Молодежная дискотека
Первые дискотеки возникли в 50-х годах во Франции, в60-х – в США и Великобритании и стали основной формой досуга молодежи. В 20-егоды граммофон уступил место компактному патефону. С 30-х годов специалист поподбору и комплектованию пластинок стал называться диск-жокеем.
В середине 70-х появился музыкальный стиль «диско» (сегодня– «техно»), главная особенность которого состоит прежде всего в спецэффектах,возможных только при современной звукозаписи. Вторая особенность «диско» — еготанцевальность. Дискотеки и «диско» в 70-х давали возможность отдохнуть ипообщаться. Отечественные дискотеки давали нашим людям возможность творческогосамовыражения. Появившись в начале 70-х, дискотеки приобрели популярностьблагодаря всеобщей любви к танцам и стали средством протеста против надоевшихформ досуга – лекций, концертов, кружков… Согласно «Примерному Положению омолодежной дискотеке» они могли быть профессиональными и самодеятельными.Благодаря дискотеке родились такие направления молодежной субкультуры, какметаллисты, панк, хиппи и др. С середины 80-х появились курсы диск-жокеев(сейчас их называют Ди-джеи). Самой массовой разновидностью дискотеки по сейдень остается танцевальная. Вторая по популярности к 90-м годам былатематическая дископрограмма, сейчас утратившая свою силу. Чаще тематическаядискотека заменяется вечеров знакомств.
Большие шоу-дискотеки представляют собой чередованиедискотечной программы в записи с выступлениями артистов, танцевальной группы.Сейчас такие дискотеки практикуются во многих городах к сезонным праздникам (вЗее – в День города, День Молодежи). Главной фигурой в такой дискотекестановится ведущий, который берет на себя основную роль общения со зрителем,представления артистов и связок между номерами. Часто ведущий импровизирует походу программы, особенно в случае возникновения непредвиденных ситуаций (выход насцену нетрезвого человека, драка, технические заминки с музыкой).
Современные дискотеки – просто средство «покайфовать», завестиновые знакомства или убить время.
Конкурсно-досуговыепрограммы
Конкурсно-досуговые программы пользуются популярностью унаселения всех возрастов. Развлекательные конкурсные программы – ихцелью служит отдых и создание атмосферы хорошего настроения, построены такиепрограммы часто в игровой форме. Познавательные конкурсные программы – ихцелью служит прежде всего получение новых знаний по определенным темам,расширение кругозора участников. Конкурсные шоу-программы – этозрелищные концертные программы, целью которых служит выявление победителей вопределенных номинациях.
Формы и методы развлекательных и познавательных конкурсныхпрограмм весьма разнообразны: это викторины («Эрудит»), игровые программы(проведение конкурсов, выстроенных в определенный сценарий – «В гостях увеселых клоунов», «Лукоморье», где ведущие становятся главными героямипрограммы). В наши дни большое распространение получили игры по сюжетампопулярных телевикторин («Угадай мелодию», «Брейн-ринг», «КВН», «Играй,гармонь» и многие другие ( так как строить программу, основываясь на готовойсхеме сценария» намного легче. Также весьма разнообразны формы проведенияконкурсных шоу-программ: это всевозможные «Мисс…», конкурсы исполнителейэстрадной песни, конкурсы бальных танцев.
Методика проведения конкурсной программы:
Создание постановочной группы (сценарист, режиссер, художник,музыкальный руководитель, осветитель)
Создание сценария
выбор формы мероприятия, темы и сюжета.
Подбор необходимого материала, написание сценария
Подбор выразительных средств (музыка, свет, костюмы,декорации, оборудование)
Составление сметы расходов
Постановка мероприятия (выбор и подготовка участников, рекламамероприятия в СМИ и афишах, репетиционный период).
Проведение мероприятия.
Кружки в культурно-досуговыхучреждениях
Кружок – творческое объединение людей, имеющих общностьинтересов в сфере творчества, на базе КДУ, основной деятельностью которогоявляется овладение определенными навыками и применение их в жизни. Заниматься вкружок участники приходят на добровольной основе, выбирая себе занятие по душе.
В условиях новой экономической ситуации с началом перестройкикружки, неспособные «заработать» на себя, вынуждены были прекратить своесуществование – так ушли из нашей жизни кружки «умелые руки», количествотехнических кружков сократилось до минимума. К 90-м годам в РФ осталисьфункционировать те кружки, которые могут существовать в условияхсамоокупаемости – эстрадные, хореографические, кукольные, театральные – то естьте, целью деятельности которых является платная концертная деятельность идостижение статуса профессионального путем результатов своего труда. Сейчасбольшинство из них работает по принципу студии или ансамбля.
На базе современных КДУ действуют кружки художественнойсамодеятельности, детского и взрослого художественного творчества, техническоготворчества. Чаще всего эти объединения работают на самоокупаемости либо насредства меценатов.
Кружки художественной самодеятельности:
Танцевальный
Театральный
Вокальный
Кукольный
Кружок игры на гитаре и др.
Кружки художественного творчества:
Декоративно-прикладного искусства
Изобразительного искусства
Мягкой игрушки и др.
Кружки технического творчества:
Техническое моделирование
Моделирование одежды и др.
Кружки отличаются свободой общения и доступностью материала.
Любительские объединения
Любительское объединение – объединение людей на базе КДУ благодаряобщности интересов и увлечений.
Профили любительских объединений:
Общественно политические клубы
Клуб ветеранов войны и труда
Клуб краеведов
Клуб собаководов
Дискуссионный клуб
Военно-патриотические клубы
Клубы ветеранов войны в Афганистане
Клуб будущего воина
Поисковые клубы
Производственно-технические клубы
Клуб наставников
Клуб рационализаторов
Клуб радиолюбителей
Художественные объединения
Клуб любителей песни
Клуб любителей музыки
Школа творческой молодежи
Клуб любителей театра
Кинолюбительство
Фотоклуб
Естественно-научные объединения (клубы любителей природы,натуралистов, цветоводов, астрономов)
Физкультурно-оздоровительные объединения (туризм, альпинизм,клубы верховой езды, охотников, рыболовов)
Многопрофильные направления – женские, мужские, подростковые,знатоков, выходного дня, пенсионеров, молодых матерей, знакомств, родительскиеклубы).
Любительские объединения создаются самими участниками на базеКДУ, их отличает, прежде всего, добровольность, свобода общения, свобода выбораформ работы (интересные встречи, чаепития и вечера отдыха, групповые занятия,привлечение профессионалов для консультаций и проведения встреч).
Камерные формыорганизации досуга: салон, гостиная.
Салоны появились в России в подражание западным формам ещеконце 18 века, как одна из форм «гостевания». Салон – это не место, это вечервстречи, на котором главной была хозяйка (реже хозяин), посетителей частосвязывала не столько общность интересов, сколько факт знакомства илиродственной связи с хозяйкой (известный салон З. Волконской любил посещатьПушкин). Салоны того времени можно охарактеризовать каклитературно-художественный или политический кружок для узкого круга лиц,собирающийся в частном доме. Современные салоны и гостиные – распространеннаяформа досуговой работы в КДУ. Для их обстановки характерно создание атмосферыдомашнего уюта – соответствующая мебель, растительность, музыкальныеинструменты, часто программа салона или гостиной сопровождаются совместнымчаепитием, иногда танцами.
Салон как мероприятие КДУ – это вечер для узкогокруга лиц, объединенных общими интересами и увлечениями, создающий атмосферуушедших времен. Салоны могут быть театральные, музыкальные, художественные,литературные. На таких вечерах в уютной «домашней» обстановке участники обмениваютсяинформацией о спектаклях, концертах, поэзии и прозе, художественныхпроизведениях. Часто салон строится по форме как вечер-воспоминание о прошедшихэпохах, помогает участникам мероприятия окунуться в их атмосферу. Методыпроведения салона весьма разнообразны – это может быть костюмированный вечерили, по образу салонов 18-19 веков, вечер, на котором «хозяйка» принимаетгостей.
Гостиная – также одна из форм культурно-досуговогообщения на базе КДУ. Гостиные, как и салоны, бывают театральные, музыкальные,литературные. Исходя их названия, мотивом для проведения гостиной могут статьвстреча с интересными людьми, вечер-воспоминание об известных поэтах,музыкантах, художниках, писателей, с просмотром или прослушиванием фрагментових произведений в исполнении гостей или участников гостиной. Возможно вгостиной и чаепитие.
Детские недели
Комплексные формы работы привлекают к КДУ внимание большойаудитории. С этим связано появление детских недель – музыки, книги, театра идр. Их целью является выявление интереса детей к искусству. Детские неделипроводятся систематически, в недельный ход их планируются разные формы работы(массовые, игровые, выставки, театрализованные представления) При подборе формучитываются психологические и возрастные особенности ребенка. Во главе детскойнедели встает оргкомитет, который берет на себя составление плана, разработкусценариев, распределение ролей.
Начало детской недели предполагает торжественное открытие,в течение которого детям говорят о значении и роли того или иного видаискусства в жизни человека, знакомят с планом работы недели. Закрытие неделипредполагает подведение итогов, награждение активистов, концерт.
Неделя детской книги:
Впервые такая форма работы была опробована в 1944 году.Неделя детской книги может проходить как в КДУ, так и на базе школы. Неделядетской книги может включать в себя следующие мероприятия: викторины, выставки,конкурсы рисунков, книжные базары, обзоры литературы, литературно-музыкальныекомпозиции. Программа должна быть максимально разнообразной и динамичной. Вкачестве одной из форм работы может рассказ о книге, ее история. В течениенедели проводятся заседания любителей книг (книголюбов), отражаются важнейшиелитературные даты (дни рождения писателей и поэтов, показы спектаклей покнигам, конкурсы чтецов, литературные конференции
Неделя музыки:
Недели музыки в нашей стране регулярно проводятся с конца70-х годов. Целью ее является пропаганда классической и современной музыки. Впрограмму недели могут входить: музыкальная гостиная, спектакли, концерты,выступления профессиональных и юных музыкантов. Широко пропагандируются внеделю музыки разные ее жанры (оперетта, симфония, романс)
Театральная неделя строится на том же принципе.
Праздники и обряды
Праздники и обряды – традиционные действия,сопровождающие важные моменты жизни и общества. Обряды ведут своелетоисчисление с зарождения Руси, праздники же не имеют языческих корней именяются параллельно с изменениями в строении общественного строя.
Праздник — это особое состояние души, эмоциональныйрадостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. Вжизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанныес историей страны, с
её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человекуосознать своё единство со всем народом.
Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имелглубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью членом коллектива.
Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива,начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнениемтрадиционных обрядов идёт через праздник.
Календарь праздников меняется как меняется история Отечества.неизменными остаются традиционные христианские праздники, интерес к которым внастоящее время значительно возрос. И это не простое любопытство. Знаниеистоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа, поможет понятьисторию своей страны, судьбу поколений и своей родословной.
Инициации – посвятительные обряды и таинства в родовомобществе, связанные с переводом детей в разряд взрослых. Современными обрядамиинициации можно считать крестины, свадьбу, погребение. Сейчас их называют семейнымиобрядами.
Календарные обряды – связанные со сменой времен года,памятными датами и общегосударственными праздниками. Истоки календарных русскихпраздников – в языческой традиции отмечать окончание рабочей страды, приходвремен года, а также в церковных праздниках. Так появились Русская Масленица,Новый год и Рождество, Пасха, день Ивана Купалы и другие традиционные русскиепраздники.
Государственные праздники – это праздничные и выходныедни, приуроченные к каким-либо событиям и отмечаемые населением всей страны. Ктаким праздникам относятся Международный женский день, День Защитников Родины,День солидарности трудящихся, день независимости, День Мира и Согласия. Кгосударственным праздникам в какой-то мере можно отнести и учрежденныепраздники местного масштаба – Дни города и района.
Профессиональные праздники обязаны своим рождениемсоциалистическому строю и служат для сплочения коллектива, награждения активныхи добросовестных работников. К таким праздникам относятся как дни различныхпрофессий (шахтера, строителя, железнодорожника, медика, учителя и т.д.), так ипрофессиональные праздники местного значения (День пуска первого агрегатаЗейской ГЭС,)
Формы проведения праздника весьма разнообразны – от детскогоутренника до массового шествия. Масштаб праздника прежде всего определяется егоназначением и выбором аудитории – один класс или население всего города.
Методика проведения праздника:
Создание постановочной группы (Сценарист, режиссер,музыкальный руководитель)
Создание сценария
Определение темы мероприятия (О чем?)
Определение сверхзадачи мероприятия (Ради чего?)
Определение масштаба мероприятия
Выбор формы воплощения замысла (конкурсная программа, массовоешествие, праздничный концерт, обрядовый уличный праздник и др.)
Подбор выразительных средств (музыка, костюмы, декорации)
Составление сметы расходов
Постановка мероприятия (распределение обязанностей средичленов группы, подготовка музыкального оформления, реквизита, костюмов,декораций, реклама в СМИ а афишах, репетиционный период)
Проведение мероприятия.
Система учреждений для детейи подростков
Сеть учреждений культуры для детей и подростков широко развитав нашей стране. К ним относятся Дома детского творчества, Дома и Дворцымолодежи, Центры эстетического воспитания. Основной их целью является созданиенеобходимых условий для организации свободного времени школьников. Для этого вКДУ для детей и школьников функционируют кружки и студии различных направлений– художественной самодеятельности, художественного творчества, технические.
Формы работы КДУ с детьми и подростками:
Во многих детских и молодежных КДУ основной формой работы вкружках и студиях является прежде всего образовательный процесс (дополнительноеобразование), ведутся занятия по образовательным и авторским программам,выдаются свидетельства об окончании. Занятия в таких КДУ проводятся по четкомурасписанию, отводятся часы на игровую и досуговую деятельность. Для проверкиполученных кружковцами или студийцами знаний регулярно проводятся контрольные,зачеты, срезы знаний – творческие увлечения детей и подростков приобретаютзначение профессионального образования с возможной подготовкой к поступлению всредние учебные заведения и вузы.
Задачей детских и юношеских КДУ становится правильноераспределение и активизация досуга школьников в свободное от уроков время.Каждый ребенок или подросток вправе выбрать занятие себе по душе с учетомпредполагаемой нагрузки – будут ли это интенсивные занятия в студии (уроки,репетиции, концерты, выставки, срезы знаний), занятия по увлечениям в кружках сменьшей нагрузкой и большей свободой общения или игровая досуговаядеятельность. Руководитель кружка или студии для детей и подростков становитсяпрежде всего педагогом, главные качества которого – любовь к детям, мастерство,такт, порядочность. Часто в детские и юношеские КДУ приходят заниматься дети изнеблагополучных семей, ища в кружках и студиях доброго отношения к себе иобщения со сверстниками. Задача педагога-руководителя – помочь такому ребенкуадаптироваться в жизни, не потерять собственное лицо и остаться личностью. (Напримере ДДТ «Ровесник» г. Зея: многие лучшие выпускники были из неблагополучныхсемей или считались «проблемными» детьми с неустойчивой психикой и агрессией поотношению к окружающим – Д. Яргин, В. Плужникова).
В детских КДУ активно развиваются игровые формы досуговойдеятельности:
Массовые мероприятия (КВН, познавательные конкурсы, — музыкальные, исторические, литературные, концерты с участием детских июношеских коллективов, фестивали)
Вечера общения (диспуты, пресс-конференции, брифинги, ток-шоу,конференции-споры)
Встречи с интересными людьми (профессионально-ориентированные,валеологические, творческие, встречи с ветеранами)
Праздничные музыкально-танцевальные или театрализованныемероприятия (балы, карнавалы, вечера, утренники для детей)
Для ознакомления детей и подростков с лучшими отечественнымихудожественными традициями в КДУ проводятся детские недели (музыки, книги,театра).
Работа с детьми младшего школьного возраста
Основной принцип работы с детьми младшего школьноговозраста – рациональная организация их досуга:
Образовательная деятельность (направлена на получениеначальных навыков профессии или художественного мастерства) – занятия вкружках, студиях.
Игровая досуговая деятельность (активный отдых в игровойформе, направлен на расширение кругозора детей и организацию свободноговремени) – конкурсы, викторины, игровые программы, утренники.
Рекреативный досуг (направлен на переключение внимания детей иотдых от уроков в школе, общение, ознакомление с природой и культурнымиценностями) – походы, экскурсии, клубы общения по интересам.
Проблемы молодежного досуга
Данные исследований показывают, что досуговая самореализациямолодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и обусловленавоздействием телевидения — наиболее влиятельного источника эстетического исоциализирующего воздействия. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор ит.п.) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм. Попыткивнесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинствеслучаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. На этомфоне активно развиваются молодежные субкультуры, появившиеся еще в 70-х годах ик концу 20 века принимающие все более агрессивные черты (к более или менеемирным хиппи, панкам, металлистам добавились байкеры, скинхеды, сатанисты и другиеагрессивные неформальные группировки).
Молодые люди выбирают демократическую форму правления,учитывая даже негативные стороны современного социального развития общества.Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения вбольном обществе не приходится, тем более, что и культурный уровень другихвозрастных и социально-демографических групп населения России также постепенноснижается. Наблюдается тенденция к деморализации в содержании искусства, чтопроявляется прежде всего в принижении и разрушении образа человека (сцены иэпизоды насилия и секса, жестокости), что противоречит законам человеческойнравственности и оказывает негативное воздействие на молодёжную (вчастности) аудиторию. Это воздействие подтверждается многочисленнымиисследованиями.
Ситуация в нашем массовом искусстве, особенно в экранных видахискусства, стала резко изменяться, приобретая всё более негативный характер. Вчастности «идолы потребления» (поп-/рок-/и т.п. музыканты, шоумены,королевы красоты, культуристы, астрологи,...) вытеснили собой нателе/кино/видеоэкранах «идолов производства». Репертуар телевиденияконца 20 – начала 21 на 90% состоит из зарубежных фильмов, жанровый репертуаркоторых возглавляют боевик и эротика.
В создавшейся ситуации именно культурно-досуговымучреждениям приходится выполнять роль «очага культуры», привлекать в своиобъединения молодежь и подростков для организации их социального досуга,прививать молодым людям художественный вкус.
Формы работы со старшеклассниками и молодежью
Работа в студиях и кружках КДУ, коллективах художественнойсамодеятельности (ВИА, эстрадные и хореографические студии и кружки, изостудии,студии молодежной моды, профессиональные студии – журналистские, телевизионные)
Оздоровительные мероприятия, в число которых входит туризм,беседы с врачами-специалистами, профилактические мероприятия, массовыепосещения бассейна, тренажерного зала, занятия аэробикой, фитнес-клубы)
Конкурсные мероприятия развлекательной и познавательнойнаправленности (ринги, КВНы, клубы эрудитов)
Вечера отдыха (тематические дискотеки, праздничные вечера,вечера общения и знакомств, молодежные балы)
Камерные формы работы – литературные, художественные имузыкальные салоны и гостиные
Диспут-кулубы, ток-шоу, брифинги, научные и нравственныеконференции, коммунарские сборы.
Экскурсионная работа – ознакомление с художественными иисторическими ценностями, памятниками культуры, местами былой славы.
Встречи с интересными людьми, построенные в различных формах - беседы, «темные», программы по сюжетам телевизионных передач («большаястирка», «маска-откровение», «моя семья». Широко практикуются встречи светеранами ВОВ и Афганистана, встречи с создателями и участниками молодежныхобъединений для обмена опытом работы
Концерты и фестивали, конкурсы с участием творческой молодежии самодеятельных молодежных коллективов, выставки работ молодых художников,поэтов, начинающих писателей. Постановка молодежных спектаклей и мюзиклов, шоус участием молодых исполнителей и коллективов.
При подготовке данной работы были использованы материалы ссайта www.studentu.ru