Реферат по предмету "Культура и искусство"


Проблема начала культуры

ПРОБЛЕМА НАЧАЛА КУЛЬТУРЫ


Содержание
 
Введение
1.  Культура как способадаптации первобытного человека к окружающему миру
2.  Исторические стадииразвития первобытной культуры
2.1 Культуры верхнего палеолита
2.2 Мезолит
2.3 Искусство неолита
Заключение
Литература

Введение
Практическинеисчерпаемо, безбрежно поле многообразных явлений человеческого бытия,объединяемых общим названием – культура.
Когда и каквозникла культура? На этот вопрос невозможно ответить однозначно. Перваябольшая эпоха человеческой истории называется первобытностью, а если иметь ввиду её основной материал – каменным веком. Вопрос, откуда начинать культуру, отавстралопитеков или кроманьонцев, три миллиона или тридцать тысяч лет томуназад, решается сам собой, когда от умозрений переходят к интерпретации.
Культураначинается там, куда простирается символическая традиция, где есть уже материалдля человеческого понимания. Но что можно отнести к свидетельствам культуры?
Идеологическиевоззрения древних людей закреплялись в каких-то действиях, носивших обрядовый,ритуальный характер. Неверным было бы представление, что их идеи являлисьчем-то совершенно примитивным. Это не так. Доказательством служим мы сами, нашажизнь. Примитивные идеи не обеспечили бы жизнь первобытному человеку, будь онибессодержательными или ложными. Но он выжил, развил культуру, достижениямикоторой мы пользуемся и сегодня.
Целью работы является:рассмотреть проблемы начала культуры.
Для намнеобходимо решить следующие задачи:
1) рассмотретькультуру как способ адаптации первобытного человека к окружающему миру;
2) определитьисторические стадии развития первобытной культуры.
В ходенаписания работы мы использовали: «Культурологию» В.И. Полищук, в которойописана культура в первобытном обществе; В.Н. Топоров даёт характеристикуранних форм искусства палеолитической эпохи; «Культурологию» под ред. проф. А.Н. Марковой,которое охватывает историю культуры человеческого общества первобытной эпохи,Древнего мира, Античности и др.


1. Культуракак способ адаптации первобытного человека к окружающему миру
Культура – это мир окружающих насвещей, несущих на себе отпечаток человеческого труда, ума и таланта. Культура –это обработанная, «очеловеченная» и в этом смысле «окультивированная» природа.Это то, что отличает наш мир от самой себя воспроизводящей природы. Окружающиенас вещи предстают как мир «оживших» предметов, как предметно воплощённые человеческиеусилия, мастерство, норм, традиции, эстетические вкусы и нравственные ценности,перенесенные человеком на созданные им творения.
Зачаткирациональных знаний и речь, одомашнивание животных и созданиесельскохозяйственных культур, овладение огнём, изобретение колеса и орудийтруда, без которых невозможно обойтись и сейчас, в наш развитый в техническомотношении век – все это было достигнуто ещё в доисторическое время. Материальнаякультура являет собой великое множество вещей. Но среди них есть такие кактопор, пила, молоток, нож, игла, без которых культура существовать не может,они служат как бы её скрепами, неразложимыми элементами. И они тоже досталисьнам в наследство от наших далёких предков.
Орудиятрудаимели строго определенное назначение. Они были необходимы для поддержанияжизни. Но жизнь постепенно выходила за рамки биологического существования. Онастановилась надбиологической, социальной, и требовала иных средств. Искусствоявилось одним из таких средств. В широком смысле слова искусство – этоосуществление образа, запечатление его в звуке, в телодвижении, в веществе.Создание орудий труда – высокое искусство рук, чувств, мысли. Таким образом,труд и соответствующие орудия выражают, с одной стороны, неудовлетворенностьчеловека существующим, а с другой – способ удовлетворения, способ егодостижения. С помощью орудий труда человек достигал то, что виделось ему ввоображении [2, с. 136].
Следуетсказать об особом месте мифа как способа адаптации первобытного человекак окружающему миру. Мир заменяет первобытному человеку искусство и науку, ондаёт полное знание обо всём, что требуется знать взрослому человеку.Первобытный миф обходится без помощи письменности, поэтому он несёт в себеспособы передачи знаний, опирающиеся на слово и память. Коллективный опытпервобытности хранится в памяти живых людей, он нуждается в постоянномвоспроизведении и заучивании. Миф не просто сообщает массу полезных и нужныхвещей, он волнует, развлекает, эмоционально включает человека в события, окоторых повествует и которые необходимо запомнить. Первобытное сознание создаётсимволы не в спокойной обстановке, а в состоянии напряжения. Первобытные мифыбыстро поднимаются на опаре первобытных эмоций [4, с. 102]
Переход кродовой общине – это начало новой жизни, организованной на основе не природных,а социальных, самим человеком созданных принципов. Поэтому переход к родовойобщине можно считать начало культуры. Таким образом, поклонение женщине какхранительнице кров и очага, а также запрещение кровосмешения есть самыеглубокие корни человеческой культуры. Многие мыслители разных эпох отмечали,что культуру того или иного общества характеризует отношение к женщине в данномобществе [4, с. 131].
Искусство как особый виддеятельности в узком смысле слова тоже есть выражение неудовлетворенности испособ достижения удовлетворения. На первых порах большое значение имели руки,тело, органы речи. С их помощью первобытный человек непосредственно выражалсвоё чувство, своё видение мира. Поэтому произведения первобытного искусстваявляются не простым отражением предметов или существ окружающего мира, но ивыражением состояния человека. Искусство было преломлённым в сознаниипервобытного человека миром. Оно наиболее показательно для характеристикипервобытной культуры.
Особенностью первобытнойкультуры является, прежде всего, то, что она, образно говоря, скроена по меркесамого человека. У истоков материальной культуры вещами командовал человек, ане наоборот. Конечно, круг вещей был ограничен, человек мог их непосредственнообозревать и чувствовать, они служили продолжением его собственных органов, вопределенном смысле были их вещественными копиями. Но в центре этого кругастоял человек – их создатель [4, с. 133].
Первобытнаякультура имела антропоморфный (человекообразный) характер, была синкретичной, атакже обладала такой отличительной чертой, как примитивной коллективизм.

2. Историческиестадии развития первобытной культуры
 
Большая частьистории человечества приходится на период первобытности, который длился многосотен тысяч лет. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологиделят историю первобытного мира на: каменный, медный, бронзовый и железныйвека.
Вобщепринятой классификации первобытная эпоха человечества – каменный век– заключает палеолит (древнекаменный, ранний или нижний палеолит) – 3млн. -100 тыс. лет тому назад, мезолит (среднекаменный век) – 100 тыс. – 30тыс. лет тому назад, и неолит (поздний или верхний палеолит, новокаменный век)– 30 -8 тыс. лет тому назад [4, с. 87].
Далеевыделяют: медный век (энеолит) – IV–II тыс. до н. э., бронзовый век –конец II – начало I тыс. до н. э. и железный век – начало I тыс. до н. э.
Характернойособенностью первобытного искусства на самом раннем этапе был синкретизм– сочетание разнородных воззрений. Деятельность человека, связанная схудожественным освоением мира, способствовала одновременно и формированиюсамого человека разумного.
На этойстадии возможности всех психических процессов и переживаний первобытногочеловека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, в архетипе– прообразе, первичной форме. Осознание мира происходило стихийно, за каждымпонятием скрывался образ, живое действие [3, с. 14–15]
Палеолит разделяют на ранний(нижний) и поздний (верхний). От нижнего палеолита до нас дошли однообразные игрубые орудия труда. Оббитые гальки и кремневые сколы. Ими пользовалисьобезьяноподобные люди – питекантропы, синантропы и др. членораздельной речи,религии и искусства у них не было. Обитатели среднего палеолита, неандертальцысвязно изъясняться тоже не умели. Они пытались выразить свои представления омире не только жестикуляцией.
Послепалеолита следует мезолит и неолит. Эти периоды длились по несколько тысяч лет.Поздний палеолит занимает ключевое место в каменном веке. Во-первых, на рубежесреднего и верхнего палеолита заканчивается эволюция ископаемых гоминид ипоявляется «настоящий» человек – Homo sapiens. Во-вторых, скачкообразноувеличивается разнообразие каменных и других орудий, появляются составные:вкладыши, наконечники, сшитая одежда. Главным социальным новшеством нижнегопалеолита была экзогамия. Из брачных отношений исключались ближайшиеродственники.
Заменаэволюционного типа развития на исторический принесла столь радикальныеизменения в довольно сжатые сроки и может быть определена как палеолитическаяреволюция. Продуктом этой революции стало антропологическое, психосоциальное,духовное единство человечества, которое сохранится в истории вопрекирасхождениям в экономическом, политическом, социальном, языковом, бытовом развитиичеловеческих обществ. Результатом этих изменений и стало то единствочеловечества, которое называется культурой. Орудия труда, жилище и предметыбыта, язык, мораль, религию, искусство, знания о мире – все эти составляющиекультуры можно отметить не раньше верхнего палеолита [4, с. 89]
Т.о. верхнийпалеолит – та эпоха, когда человечество, вдобавок к биологически-видовомуединообразию, приобретает тот уровень интегрирующих связей, который называетсякультурой. Культура рождается в конце древнего каменного века как сложившаясясистема, тогда как в исходной точке антропогенеза можно говорить только оботдельных зонах культурного поведения. Специфика палеолитической культурысостоит в том, что её типологии опираются на весьма локальный и ограниченный материал,а общечеловеческие закономерности, вышедшие из позднего каменного века,относятся к самым глубоким, аморфным, тёмным константам культурного бытия.Архаический базис цивилизации воспринимается как коллективное бессознательное,сложившееся из ряда открытий «прометеевской эпохи».
Итак,палеолит – расколотые гальки и грубые отщепки, кости, питекантропы исинантропы. Абсолютная тьма. Царство физической антропологии. Интерпретироватьнечего, образ не складывается, общаться не с кем. Значит, культуры нет. Среднийпалеолит. От среднего палеолита идет пещерная тератология. Эпоха бессловесная,предкультурная [1, с. 144].
2.1 Культурыверхнего палеолита
 
Названиекультуре, как правило, даёт наиболее известное или первое открытие ―местонахождение.Принципы перечисления находок в культуре – эмпирические, по характерномупризнаку. Археологическая классификация Европы, возник очаг самобытнойдоисторической цивилизации (самый популярный пример – живопись).
Верхнийпалеолит по франко-кантаборийскому району продолжается от 35 до 10 тысяч леттому назад. Классификация верхнего палеолита, предложенная в начале ХХ в. А. Брейлемдо сих пор фигурирует в неархеологической литературе. Она такова: ориньяк(древний, средний, верхний); солютре (и протосолютре); мадлен (слои I, II, III,IV, V, VI); наименования периодов культур даны по названиям мест открытий. Врезультате изменений, вносимых с 1940 гг. Схема стала весьма дробной, ноосновные подразделения остались. Ориньяк разделяется на: собственно ориньяк идревнюю перигородскую культуру [6].
Приведёмпример последовательности позднепалеолитических культур, а также характернаходок.
I. Перигорд (35–20 тыс. лет). Непосредственноследует за мустьерской эпохой среднего палеолита. Кремневые пластинки сретушированными краями, костяные шилья, наконечники копий. В раннем перигорде ―отсутствие изображений при изобилии нарезок и насечек на костях, украшений,красок; в позднем ― барельефы, изображения животных и человека.
II.Ориньяк(30–19 тыс. лет). Кремневые ретушированные пластины, скребки, резцы, костяныенаконечники. Многочисленные лампы-светильники, чашечки для приготовлениякраски. Изобразительная продукция ориньяка сходна с перигордской и объединяетсяв ориньяко-перигордский цикл. Она представлена искусством малых форм: резьбой,мелкой скульптурой, гравюрами на кости и каменных обломках. Ранние художественныеопыты ориньякцев скромны: контуры рук, обведенных краской, отпечатки рук накраске; меандра – борозды, проведённые пальцами на влажной пещерной глине. Измеандровых линий вырисовывается контурные рисунки, сначала их наносят пальцами,затем какими-то орудиями. Маленькие женские статуэтки из бивня мамонта илимягкого камня. Изображения человека редки, но обнаруживается много знаковженского пола. Это – один из первых в истории символов. Конец ориньяка (позднийпалеолит – приблизительно 33–18 тыс. до н. э.) характерен массовымраспространением женских статуэток с подчеркнутыми признаками пола, так чтовесь период иногда называют эпохой палеолитических Венер. Подобные «Венеры»найдены также в Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других странах.
III.Солютре(18–15 тыс. лет). Временное отступление ледника несколько изменило образ жизнипалеолитических людей. Прослеживается самая высокая в палеолите техникаобработки камня. Наконечники в форме ивового и лаврового листа служилинаконечниками копий, дротиков, а также ножами и кинжалами. Появились кремневыерезцы. Скребки, наколки, костяные наконечники, иглы, жезлы, многочисленныестатуэтки, гравюры на камне и кости.
IV. Мадлен(15–10 тыс. лет). Чрезвычайно суровый климат в условиях наступления ледника.Мадленцы охотились на северного оленя и мамонта, жили в пещерах, частокочевали, преследуя стада оленей. Высокая техника отжимной ретуши и кремневыенаконечники исчезают. Зато в изобилии изделия из кости: гарпуны, наконечникикопий и дротиков, жезлы, иглы, шила. Из кремня делают резцы, проколки, скребки.В позднем мадлене кремневые изделия начинают миниатюзироваться, превращаюсь в микролиты.Богатый символизм: круг, спираль, меандр, свастика. Однако вершиной мадленскогоискусства становится пещерная живопись. Медленским периодом датируются наиболееизвестные пещерные галереи: Альтамира, Ласко, Монтесан.
Из 1794наскальных рисунков в пещерах Франции и Испании на 986 – изображения животных.Изображений человека – 512, причём около 100 – человекообразных существ. Вцелом, пещерная живопись реалистична, натуралистична. Условных, обобщенныхрисунков меньше, чем индивидуализированных изображений животных. Лошади,мамонты, бизоны пещерных галерей воссозданы точно, притом в деталях, точнойрукой, которая могла мгновенно прочертить мощную контурную линию. Визобразительной деятельности палеотического человека мы сталкиваемся скорее с«фотографическим» запечатлением образов, чем с эстетическим обобщением или спиктографией [1, с. 147].
По мнению А. Хаузера,палеотическое искусство, без всяких трудов располагает единством зрительноговосприятия, достигнутым современным искусством после столетия долгой борьбы.Первоначально первобытное искусство, необособлённое в специальный виддеятельности и связанное с охотой и трудовым процессом, отражало постепенноепознание человеком действительности, его первые представления об окружающеммире.
Выделяют триэтапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита:
· Натуральноетворчество – композиция из туш, костей, натуральный макет;
· Искусственнаяизобразительная форма – крупная глиняная скульптура, барельеф, профильныйконтур;
· Верхнепалеолитическоеизобразительное творчество – роспись пещер, гравировка на кости.
Аналогичныеэтапы можно найти и при изучении музыкального пласта первобытного искусства.Музыкальное начало не было отделено от движения, мимики, жестов, возгласов.Музыкальный элемент «натуральной пантомимы»: имитация звуков природы – звукоподражательныемотивы. Искусственная интонационная форма – мотивы с зафиксированнымзвуковысотным положением тона. Интонационное творчество – двух- и трёхзвучныемотивы.
В верхнемпалеолите формируются два основных центра мировой цивилизации: афро-европейскийи азиатский. Между двумя этими первичными очагами человечества поддерживаютсяконтакты, а внутри возникают культурные области со своими расовыми,техническими, хозяйственными типами. Закладываются основы языка. Верований,искусства, семейных отношений, которые являются фундаментом любогочеловеческого общества. Культура верхнего палеолита глубоко своеобразна.Основное занятие человека здесь – охота, и оно накладывает отпечаток наобщественное устройство, искусство, верования, психику людей.
В первобытнуюэпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки исилуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками),скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины), архитектура(палеолитические жилища). Изучив структуру срезов бивней, ученые сделали вывод,что древние художники не только копировали природу, они вносили в первозданныйорнамент новые композиции и элементы [3, с. 17].
Физиопластическаяживопись палеолита осталась в истории культуры весьма изолированным феноменом,обязанным своим существованием образу жизни мадленских охотников на северныхоленей. К концу мадленского периода пещерная живопись исчезает, уступая местостилю новой эпохи – мезолиту: орнаменту.

2.2.  Мезолит
 
В среднемкаменном веке, мезолите (8–5 тыс. лет назад для Европы) ледник откатывается ксеверу, затапливая своими водами Европу. Охотничья жизнь, неоседлая, опасная,богатая приключениями, сменяется более спокойным существованием. Мезолитическиестоянки располагаются в дюнах и торфяниках. Возникает женское искусство –орнамент. На влажной глине кончиками пальцев можно нанести волнистые линии ипалочкой черточки.
2.3.  Искусство неолита
 
Неолит (позднийили верхний палеолит, новокаменный век) занимает ключевое место в каменномвеке. Во-первых, на рубеже среднего и верхнего палеолита заканчиваетсябиологическая эволюция ископаемых людей и появляется. Зрелая и поздняяпервобытность представлены неолитом (5–4 тыс. лет тому назад) для наиболееразвитых областей Средиземноморья.
Особеннопоказательны среди орудий неолита прекрасно отшлифованные каменные топоры. Эторасцвет родового устройства, каменной индустрии. К эпохе неолита относятсяизображения, передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировалисьмногие виды декоративно-прикладного искусства – керамика, обработка металла.Люди делали луки, стрелы, глиняную посуду. В новом каменном веке появилсяпервый искусственный материал, изобретённый человеком – огнеупорная глина.Тонкая и мягкая градация тонов, наложение одной краски на другую создают поройвпечатление объёма, ощущение фактуры шкуры зверя. При всей своей жизненнойвыразительности и реалистической обобщенности палеолитическое искусствоостаётся интуитивно-спотанным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, внём отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.
На территориинашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад. Последнийэтап в развитии бронзового века на Северо-Западном Кавказе характеризуетсяметаллургией и металлообработкой. Велась добыча медных руд, выплавлялась медь,было наложено производство готовых изделий из сплавов (бронзы).
Умели делатьхорошие лодки, из шерсти диких баранов ткали плащи и рубахи, искусно занималисьрезьбой по кости и дереву. У неолитических охотников детально разработан образмирового дерева.
Развитиепроизводительных сил приводит к тому, что часть пастушеских племен переходит ккочевому скотоводству. Другие же племена, продолжая вести оседлый образ жизнина основе земледелия, переходят на более высокий этап развития – к плужномуземледелию. В это время происходят и социальные сдвиги внутри племен.
В позднийпериод первобытного общества развивались художественные ремесла:изготавливались изделия из бронзы, золота, серебра [3, с. 18].

Заключение
 
Историяпроисхождения человека начинается в далёком прошлом. Современная антропологияне даёт окончательного и достоверного представления о времени и причинахперехода от человека умелого к разумному, равно как и об отправной точке егоэволюции. До нас не дошло имен, изображений, биографий, свидетельств люде тоговремени, названий человеческих сообществ, описаний их судеб.
У первобытныхлюдей не было письменности, а у самых первых – и языка. Наиболее долгая эпохачеловеческого прошлого безмолвна. Более поздние этапы развития первобытнойкультуры относятся к мезолиту, неолиту. От присвоения готовых продуктов природыпервобытный человек наряду с охотой и рыболовством начинает заниматьсяземледелием и скотоводством.
Психологическоезначение первобытной эпохи заключается в том, что она закладывает основычеловеческой культуры. Эти основы: социальная организация, язык,кровнородственные отношения, ритуалы, искусство, научные знания, экономикаостаются с человечеством навсегда.
Отношение кпервобытной культуре может быть различным. Однако не нужно забывать, чтовысокие достижения мировой культуры существуют на основе первобытной культуры.Цивилизация стала возможной потому, что параллельно с ней шёл процессразрушения первобытной культуры.
Первобытность– это первое бытие. Разложение первобытной культуры – это разложение основкультуры, которое распространяется и на всю культуру. Сохранить её может толькокультурное, т.е. почтительное и бережное отношение к её основам. И чем большемы научаемся видеть этот культурный смысл окружающей нас «второй природы», неоставаясь только на уровне утилитарного пользования вещами, а понимая ихзначение, их культурную ценность, тем более будет у нас оснований самим статькультурными.
Библиография
1.  Культурология. Учебноепособие для студентов высших учебных заведений. Ростов н/Д: издательство«Феникс». – 1999. – 576 с.
2.  Полищук В.И. Культурология.Учебное пособие. – М.: Гардарики. – 446 с.
3.  Культурология: учеб.Пособие для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ –ДАНА. – 2000. – 319 с.
4.  Учебный курс покультурологии. Ростов н/Д.; Издательство «Феникс». – 1997. – 576 с.
5.  Ясперс К. Смысл иназначение истории. – М.: 1991.
6.  Топоров В.Н. Кпроисхождению некоторых поэтических символов (палеолитическая эпоха). Ранниеформы искусства. – М.: 1987.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Нравственное воспитание детей старшего школьного возраста» Классный
Реферат Методика бега на средние дистанции
Реферат Администрация саткинского муниципального района челябинской области постановление
Реферат «Перспективы создания международного финансового центра в Российской Федерации»
Реферат Планирование ремонтно-обслуживающих воздействий машинно-тракторному парку хозяйства ОАО "Племзавод им. М.Горького"
Реферат Васильев Михаил Николаевич
Реферат Система работы по формированию орфографических навыков у учащихся начальных классов
Реферат Капитал - главный политэкономический труд Карла Маркса
Реферат Как привлечь работника к материальной ответственности за ущерб, причиненный организации?
Реферат Построение и расчет статических характеристик электропривода системы генератор-двигатель системы
Реферат Mormons Essay Research Paper MormonsThe church that
Реферат Роль следователя в процессе предварительного расследования
Реферат Международный научно-технический обмен как форма международных экономических отношений
Реферат Учетная политика предприятия на примере УДС Молот
Реферат Взрывная травма