия заступает место действительности.Поэты Р., отталкиваясь от мира «низкой черни», воспаряют в мир феодальнойсказки, из которого изгнано все, что напоминает о грубой прозе окружающейжизни.
Французская революция 1789 разбила иллюзорное могуществоаристократии, а с ней и призрачный мир Р. Он исчез вместе со старымпорядком, и все попытки воскресить его в годы Директории, Империи или Реставрациине приводили к сколько-нибудь значительным результатам.
Одежда Рококо XVIII века
Мужской костюм стиля рококо. Стиль той эпохи носилчерты хрупкости и утонченности, манерности и чувственности. В центре вниманияоказываются внутренний мир и переживания человека. Это наложило отпечаток и нахарактер костюма. В светских салонах господствовали женщины. Желание нравитьсяпреобладало надо всеми вызывало к жизни одежду, подчеркивающую чувственные формы тела. Все,абсолютно все хотели быть молодыми (вечно молодыми!): чтобы скрыть возраст,волосы покрывали слоем пудры, скрывающей седину, щеки сильно румянили.
Движения, походку вырабатывали с учителями«хороших манер», даже сидя за столом, ноги вставляли в специальные колодки,приучая их к «третьей позиции». «Хороший тон» являлся последней преградой, припомощи которой аристократия пыталась отмежеваться от набиравшей силу буржуазии.Недаром XVIII в. называли «галантным веком», веком пудры, кружев, менуэта,веком… женственного мужчины.
Аристократические костюмы сверкали золотом идрагоценными камнями. Официальная одежда, служебная, салонная и даже домашняябыли одинаково великолепны. Даже вместо пуговиц носили драгоценности. А графд'Артуа, будущий король Карл X, в качестве пуговиц использовал маленькие часикив драгоценной оправе. Парадные платья, даже самые дорогие, надевали лишь поодному разу.
Объемные формы одежды барокко отошли прошлое,платье как будто снова приобрело человеческие размеры. Помпезность иторжественность сменились капризом и прихотью, асимметричность победилагармоничность. (Свободно развевающиеся платья барокко как бы опали и приобрелиболее определенные формы, детали костюма уменьшились и стали болееизысканными). Заметных сдвигов в покрое одежды не произошло. Это время, когдапридворные острослов изощряются во фривольности: модные ткани нежно-зеленого инежно-желтого цветов получают почти неприличные игривые названия – «испачканныйнавозом», «кака дофина» (дофин – наследник престола) и т.д.
Мужская мода первой половины XVIII причудлива,роскошна, декоративна и… женственна. Мужчина становится более чем когда-либо похожна женщину: он напудрен и надушен; шпагу – последний признак мужественности и рыцарственности– предпочитает не надевать; зубы его не только чисты, но, и набелены; лицонарумянено; пальцы в перстнях, а карманы в безделушках.
Фалды камзола приобретают форму юбки; штаныстановятся узкими и обязательно дополняются белыми чулками; у жилета исчезаютрукава; в костюме обильно используются всевозможные ленты, кружева, пуговицы идаже воланы.
В 70-е годы входит в моду элегантный английскийредингот, что-то среднее между сюртуком и пальто. Любопытно, что под влияниемлитературных героев в моду входили различные виды одежды. Так, благодаря героюромана Гете «Страдания молодого Вертера» модным стал костюм из синего суконногокафтана с металлическими пуговицами и желтых кожаных штанов, служивших дляутренних прогулок и верховой езды.
Появилась мода на тонкие трости с кисточкой, втом числе бамбуковые.
Женский костюм. Грациозность и легкостьотличают силуэт женского костюма того времени: узкие плечи чрезвычайно тонкаяталия, высоко приподнятая грудь, округлая линия бедер и т.д. Опять в модеплатья на железных обручах, юбки стали шире и приобрели куполообразную форму.Во второй половине столетия юбка сильно расширяется в стороны, ее круглая формапревращается в овальную (растянутую в боках и сплюснутую спереди и сзади). Бокаюбки так вытянуты, что кавалер не мог идти с дамой рядом, а шел нескольковпереди, ведя ее за руку.
Иногда вокруг талии просто укрепляли небольшиекаркасики – фижмы, вытянутые в боках и сплющенные спереди и сзади. Талиястянута корсетом, сильно приподнимающим грудь, слегка приоткрытую неглубокимшироким вырезом в форме каре. Вырез вокруг шеи и на груди драпируетсякокетливой косыночкой (часто с бахромой). Позже ее поднимают до подбородка,искусно создавая видимость высокой груди, модной в то время. Эту моду ввеласупруга Людовика X. королева Мария-Антуанетта, обладавшая безупречно красивымнебольшим, но высоким бюстом. Узкие в локтях рукава, подобно вырезу, украшеныкаскадом струящихся кружев, лент и позументов. В новом женском наряде всепостроено на контрасте крайне маленького лифа и немыслимо огромной, особенно вее нижней части, юбки.
Получают распространение такие виды одежды, какманто – свободный плащ, плавно без складок ниспадающий с плеч.
Большое значение придается мелким дополнениям(аксессуарам). К ним относятся веер, сумочка – «помпадур» для косметическихмелочей, перчатки и муфта (большая – мужская и маленькая – женская). В этовремя по-прежнему очень увлекались лентами, украшавшими одежду сверху донизу, атакже цветами, живыми и искусственными. Во Франции даже возникает обширноепроизводство искусственных цветов как наимоднейшего дополнения к костюму. А таккак в 30-е годы XVIII в. вошел в моду нюхательный табак, началииспользовать табакерки и табакотерки. В 80-е годы очень популярным стал лорнет.
Особенно кокетливо выглядят туфли – маленькие иизящные, как и вообще весь костюм, с глубоким вырезом и большим каблукомвычурно-изогнутой формы. У обуви нет задника, что создает впечатление маленькойноги. Обычно туфли изготовляли из щелка, некоторые украшали вышивкой, лентами,пряжками и даже драгоценными камнями.
В одежде стиля рококо, весьма сильно обнажающейтело, большое внимание уделялось женскому нижнему белью – нижней юбке сраспашной кофточкой – неглиже (от французского neglige – небрежный). Шелковое,обильно украшенное золотом и серебром, вышивками и кружевами, оно становитсяпредметом гордости дам. Декольте делали более глубоким, открывавшим нижнююрубашку и почти весь бюст. В дамской одежде все явственнее проявляется элементэротичности и сексуальности.
Поздно начинавшееся утро – оно называлось насветском языке «молодость дня» – изнеженные, утонченные дамы встречалиисключительно в неглиже. Нарочитая небрежность, интимность неглиже проникает вкаждодневный костюм, привнося особый шарм и настроение. В неглиже начинаютпоявляться на прогулках, мотивируя это «дурным настроением или плохимсамочувствием».
Ближе к концу века в домашнем обиходе большойпопулярностью пользуется очень сексуальный костюм субретки (горничной) – изящныйчепчик, короткая верхняя юбка, кокетливо приоткрывающая нижнюю, и нарядныйпередник.
Прически:
Женская – оригинальный костюм завершался прелестной женскойголовкой со значительно уменьшившейся в размерах гладкой прической. Но уже вовторой половине XVIII в. прическа снова «вырастает» вверх, иногда навысоту до 60 сантиметров. Причем это происходит чуть ли не пропорциональнотому, как все больше и большерасширяется юбка на бедрах. Знаменитые парикмахеры (легендарный Даже – личный куафермаркизы де Помпадур – всевластной фаворитки Людовика XV, блистательный ЛеонарБоляр – придворный парикмахер Марии-Антуанетты) вместе с модистками создают наголовах своих высокородных клиенток натюрморты из цветов, лент, декоративныхшпилек и перьев; тюрбановидные чепцы, украшенные полумесяцем; даже целыекорабли с поднятыми парусами; ветряные мельницы, мосты и многое другое, вплотьдо садовой архитектуры! Чего стоят одни только названия: «Чувствительная»,«Сладострастная» и т.д.
Большим подспорьем в сооружении всех этих чудесбыли шиньоны (накладные волосы). Иногда в прическах закрепляли флаконы с водой,чтобы дольше не вяли живые цветы.
Для сохранения прически дамы вынуждены были спатьна специальных подзатылочных подушечках. Против паразитов, которые заводились вэтих прическах, существовали острые чесальные спицы. На ночь рекомендовалосьнадевать на большую прическу металлическую сетку, чтобы в волосах не заводилисьмыши.
Вычурные прически, якобы придававшие своимобладательницам изысканный вид, непременно сочетались с особым гримом (румянамии белилами). Гримировались так сильно, что порой мужья не узнавали своих жен.
Среди портных появились настоящие мастерасвоего дела, например, широко известная тогда модистка Роз Бертэн,обслуживавшая саму королеву, вздорную и капризную Марию-Антуанетту. Заносчиваяи самодовольная, но безусловно талантливая, Бертэн была столь популярна впарижских верхах, что удостоилась неофициального титула «министерши моды».
Мужская – наиболее кардинально у мужчин меняется прическа:практически исчезает завивка, дело доходит чуть ли не до прусской косы,завязанной черной ленточкой.
Только во второй половине XVIII в. мужскойкостюм начинает приобретать поистине мужской вид, освобождаясь от женскихдеталей. В конце концов он превратится во фрак. Но это будет только в XIX в.А пока его все еще шьют из светлых нежных (пастельных) тонов атласа и сатина,тканей, мягких на ощупь и приятных для кожи тела.
Цвета. Кстати, о цвете! Придворный этикет был строг вэтом вопросе. Красный цвет, например, имели право носить только знатные пожилыеженщины. Представляться ко двору полагалось только в черных платьях, отделанныхбелыми кружевами и т.д.
У мужчин черная обувь считалась парадной,коричневая предназначалась для прогулок; красная и белая была привилегиейзнатных дам.
Моду рококо перенимали все слои общества. Онанеобыкновенно быстро завоевала многие европейские страны. Этому в огромнойстепени содействовали и модные журналы – «Галерея мод» и др., модные календари,содержащие 12 рисунков мод по месяцам и адреса парижских портных, белошвеек,парикмахеров и парфюмеров, и, конечно, продолжавшие путешествовать «Пандоры»,популярные в европейских столицах. Ежемесячно они отправлялись по маршрутам «отЛондона до Петербурга».
Рококо в архитектуре
Стиль рококобыл продолжением стиля барокко или, точнее сказать, его видоизменением,соответствовавшим жеманному, вычурному времени.
Он не внёс вархитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, нестесняя себя при их употреблении никакими традициями и имея в виду, главнымобразом, достижение декоративной эффектности. Отличался грациозностью,легкостью, интимно-кокетливым характером.
Придя насмену тяжеловесному барокко, рококо явился одновременно и логическимрезультатом его развития, и его художественным антиподом. С барочным стилемрококо объединяет стремление к завершённости форм, однако если барокко тяготеетк монументальной торжественности, то рококо предпочитает изящество и лёгкость.
Более тёмныецвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонамирококо – розовыми, голубыми, зелёными, с большим количеством белых деталей.
Рококо имеетв основном орнаментальную направленность; само название происходит от сочетаниядвух слов: «барокко» и «рокайль» (мотив орнамента, затейливая декоративнаяотделка камешками и ракушками гротов и фонтанов).
Архитектурарококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; онане заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни оцелесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим докаприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения иорнаментальные детали и не скупится расточать последние.
В созданияхархитектуры рококо прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, покрайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом видени один из установленных орденов; колонны то удлиняются, то укорачиваются искручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями иприбавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромныекариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом;крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и спомещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которыхрасставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалыелинии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеямии другими подобными предметами.
В рококо, вобрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах,пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков,отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильноокруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов,раковин, необделанных камней (рокайль) и т.п.
Несмотря натакое отсутствие рациональности в пользовании архитектурными элементами, натакую капризность, изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставилмного памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью ивесёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреныхпариков (отсюда немецкие названия стиля: Perьckenstil, Zopfstil).
В архитектурерококо нашло наиболее яркое выражение в декоративном украшении интерьеров.Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннегоубранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, напримерМалый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763–1769 гг.).
Родившийся воФранции, стиль рококо быстро распространялся в других странах благодаряфранцузским художникам, работавшим за границей, а также публикациям проектовфранцузских архитекторов. За пределами Франции рококо наибольшего расцветадостиг в Германии и Австрии, где впитал в себя традиционные элементы барокко.
В архитектурецерквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743–1772 гг.) (архитекторНёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходносочетаются со свойственным рококо изысканным скульптурным и живописнымвнутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия.
Сторонникрококо в Италии – архитектор Тьеполо – способствовал его распространению вИспании. Что касается Англии, то здесь рококо оказал влияние в основном наприкладные искусства, например на инкрустацию мебели и производство серебряныхизделий, и частично на творчество таких мастеров, как Хогарт или Гейнсборо, укоторых утончённость образов и артистическая манера письма полностьюсоответствует духу рококо.
Стиль рококобыл весьма популярен в Центральной Европе вплоть до конца 18 века, тогда как воФранции и других западных странах интерес к нему ослабел уже в 1860-х гг. Кэтому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытесненнеоклассицизмом.
Как наособенно замечательные из этих памятников можно указать во Франции наВерсальский дворец, в Германии – на Дрезденский Цвингер, в России – напетербургский Зимний дворец и некоторые другие постройки графа Растрелли.Интересным памятником рококо считается Амалиенбургский павильон замкаНимфенбург в Баварии.
рококо костюм аксессуараристократия
Заключение
XVШ столетиепринято называть веком Просвещения. Ранние буржуазные революции победили тольков двух странах – Англии и Нидерландах. В большинстве европейских государств былсохранен старый порядок. XVШ век с его просветительскими идеалами, идеями «свободы,равенства, братства» подготовил господство классических форм развитогобуржуазного общества, а Французская революция 1789–1794 гг. явиласьклассической буржуазной революцией, захватившей широкие народные массы.
XVШ столетиеподготовило также господство буржуазной культуры. На смену старой, феодальнойидеологии пришло время философов, социологов, экономистов, литераторов новоговека Просвещения.
Литература,музыка и театр достигают в эту эпоху той художественной зрелости, котораяпришла к живописи в XVI-XVП вв., достаточно назвать романы Прево, Филдинга,Смоллета, Вольтера, Гете, музыку Баха, Моцарта, Гайдна.
В оценкехудожественного своеобразия данного стиля среди исследователей нет единогомнения. Некоторые искусствоведы рассматривают его как выродившееся барокко,отказавшееся от монументальности. Для других рококо – самостоятельный стиль,явившийся порождением барокко, но изменивший унаследованные черты. И в любомслучае в художественной культуре Просвещения стиль рококо стал выражениемотрицания устоявшихся бесплодных форм и противопоставления им новых, весьмасвоеобразных приёмов и способов. Придворная среда отчасти и сформировала стильрококо с его капризными прихотливыми формами.
Содержательнойосновой рококо стал гедонизм, индивидуализм, вычурность, пренебрежение к разумуи апофеоз чувства. Эти черты рококо выражали аристократический образ жизни, длякоторого были характерны изящность, рафинированность, грациозность,изысканность, лёгкость, воздушность. Любимыми темами художников рококо стали несила, страсть, героика, а нежность и игра. Традиционная французскаякуртуазность, воспетая трубадурами в Средние века, измельчала, и местопрекрасного, возвышенного идеала заняло пикантное и сладострастное его подобие.Рококо сформировало новый образ человека, который существенно отличался отренессансной трактовки совершенной личности. Если Возрождение ценило в человекецветущую силу, полнокровное тело, то художественное сознание рококо отрицаловсё могучее, крепкое. Художественно привлекательным считалось хрупкое, холёноетело, бледное лицо, у женщины – тёмные глаза. Художники стремились подчеркнутьне силу страсти, энергию, волю своих героев, а нежность, лёгкость,кокетливость, игривость. Новый художественный идеал воплощался соответствующимисредствами: элегантностью внешнего вида, мягкими округлыми линиями, тонкиминюансами формы и цвета, ассиметричными композициями. Все яркие краски сменилисьприглушёнными пастельными тонами – белыми, розовыми, оливковыми,светло-голубыми.
Отказ отклассических форм вылился в пристрастие к сельским идиллиям и пасторалям. Вприроде в это время ценились не грандиозные, величественные, возвышенныеявления, а тихие, уютные пейзажные уголки, удобные для уединения, лужайки,запрятанные в густом саду изящные китайские домики. Сам стиль рококо словно бывырастал из миниатюрных, изысканных, утончённых явлений природы.
Влияниерококо сказалось на многих видах художественного творчества. Рокайльнаяживопись и скульптура сохранили тесную связь с архитектурным оформлениеминтерьера. Особенностью убранства интерьера в стиле рококо было использованиеогромного количества зеркал, которые помещали над камином и в многочисленныхпростенках между окнами. Многократно отражаясь они создавали иллюзиюбесконечного, театрально-зыбкого пространства. Мотив зеркала как символапрозрачности, игры, соединения иллюзии и реальности в художественном стилерококо приобрёл ведущее значение.
Всепроизведения рококо были ориентированы на создание изящества и комфортачеловека. Новый тип красоты привнёс множество предметов быта, доставляющихчеловеку удобство и покой, предупреждающих его желания, сделав их в то же времяи предметами подлинного искусства.
В целом длястиля рококо характерны отказ от прямых линий, ордерной системы, светлые тона,воздушная легкость, изысканность и причудливость форм. В архитектуре пышноеоформление рокайльных интерьеров сочеталось с относительной строгостью внешнегооблика здания. С 1760-х годов на смену рококо, как ведущему стилистическомунаправлению, приходит классицизм в историческом контексте смены распадающейсяаристократической культуры идеями просветительства.