Реферат по предмету "Культура и искусство"


Польская музыкальная культура. К. Шимановский

Польская музыкальнаякультура — одна из древнейших среди славянских. До 1918 года она, каквенгерская и чешская, развивалась в трудных условиях национальной угнетенности.Соответственно развитие духовного потенциала было ограничено. Лишь в 1918 годупольская культура получила возможность преобразования- страна стала независимымгосударством.
Появилисьзамечательные исполнители международного класса. Такие пианисты как ЙосифГофман, Артур Рубинштейн, Леопольд Годовский, среди скрипачей — БрониславГуберман, Павел Кохановский.
Важнымфактором в развитии польской музыки стала деятельность творческой группы«Молодая Польша», которая была организована в 1905 году в Варшаве. Композиторы — Мстислав Карлович, Кароль Шимановский, Людомир Ружицкий, Бжегож Фишельберг-поставили цель преодолеть академическую рутину и провинциализм,господствовавшие в музыкальной жизни страны; стремились приобщить публику кдостижениям современной европейской музыки, а также поддержать прогрессивныеустремления творческой молодежи. Участники группы устраивали концерты новойпольской музыки, пропагандировали ее за границей, осваивали новыехудожественные идеи начала 20-го века, стремясь сочетать их с развитиемтрадиций Шопена и Монюшко. «Молодая Польша» просуществовала недолго (распаласьпосле кончины М. Карловича), успев сыграть прогрессивную роль в историипольской культуры.
Не менееважным событием для музыкальной жизни Польши стало творчество КароляШимановского, которое дало мощный толчок к развитию культуры страны.
ИмяШимановского вошло в историю польской музыки как одно из самых значительныхпосле Шопена, как имя композитора, чье творчество стало вровень с наиболееинтересными явлениями музыкальной жизни нашего века. Интерес к его музыкевозник буквально с первых шагов, когда в начале столетия появился в Варшаведвадцатилетний юноша, выходец из глухой украинской провинции. Он поразилваршавских музыкантов тонкостью вкуса и культуры, талантливостью привезенных наих суд произведений. Музыка Шимановского не вызвала ни споров, ни даже двухмнений. Ясно было, что она очень талантлива, и что у ее истоков стоит Шопен. Ноне только. Что-то настороженное, тревожное звучало в девяти небольшихпрелюдиях; какие-то новые гармонии, истаивающие недосказанные фразы, хрупкостьформы, которую именно так, чуть касаясь клавиатуры, и можно было донести дослушателей. Это шло от Скрябина, чье раннее творчество тоже навеяно Шопеном.
Не связываясебя с консерваторией, Шимановский стал учеником видного композитора и педагогаЗигмунда Носковского.
Ранний периодтворчества Шимановского посвящен почти исключительно камерноймузыке-инструментальной и вокальной. В 1903-1904 годах Шимановский пишет болеекрупные опусы, сонаты- фортепианную и скрипичную, рядом с ними- Вариации натему польской народной песни. В этих произведениях, равно как и в романсах наслова Каспровича, Берента, Мициньского чувствуется уже рука мастера, нашедшегосвою манеру письма. В фортепианных произведениях постоянно обращает на себявнимание изысканность колористической трактовки звучности, рафинированнаяфактура, творческая непосредственность.
В первые жеваршавские годы он становится центром, к которому тяготеет талантливаямузыкальная молодежь. Ближайшими друзьями Шимановского становятся скрипач ПавелКохановский и пианист Артур Рубинштейн, оба только начинавшие свою мировуюкарьеру. В 1905 году в Берлине Шимановский знакомится с Гжегожем Фительбергом,талантливым польским дирижером, страстным пропагандистом новой музыки,неистовым поклонником Рихарда Штрауса, и другими талантливыми музыкантами,которые составляли вышеупамятный актив «Молодая Польша».
Во многихработах о Шимановском, его творческий путь делят на три этапа- периода:«романтический», «импрессионистский» и «народный». Первый период заканчиваетсямонументальным сочинением- Второй симфонией, написанной в 1910 году. До неенаписанная Первая (1907 год) исполнялась только один раз, в начале весны 1909года. Автор остался крайне недовольным своим детищем, больше не направлял егона эстраду и отказался печатать партитуру. Так, до сих пор она осталась врукописи. Другое дело- Вторая симфония. Впервые сыгранная под управлениемФительберга в 1911 году, она завоевала прочное место в репертуаре.
ПослеКонцертной увертюры (1905 год) и Второй симфонии имя Шимановского делается всеболее известным в европейских странах. Он выступает в качестве пианиста,исполняя собственные произведения, слушает свою оркестровую музыку, часторазъезжая по столицам и другим музыкальным центрам Европы; несколько лет живетв Вене, общаясь с крупнейшими музыкантами австрийской столицы.
С всевозрастающим вниманием Шимановский вслушивается в то, что ветер приносит изФранции. Даже сами названия его сочинений таят в себе аромат французскогоискусства: «Остров сирен», «Калипсо», «Наузикая»,- три эти поэмы образуютфортепианный цикл «Метопы», а «Фонтан Аретузы», «Нарцисс» и «Дриады и Пан»-цикл «Мифы» для скрипки и фортепиано. Не только названия, но и гармоническийязык, динамический оттенки близки звукозаписи Дебюсси.
Наиболееполного выражения ориентализм Шимановского достигает в Тетьей симфонии,написанной в 1916 году. Ее исполнительский состав необычен: оркестр, хор исолист- тенор. Тексты заимствованы в стихотворениях Джалаллутдина Руми. Жанрсимфонии- кантаты, гигантский состав оркестра с учетверенным количествомдуховых инструментов, даже характер названия симфонии- «Песнь о ночи»,ассоциируется с малеровским симфонизмом.
Годы первоймировой войны Шимановский проводил на Украине. Директор Киевской консерваторииР.М. Глиэр предложил ему вступить в число ее преподавателей.
РеволюциюШимановский принял как крах ненавистного царизма. Больше того, находясь вЕлизаветграде, он активно участвовал в новых формах культурной жизни — одновремя занимал должность «комиссара по делам искусств» и заместителя редактораместной газеты, где ему неоднократно доводилось писать передовые статьи. Зимой1918 года Шимановский вернулся в Варшаву, где началась новая фаза еготворческой жизни.
В течениепяти лет (1927-1932) Шимановский стоял во главе Варшавской консерватории,отдавая немало сил установлении в ее учебном процессе тех творческих принциповноваторства, внимания к современной музыке, которые казались ему не менееважными, чем традиции старого академизма. Творческой отдушиной стали дляШимановского длительные концертные турне с Коханским и Рубинштейном по столицамЕвропы и поездки в США.
Значительнымсобытием первых лет после возвращения в Варшаву становится премьера егоодноактной оперу «Хагит», написанной еще в Вене накануне первой мировой войны.
Следующиеопусы Шимановского- двенадцать «Курпиовских песен» для голоса и фортепиано ишесть народных песен для хора, -свидетельствуют о том, что связи композитора снародной музыкой укрепляются. Это подтверждает и сборник польских народныхпесен, обработанных для фортепиано, и «Четыре танца» (Полонез, Краковяк, Обереки Мазурка). Последние произведения создавались в 30-х годах, и самоезначительное из них- Четвертая симфония, названная автором Концертнойсимфонией. Посвящено оно Артуру Рубинштейну. Также следует из последнихпроизведений назвать известную ораторию «Stabat Mater» и Второй скрипичныйконцерт.
Шимановскогонельзя целиком отнести к одному течению искусства. Его видение, звукосозерцаниебыло романтическим. Но на стилевом уровне его романтизм соседствовал ивзаимодействовал с импрессионизмом, неоклассицизмом, неофольклоризмом и даже вкакой-то степени с экспрессионизмом.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методические приемы, направленные на устранение трудностей в употреблении видовременных форм анг
Реферат Искусство Германии 17-18 веков
Реферат Проблемы пространственных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого-педагогических исследованиях
Реферат Отчет по квалификационной практике в Уральском Банке Реконструкции и Развития
Реферат О выборе предприятий-аналогов для сравнительного метода оценки
Реферат Искусство Древней Руси
Реферат 1. Передумови та тенденції консолідації української нації у складі Російської ї імперії
Реферат 1 Категории слушателей на обучение которых рассчитана программа повышения квалификации (далее – программа): научно-педагогические работники впо структурных подразделений вуза. 2
Реферат Character Analysis The Fall Of The House
Реферат The Birth Narrative Through The Gospels Of
Реферат Foods In Asia Essay Research Paper China
Реферат Импрессионизм как явление в культуре
Реферат Проектирование привода горизонтального канала наведения и стабилизации ОЭС
Реферат Диссиденты
Реферат Синтез логической ячейки ТТЛШ