Реферат по предмету "Культура и искусство"


Понятие культуры. Истоки русской культуры

Понятиекультуры. Истоки русской культуры

Человеческое сообществоесть часть биосферы земли, и потому его существование подчиняется природнымзакономерностям. Социальная жизнь также частично управляется стихийными, малозависящими от воли людей силами. Вместе с тем, в отличие от других природныхсуществ и организмов, люди строят свою жизнь в соответствии с определенными,сознательно введенными установлениями и нормами. Эти законы тесно связаны стем, что мы называем культурой. Слово культура в переводе с латинского означает«возделывание» или «почитание». Первое значение указывает на связь сземледелием, с выращиванием растений, которые мы недаром называем культурными.Для этих растений, в отличие от дикорастущих, должна быть создана особая среда,т.е. природа должна быть благоустроена.
Параллель между жизньючеловека и земледелием была осознана античностью и составляла содержаниеелевсинских мистерий — главного религиозного таинства Древней Греции. Вчеловеческом обществе в целом культура есть также благоустройство природнойсреды. Природная среда осваивается, границы ее расширяются, человек обживаетдополнительное пространство. Все это, однако, подразумевает определенноепонятие о благе. Оно исходит из более широкого во времени и пространствепредставления о жизни, чем у природного существа, и связано прежде всего срелигией. Отсюда второе значение слова культура — почитание высшего начала,ценностей, единых для некоторого сообщества людей. Все это образует культуру.Часто мы ассоциируем культуру только с ее отдельными плодами, однако это так женеправильно, как связывать культуру сада только с собранным урожаем, а не соспособом возделывания почвы и т.д.
Культурная среда,окружающая человека, есть единство материальной и духовной среды. Последняявключает в себя все представления о том, что находится за пределаминепосредственного восприятия. Человек живет не только в материальном, но и в духовноммире, который создается памятью, размышлением, воображением, и мы прежде всегосчитаем человека культурным, если у него, как принято говорить, богатыйдуховный мир. В связи с этим следует вспомнить о словах апостола Павла, о том,что задача человеческой жизни есть «домостроительство», под которым понимается возведениедуховной постройки. В то же время домостроительство требует, чтобы материальнаяжизнь была также согласована с понятием о благе, которое вырабатывает культураи прежде всего религия.
Каждое человеческоесообщество имеет свою культуру. Можно ли говорить о различных ступеняхкультурного развития общества? Из античности нам известно не толькопротивопоставление культуры и природы, но также культуры и варварства. Вопрос отом, что хорошо и что плохо в культуре, сложен. Однако, можно указать на двасвойства высокой культуры. Во-первых, она должна иметь определенное лицо,которое при этом выражает ее внутреннее содержание, т. е. ее ценности. Лицокультуры проявляется, как в представляющих ее личностях и общественныхинститутах, так и в культурных текстах. Лицо христианской культуры выражено вБиблии, сочинениях отцов церкви, литературных произведениях и т.д. Во-вторых,культура должна быть способна к пониманию иного, к диалогу. В основе любойкультуры лежит определенный диалог с природой или с высшим началом — Богом, нотем не менее эта способность свойственна культурам в разной степени. Заметим,что способность понять чужое и выразить свое есть также свойства языка. Такимобразом, понятно, что язык есть как бы второе я или тень, без которой культуране существует. Диалогичность высокой культуры ведет к тому, что онапредоставляет человеку жизненные альтернативы, допускает разные ответы на одини тот же вопрос. Культура создает защищенное пространство, где возможно болееили менее свободное движение. Например, такой культурный феномен, как одежда,дает нам возможность до некоторой степени менять свой внешний облик. Полнаясвобода, однако, ведет к разрушению природных и социальных основ бытия, то естьк антикультуре. В варварском обществе все ответы на возможные вопросы жестко запрограммированы.
Как же функционируеткультура в человеческом обществе? Безусловно, она реализуется через поведениеотдельного человека и через поведение общества по отношению к нему. Поведениечеловека может регулироваться или жесткой системой правил или пониманиемценностей, свойственных данной культуре. За соблюдением обязательных правил изапретов следят властные структуры, роль которых могут играть род, семья и впервую очередь государство. Вместе с тем разворачивается и более свободнаяобщественная и частная жизнь. В ее процессе человек взаимодействует с отдельнойсоциальной, национальной или религиозной группой, ведет с ней диалог, а группыведут диалог между собой.
Общество не только ограничиваетчеловека, но и сообщает ему собственное понимание блага. В то же время ичеловек, и отдельная группа могут вносить изменения в систему ценностей. Такоеразвитие должно происходить, но не слишком быстро, без разрыва с традицией;общество создает особые институты, которые обеспечивают сохранение и развитиекультуры. Эти институты прежде всего связаны с религиозным культом. Дляевропейских народов — это христианская церковь. Сохранение традиции в жизниобщества олицетворяет храм — национальная или межнациональная святыня. С другойстороны, динамическая сторона культуры олицетворяется в рынке — месте, гдепроисходит наиболее интенсивное общение людей между собой. В древних Афинах холмАкрополь, где находились храмы, и рыночная площадь — агора — представляли двестороны греческой культуры. В древнем Новгороде также существовало равновесиемежду соборной и торговой сторонами. Общество создает и другие регуляторыкультуры — школу, печать, искусство и т.д. Между различными проявлениямиобщественной жизни и предписаниями власти могут возникать и постоянно возникаютконфликты. Классический пример этого в условиях античной демократии — процесспротив Сократа и его казнь. Необходимо иметь в виду и такие ситуации, когдавласть предписывает изменить жизненные нормы, а общество вступает с нею вконфликт, отстаивая традицию.
Можно говорить о культуреотдельного человека, социальной или профессиональной группы, о культуреопределенной эпохи. Наиболее важным является понятие культуры народа,связанного единым языком и относительном единством государственной иобщественной жизни. Такая культура формируется в процессе историческогоразвития, несет в себе память о прошлом, и только она может быть основойбудущего.
Первоначальным источникомрусской культуры была земледельческая культура древних славян, сложившаяся в6-10 в. н.э. Эта культура, как любая языческая, была связана с почитаниемприродных сил, на котором основывалась духовная и материальная жизнь древнегочеловека. Духовная жизнь людей определялась в первую очередь осмыслениемсуточного и годового солнечного циклов и была теснейшим образом связана скалендарем. В славянской культуре отчетливо прослеживается переживание сменывремен годы, особенно заметное для обитателя русской равнины и тем более важноедля земледельца.
В системе ценностейдревнего славянина, а впоследствии жителя России одним из главных был культ Земли,воспринимавшейся как Мать и Кормилица. Главным лицом древнейшего пластарусского былинного эпоса стал богатырь- пахарь Микула Селянинович, единственныйкому по плечу «земная тяга». «Власть земли» над душой русского крестьянина, окоторой много писал Глеб Успенский, сохранялась до недавних времен.Впоследствии идея Матери-Земли преобразуется в идею родной земли, Родины,расположенной между «Диким полем» — степью, населенной воинственнымикочевниками, — и глухими лесами Севера. Необходимость постоянной защиты отвражеских нашествий способствовала единству русской земли. Несмотря на ееогромную протяженность, на то, что Россию называют «страной стран», ее духовноеи даже языковое единство беспрецедентно. Среди жителей Севера до сих пор живетпамять о легендарных подвигах киевских богатырей, защитников Родной земли, ИльиМуромца и его товарищей.
В Восточной Европесформировалась сельская цивилизация, во многомотличная от преимущественно городской цивилизации Западной Европы, котораяиспытала огромное влияние форм жизни, сложившихся в античном мире. Принятиехристианства трансформировало обе эти цивилизации или культуры, но различиесохранилось, во многом благодаря разделению христианской церкви на католическуюи православную. Помимо прочего, церкви разошлись в понимании соотношения между“природой творящей” (творцом) и “природой сотворенной” (твореньем), а такжемежду тем, что сотворено самим творцом и вторичным твореньем человека. Если католическийЗапад стремился, в конечном счете, к построению «земного града», подобного«граду небесному», то православный Восток не ставил себе целью переустройствоземной жизни, но считал ее странствованием, ведущим к жизни небесной жизни какединственной цели. Путь христианина заключался, по словам князя ВладимираМономаха, в трех делах: покаянии, слезах и милостыне. Другое отличие заключалосьв большей самостоятельности православного христианина, по сравнению с католиком,в его отношении к Богу. Центральный миф русской культуры — сказание о градеКитеже, в котором запечатлелась народная мысль о бесконечном превосходственевидимого мира над видимым. Доступный глазу образ духовного, невидимого мира — это русская икона.
Идея Родины под влияниемхристианства стала идеей «святой Руси», земли истинной веры. «Святая Русь» неосознавала себя землей свободной от греха, которого невозможно было избежать на«мирском торжище». Свободными от греха были только подвижники, чья жизнь оставаласьнедосягаемым образцом для остальных верующих. Но тех и других объединялоглубокое смирение перед богом, а неправедная жизнь мирян искупалась ещестраданием. Страдание народа и самой земли русской делало ее угодной богу. Вспомнимслова Тютчева:
Опоясан ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царьнебесный
Исходил, благословляя.
В еще большей степениРоссия воспринималась, как земля Богородицы, образ которой связывалсянепосредственно с образом матери-земли, закрепляя единство древнеславянской иправославной основ культуры.
Главным хранителемкультурной традиции в России 11-17 веков была церковь. С ней были связаны распространениесвященных текстов, летописное дело и дела милосердия, составлявшие важнуюсторону общественной жизни Древней Руси. Православная церковь рождала великихподвижников: Феодосия Печерского, Сергея Радонежского и многих других борцов заединство Руси, за мир и согласие внутри нее. Они были теми, кто поднял голоспротив междоусобной распри Х11-Х1V веков, направил Русь на борьбу статаро-монгольским игом, а потом и на прекращение Смуты ХV11 века. Основываяобители, русские святые были и великими распространителями культуры на север ивосток.
Начиная с 15 векаактивное начало в русской жизни, приносившее изменения в культурную ситуацию,воплощалось, главным образом, в центральной власти, царе и его ближайшемокружении. Прежде всего развитие военного дела требовало диалога с Западом.Этот диалог постепенно становился все более интенсивным, чтобы в Петровскоевремя привести к европеизации и обмирщению жизни высших слоев русскогообщества.
Петра I захватила мечта о воссоздании на Руси иноземного рая,разнообразных и привлекательных форм иноземной жизни, с которыми онпознакомился в московской Немецкой слободе. По мысли Петра, Россия, каккорабль, должна была оторваться от своего прошлого и плыть в утопическоебудущее, в будущем далеко оставляя за собой Европу. Утопия осталасьнереализованной, но европейское влияние достаточно мощно сказалось на жизнирусского общества. Примечательно, что Петр уделил огромное внимание изменениювнешних, казалось бы формальных, атрибутов жизни. По словам поэта А.К.Толстого, он:
Гладко всех обрил,
А к святкам, так чточудо,
В голландцев нарядил.
Петр I воплощал в жизнь свои нововведения«рукой железной», фактически не оставляя простора для свободной общественнойжизни и попросту уничтожая недовольных. Даже церковь подверглась жестокомустеснению, навсегда потеряв свою руководящую роль в русской культуре.
Европейская традиция,сформировавшаяся к 17 веку, понимала культуру как благоустройство земной жизни,ведущее человека к счастью. Особенно в идеологии протестантизма оказалась четковыражена мысль, что земное благосостояние есть благословение божье, стольпротивоположная традиционной для России мысли, что божье благословение — этоземное страдание. На первых порах столкнувшиеся с европейской жизнью русскиелюди, по преимуществу принадлежавшие к дворянскому сословью, упрощенновосприняли принцип счастья как принцип удовольствия или наслаждения жизнью. Напериферии их сознания оказались принципы свободы личности и правового общества,выработанные Европой в течение веков под большим влиянием полученного еюантичного наследства. Только в малой степени был воспринят принцип труда какглавной жизненной задачи, хотя этим принципом определялась личная деятельностьПетра Великого, владевшего более чем тридцатью ремеслами. Но у большинства егосподвижников преобладало стремление к достижению существования полного роскошии удовольствий, принимавшее к тому же самые дикие варварские формы. Отсутствиеобщественной жизни компенсировалось нарушением всех норм в жизни частной, с чемне могла справиться даже царская власть.
В противовес этимстремлениям Петр начал внедрять в сознание дворянства новые ценности: заимствованнуюЕвропой у античности идею служения отечеству и славы отечества, а также личнойславы. Идея служения отечеству оказалась очень близка русскому человеку исыграла в дальнейшем огромную роль в нашей истории. Она, однако, непредохранила Русь от политического и культурного хаоса, дававшего о себе знатьв течение 18 века и особенно его первой половины. Культурный хаос проявился и вязыке людей 18 века, в котором странно и неорганично сочетались национальные изаимствованные элементы.
Преодолению хаоса должнабыла также способствовать введенная Петром система образования, готовившая емусотрудников в деле благоустройства русской жизни. Благодаря этой системепоявилось значительное число образованных людей, вдохновленных реформаторскимиидеями царя, надолго оставшегося для них примером. В первой половине 18 векасреди этих людей были представители различных социальных групп. Достаточноназвать Михаила Ломоносова, который одним из первых начал возрождатьобщественную жизнь в рамках Академии наук и Московского университета. Ломоносов,вслед за Петром, сформулировал задачу, стоявшую перед русским образованнымчеловеком: освоение европейского культурного опыта и приложение его к развитиюРоссии, государства, обладающего неограниченными возможностями.
Часть русского обществапыталась противиться резкому изменению форм жизни. В эти годы церковь воплощалав себе консервативное начало. Консервативный элемент господствовал и вментальности русского человека, как она сложилась к концу 17 века и проявиласьуже в движении Раскола, столь отличном от европейской Реформации. Русский(вернее славянский) характер той эпохи, в сравнении с западным, достаточноярко, хотя и не вполне справедливо, очерчен хорватом Юрием Крижаничем, многолет прожившим в России конца 17 века. « Мы неразговорчивы, а они бойки на язык,мы медленны умом и простосердечны, они исполнены всяких хитростей. Мы гуляки ирасточители, они преданы корысти. Мы ленивы к работе и наукам, они трудолюбивыи часу лишнего не проспят.»
Результатом петровскихреформ явился не преодоленный до нынешнего дня раскол общества на людей,ориентированных на определенное заимствование западных начал, и тех, ктосознательно или в силу социального положения, придерживался традиционногообраза жизни. «В высших слоях проявилось знание, но знание, оторванное отжизни, -писал историк Грановский,- в низших — жизнь никогда не восходила досознания.» Этот раскол был запечатлен Александром Блоком в образе двухнепримиримых станов накануне Куликовской битвы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Лексические средства выражения концепта природа в произведениях ИС Тургенева
Реферат Основы профессионального консультирования
Реферат King Oedipus Essay Research Paper
Реферат Болдинская осень в жизни АС Пушкина
Реферат Оптимизация сроков посева зерновых культур в степной зоне Южного Урала на примере ООО Брединское
Реферат Проблема использования монографических и сравнительных исследований в современных условиях
Реферат Либерализм в России:основные этапы, идеи, особенности и перспективы
Реферат Ислам в новую эпоху
Реферат Корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи производственных показателей предприятия организ
Реферат Pride And Prejudice Essay Research Paper Molly
Реферат Проблемы института законного представительства
Реферат Образы помещиков в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо и в сказках Салтыкова-Щедрина
Реферат Лингвистическое изучение диалога как средства коммуникации
Реферат Столыпин П.А.
Реферат Принципы справедливости в уголовном праве