Реферат по предмету "Культура и искусство"


Русская портретная живопись ХIХ века

/>Содержание
Введение
I. Русские портретисты первой половины XIX века
1.1 Орест Адамович Кипренский (1782-1836)
1.2 Василий Андреевич Тропинин (1776-1857)
1.3 Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847)
1.4 Карл Павлович Брюллов (1799-1852)
II. Товарищество ПередвижныхХудожественных Выставок
III глава. Русские портретисты второй половины XIX века
3.1 Николай Николаевич Ге (1831-1894)
3.2 Василий Григорьевич Перов (1834-1882)
3.3 Николай Александрович Ярошенко (1846-1898)
3.4 Иван Николаевич Крамской (1837-1887)
3.5 Илья Ефимович Репин(1844-1930)
3.6 Валентин Александрович Серов (1865-1911)
IV глава. Искусство портретной живописи
Заключение
Список литературы

/>Введение
Цель данной работырассказать о важности портрета, как одним из основных жанров искусства, о егороли в культуре и искусстве того времени, ознакомиться с основными работамихудожников, узнать о русских портретистах ХIX века, об их жизни и творчестве.
В данной работе мы рассмотримискусство портретной живописи в XIXвеке:
Крупнейшиемастера русского искусства 19 в.
ТовариществоПередвижных Художественных Выставок.
Что такое портрет?
История появленияпортрета.
Первая половина 19 в. –время сложения в русской живописи системы жанров. В живописи второй половины 19в. преобладало реалистическое направление. Характер русского реализмаопределили вышедшие в 1863 из Академии художеств молодые живописцы, которыевзбунтовались против насаждавшегося в академии классического стиля и историко-мифологическойтематики. Эти художники в 1870 организовали
Товарищество передвижныхвыставок, задачей которого было предоставление членам товарищества возможностивыставлять свои работы. Благодаря его деятельности произведения искусства сталидоступны более широкому кругу людей. Павел Михайлович Третьяков (1832–1898) с1856 собирал произведения русских художников, преимущественно передвижников, ав 1892 передал свое собрание картин вместе с коллекцией брата С.М.Третьякова вдар Москве. В жанре портрета передвижники создали галерею образов выдающихсядеятелей культуры своего времени: портрет Федора Достоевского (1872) кистиВасилия Перова (1833–1882), портрет Николая Некрасова (1877–1878) ИванаКрамского (1837–1887), портрет Модеста Мусоргского (1881), выполненный ИльейРепиным (1844–1930), портрет Льва Толстого (1884) Николая Ге (1831–1894) и ряддругих. Находясь в оппозиции к Академии и проводимой ею художественнойполитике, передвижники обращались к т.н. «низким» темам; в их работахпоявляются образы крестьян и рабочих.
Возрастание и расширениехудожественного понимания, потребностей отражается в появлении множествахудожественных обществ, школ, ряда частных галерей (Третьяковская галерея) имузеев не только в столицах, но и в провинции, во введении в школьноеобразование рисования.
Всё это, в связи с появлением целого ряда блестящих произведений русскиххудожников, показывает, что искусство привилось на русской почве, сделалосьнациональным. Новое русское национальное искусство резко отличалось тем, чтооно ясно и сильно отражало главные течения русской общественной жизни.
/>I. Русские портретисты первойполовины XIXвека./>1.1Орест Адамович Кипренский (1782-1836)
Родился на мызе Нежинской (близ Копорья, ныне в Ленинградской области) 13(24) марта 1782. Был побочным сыном помещика А.С.Дьяконова, записанным в семьюего крепостного Адама Швальбе. Получив вольную, учился в петербургской Академиихудожеств (1788–1803) у Г.И.Угрюмова и др. Жил в Москве (1809), Твери (1811),Петербурге (с 1812), а в 1816–1822 и с 1828 – в Риме и Неаполе.
 Первый жепортрет – приемного отца А.К.Швальбе (1804, Русский музей, Петербург) –выделяется своим эмоциональным колоритом. С годами мастерство Кипренского,проявившееся в умении создавать не только социально-духовные типы(преобладавшие в русском искусстве эпохи Просвещения), но и неповторимыеиндивидуальные образы, совершенствуется. Закономерно, что с картин Кипренского принятоначинать историю романтизма в русском изобразительном искусстве.
Русский художник, выдающийся мастеррусского изобразительного искусства романтизма, известен как замечательныйпортретист. Портреты Кипренского проникнуты особой сердечностью, особой простотой,они напоены его высокой и поэтичной любовью к человеку. В портретах Кипренскоговсегда ощутимы черты его эпохи. Это всегда неизменно присуще каждому из егопортретов – и романтическому образу юного В.А. Жуковского, и умудренному Е.П.Ростопчину (1809), портретам: Д.Н. Хвостова (1814 ГТГ), мальчика Челищева (1809ГТГ), Е.В. Давыдова (1809 ГРМ).
Бесценная частьтворчества Кипренского – графические портреты, выполненные в основномкарандашом с подцветкой пастелью, акварелью, цветными карандашами. Онизображает генерала Е.И. Чаплица (ГТГ), П.А. Оленина (ГТГ). В этих образахперед нами Россия, русская интеллигенция от отечественной войны 1812 года додекабрьского восстания.
Портреты Кипренскогопредстают перед нами сложными, задумчивыми, изменчивыми в настроении. Открываяразличные грани человеческого характера и духовного мира человека Кипренскийвсякий раз использовал разные возможности живописи в его ранних романтическихпортретах. Его шедевры, как один из лучших прижизненных портретов Пушкина (1827ГТГ), портрет Авдулиной (1822 ГРМ). Печаль и задумчивость героев Кипренскоговозвышенна и лирична.
«Любимец модылегкокрылой,
Хоть не британец, нефранцуз,
Ты вновь создал,волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз.–
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертныхуз.
Себя, как в зеркале, явижу,
Но это зеркало мнельстит.
Оно гласит, что не унижу
Престрастья важных аонид.
/>Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будетвид, –[1]/>/>
Написал КипренскомуПушкин в благодарность за свой портрет. Пушкин дорожил своим портретом ипортрет этот висел в его кабинете.
Особый разделсоставляют автопортреты Кипренского (с кистями за ухом, ок. 1808, Третьяковскаягалерея; и др.), проникнутые пафосом творчества. Ему принадлежат такжепроникновенные образы русских поэтов: К.Н.Батюшкова (1815, рисунок, Музейинститута русской литературы Российской Академии наук, Петербург;В.А.Жуковского (1816). Мастер был и виртуозным графиком; работаяпреимущественно итальянским карандашом, он создал ряд замечательных бытовыхтипажей (вроде Слепого музыканта, 1809, Русский музей). Умер Кипренский в Риме17 октября 1836./>1.2Василий Андреевич Тропинин (1776-1857)
Представительромантизма в русском изобразительном искусстве, мастер портретной живописи.Родился в селе Карповка (Новгородская губерния) 19 (30) марта 1776 в семьекрепостных графа А.С.Миниха; позднее был отправлен в распоряжение графаИ.И.Моркова в качестве приданого за дочерью Миниха. Проявлял способности крисованию еще мальчиком, однако барин отослал его в Петербург учиться накондитера. Посещал занятия в Академии художеств, сперва украдкой, а с 1799 – поразрешению Моркова; в годы учебы познакомился с О.А.Кипренским. В 1804 хозяинвызвал молодого художника к себе, и с той поры тот попеременно жил то наУкраине, в новом морковском имении Кукавка, то в Москве, на положениикрепостного живописца, обязанного попутно выполнять хозяйственные порученияпомещика. В 1823 получил вольную и звание академика, но, отказавшись от карьерыв Петербурге, остался в Москве.
Художник из крепостных,который своим творчеством внес много нового в русскую живопись первой половины XIX века. Получил звание академика истал самым известным художником московской портретной школы 20-30 – х годов.Позднее калорит живописи Тропинина становится интересней, объемы обычно лепятсяболее четко и скульптурно, но самое главное – вкрадчиво нарастает чисторомантическое ощущение подвижной стихии жизни, Тропинин – создатель особоготипа портрета – картины. Портреты в которых привнесены черты жанра, образы сопределенной сюжетной завязкой: «Кружевница», «Пряха», «Гитарист»,«Золотошвейка».
Лучшее из портретов Тропинина, такие какпортрет сына Арсения (1818 ГТГ), Булахова (1823 ГТГ). Тропинин в своемтворчестве идет по пути ясности, уравновешенности несложными композициямипортретного изображения. Как правило, образ дается на нейтральном фоне приминимуме аксессуаров. Именно так изобразил Тропинин А.С. Пушкина (1827) –сидящим у стола в свободной позе, одетым в домашнее платье, что подчеркиваетестественность внешнего облика.
Ранние произведения Тропининасдержанны по цветовой гамме и классицистически статичны по композиции (семейныепортреты Морковых, 1813 и 1815; обе работы – в Третьяковской галерее, Москва).В этот период мастер создает также выразительные местные, малороссийскиеобразы-типажи Украинец, (1810-е годы, Русский музей, Петербург). Булаков, 1823;К.Г.Равич, 1823; оба портрета в Третьяковской галерее).
Сгодами роль духовной атмосферы– выраженной фоном, значимыми деталями, – лишьвозрастает. Лучшим примером может служить Автопортрет с кистями и палитрой1846, где художник представил себя на фоне окна с эффектным видом на Кремль.Целый ряд работ Тропинин посвящает коллегам-художникам, изображенным в работеили в созерцании (И.П.Витали, ок. 1833; К.П.Брюллов, 1836; оба портрета вТретьяковской галерее; и др.). При этом тропининской манере неизменно присущспецифически интимный, домашний колорит. В популярной Женщине в окне (помотивам поэмы М.Ю.Лермонтова Казначейша, 1841) эта непринужденная задушевностьобретает эротический привкус. Поздние произведения мастера (Слуга со штофом,считающий деньги, 1850-е годы, там же) свидетельствуют об угасанииколористического мастерства, предвосхищая, однако, острый интерес кдраматическому бытописанию, свойственный передвижникам. Важную сферу творчестваТропинина составляют также его острохарактерные карандашные наброски. УмерТропинин в Москве 3 (15) мая 1857.

/>1.3 Алексей Гаврилович Венецианов(1780-1847)
Русский художник,представитель романтизма (известный прежде всего своими сельскими жанрами).Родился в Москве 7 (18) февраля 1780 в купеческой семье. В молодости служилчиновником. Искусство изучал во многом самостоятельно, копируя картиныЭрмитажа. В 1807–1811 брал уроки живописи у В.Л.Боровиковского. Считаетсяосновоположником русской печатной карикатуры. Землемер по образованию, оставив службу ради живописи. В жанре портретасоздавал пастелью, карандашом, маслом, удивительно поэтичные, лирические,овеяные романтическим настроением образы – портрет В.С. Путятиной (ГТГ). Кчислу прекраснейших его произведений этого рода принадлежит его собственныйпортрет (Музей Александра III), написанный сочно и жирно, в приятных, густых серо –желтых и желто – черных тонах, а также портрет, написанный им со старичкаживописца Головоческого (Императорская академия художеств).
Венецианов – первоклассный мастер инеобычайный человек; которым вполне должна гордиться Россия. Он с рвениемотыскивал молодые таланты прямо из народа, преимущественно среди маляров,привлекал их к себе. Количество его учеников было свыше 60 человек.
Во времяОтечественной войны 1812 создал серию агитационно-сатирических картинок на темынародного сопротивления французским оккупантам.
Писалпортреты, обычно небольшие по формату, отмеченные тонким лирическимвоодушевлением (М.А.Венецианова, жена художника, конец 1820-х годов, Русскиймузей, Петербург; Автопортрет, 1811, Третьяковская галерея). В 1819 покинулстолицу и с тех пор жил в купленной им деревне Сафонково (Тверская губерния),вдохновляясь мотивами окружающего пейзажа и сельской жизни. Лучшие из картинВенецианова по-своему классицистичны, являя эту натуру в состоянииидеализированной, просветленной гармонии; с другой стороны, в них очевидноберет верх романтическое начало, обаяние не идеалов, а простых естественныхчувств на фоне родной природы и быта. Его крестьянские портреты (Захарка, 1825;или Крестьянка с васильками, 1839) предстают фрагментами той жепросветленно-естественной, классико-романтической идиллии.
Новыетворческие поиски прерываются гибелью художника: Венецианов умер в тверскомселе Поддубье 4 (16) декабря 1847 от увечий, – его выбросило из кибитки, когдалошадей занесло на скользкой зимней дороге. Педагогическая система мастера,воспитывающая любовь к простой натуре (около 1824 он создал собственноехудожественное училище), стала основой особой венециановской школы, наиболеехарактерной и самобытной из всех персональных школ русского искусства 19 в. />1.4Карл Павлович Брюллов (1799-1852)
Родился 29 ноября (10 декабря)1798 в семье художника П.И.Брюллова, брат живописца К.П.Брюллова. Получилначальное образование у отца, мастера декоративной резьбы, затем учился вАкадемии художеств (1810–1821). Летом 1822 его вместе с братом послали заграницу за счет Общества поощрения художеств. Посетив Германию, Францию,Италию, Англию и Швейцарию, в 1830 он возвратился в Петербург. С 1831 –профессор Академии художеств. Человекзамечательной судьбы поучительной и своеобразной. Он с детства окруженвпечатлениями российской действительности. Только в России чувствовал он себядома, к ней стремился, по ней тосковал на чужбине. Брюллов работал вдохновенно,удачливо, пламенно. В его мастерской за два – три месяца появились такиешедевры портретной живописи, как портреты Семеновой, доктора Орлова, Нестора иПлатона Кукольника. В портретах Брюллова исполненных с беспощадной правдой иисключительно высоким мастерством видно эпоху в которой он жил, стремление кподлинному реализму, разнообразность, естественность и простоту изображенногочеловека.
Уйдя от исторической живописи интересыБрюллова лежали в направлении портретописи в которой и проявил весь свойтворческий темперамент и блеск мастерства. Его блестящее декоративное полотно«Всадница» (1832 ГТГ), где изображена воспитанница графини Ю.П. СамойловойДжованина Паччини. Портрет самой Самойловой с другой воспитанницей – Амацилией(1839 ГРМ). В лице литератора Струговщикова (1840 ГТГ) читается напряжениевнутренней жизни. Автопортрет (1848 ГТГ) – печально худое лицо с проницательнымвзглядом. Очень жизненный портрет князя Голицина, отдыхающего на кресле в своемкабинете.
Брюлловобладая могучим воображением, зорким глазом и верной рукой. У него рождалисьживые творения, согласованные с канонами академизма.
 Сравнительнорано отойдя от практической работы, мастер активно занимался преподаванием вАкадемии художеств (с 1831 – профессор). Он оставил и богатое графическоенаследие: многочисленные портреты (Е.П.Бакуниной, 1830–1832; Н.Н.Пушкиной, супругивеликого поэта; А.А.Перовского, 1834; все – акварель; и др.), иллюстрации ит.д.; здесь романтические черты его дарования проявились еще болеенепосредственно, чем в зодчестве. Скончался 9 (21) января.1887 в Петербурге.

/>II. Товарищество Передвижных Художественных Выставок
Товарищество образовалось в 1870 году в Санкт –Петербурге по инициативе И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге и В. Г.Перова. В противовес официальному центру русского искусства – петербургскойАкадемии Художеств. Идейным вождем Товарищества передвижных художественныхвыставок был И. Н. Крамской (1837-1887) – замечательный художник и теоретикискусства. Крамской боролся против так называемого «чистого искусства». Онпризывал художника быть человеком и гражданином, своим творчеством бороться завысокие общественные идеалы. В творчестве Крамского главное место занималапортретная живопись.
Развивая лучшие традиции, испытывая постоянноевоздействие общественного и эстетического взглядов революционных демократов,передвижники решительно порвали с канонами и идеалистической эстетикойакадемизма. Освободившись от регламентации и опеки Академии Художеств, ониорганизовали внутреннюю жизнь ТПХВ на кооперативных началах, развернули просветительдеятельность. С 1871 года ТПХВ устроило 48 передвижных выставок в Петербурге иМоскве, показанных затем в Киеве, Харькове, Казани, Орле, Риге, Одессе и др.городах.
Передвижники были едины в своем неприятии «академизма»с его мифологией, декоративными пейзажами и напыщенной театральностью. Онихотели изображать живую жизнь. Ведущее место в их творчестве занили жанровыесцены. Особой симпатией передвижников пользовалось крестьянство. Они показывалиего нужду, страдания, угнетенное положение. Передвижники создали целую галереюпортретов выдающихся деятелей русской культуры. Уже на первых двух выставкахпосетители увидели портреты А.Н. Островского, М.П. Погодина, В.И. Даля, И.С.Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова – Щедрина. В дальнейшем эта галереяобогащалась и пополнялась. Наибольший вклад в её создание внесли замечательныемастера портретного жанра: Перов, Ге, Крамской, Репин, Серов и др.
Однако портретнаяживопись 70-80 – х годов обнаруживает не только черты преемственности, но иглубокие отличия от портретов Кипренского, Тропинина, Брюллова в самомпонимании портретного образа своего современника. Меняются задачи, которыеставит перед собой художник героям портретов передвижников меньше всегосвойственна идеальная гармоничность, отрешенность от повседневности. Новыезадачи, которые ставили перед собой передвижники, были необходимостью оставитьпотомкам правдивый образ живого человека, раскрыть его внутренний мир, волю,глубину мысли и сложность характера, подчас не лишенного противоречий. Отсюдахарактерной особенностью передвижнической портретной живописи становитсяточность и многогранность психологической характеристики человека, жизненностьи богатство его духовного облика. В своём становлении передвижнический портретбыл связан многими преемственными нитями с развитием романтического портретапервой половины XIX века.Доказательство этой связи дает нам сопостановление портретного наследияпередвижников не только с наследием Кипренского и Тропинина, но и с портретамиБрюллова, которые говорили о наростании портретной живописи демократическихначал, предвосхищающих и как бы готовящих почву для появления передвижническогопортрета.
Уже в 70-е годы передвижники достигают особогомастерства в создании глубоких и многогранных психологических характеристик впередаче нюансов человеческих переживаний, умения, используя почти неуловимуюмимику лица, подчеркнуть в человеке главное, выявить своеобразие его характера,его жизненную позицию. Всё это позволяло передвижникам создавать в портретецелую повесть о жизни человека – своего современника. Передвижники придавалиособое значение, как исторически достоверному свидетельству о людях своейэпохи. Искания в области портрета помогают решению психологических задач вкартине, способствуют дальнейшему развитию как бытовой так и историческойживописи.
Цель Товарищества былаопределена как необходимость пропоганды живописи русских художников. Для этого«во всех городах империи» должны были устраиваться «передвижные художественныевыставки в видах доставления жителям провинций возможности знакомиться срусским искусством и следить за его успехами».[2]
Вдохновляющим примеромдля товарищества послужила «Санкт-Петербургская артель художников», котораябыла учреждена в 1863 участниками «бунта четырнадцати» (И.Н.Крамской,А.И.Корзухин, К.Е.Маковский и др.) – выпускниками Академии художеств,демонстративно покинувшими ее после того, как совет Академии запретил писатьконкурсную картину на свободный сюжет вместо официально предложенной темы изскандинавской мифологии. Ратуя за идейную и экономическую свободу творчества,«артельщики» начали устраивать собственные выставки, но к рубежу 1860–1870-хгодов их деятельность практически сошла на нет. Новым стимулом явилосьобращение к «Артели» (в 1869). С надлежащего разрешения, во всех городахимперии передвижных художественных выставок, в видах: а) доставления жителямпровинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за егоуспехами; б) развития любви к искусству в обществе; и в) облегчения дляхудожников сбыта их произведений». Таким образом, в изобразительном искусствеРоссии впервые (если не считать «Артели») возникла мощная арт-группа, не простодружеский кружок или частная школа, а крупное сообщество единомышленников,которое предполагало (наперекор диктату Академии художеств) не только выражать,но и самостоятельно определять процесс развития художественной культуры по всейстране.
 Теоретическим истокомтворческих идей «передвижников» (выраженных в их переписке, а также в критикетого времени – в первую очередь, в текстах Крамского и выступленияхВ.В.Стасова) была эстетика философского романтизма. Новое, раскрепощенное отканонов академической классики искусство. Фактически открывать сам ход истории,тем самым действенно подготавливая в своих образах будущее. У «передвижников»таким художественно-историческим «зеркалом» предстала в первую очередьсовременность: центральное место на выставках заняли жанрово-бытовые мотивы,Россия в ее многоликой повседневности. Жанровое начало задавало тон портрету,пейзажу и даже образам прошлого, максимально приближенным к духовнымпотребностям общества. В позднейшей, в том числе советской традиции,тенденциозно исказившей понятие «передвижнического реализма», дело сводилось ксоциально-критическим, революционно-демократическим сюжетам, которых тутдействительно было немало. Важнее же иметь в виду ту беспрецедентнуюаналитическую и даже провидческую роль, которая была придана здесь не столькопресловутым социальным вопросам, но искусству как таковому, творящему свойсуверенный суд над обществом и тем самым обособляющимся в свое собственное,идеально-самодостаточное художественное царство. Подобная эстетическая суверенность,с годами нараставшая, стала непосредственным преддверием русского символизма имодерна.
На регулярных выставках (всего их состоялось 48), которыепоказывались сперва в Петербурге и Москве, а затем во многих других городахимперии, от Варшавы до Казани и от Новгорода до Астрахани, с годами можно былоувидеть все больше образцов не только романтическо-реалистической, но имодернистской стилистики. Сложные же отношения с Академией в итоге завершилиськомпромиссом, поскольку к концу 19 в. (вслед за пожеланием Александра III«прекратить раздвоение между художниками») значительная часть наиболееавторитетных передвижников была включена в академический профессорский состав.В начале 20 в. в Товариществе усилились трения между новаторами итрадиционалистами передвижники перестали уже представлять собою, как они самипривыкли считать, все художественно-передовое в России. Общество стремительнотеряло свое влияние. В 1909 прекратились его провинциальные выставки.Последний, значительный всплеск активности имел место в 1922, когда обществоприняло новую декларацию, выразив свое стремление отразить быт современнойРоссии.
III глава. Русскиепортретисты второй половины XIX века/>3.1Николай Николаевич Ге (1831-1894)
Русский художник. Родился в Воронеже 15 (27) февраля1831 в семье помещика. Учился на математических отделениях Киевского иПетербургского университетов (1847–1850), затем поступил в Академию художеств,которую окончил в 1857. Испытал большое влияние К.П.Брюллова и А.А.Иванова. Жилв Риме и Флоренции (1857–1869), в Петербурге, а с 1876 – на хуторе Ивановский вЧерниговской губернии. Был одним из учредителей Товарищества передвижников(1870). Много занимался портретописью. Над портретами начал работать еще вовремя обучения в Академии художеств. За долгие годы творчества он написалмногих своих современников. В основном это были передовые деятели культуры.М.Е. Салтыков – Щедрин, М.М. Антокольский, Л.Н. Толстой и др. Ге принадлежитодин из лучших портретов А.И. Герцена (1867, ГТГ) – облик русскогореволюционера, пламенного борца с самодержавием и крепостничеством. Нопередачей внешнего сходства вовсе не ограничивается замысел живописца. В лицеГерцена, как бы выхваченном из полумрака отразились его раздумья, непреклоннаярешимость борца за социальную справедливость. Ге запечатлел в этом портретедуховную историческую личность, воплотил опыт всей её жизни, полной борьбы итревог.
Его работы отличаются от работ Крамскогосвоей эмоциональностью, драматизмом. Портрет историка Н.И. Костомарова (1870,ГТГ) написан необычайно красиво, темпераментно, свежо, свободно. Автопортретнаписан незадолго до смерти (1892-1893, КМРИ) лицо мастера озарено творческимвдохновением. Портрет Н. И. Петрункевич (1893) написан художником в конце егожизни. Девушка изображена почти в полный рост у раскрытого окна. Она погруженав чтение. Её лицо в профиль, наклон головы, поза выражают состояниезадумчивости. Как никогда раньше, Ге уделил большое внимание фону. Цветоваягармония свидетельствует о нерастраченных силах художника.
С 1880-х годов Ге стал близким другом ипоследователем Л.Н.Толстого. Стремясь подчеркнуть человеческое содержаниеевангельской проповеди, Ге переходит ко все более свободной манере письма, допредела обостряя цветосветовые контрасты. Мастер писал замечательные, полныевнутренней одухотворенности портреты, в том числе портрет Л.Н.Толстого записьменным столом (1884). В образе Н.И.Петрункевич на фоне окна, открытого всад (1893; оба портрета в Третьяковской галерее). Умер Ге на хуторе Ивановском(Черниговская губерния) 1 (13) июня 1894. />3.2Василий Григорьевич Перов (1834-1882)
Родился вТобольске 21 или 23 декабря 1833 (2 или 4 января 1834). Был незаконным сыномместного прокурора, барона Г.К.Криденера, фамилию же «Перов» дал будущемухудожнику в виде прозвища его учитель грамоты, заштатный дьячок. Учился вАрзамасской школе живописи (1846–1849) и Московском училище живописи, ваяния изодчества (1853–1861), где одним из его наставников был С.К.Зарянко. Испыталособое влияние П.А.Федотова, мастера журнальной сатирической графики, а иззарубежных мастеров – У.Хогарта и жанристов дюссельдорфской школы. Жил вМоскве. Был одним из членов-учредителей Товарищества передвижников (1870).
К рубежу 60-70 – х годовотносятся лучшие портретные работы мастера: Ф.М. Достоевского (1872, ГТГ) А.Н.Островского (1871, ГТГ), И.С. Тургенева (1872, ГРМ). Особенно выразителенДостоевский, целиком ушедший в мучительные раздумья, нервно сцепивший на коленеруки, образ высочайшего интеллекта и духовности.Задушевная жанровая романтика переходит в символизм, пронизанный скорбнымчувством бренности. Портреты работы мастера (В.И.Даль, А.Н.Майков, М.П.Погодин,все портреты – 1872), достигающие беспрецедентной для русской живописи духовнойнапряженности. Недаром портрет Ф.М.Достоевского (1872) по праву считаетсялучшим в иконографии великого писателя.
Впоследние десятилетия жизни художник обнаруживает незаурядный талант писателя-очеркиста(рассказы Тетушка Марья, 1875; Под крестом, 1881; и другие; последнее издание –Рассказы художника, М., 1960). В 1871–1882 Перов преподавал в Московскомучилище живописи, ваяния и зодчества, где среди его учеников были Н.А.Касаткин,С.А.Коровин, М.В.Нестеров, А.П.Рябушкин. Умер Перов в селе Кузьминки (в те годы– под Москвой) 29 мая (10 июня) 1882. />3.3Николай Александрович Ярошенко (1846-1898)
Родился в Полтаве 1 (13)декабря 1846 в семье военного. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию вПетербурге (1870), служил в Арсенале, в 1892 вышел в отставку в чинегенерал-майора. Учился живописи в Рисовальной школе Общества поощренияхудожеств у И.Н.Крамского и в Академии художеств (1867–1874). Многопутешествовал – по странам Западной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Уралу,Волге, Кавказу и Крыму. Был членом (с 1876) и одним из руководителей«Товарищества передвижников». Жил преимущественно в Петербурге и Кисловодске.
Его произведения можно назвать портретом –типом «Кочегар» и «Заключенный» (1878, ГТГ). «Кочегар» — первое изображениерабочего в русской живописи. «Заключенный» — актуальный образ в годы бурногонароднического революционного движения. «Курсистка» (1880, ГРМ) молодая девушкас книжками идет по мокрой петербургской мостовой. В этом образе нашла выражениевся эпоха борьбы женщин за самостоятельность духовной жизни.
Ярошенко был военным инженером,высокообразованный с сильным характером. Художник передвижник служил своим искусствомреволюционно – демократическим идеалам. Мастерсоциального жанра и портрета в духе «передвижников». Завоевал себе имяостровыразительными живописными композициями, взывающими к сочувствию к мирусоциально-отверженных. Особого рода тревожная, «совестная» экспрессияживотворит лучшие портреты работы Ярошенко (П.А.Стрепетова, 1884, там же;Г.И.Успенский, 1884, Картинная галерея, Екатеринбург; Н.Н.Ге, 1890, Русскиймузей, Петербург). Умер Ярошенко в Кисловодске 25 июня (7 июля) 1898. />3.4Иван Николаевич Крамской (1837-1887)
Родился в Воронежской губернии в семьемелкого чиновника. С детства увлекался искусством и литературой. По окончанииуездного училища в 1850 году служил писцом, затем ретушером у фотографа. В 1857году оказался в Петербурге работал в фотоателье. Осенью этого же года поступилв Академию художеств.
Преобладающей областью художественныхдостижений оставался для Крамского портрет. Крамского в жанре портрета занимаетличность возвышенная, высокодуховная. Он создал целую галерею образовкрупнейших деятелей русской культуры – портреты Салтыкова – Щедрина (1879,ГТГ), Н.А. Некрасова (1877, ГТГ), Л.Н. Толстого (1873, ГТГ), П.М. Третьякова(1876, ГТГ), И.И. Шишкина (1880, ГРМ), Д.В. Григоровича (1876, ГТГ).
Для художественной манеры Крамскогохарактерна некоторая протокольная сухость, однообразие композиционных форм,схем так как в портрете заметны черты работы ретушером в молодости. Отличаетсяпортрет А.Г. Литовченко (1878, ГТГ) живописным богатством и красотойкоричневых, оливковых тонов. Были созданы также собирательные работы крестьян:«Полесовщик» (1874, ГТГ), «Мина Моисеев» (1882, ГРМ), «Крестьянин с уздечкой»(1883, КМРИ). Неоднократно Крамской обращался к такой форме картины, в которойсоприкасались два жанра – портретный и бытовой. Например произведения 80 – хгодов: «Неизвестная» (1883, ГТГ), «Неутешное горе» (1884, ГТГ). Одной из вершинтворчества Крамского является портрет Некрасова, Автопортрет (1867, ГТГ) ипортрет агронома Вьюнникова (1868, Музей БССР).
В 1863-1868 годах Крамской преподавал вРисовальной школе общества поощрения художников. В 1870 году Крамской сталодним из создателей ТПХВ. При письме портрета Крамской чаще прибегал кграфической технике (применение сусла, белил и карандаша). Так выполненыпортреты художников А.И. Морозова (1868), Г.Г. Мясоедова (1861) – ГРМ. Крамской– художник большого творческого темперамента, глубокий и оригинальныймыслитель. Он всегда боролся за передовое реалистическое искусство, за его идейностьи демократическую содержательность. Плодотворноработал как педагог (в Рисовальной школе Общества поощрения художеств,1863–1868). Умер Крамской в Петербурге 24 марта (5 апреля) 1887. />3.5Илья Ефимович Репин (1844-1930)
Родился в Чугуеве в Харьковской губернии всемье военного поселенца. Первоначальную художественную подготовку получил вшколе типографов и у местных художников И.М. Бунакова и Л.И. Персанова. В 1863году приехал в Петербург, занимался в Рисовальной школе Общества поощренияхудожников у Р.К. Жуковского и И.Н. Крамского, затем был принят в Академиюхудожеств в 1864 году.
Репин один из лучших портретистов эпохи.Целая галерея образов его современников создана им. С каким мастерством и силойзапечатлены они на его полотнах. В портретах Репина все продуманно до последнейскладки, выразительна каждая черта. Репин обладал величайшей способностьючутьем художника проникать в самую суть психологических характеристик продолжаятрадиции Перова, Крамского, и Ге, он оставил образы знаменитых писателей,композиторов, актеров, прославивших русскую культуру. В каждом отдельном случаеон находил разные композиционные и колористические решения, которыми наиболеевыразительно мог раскрыть образ человека изображенного на портрете. Как острощурится хирург Пирогов. Мечутся скорбнопрекрасные глаза артистки Стрепетовой(1882, ГТГ), а как написаны острое, умное лицо художника Мясоедова, вдумчивыйТретьяков. С беспощадной правдой написан им «Протодьякон» (служитель церкви1877, ГРМ). С душевным теплом написан больной М.П. Мусоргский (1881, ГТГ), занесколько дней до смерти композитора. Проникновенно исполнены портреты молодогоГорького, мудрого Стасова (1883, ГРМ) и др. «Осенний букет» (1892, ГТГ) портретдочери Веры, как солнечно сияет в теплой тени соломенной шляпы личико дочерихудожника. С большой любовью Репин передал лицо привлекательное своеймолодостью, жизнерадостностью, здоровьем. Просторы полей, ещё цветущие, нотронутые желтизной травы, зеленые деревца, прозрачность воздуха вносят впроизведение бодрящее настроение.
Портрет был не только ведущим жанром, но иподосновой творчества Репина вообще. При работе над большими полотнами онсистематически обращался к портретным этюдам для выяснения облика и характеристикеперсонажей. Таков Горбун портрет, связанный с картиной «Крестный ход в Курскойгубернии» (1880-1883, ГТГ). С горбуна Репин настойчиво подчеркивал прозаичность,убожество одежды горбуна и всего его облика, обыденность фигуры больше, чем еётрагизм и одиночество.
Значение Репина в истории РусскогоИскусства громадно. В его портретах в особенности сказалась его близость квеликим мастерам прошлого. В портретах Репин достиг высшей точки своейживописной мощи.
Удивительнолирически-притягательны портреты Репина. Он создает острохарактерные народныетипажи, многочисленные совершенные образы деятелей культуры, грациозныесветские портреты (Баронесса В.И.Икскуль фон Гильдебрандт, 1889). Особеннокрасочно-задушевны образы родных художника: целый ряд картин с женой РепинаН.И.Нордман-Северовой. Виртуозны и его чисто графические портреты, исполненныеграфитным карандашом или углем (Э.Дузе, 1891; Княгиня М.К.Тенишева, 1898;В.А.Серов, 1901). Репин проявил себя и как выдающийся педагог: былпрофессором-руководителем мастерской (1894–1907) и ректором (1898–1899)Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой.
ПослеОктябрьской революции 1917 художник оказывается отъединенным от России, когдаФинляндия обретает независимость, он так и не переехал на родину, хотя иподдерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с К.И.Чуковским). Репинумер 29 сентября 1930. Чуковский в 1937 выпустил сборник его мемуаров и статейоб искусстве (Далекое близкое), неоднократно затем переиздававшийся. />3.6Валентин Александрович Серов (1865-1911)
Родился в Петербурге в семье композитораА.Н. Серова. С самого детства В.А. Серова окружало искусство. Учителем былРепин. Серов работал около Репина с раннего детства и очень скоро обнаружилталант и самостоятельность. Репин направляет его в Академию художеств к П.П.Чистякову. Молодой художник завоевал уважение, а его талант вызвал восхищение.Серов написал «Девочка с персиками». Первое крупное произведение Серова.Несмотря на небольшой размер, картина кажется очень простой. Она написана врозово-золотистых тонах. Получил премию Московского общества любителейхудожеств за эту картину. На следующий год Серов написал портрет своей сестрыМарии Симонович и назвал Впоследствии «Девушка, освещенная солнцем» (1888).Девушка сидит в тени, а лучами утреннего солнца освещена поляна на второмплане.
Серов сталмодным портретистом. Перед ним позировали известные писатели, аристократы,артисты, художники, предприниматели и даже цари. В зрелом возрасте Серовпродолжал писать близких, друзей: Мамонтова, Левитана, Остроухова, Шаляпина,Станиславского, Москвина, Ленского. Серов выполнял заказы коронованных –Александра III и Николая II. Император изображен в простойтужурке Преображенского полка; эту картину (уничтоженную в 1917, носохранившуюся в авторской реплике того же года; Третьяковская галерея) зачастуюсчитают лучшим портретом последнего Романова. Мастер писал и титулованныхчиновников, и коммерсантов. Над каждым портретом Серов работал до изнеможения,с полной самоотдачей, так как если бы начатая работа была его последнейработой.Впечатление спонтанного, легкого артистизмаусиливалось в образах Серова и потому, что он свободно работал в самыхразличных техниках (акварель, гуашь, пастель), сводя до минимума или вообще нанет различие между этюдом и картиной. Равноправным видом творчества постояннопребывал у мастера и черно-белый рисунок (самоценность последнего закрепилась вего творчестве с 1895, когда Серов исполнил цикл зарисовок животных, работаянад иллюстрированием басен И.А.Крылова).
Нарубеже 19–20 вв. Серов становится едва ли не первым портретистом России, есликому-то в этом плане и уступая, то лишь одному Репину. Кажется, что лучше всегоему удаются образы интимно-лирические, женские и детские (Н.Я.Дервиз сребенком, 1888–1889; Мика Морозов, 1901; оба портрета – Третьяковская галерея)либо образы людей творчества (А.Мазини, 1890; К.А.Коровин, 1891; Ф.Таманьо,1891; Н.А.Лесков, 1894; все – там же), где красочная импрессия, свободный мазокотражают душевное состояние модели. Но и более официальные, светские портретыорганично сочетают тонкий артистизм с не менее тонким даромхудожника-психолога. Среди шедевров «светского» Серова – ГрафФ.Ф.Сумароков-Эльстон (позднее – князь Юсупов), 1903, Русский музей;Г.Л.Гиршман, 1907; В.О.Гиршман, 1911; И.А.Морозов, 1910; Княгиня О.К.Орлова,1911; все – там же).
В портретахмастера в эти годы всецело доминирует модерн с его культом сильной и гибкойлинии, монументально-броского жеста и позы (М.Горький, 1904, МузейА.М.Горького, Москва; М.Н.Ермолова, 1905; Ф.И.Шаляпин, уголь, мел, 1905; обапортрета – в Третьяковской галерее; Ида Рубинштейн, темпера, уголь, 1910,Русский музей). Серов оставил о себе благодарную память и как педагог (в1897–1909 преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где вчисле его учеников были К.Ф.Юон, Н.Н.Сапунов, П.В.Кузнецов, М.С.Сарьян,К.С.Петров-Водкин). Умер Серов в Москве 22 ноября (5 декабря) 1911.
/>IV глава.Искусство портретной живописи
Портрет-значительный иважный жанр в искусстве. Само слово «портрет» восходит к старофранцузскомуслову «pourtrait», что означает: изображение черта вчерту; оно восходит и к латинскому глаголу «protrahere» — то есть «извлекать наружу»,«обнаруживать»; позднее – «изображать», «портретировать». В русском языке слову«портрет» соответствует слово «подобень».[3]
В изобразительномискусстве, которому этот термин принадлежит изначально, под портретомподразумевается изображение определенного конкретного человека или группылюдей, в котором передан, воспроизведен индивидуальный облик человека, раскрытыего внутренний мир, сущность его характера.[4]
Изображение человека –основная тема живописи. Изучение ее начинается с этюдов головы. Все формальныекартины подчинены созданию образа, передаче психологического состояниячеловека. В живописи изображение человеческой головы с натуры должно отвечатьнашему привычному объемному видению и пониманию окружающего мира.
Приемы живописи головы врусской академической школе первой половины ХIХ века продолжают традицию лепки формы с помощью сильных и горячихтеней. Мы можем судить об академических методах, рассматривая работы О.Кипренского, К. Брюллова, А. Иванова. Нельзя считать академические приемычем-то одинаковым у всех художников, но общее для воспитанников академии –дисциплина формы.
Портрет может считатьсявполне удовлетворительным, когда переданы интимно – личностные чертыизображенного человека, когда воспроизводят оригинал в точности, со всемичертами его внешности и внутреннего индивидуального характера, в наиболеепривычной его позе, с наиболее свойственной ему экспрессией. Удовлетворениеэтого требования входит в круг задач искусства и может приводить квысокохудожественным результатам, если исполняется даровитыми мастерами,влагающими в воспроизведение действительности свой личный вкус и чувствоприроды.
Живопись – прежде всегоизображение формы, объема. Поэтому часто предварительно прорабатывается формаодним цветом точно со всеми деталями. Потом света писали холодными, густо,фактурно; тени горячими, прозрачно, пользуясь лаками, маслами, смолами. Все этоотносится к живописи маслом. Акварели того времени – только подкрашенныйрисунок, а темпера применялась для церковных росписей, далеких от работ снатуры.
Большое значение вакадемической живописи имела последовательность работы, система. Лессировки посухому и мокрому придавали голове окончательную форму, цвет, выражение. Но,вероятно некоторые головы К.П. Брюллов писал сразу, сохраняя при этом строгуюлепку, холодные света и горячие тени. Те же горячие тени лежат на портретах И.Н. Крамского. Краснота их смягчается обычно рассеянным музейным светом. Но еслина портрет упадет луч солнца – поражаешься условной яркости красных теней.
Импрессионисты обратилинаибольшее внимание на то значение, какое имеют теплые и холодные света в лепкеживой головы. Или света холодные, а тени теплые, или наоборот. В каждой моделиподбирают условия обстановки, исходя из цвета лица, одежды общего облика. Длясоздания интересного освещения используют экраны – картон, холст, бумагу.Экраном можно затемнить часть фона или одежды, отчего лучше выступит лицо.
Сохраняя подготовительныйэтюд М. А. Врубеля к портрету Н. И. Забелы – Врубель, где нанесены карандашомграницы всех цветовых изменений. Поверхность лица разбита на очень мелкиеплощадки, наподобие мозаики. Если заполнить каждую из них соответствующимцветом – портрет будет готов.
В портретном образеотражается не только модель, но и сам художник. Поэтому автора и узнают по егопроизведениям. Один и тот же человек выглядит совершенно различно в портретахразных художников. Ведь каждый из них вносит в портрет свое отношение к модели,к миру, свои чувства и мысли, свою манеру видеть и ощущать, свой душевныйсклад, свое миросозерцание. Художник не просто копирует модель, не тольковоспроизводит её облик – он сообщает свои о ней впечатления, передает, выражаетсвое представление о ней.
Портретному жанрупринадлежало большое место в системе академического обучения, посколькупедагоги начала ХIХ века виделиименно в изображении человека путь непосредственного обращения художника кнатуре.

/>Заключение
По мере развития и утверждения в русскомискусстве демократических тенденций в процессе решения общих творческих задачнаблюдается сближение поисков в разных жанрах и особенно в портретной живописи.
Работа над портретом приводит художника ктесному соприкосновению с представителями различных социальных слоевсовременного общества, а работа с натуры значительно расширяет и углубляетпонимание психологии воплощенных образов в картине. Портретная живописьобогащается типическими народными образами. Углубляется психологическаяхарактеристика изображаемого в портрете человека, его нравственное, социальноеосмысление. В портрете особо ощущается характерные для передвижников не толькокритическое отношение к жизни, но и поиски положительного образа, с наибольшейсилой проявляющиеся в изображениях представителей интеллигенции.[5]
Русское искусство имеет богатые традицииреалистической портретной живописи, идущие от XVIII века,оставившего значительное наследие. Они плодотворно развивались и в первойполовине XIX века. В эти эпохи именно портрет, относительносвободный от власти канонов, по реалистической полноте своих образов шёлвпереди и сюжетной – исторической, и бытовой живописи, которая делала в русскомискусстве лишь первые шаги.
Лучшие портретисты XVIIIвека и первой половины XIX века доносят до нас типические черты своихсовременников. Но задачи типизации при сохранении индивидуального вчеловеческом образе вступали в противоречие в этих портретах с господствовавшейклассической концепцией, в которой типическое понималось как отвлеченное отиндивидуального. В передвижническом же портрете мы встречаем как обратноепонимание типического: чем глубже проникновение в индивидуальность человека,чем конкретней и ярче воссоздан его образ, тем отчетливее выступают в егопортрете общие черты, сложившиеся под воздействием определенных жизненныхусловий.
/>Список литературы
1.  Алешина Л.С. Русское искусство XIX –начала ХХ века –М., « Искусство» 1972.
2.  Бенуа А. История русской живописи в XIXвеке – М., «Республика» 1999.
3.  Гомберг – Вержбицкая Э.П. Передвижники: книга омастерах русской реалистической живописи от Перова до Левитана – М., 1961.
4.  Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искуство –М., «Высшая школа», 2005.
5.  Искусство портрета. Сборник – М., 1928.
6.  Краткий словарь терминов изобразительного искусства.
7.  Лихачев Д.С. Русское искусство от древности доавангарда – М., «Искусство», 1992.
8.  Матафонов С.М. Три века русской живописи – Сиб.,«Китеж» 1994.
9.  Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в одном томе –М., 1938.
10. Рогинская Ф.С. Передвижники – М.,1997.
11. Щульгин В.С., Кошман Л.В., ЗезинаМ.З. Культура России IX – ХХ вв. уч. пособие – М., «Простор» 1996.
12. Яковлев В.М. О великих русскиххудожниках – М., «Издательство Академии художников СССР» 1952.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.