Реферат по предмету "Культура и искусство"


Принципы библиотечного дела

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯБИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА
 
· Общее понятие о принципах
 
Основные принципы – исходные, основополагающие идеи(положения), на базе которых следует строить организацию и планироватьфункционирование библиотечного дела. Они определяют требования к библиотечномуделу: целям, содержанию, методам, кадрам, структуре, организации и процессудеятельности библиотек и библиотечных систем. Принципы эти не привнесены извне.Они вытекают из сущности, характера, уровня развития библиотечного дела.
Принципы являются результатом обобщения объективнодействующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерныхфактов и признаков, которые становятся общим началом деятельности библиотек.Принципы отражают сущность реальных библиотечных процессов и явлений,подчиняющихся определенным законам и закономерностям. Принципы эти выступают вкачестве руководящих начал, направленных на то, чтобы повседневная практическаядеятельность библиотек соответствовала их требованиям. Принципы изменяются впроцессе развития библиотечного дела, отражая изменяющиеся условия, новые целии задачи.
Основные (общие) принципы не могут исчезнуть, таккак отражают требования ко всему библиотечному делу. Формы и методы принциповна различных этапах развития библиотечного дела могут и должны быть различными.Может изменяться значимость некоторых принципов, возможно возникновение новыхпринципов, отражающих новые проблемы, вызываемые развитием библиотечного дела.принципы представляют собой систему, они взаимосвязаны и взаимозависимы иоказывают эффективное воздействие на организацию и функционированиебиблиотечного дела лишь в результате комплексного их использования.
Современное библиотековедение выработало следующиеосновные принципы: общедоступность библиотечного дела, приоритет читательскихинтересов, системность библиотечного дела, оптимальное сочетание централизациии децентрализации, координация и кооперирование библиотечной деятельности,государственно-общественный характер библиотечного дела.
· Общедоступность библиотечного обслуживания
 
Важнейшим принципом библиотечного дела являетсяпринцип общедоступности знания, информации, т.е. принцип демократизации иобеспечения равного для всех людей доступа к библиотечным ресурсам.Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) принялапрограмму «Всеобщая доступность изданий», цель которой«максимально полное обеспечение потенциальных потребностей изданиями, гдебы и когда бы ни возникала в них потребность, выявление препятствий кдостижению доступности» (Основные программы ИФЛА. М., 1988, с. 5)
Происходящие в стране радикальные политические иэкономические преобразования освободили библиотеки от давленияадминистративно-командной системы. Сняты ограничения в доступе к информации,раскрыты фонды специального хранения. Демократизация библиотечного делавыражается во все большей открытости, доступности библиотек для читателей, вразвитии самоуправления. В Федеральном законе о библиотечном деле принципобщедоступности рассматривается как целостная система мер, включающая:территориальную доступность библиотек, доступность фондов документов иинформации на основе создания организационных и технологических условий врамках единой системы библиотечного обслуживания; свободный выбор интересующихчитателя документов из фондов библиотек; равные возможности пользования библиотекамивсем гражданам независимо от их пола, национальности, уровня образования,социального положения, мировоззрения и места жительства; комфортностьобслуживания, понимаемая как безотказность и быстрое выполнение запросов,возможность получения литературы на дом, заказа копий, переводов,удовлетворения библиографических и фактографических запросов; бесплатностьпредоставления основных библиотечных услуг, правовое обеспечение библиотечныхуслуг, правовое обеспечение доступности информации и др.
Принцип общедоступности реализуется прежде всего путемнепрерывного увеличения числа библиотек и такого размещения их на территориистраны, чтобы все население по месту жительства, работы, учебы и отдыха могло внаиболее удобной форме систематически пользоваться ими. В Российской Федерациидостигнута высокая степень приближения библиотек к населению: в подавляющембольшинстве населенных пунктов, в том числе и самых отдаленных районах, напредприятиях и в организациях созданы стационарные библиотеки, дополняющиеся сетьюбиблиотечных пунктов. Важным показателем рациональной организации библиотечногообслуживания является равномерное внутригородское (внутрипоселенческое)размещение библиотек.
Размещение библиотек — это форма развитиябиблиотечной сети, характеризующаяся расположением библиотек по территориинаселенного пункта (села, города и т.д.) в их связи между собой, а также сжилыми районами и организациями, которые они призваны обслуживать. Размещениебиблиотек подчинено цели максимального удовлетворения постоянно растущихинформационных и культурных потребностей населения и использования библиотечныхресурсов.
Размещение библиотек должно осуществляться наоснове следующих принципов:
- Всемерное приближение библиотек к населению в целях их максимальнойтерриториальной доступности
- Возможно более равномерное размещение библиотек по территории села,города, области
- Учет национальных особенностей населения
- Координация и единое планирование размещения библиотек.
Осуществлениеравномерного размещения библиотек не означает такого их территориальногорасположения, при котором на каждую единицу площади приходилось бы равноеколичество библиотек. Равномерное размещение библиотек не приводит к распылениюих по территории населенного пункта, оно учитывает численность населения жилогорайона. Важнейшей чертой, конкретно выражающей процесс равномерного размещениябиблиотек, является все большее преодоление диспропорций в обеспеченностибиблиотечным обслуживанием населения различных районов территории (в частности,центральных и окраинных районов города, небольшого и крупного города и др.).
Организациябиблиотечной сети должна обеспечить не только территориальную доступностьбиблиотек для пользователей, более равномерное размещение их по территориистраны, но и возможность размещения библиотек как взаимосвязанной целостнойсистемы. Размещение библиотек есть единый процесс планомерной территориальнойорганизации библиотечной сети. Оно не может быть узковедомственным делом.Задача размещения библиотек решается исходя из интересов целого, всейбиблиотечной сети территории. Но это одна сторона комплексного характераразмещения библиотек. Другую его сторону, имеющую важное социальное значение,составляет система размещения библиотек в органической связи с уже сложившимисяи развивающимися жилыми и промышленными районами, которые они призваныобслуживать.
Однаков практике организации библиотечной сети допускаются недостатки двоякого рода:нарушаются рациональное соотношение и связи при размещении библиотек разныхведомств и организаций, что приводит к параллелизму и дублированию ворганизации библиотечного обслуживания и, следовательно, к нерациональнойзатрате ресурсов, в то же время наблюдаются диспропорции в развитии жилыхрайонов и библиотечной сети, выражающиеся в чрезмерной концентрации библиотек вцентральных районах города и удаленности их от быстро растущих городскихокраин. (Неравномерное размещение библиотек между европейской и восточнойчастью РФ, между крупными, малыми городами и сельской местностью).
Библиотекиразмещаются в основном в центральной части городов, в периферийных зонахуровень библиотечного обслуживания значительно ниже (и по книгообеспеченности,и по условиям). А это основные зоны жилой застройки. Для городов характерносовмещение зон обслуживания массовых государственных и профсоюзных библиотек,близкое расположение библиотек вблизи границ административных районов. Месторасположения библиотеки, как правило, выбирается стихийно, без учетатранспортной или пешеходной доступности, не всегда учитывается и то, чтобиблиотека должна находиться поблизости от места пересечения транспортныхмагистралей и в общественно-культурном центре своего района обслуживания.Многие сельские населенные пункты с населением от 1 тыс. человек не имеютстационарной библиотеки или вообще не обеспечены библиотечным обслуживанием.Такое положение приводит к тому, что радиусы деятельности библиотекувеличиваются, а пользование библиотекой связано с неудобствами, лишнимитратами времени. В результате значительная часть населения остается внебиблиотечного обслуживания, а книжные фонды используются неэффективно.
Непоправимымпоследствием отсутствия библиотек в новых жилых районах является то, чтонедостаток их будет весьма трудно восполнить в будущем, так как территориизастраиваются полностью. Преодолеть этот недостаток можно, лишь исключивнарушения комплексности, т.е. взаимосвязанного размещения жилых районов,промышленных районов, промышленных предприятий и библиотек.
Реализацияпринципов размещения библиотек должна осуществляться с учетом в каждомконкретном случае условий и возможностей населения. каждый жилой район имеетсвои особенности и черты, которые определяют решение основной задачи приразмещении библиотек: создать достаточное количество библиотек, по величинекнижного фонда и территориальной доступности обеспечивающих действительнуювозможность всему населению пользоваться библиотечной книгой. Правильнаяорганизация библиотечного обслуживания населения исходит прежде всего изопределения величины книжного фонда, достаточного, чтобы обеспечить наиболееполное и всестороннее удовлетворение читательских запросов.
Исследованиезависимости между величиной книжного фонда и количеством читателей библиотекипоказывает, что наряду с другими факторами величина книжного фонда являетсяважным условием привлечения населения к пользованию библиотекой. Расчеткнижного фонда нужно вести дифференцированно, учитывая категорию района, ккоторому библиотека тяготеет и который обслуживает: город в целом, городскойадминистративный район, жилой район, микрорайон. В зависимости от категориирайона массовые библиотеки, например, можно разделить на три группы:общегородского, районного и местного значения. Такая классификация массовыхбиблиотек позволяет определить величину книжного фонда, применяя дифференцированныенормы книгообеспеченности населения, с учетом величины и значенияобслуживаемого района. Показатель книгообеспеченности может увеличиваться помере уменьшения числа жителей. Чем меньше населенный пункт, тем больше томов надушу населения должно быть в его библиотеках.
Количествои размещение библиотек, особенно местных, зависят и от ряда других условий: а)принятого радиуса обслуживания; б) степени обособленности жилого района илинаселенного пункта; в) вероятности использования библиотеки; этажностизастройки, т.е. плотности и численности населения района; д) характера и уровняпромышленного развития; е) формы расселения и конфигурации территории; ж)природных условий.
Всовременной библиотечной практике, как правило, мало учитывается влияние расстоянияна интенсивность использования библиотек. Между тем указанный фактор при прочихравных условиях сильно влияет на основные показатели работы библиотеки:количество читателей, посещаемость и книговыдачу. Процент читателей уменьшаетсяс увеличением расстояния от места жительства и работы населения до библиотеки.При этом характерно, что на расстоянии до 1 км процент читателей все времявозрастет; при увеличении расстояния до 3 км происходит постепенное уменьшениеколичества читателей; на расстоянии же, превышающем 3 км, количество читателеймассовых библиотек снижается очень резко.
Особенноэтот фактор влияет на интенсивность использования массовых библиотек местногозначения. Население, проживающее на расстоянии до 1 км до библиотеки,пользуется ею в 2 – 3 раза больше, чем население, удаленное на 2 и более км.Наиболее четко этот вывод подтверждается материалами, характеризующимиинтенсивность использования библиотек в значительно обособленных районах.
Интенсивностьиспользования библиотек зависит не только от пешеходных условий, но и оттранспортных связей библиотеки с жилыми районами и величины их книжных фондов.При удобном и доступном по цене транспорте чем больше библиотека, тем обширнеерайон ее использования – аксиома, которую нужно помнить при размещениибиблиотек. Из сказанного можно вывести следующую закономерность использованиямассовых библиотек: вероятность использования библиотеки пропорциональнавеличине ее книжного фонда и уменьшается с увеличением расстояния от нее доместа жительства и работы.
Впрактике размещения массовых библиотек нельзя не учитывать характер расселенияжителей, который определяется их количеством, хозяйственным и производственнымпрофилем. Города разной величины различаются по характеру расселения, чтовлияет на количество и величину массовых библиотек. По характеру расселениягорода бывают компактной формы, равномерно развитые во все стороны от своегоцентра; города удлиненной формы (протянувшиеся вдоль крупных рек и морскихпобережий, холмов и долин); города, образовавшиеся из “цепочки” поселков. Формарасселения оказывает влияние на количество библиотек и их размещение натерритории города. Характер расселения объясняет, почему, например, город сменьшим количеством жителей имеет больше массовых библиотек, чем город созначительно большим числом населения. длинный и узкий город будет иметь большебиблиотек, чем компактно расположенный, потому что при допустимом библиотечномрадиусе массовая библиотека может обслужить большее число жителей. В первомслучае нужно рекомендовать более рассредоточенное размещение библиотечной сети,чем во втором.
Приразмещении библиотек нельзя не учитывать и природные условия. Например, вгородах Севера с суровым климатом природные факторы заставляют иначе относитьсяк понятиям территориальной доступности, книгообеспеченности, библиотечногорадиуса. Здесь приближение библиотеки к населению как фактор, способствующий еедоступности, приобретает первостепенное значение.
Практическоеосуществление принципов рационального размещения библиотек должно привести кобеспечению наиболее полного удовлетворения запросов населения на книгу не всреднем по городу, области, региону, а в каждом жилом районе, поселке, селе,городе при наиболее эффективном использовании книжных фондов всех библиотек.Назрела необходимость в разработке перспективных территориальных программразвития библиотечного обслуживания населения, имеющих большое значение ввидуколоссальных размеров территории России и большого разнообразия в уровнебиблиотечного обслуживания отдельных районов. При разработке программнеобходимо такие показатели, как число библиотек, величина книжных фондов,ассигнования на комплектование, количество библиотечных работников и другие,определять в расчете на количество жителей (на душу населения). Отсутствиетвердых (и дифференцированных) библиотечных нормативов затрудняет правильныйрасчет потребности в библиотечных ресурсах и размера ассигнований на эти цели.Нередки случаи, когда те или иные показатели библиотечного обслуживанияпланируются без достаточного обоснования. Установление твердых библиотечныхнормативов в расчете на душу населения будет содействовать более равномерномураспределению библиотечных ресурсов в интересах населения всех районов страны.
Физическаядоступность библиотечного обслуживания, т.е. преодоление барьеров,препятствующих получению читателем необходимой информации, обеспечивается такжевозможностью получения в читальных залах, на абонементе или черезмежбиблиотечный абонемент оригинала или копии любого документа, хранящегося в библиотеках.Эта возможность гарантируется: максимально полной и своевременной информацией осоставе фондов библиотек, отсутствием каких-либо ограничений, кромеустановленных законом, в выборе и получении читателями имеющихся в фондахбиблиотек материалов. Опыт показывает, что от того, как технически организованаи оборудована библиотека, как быстро удовлетворяется читательское требование инасколько внимательно относятся библиотеки к запросам читателей, какорганизована справочная служба, зависит степень привлечения населения кпользованию библиотеками и превращения их в общедоступные учреждения. Усиливаютгарантии общедоступности библиотек и открытости фондов, упрощение правил записив библиотеки, оптимизация распорядка их работы с позиций удобства для читателей,широкое внедрение открытого доступа к фондам как наиболее простого иэффективного пути приближения книжных фондов к читателям.
Вусловиях общедоступности и разнообразия целей читательского спроса у проблемыорганизации доступа к библиотечному фонду существует еще один аспект – уровеньдоступности издания для самой библиотеки. С этой точки зрения для каждойконкретной библиотеки степень доступности изданий, определяется еевозможностями комплектовать, хранить и использовать фонд без ущерба для его ценностив целом.
Библиотечныйфонд должен быть дифференцирован (структурирован) по характеристикам егодоступности для самой библиотеки в процессе комплектования, хранения ииспользования. Например, фонд рукописей, рукописных книг и инкунабул с точкизрения доступности для библиотеки отличается от остального фонда печатныхдокументов своей уникальностью, высокой стоимостью восполнения и особымитребованиями к режиму хранения и использования.
Средипечатных документов выделяется фонд редких и особо ценных изданий. установлениередкости издания не может быть единым и однозначным для всех библиотек на всевремена. Оно подвергается постоянным изменениям. Нет и не может быть разнавсегда установленного списка редкостей. Главной отличительной чертой такогофонда является ценность, независимо от вида издания (научное, учебное, журнал,книга, листовка, календарь и т.д.).
Прихарактеристике доступности изданий для библиотеки с точки зрения формирования,хранения и организации использования фонда предлагаются следующие параметры:вид издания (документа); основные качества фонда, представляющие его ценность виспользовании; процесс формирования; установленный срок хранения; возможностьвосполнения документа при его физической утрате; характер и причины измененияценности фонда во времени; цель использования фонда; возможная форма доступа кфонду. Подобный подход к анализу возможностей библиотеки обеспечить доступчитателей к своим фондам поможет им систематизировать эту деятельность,правильно распределять свои усилия. Каждая библиотека должна с учетом своихвозможностей создавать систему организации доступа, не нарушая прав читателей,сохраняя фонд и рационально используя свои экономические ресурсы.
Важнымнаправлением дальнейшей демократизации библиотечного дела и расширения сферысоциального воздействия библиотеки должна стать целенаправленная деятельностьбиблиотек с лицами мало читающими или вовсе не читающими в библиотеках, а такжегруппами населения, не имеющими в силу социально-бытовых, финансовых и иныхпричин необходимых условий для удовлетворения своих потребностей в чтении(инвалиды, лица с физическими недостатками, многодетные семьи и др.). Особоеместо в организации библиотечного обслуживания занимает система оказаниябиблиотечных услуг инвалидам, для которых чтение как сфера проявления духовныхпотребностей играет большую, чем у остальных читателей роль. Решение этойзадачи предполагает развитие специальной сети библиотек, расширение выездныхформ обслуживания, укрепление материально-технической базы этих библиотек,расширение социально-реабилитационной библиотек общей сети, с созданием в нихнеобходимых условий (оборудование специальных кабинетов и др.).
РоссийскаяФедерация – многонациональная страна, и в связи с этим большое значениеприобретает деятельность библиотек как элементов развития национальнойкультуры, межнационального общения и взаимодействия и взаимообогащениянациональных культур. Для обеспечения кардинального изменения существующегоположения с обслуживанием литературой на национальных языках, создания условийсвободного развития духовной жизни народов РФ, равных возможностейбиблиотечного обслуживания для всех национальностей необходимо реализоватькомплекс мер, включающих: развитие сети библиотек с учетом национальногосостава населения обслуживаемых ими регионов; пересмотр нормативов размещениясети библиотек для территорий со специфическим типом расселения национальныхгрупп; подготовку кадров работников библиотек со знанием национального языкаобслуживаемого населения; формирование полноценных фондов литературы нанациональном языке; применение форм и методов обслуживания населения,вытекающих из уровня культуры, национальных традиций и условий жизни данногонарода.
Важноетребование принципа общедоступности – обеспечение интеллектуального доступа кинформации, т.е. возможность читателя воспринимать и постигать информацию, итаким образом обращаться к интеллектуальным и культурным ценностям общества.Библиотеки занимаются вопросами подготовки читателей к взаимодействию синформационно-библиотечными системами, привитием знаний об общих принципахпередачи информации и развитием способностей к их практическому переосмыслению.Эта проблема смыкается с проблемой воспитания информационной культуры, т.е.знания того, как нужно использовать информацию, умение ее анализировать иоценивать.
Качественноновый подход к решению задачи доступности информации связан с внедрением вбиблиотечное дело современных технических средств. Автоматизация ителекоммуникация позволяют читателю, не выходя за пределы одной библиотеки,узнавать о составе фондов других библиотек, пользоваться их банками данных. Эторасширяет возможности библиотек: наряду с обслуживанием собственными фондами унее появляется не менее нужная читателю обязанность – обеспечить доступ квнешним информационным ресурсам. Так совершается переход к концепцииобслуживания, гарантирующего равный доступ к собственным и внешним библиотечнымресурсам. Соответственно меняется и критерий оценки информационного потенциалабиблиотеки. Он определяется теперь не объемом фонда и системой каталогов, авсей совокупностью имеющихся у библиотеки средств, реализующих доступ кинформационным ресурсам в целом – собственным, региона, страны, мира. Всовременных условиях общедоступность определяется как возможность читателя любойбиблиотеки получить доступ к документу, хранящемуся в любой другой библиотеки.Современные технические средства предоставляют читателю прежде всегоинтеллектуальный доступ к информационным ресурсам, находящимся за пределамиданной библиотеки, знание об их существовании. Логическим следствием этогознания является потребность ознакомиться с самими документами, физическийдоступ к ним, который реализуется обычно через МБА. Следовательно, первымобязательным условием общедоступности становятся широта и бесперебойностьвзаимоиспользования библиотечных фондов, что может быть гарантировано активнымучастием в МБА библиотек всех систем и ведомств, соответствующимматериально-техническим уровнем обеспечения технических процессов, четкостьюего юридических основ.
Высокаястоимость новых технических средств, появление коммерческих банков данных вбиблиотеках обусловили попытки введения платности обслуживания, что, в своюочередь, вызывает отток читателей из библиотек. Введение платностибиблиотечного обслуживания (членские взносы, плата за обслуживание, за передачуинформации и документов и др.) означает, что библиотечное дело будетфункционировать в большой степени на коммерческой основе и что устанавливаетсятесная взаимосвязь между предлагаемыми библиотечно-библиографическими услугамии их стоимостью. Возникают опасения по поводу того, что современныеавтоматизированные информационно-библиотечные системы и переход на электронныеносители информации приведут к возникновению “информационной элиты”, и правограждан на библиотечное обслуживание информацию будет целиком зависеть от ихэкономического положения.
Коммерциализациябиблиотек – это путь к отторжению людей от накопленных человечеством культурныхи научных ценностей. Это путь к диктату библиотек над читателями, к ограничениюих неотъемлемого права на свободный выбор и получение информации. 52-яГенеральная конференция ИФЛА (Токио, 1986) рекомендовала сохранить бесплатнымивсе виды библиотечных услуг для индивидуальных читателей, что получилоподдержку подавляющего большинства библиотекарей всех стран как важнейшееусловие общедоступности библиотечного обслуживания. В Федеральном законе обиблиотечном деле определен перечень основных библиотечных услуг, которыедолжны быть бесплатными (получение полной информации о составе библиотечныхфондов, консультационной помощи в поиске и выборе источников информации, любогодокумента для временного пользования и др.).
Безусловно,отдельные виды библиотечных услуг могут быть бесплатными, например, курсы икружки при библиотеках; выполнение особо сложных видов справок; обзорные итематические экскурсии по библиотеке; размещение рекламной продукции наинформационных стендах, в читальных залах, в изданиях и публикациях библиотеки;предоставление документов из фондов библиотеки для кино- и фотосъемки, дляорганизации выставок, обзоров, семинаров и др. Но необходимо специальноразработать и нормативно закрепить перечень услуг, существующих в дополнение, ане в ущерб основному бесплатному библиотечному обслуживанию. Введение платных новых,дополнительных к основному бесплатному обслуживанию библиотечных услугдополняет внебюджетное финансирование деятельности библиотек и позволяетрасширить круг запросов читателей, удовлетворяемых библиотекой. Однакофундаментальной основой библиотечного дела остается принцип бесплатногообслуживания как непременного условия обеспечения общедоступности библиотек.
Подлинноинформационное общество должно обеспечить правовые и социальные гарантии того,что каждый гражданин, находящийся в любом пункте, сможет получить всюинформацию, необходимую для его жизнедеятельности и решения стоящих перед нимпроблем. Права граждан гарантируются как в сфере библиотечного обслуживания, так и в сфере свободной организации библиотек. Правомерна ситуация, когда нарядус общедоступными будут существовать библиотеки ограниченного доступа, созданныена частные или коллективные средства. Важно, что государство, наряду сгарантиями общедоступности, создает механизм экономической заинтересованности вее расширении (например, материальное стимулирование библиотечных работников завысокое качество основных услуг).
Необходимосоздать надежную систему правовой защищенности библиотек от всех превратностейрынка: определить нормативы бюджетного и внебюджетного финансирования ихдеятельности, правовые основы взаимоотношений библиотек в условиях рыночнойэкономики с издателями и книготорговыми организациями, органами государственнойбиблиографии и научно-технической информации.
Такимобразом, соблюдение принципа общедоступности связано со сложной целостнойсистемой взаимосвязанных условий. Изучение и реализация этого принципа ведетсяв нескольких направлениях: физического и интеллектуального доступа;рациональной организации информационно-библиотечного обслуживания; внедрениясовременных технических средств; экономических и правовых аспектах. Многие изних требуют длительной и всесторонней разработки и поэтому должны быть заложеныв конкретные средне- и долгосрочные планы и программы.
· Приоритет читательских интересов
 
Гуманистическая направленность деятельностибиблиотек исходит из системы идей, отстаивающих и обосновывающих высшуюценность человеческой личности. Человек имеет право на свободное развитие иреализацию своих потребностей и интересов. Читательские интересы и потребности– это исходный пункт, цель и критерий оценки деятельности библиотеки.
В прежней библиотечной практике отсутствовалиальтернативные подходы к разным читателям и их интересам, действовал подход спозиций принципа коммунистической партийности. Жестко идеологизированныегосударственные органы предписывали библиотекам, какие книги направлять воткрытый доступ, какие в “спецхраны”, какие рекомендовались читателям.Воспитание политического мировоззрения, проведение в жизнь официальной политикине требовало глубокого изучения читательских потребностей личности(информационных, познавательных), ориентировало лишь на выполнение социальногозаказа государства. Существовавшая в СССР и других социалистических странахориентация на приоритет общественных интересов над личными ограничивала иподавляла индивидуальные читательские интересы, односторонне воздействовала насознание читателей. Создавалось иллюзорное единство читательских интересов.Нарушались, таким образом, базисные цели библиотечной деятельности: обеспечениеусловий свободного всестороннего саморазвития личности читателя, приоритетчитательских интересов.
В настоящее время в библиотечном деле происходитнеуклонный, хотя и не безболезненный, процесс избавления от устаревшихпредставлений, формируется новое библиотечное мышление. В библиотечном делевосстанавливается все ценное из научного, методического и практическогопотенциала. И одновременно отрицаются, отбрасываются дискредитировавшие себявзгляды, формы и методы, в которых отражались догматизм и нетерпимость к инымвзглядам и идеям.
Процесс обновления библиотечного дела значительнорасширил спектр проблем, требующих научного осмысления и исследования, средикоторых есть и проблема плюрализма (от лат. Pluralis –множественный) читательских интересов. Прежде она толковалась как чуждая,несвойственная социалистическому библиотечному делу. Сейчас как принципорганизации и функционирования библиотечного дела она приобретает правагражданства не только в теории, но и на практике. Демократия в РоссийскойФедерации осуществляется на основе политического и идеологическогомногообразия, многопартийности, участия беспартийных.
В чем суть плюрализма в библиотечном деле? Ее можноопределить как проявление объективно действующего многообразия читательскихинтересов, целей, устремлений и т.д. различных слоев и групп населения,отдельных граждан и соответствующего отражения, учет и реализация этогомногообразия в библиотечной деятельности.
Объективной основой плюрализма читательскихинтересов являются различия экономических, социальных, политических и другихинтересов социальных групп, коллективов и отдельных людей, отражающие ихположение в обществе и отношение к различным аспектам государственной иобщественной жизни. Осознание гражданами своих ценностей и интересов, ихдифференциация и направленность на поиск необходимой информации рождаютсоответствующие читательские интересы. Развитие социальной структуры нашегообщества будет идти не по пути установления социальной односторонности,стирания социальных различий, а наоборот, по пути социальной дифференциации,различий интересов социальных слоев и групп, что в свою очередь, будетсодействовать расширению социальной основы библиотечного плюрализма.
Каждый человек проходит свой путь приобщения ккультуре, ее ценностям, к постижению истины. Культура каждого индивидаформируется его образом жизни, различными условиями и факторами. Привести кединому знаменателю экономическое, политическое, эстетическое мышлениеразличных людей нельзя. Приоритет многообразия читательских интересов – этокачественно новый принцип организации и функционирования библиотечного дела,знаменующий, с одной стороны, отказ от монопольной, бюрократической системы,приводившей к идеологическому и организационному диктату над читателем, а сдругой – формирование демократических, гуманистических основ библиотечнойдеятельности.
Этот принцип возрождает новую духовную атмосферу вобщении библиотеки с читателем, демократизацию процесса обслуживания,утверждает права читателя на свободу выбора и оценки книги, на открытое,критическое обсуждение насущных проблем развития общества. Опираясь на диалог,дискуссии, на прямые и обратные связи с читателями, библиотеки способствуютразвитию свободы самопроявлений личности каждого отдельного читателя.
С позиции принципа приоритета читательскихинтересов библиотека отказывается от стремления определять, что лучше читатькаждому читателю, уходит от стереотипов прошлого, когда “руководство чтением”зачастую исключало альтернативность содержания читательских интересов. Упорделается на фактические и научно прогнозируемые информационные потребностичитателей, на полное удовлетворение их индивидуальных запросов. Конечно,плюрализм читательских интересов не беспределен. Библиотекарь не может невмешиваться в чтение читателя, если книга носит необъективный, вредный длячтения характер. “Ни один уважающий себя библиотекарь, — пишет известныйамериканский библиотековед Д.Х. Шира, — не позволит читателю получить книгу,если известно, что это приведет к антиобщественным последствиям. Может быть, широтавзглядов – это не больше, чем маска, которая скрывает невежество” (Д.Х. Шира.Введение в библиотековедение. – М., 1983. – С. 83).
Границы плюрализма определяются Конституцией РФ,которая, например, запрещает пропаганду расовой, национальной, социальной,классовой, религиозной вражды и ненависти, насилия и войны. Плюрализмнесовместим с беззаконием, вседозволенностью. Поэтому за библиотекой остаетсяфункция содействовать формированию политической, эстетической, нравственнойкультуры, научного мировоззрения, т.е. приобщения читателей к культуре,знаниям, обуздания в человеке биологических начал, формирования в немсоциальных и духовных качеств, воспитания способности самостоятельно мыслить ит.д. Следовательно, библиотека не только удовлетворяет читательский спрос (этолишь одна сторона ее действительности), но активно влияет на формированиечитательских интересов.
Необходимость стимулирования, активизациичитательских интересов, содействия их развитию заложена не только вобщественном назначении библиотеки, но и в требованиях самих читателей кинформации и книге. У значительной части читателей познавательные мотивы неполучают конкретного выражения в выборе книг для чтения. Читательский интерес –это движущаяся, развивающаяся читательская активность, и если на низшихступенях более высоких он приобретает сознательные, волевые черты, переходит встадию интереса инициативного.
Разрыв между уровнями читательского интересавызывает потребность воздействия на чтение читателей. Оно обычно осуществляетсяпо следующим направлениям: 1) по линии уже имеющихся интересов – их выявление,оценка, дальнейшее развитие и организация; 2) по линии возбуждения,стимулирования, создания новых интересов, каких у читателей еще нет, ихзакрепления и усиления; 3) по линии переключения – вместо имеющихсянежелательных интересов на их базе развиваются новые.
Помощь библиотеки в выборе нужных книг, расширениякругозора и знания, читательских интересов осуществляется на демократическойоснове, на основе уважения индивидуальности и творческих начал в читателе.Приоритетное внимание к личности читателя, его свободе должно сочетаться смаксимальным учетом и согласованием интересов и ценностей общества.Общечеловеческие ценности морали и нравственности, прав личности, политическойи экономической демократии, экологии, мира на земле и т.д. отражаютпринципиальное единство человеческого рода, целей и задач его развития. Онисвязаны с укреплением этого единства, сохранением человечества, созданиемблагоприятных условий для свободной реализации внутренних сил человека.общечеловеческие ценности исключают все, что разъединяет людей, ведет личностьк деградации.
Однако как не существует человек как нечто среднее,как некий общечеловек, так и общечеловеческие ценности не существуют “вообще”.Эти ценности имеют свою специфику, “окрашиваются в определенный цвет”, проходячерез призму читательского интереса. Читатель – это конкретный человек,сочетающий в себе неразделимое единство общего (общечеловеческого), особенного(национального, социального, профессионального и др.) и единичного(индивидуального). Это единство имеет диалектический характер: каждая из егосторон органически связана с остальными, влияет на них и взаимодействует сними. Диалектическое единство общего, особенного и единичного, в разныхконкретных случаях проявляющееся по-разному, и характеризует каждую личность.
Эта диалектика важна при осуществлении процессабиблиотечного обслуживания. Здесь особую активность представляют различия типовинтересов, социальных и духовных потребностей разных слоев и групп людей,обусловленные профессиональными, образовательными, демографическими,национальными, психологическими и иными особенностями. Требование учета вбиблиотечной деятельности специфических особенностей разных групп читателейприобретает особую важность в связи с тем, что они влияют на выбор книг, силавоздействия которых. В свою очередь, неизмеримо возрастает, если они адресованыне человеку вообще, а определенным людям и максимально соответствуют ихпотребностям, интересам, запросам.
Следовательно, необходимо изучать и знать читателейи в зависимости от этого знания дифференцировать (индивидуализировать)содержание, методы и организацию работы с ними. В библиотечной практикевыделяются группы молодежи (работающей, учащейся), пенсионеров, женщин, илисоциальные группы – рабочие, крестьяне, интеллигенция, что в целом важно, нонедостаточно для эффективной реализации дифференцированного подхода.Объективной основой дифференциации читателей являютсясоциально-профессиональная и социокультурная структура, а также уровеньчитательской (информационной) культуры. Указанными критериями дифференциациичитателей нельзя ограничиваться, необходимы еще дополнительные данные,характеризующие интересы личности, которые могут быть удовлетворены чтением. Большоевлияние на все стороны читательской деятельности человека оказывают, например,его индивидуальные и социально-психологические особенности, необходимостьизучения которых неуклонно возрастает.
Важным объектом дифференциации является и книга(документ, публикация), характеризующаяся исключительной индивидуальностью.Каждая книга предназначается строго определенному кругу читателей.Первостепенная задача библиотеки состоит в том, чтобы создавать такие условия,при которых каждая книга встречалась бы с соответствующим (“своим”) читателем.А это может произойти при условии обеспечения взаимного соотношениянаучно-теоретического, практического, художественного содержания книгкачественно определенным читательским потребностям и интересам.
В зависимости от дифференциации читателей илитературы необходимо дифференцировать организацию и методы обслуживаниячитателей. Только в этом случае дифференцированный подход будет пронизывать всеэлементы библиотечной деятельности и способствовать повышению ее эффективности.С позиций требований принципа приоритета читательских интересов в библиотечнойдеятельности сочетаются методы общие, дающие положительные результаты в широкихмасштабах, и особенные, применяемые в работе с определенными читательскимигруппами, а также индивидуальные, учитывающие специфические черты и особенностиконкретного (отдельного) человека.
· Системность библиотечного дела
Библиотечноедело представляет собой сложную, динамическую систему, которой присущи: а)наличие составных частей (элементов, подсистем); б) наличие тесных связей междуними; в) ценность, обусловленная взаимосвязью и взаимодействием структурныхэлементов; г) сочетание относительной самостоятельности  каждого отдельногоэлемента с выполнением  им функций, необходимых для библиотечного дела в целом.Такое понимание библиотечного дела определяет необходимость системного подходак его организации, функционированию и развитию.
Этоусловие предъявляет два взаимосвязанных требования: пропорциональность(содержание, ядро системности, как бы ее “душа”) и планирование (форма,средство установленич и осуществления системности, формирования пропорций навсех уровнях библиотечного дела). Системное развитие библиотечного дела неможет осуществляться без сознательного поддержания пропорциональности,выражающей определенное соотношение (качественное и количественное) междуразличными звеньями библиотечного дела и обеспечение соответствия объема иструктуры библиотечных ресурсов объему и структуре общественных ииндивидуальных потребностей.
Помере расширения и усложнения библиотечного дела усложняются и библиотечныепропорции. В случае несоблюдения объективного требования пропорциональностивозникают диспропорции, порождающие всевозможного рода трудности в развитиибиблиотечного дела, негативные тенденции, что побуждает библиотечных работниковвосстанавливать нарушенное соответствие. Пропорции в развитии библиотечногодела многообразны. Это прежде всего общебиблиотечные пропорции (длябиблиотечного дела в целом). Например, между структурой библиотечных ресурсов;накоплением и использованием библиотечных фондов, информационными потребностямии библиотечными ресурсами, экстенсивными и интенсивными факторами ростабиблиотечных ресурсов и др. Это также межотраслевые, межведомственные имежрегиональные пропорции. Наконец, внутрисетевые и внутрибиблиотечныепропорции. Обеспечение этих пропорций ставит задачи определения потребностейнаселения в библиотечных ресурсах, их рациональной структуры и необходимогообъема, а также выбора наиболее эффективных организационных форм и методовбиблиотечного обслуживания.
Вовсех группах библиотечных пропорций в качестве исходного и основного пунктавыступают информационные потребности. Пропорциональность, таким образом,предполагает оптимальное соответствие библиотечных ресурсов информационнымпотребностям, т.е. сознательное определение и поддержание необходимых пропорцийв распределении библиотечных ресурсов в соответствии с потребностями в них. Этипропорции имеют динамичный характер, т.е. развиваются под воздействием постоянноменяющихся и растущих информационных потребностей.
Пропорциональностьтесно связана со сбалансированностью. Последняя представляет собой частныйслучай состояния пропорциональности, когда пропорциональность может бытьвыражена количественной мерой как соотношение (разница) между конкретнойпотребностью и степенью ее удовлетворения за счет имеющихся ресурсов.Пропорциональность значительно шире по содержанию, чем сбалансированность. Онаотражает не только количественно соотношения, но прежде всего качественноесостояние структуры и внутренних связей библиотечного дела. Кроме того,пропорциональность (диспропорциональность) характеризует устойчивостьбиблиотечного дела и отдельных его частей (сфер, звеньев0 в течение достаточнопродолжительного времени, тогда как сбалансированность – соотношение междуотдельными элементами библиотечного дела, сложившиеся в данный момент.
Существеннымусловием реализации требований принципа системности является обеспечениевзаимосвязи (пропорциональности) отраслевого и территориального подходов ворганизации библиотечного дела. Любая библиотека, будучи одним из многих“слагаемых” какой-то отрасли народного хозяйства, вместе с тем служит звеномтого или иного территориального сочетания библиотек. Библиотеки отрасли, как правило,территориально разобщены, что значительно ограничивает возможности ихсогласованного развития. В то же время библиотеки разных отраслей народногохозяйства, расположенные на одной территории, взаимодействуя, образуюттерриториальное библиотечное объединение.
Каждыйподход имеет свои достоинства. Отраслевой подход позволяет развиватьвнутриотраслевые связи, эффективно использовать ресурсы каждой отраслевойбиблиотечной сети. Однако на отраслевом уровне территориальные особенностиотдельных библиотечных сетей полностью утрачены быть не могут. Вне поля зренияостаются многие вопросы, связанные с территориальной организацией библиотечногодела: структурой библиотечных ресурсов, их использованием, взаимодействиемотраслевых библиотечных сетей.
Спецификатерриториального подхода, следовательно, состоит в том, чтобы учесть веськомплекс условий развития библиотечного дела на той или иной территории,выявить “узкие места”, обосновать необходимые меры по преодолению разрыва междууровнями библиотечного дела в разных районах страны. Территориальный принципобеспечивает координацию деятельности отраслевых библиотечных сетей внутрирегионов, обоснование информационных потребностей и библиотечных ресурсовкаждого региона, их эффективное использование, развитие целесообразноговнутрирайонного взаимодействия библиотек, установление рациональных межрайонныхбиблиотечных связей.
Реализациясистемности происходит не автоматически, а через сознательную деятельностьбиблиотечных работников. Поэтому разрабатываются программы и планы,осуществляется процесс планирования библиотечного дела, т.е. выбор иустановление библиотечных пропорций, соответствующих информационнымпотребностям, связи и согласованности всех сторон (частей, процессов, явлений)библиотечного дела как целостной системы. С планирования начинается и имнаправляется весь цикл организации и функционирования библиотеки ибиблиотечного дела. Опыт планового управления – одно из важнейших приобретенийцивилизации в XX столетии. Если, конечно, неотождествлять его с бюрократическими формами, практиковавшимися в прошлом.
Плановымуправлением охватывается как библиотечное дело в целом, так и все его звенья.Без планирования невозможно: осуществление единой (структурной итерриториальной библиотечной политики; разработка и осуществление региональныхи межрегиональных (межведомственных) программ; разрешение противоречий междуинформационными потребностями и библиотечными ресурсами; использованиеэкономических регуляторов для управления библиотечными процессами и др. Успех библиотечнойдеятельности на всех ее уровнях определяется прежде всего качествомпланирования. Если план (программа) плохой, если он неправильно ориентирован,то вся последующая деятельность будет обесценена, а в ряде случаев дажебесполезна.
Процессбиблиотечной деятельности динамичен, здесь возможны постоянные отклонения отустановленного порядка. Чтобы быстро устранять помехи, необходим оперативныйанализ данных по ходу работы. Текущий анализ констатирует, что, как и почемууже произошло.
Библиотечныйанализ является важнейшим инструментом не только текущего контроля библиотечнойдеятельности, но и ее перспективного планирования перспективным анализомназывается анализ результатов библиотечной деятельности с целью определения ихвозможных значений в будущем.
Успешнодействовать в непрерывно изменяющейся ситуации способна та библиотечнаясистема, которая не просто следит за переменами, а использует новейшуюинформацию для оперативной корректировки своей деятельности. План в этом случаебудет тем, чем ему и надлежит быть: документом, в котором определяются порядок,последовательность, сроки и затраты на выполнение взаимосвязанных действий,направленных на достижение намеченного конечного результата. Во что бы то нистало держаться плановых заданий при внешних или внутренних изменениях – делозаведомо бесперспективное и нерентабельное. Библиотеки, как правило, не имеют всвоих руках всех элементов внешней среды. Поэтому планы не должны бытьжесткими, т.е. они не должны носить директивный характер. При ясном пониманиилогики стратегического (перспективного) подхода к планированию не следуетслишком строго придерживаться планов, исходя лишь из того, что это планы. Онидолжны скорее служить рабочими гипотезами (программами, предвидениями), которыепересматриваются по мере поступления новой информации об изменениях предпосылокплана или условий их реализации. Следовательно, планы должны корректироваться ибыть скользящими.
Библиотечноедело – это совокупность библиотек разных типов и видов. И поэтому библиотечноедело представляет собой сложную систему, которой присуще:
- наличие составныхчастей, элементов
- наличие тесныхсвязей между ними
- целостностьсистемы, обусловленная взаимосвязью и взаимодействием отдельных элементов
- сочетаниеотносительной самостоятельности каждого элемента системы с выполнением функций,присущих библиотечному делу в целом.
Каждаяотдельная библиотека выполняет свою определенную функцию в зависимости от еетипа, вида, территориального положения и др. Каждая библиотека являетсяэлементом системы библиотек.
Вопросвзаимодействия библиотек рассматривается и в законе РФ о библиотечном деле(глава 6). Таким образом обеспечивается целостность единой системы библиотек,т.к. все областные библиотеки тоже взаимодействуют через Общероссийский методическийцентр – РНБ в С-Петербурге. Все государственные библиотеки нашей страныразмещаются по территориальному признаку. Согласно делению страны на отдельныетерритории: города, села, районы, края. Существуют: сельские, городскиекраевые, районные, областные библиотеки и на каждом территориальном уровнеимеется своя центральная библиотека – методический центр. Таким образом длягосударственных библиотек министерства культуры основным является отраслевойпризнак, но есть и другой – территориальный признак размещения библиотек натерритории страны. Библиотеки отраслевого признака обслуживают пользователей поместу работы, а территориального – по месту жительства.
Библиотекисельскохозяйственные, научные, технические, научно-технические принадлежат неминистерству культуры, а различным ведомствам. Эти ведомства, т.е. отраслевыеминистерства организуют собственные отраслевые сети библиотек. Среди всех этихбиблиотек выделяют самые крупные, которые и становятся методическими центрамидля библиотек своего ведомства. Например: ЦНМБ в Москве является смой главнойбиблиотекой для всех медицинских библиотек и оказывает им методическую помощь;ЦНСХБ в Москве является главной сельскохозяйственной библиотекой нашей страны.Таким образом видим отраслевые системы библиотек.
Натерритории отдельных областей образуются территориальные библиотечныеобъединения специальных библиотек. Здесь также выделяются самые крупныебиблиотеки определенного типа и вида, которые становятся центральными длябиблиотек своего региона и оказывают методическую помощь остальным звеньям.Например в орловской области есмть центральная научная с-х библиотека НИИзернобобовых и крупяных культур, которая объединяет в систему, помогает всемдругим библиотекам орловской области. Областная научная медицинская библиотекаявляется методическим центром для всех медицинских библиотек орловской области.Научная библиотека орловского классического университета является методическимцентром для всех вузовских библиотек и всех учебных заведений и т.д.
Такимобразом системность библиотечного дела проявляется в сочетании итерриториального и отраслевого признаков размещения библиотек на территориистраны и образования библиотечных подсистем взаимосвязанных между собой вцелостные методические центры.
· Оптимальноесочетание централизации и децентрализации библиотечной деятельности
 
Взаконе РФ о библиотечном деле есть статья о ЦБС, где определяется, что ЦБСявляется добровольным объединением библиотек на единице территории. На практикеэто означает, что в масштабах всей страны возможно как существование целыхцентральных систем, так и существование самостоятельных библиотек, насамостоятельном финансировании. В каждом конкретном отдельном случае по законуэтот вопрос определяется добровольно в зависимости от условий. На территорииОрловской области в течении 20 лет в каждом районе существует централизация ивсего в области более 20 ЦБС. В условиях ЦБС работают только государственныебиблиотеки орловской областной системы Министерства культуры. В начале 90-х гг.была ликвидирована в Орловской области существующая ранее ЦБС профсоюзныхбиблиотек. Они получили самостоятельность.
Основнымсодержанием процессов организации и функционирования библиотечного делаявляется специализация библиотек, т.е. размежевание, разделение сфердеятельности по формированию и использованию соответствующих видов библиотечныхресурсов и удовлетворению соответствующих информационных потребностей. Выделяюттри вида библиотечной специализации – специализация библиотечных сетей,специализация отдельных библиотек и внутрибиблиотечная.
Двапервых вида представляют собой процесс формирования и увеличения числасамостоятельных библиотек и библиотечных сетей, характер которых определяетсянаправлениями деятельности обслуживаемых групп населения и организации.Специализация внутрибиблиотечная выражается в специализации структурныхподразделений и библиотечных работников. Наиболее рациональным, экономически итехнологически выгодным механизмом соединения, интеграции библиотек, широкораспространенным в мировой практике, является централизация.
Централизованноеуправление библиотеками и библиотечными процессами осуществляется вышестоящиморганом управления (вышестоящей системой) и проявляется в доведенииобязательных для выполнения заданий и выделении для этого необходимых ресурсов.Для российского библиотечного дела была характерна сверхцентрализация, т.е.сосредоточение руководства библиотечным делом или определенными библиотечнымипроцессами в едином центре, распространение государственного руководства на всюбиблиотечную систему страны, единообразное решение в государственном масштабеорганизационных проблем, организация повсеместного методического руководствабиблиотеками. Принципиальная особенность такой сверхцентрализации состояла вдирективности управления и недооценке (а правильнее, игнорировании, отрицании)самой идеи самостоятельности библиотек. Реально централизованное управление неможет охватить все многообразие библиотечных процессов и связей.
Децентрализациябиблиотечной деятельности – это развитие библиотечного самоуправления вграницах самостоятельности библиотеки. Она не только нарушает централизованноустановленные между библиотекой и вышестоящей системой (надсистемой) связи, а,напротив, дополняет их. Поэтому развитие самоуправления в границахсамостоятельности библиотеки повышает целостность, организованность иустойчивость той системы. В которую входит рассматриваемая библиотека.Игнорирование библиотекой границ самостоятельности, абсолютизациясамостоятельного определения ею своего состояния (иначе говоря, установлениесамой себе заданий), как и сверцентрализация, приводят к отрицательнымпоследствиям.
Развитиебиблиотечного дела требует оптимального определения степени централизации идецентрализации. Смысл централизации библиотек и библиотечных процессов состоитне в формальном административном подчинении, не в жесткой привязке библиотек кцентру, а в определении того рационального соотношения централизации идецентрализации всех звеньев, которые обеспечивают максимум инициативы исамостоятельности отдельных библиотек и библиотечных сетей, единство ихфункционирования с целями и задачами библиотечной системы.
Централизациядает возможность объединять основные библиотечные процессы и при дефицитебиблиотечных ресурсов находить более эффективные пути их формирования ииспользования. Централизация создает условия, необходимые для решенияпринципиальных вопросов. В централизованном порядке выполняются следующиефункции: определение основных направлений и перспектив развития библиотечнойсистемы; проведение единой политики формирования, размещения и использованиябиблиотечных ресурсов; централизованное комплектование, обработка иперераспределение литературы; централизация сигнальной библиографическойинформации, сведений о новых поступлениях литературы 9сводные каталоги),межбиблиотечного абонемента, хранения редкоиспользуемой литературы,использования машинной техники; единая политика в работе с кадрами. А также вобласти повышения квалификации и др.
Вусловиях централизации любой библиотеке обеспечивается возможность получения изобщего фонда тематических  других подборок  литературы в длительноепользование, право систематически освобождать свой фонд от потерявшейактуальное значение, неиспользуемой или непрофильной литературы, передавая ее вфонд центральной библиотеки ЦБС. Бесперебойная циркуляция литературы,подвижность библиотечного фонда, оперативно используемого всей библиотечнойсистемой, информация о фондах, не ограниченных рамками отдельных библиотек(выставки новой литературы, поступившей в ЦБС, информационные бюллетени,сводные каталоги, библиографические указатели) – все это позволяет отдельнойбиблиотеке избежать ненужного дублирования, подчинить формирование своего фондапрофилю обслуживаемого района. Централизация освобождает библиотеки от целогоряда функций, которые они самостоятельно не могут выполнить, и позволяет имсосредоточить свое внимание на обслуживании читателей, наиболее полномудовлетворении их запросов.
Отрицательнымфактором централизации является опасность чрезмерной регламентации(зарегулированности), которая приводит к тому, что не учитываются конкретныеусловия и особенности низовых библиотек.
Всоответствии с Федеральным законом о библиотечном деле библиотеки имеют право:самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности,осуществлять хозяйственную деятельность для расширения номенклатуры услуг исоциально-творческого развития библиотеки и т.д.
Вто же время децентрализация имеет и ряд отрицательных сторон: реальнаяопасность несогласованных действий библиотек, объективно не направленных надостижение общей цели библиотечной системы, вполне возможная переоценкафакторов, учитывающих лишь текущие нужды данной библиотеки и недооценкафакторов перспективного развития всей системы. Уровни централизации идецентрализации должны быть сбалансированы.
Врамках библиотечных систем происходит как полная централизация, при которойменяется юридическое положение библиотек, становящихся филиалами центральной,так и частичная централизация отдельных процессов, не затрагивающаяадминистративной подчиненности библиотек соответствующим организациям. Могутсоздаваться централизованные системы смешанного типа, куда входят библиотеки,преобразованные в филиалы и объединяемые на основе частичной централизации.
· Координацияи кооперирование библиотечной деятельности
 
Координация– это взаимосвязь между библиотеками, согласно их деятельности между собой иразмежевание функций между библиотеками в зависимости от их типологическиххарактеристик.
Всебиблиотеки на территории каждого региона не оторваны, а взаимосвязаны,взаимодействуют друг с другом. Взаимодействие между библиотеками,координирование их работы осуществляется не только на территории отдельногорегиона, но и в масштабах всей страны. Функции координационного центравыполняют центральные библиотеки региона: например, в Орловской областикоординационным центром для всех библиотек всех типов и видов являетсяпубличная библиотека им. Бунина. Она является центральным межведомственнымкоординационным центром. В ее структуре есть научно методический отдел, которыйсогласует деятельность всех библиотек области. Но на территории орловскойобласти есть ведомственные сети библиотек, например, медицинские библиотеки,с/х библиотеки, учебные. Внутри каждой ведомственной сети есть центральнаябиблиотека, которая координирует работу библиотек сети, а областная библиотекаим. Бунина является межведомственным координационным центром и она координируетработу всех библиотек сетей различных систем и ведомств. При библиотеках областныхсоздаются межведомственные координационные библиотечные советы, в которыевходят директора центральных библиотек всех систем и ведомств. Межведомственныйкоординационный совет проводит совещания, заседания, научные конференции повопросам развития библиотечного дела области. Координация в библиотечном деле вмасштабах всей страны осуществляется следующим образом.
Есть2 библиотеки РГБ и РНБ; РГБ – является главным координационным центром для всехбиблиотек страны независимо от ведомственного подчинения. Здесь так жесуществует координационный библиотечный совет, куда входят директора всехкрупных библиотек страны: ЦНСХБ, ЦНМБ, ГПНТБ, и др. согласуют свою работу,координируют ее при РГБ.
Координацияозначает не только согласование, выработку общих направлений в работе, но иразделение функций между библиотеками, позволяет экономить труд и финансовыересурсы. Например согласно размежеванию и типологической характеристике впомощь здравоохранения работают Государственные универсальные библиотеки и Медицинскиебиблиотеки. Размежеваний функций происходит следующим образом: медицинскиебиблиотеки обслуживают специалистов в области здравоохранения медицинскойлитературой, а все остальное население обслуживают универсальныегосударственные библиотеки через научно-популярную литературу.
Координация– это формирование корректирующих или поддерживающих воздействий дляобеспечения согласованных действий организационно независимых библиотек(библиотечных систем).
Впроцессе координации вычленяются общие, совпадающие или пересекающиеся интересыбиблиотек, производится оценка степени их взаимообусловленности ивзаимозависимости. Суть координации состоит, с одной стороны, в согласованиифункций отдельных библиотек и библиотечных сетей между собой, с другой – всогласовании их деятельности с общими целями библиотечной системы.
Библиотечнаякоординация организуется по отраслевому и территориальному принципам.Координация библиотек в рамках одной отрасли называется отраслевой (сетевой),между библиотеками разных отраслей (ведомств) – межотраслевой(межведомственной, межсетевой). В зависимости от территории библиотечнаякоординация бывает внутрирайонной и межрайонной и может охватывать низовыеадминистративные районы, промышленные центры, экономические районы и т.д.
Такимобразом, библиотечная координация – это организация определенной, заранеепредусмотренной планом на основе специализации (разделение труда) ирассчитанной на длительный срок взаимной связи между библиотеками(библиотечными сетями) в целях совместного решения общей задачи – максимальногопривлечения населения к пользованию библиотечной книгой, более полногоудовлетворения читательских запросов, рационального формирования и эффективногоиспользования библиотечных ресурсов.
Скоординацией тесно связан принцип кооперирования. Процесс кооперированияосуществляется, как правило не по указанию центра, а по инициативе самихбиблиотек. Он может охватывать отдельные регионы страны и носитьмежрегиональный характер, а может охватывать и всю страну и даже выходить запределы государственных границ. Так, активно осуществляется кооперирование наобщеевропейском уровне. Эта инициатива исходит от Европейской лигиисследовательских библиотек, объединяющей свыше двухсот национальных,университетских, вузовский и крупнейших библиотек. В результате реальностьюстали обмен библиографическими и документальными сведениями между библиотеками,практически осуществляется неограниченный доступ к библиотекам и их фондам идр.
Кооперирование– не самоцель, это естественная необходимость, без которой полноценное развитиебиблиотек невозможно. цель кооперирования – увеличение объема соответствующегобиблиотечного обслуживания путем взаимной доступности библиотечных ресурсов.Кооперирование охватывает различные стороны (сферы, отрасли) библиотечногодела.
Развитиекооперирования приводит к ослаблению иерархических ведомственных структур, кукреплению горизонтальных (межведомственных) библиотечных взаимосвязей,опирающихся на договорные отношения.
· Государственно-общественныйхарактер библиотечного дела
 
Одним из основных принципов организации и функционированиябиблиотечного дела является его государственно-общественный характер.
В соответствии с Федеральным законом о библиотечном делегосударство берет на себя разработку стратегических задач библиотечного дела,формирование правовой и нормативной основы библиотечной деятельности, создаетсистему общероссийских библиотечных законов и соответствующих подзаконныхактов.
Государство разрабатывает конкретные нормы, препятствующиеликвидации библиотек, не только учрежденных государственными органами власти,но и ведомствами, профсоюзами и другими организациями. Запрещена приватизациядействующих государственных библиотек. Государство берет на себяответственность за формирование и обеспечение условий целостности (единства)общегосударственного библиотечного фонда. Государство обеспечивает связи междуиздательствами и библиотеками через книготорговую сеть, берет на себя развитиематериально-технической базы, осуществляется приоритетное выделение капитальныхвложений в укрепление и развитие культуры, в том числе библиотечного дела.
Не допускается проектирование и строительство населенныхпунктов и жилых массивов без обеспечения их библиотеками, с учетомградостроительных норм, правил и потребностей населения. государствообеспечивает приоритет развития библиотек сельской местности, районах КрайнегоСевера. Государство поощряет привлечение общественных и частных источниковфинансирования для развития библиотек снижением налогов и другими льготами.Органы государственного управления обеспечивают потребности в продукции,необходимой библиотекам, разрабатывают и реализуют программы обеспечениявнедрения новой техники и технологии, стимулируют другие негосударственныеорганизации (через налоговые льготы, кредитование) в создании новой техники итехнологии для библиотек.
Государственная финансовая поддержка выражается в двух формах– целевое финансирование (в том числе конкретных видов деятельности независимоот видов библиотек, которые в ней участвуют) и льготы по платежам в бюджет.Библиотеки пользуются льготным налогообложением. В общегосударственном масштабеорганизуются подготовка и повышение квалификации библиотечных кадров, создаетсяи финансируется система высших и средних специальных учебных заведений, институтови курсов повышения квалификации.
Согласно закона РФ о библиотечном деле в нашей странебиблиотеки могут открывать и финансировать:
1. Государство влице органов местной власти
2. Различныеминистерства и ведомства
3. Общественныеорганизации
4. Частные лица.
Таким образом библиотечное дело в стране имеетгосударственно-общественный характер, т.е. библиотеки содержат, финансируютгосударство и его ведомства с одной стороны, а с другой – общество в лицепартий и частных лиц.
Также в работе каждой, отдельно взятой библиотеки имеютсядемократические начала – это выражается в том, что сами читатели участвуют вбиблиотечной работе. В каждой библиотеке имеется актив читателей, помогающий впроведении мероприятий и другой работы. У библиотек есть спонсоры, шефы состороны предприятий. Есть отдельные граждане, дарящие библиотекам разное. Прибиблиотеках создаются библиотечные советы, в которые входят самые активныечитатели – ее друзья – это представители всех читателей и они помогаютбиблиотекам, выражают интересы, выступают с предложением, помощью.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.