Реферат по предмету "Культура и искусство"


Смута от политики до религии. Развитие образования и образованности, книгопечатание

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИУКРАИНЫ
КИЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. ДРАГОМАНОВА
РЕФЕРАТ
 
ПО КУЛЬТУРОЛОГИИНАТЕМУ: Смута:от политики до религии. Развитие образования и образованности. Книгопечатание,книги и зачатки научного знания
Выполнила студентка 33 группы
Гора Виктория
Киев 2009

 Смута: от политики дорелигии
ОбъединениеРуси, появление первых царей и новых форм подчинения всколыхнули практическивсе слои русского общества. Идея единства рождала горделивую мысль о Москве како “третьем Риме”, о наследовании Москвой традиций Византии и религиозномправославном владычестве Москвы на Востоке. В 1492 году митрополит Зосимапровозглашает Ивана III “государем исамодержцем всея Руси, новым царем Константином, в новом граде КонстантинаМоскве, всей Русской земли и иных многих земель государем” [262, с. 455]. Этоговзгляда крепко держались все преемники Ивана III и особенно Иван Грозный (1530—1584), принявшийцарский титул.
Перед первымирусскими царями по-прежнему стояла задача обороны Руси от врагов, грозивших свостока (золотоордынские ханства) и с запада (Литва, а затем поляки и шведы).Решение этой задачи потребовало мобилизации всех сил общества и в отношениисоздания армии, и в финансовом смысле. Появляются “служилые люди” (дворянство),несшие ратную службу, и “люди тяглые”, на чьих плечах лежала денежная поддержкагосударства. Уже в этом разделении обязанностей заложена идея организацииобщества “по чинам”, каждый из которых состоит с государством в самыхразличных, но обязательных отношениях. До этого различные социальные слои имеливсевозможные “вольности”, но теперь были их лишены: крестьян пожизненнозакрепили за своими владельцами; на купцов и ремесленников наложили тягло — финансовуюповинность, на дворян — ратную. Даже бояр заставили работать над созданиемнового законодательства.
Реформируются государственная службаи местное самоуправление (создаются приказы, ведавшие различными сторонамиповседневной жизни общества; начинается избрание губных старост и других должностныхлиц — “выборные “излюбленные” люди ведали не местные общественные интересы, аотбывали под личной ответственностью и под ответственностью избирателейвозложенные на них казенные поручения” [там же, с. 459]). В конце XVI века появляется высшийсословно-представительный орган, соединявший интересы государства и общества, —земские соборы.
/>
/>
Иадминистративные реформы, и преобразование войска требовали увеличения налогов.Эти новшества шли вразрез с привычными формами жизни, не только меняя ихвнешние стороны, но и затрагивая святая святых — мышление, способы отношенийлюдей друг с другом, все, что было традиционным, а потому казалось незыблемым.Еще при жизни Ивана Грозного реформы, а затем опричнина, не ведающая устали исострадания, вызвали разделение и верхних слоев, и народа по политическимвзглядам. После смерти царя все разногласия сошлись как в фокусе в смуте,захлестнувшей российское общество.
Зачинщикамисмуты были бояре, разделившиеся в борьбе за власть на различные группировки ипускавшие в ход все мыслимые и немыслимые приемы. С усилением московских князейи возникновением царской власти бояре все больше теряли свое влияние и значениев государстве и свою независимость. На протяжении предыдущего периода они невысказывали прямо своих претензий к государю, но со времен Ивана Грозногопротивостояние русской государственности и боярства стало приобретать все болееугрожающий характер. Длительные столкновения привели, наконец, к избраниюБориса Годунова на царствование, не принесшее русскому обществу желанногопокоя.
Период смутывызвал к жизни еще одно явление русской политической борьбы — самозванство. Средисамозванцев были: “… кроме Гришки Отрепьева, “второлживый” Тушинский вор,“царевичи” Петр, Иван-Август, Клементин, Савелий, Василий, Ерофей, Гаврила,Мартын, Лаврентий и другие, выдававшие себя за сыновей и внуков Грозного. Назнамени Болотникова было начертано имя “истинного царя Димитрия Ивановича”[236, с. 15]. Автор цитированной работы разделяет всех самозванцев на двекатегории: тех, кто принимает облик реформатора, нарушителя канонов, как,например, Лжедимитрий I, итех, кто выдает себя за “истинного” царя, который чудесным образом спасся отвсяких бед и теперь выступает “за народ” и с народом. Ключевский считает, чтосмута закончилась с восшествием на российский престол Алексея МихайловичаРоманова (1629—1676), но и при нем, и в более позднее время не прекратилисьпопытки очередных самозванцев смутить народ надеждами на некую общественнуюсправедливость.
Смутное времяне ограничивается политическими битвами и противостояниями, оно связано и срасколом церкви. Критика церкви, в различной форме прозвучавшая в XV—XVII веках, свидетельствовала, что и в православии былодалеко не все идеально. С. М. Соловьев в многотомной истории России обращаетвнимание на застойные явления, возникшие в лоне церкви, на пороки служителейГоспода, и цитирует письмо царя Алексея Михайловича (1636): “Ведомо намучинилось, что в Павлове монастыре многое нестроение, пьянство и самовольство,в монастыре держат питье пьяное и табак, близ монастыря поделали харчевни, ибани, брагу продают; старцы в бани и харчевни и в волости к крестьянам по пирами по братчинам к пиву ходят беспрестанно, бражничают и бесчинствуют, и всякоенестроение чинится...” [280, т. 5, с. 306].
Поэтому царь и его ближайший соратникНикон провели реформу в обрядах православной церкви: в церковной службепоявляется проповедь, доселе нестройное пение (“В одно время в церквах пели ичитали в два, три и несколько голосов, так что ничего нельзя было разобрать”[280, т. 6, с. 196]) было заменено на единогласное, выверяются с греческимитексты церковных книг, двуперстие при крещении сменилось троеперстием.
/>
/>
Многие верующее были возмущены:“Заводите вы, ханжи, ересь новую, единогласное пение, да людей в церкви учить,а мы прежде людей в церкви не учивали, а учивали их втайне, беса вы имате в себе,все ханжи...” [там же]. Эти несогласия были не единственной причиной раскола.Раскол вовлек в свое движение всех, кто был сколько-нибудь недоволенсуществующими порядками и новшествами: служителей церкви, которых не устраивалоусиление власти энергичного, но жестокого и претендующего на единовластиепатриарха Никона, присвоившего себе титул “великого государя” (имея в видурелигиозное, духовное господство), бояр, тяготившихся зависимостью отсамодержца, стрельцов, на смену которым шли воинские организации западноготипа, крестьян, городской и посадский люд. “Идеология раскола включала сложныйспектр идей и требований: от проповеди национальной замкнутости и враждебногоотношения к светскому знанию до отрицания крепостного строя с присущим емузакабалением личности и посягательством государства на духовный мир человека иборьбу за демократизацию церкви” [23, с. 72].
/>
В. И. Суриков. Боярыня Морозова
“Крушениеавторитета светской власти сопровождалось падением власти духовной” [236, с.23]. Разочарование вызывало самые разные реакции как в церковной среде, так и вмирской. Многие видели выход из кризиса в самоубийственном пренебрежении ксвоей жизни и к жизни других людей и призывали к уничтожению (“умерщвлению”)плоти: носить на себе железные цепи с крючьями, тяжелые камни, а затем,соблюдая самый суровый пост, уморить себя голодом. Невероятно, но эти призывынаходили отклик у множества людей, уходивших в тайные скиты для выполненияобряда, кажущегося им единственным способом спасения от скверны земной.
В расколевыделились две главные противостоящие друг другу силы: жаждущие переменреформаторы и сторонники патриархального уклада, представлявшегося имосвященным временем. Политический деятель и историк П. Н. Милюков (1859—1943)в “Очерках по истории русской культуры” [196, т. 2, ч. 1], рассматривая причиныраскола, отметил, что к концу XVвека религиозные правила закрепились в сознании большинства не слишкомграмотных людей как непреложные законы, касающиеся и обрядовой стороны, итекста молебнов, и образа жизни. Переписываемые церковные книги стали к этомувремени несколько отличаться от греческих источников, как и обряды, завезенныеиз Византии. Летописи отразили новое отношение к этим различиям следующимобразом: “Греки отступили от чистого православия, русские сохранили его ототцов нерушимо. Естественно, что при разнице церковных форм и обрядов — всепредпочтение должно принадлежать национальным русским формам. Они должнысчитаться истинно православными” [там же. с. 45]. Когда на Руси возниклокнигопечатание и стали издаваться церковные книги (первой из них была книга “Апостол”в 1564 году), появилась возможность сличить тексты и увидеть расхождения сгреческим оригиналом. Но ревнители старины не собирались менять вековыетрадиции. Так сложились две партии: с одной стороны — патриарх Никон (1605—1681),властный, упрямый, претендующий на особое, церковное самодержавие, с другой —старообрядцы, не менее уверенные в своей правоте, страстные, одержимые,такие, как протопоп Аввакум (1620 или 1621—1682), боярыня Морозова, тасамая, которую изобразил В. И. Суриков (1848—1916). Вот как писалАввакум, обращаясь к царю, Алексею Михайловичу: “Вздохни-ка по-старому… Тыведь, Михайлович, русак, а не грек. Говори своим природным языком; не унижайего ни в церкви, ни в дому, ни в простой речи… Любит нас Бог не меньшегреков… Чего ж нам еще хочется лучше того? Разве языка ангельского? Да нет,ныне не дадут — до общего воскресения” [там же, с. 53].
Страшнымиоказались судьбы первых старообрядцев. Протопопа Аввакума многократно ссылали,затем продержали в выгребной яме в городе Пустозерске 15 лет и по приказу царясожгли в 1682 году. Боярыню Морозову в ссылке уморили голодом. Сохранилсяписьменный текст, свидетельствующий о страшных муках этой женщины, умолявшейсвоего стража дать ей хлебца или сухарика, или яблочка [244].
Сторонники женоваторства, не связанные с религиозными спорами, потянулись к знанию,просвещению и образованности.
 Развитиеобразования и образованности
Несмотря насмуту и неспокойствие, множество перемен и событий далеко не радостногосвойства, происходит постепенный переход к новому времени с его устремлением кзнанию и развитию разума.
Большинствоавторов отмечают печальное состояние образования и развития наук в Россиивплоть до XVII века. В прошлом веке одно из постановленийцерковного собора предписывало “устроить в домах лучших городских священниковучилища, в которых бы проходились “грамота, книжное письмо, церковное пение иналойное чтение” [262, с. 382]. Но это были, во-первых, несистематические школы, во-вторых, в школы принимались дети священников, в-третьих,такие школы могли существовать только в городе. В этом же источнике процитированыслова, сказанные в начале XVIIвека: “невежество русского народа есть мать его благочестия; он не знает нишкол, ни университетов: одни священники наставляют юношество чтению и письму, иэтим занимаются немногие” [там же]. Напомним, что книжники понесли большой уронв период иноземного владычества, когда многие книги, да и книжники былиуничтожены. Конечно, в некоторых семьях детей обучали грамоте, но делалось этобез системы, иногда случайными домашними учителями, да и методы обучения былидовольно жестокими. Писатель и проповедник Симеон Полоцкий (1629— 1680)и поэт и переводчик Карион Истомин (конец 40-х гг. XVII в. — после 1717) создали учебники, буквари,содержавшие также богословские, педагогические и просто нравоучительныерассказы.

/>
/>
Издавалисьразличные азбуковники, носившие название “Сказание о неудобопознаваемыхречах” (аналог энциклопедических словарей). Их справочные статьи были чащевсего связаны со священным писанием, а иногда были фантастическиневежестенными: в статье о медведе, например, говорилось, что медведица рожаетмедвежат бесформенными, а затем уже вылизывает их, придавая “приличную медведюформу”; или о львятах говорится, что они рождаются бездыханными, а затемприходит лев-отец и оживляет их своим дыханием [230, с. 41].
Первые школы,появившиеся в Москве, были чаще всего частными или сословными, но делообразования уже было начато. В 1682 году в Заиконоспасском монастыре открыласьшкола, на основе которой в 1685 году возникло первое высшее учебное заведениеРоссии — Славяно-греко-латинская академия, созданная греками, братьями Лиху-дами— Иоанникием (1633—1717) и Софронием (1652—1730). Карион Истомин, обращаяськ царевне Софье, просил ее:
Умоли босамодержцев сущих.
Да государиони на то изволят,
Обще господао том да помолят,
Наукам велятбыти совершенным
И учителемлюдем извещенным.
[280, т. 7,с, 420]
Такими“извещенными” (хорошо образованными) учителями и стали Иоанникий и СофронийЛихуды, которые открыли курсы для представителей разного звания и возраста:священников, княжеских сыновей, стольников, людей простого звания. И наукистали “совершенны” (полны для своего времени, серьезны и многообразны):изучались грамматика, риторика (ораторское искусство), пиитика (правиластихосложения), логика, физика; часть наук преподавалась на греческом языке,часть — на латинском.
 Книгопечатание,книги и зачатки научного знания
С. М.Соловьев считал, что русское общество того времени явственно осознавало своеотставание от западных соседей и поэтому стремилось преодолеть это отставание,“сблизиться с теми народами, которые показали свое превосходство,позаимствовать у них то, чем они явились сильнее; сильнее западные народыоказывались своим знанием, искусством, и потому надобно было у них выучиться”[280, т. 7, с. 109]. Этому учению способствовало и развитие книгопечатания,которое по личному указанию Ивана Грозного организовали в Москве ИванФедоров (ок. 1510—1583) и Петр Мстиславец. Сначала печатались толькосвященные книги. Только таким образом можно было оградить от искажения ихтексты при переписывании вручную. До 1600 года в Москве вышло всего 11 книг.Позже печатное дело быстро распространилось по России, и к концу XVII века было издано довольно многокниг, в том числе и светского содержания.
Вместе скнигами по ратному делу, разного рода государственными установлениями, например“Грамотой о таможенных пошлинах”, появляются и переводные книгиприключенческого характера (“Повесть о Еруслане Лазаревиче”, “Повесть о Василиикоролевиче Златовласом Чешския земли”, “История о храбром рыцаре Петре ЗлатыхКлючей”), жизнеописания, героями которых становятся благочестивые итрудолюбивые люди (“Повесть об Ульянии Осоргиной”). Кроме того, появляется — иэто самое удивительное — демократическая литература. Сам народ начинаетсоздавать произведения, описывающие в иносказательной, а иногда и в самойпрямой форме реалии российской жизни: в озорной “Повести о Ерше Ершовиче, сынеЩетинникове” описана тяжба (суд) между ершом и лещом, жителями Ростовскогоозера; колкая сатира на суды и судей составляет сюжет “Повести о Шемякином суде”;пародии и небылицы в “Сказании о роскошном житии и веселии” рассказывают обедняцком житье и несбывшихся мечтах, а “Калязинская челобитная”— о пьянствемонахов. Появляется приключенческая литература, где вымышленный герой предстаетперед читателем в горе и радости, в неоднозначности своего поведения. В этихпроизведениях настоящей русской литературы, не подражающей никаким образцам, авынесенной из самой середины русской действительности, изображены люди, ищущиеблаг. В “Повести о Горе и Злосчастии, как Горе-Злосчастье довело молодца воиноческий чин”, отражена сущность психологии обездоленного человека: “Когда уменя нет ничего, и тужить мне не о чем” [102, с. 450]. Появляется и перваяплутовская новелла “Повесть о Фроле Скобееве”, рассказывающая о том, какретивый молодец обманом женился на дочери стольника. Старые истории о душе,проданной дьяволу, находят свое новое развитие в “Повести о Савве Грудцыне”:здесь множество бытовых детатей, да и сам бес умен, франтоват, пошловат. Здесь“чудесное имеет обыденный вид” [121, т. 4, с. 355], а герой раскрывается передчитателем в своей психологической сути.
В русской литературе XVII века впервые появляется рифмованнаяпоэзия. Нельзя сказать, что русская культура не знала до сих пор рифмы вообще.В некоторых прозаических произведениях отдельные слова рифмовались друг сдругом, поскольку русская литература и русская речь вообще тяготеют ксозвучиям.

/>
/>
В прошлом веке сложился особый стиль,называемый “плетением словес”, которому свойственны повторы, ритм и рифма. Ностихов в известном нам смысле этого слова не было. Теперь стараниями СимеонаПолоцкого, его ученика Сильвестра Медведева и Кариона Истомина является мирурусское стихотворство. Это были в большинстве своем поучительные вирши, гдеавторы излагали свои взгляды на всевозможные предметы. Вот, например, какдолжен вести себя монах с точки зрения Симеона Полоцкого:
Монахуподобает в келии седети,
Во постемолитися, нищету терпети,
Искушенияврагов силно побеждати
И похотиплотския труды умерщвляти…
… Пагубно жеоному по граде ходити,
Из едина вдругий дом переходите пити.
[102, с. 367]

Просветительскимдухом, желанием научить, передать знания другим проникнута вся поэзия этегопериода. Во многом она связана со стилем барокко, свойственным не толькоевропейской культуре. Но европейское барокко, связанное с Контрреформацией,носило характер не столько художественного стиля, сколько мировоззрения.Русское же барокко существовало только в искусстве и было вызвано идеямипросветительства. В русской культуре этот стиль представлен стихами поэтов,которые вносили в поэзию логику, превращая их в своего рода энциклопедии.Карион Истомин так писал об Америке:
Америка частьчетверга
Ново земля взнань отперта.
ВольнохищнаАмерика
людьми, внравах, в царствах дика.
Тысящьми летбысть незнанна, морем зело отлиянна.
Веры разны вбалвохвальстве[1]
наги люди тамв недбальстве[2]
Царства имутбез разума,
не знав бога,худа дума.
Никто же бочто успеет,
где глупость,сквернь и грех деет.
[Там же, с.377]
Богатствотематики, масса описаний людей, зверей, птиц, деревьев, камней, украшений,изысканный стиль стихов, разнообразные знания — все это составляло традициюбарокко в литературе, театре, который в России начал складываться лишь в XVII веке.

/>
/>
До 1672 года лишь скоморохиразыгрывали на площадях сценки из жизни, театральные действа, в которыхсохранялись древнейшие традиции народных игрищ в честь урожая, прихода весныили свадебных обрядов. Уже в “Повести временных лет” рассказывается оскоморохах, а в киевском Софийском соборе есть фрески, их изображающие.Скоморохи бродили из поселения в поселение и давали свои представления наулицах и площадях, потешая народ прибаутками. Вот типичная присказка такогопотешника: “Зовут меня зовуткой, величают уткой. Живу промеж Лебедями и старойКазани. Всего у нас восемь дворов бобыльих, в них полтора человека с четвертью,четверо в бегах, да двое в бедах” [206, кн. 1, с. 14]. В скоморошьем же театресложились и главные персонажи кукольного театра. Но официальное отношение к нимоставалось весьма негативным. Была даже издана грамота царя Алексея Михайловичав 1648 году о том, чтобы “скоморохов и ворожей в домы к себе не призывать”, “насвадьбах песен бесовских не петь”, “личин на себя не надевать” [там же, с. 18].За ослушание грозило телесное наказание, равно как и за игру в шахматы, игру намузыкальных инструментах (домрах, гуслях, гудках). Но менее чем через 30 летцарь переменил свое решение, и пастор Грегори из Немецкой слободы поставил придворе царя пьесу “Эсфирь”, или “Артаксерксово действо” на тему библейскойистории. Позднее было поставлено еще несколько переводных пьес — уже не тольконравоучительных, но и комедийных. Так впервые появился настоящий театр сосценой, декорациями, бутафорией, зрительным залом и даже с фойе. Правда, послесмерти Алексея Михайловича постановки прекратились и возобновились лишь приПетре I.
Обзоркультуры XVII века будет неполон, если неупоминать об удивительных достижениях русских умельцев, первопроходцев,географов и медиков. Их деяния обеспечивали становление и одновременнопредставляли собой удивительный прорыв русской культуры, обусловивший блестящиедостижения будущего. В этот период, начавшийся развалом и смутой, наполненныйбесконечными войнами не всегда победоносного характера, были предпринятызнаменитые путешествия. Семен Дежнев (1605—1673) достиг восточнойоконечности Азии — Большого Каменного Носа, который впоследствии назвали мысомДежнева; Ерофей Хабаров (1610—1667), путешествуя по Амурскому краю,составил “Чертеж по реке Амуру” (его имя носят город Хабаровск ижелезнодорожная станция “Ерофей Павлович”); сибирский казак Владимир Атласов(1661/64—1711) исследовал Камчатку и Курильские острова. В короткийпромежуток времени землепроходцы пешком и на конях, на кочах (парусно-гребныхсуднах) и ладьях обошли и описали земли от Иртыша до Берингова пролива, от моряЛаптевых до Амура. Остатки поселений на Новой Земле и Шпицбергене говорят отом, что и туда добирались в эти времена отважные путешественники.
XVI—XVII века в истории России — период перемен, давший еймножество удивительных достижений, начальный толчок к образованию, сплочениюрусского государства и возникновению национального самосознания, но в то жевремя принесший закабаление крестьян, раскол в церкви, расслоение общества. Этаэпоха ждала реформ, подготавливая их всеми обстоятельствами своегосуществования, и следующий период русской истории и русской культуры вырос изтого, что составило содержание допетровской России.

 
Использованная литература
 
1. Мир культуры (Основы культурологии). Учебноепособие. 2-е Б95 издание, исправленное и дополненное.— М.: ИздательствоФёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002. — 712 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Политические партии и партийные системы 3
Реферат «Всё более актуальными становятся задачи экономии энергии, использования вторичных энергетических ресурсов и «сбросной» теплоты и мероприятия по снижению энергопотребления»
Реферат Катерина
Реферат Аудитория СМИ как элемент гражданского общества
Реферат Розробка туристичного туру на Багамські острови
Реферат Православие и модернизм
Реферат Американский конёк
Реферат Мир галактик. Сверхскопления и пустоты в крупномасштабной структуре Вселенной.
Реферат Одоевцева И.В.
Реферат Разработка программы при помощи языка низкого уровня ассемблер
Реферат Стихотворение А С Пушкина К морю восприятие истолкование оценка
Реферат 10. Функції рівнів моделі osi тема 10. Функції рівнів моделі osi
Реферат Етико правове виховання молодших школярів
Реферат Y2k Essay Research Paper The Millennium Bug
Реферат Інформаційне забезпечення підприємницької діяльності