Реферат по предмету "Культура и искусство"


Синтез арабской и европейской культур в городах Испании

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. КУЛЬТУРНЫЙ ИПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ
2. ГОРОДАИСПАНИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
3. ГОРОДАИСПАНИИ – ГОРОДА КОНТРАСТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природнаялюбознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих ихнародов образуют один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов.
Несмотря на то, что практически любую информацию можно получить изпечатных периодических изданий, художественной литературы и других источников,не стареет старая истина: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».Поэтому регион, заинтересованный в привлечении туристов, должен разумнопланировать и развивать специальные программы и мероприятия, способствующиеповышению интереса к его культуре, распространять информацию о своем культурномпотенциале в расчете на привлечение потенциальных туристов.
Поставим цель в данной контрольной работе: рассмотреть синтез арабской иевропейской культур в городах Испании.
Задачи работы:
— рассмотрим культурный и познавательный туризм;
— рассмотрим города Испании в их историческом аспекте;
— рассмотрим города Испании как города контрастов.

1. КУЛЬТУРНЫЙ, ИЛИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ
Туризм — наилучший способ знакомства с другой культурой. Гуманитарноезначение туризма заключается в использовании его возможностей для развитияличности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление кзнанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познаниемжизни, истории и культуры другого народа — одна из задач, которую в полной мереспособен решать туризм. Увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить — важныечасти восстановительной функции туризма, они несут в себе большой гуманитарныйпотенциал. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовныймир человека.
Культура является фундаментальной основой процесса развития, сохранения,укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичностьпутей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новыхметодов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве стран мира происходитпроцесс демократизации культуры и туризма, которые составляют неотъемлемуючасть жизни общества. Самосознание и познание окружающего мира, развитиеличности и достижение поставленных целей немыслимы без приобретения знаний вобласти культуры.
На конференции в Мехико (1981 г.) было провозглашено два определениякультуры. Первое определение — общего характера, основанное на культурнойантропологии и включающее все, что создал человек дополнительно к природе:общественную мысль, хозяйственную деятельность, производство, потребление,литературу и искусство, образ жизни и человеческое достоинство.
Второе определение — специализированного характера, построенное на«культуре культуры», т. е. на моральных, духовных, интеллектуальных ихудожественных аспектах жизни человека.
Культурное наследие любого народа составляют не только произведенияхудожников, архитекторов, музыкантов, писателей, труды ученых и т. д., но инематериальное достояние, включающее фольклор, народные промыслы, фестивали,религиозные ритуалы и т. п.
Давно выделился и стал самостоятельным такой вид туризма, как культурный,или познавательный. Его основой является историко-культурный потенциал страны,включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностямибытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов дляпознавательного туризма может дать любая местность, но для его массовогоразвития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия,среди которых можно выделить:
• памятники археологии;
• культовую и гражданскую архитектуру;
• памятники ландшафтной архитектуры;
• малые и большие исторические города;
• сельские поселения;
• музеи, театры, выставочные залы и др.;
• социокультурную инфраструктуру;
• объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладногоискусства;
• технические комплексы и сооружения.
При посещении другой страны туристы воспринимают в целом культурныекомплексы, составной частью которых является природа. Аттрактивность культурныхкомплексов определяется их художественной и исторической ценностью, модой идоступностью по отношению к местам спроса.[1]
Особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают людейпроводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют ихдуховному обогащению, расширению кругозора. Культура является одним из основныхэлементов туристского интереса.
Познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредствомкоторого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм,таким образом, является важным средством создания культурных связей имеждународного сотрудничества.
Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширенияресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм можетбыть включен в так называемую политику культурных отношений.
2. ГОРОДА ИСПАНИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Испанский король Карл V, одновременно римскийимператор, мечтает о всеевропейской империи. Лиссабон, Севилья – величайшиепорты и города Европы.
Севилья в первой половине XVI в. обгоняет поторговому обороту все крупнейшие европейские порты. Здесь находилась Торговаяпалата, ведавшая всеми экономическими делами колоний в Америке и Азии.
Огромные богатства, стекающиеся в Испанию не приводят к развитию еехозяйства. Когда в страну хлынул поток золота и серебра, королевская власть игосподствующее дворянство стали направлять свои огромные доходы на содержаниедвора, строительство роскошных дворцов.
Вскоре стало очевидно, что надежды на европейскую и мировую империюрухнули, что в стране царят запустение, инквизиция.
Величие, трагедию, жизнеспособность Испании гениально выразило испанскоеискусство.
На полотнах Эль Греко в лихорадочных вспышках молний и грозовых облакахнад оцепеневшим на скалистых холмах Толедо в причудливо вытянутых, искаженных,рвущихся ввысь фигурах как будто заключено огромное напряжение страдания,надломленности и страсти. Испанские гранды, мечтающие о великой империи иотличающиеся крайней чопорностью, столь надменны, столь уверенны в своейисключительности, что даже черты дегенеративности казались им признаком«голубой крови».
На рубеже XVIII и XIX вв.парадоксы исторического пути Испании, ее «душу» выразило искусство Гойи. На егополотнах – жизнерадостная, искрящаяся красками народная Испания, та самая,которая вскоре отразила нашествие наполеоновских войск. На других картинах, иособенно офортах, — боль и гнев протеста против зверств захватчиков, обличениебедствий войны, религиозного фанатизма и гнусностей режима.
В застройке испанских городов исторические напластования разных эпох,смешение архитектурных стилей, богатство художественных традиций создалипоразительный по красоте сплав. Испанские города, обычно располагавшиеся навозвышенностях, унаследовали от средневековья крайне запутанную сеть улиц,поднимавшихся к воротам крепостных стен; лишь в некоторых местах в этусредневековую сеть «врезаны» регулярно спланированные площади (например, ПласаМайор в Мадриде). [2]
От мавров (арабов и береберов) сохранились не только здания вмавританском стиле, но и традиции декоративности, пышности сооружений. Мастера,оставшиеся на отвоеванных испанцами землях, исходили из принципов мавританскойархитектуры, отразив их в декоративном стиле «мудехар», сочетавшеммусульманские традиции с готикой. Многочисленные мечети, переделывавшиеся вкатолические соборы, неизбежно сохраняли отпечаток стиля, в котором они былипервоначально сооружены.
В грандиозных готических соборах, построенных в Бургосе, Толедо, Леоне,Севилье, Сеговии традиционное  стремление к декоративности находило, вчастности, выражение в пышных ретабло. В стиле «платереско» («ювелирный»)ренессанские мотивы сочетаются с традиционными декоративными элементами. Вовремена Филиппа II утверждается стиль «десорнаментадо»(«неукрашенный») или «эрреско» по имени архитектора Хуана де Эрреры, строившегов 80 км от Мадрида среди предгорной скалистой Гвадаррамы огромный загородныйдворец Эскориал. Суровый геометризм форм, леденящая мрачная простота должныбыли выражать идею величия и силы.
Позднее в противоположность аскетизму этого стиля, в начале XVIII в., распространяется, в особенности в культовыхзданиях, вычурный стиль «чурригереско» (по имени семьи архитекторов Чурригеро).
В это же время королевская власть, ориентируясь на французские образцы,сооружает дворцы в стиле классицизма (королевский дворец в Мадриде, загороднуюрезиденцию Ла Гранха в Сеговии по образцу Версаля).
Таким образом, для застройки испанских городов стала характернойкрасочная неповторимая пестрота архитектурных стилей и разнообразие сочетаниясооружений и планировки с природным ландшафтом.[3]
3. ГОРОДА ИСПАНИИ – ГОРОДА КОНТРАСТОВ
Почти в самом центре Пиренейского полуострова находится Мадрид – столицагосударства. В течение многих веков Мадрид был небольшой крепостью. Лишь совторой половины XVI в., когда король Испании Филипп II перенес сюда столицу Толедо, Мадрид стал главным экономическимцентром страны.
Центральная площадь Мадрида Пуэрто-дель-Соль с ее играющим радужнымиотблесками фонтаном Нептуна – это как бы праздничный фасад испанской столицы.[4]
В Мадриде есть достопримечательности, пользующиеся заслуженной славой вовсем мире. К ним относится музей Прадо. Это – национальный музей, его картиннаягалерея – уникальное собрание живописи. Здесь особенно богато представленыиспанские художники. Ни в одном музее мира нет такого количества картинВеласкеса, Гойи и других великих испанских живописцев.
Мадрид и его музеи привлекают многих туристов. Большое количествотуристов из всех стран мира устремляется в южные провинции Испании. Туристскиепроспекты настойчиво приглашают посетить Андалусию, «страну солнца, песен  ипамятников старины».
Эта часть страны лежит на юге полуострова, у берегов океана иСредиземного моря. На многие километры тянутся рощи оливковых и апельсиновыхдеревьев, виноградники.
В Андалусии хорошо сохранились памятники арабского зодчества. ГородаКордова, Севилья, Гранада были последним оплотом арабского владычества.
Знаменитая мечеть в Кордове считается шедевром арабской архитектуры. Онапостроена в VIII в. В ней сотни колонн из различныхценных строительных камней, мозаика и арабески, роскошный орнамент. Сколькотворческой фантазии во всех мельчайших деталях!
Однако ни Кордова с ее мечетью, ни Севилья с ее садами Алькасара и башнейЛа-Хиральда не превосходят по красоте Гранаду. Старинная испанская пословицаговорит: «Кто не видел Гранаду, тот не видел ничего». Этот город лежит вживописной долине, на фоне суровых скалистых гор. Он как бы дремлет на берегунебольшой речки Хениль. Арабы называли Гранаду «частицей неба, упавшей наземлю». Вокруг Гранады раскинулись оливковые рощи, виноградники, поля пшеницы.
Самый большой в Андалусии – Севилья. Это город контрастов: великолепныеособняки знати построены рядом с лачугами бедноты, близ древних дворцов –корпуса фабрик и заводов. В Севилье находится одна из самых знаменитых вИспании арен для боя быков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Испания – страна с древней историей. На ее территории сохранилисьмногочисленные архитектурные памятники: остатки древнегреческих, карфагенских иримских поселений.
Восемь веков Испания была под властью арабов. Они оставили глубокий следв жизни испанского народа – в языке, культуре, архитектуре.
Для застройки испанских городов  характерна красочная неповторимаяпестрота архитектурных стилей и разнообразие сочетания сооружений и планировкис природным ландшафтом.
Оценка культурных комплексов для туристских целей может проводиться двумяосновными методами:1) ранжированием культурных комплексов по их месту в мировойи отечественной культуре; 2) необходимым и достаточным временем для осмотрадостопримечательностей, что позволяет сравнивать разные территории поперспективности историко-культурного потенциала для туризма.
Эти методы во многом субъективны: культурные комплексы, высокооцениваемые специалистами, не всегда вызывают адекватную реакцию у туристов.Необходимое и достаточное время для осмотра объектов в известной степениопределяется их доступностью и построением экскурсионных маршрутов. Наконец,представление о ценности культурных комплексов зависит от уровня образования,национальных особенностей туристов. В большинстве случаев интерес к объектамкультуры определяется модой.
Важной характеристикой культурного комплекса является стабильность егосоответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения. Этот факторсвязан с долговременностью интереса туристов к конкретному культурному объекту.Сохраняется стабильность интереса туристов к таким объектам мировогокультурного наследия, как египетские пирамиды, античная архитектура и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бархин М.Г.Архитектура и город. М., 1979.
2. Гидион З.Пространство, время, архитектура. М., 1984.
3. КвартальновВ.А. Туризм. М.: Финансы и статистика, 2003.
4. Лавров С.Б…Сдасюк Г.В. Этот контрастный мир. М., 1985.
5. Перцик Е.Н. Города мира. М.:Международные отношения, 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.