Реферат по предмету "Культура и искусство"


Публичные выступления

Содержание
Введение
1. Понятие публичной речи
2. Виды публичного выступления
3. Оратор и аудитория
Заключение
Список литературы
Введение
Существует довольно много классификаций публичныхвыступлений. Для практического обучения искусству публичного выступлениянаиболее целесообразно подразделение публичных выступлений на виды по ихфункции, т.е. по цели, которую ставит оратор в своем выступлении. Иногдаподобную классификацию называют классификацией жанров публичного выступления.
Виды публичных выступлений по цели:
Информационные
Протокольно-этикетные
Развлекательные
Убеждающие
Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, врезультате чего выступления могут приобретать комплексный характер. Можно,например, говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных,информационно-убеждающих выступлениях, возможны также и другие смешанные типы.
В риторике также различают виды публичной речи по форме:
Доклад
Сообщение
Выступление
Лекция
Беседа
Выступление обычно строится по традиционной трехчастнойкомпозиции: вступление, основная часть, заключение. Данная композициятрадиционна, аудитория ждет именно такой композиции. Именно такое построениевыступления облегчает аудитории восприятие устного выступления.
1. Понятие публичной речи
«Нам не дано предугадать, /Как слово наше отзовется…», — сказал великий русский поэт Ф.И. Тютчев. Ведь доброе слово лечит,вредное — ранит душу, нужное слово заставляет действовать, принимать решения.
Публичная речь — явление творческое, сложное. Чтобы добитьсянужного эффекта, оратору необходимо много работать. Будет ли это хорошоподготовленная речь или блестящая импровизация, она всегда результатнакопленного опыта, знаний и умений. Оратор должен уметь подготовитьвыступление по заданной теме, уметь изложить материал, установить контакт сослушателями, отвечать на вопросы, быть готовым ко всяким неожиданностям (3, стр.56).
Публичное выступление представляет собой процесс передачиинформации, основная цель которого — убедить слушателей в правильности тех илииных положений.
Хорошая речь насчитывает десять элементов: объективность,ясность, образность, целенаправленность, повышение внимания, повторение,неожиданность, смысловую насыщенность, лаконизм, юмор.
Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь,которая обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи и имеетсвоей целью изменить поведение аудитории, её взгляды, убеждения, настроения. Стремлениеговорящего изменить поведение слушателя может касаться самых разных сторон егожизни: убедить голосовать за нужного депутата, склонить к принятию нужногорешения, побудить покупать его определённые товары. Таких конкретных целейсуществует бесчисленное множество, но в любом случае воздействующая речьнаправлена на внеязыковую действительность, в сферу жизненных интересов,потребностей слушателя. Умение убеждать всегда ценилось обществом. Особенновелика роль профессионала речи в сфере политики, общественной деятельности. Возрастаниероли воздействующей речи в обществе привело к возникновению учения, котороеразрабатывало теорию этой разновидности речевой деятельности. Такое учениеназывается риторикой.
Для общества в целом основная цель обучения языку состоит втом, чтобы научить каждого члена общества облекать любую социально значимуюинформацию в соответствующую речевую форму.
Подготовка речи начинается задолго до выступления и состоитиз нескольких этапов, например, по предложению немецкого ученого X. Леммермана, таких (4, стр.34):
сбор материала,
отбор материала и его организация,
обдумывание материала,
подготовка тезисов или плана,
стилистическое оформление,
написание текста выступления,
мысленное освоение,
проба речи.
Кроме первого, подготовительного этапа, следующий этап — этоподготовка к конкретному выступлению. Она определяется видом ораторской речи,зависит от темы, целей, состава аудитории.
Подготовка речи начинается с определения ее темы. Темадолжна быть не абстрактной, а ясной и понятной для слушателей, точной илаконичной Тема может быть выбрана самим автором или ее может определитьслучай, ситуация.
Тема раскрыта, если освещены все выбранные аспекты,приведено достаточное количество нужных фактов, когда вывод логически вытекаетиз содержания лекции и слушателям все понятно. Затем определяют цельвыступления, так как в одном случае цель — информировать слушателя, в другом — заставить слушателя переживать, в третьем — принять позицию автора. Так, задачаинформационной речи — дать слушателям новые знания. Информационная речьсодержит факты, события, размышления и выводы. Развлекательная речь призванадоставить слушателям удовольствие, снять стресс. Агитационные речи убеждаютслушателей, воодушевляют, побуждают к действию. Часто эти цели бываютобъединены. Необходимым элементом подготовки является оценка состава слушателейи обстановки. Оратор заранее должен выяснить, какова предполагаемая численностьслушателей, социальный состав аудитории, возраст, образовательный и культурныйуровень, национальность, В отдельных случаях — вероисповедание. Такженеобходимо узнать, где будет проходить выступление — в большом зале, маленькомпомещении, какова акустика выбранного помещения, не тесно ли будет слушателям. Следующийэтап работы — подбор материала для конкретного выступления.
Выступающий должен изучить официальные документы, справочнуюи научно-популярную литературу, обобщить наблюдения и размышления. В ходе этойработы рекомендуется делать записи, выписывать цитаты, цифры, факты, вестикартотеку. Как бы мастерски ни владел оратор речью, текст речи необходимоготовить заранее. Подготовка заранее написанного текста имеет много преимуществ.Его можно проверить, исправить ошибки, внести дополнения и изменения, можнопоказать кому-либо для проверки. Кроме того, когда оратор работает над речью,он еще раз тщательно продумывает все детали выступления. Чтобы речь прозвучала,дошла до слушателей, чтобы оратор не уклонялся от темы, нужно расположитьматериал определенным образом. Поэтому очень важна композиция выступления — составление, расположение материала выступления. В композиции можно выделитьпять частей: зачин, вступление, основная часть, заключение, концовка речи. Ноотдельные части ее могут отсутствовать.2. Виды публичного выступления
Ораторская речь бывает развлекательной, информационной,воодушевляющей, убеждающей, призывающей к действию.
Публичная речь в различных ситуациях общения преследуетразные цели, но, как правило, она прагматична, поэтому должна быть продуманной,логически выстроенной. В деловом общении, профессиональной сфере традиционноиспользуются определенные виды речей (1, стр.89).
1. Информационная речь.
Ее цель обогатить слушателей новыми знаниями, пробудитьлюбопытство. Способами создания информационной речи являются описание,повествование, рассуждение. Информационная речь должна пробуждать внимание кзатронутой проблеме, в ней не должно быть спорных моментов, должен бытьподобран современный материал с примерами и иллюстрациями. В практике вузачасто используются информационные речи студентов на семинаре, при защитереферата, курсовой и дипломной работ. Они обычно включают: определение темы,предмета исследований, методику работы, обзор имеющейся литературы по этойтеме, новизну и практическое применение.
Один из распространенных видов публичных выступлений в вузе — научный доклад — сообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о егорезультатах. Он содержит новые сведения, во многом определяется наличиемавторской точки зрения. С ним студент выступает на семинаре или, например, нанаучной конференции. Он готовится так же, как и другие устные выступления,кроме того, обязательно нужно прочитать текст вслух перед выступлением,составить план.
Таким же образом готовится защита реферата. Выступлениевключает: объявление темы и цели работы, указание на источники, содержаниеработы, включающее цитаты, факты, значимость, имеющиеся точки зрения.
Информационная речь ставит своей задачей не только пробудитьлюбознательность, но и дать новое представление о предмете. Она может бытьповествованием, описанием, объяснением. Она должна соответствовать следующимтребованиям (1, стр.90):
В ней не должно быть ничего спорного;
Она должна вызывать пытливость;
Она должна удовлетворять запросы слушателя;
Сообщение должно быть актуально.
2. Речи, обращенные к чувствам (речи по специальному поводу)
Делятся, как правило, на протокольную речь (рамочную),траурную речь, торжественную речь, речь в дружеском кругу. Произнесение такогорода речей обычно вызывает трудности из-за того, что необходимо правильновыбрать момент, уметь уловить настроение слушателей именно в этот момент, уметьвыразить чувства и ожидания слушающих. Необходимо говорить коротко и понятно,но при этом выразительно. Речь должна быть оригинальной и запоминающейся.
Во всех областях деятельности распространена протокольная (рамочная)речь, она не является центром мероприятия, но как бы обрамляет событие. Кпротокольным речам относятся презентации, приветственные и благодарственныеречи, всевозможные открытия (выставок, зданий, мемориалов и др.).
В начале приветственной речи необходимо открыть мероприятие,по поводу которого собрались зрители и слушатели, приветствовать всехсобравшихся, приветствовать докладчика и представить его слушателям.
В конце приветственной речи благодарят докладчика ивыступающих, обосновывают благодарность и прощаются с аудиторией. Такимобразом, в начале и в конце мероприятия рамочная речь состоит из трех пунктов,и совершенно лишним будет рассматривать содержание доклада или характеризоватьдокладчика, пространно и трафаретно говорить.
Цель торжественной речи — создать праздничное настроение. Какправило, она создается заранее и должна быть короткой, оригинальной,запоминающейся. Речь по поводу юбилея или дня рождения может содержатьприветствие, повод, перечисление ответственных моментов, краткую характеристикудеятельности, в ней могут приводиться примеры из жизни, выражатьсяблагодарность и пожелания на будущее.
Речь в дружеском кругу, при деловом общении и личном общенииимеет разные формы. Например, готовясь к выступлению перед коллегами, нужнопредусмотреть следующие моменты:
приветствие и указание на смысл мероприятия,
обзор проделанной работы коллегами, лучше с каким-либорассказом или шутливым комментарием,
выражение надежды на дальнейшее сотрудничество,
пожелания.
Для подобных выступлений существуют следующие рекомендации:
говорите с волнением в голосе, при этом выступление болеесочувственно воспринимается аудиторией;
помните, что для слушателей важнее их цели, а не целиоратора;
не начинайте выступление со смешной истории, если она ненесет никакой информации;
не следует говорить чересчур медленно;
в речи должны быть неожиданные переходы;
подводите итоги не только в конце, но и в продолжение речи;
разрешайте аудитории спорить с вами;
не забывайте о юморе.
Развлекательная речь не содержит иной цели, кромезаключающейся в ней самой. Она сама по себе должна развлечь и потешитьслушателя. Её часто услышишь на банкете, или в ином месте, где людивстречаются, чтобы приятно провести время.
Воодушевляющая речь — Агитационные речи в общем можноразбить на 3 группы: речи с целью воодушевить; речи с целью убедить; речи сцелью вызвать активную реакцию. На деле эти три подвида нередко перекрываютдруг друга. Большинство речей с целью убедить вызывают действенные порывы.
Убеждающая речь — убедить — значит логическими доводамидоказать или опровергнуть какое либо положение. Такая речь стремитьсяопределить образ мышления и поведения, но не представляет собой призыва кнепосредственному действию.
Призывающая к действию речь — слушателя призвали к новому, кпродолжению или прекращению прежнего. Призыв к действию бывает прямым икосвенным. Действие может наступить, когда-нибудь или немедленно. Красноречиетоже имеет своё деление на роды и бывает (3, стр.78):
1. Социально политическое красноречие (политическая речь,митинговая речь, агитационная речь)
2. Академическое красноречие (лекции, научный доклад,научное сообщение)
3. Судебное красноречие (обвинительная речь, защитительнаяречь, речь обвиняемого в свою защиту)
4. Социально бытовое красноречие (похвальная речь,застольная речь, поминальная речь)
5. Богословско-церковное красноречие (проповедь, речь насоборе).3. Оратор и аудитория
Публичное выступление — это устное монологическоевысказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере деловогообщения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная,приветственная и торговая речь.
С.Ф. Иванова в работе «Специфика публичной речи» (М.,1978) выявила индивидуальные речевые типы:
1) Рационально — логический. Ораторы этого типа склонны канализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужихпоступков. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательнымотбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкойподробного плана. Этот выношенный план как бы «сидит у них внутри», иораторы во время выступления не пользуются им. Их часто заботит другое: каксделать свою речь более яркой, эмоциональной, какие подобрать примеры, чтобызаинтересовать аудиторию. «Логиками» чаще всего бывают сангвиники.
2) Эмоционально — интуитивный. Представители этого типаговорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами, каламбурами, но невсегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и «свестиконцы с концами». План своих выступлений пишут не всегда, считая, что оних сковывает. Наблюдается совпадение эмоционального речевого типа схолерическим темпераментом.
3) Философский. Ораторы — «философы» более илименее эмоциональны, склонны к анализу, иногда бывают очень организованны всвоей работе, а иногда без всякой видимой организации раскрывают какой-нибудьодин вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют всенайденной идеей. Их общая черта — стремление к исследованию, глубокомуосмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь вэтот процесс аудиторию. Чаще всего данную группу составляют людифлегматического темперамента. Лирический, или художественно — образный. Глубокаяэмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность,проникновенность — черты, характерные для типа. Чаще всего в основе его — характерутонченный, меланхолический.
/>
Схема. Критерии оценки аудитории

/>
Схема. Признаки аудитории
/>
Схема. «Образ аудитории» и еесоцио-психологические параметры
Самое высшее проявление мастерства публичного выступления — этоконтакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории.Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходныхэмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, егозаинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Какгласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовинутому, кто слушает.
Необходимо чувствовать аудиторию и уметь корректировать своюречь в зависимости от ее реакции.
Оратор должен иметь широкий круг знаний по многим вопросам,и уметь вести дискуссию на любую тему.
Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами — положительнаяреакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (ихпоза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех,аплодисменты), «рабочая» тишина в зале. Контакт — величина переменная.Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и неустойчивымв разные фрагменты произнесения речи. Чтобы завоевать аудиторию, надоустановить с ней и постоянно поддерживать, зрительный контакт.
Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей. Передначалом речи выдерживают небольшую психологическую паузу — 5 — 7 секунд. Речьоратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с разнойинтонацией. Они разделяются паузами. Существует гросспауза, она делается присмысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важностипредыдущей или последующей фразы.
В каждое слово речи необходимо вливать как можно больше силыи энергии. Для современной ораторской речи является характерным сочетание логико-аналитическихи эмоционально-образных языковых средств.
Практика выступления лучших ораторов показывает, что сухоеделовое выступление, сводимое к передаче «голой» информации всовременной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания,а нередко вызывает скуку и даже раздражение. Как бы не интересна была тема,внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать спомощью следующих ораторских приемов:
Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы, и сам на нихотвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит копределенным выводам. Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяетприобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самымих интерес. Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагаетсяситуация, вызывающая вопрос: «Почему?», что стимулирует ихпознавательную активность.
Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиториюпредполагать, размышлять.
Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересныслушателям.
Показ практической значимости информации. Использованиеюмора позволяет быстро завоевать аудиторию.
Краткое отступление от темы дает возможность слушателям«отдохнуть».
Замедление с одновременным понижением силы голоса способнопривлечь внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»).
Прием градации — нарастание смысловой и эмоциональнойзначимости слова. Градация позволяет усилить, придать им эмоциональнуювыразительность фразе, сформулированной мысли.
Прием инверсии — речевой оборот, который как бы развертываетпривычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный.
Прием апелляции к собственным мыслям.
Среди приемов ораторской речи, существенно повышающих ееэффективность и убедительность, следует особо выделить лексические приемы.
Практически во всех руководствах по ораторскому искусствусреди лексических приемов рекомендуется использовать так называемые тропы.
Тропы — это речевые обороты и отдельные слова, употребляемыев переносном значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональнойвыразительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты,гиперболы...
Сравнение — один из наиболее часто используемых приемов,который обладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателейассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичьжелаемого эффекта.
Метафора — это перенос названия одного предмета на другой,это речевое сближение 2 явлений по сходству или контрасту. Например:
«Локомотив истории остановить невозможно...»
Эпитет — образное определение предмета, явления,раскрывающее его сущность. Например: «Студент — это не сосуд, которыйследует заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь!.»
Аллегория — иносказательно изображает что-либо. Например:«Однажды прохожий спросил у строителя: „Что ты делаешь?“ Тотподумал и ответил: „Не видишь? Вожу камни“. Второй строитель на тотже вопрос ответил:
»Зарабатываю деньги!"
Гипербола представляет собой вид тропа, состоящего впреднамеренном преувеличении свойств, качеств предметов и явлений. Например:«Редкая птица долетит до середины Днепра».
Действенным средством контакта являются специальные слова ивыражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять,оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.),обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь хотитеуслышать мое мнение?). Специфика устной речи проявляется в построении фраз ицелых предложений. Считается, что в публичном выступлении предпочтение следуетотдавать более коротким предложениям, они лучше воспринимаются на слух изапоминаются. Кроме того, короткое предложение позволяет более вариантноподходить к изменению интонации. Перечисленные языковые средства контактапомогают преодолеть «барьер», служат объединению говорящего сослушателями.
Заключение
Вряд ли нужно доказывать, что все виды публичноговыступления нуждаются в осмыслении, упорядочивании, самоконтроле. Это и естькультура общения, т.е. речи. Научное осмысление некоторых видов уже имеет своюмноговековую историю, иные новы: например, культура внутренней речи, которая,кстати, в жизни человека составляет наибольший, труднейший и самый долгий повремени блок.
Культура мысленной речи — залог успеха внешней, звучащей илинаписанной, речи.
Сравнительно недавно предметом риторики стала и бытоваяречь, кроме дружеской беседы, которой уделил внимание Аристотель.
Возможно, в дальнейшем будут выделены еще какие-то видыречи, их сферы, например, врачебное красноречие, речь в сфере обслуживания — гостеприимства, туризма…
Список литературы
1. Александров Д.Н. Риторика. — М.: 1999.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. — Ростов-н/Д,1996.
3. Делецкий Ч. Практикум по риторике. — М.: 1996.
4. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. — М.: 1978.
5. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентовгуманитарных факультетов вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка автоматизированного рабочего места для спорткомплекса
Реферат Разработка структуры процессора на основе МПА с жесткой логикой
Реферат Диплом по гражданскому праву
Реферат Засоби забезпечення законності у діяльності адміністративно-юрисдикційних органів
Реферат Виртуальная фирма причины появления, отличительные особенности, перспективы развития
Реферат Технологія монтажу, ремонту та правила технічного обслуговування синхронних двигунів
Реферат Технологическая карта механической обработки зубчатого колеса
Реферат Марки стали
Реферат Колер і свет у творчасці А. Салаўя
Реферат Махабхарата
Реферат Olympic games in London
Реферат Крылатые слова и выражения
Реферат Мотивация трудовой деятельности в гостинично ресторанном комплексе
Реферат Санитарно-гигиеническая оценка условий труда на рабочем месте
Реферат Бюджетный процесс на муниципальном уровне на примере Заводоуковского городского округа