Реферат по предмету "Культура и искусство"


Реформы Петра I в области культуры и быта и их оценка

Тюменский    Государственный
Нефтегазовый  Университет
Институт Транспорта
Специальность:Подъемно-транспортные, строительные,
дорожные машиныи оборудование
РЕФЕРАТ
ПО     КУЛЬТУРОЛОГИИ
НА     ТЕМУ
РЕФОРМЫ  ПЕТРА  I В  ОБЛАСТИ
КУЛЬТУРЫ  И БЫТА  И  ИХ  ОЦЕНКА.
Составил студентСмелых С.В                              .   05января2008года
Принял преподаватель

 
                 Содержание
Введение
Культура Петровского времени
1.1 Реформыв области политики
1.2 Реформыв области науки и образования, культуры
1.3 Реформыв области архитектуры, скульптуры, живописи
Быт Петровского времени 
Заключение
Список использованной литературы                                                            

 
                                                 Введение
Тоакадемик, то герой,
Томореплаватель, то плотник,
Онвсеобъемлющей душой
Натроне вечный был работник!  
А.С.Пушкин
В этих строках выраженасамая суть характера Петра 1 – царя-реформатора.   Еще с детства Петр отличалсялюбознательностью,  и поражал всех живостью и непоседливостью. Юный монархотличается от своих братьев Федора и Ивана  и отменным здоровьем. В 1682 годупо предложению патриарха  Иоакима, поддержанного частью бояр и стрельцами,10-летнего Петра объявили царем. Однако мать царя Петра Алексеевича,царица-регентша, и ее помощники не смогли удержать власть, т.к. не обладалидостаточными государственными способностями, и уже осенью 1682 года реальнаявласть перешла к Софье Алексеевне, дочери царя Алексея от первого брака, сестреПетра.
В годы правления Софьи Петр номинально оставался царем, однако никакой роли в политических делах неиграл. Рос мальчик-царь  в обстановке постоянной борьбы боярских группировок завласть, тогда же против властей выступили стрельцы и солдаты. Основное вниманиев юные годы он отдавал воинским играм, ”потехам”.  По приказу юного царя вокрестностях села Преображенское  на реке Яуза построили Пресбург — “потешнуюфортецию”, которую осаждали по всем правилам воинского искусства. В батальонысвоих “потешных”, помимо знатных, Петр собирал холопов и “ простецов”, лишь быбыли они людьми шустрыми, веселыми и исполнительными.
Недалеко отПреображенского располагалась Немецкая слобода –Кокуй, где были сосредоточеныиноземцы, мастера всякого рода, военные специалисты. Петр, вызывая нередко удивлениеи осуждение,  сближается с иноземцами.  С помощью новых учителей иностранцевПетр усвоил основы арифметики и геометрии, артиллерии и фортификации, узналправила вождения судов, возведения крепостей, мог высчитать полет пушечногоядра.
Подраставший царь,занятый  “потешными” играми и учением, с явным неудовольствием и раздражениемследил за действиями сестры- правительницы. Таков был его характер: упрямый,самостоятельный, резкий. В  1689 году при поддержке своих “потешных”, почтивсех стрелецких и солдатских полков, большинства дворян, юный царь  Петр беретвласть в свои руки. Начинается самостоятельное правление Петра.

                          Культура Петровского времени.
                            Реформыв области политики.
Петровская эпохаизвестна как эпоха бурной реформаторской деятельности в России. Эпитеты“первый”, “впервые” часто употребляют по отношению к Петровской эпохе.
Детство и юность Петрапрошли среди иноземцев, и у них было чему поучиться. Петр был чрезвычайнолюбознателен, за какое бы дело ни брался, он вникал во все его тонкости. Впервой своей заграничной поездке в 1697-1698 гг., он сумел увидеть многое. Иэто чрезвычайно поразило Петра. Европа и Россия конца 17 века разительноотличались во многих областях науки,  культуры, искусства, военного дела.Российская армия состояла из неграмотных крестьян, искусство развивалось подбольшим влиянием церкви: в архитектуре в основном преобладают церкви, вживописи – иконы. В ремеслах и науке также велико влияние церкви. “Ревнителидревлего благочестия” всячески противились всему новому, и поэтому Россияотставала по многим показателям от ряда стран Западной Европы.                 
В Голландии царьпобывал в музеях, госпиталях, воспитательных домах, театрах. В Англии осмотреллондонский Тауэр, Гринвичскую обсерваторию, посетил Английскую королевскуюакадемию наук и Оксфордский университет. В Дрездене ему показали королевскуюкунсткамеру, в Вене кунсткамеру и библиотеку. За границей Петр начал собиратьразличные произведения искусства и раритеты.
С большим уважениемотносился Петр к знаниям и знающим людям. Петр понимал, что без знаний, опыта ипомощи Европы не обойтись, поэтому всячески старался привлечь западныхспециалистов для работы в России, не скупясь ни на деньги, ни на щедрые посулы.Важное условие, которое Петр ставил приглашенным иностранцам – обучениерусских. Работа рука об руку с опытными иностранными мастерами была отличнойшколой для русских военных, ученых, архитекторов, скульпторов и живописцев.
Россия конца 17 начала18 вв.- вожделенна для иностранцев. Сотнями и тысячами стремились они сюда внадежде разбогатеть, сделать карьеру, реализовать свои творческие способности.Ехали архитекторы, художники, скульпторы, ювелиры, военные, инженеры, ученые ипросто мастеровые. Приезжали из Швейцарии, Германии, Англии, Голландии,Франции, Италии. Многие  находили в России вторую родину, заводили семью, аглавное – трудились на благо России. Наверное,  не было во всей Европе местаболее благодатного для творчества, чем Россия.
Приглашая иноземцев вРоссию, царь-реформатор надеялся осуществить дерзкие планы – расширить границыприсоединением Сибири, подойдя к  побережью Ледовитого и Тихого океанов, изавоевать выход к Балтийскому морю.  Генетический сплав русского и иноземногона российской почве даст удивительный результат, изменит развитие России ипородит впоследствии целую плеяду талантливых людей.
Изменение Петром 1внутренней и внешней политики повлекло за собой колоссальные изменения вовнутренней жизни России,  и  затронуло все области науки,  культуры, искусства,а также  быт всех без исключения слоев населения.
                 Реформы в области науки и образования, культуры
Слово “учиться” сталолейтмотивом всех петровских преобразований. Петр с большим уважением относилсяк наукам и учению. По некоторым сведениям, Петр 1 в совершенстве освоил 14специальностей, мог своими руками от начала до конца построить морское судно. Вовремя второго заграничного путешествия в 1717 г. Ему было присвоено званиепочетного члена французской Академии наук. Задумал Петр создать и Российскуюакадемию. В 1724 г. он подписал указ о ее основании: ”…учинить академию, вкоторой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам, ипереводили бы книги ”.
Что было особенноважным, что Российская академия находилась на содержании государства, в товремя как иностранные академии вынуждены были сами изыскивать средства длясуществования.  Петр ассигновал на Академию наук 25 тысяч рублей в год и обещалакадемикам “довольное жалованье”, квартиру, дрова, свечи. Самих же академиковприглашали из-за границы. В их числе были ученые с мировым именем – математикиЛеонард Эйлер и Даниил Бернулли. Впоследствии Эйлер, автор более 800 работ, признавался: ”я всем обязан своему пребыванию в Петербургской Академии”. Всостав Академии помимо научно-исследовательской части входили библиотека,Кунсткамера, обсерватория, типография, анатомический театр, ботанический сад играверная палата. Академический университет явился первым светским учебнымзаведением стремя факультетами: юридическим, медицинским, философским. СозданиеАкадемии положило начало не только науке, но и высшему светскому образованию вРоссии.
Образование Петр ставилво главу всех реформ. В Москве одна за другой открывались школы – навигацкая,инженерная, артиллерийская, медицинская, немецкая. Еще со времен первой поездкиза границу, Петр вынашивал план создания морской школы в России. В 1701 г. егоуказом открывается в Москве Навигацкая школа. В составлении программы принималучастие сам царь, упор делался на математические и морские науки – арифметика,геометрия, тригонометрия, астрономия, навигация. Дворяне в новое учебноезаведение поступали неохотно, поэтому приходилось их брать “с принуждением”.Около пятисот учеников школы получали ”кормовые деньги”, а те,  кто победнее,еще и одежду. Школа просуществовала до 1715 г. и передала эстафету открывшейсяв Петербурге Морской Академии.
В 1703 г. открыласьНемецкая школа, которую можно считать первой российской гимназией. Обучались вней дети мелких царских чиновников. Возглавил школу немецкий пастор ЭрнестГлюк, попавший в плен во время  Северной войны. Любопытно, что до его плененияв его доме в Мариенбурге воспитывалась Марта Скавронская,  будущая русскаяимператрица Екатерина 1 – жена Петра.
В 1714 г. Петр 1подписал указы об обязательном обучении дворянских детей цифири и геометрии. Сталисоздаваться цифирные школы, где помимо дворян обучались дети приказных,служилых и посадских людей. Время от времени царь устраивал в Москве илиПетербурге смотры служивших и неслуживших взрослых дворян и недорослей, инередко сам распределял их по полкам и школам, а также определял, кому учитьсяв России, а кому за границей. При Петре появился обычай посылать дворян учитьсяза границу. Для многих это было тяжелым испытанием: будущий известный дипломатПетр Толстой отправился учиться в Италию в 52 года, будучи уже дедушкой. ВоФранции русские гардемарины голодали, т.к.  жалованье приходило с большимопозданием. Царь был тверд  в своем намерении заставить дворян учиться.
В петровское времяюноши,  закончив учебу к пятнадцати годам,  обязаны были поступить на военнуюили гражданскую службу. Дворян на службу принимали по их годности, принимая вовнимание внешний вид, способности, происхождение и состоятельность. Потребованию Петра дворяне начинали служить с “фундаменту”, т.е. в армии и нафлоте – рядовыми, в гражданском учреждении – низшим чиновником.
В 1722 г. была введена“Табель о рангах”, в соответствии с которой различались три вида службы:военная, штатская и придворная. Первые две делились на 14 рангов или классов.На военной службе низшим чином считался фендрик, позже прапорщик или корнет,высшим – генерал-фельдмаршал. На гражданской  – коллежский регистратор идействительный тайный советник,  или канцлер. Петр стремился пополнять рядыдворян за счет талантливых выходцев из других сословий. Недворянин,  дослужившийсядо прапорщика в армии, автоматически получал потомственное дворянство. “Табельо рангах” уравняла старое родовитое дворянство, кичившееся своимпроисхождением, и новую, безродную знать.
При Петре 1 появился ипервый российский музей – Кунсткамера. Ее экспонатами поначалу служилиразличные древние предметы и редкости, собранные царем во время заграничногопутешествия. Во время второго путешествия царь приобрел в Данциге  дляКунсткамеры коллекцию минералов и раковин, в Амстердаме – заспиртованныхживотных, рыб, змей  и насекомых. Там же он приобрел уникальную анатомическуюколлекцию. Собрание Кунсткамеры пополнялось также и отечественными редкостями.Петр издал указ с призывами к населению доставлять “ каменья необыкновенные,кости человеческие и скотския, рыбьи или птичьи, не такие, какие у нас нынеесть… старые надписи на каменьях, железе или меди, или какое старое,необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно…”. Присылавших диковины для музея поощряли солидным вознаграждением. Кунсткамера впервыебыла открыта для обозрения в палатах Кикина в 1719 году. Вскоре для Кунсткамерына Васильевском острове выстроили отдельное здание. Здание Кунсткамеры венчаетвысокая башня, где размещалась одна из самых первых российских обсерваторий. Посей день в ней хранится Готторпский глобус диаметром в три с половиной метра.Сделан он был в Германии и подарен Петру 1 герцогом Голштинским. Снаружи глобусизображает Землю, а внутри – небесную сферу. Есть в нем дверца, через которуюзрители проникали внутрь, и, усаживаясь на скамью, наблюдали за вращением. Вдвижение глобус приводился водяным двигателем. Один оборот, как и в природе,совершался за сутки.  Понимая значение музея для просвещения россиян, Петр 1велел сделать вход бесплатным, “…если кто придет с компанией смотреть редкости,то угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою вина или водки”. На эти цели изказны выделялась немалая по тем временам сумма – 499 рублей в год.
      “ Я хочу, чтобылюди смотрели и учились”   — говорил Петр 1.
В конце 1702 г. (точнаядата неизвестна) произошло событие, значение которого трудно переоценить:вышел первый номер первой русской печатной газеты “Ведомости”. Первый дошедшийдо нас номер, датированный 2 января 1703 г., вышел большим для своего времени,  тиражом– около 1000 экземпляров. Номер содержал немало информации о внутренней жизниРоссии. Петр сам выбрал известия для публикации в первом номере. Первая русскаяпечатная газета мало чем походила на современную, и представляла из себя 4небольших листка бумаги, собранные в тетрадь,  размером чуть больше ладонивзрослого человека. На Красной площади каждого прочитавшего номер  “Ведомостей”угощали бесплатным обедом. Так власти пытались приобщить народ к чтению газет.
В  1708-1710 гг. вРоссии перешли на новый шрифт, который с некоторыми изменениями по сей деньиспользуется. Петр 1 лично отобрал окончательный вариант нового шрифта.Нововведения коснулись и правописания. Из алфавита были изъяты некоторые буквы– омега, пси, ижица и другие. Числа, писавшиеся  буквами,  стали обозначатьарабскими цифрами. В 1703 г. вышли первые книги с арабскими цифрами, среди нихбыл и первый русский учебник “ Арифметика, сиречь наука числительная”,написанный Леонтием Магницким, преподавателем Навигацкой школы.
Петр прекрасно понимал,что без книг невозможно распространение знаний, поэтому всячески способствовалих печатанию. В 1700 г. была выдвинута  целая программа издания книг. Петрчасто сам указывал, какую книгу следует перевести на русский язык. При этом ондавал такие рекомендации переводчикам: не столь важно придерживаться близости ктексту, сколь важно передать его главное содержание. В петровское время книгидаже стали оформлять по-новому: нумеровать страницы цифрами, ввели титульныйлист, оглавление, предметный и именной указатели, в книгах появились чертежи ииллюстрации. Тексты стали разбивать на абзацы. Изменился также и формат книг –книги нового времени были невелики по размеру. В 1708 г. по указанию Петра былинапечатаны первые карманные книги. За первую четверть 18 века книг вышлобольше,  чем за 150 предшествующих лет.
Рост выпуска книг,большой интерес к знаниям стимулировали и развитие библиотечного дела. В 1714г. в Петербурге была основана публичная библиотека. В 1725 г.  библиотеканасчитывала 11 тысяч книг, включая древние. Существовало в Петровские времена инемало личных библиотек, более полутора тысяч книг было и у самого Петра. Восновном это были издания необходимые царю в повседневной работе, три четвертисобрания составляли книги нерелигиозного содержания. Большинство из них имелиотношение к морскому делу, военному искусству, истории, архитектуре и садово-парковому делу.
В центре вниманиясветской  культуры Петровского  времени главенствует человек. Всредневековой культуре он играл второстепенную роль, по сравнению с богами илисвятыми. Особенно это проявилось в литературе. Среди читающей публикипользуются популярностью небольшие приключенческие истории. Произведения как взеркале отражают свою эпоху и ее героев – умных, смелых образованных, вездедобивающихся успеха.
 
                  Реформыв области архитектуры, скульптуры, живописи.
“ Его царскоевеличество, по взятии Шлотбурга, в одной миле оттуда ближе к восточному морю,на острове новую и зело угодную крепость построить велел, в ней же есть шестьбастионов, где работали двадцать тысяч человек подкопщиков, и тое крепость насвое государское именование прозванием Питербурхом обновить указал”. Таковопервое сообщение  в “Ведомостях” о строительстве Петербурга. Город был заложен16 мая 1703 года. Первоначально Петербург закладывался как крепость, первыйкирпич в основание будущей каменной цитадели заложил сам царь Петр. Под каменьтот поместили золотой ковчежец с частицей мощей апостола Андрея Первозванного.Руководить работами было поручено Доменико Трезини. Перед приездом в РоссиюТрезини находился на службе у датского короля, и был завербован русским посломИзмайловым. Любопытно, что при заключении договора Трезини оговорил возможностьбеспрепятственного выезда из России по окончании работ, но так и не захотелуехать, оставшись в России до конца своих дней, и полностью посвятив себястроительству Нового города.
Петербург — один изкрасивейших городов мира. Запоминающиеся высотные доминанты, логичнаяпространственная композиция, строгая планировка сети прямых улиц, просторныеплощади, величественный облик зданий, зелень многочисленных парков и садов,гладь рек и каналов, гранитные набережные, мосты, узорчатые ограды, выдающиесяпроизведения монументальной скульптуры придают Петербургу уникальный характер целостногоархитектурно-строительного ансамбля; сооружения центральных, историческисложившихся районов города, связанные рядовой застройкой, а такжедворцово-парковые комплексы являются как бы единым художественнымпроизведением.
Петербург основывалсякак крепость, вокруг которой и близ домика Петра (один из первых образцов«типового» жилого дома Санкт-Петербурга) на Городском (нынеПетроградском) острове начал формироваться город. Первоначально крепостьназывалась Санкт-Петербургской, а позже получила название Петропавловской,произошедшее от находящегося в ней собора Петра и Павла. Поначалу храм былдеревянным, позже Трезини перестроил его, сделав каменным. В Петровское времясобор был нетипичен для русского зодчества, т.к. он имеет форму базилики –здания, сильно вытянутого с запада на восток, характерного для архитектурыЗападной Европы. На востоке отсутствуют привычные для русского храмовогозодчества полукруглые выступы – апсиды. На храме установлен золоченый шпиль сфигурой ангела над колокольней. Высота шпиля 120 метров, что позволило соборудолгие годы считаться самым высоким зданием России. В 20-е годы на колокольнеустановили куранты в 35 колоколов, купленные в Голландии. Как внешнее убранствобыло нетипично для русского зодчества, так внутреннее поражало своейнеобычностью. Стены украшали картины, написанные в новой реалистичной манере,стены и своды расписаны под мрамор и украшены ордерными элементами. Пожалуй,главное отличие архитектуры нового времени от русского средневековья состояло виспользовании архитектурного ордера. Ордер  в переводе с латыни означает строй,порядок. Действительно, архитектурные сооружения петровского времени имеютчеткий конструктивный порядок, состоя из несущих стен, колонн и несомыхсводчатых и плоских потолков и перекрытий. Любое более или менее значимоездание сооружается с использованием ордерных элементов, а изучение классическихордеров ложится в основу архитектурного образования.
В мировой историиградостроительства найдется очень мало примеров создания крупных городов всегоза два-три десятилетия. Петербург занимает особое место в этом ряду. Масштабноестроительство новой русской столицы, а так и задумал царь Петр Алексеевич,невозможно было без четкой организации и команды лучших зодчих, знакомых смировыми достижениями архитектуры. Строительство приобрело большой размах ивелось планомерно под руководством архитекторов, приглашенных Петром I изИталии (Д. Трезини, Дж. М. Фонтана, Н. Миккети), Франции (Ж. Б. Леблон),Германии (Г. Шедель, А. Шлютер, И. Ф. Браунштейн, Г. И. Маттарнови, Т.Швертфегер), и русских мастеров, обучавшихся в Москве или вернувшихся изГолландии (М. Г. Земцов, Г. Н. Усов, И. К. Коробов). В 1706 году дляруководства строительством была учреждена «Канцелярия городовых дел».В 1714 году для концентрации строительных усилий был принят указ, воспрещающийвозводить каменные дома где-либо в государстве, кроме Петербурга. В 1715 – 17гг. созданы планы центра Петербурга на Васильевском острове: один спрямоугольной сетью улиц и каналов (арх. Д. Трезини; этот план лежит в основесуществующей планировки), другой, основанный на абстрактной идеальной схемеовального в плане города-крепости (арх. Леблон; этот план был отвергнутПетром). В 1716 году созданы «образцовые» проекты жилищ, ставившихсяпо линии улицы (арх. Леблон и Трезини): кирпичных — для «именных» изажиточных; на деревянном каркасе с заполнением глиной и росписью стен подкирпич — для «подлых», т. е. для рядовых горожан.  На Троицкойплощади и вокруг Троицкой церкви, складывался городской центр, были возведеныобширные деревянные и мазанковые здания Сената, Таможни, Монетного двора. Отдомика Петра I вверх по Неве на площади располагались дома вельмож, высшихвоенных и гражданских чинов, духовенства. Адмиралтейская крепость стала вторымцентром застройки, градостроительным ориентиром при формировании новых улиц,расходившихся лучами, что легло в основу последующего плана. К 1725 году взастройке  города, организации его пространственно-планировочной структуры,охватившей все основные острова и материковую часть, особую роль стали игратьобщественные здания. Кроме Петропавловской крепости и Адмиралтейства, которыеявились доминантами в панораме новой столицы, привлекали внимание Меншиковскийдворец и строившаяся Кунсткамера — первое монументальное здание близ стрелкиВасильевского острова, высотная композиция которой перекликалась со шпилями Петропавловскойкрепости и Адмиралтейства. По соседству с ней выделялось своими размерами имерными композиционным ритмом повторяющихся секций здания Двенадцати коллегий.
Центр Петербургазастраивался домами знати, но для царя были возведены два дворца – Зимний иЛетний с огромным парком. В окрестностях Петербурга на самом берегу моря Петрзаложил в 1714 году дворец Монплезир, что в переводе с французского “Мое удовольствие”.Петергоф расположен на берегу Финского залива. Четыре начала составляют чудоПетергофа – архитектура и скульптура, зелень и вода. Петр хотел, чтобы Петергофбыл подобием Версаля. Однако, Петергоф превзошел Версаль. Одну из главныхдостопримечательностей составляют фонтаны. С фонтанным искусством в Россиипознакомились именно в петровское время. По сей день поражают воображениедворцы Петергофа, его садово-парковый ансамбль и каскад  фонтанов.
Помимо Петербургавелось строительство в Москве и других городах Российской империи. Вследствиепожара в Москве в 1699 году было запрещено возводить деревянные постройки напожарищах. Вместе с тем формальное художественное сближение архитектурыкаменных зданий Москвы с западноевропейским зодчеством, начавшееся в конце XVIIвека стало еще более заметным в начале XVIII века. Примером этому могутслужить: дворец Ф. Я. Лефорта на Яузе (1697 – 1699 гг.); Старый МонетныйДвор (1697 г.); церковь Успения на Покровке (1695 – 1699 гг.); церковь Знаменияв Дубровицах (1690 – 1704 гг.). Это свидетельствует о том, что отечественныезодчие знали ордерную тектоническую систему и могли искусно сочетать ордерные ииные элементы с русскими традиционными приемами. Примером такого сочетанияможет служить Лефортовский дворец в Немецкой слободе, выстроенный одним измосковских архитекторов. Фасады дворцы разделены мерным ритмом пилястр большогокоринфского ордена. По сторонам въездной арки их ритм меняется, и они формируютпилястровый портик с фронтоном. Плановая система в тоже время представляетсобой композицию замкнутого каре, принятую на Руси для торговых и иных дворов.
В петровское время былисозданы не только выдающиеся памятники архитектуры и градостроительногоискусства – Петропавловская крепость и ее собор, Александро-Невский монастырь,Петербург и Петергоф. В начале 18 в. В России сформировались основныепринципы зодчества нового времени – ордерность, “регулярность”. Русскаяархитектура стала развиваться в рамках общеевропейских художественных стилей.
Скульптура в средние векане была широко распространена в России. Каменные барельефы древнего Владимира,народная резьба по дереву, глиняная игрушка – вот,  пожалуй,  и все, что можноотнести к скульптуре в допетровское время. Знакомство русских с западнойскульптурой произошло задолго до Петра 1. Однако как уже говорилось ранее,огромное влияние на развитие искусства и культуры оказывала церковь. Ее мнениебыло решающим. Первое же  “узаконенное” появление  трехмерной скульптуры вРоссии относится к 1695 году. Тогда в Москве была сооружена Триумфальная арка вчесть взятия Азова. Арку венчали вырезанные из дерева фигуры Марса и Геракла.
Даже в новое времяскульптура непросто приживалась на русской почве – публика не готова была еевоспринять. Тем не менее,  уже при Петре 1 статуи стали появляться во дворцах,парках, храмах, на триумфальных арках. Одним из наиболее интересных примеровявляется Петропавловский собор.  Важное отличие в убранстве данного храмаявляет собой скульптура, которую  Древняя Русь почти не знала. Лепные фигурыангелов смотрят из-под сводов. Главная же достопримечательность  — иконостас,подаренный Петром 1. Со времен Московской Руси в храмах ставили иконостасы ввиде сплошной стены, полностью скрывающей алтарь. Иконостас Петропавловскогособора иной. Он выполнен в виде нарядной  триумфальной арки и украшает егоглавным образом  скульптура, а не живопись.
Постепенно все большуюроль скульптура стала играть и в оформлении внутреннего убранства интерьеров.Помимо статуй появилась лепнина. Без них уже не обходилось убранство ни одногодворца.
  Не имея за своимиплечами многовековой традиции скульптуры, Россия не сразу освоила этот видискусства. Поначалу пробел восполняли иностранные мастера. Одним из самых яркихпредставителей был итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли. Нашепредставление о Великом Петре сложилось во многом благодаря скульптурамРастрелли. Его, как и многих работавших в России иностранцев, занималанеобыкновенная  личность русского царя – преобразователя. В 1719 г. скульпторснял с лица Петра гипсовую маску, которая послужила образцом для работ нетолько самого Растрелли, но и для головы знаменитого  “Медного всадника”Фальконе. Незадолго до смерти Петра мастер выполнил бронзовый бюст царя.
Скульптор и создаваемаяим статуя стали символами Петровских преобразований. На личном штандарте царебыл изображен ваятель, высекающий женскую фигуру.
Скульптура при Петре 1заняла важное место при оформлении дворцов парков, фонтанов, храмов, и навсегдавошла в нашу жизнь. Благодаря Петру 1 в конце 18 века в русских городахполучили распространение скульптурные монументы, без которых сегодня мы немыслим архитектуры наших городов.
Как и в архитектуре искульптуре в  живописи происходят революционные перемены. Основнымхудожественным методом становится реализм. Кардинально изменяются способыизображения. Русские художники начинают постепенно отходить от традиционной,иконописной манеры письма. Они приобщаются к новой живописи, известной вЗападной Европе еще с эпохи Возрождения, где проблемы формы и пространстварешались иначе. Древнерусские художники не стремились передать объем предметови глубину окружающего пространства. Живописцы нового времени, наоборот,осваивают искусство светотени, а для создания трехмерного пространстваобращаются к линейной перспективе – одному из величайших достижений  изобразительногоискусства эпохи Возрождения.
Основной постулатлинейной перспективы гласит: параллельные прямые, уходящие вдаль, пересекутся водной точке на линии горизонта. Любой из нас наблюдал этот эффект стоя нажелезнодорожных путях. Древнерусские художники не следовали этому правилу.Художники нового времени, взявшие на вооружение линейную перспективу, создавалина плоскости холста убедительную иллюзию глубины пространства.
Помимо линейнойхудожники стали пользоваться и световоздушной перспективой. Принято считать,что первым этот прием открыл Леонардо да Винчи. Он обратил внимание на то, чтопо мере удаления от зрителя предметы не только становятся все менее различимы,но и погружаются в дымку. Этот оптический эффект создается благодаря толстомуслою воздуха, насыщенного пылью.
По-другому художникистали относиться и к проблеме времени в живописи. В средние века иконописец могна одной иконе изобразить два или три разновременных действия с одними и темиже персонажами. В новое время на картине изображают событие в момент егосвершения, вместе  с тем живописец пытается преодолеть статичностьсредневековой живописи и создать иллюзию  движения. 
В петровское времяначали  формироваться жанры живописи, такие как батальный, портретный,пейзажный, бытовой, натюрморт.  Сам Петр отдавал предпочтение морским пейзажам.Формально,  самым “высоким”  среди жанров считается исторический, самым жераспространенным портрет.
Изменяется и техникаписьма, появились новые материалы. Раньше иконописец писал на доске. Теперь жекартины выполняются на холсте, темперу – краску,  замешанную на яичном желтке,сменяют масляные краски. Готовую картину,  в отличие от иконы,  вставляют враму. Она играет важную роль в восприятии произведения.
Именно в петровскоевремя появился в России выдающийся живописец, вставший  вровень с европейскимимастерами, — Иван Никитин. Петр заметил талантливого юношу и в 1716 г. отправилего вместе с братом учиться в Италию. Петр высоко оценил талант Никитина и повозвращении его в Россию подарил художнику дом близ Зимнего дворца, и назначилего “двора его величества живописцем”. Художник целиком посвятил себяпортретной живописи, и выполнил много великолепных работ, которые донесли донаших дней характер изображенных личностей, их быт.
Реформы  в живописи впетровскую эпоху позволили перейти от иконописи к реальному изображению,живопись стала светской, жанровой, реальной, и сегодня мы имеем возможностьувидеть портреты  не только самого царя Петра Алексеевича, но и многих егосовременников.
                                        Быт Петровского времени.
Самый устойчивыйкомпонент жизни людей – это быт, но и он испытал серьезные изменения впетровскую эпоху.   Поставив целью сформировать породу новых людей,  Петрстремился привить дворянам хорошие манеры, дать им светское воспитание иобразование.
С начала 18 в. многоеизменилось как в устной, так и в письменной русской речи. Издавались книги справилами хорошего тона, рекомендациями по этикету, поведению в различныхсферах жизни. Появились обращения на  “ Вы”, “ Милостивый государь”, “Господин”. Письма заканчивали подписями:” Ваш покорный слуга”,  “ Остаюсь куслужению готовый”. Русский язык в петровскую эпоху обогатился множеством новыхслов, преимущественно иностранного происхождения.
В царствование Петра вобиход вошел юлианский календарь. Летоисчисление стали вести от РождестваХристова. В связи с этим событием началом года теперь считалось 1 января, а не1 сентября: ” Указал великий государь впредь лета счислять  в приказах и вовсяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с числа 1 от РождестваХристова 1700 года “.  Таким образом, вместо 7208 года в России начался 1700год. Отныне 1 января предписывалось поздравлять друг друга с Новым годом, украшатьдома ветками и деревьями сосновыми, еловыми и можжевеловыми. В честь праздникаустраивали пушечную пальбу и фейерверки. Впервые в России увидели фейерверкиименно при Петре. Устраивались они по большим праздникам:  в новогоднюю ночь, вдень рождения царя, в честь военных побед.
В январе 1700 г.выходит царский указ  об упразднении старомодного русского платья, мужчинам иженщинам велено было переодеться в венгерское и немецкое платье. В городе навидных местах вывешены были образцы новой одежды, пошив и продажа старойзапрещались. Новая мода приживалась трудно.
Не менее трудно былоПетру заставить горожан брить бороду, считавшиеся на Руси признакоммужественности и символом православия. Непокорным боярам царь стриг бородысобственноручно.  Правда,  имея деньги можно было откупиться от принудительногобритья.
Во времена Петра1появились и первые модники.  Наряд русского дворянина изменился донеузнаваемости, неизменным элементом мужского платья стала белая рубашка игалстук в виде ленты, поверх одевался камзол  и кафтан. Кафтан носилинезастегнутым — нараспашку. В те времена законодательницей мод считаласьФранция, поэтому многие предметы туалета имели французские названия, например“кюлоты” – короткие мужские штаны, к ним полагались белые шелковые чулки.  Моднойобувью считались тупоносые туфли на небольшом каблуке с большими металлическимипряжками, или сапоги – ботфорты — с широкими раструбами в верхней частиголенищ. В Оружейной палате Московского Кремля среди предметов одежды хранитсяпара грубых кожаных ботфорт, принадлежавших Петру. Существует мнение, чтоцарь, владевший многими ремеслами в совершенстве, сшил их собственноручно.
Тогда же вошел в моду ипарик. При всем своем неудобстве он имел и немалые преимущества: долго сохранялформу, скрывал лысину, и придавал своему владельцу представительный вид.
Однако, как ни богаты икрасивы были мужские наряды, им было трудно тягаться с женскими. Дама, одетая внарядное платье, напоминала изящную фарфоровуюстатуэтку.                           
По-новому стало исчисляться и  время суток.  Куранты, установленные на Спасской башне в  начале17 в. имели циферблат с 17 делениями, вращался циферблат и подводил одну изцифр к стрелке. Количество дневных и ночных часов в сутках колебалось от 7 до17. При Петре количество часов в сутках стало неизменным – 24.  В начале 18 в.куранты в Кремле заменили голландскими,  с подвижными часовой и минутнойстрелками,  и циферблатом с 12 делениями.
К концу 17 началу 18вв. постепенно меняется быт как простых, так и  знатных, зажиточных людей.Меняется на западный манер одежда, пища,  жилище. Бояре и дворяне стригутволосы и бороды, заводят иностранные книги и музыкальные инструменты, игрушки,входит в моду курение табака.            

                                        Заключение
Правление Петра 1окончилось в 1725 году.  Петровские реформы затронули все стороны российскойжизни, включая культуру и быт. Просвещение, образование,  наука, искусство, бытразвивались на протяжении 18-19 вв. под знаком преобразований, начатых Петром1. Он – герой своего времени, и таких героев петровская эпоха породила немало.Петр 1 и его сподвижники совершили невероятное – за короткий историческийотрезок времени неузнаваемо преобразили Россию: построили новые города,создали развитую промышленность, сильную армию и флот, разгромили непобедимыхшведов, добились выхода к морю, вырвали Россию из средневековой тьмы инаправили нашу страну по пути европейского развития.

          Списокиспользованной литературы
1. Ю.С. Рябцев   учебное пособие  “Историярусской культуры 18-19 веков”
2. А.Н. Сахаров   учебник   “ИсторияРоссии с древнейших времен до конца 17 века”
3.  В.И.  Пилявский       ИсторияРусской архитектуры.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.