Реферат по предмету "Культура и искусство"


Сравнительный анализ творчества А.П. Чехова и И.И. Левитана

Муниципальное образовательное учреждение средняяобщеобразовательная школа №74 имени Ю.А. Гагарина
"Сравнительный анализ творчества А.П. Чехова и И.И. Левитана"

Работу выполнил:
ученик 9к класса
Вышинский Т.И.
руководитель:
учитель русского языка илитературы
Суханова О.В.
Ярославль 2009 год

Оглавление
 
Введение
1. Дружба И.И. Левитана с А.П. Чеховым
1.1 Общие темы творчества
2. Олицетворение человека в рассказах А.П. Чехова икартинах И.И. Левитана
3. Импрессионизм в творчествеИ.И. Левитана и А.П. Чехова
Заключение
Список литературы
Введение
На рубеже 19 и 20 веков жили итворили два великих человека — писатель Антон Павлович Чехов и художник ИсаакИльич Левитан. Этих двух людей связывала душевная дружба, которая, бесспорно, наложилаопределенный отпечаток на их творчество.
Цель данной работы: Сравнитьтворчество писателя А.П. Чехова и художника И.И. Левитана, и проследить влияниеих дружбы на творчество каждого из них. В данной работе мы изучим литературу ожизни и творчестве А.П. Чехова и И.И. Левитана, познакомимся с перепиской двухдрузей, попытаемся найти общие темы творчества.
1. Дружба И.И. Левитана с А.П. Чеховым
Левитан и Чехов были ровесникамии познакомились еще в конце 1870-х годов, когда оба были бедными студентами. Как-тозимою Левитан заболел, и его друг — Михаил Чехов — привел своего брата Антонапроведать больного. После этого они постоянно встречались в Москве ивЗвенигороде, где некоторое время работал в больнице Антон Павлович. В это жевремя Чехов начинал писать свои небольшие юмористические рассказы (еще подпсевдонимом Антоша Чехонте). Но особенно душевной стала дружба писателя иживописца с 1885 года, когда Левитан вместе с семьей Чеховых провел лето вподмосковной усадьбе Киселевых Бабкино близ Нового Иерусалима (туда же онприезжал на отдых и в два последующих года). Только что переживший тяжелыйдушевный кризис, доведший его до попытки самоубийства (к счастью, неудачной),Левитан нашел в семье Чеховых теплое, родственное отношение и искреннююдружескую помощь. Сохранилось немало воспоминаний о царившей в Бабкино целительнойатмосфере любви к природе, живому слову и искусству, о совместных чтенияхстихов Пушкина и сатиры Салтыкова-Щедрина, музыкальных вечерах, прогулках наприроде, о веселых играх, организатором которых был неистощимый в своемостроумии Антон Павлович. Брат писателя, Михаил, описал одну из таких игр всвоих воспоминаниях «Вокруг Чехова»: «Бывало, в летние вечера оннадевал с Левитаном бухарские халаты, мазал себе лицо сажей и в чалме, с ружьемвыходил в поле по ту сторону реки. Левитан выезжал туда же на осле, слезал наземлю, расстилал ковер и, как мусульманин, начинал молиться на восток. Вдругиз-за кустов к нему подкрадывался бедуин Антон и палил в него из ружья холостымзарядом. Левитан падал навзничь. Получалась совсем восточная картина»[1].
Время, проведенное с семействомЧеховых в Бабкино, Левитан считал лучшим в своей жизни. Крепнущая дружба сЧеховым, их веселые дурачества, чудесная природа — все это оставилонеизгладимое впечатление в памяти Левитана. Подобно А.П. Чехову,сотрудничавшему в «Осколках» и «Петербургской газете», Левитанпринимает участие в иллюстрировании книги М.П. Фабрициуса «Кремль в Москве»(1883), помещает в 1883 — 1887 гг. ряд рисунков в журналах «Радуга» и«Эпоха», экспонирует на XII Передвижной художественной выставке 1884года картину «Вечер на пашне» (1883). А главное — он с увлечениемпишет этюды, создавая такие свежие, солнечные работы, как «Мостик» (1884),«Первая зелень. Май» (1883-1888), «К вечеру. Река Истра» (1885),«Саввинская слобода» (1880-е гг.).
Очень близки были друг другуЛевитан и Чехов.
Эта близость заметна в ихпереписке, которая сохранилась до наших дней. Письма эти, иногдавесело-ироничные (Левитан — Чехову: «Ах ты, полосатая гиена, крокодилокаянный, леший без спины с одной ноздрей, квазимодо сплошной, уж незнаю, как тебя еще и обругать!»[2]), а иногда исполненные глухоймрачной тоски (Левитан — Чехову: «Ради бога, если только возможно,приезжай ко мне хоть на несколько дней. Мне ужасно тяжело, как никогда»[3]), позволяютощутить и важность душевной поддержки Левитана Чеховым, и левитановскоевосхищение творчеством писателя как пейзажиста — отдельные описания природы укоторого он считал верхом совершенства.
Правда, впоследствии, в 1892году, был в истории дружбы Левитана и Чехова эпизод, ненадолго омрачивший ихотношения и связанный с чеховским рассказом «Попрыгунья» (другое название- «Великий человек»). В сюжете этого рассказа Чехов использовалнекоторые моменты взаимоотношений Левитана, его ученицы Софьи Кувшинниковой иее мужа, врача Дмитрия Кувшинникова.
Чехов напечатал рассказ, иЛевитан нашел в нем обидные намеки на себя, своих близких, возмутился, вспылил,даже собирался вызвать Чехова на дуэль. Лишь в 1895 году друзья вновь сошлись. Дружбаих стала еще крепче. Чехов подарил живописцу свою книгу с надписью: «Величайшемухудожнику от величайшего писателя. Милому Левиташе „Остров Сахалин“ наслучай, если он совершит убийство из ревности и попадет на оный остров». Ихсамые сердечные отношения сохранились до конца дней художника.
В 1900 году Левитан умер. Чеховпотерял близкого друга и родного человека. Примечательно, что несмотря на то,что Чехов, как никто другой, знал Левитана, он так и не оставил о нем никакихвоспоминаний… Когда С.П. Дягилев попросил написать о Левитане, Чехов ответил:«Вы хотите, чтобы я сказал несколько слов о Левитане, но мне хочетсясказать не несколько слов, а много. Я не тороплюсь, потому что про Левитананаписать никогда не поздно» [4]. Но написать о Левитане Чеховне успел. 1.1 Общиетемы творчества
 
Тема природы.
"Природа… Вотвечно и призывно звучащий зов красоты, свежести, чистоты, который связываетчеловека с миром жизни Земли, не ведущей счета годам, ибо нет машин, могущихподсчитать с точностью количество зорь и закатов, поцелуев и вздохов, меру горяи счастья. Проснись!.. И тогда душе твоей, иногда замороченной суетой, станутособенно дороги художники, а их не так много, которые открывают немеркнущий,лучезарный, а порою трагический облик купели нашей — Родины. И среди мастеров,сумевших в своих полотнах остановить само время и дать нам возможностьвглядеться в диво, которое нам дадено, был Левитан". [5]
Левитан любил природу довосторженного поклонения ей, он как никто другой глубоко чувствовал, понималее, умел настроиться на ее состояния. Свое восхищение перед солнечным светом илюбование многообразной игрой красок в природе лучше всего художнику удалосьзапечатлеть в своих небольших, простых по мотиву, но прелестнейшихпроизведениях: «Первая зелень. Май» (1888) и «Мостик. Саввинскаяслобода» (1884). Не столько рассказ о жизни природы, сколько естественноевпечатление от увиденного и поразившего чуткую к красоте душу художникапередано в картине «Березовая роща» (1885-1889). Излюбленными местамиЛевитана для летней работы на этюдах и отдыха в это время были Саввинскаяслобода под Звенигородом или усадьба Киселевых «Бабкино», на рекеИстре, недалеко от Нового Иерусалима, где он провел не одно лето вместе ссемьей Чеховых.
Дружба с Левитаном, восхищениеего работами, видимо, многое дали и Чехову как писателю и мыслителю. Как иЛевитан, он готов был «душу отдать за удовольствие поглядеть на теплоевечернее небо, на речки, лужицы, отражающие в себе томный, грустный закат»[6]. Подмосковнуюприроду он стал называть левитанистой и писал в одном из писем их общемутоварищу — архитектору Федору Шехтелю: «Стыдно сидеть в душной Москве,когда есть Бабкино… Птицы поют, трава пахнет. В природе столько воздуха иэкспрессии, что нет сил описать… Каждый сучок кричит и просится, чтобы егонаписал Левитан»[7].
Перекликаются с творчествомЛевитана произведения 1880-х годов: повесть «Степь», рассказы о детяхи животных, в которых важнейшую роль играют образы природы и выраженыпредставления писателя о норме, истинно человечном образе мыслей и чувств.
В 1890 году Левитан представилширокой публике свою знаменитую картину «Тихая обитель», и ее успехпо-своему отразился и в творчестве Чехова. В его повести «Три года» естьэпизод, где героиня на художественной выставке рассматривает полюбившуюся ейкартину: «На первом плане — речка, через нее бревенчатый мостик, на томберегу тропинка, исчезающая в темной траве… А вдали догорает вечерняя заря. Ипочему-то стало казаться, что эти самые облачка, и лес, и поле, она видела ужедавно и много раз, и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке, и там, гдебыла вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного, океаначистой радости и ни чем не омраченного блаженства… „[8]
В конце 1890-х годов дляЛевитана особенно характерным стало обращение к сумеречным пейзажам,изображению спящих деревень, лунных тихих ночей. В таких работах (Лунная ночь вдеревне, 1897, Восход луны. Деревня, 1898; пейзаж на камине в доме А.П. Чеховав Ялте; Сумерки. Стога, 1899) он достиг небывалого лаконизма изображения. Вэтих работах отражена философская глубина взгляда позднего Левитана на мир, онисопоставимы с образами Чехова в рассказах конца 1890-х годов часто выражавшегосвои сокровенные мысли и чувства через пейзажи, близкие левитановским. Так, врассказе Человек в футляре (1898) пошлости и мелочам обывательского быта противостоиткрасота, бесконечность природы и вызываемых ею чувств и мыслей: “Когда влунную ночь видишь широкую сельскую улицу с ее избами, стогами, уснувшимиивами, то на душе становится тихо; в этом своем покое, укрывшись в ночных теняхот трудов, забот и горя, она кротка, печальна, прекрасна, и кажется, что извезды смотрят на нее ласково и с умилением и что зла уже нет на земле и всеблагополучно»[9].
Оба художника были не толькоавторами «печального пейзажа», но умели передавать восторг передкрасотой природы. Их работы пронизаны чувством горячей любви к своей Родине. Тяжелобольной Левитан пишет из Италии художнику А.М. Васнецову: «Воображаю,какая прелесть теперь у нас на Руси, — реки разлились, оживает все… Нет лучшестраны, чем Россия!»[10]
2. Олицетворение человека в рассказахА.П. Чехова и картинах И.И. Левитана
А.П. Чехов известен как мастерреалистического рассказа. Правда жизни — вот что привлекало его прежде всего. Иэтой правде Чехов не изменял нигде и ни в чем. Главное средство, которое Чехов используетдля достижения той четкости, ясности, жизненной правдивости, которая отличаетвсе его рассказы, — краткость. Но, оставляя только самое важное, самое необходимое,избегая пространных описаний, великий художник создает полную и яркую картину,вызывает у читателя богатейшую гамму чувств. Никто ни до него, ни после не умелписать так ярко и лаконично, на нескольких страничках умещая целую человеческуюжизнь. В своих небольших рассказах Чехов ставил большие проблемы современности,глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства.
Необходимо обратить внимание нароль пейзажа в произведениях Чехова. Постоянным принципом писателя сталосоотнесение природы и человеческих чувств. Например, в рассказе «Ионыч»только две пейзажные зарисовки. Обе они связаны с духовным миром героя. Первая- описание лунной ночи, которое соответствует душевному настрою влюбленногоСтарцева. Вторая зарисовка — всего несколько предложений, в которых говорится онаступлении осени. Такая осень и в душе героя.
Творчество Левитана тоже былопосвящено теме отражения «внутренней духовности», только красками природы.Очевидно, что внутренний мир человека отражается в его делах, поступках, вистории, даже в его внешнем виде, но человек живёт «в природе» и природатакже может отражать такие же настроения, которые свойственны людям. Можно ли,рисуя только природу и посвящая своё творчество только ей, отобразить человеческуюдушу? Своим творчеством Исаак Левитан доказал, что это вполне возможно. Природана полотнах Левитана — это живой человек, который переживает, грустит, радуетсяи это можно вполне ясно ощутить на его картинах. Левитан не населял свой пейзажлюдьми. Достаточно вспомнить, что фигуру женщины в картине «Осенний день. Сокольники»написал Николай Чехов, брат писателя. И тем не менее картины Левитана самымтесным образом связаны с переживаниями человека, они всегда воздействуют начувства людей. Своего апогея достигает философская мысль Левитана в картине«Над вечным покоем» (1894). Грандиозность водной и небесной стихий,безграничность пространства — и здесь же открытый всем ветрам маленькийостровок земли с заброшенным кладбищем и часовней, в окне которой едва теплитсяогонек… Все рождает мысли о жизни и смерти, о ничтожности человека и егобренной судьбе перед лицом извечной величественной природы.
3. Импрессионизм в творчестве И.И. Левитанаи А.П. Чехова
Импрессионизм (франц. impressionnisme,от impression — впечатление), направление в искусстве последней трети 19 — начале20 вв. Импрессионизм продолжает начатое реалистическим искусством 1840-60-х гг.освобождение от условности классицизма, романтизма и академизма и утверждает красотуповседневной действительности, простых, демократичных мотивов, добивается живойдостоверности изображения. И. делает эстетически значимой подлинную,современную жизнь в её естественности, во всём богатстве и сверкании её красок,запечатлевая видимый мир в присущей ему постоянной изменчивости, воссоздаваяединство человека и окружающей его среды. Акцентируя как бы случайно пойманныйвзглядом преходящий момент непрерывного течения жизни, импрессионистыотказываются от повествования, от фабулы.
В соответствии с этимопределением и Левитан, и Чехов были импрессионистами. Чехов вошел в историюрусской литературы как художник-новатор. Передовые современники ценили в Чеховеего изумительное знание разнообразных сторон русской действительности, еголюбовь к родной стране, к ее природе, ее народу, его веру в грядущее торжествоправды и справедливости. Восхищаясь силой чеховского реализма, способностьюЧехова понимать сложность жизни, видеть жизнь такою, какова она есть — М. Горький,прямой наследник Чехова, уже в конце XIX столетия ясно почувствовалдолговечность созданных им ценностей.
Творчество Чехова, отразившее сисключительной широтой русскую жизнь его времени, имеет непреходящуюпознавательную и эстетическую ценность. Оно ценно глубокой верой в неизбежностьпобеды всех лучших человеческих стремлений, верой в неизбежность наступленияновой, счастливой жизни.
И Левитан упорно ищет «новыеформы», приходя к предельной, подлинно чеховской простоте изобразительныхсредств. Опуская ненужные детали, он сосредотачивает внимание на самомсущественном, и лаконичной, острой композицией, верно взятым общим тоном,обобщенной трактовкой форм природы добивается замечательной силы выражения тогоили иного мотива русской природы. Так, в картине «Летний вечер» (1899-1900)широко, без каких-либо подробностей, пишет Левитан погруженный, ушедший уже впрохладную вечернюю тень первый план картины с широкой проселочной дорогой инеказистой изгородью, густыми, сочными мазками лепит раскрытые воротадеревенской околицы, освещенные заходящим солнцем, золотящийся в его лучахдальний лесок. С необыкновенной простотой и поэтичностью Левитан передаеточарование летнего вечера где-то на задворках деревни, а в нашем восприятиивозникает вся старая крестьянская Русь. Это, в сущности, тот же «подтекст»и то же умение через характерную частность выразить общее, типическое, какимотличалось новаторское мастерство А.П. Чехова.
Заключение
Дружба великих русских деятелей- Чехова и Левитана, оказала огромное влияние на их творчество. Их близость,близость их мироощущения, объясняют схожесть их произведений. Оба они стремилисьделать свои произведения эмоциональными и поэтичными, выражая в них мечту одостойной человека прекрасной жизни.
Список литературы
1. Большой энциклопедический словарь. М. 1994.
2. Переписка А.П. Чехова. В двух томах. Том первый. М. Художественнаялитература. 1984.
3. Русская живопись. Левитан Исаак Ильич. www.artsait.ru/art/l/levitan/main. htm
4. Тайна Левитана. Очерк неизвестного автора. isaak-levitan.ru/taina.
php
5. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Письма вдвенадцати томах. М. Наука. 1974.
6. Чехов А.П. Человек в футляре. ilibrary.ru/text/438/p.1/index.html
7. Чехов М.П. Вокруг Чехова. М. Московский рабочий. 1964.
8. Чуковский К.И. Современники. М.: Мол. гвардия. 1967.
9. http://ilibrary.ru/author/chekhov/index.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Средневековье и Возрождение противоречивые образы культуры
Реферат Население Англии и Уэльса
Реферат Зимний сад
Реферат Загальна характеристика хімічних властивостей Купруму
Реферат Беатриса Прованская
Реферат Статистический анализ социально-демографической ситуации 2
Реферат Деятельность правоохранительных органов зарубежных стран
Реферат Психология малой группы: теоретические и прикладные аспекты
Реферат Проектирование методики организации деловой игры по дисциплине "Экономика" для учащихся 11 класса
Реферат Религиозное воспитание в семье
Реферат Социальные движения в России в XVII веке Бунташном веке
Реферат Перспективы развития системы пластиковых карточек в Республике Беларусь
Реферат Distinguish Between The Ghetto And The Urban
Реферат Статистико-экономический анализ животноводства
Реферат Технологии 3D-видео