Содержание
Введение
I.Культура эпохи европейского Возрождения
1.1Особенности эпохи Возрождения
1.2Классическое (итальянское) Возрождение
1.3Северное (западноевропейское) Возрождение
II. Беларусь в эпоху Возрождения
2.1Отличительные черты белорусского Возрождения
2.2Проявление особенностей эпохи Возрождения в культуре Беларуси
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Для современных людейВозрождение есть исторический период, прежде всего давший высочайшие образцычеловеческой мысли, художественного таланта, открывший неповторимость иуникальность личности. Однако, Возрождение- это не только эпоха возникновениянового, но и эпоха глубочайшего кризиса средневекового миропонимания исоциального устройства. В это время осуществляются многочисленные попыткивосстановить традиционные способы жизни и бытия людей при помощи изощренныхкарательных мер.
Проблемаэпохи Возрождения заключается в том, что установка на индивидуальность,реализованная столь мощно и великолепно в сфере искусства, впоследствииоказалась разрушительной для социальной и политической жизни общества.Стихийное самоутверждение индивидуальности часто оказывалось весьма далеким отблагородного возрожденческого гуманизма. Здесь индивидуальность превращается вявно выраженный индивидуализм, зоологическое утверждение только своихпотребностей и желаний, постепенную деградацию гуманистической морали вразличные формы ситуативной этики.
Человек обладаетзеркалом рефлексии только в том случае, если проводится внешняя граница,предел, благодаря которому и начинается усилие самопознания. Возрожденческий жеиндивид есть, прежде всего, природное, стихийно самовыражающееся существо.
Нетрудно провестианалогичную параллель с нашим современным обществом. Возвышенный идеалчеловека, обладающего не только чувством патриотизма, но и долга, совести,нравственности, так долго воспитываемый советской идеологией, уступил месточеловеку, стремящемуся к материальным благам, жаждущему легкой и быстройнаживы, плотских удовольствий. Распущенность и своеволие, пресыщенность ииндивидуализм (когда каждый сам за себя)- вот далеко неполный список черт,присущих и современному человеку и человеку эпохи Возрождения.
Эта схожесть впроблемах, необходимость их решения- и составляет актуальность даннойтемы.
Цельработы — изучить особенности эпохи Возрождения в системе культурных,эстетических и духовных ценностей.
Также необходимоопределить и основные задачи:
1. Выявитьвлияние Средневековья на культуру эпохи Возрождения.
2. Проанализироватьосновные этапы художественной культуры эпохи Возрождения.
3. Определитьотличительные черты эпохи Возрождения в разных странах Западной Европы.
4. Рассмотретьособенности культуры белорусского Возрождения.
5. Охарактеризоватькультурологическую значимость эпохи Возрождения.
Объектисследования — культура эпохи Возрождения.
Предмет исследования- нравственные и духовные ценности эпохи Возрождения.
В ходе исследованиябыли использованы следующиеметоды:
1. Анализлитературы.
2. Сравнительно-исторический метод.
3. Структурно-функциональный метод.
I. Культура эпохиевропейского Возрождения
1.1 Особенности эпохиВозрождения
Всяновая история ведет свое летоисчисление с той великой эпохи, которую немцыназывают Реформацией, французы- Ренессансом, а итальянцы- Ринассименто, в нашейлитературе ее принято называть Возрождением.
Термин«возрождение» появился в XVI веке, его ввел Джорджо Вазари- живописец,архитектор и первый историограф итальянского искусства. Это понятие возникло наоснове широко распространенной в то время исторической концепции, согласнокоторой эпоха средневековья представляла собой период беспросветного варварстваи невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классическойдревности. Историки того времени полагали, что искусство, некогда процветавшеев античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни [7,10].
Темне менее, искусство Возрождения многим обязано художественной традиции Среднихвеков. Старое и новое, переплетаясь в нерасторжимой связи, образоваликачественно новый сплав [2, 4].
Становлениеэпохи Возрождения, знаменовало собой начало многочисленных экономических,политических и социальных преобразований:
ü появление новых, буржуазных производственных отношений,пришедших на смену изжившим себя феодальным отношениям;
ü развитие товарно- денежных отношений;
ü переход от ремесла к мануфактуре;
ü рост городов и появление богатых горожан (буржуа),которые умели зарабатывать деньги собственной инициативой, а не грабительскимивойнами, и которые были заинтересованы в развитии науки и техники;
ü зарождение мирового рынка, первоначальное накоплениекапитала, рост материального богатства;
ü великие географические открытия (Колумб открыл Америку,Васко да Гамма- морской путь из Европы в Индию, Магеллан совершил первоекругосветное путешествие) привели к началу эпохи колонизации [4, 69].
Рамкистарого были раздвинуты, в городах возникла интеллигенция- особая группа людей,занимающихся умственным трудом. Наука, бывшая в средние века только «служанкойбогословия», освободилась от бесплодного теоретизирования, основой еестановится опыт. Ученые стали наблюдать за движениями планет уже не для того,чтобы составлять гороскопы и предсказывать судьбу, а чтобы познать строениеВселенной, изучением химических веществ стали заниматься ради познания ихреальных свойств, а не в поисках таинственного «философского камня», способногообращать любые металлы в золото.
Этобыл величайший прогрессивный переворот. Эпоха нуждалась в титанах по силемысли, страсти, характеру, по многосторонности и учености, которых она ипородила. Тогда не было ни одного крупного человека, который не совершил бы далекихпутешествий, не говорил бы на 4- 5 языках, не блистал бы в нескольких областяхтворчества.
Вновых условиях начала возрождаться вера в человека («Воля божья» уходит навторой план), отсюда оптимизм, присущий культуре Возрождения, еежизнерадостный, жизнеутверждающий характер. Духовная диктатура церкви быласломлена, германские народы в своем большинстве прямо сбросили ее и принялипротестантизм.
Новместе с великими мастерами эпоха дала своих мучеников для костров и темницинквизиций (во время Возрождения наблюдался настоящий разгул инквизиции). Ихарактерно, что протестанты перещеголяли католиков в преследовании свободногоизучения природы [7,11].
Вниманиедеятелей новой культуры привлек прежде всего человек и его дела. Поэтому ихназывали гуманистами (от лат. humanus — «человечный»). Гуманизм- течениеобщественной мысли, которое зародилось в XIV веке в Италии, а затем напротяжении второй половины XV—XVI веков распространилось в других европейскихстранах. Во Флоренции. А чуть позже- в Сиене, Ферраре, Пизе складываются кружкиобразованных людей, которых называли гуманистами. Сам термин «гуманизм»произошел от названия того круга наук, которым занимались поэтически ихудожественно одаренные флорентийцы: studia humanitatis. Это те науки, которыеимели своим объектом человека и все человеческое в противоположность studiadivina- всему, изучающему божественное, то есть теологии. Но это не значит, чтогуманисты чуждались теологии- напротив, они были знатоками Писания, патристики.Среди гуманистов чаще всего были политические деятели, адвокаты, правоведы,ораторы, публицисты, чья деятельность лежала в русле гражданского гуманизма.
Именногуманисты начали отыскивать, переписывать, изучать сначала литературные, азатем художественные памятники античности. Впервые за тысячу лет христианства кантичным статуям отнеслись не как к языческим кумирам. И именно с гуманистовначинается включение античного наследия в систему образования, знакомство сантичной литературой, скульптурой, философией широких образованных кругов.Деятели той эпохи не думали о слепом подражании эпохе античности, а считалисебя продолжателями искусственно прерванной античной истории, и, как частобывает, возрождение каких- либо давних принципов и форм, если, конечно, за этоберутся таланты и гении, приводит к созданию совершенно нового [10, 229].
Гуманизмпровозгласил высшей ценностью человека и его благо. Гуманисты считали, чтокаждый человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя своиспособности. Идеи гуманизма наиболее ярко и полно воплотились в искусстве,главной темой которого стал прекрасный, гармонически развитый человек,обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями.
Отличительныечерты культуры Возрождения:
ü Характер антифеодальный, светский (не церковный),антиклерикальный;
ü Гуманистическое мировоззрение. Отказ от радостей жизни,внушаемый средневековой религией, сменился живым интересом к миру, к изучениюприроды, на основе наблюдений и опытов.
ü Обращение к культурному наследию античности («возрождение»культуры античности), в это время активно велисть поиски древних рукописей,изучались памятники античной архитектуры, скульптуры, живописи, литературы;
ü Связь искусства и науки (правдивое изображение мира ичеловека должно было опираться на их познание, изучение); изобразительноеискусство перестает быть ремеслом и приравнивается к наукам, а произведениеискусства рассматривается как результат духовной творческой деятельности;
ü Расширение круга заказчиков (в эпоху средневековьяосновной заказчик- церковь), наряду с церковью нередко заказы художникам даютцеховые объединения ремесленников, и купеческие гильдии, и городские власти, ичастные лица (знать и бюргеры- буржуа);
ü Расширение спроса на произведения искусства приведшее к широкомураспространению станковых форм- живопись на дереве и холсте; скульптура издерева, бронзы, терракота, майолики; гравюра на дереве и металле- технике,впервые давшей возможность повторять изображения в большом количествеэкземпляров;
ü Изменение положения художника в социальной структуреобщества: художники еще входят в цехи, но они нередко удостаиваются высокихпочестей, исполняют дипломатические поручения, занимают места в городскихсоветах [7,12].
Привсём противоречивом многообразии и богатстве истоков искусство Возрождения —явление, отмеченное глубокой и принципиальной новизной. Оно заложило основыевропейской культуры Нового времени. Все основные виды искусства — живопись,графика, скульптура, архитектура — чрезвычайно изменились.
Вархитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной ордернойсистемы, сложились новые типы общественных зданий. Живопись обогатиласьлинейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческоготела. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникалоземное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории, бытовымсценам, пейзажу, портрету.
Нарядус монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения,появилась картина, возникла живопись масляными красками.
Хронологическиеграницы развития искусства Возрождения в разных странах не совпадают. В силуисторических обстоятельств северное Возрождение (конец XV- начало XVII века)отстает от Итальянского (конец XIII- вторая половина XVI века).
Притщательном изучении эпохи в разных странах можно выделить следующие периоды:предвозрождение, раннее Возрождение, высокое Возрождение, позднее Возрождение.Естественно, временные границы в каждой стране разные, следует также иметь ввиду, что в Италии предвозрождение развивалось на фоне византийской иготической традиции, а позднее Возрождение существовало параллельно сискусством маньеризма, сформировавшимся в условиях глубокого экономическогокризиса и феодально- католической реакции в Италии XVI века [3,258].
ИскусствоВозрождения развивалось на основе всего лучшего, что было создано всредневековом искусстве предыдущих веков, стало поворотным пунктом в историиевропейского искусства, поставив в центр человека с его радостями и печалями, сего волей и умом, выработав новый художественный язык, который сохраняет своезначение до настоящего времени.
1.2 Классическое(итальянское) Возрождение.
В эпохе итальянского Возрождения принято выделятьнесколько периодов:
ü Проторенессанс, или предвозрождение(втораяполовина XIII—XIV века);
ü Раннее Возрождение (XV век);
ü Высокое Возрождение (конец XV — первые десятилетия XVIвека),
ü Позднее Возрождение (последние две трети XVI века) [1,167].
Нужно учесть, что экономическое и политическое развитиеотдельных районов Италии было неравномерным. Южные и папские области былифеодальными, области к северу от Рима и средняя Италия были самыми передовыми вэкономическом и политическом отношении. Здесь в первую очередь выделилиськрупные центры торговли и производства, а значит, и культуры- Флоренция, Пиза,Сиена. В северной части выделялись Генуя, Милан и особенно Венеция- богатейшаякупеческая республика [7, 14].
Проторенессансом (от греческого «протос» — «первый») принятоназывать период, подготовивший наступление Ренессанса.
В то время, когда в Европе еще господствовал готическийстиль, в Италии уже пробивались ростки нового искусства. Раньше, чем вархитектуре и живописи, новые художественные искания наметились в скульптуре, ипрежде всего в пизанской школе, основателем которой был Никколо Пизано. Онобратился к самой сути античной традиции: возрождению чувства земной красоты.Его высокие рельефы (рельеф кафедры баптистерия в Пизе) создавали ощущениеживого тела, что шло вразрез со средневековой традицией, но стало выдающимся достижениемпроторенессансной скульптуры и повлияло на её дальнейшее формирование(приложение 1). Выдающимся мастером периода Проторенессанса был сын НикколоПизано- Джованни, в творчестве которого было очень много нового и необычного.
В живописи также проявляются новые черты: художникиподписывают свои произведения, делая их подчеркнуто авторскими, всебольше появляется автопортретов. Несомненным признаком нового самосознанияявляется и то, что художники все чаще уклоняются от прямых заказов, отдаваясьработе по внутреннему побуждению.
Чимабуэ (настоящее имя Ченни ди Пепо), справедливоможно назвать родоначальником нового итальянского стиля живописи. Не порывая состарыми традициями плоскостного письма, он стремился к индивидуальнойхарактерности образов (алтарные картины и иконы), старался выразить земныечувства и смягчить жёсткость византийского канона (приложение 2).
Поиски нового можно также обнаружить в произведенияхПьетро Каваллини (автор мозаик и фресок в церкви Санта-Чечилия ин Трастевере) ив многочисленных росписях величайшего художника Проторенессанса, истинногоноватора в итальянской живописи- Джотто ди Бондоне (приложение 3).
Во второй половине XIV века на первый план вышлаживописная школа Сиены, основателем которой был Дуччо ди Буонинсенья. В своемтворчестве Дуччо придерживался традиций византийской иконописи, его крупнейшаяработа — огромный алтарный образ «Величие» [10,234].
Итальянская архитектура долго следовала средневековымтрадициям, но в творчестве некоторых мастеров Флоренции и Рима уже сказываютсяинные черты. Так, в знаменитом флорентийском соборе Санта- Кроче зодчегоАрнольфо ди Камбио заметно стремление вернуться к некоторым принципамдревнеримской архитектуры (приложение 4).
Величайшимидеятелями литературы периода Проторенессанса являются: Данте Алигьери- создатель национального литературного языка Италии, втворчестве которого проявились тенденции развития итальянской литературы икультуры в целом на века вперед, Франческо Петрарка- родоначальник европейскойлирической поэзии и Джованни Боккаччо- основоположник жанра новеллы (небольшогорассказа) в мировой литературе [3,260].
В последние десятилетия XIV столетия в культуре Италииначалась полоса возврата к религиозному аскетизму, это было вызвано упадкомторговли, войнами, а главное, с «чёрной смертью» — эпидемиями чумы, завезённойс Востока и уничтожившую в 1348 году две трети населения.
ВИталии период Раннего Возрождения длился с 1420 по 1500 годы. Под влияниемстремительно изменяющихся экономических условий, религиозных воззрений иобогащения культуры, мастера смело начинают использовать образцы античногоискусства. Систематически изучая натуру, они черпают мотивы из повседневнойжизни, наполняют традиционные религиозные сцены земным содержанием, обращаютсяк сюжетам античности [2,8].
Дляискусства раннего Возрождения характерны следующие черты: ощущение гармоничнойупорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма,радостное восприятие красоты и многообразия реального мира, любовь кповествованию и смелая игра художественной фантазии.
Наиболеезначительный вклад в развитие ренессансного искусства внесли талантливыефлорентийские мастера. К началу XV века, Флоренция представляла собойпроцветающий город с развитой промышленностью, торговлей и высоким уровнемкультуры, под влияние которого попала вся Тоскана. Флоренцию того времени называли «цветком Италии».
Уроженцем Флоренции был Филиппо Брунеллески, один изсоздателей научной теории перспективы (возводил постройки на основе точныхматематических расчётов). Шедевр Брунеллески — куполсобора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции (приложение 5); это образецблестящего пластического (пространственного) и инженерного решения.Одновременно с возведением купола архитектор построил первое в истории ренессансногогражданского зодчества здание детского приюта. В этой постройке выражена однаиз главных особенностей ранней ренессансной архитектуры: предназначенная длялюдей, она по масштабам соразмерна человеку, приближена к его реальному росту вотличие от готических построек с их высокими сводами.
Следующийэтап развития итальянской архитектуры XV века связан с именем Леона БаттистыАльберти — философа и учёного. Страстный поклонник античности, Альберти создал«Описание города Рима», составив его первую топографическую карту, и здесь женаписал свой знаменитый трактат «Десять книг о зодчестве». И всё же его главнымпризванием оставалась архитектура, о чем свидетельствуют возведенные им палаццоРучеллаи, церковьСанта-Андреа и церковь Сан-Франческо (приложение 6).
ВXV веке итальянская скульптура также переживала расцвет. Она приобреласамостоятельное, независимое от архитектуры значение, в ней появились новыежанры.
Донатоди Никколо ди Бетто Барди, которого называли Донателло, сыграл решительную рольв становлении нового искусства скульптуры. Он уравнял пластику с архитектурой,создал статуи, свободно стоящие и обозримые со всех сторон, по примеру древних(статуи святых, предназначенных для наружных ниш фасадов церкви Ор Сан-Микелево Флоренции и статуи пророков флорентийской кампанилы).
Донателлобыл новатором. Его динамично изогнутая статуя юного Давида- первая совершеннообнаженная фигура в тогдашней скульптуре, а статуя кондотьера Гаттемелаты насоборной площади в Падуе- первый постамент Ренессанса и родоначальник всехконных статуй, воздвигнутых в европейских городах в последующие века(приложение 7).
Средикрупнейших скульпторов первой половины XV века нельзя обойти вниманием Якоподелла Кверча (выполнил надгробие юной Иларии дель Карето, скульптуры длямонументального фонтана Фонте Гайя на площади Кампо в Сиене) и семьюскульпторов делла Роббиа (глава семьи- Лукка делла Роббиа прославилсяприменением глазурной техники — майолики) [7,14].
Вживописи огромная роль принадлежала Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи,прозванному Мазаччо. В своих фресковых композициях он одним из первых началсмело пользоваться цветами, распределять свет и тени, создавать впечатлениепространства. Фигуры его объемны и подчиняются законам перспективы (приложение8).
Всередине XV столетия живопись Италии пережила бурный расцвет, ярким примеромкоторого может служить целый ряд имен выдающихся живописцев: Андреа дельКастаньо, Гиберти, Беноццо Гоццоли, Фра Беато Анджелико, Андреа Мантенья,Доменико Венециано, Паоло Уччелло, Филиппо Липпи, Пьеро делла Франческа [16].
Особоеместо в живописи раннего Возрождения принадлежит Сандро Боттичелли.Исключительно чуткий и искренний, художник стремился выражать в первую очередьсвои собственные переживания. Одними из самых замечательных картин Ботичеллиявляются картины «Поклонение волхвов», «Весна» и «Рождение Венеры» (приложение9).
Театральное искусство периода Раннего Ренессанса, как идругие виды искусства также ориентировалось на античность. Все началось свозвращения на сцену трагедий и комедий времен античности на латинском языке.Позже стали появляться комедии на современные темы, сначала как подражаниедревнеримским образцам, и постепенно более смело отходя от них.
В музыке, как и других областях искусства, возрождалсядух жизнерадостного свободолюбия. В этот период пышно расцветает полифония,происходят изменения в церковных песнопениях, которые вводятся на родном языкеи на народной музыкальной основе [7,60].
В быту господствует простота и лаконичность, формы вещейстроги и рационалистичны. В мебели преобладает прямая линия. Одежда такжепроста, что можно видеть на примере так называемого бургундского костюма.Однако уже к концу XV века вещи начинают заметно украшаться, и к началуВысокого Возрождения, декор начинает занимать очень большое место [4,70].
ВВысоком Ренессансе в технике живописи происходит коренной переворот:разрабатывается воздушная перспектива, колорит, материальность форм достигаетсяне только объемностью и пластикой, но и светотенью.
Поразительнауниверсальная одарённость мастеров Высокого Возрождения— они часто работали вобласти архитектуры, скульптуры, живописи, совмещали увлечение литературой,поэзией и философией с изучением точных наук. Леонардо даВинчи, Рафаэль, МикеланджелоБуонарроти – величайшие мастера ВысокогоВозрождения, создавшие выдающиеся произведения живописи, скульптуры иархитектуры.
КистиЛеонардо да Винчи принадлежат многочисленные произведения, ставшие впоследствиишедеврами мировой культуры: картины «Крещение Христа», «Мадонна с цветком», «Мадонна с Младенцем», загадочная «Джоконда»,алтарная композиция «Мадонна в гроте», монументальная роспись «Тайная вечеря»,исполненная им для трапезной церкви Санта-Мария делла Грацие в Милане(приложение 10).
Принято считать, что в созвездии гениальных мастеровВысокого Возрождения, в котором Леонардо олицетворял интеллект, а Микеланджело— мощь, именно Рафаэль был главным носителем гармонии. Конечно, в той или инойстепени каждый из них обладал всеми этими качествами.
Рафаэляназывали Мастером Мадонн, и не удивительно: в своем живописном искусстве онзачастую обращался к образу мадонны («Мадонна Конестабиле», «Обручение Марии»,«Мадонна в зелени», «Сикстинская Мадонна») (приложение 11).
Микеланджелобезоговорочно верил в великие возможности, заложенные в человеке, верил в то,что постоянно напрягая свою волю, человек может выковать свой собственныйобраз, более цельный и яркий, чем сотворенный природой. Олицетворениембезграничной могущества человека стала, выполненная им гигантская статуя Давида(приложение12). А самое грандиозное произведение монументальной живописиМикеланджело— роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане [17].
Висторию искусства Высокого Возрождения яркую страницу вписала Венеция, где этотпериод продолжался до середины XVI века. Особое великолепие город приобрёлпосле перестройки его центра Якопо Сансовино. Он воздвиг монументальнуюбиблиотеку Сан-Марко с ажурным фасадом, органично связав её с ансамблемплощади. У подножия колокольни собора Сан-Марко мастер построил небольшое изящноездание — Лоджетту, а на Большом канале — нарядное палаццо Корнер деллаКа-Гранде [2,25].
Центромархитектуры Высокого Возрождения стал Рим, где на основании предшествующихоткрытий и успехов сложился единый классический стиль. Мастера творчески использовалиантичную ордерную систему, создавая сооружения, величественная монументальностькоторых была созвучна эпохе. Донато Браманте первым наметил пути развитияархитектуры Италии XVI века. Браманте возвёл несколько великолепных зданий,среди которых выделяется перестроенная алтарная часть монастырской церквиСанта-Мария делла Грацие, большой двор лоджий- кортиле ди сан Дамазо, маленькийкруглый темпьетто (храмик) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио на месте,где был распят на кресте апостол Пётр, фасад палаццо Канчеллария. Браманте сталпервым создателем собора Святого Петра в Риме (приложение 13).
Вначале XVI века в театральномискусстве возникла комедия дель арте- комедия масок, которая существовала вдвух направлениях: народном, преследуемом церковью и властями, и придворном,аристократическом, который повлек за собой появление новых, придворных жанров:пасторали и балета.
Именнов период Высокого Возрождения музыкальная жизнь стала многообразна и пестра:здесь танцы и песни площадей, и мелодии театральных представлений, и ремеслоинструментальных мастеров, и трактаты музыкальных теоретиков, и расцветмузыкальных национальных культур. Среди итальянских композиторов можно выделитьЛуку Маренцио, Габриели, Палестрину и Джезуральдо.
Винтерьере и внутреннем убранстве декор начинает главенствовать надутилитаризмом. В мебели широко применяются различные маски, львиные лапы,всевозможные имитации архитектурных деталей. Конструкция почти исчезает подэтими украшениями, текстура материала скрывается окраской и позолотой,поверхности обильно орнаментируются. В костюмах также проявляется стремление кроскоши (венецианский, французский- так называемый «шекспировский костюм»),обильные кружева, буфы, громадные воротники на каркасах, подставные бедра- егохарактерные черты [7,52].
Вовторой половине XVI века (позднее Возрождение) в Италии нарастал упадокэкономики и торговли, католицизм вступил в борьбу с гуманистической культурой,искусство переживало глубокий кризис. Италия, родина Возрождения, стала ипервой страной, где началась католическая реакция. В середине XVI века в Италиибыла реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелейгуманистического движения. Запрещенные книги сжигались, такая же участь моглапостигнуть и их авторов, и всех инакомыслящих, активно отстаивающих своивзгляды и не желающих идти на компромисс с католической церковью. Многиепередовые мыслители и ученые погибли на костре. Так, в Риме, на площади Цветов,был сожжен великий Джордано Бруно [6,74].
Изнекогда процветавших городов- республик сохранила свою независимость одна лишьВенеция, которая во второй половине XVI столетия стала главным очагомпозднеренессансного искусства. В этот период уклад жизни Венеции и характер еёкультуры отличались таким размахом и великолепием, что, казалось, ничто несвидетельствовало о закате слабеющего Венецианского государства.
Вэтих условиях искусство переживало тяжелый кризис, начали нарастатьантиклассические тенденции, которые привели к появлению двух направлений:
1. продолжениетрадиций Высокого Возрождения, которое поддерживали немногие, но затокрупнейшие мастера: старшие- Микеланджело и Тициан, младшие- Веронезе,Тинторетто, Караваджо, братья Караччи, Бассано.
2. «маньеризм»( от слова maniera — «манера»)- использование приемов живописи Возрождения, нобез гуманистической идеи.
Искусствоманьеризма отходит от ренессансных идеалов гармонического восприятия человека,который оказывается во власти сверхъестественных сил. Мир предстаётнеустойчивым, шатким, в состоянии распада. Образы полны тревоги, беспокойства,напряжённости, художник удаляется от натуры, стремится её превзойти, следуя всвоём творчестве субъективной «внутренней идее», основой которой является нереальный мир, а творческое воображение; средством же исполнения служит «прекраснаяманера» как сумма определённых приёмов. Среди них — произвольная вытянутостьфигур, сложный змеевидный ритм, нереальность фантастического пространства исвета, подчас холодные пронзительные краски.
Первый этап итальянского маньеризма представлял собойсравнительно узкое течение, наиболее ярко воплощённое в живописи. Самым крупными одарённым мастером был Якопо Понтормо (приложение14). В его известной картине«Снятие с креста» композиция неустойчива, фигуры вычурно изломаны, светлыекраски резки. К числу маньеристов принадлежал и Франческо Маццола, прозванныйПармиджанино, который любил поразить зрителя, например, написал свойавтопортрет в выпуклом зеркале.
Второй этап маньеризма превращается в Италии вширокое течение, охватывающее живопись, скульптуру и архитектуру. Маньеризмстановится придворно-аристократическим искусством, которое первоначальноразвивается в герцогствах Пармы, Мантуи, Феррары, Модены, а затем утверждаетсяво Флоренции и Риме[8,57].
В произведениях живописи нарастают бездушная холодностьи вычурность приёмов; постепенно картины становятся похожими на декоративныепанно, предназначенные для украшения стен. Самый крупный мастер — художникдвора Медичи Аньоло Бронзино, особенно известный своими парадными портретами. Вних отозвалась эпоха кровавых злодеяний и нравственного падения, охватившеговысшие круги итальянского общества.
Вместес Микеланджело, горестно наблюдал противоречия между высокими идеаламиВозрождения и действительностьюТициан Вечеллио. Он остался веренгуманистическим идеалам Возрождения до конца. Его творчество отличаетсяисключительно широким и разносторонним охватом типов и жанров живописи. Он одиниз создателей монументальной алтарной картины, пейзажа как самостоятельногожанра, различных типов портрета, в том числе и торжественно-парадного. Тицианпринадлежит к величайшим колористам мировой живописи, оказавшим сильноевоздействие на её развитие в XVII столетии. Широко известны его картины «Любовьнебесная и земная», «Введение во храм», «Лежащая Венера» или «Венера Урбинская»,«Бичевание Христа», «Святой Себастьян», а также огромные алтарные картины«Вознесение Марии» («Ассунта») и «Оплакивание Христа» (приложение 15).
Маньеризмпочти не затронул Венецию, в которой трудились такие выдающиеся мастера, как:Паоло Веронезе, который создал великолепные декоративные ансамбли стенных иплафонных росписей с множеством персонажей и занимательных деталей (росписипотолка церкви Сан-Себастьяно в Венеции); Джордже Барбарелли да Кастельфранко,прозванный Джорджоне, с искусством которого венецианская живопись приобрелаобщеитальянское значение, утвердив свои художественные особенности (картины«Юдифь», «Три философа», «Сельский концерт», «Спящая Венера»).
Тинторетто,настоящее имя которого Якопо Робусти, острее и глубже, чем большинство егосовременников, чувствовал трагизм своего времени. Мастер восстал противсложившихся традиций в изобразительном искусстве — соблюдения симметрии,строгого равновесия, статичности, расширил границы пространства, насытил егодинамикой, драматичным действием, стал ярче выражать человеческие чувства.
Онсоздатель массовых сцен, проникнутых единством переживания, мастермонументальных полотен, автор монументальной композиции «Распятие», гигантскогоансамбля, состоящего из нескольких десятков работ (выполнены для верхнего инижнего залов школы Святого Роха) и картин «Введение во храм» и«Чудо СвятогоМарка» (приложение 16) .
АндреаПалладио — крупнейший ренессансный архитектор Северной Италии в эпоху позднегоВозрождения.
Палладиозаложил принципы зодчества, которые были развиты в архитектуре европейскогоклассицизма XVII— XVIII веках и получили название палладианства. ПостройкиПалладио украсили Виченцу, Венецию и прилегающие к ним загородные местности.Самая знаменитая вилла «Ротонда» близ Виченцы — первое центрально-купольноездание светского назначения, а театр «Олимпико»— первое монументальноетеатральное здание в Италии [2,118].
Рольитальянского театра эпохи Возрождения исключительно велика. Даже когдакультурная жизнь вступила в пору кризиса, комедия масок продолжаласуществовать, оказывая влияние на формирование многих национальных театральныхшкол.
Вбыту появляются украшения, которые уже полностью подчиняют утилитарный иконструктивный смысл себе.
Стекло,эмаль, инкрустации, драгоценные камни обильно употребляются в производствепредметов обихода и керамики. И, наконец, все это постепенно переходит ввычурное барокко, которое охватывает XVIIвек.
1.3Северное (западноевропейское) Возрождение
Северный Ренессансзапаздывает по отношению к итальянскому на целое столетие и начинается тогда,когда Италия вступает в высшую стадию своего развития. В первой трети XV векапочти одновременно с началом Возрождения в Италии наступает перелом в развитииискусства северных стран. Несомненно, в северном Возрождении были отличия отитальянского Возрождения:
ü Позднийинтерес к античности;
ü Главноеместо уделяется вопросам религиозного совершенствования, обновлениякатолической церкви и ее учения;
ü Получившийраспространение гуманизм привел к Реформации (широкое религиозное и социально-политическое движение, направленное на преобразование христианской церкви исамого вероисповедания) и протестантизму.
ü Отсутствиеусловий для для монументальной живописи, поэтому видное место принадлежалокнижной миниатюре;
ü Значительноеразвитие портретной живописи;
ü Выделениев самостоятельные жанры живописи, пейзажа, натюрморта;
ü Появлениенового вида изобразительного искусства- гравюры на дереве и на металле;
ü Главенствов производстве алтарных образов [7,25].
Переворот в развитиизападноевропейской живописи начинается в Нидерландах в первой четверти XV века:распространяется станковая картина. Представителями нидерландской школыживописи являются: братья ван Эйк, Иероним Босх, Питер Брейгель Старший и ПитерБрейгель Младший (приложение 17).
Испанское Возрождениев изобразительном искусстве связано с именем Эль Греко, чье творчество былосложным, противоречивым, глубоко индивидуальным и весьма необычным длятогдашней Испании (приложение 18). Наиболее известны его картины: «Вид Толедо»,«Апостолы Петр и Павел», «Дама в боа», «Инквизитор Ниньо де Гевара» [9,83].
Особенность германскогоВозрождения состоит в том, что все его развитие протекало в короткие сроки,отсюда обилие неожиданных сочетаний старых и новых направлений из разныхисторических форм. Ведущими видами искусства были живопись и графика.Крупнейшими мастерами были: Альбрехт Дюрер, Маттиас Грюневальд, Лукас Кранх,Ганс Гольбейн (приложение 19). Их творчество сильно отличалось друг от друга ипо характеру и по направленности [1,420].
В Англии, живописьэтого времени носит переходный характер и не выдвигает значительных мастеров.Английский двор обходился услугами иностранных мастеров [6,234].
Во Франции большоевлияние на изобразительное искусство оказывали дворянские воззрения и вкусы,поэтому во многих произведениях того времени имеются придворные черты.Французские короли охотно приглашали итальянских художников и скульпторов,которые, однако, принесли в живопись не идеи Возрождения, а маньеризма. Широкоераспространение во Франции получил карандашный портрет, который выполняя рольфотографии: его дарили на память и оставляли у себя [9,379].
В Европе архитектурадлительное время продолжала оставаться готической. Только в конце XV- началеXVI веков в Испании складывается так называемый ювелирный стиль, переходный отготики к ренессансу, в котором сочетались элементы ордеров и обильнаяорнаментация. Главный представитель классического направления в архитектуреИспании- Хуан де Эррера, построивший королевский дворец Эскориал (приложение20).
Элементы ренессанса вархитектуре Нидерландов получают свое развитие лишь в XVI веке, когда вгражданской архитектуре появляются классические принципы, благодаря серьезномуизучению теории архитектуры, в частности трудов Ветрувия (ратуша в Антверпенесередины XVI века). Вместе с тем, Нидерландская архитектура оказалазначительное влияние на зодчество других стран, в первую очередь Германии иАнглии [10,246].
Ренессанс в архитектуруГермании пришел поздно, да и то ограничился декоративно- орнаментальнымимотивами. Архитектура северных областей находилась под влиянием нидерландскогозодчества, на юге ощущалось могучее влияние Италии. Период расцвета стиляотносится ко второй половине XVI века (Гейдельбергский замок, автором которого считаетсянидерландский скульптор Антони) (приложение 21).
В Англии черты новогостиля проявились в конце XVI- начале XVII века в жилых и общественных зданиях(ратуши, рынки и др.). Замкнутая дворовая композиция заменяется на «Н» и «Е»-образные планы (замок Уоллатон Холл в графстве Ноттигемшир, замок Монтакют Хаузв графстве Сомерест) (приложение 22).
Архитектура Францииформировалась под воздействием итальянской архитектуры и при непосредственномучастии итальянских мастеров (приложение 23). Наиболее крупным и значительнымсооружением является замок Шамбор, который представляет собой совершенно новыйтип загородного дворца: это уже не оборонительное сооружение, а замок,предназначенный для временного пребывания и увеселений (приложение 24). Всередине XVI века в развитии французской архитектуры происходят значительныеизменения: формируется новый облик городского жилого дома. В это время начинаютсвою деятельность наиболее крупные французские зодчие: Пьер Леско, Жан Гужон(совместно работали над строительством Лувра) и Филибер Делорм (создал гробницуФранциска I и загородный дворец в Анэ) [9,392].
В литературе можнопроследить преемственность эпох: от античности через средневековье кВозрождению. В Нидерландах главой «северных гуманистов» стал Дезидеий ЭразмРоттердамский. В своем знаменитом трактате «Похвала глупости» он смеловысмеивает нравы и пороки современного ему общества.
Гениальным писателемФранции был и Франсуа Рабле, литературным подвигом которого является роман,состоящий из пяти частей «Гаргантюа и Пантагрюэль». Пьер де Ронсар, которогоназывали «принцем поэтов», в своих стихах выступал за единую Францию, воспевалее красоты и величие. Жанр философского эссе использовал Мишель де Монтень длянаписания своих «Опытов», в которых он рассматривал человека как самую большуюценность, противопоставляя силу его познания догматизму средневековыхвоззрений.
Испанская литератураВозрождения представлена творчеством великих Мигеля де Сервантеса (авторроманов «Галатея», «Путешествие на Парнас»и выдающегося «Дона Кихота») и Лопеде Веги (автор свыше 2000 пьес, романов, стихов, и комедий о любви, средикоторых-«Собака на сене»).
В литературе Англииэпохе Возрождения принадлежит особое место. Именно в этот период создает рядбессмертных произведений известнейший писатель и драматург- Уильям Шекспир. Наряду с ним в это время творили и другие не менее выдающиеся писатели: ДжеффриЧосер, Томас Мор, Бэкон, Сидней, Спенсер, Томас Кид, Роберт Грин, КристоферМарло [4,82].
Театр эпохи Возрождениябыл величайшим достижением культуры, он питал умы, волновал сердца, воспитывалхарактеры. Искусство сливалось с жизнью, а жизнь с искусством. Существовавшие вто время театры, можно разделить на любительские и профессиональные.Любительские театры учавствовали в подготовке и праздничных шествий, помогали впроведении праздников цехов городских ремесленников, гастролировали вгостиничных дворах, не имея своего помещения. Профессиональные театры, какправило, имели свое здание театра, и делились на общедоступные дешевые театры изакрытые, элитные, дорогие.
Огромное развитиетеатральное искусство получило в Англии, где сложилось немало профессиональныхи известных трупп (труппа лорда- адмирала и труппа лорда- камергера).Разнообразием форм и жанров отличался и испанский театр и драматургия:появились гордые эпические песни- романсеро, которые нередко исполнялисьнесколькими «голосами»- персонажами.
К середине XVвека ренессансный дух проник и в музыкальную жизнь Европы, изменяются церковныепеснопения, развиваются сложные многоголосные композиции, в национальныхкультурах распространяются мелодии народных и светски- игривых песен.Величайшими композиторами, чьи произведения пела вся Европа были: Гийом Дюфай,Орландо Лассо, которого называли «бельгийским Орфеем», Адриан Вилларт, ГенрихИзак, Николас Гомберт, Филипп де Монте, Ян Окегем и выдающийся Жоскен де Пре,которого называли «отцом музыки» [7,78].
Ренессансная культура,пришедшая из Италии, решительно преобразовала европейскую цивилизацию,представление о человеке, Боге и вселенной, создала новые виды и жанрыискусства.
Переворот,совершенный Возрождением для духовной жизни Европы, через несколько столетийпрямо или косвенно, сказался на культуре и жизненном укладе всех народов мира.Возможно, именно поэтому возрожденческий дух индивидуальной свободы, смелогопознания, преклонения перед античной культурой, интеллектуальной ненасытности-позволил европейцам занять политическую, культурную и экономическую гегемониюво всем мире.
особенность эпоха культура возрождение
II.Беларусь в эпоху Возрождения
2.1Особенности белорусского Возрождения
Несмотряна блестящее воплощение возрожденческих идей в культуре стран Западной Европы,можно с полной уверенностью сказать, что белорусы также вписали в культуруЕвропейского Возрождения яркие страницы.
Формированиеусловий, подготовивших возможность возникновения нового времени на территорииБеларуси, следует связать еще с принятием христианства во времена КиевскойРуси.
Послеразделения христианства в XI веке на православие и католицизм существенноразошлись и пути славян. Поляки, чехи и словаки примкнули к римско-католической церкви и латинской культуре. Большая часть южных и восточныхславян отдали предпочтение православной ветви христианства и греко-византийскому типу культуры.
Поэтому,Польша, Чехия и Далмация прошли стадию Возрождения примерно одновременно сЗападной Европой и фактически в полной мере освоили античное наследие.Остальные славянские страны по разным причинам вступили в эту стадиюзначительно позднее, лишь в XVIII- XIX веках, когда черты Возрождения в ихкультуре проявились в смешении с элементами барокко, Просвещения и романтизмаи, когда сформировалось их национальная культура и искусство.
ПолноценноеВозрождение в XVI веке пережила Беларусь, будучи в составе Великого КняжестваЛитовского, которое в то время являлось типичным европейским государством: внем была конституция, не было крепостного права, многие города имелиМагдебургское право (независимость города от короля и магнатов). Все это ивлияние Запада стало причиной и условием обновления культуры [7,81].
XVIвек многие называют Золотым Веком нашей страны: это время наибольшегокультурного, интеллектуального, экономического расцвета Беларуси, времявыдающихся людей, государственных и культурных деятелей мирового масштаба.
НаXVI век в истории Беларуси приходится большинство важных событий,сформировавших белорусов как нацию.
ЭпохуВозрождения в Беларуси можно условно разделить на три периода:
1. РаннееВозрождение (начало ХVI века– 50–60-е годы ХVI века).
Всоциально-экономическом плане это был период интенсификации ремесленногопроизводства, торговли, роста и возвышения городов, усиления межклассовых имежсословных противоречий, начала формирования гражданского и национальногосамосознания, осознания необходимости перемен в экономической и политическойжизни. Главная духовная интенция этой эпохи – идея рационального переустройстваобщества.
2. ЭпохаРеформации (вторая половина ХVI века).
Этотпериод включает в себя широкое социальное движение, попытки практическогосоциального реформирования: судебная и административная реформы, борьба загородское самоуправление, Статуты ВКЛ 1566 и 1588 годов, создание ГлавногоЛитовского трибунала, возникновение лютеранства, кальвинизма, антитринитаризма.Философия Беларуси пыталась пересмотреть традиционные теологические,социально-политические представления, шел процесс формирования буржуазногомировоззрения, обоснования идей рационализма, политического реформизма,естественного права.
3. ПозднееВозрождение, контрреформация и барокко (конец ХVI–ХVII веков).
Содержаниеэтого периода обозначено такими признаками, как: развертывание контрреформации,ослабление и закат реформационно-гуманистического движения. Формулируютсязадачи защиты национально-культурного своеобразия белорусов, ихнационально-политического самоопределения. Это было время утверждениясхоластического типа философствования. Гуманистические тенденции этого периодаотступают перед философскими и художественно-эстетическими идеалами барокко исхоластики [17]. В XVI веке вся Европа в своей духовной,культурной, экономической и политической жизни переживала грандиозныеизменения, связанные с движением обновления церкви, возвращения к библейскимпервоосновам христианства. Это движение, названное Реформацией, стало причинойподъёма многих народов: немцы, шведы, англичане, голландцы благодаря Реформациисформировались как полноценные современные нации. Реформация стала центральнымсобытием всего XVI века.
Возникшийв культурном контексте Реформации протестантизм существенно снизил статусцеркви как посредника в общении человека с Богом, лишил ее монополии натолкование Священного писания, вывел человека на непосредственный контакт сБогом. Тем самым был открыт путь к развитию свободной мысли, выходившей из-подопеки церковного авторитета, развитию морально-этического, правовоготворчества.
Вполной мере это относится и к нашей стране. Реформация в Великом княжествеЛитовском оказала существенное влияние на динамику культурных процессов,активизировала общественно-политическую деятельность практически всехсоциальных слоев. Она стимулировала проведение социально-экономических реформ,развитие образования. Выдающиеся деятели белорусского Возрождения былиодновременно и людьми Реформации. Особое значение реформационного движения,состояло в обсуждении целого ряда философских проблем: природы духовнойсвободы, роли разума в познавательной деятельности, соотношения веры и разума,отношения к античному духовному наследию. В дальнейшем получила распространениеполитическая философия, отражающая в себе основные черты юридическогомировоззрения.
Духовнаяжизнь Великого княжества Литовского, в составе которого была и Беларусь, также испытывалана себе сильное влияние идей Возрождения. В этот период в Беларуси, как и вЗападной Европе, был расцвет ренессансной культуры. Суть его состояла в бурномросте и взаимном обогащении культуры европейских стран, широком изучении ииспользовании достижений периода античности, возникновении сначалакирилличного, а затем и латинско-польского книгопечатания, проникновениигуманистических идей в культуру, определенной секуляризацией духовной жизни,распространении реформационных идей и движений [9,207].
Отчетливопроявило себя рационалистическое направление белорусской духовности. Былоположено начало научному изучению библейских текстов, а это обстоятельствоимело далеко идущие социально-культурные последствия: научно-рациональныйподход должен был распространиться на изучение природы и общества.Протестантская духовность подчеркивала ценность потусторонней жизни,способствовала воспитанию предпринимательской активности, моральнойответственности личности. Реформация и гуманизм способствовали утверждениюличных прав: права на неприкосновенность личности, права на собственность,права на общественно-политическую активность.
ЭпохаВозрождения на территории Беларуси имела свои особенности. Экономическоеотставание от передовых стран Европы и господство феодализма сдерживаливсестороннее развитие светских форм культуры и переход от средневековойкультуры к культуре нового времени. Специфическими чертами Возрождения вБеларуси стали также столкновение западноевропейской и восточноевропейскойкультурных традиций, наличие относительной веротерпимости, взаимодействие ивзаимовлияние белоруской, русской, украинской, польской и литовской культур,что обусловило полилингвизм литературы этого времени.
Развитиебелорусской философии осуществлялось в контексте эволюции всей европейскойкультуры. Поэтому не удивительно, что белорусская философская мысль эпохиВозрождения воплощала в себе основные черты философии европейского Ренессанса.К таковым следует отнести:
1)антропоцентризм, т. е. идею самодостаточности человеческого бытия, когда вцентре внимания философов выступала проблема исторического предназначениячеловека;
2)идею абсолютной духовной свободы, сочетавшей в себе концепцию гносеологическогооптимизма с представлением о безграничных возможностях человека в делепрактического преобразования природы, общества на началах разума;
3)натурализм, выступавший в качестве основополагающего принципа интеграциимироздания и самого человека.
Вместес тем своеобразие социально-экономического и общественно-политического развитияБеларуси отложило свой отпечаток на развитие национальной духовной традиции,обусловило специфические черты эволюции философской мысли. Следует отметить,например, что в трактовке индивидуальной свободы, исторического предназначениячеловека здесь представлена идея ограничения абсолютной свободы интересамивсеобщего блага.
Белорусскийгуманизм не абсолютизировал свободу, но трансформировал ее понимание в идеюсоциального служения. Она конкретизировалась демократической, просветительскойинтенцией белорусского Ренессанса, стремлением сделать культурно-историческиеценности достоянием всего общества, всего народа. Этим объясняются особенностистиля изложения, практикуемого белорусскими мыслителями, их стремление кясному, простому, доходчивому языку. Для белорусской культуры была характерназадача актуализации христианско-гуманистических ценностей, творческого синтезаидей натурализма и теологизма [16]. Белорусский ренессансный гуманизмразвивался в тесной связи с Реформацией, широким социальным движением,захватившем самые широкие слои общества. В отличие от западноевропейского онпреодолел узкие рамки духовных, художественных элит.
Вовторой половине XVII — XVIII вв. условия для развития белорусской национальнойкультуры ухудшились. Усилились полонизация и окатоличивание населения восточныхземель. Белорусский язык постепенно вытеснялся из судебного и государственногоделопроизводства, а в конце XVII века его использование как официального иписьменного языка было запрещено.
Постановлениемсейма в 1696 году все переводилось на польский язык. С XVII века книгипечатались на польском, французском, латинском, итальянском, немецком, русском,еврейском языках. Усилилось ущемление прав православных и протестантов. В 1668году Cейм запретил переходить из католичества в другие вероисповедания.Православной шляхте, священникам, мещанам был запрещен доступ в государственныеорганы власти [9,223].
Интеллектуальнаяжизнь во второй половине XVII — начале XVIII вв. характеризовалась как быдвижением вспять. Забывались достижения времен эпохи Возрождения и Реформации,снова приобрели популярность идеи периода средневековья. Условия, в которыхразвилась культура Беларуси, определили ее особенность — полилингвистическийхарактер. Из-за неблагоприятной ситуации белорусскоязычной была преимущественнонародная культура — культура крестьянства, городских низов, части шляхты идуховенства.
2.2Проявление эпохи Возрождения в культуре Беларуси
Возрождениев Беларуси проявилось в трех основных направлениях:: письменность (печать,литература, общественная мысль), зодчество и народное творчество.
Вистории общественной и философской мысли Беларуси эпохи Ренессанса выделяютследующие направления:
ü Радикальноереформационно-гуманистическое направление (Якуб из Калиновк Мартин Чаховиц,Стефан Зизаний).
Длянего характерно критическое отношение к предшествующей традиции (философии античности,схоластике, церковному учению). Внимание мыслителей концентрировалось насущности личной веры и Божественном откровении, явленном в Священном писании.Схоластическое богословие, по их мнению, только замутняло свободный разумчеловека. По сути, это была своеобразная попытка тотального разрыва страдиционной культурой, ее ценностями. Хотя, справедливости ради, нужноотметить интерес этого направления к таким ценностям, как равенство, братство,человеколюбие. Представители этого направления пытались осмыслитьэгалитарно-демократические идеи Евангелия.
ü Умеренноереформационно-гуманистическое направление (Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный,А. Волан, Л. Зизаний, С. Полоцкий).
Оностремилось к выработке компромиссных форм соединения, согласования античной,философской традиции с ценностями средневековой христианской игуманистически-ренессансной культур. Мыслители этого направления были уверены ввозможности использования в условиях новой культуры духовных форм прошлого. Ониактивно осваивали платонизм, аристотелизм, этические и политические учениястоицизма, с уважением относились к патристике, но отвергали схоластику.
Пороксхоластики гуманисты усматривали в ее излишней академичности, оторванности отповседневной жизни, общественных процессов. Умеренные гуманисты-реформаторывидели нетленные образцы общественного переустройства в античных философскихконцепциях, реальном практическом опыте европейских народов, в библейскихтекстах. Они обогатили отечественную философскую мысль новыми идеями и проблемами.
ü Атеистическо-гуманистическоенаправление (С. Лован, К. Бекеш, К. Лыщинский).
Порвавсо схоластикой и теологией, представители этого направления обратились кматериалистическим идеям античности и Возрождения: они заимствовали иосмысливали античные решения проблемы происхождения мира, античные обоснованияприродной сущности человеческой морали; отвергали идею Божественногооткровения, концепцию врожденных идей, высоко ценили индивидуальный разум иопыт в качестве средств познания.
Оцениваягуманистически-ренессансную философскую мысль Беларуси, следует отметить, чтоона подготовила предпосылки для формирования нового типа мировоззрения.Европейская философия того времени занималась обоснованием ценностей науки,научного познания, идеалов техногенного развития цивилизации (Ф. Бэкон, Р.Декарт, Б. Спиноза) [17].
Однакоэти предпосылки не смогли реализоваться. Наступил период контрреформации.Схоласты безжалостно подавляли альтернативные направления. Из Речи Посполитойбыли изгнаны социниане, иезуиты учинили расправу над Лыщинским. Господствосхоластики было установлено с помощью «вненаучных» средств: идейное давление,поддержка со стороны власти, изгнание инакомыслящих. Однако схоластика какспособ философствования, оставшийся применительно к другим европейским странамв далеком прошлом, сохранила известную связь с идеями ренессансного гуманизма,научной философии и естествознания. Тем самым она перерождалась, открывая путиновым философским идеям, не совместимым с ее собственными мировоззренческими основаниями[9,228].
Вэпоху Возрождения значительные изменения произошли и в области литературы.Настоящим деятелем Возрождения в Беларуси является Франциск Скорина. Он добилсямногого в различных областях человеческого знания и деятельности в лучшихтрадициях великих итальянцев. Он был философом, медиком, первопечатником,языковедом. В центре его внимания была проблема общества и человека. Онрассматривал вопросы смысла жизни, духовности мира, совершенствования общества.
Выдающимисясобытиями являются создание им типографии в Вильнюсе в 1522 году, выпускпечатных книг на родном языке («Малая подорожная книжка», «Апостол»), а такжевыпуск в Праге в 1517- 1519 годах «Псалтыря» и 23 отдельных книг Библии набелорусском языке.
Необходимоотметить, что книги были украшены гравюрами высочайшего качества (приложение25).
Дело,начатое Скориной, вскоре нашло в Беларуси много последователей. Начиная с конца30- х годов XVI века в большинстве крупных городов (Бресте, Несвиже, Вильне,Слуцке) и некоторых местечках (Забулдове, Лоске, Тяпине) Великого КняжестваЛитовского возникли типографии. Печатные книги были религиозного и светскогохарактера- учебники, книги по медицине и военному делу, произведения античныхавторов и другие.
Заметнымлитературным явлением была публикация в 1523 году в Кракове поэмы на латинскомязыке «Песнь о зубре» Николая Гусовского, написанная им по просьбе самого папыримского. В поэме с патриотических и высоких морально-политических позицийвоспета природа родной страны, содержится призыв к укреплению государства, кединству европейских народов, осуждаются войны и междуусобицы.
Однимиз ярких представителей белорусской литературы того времени был СимеонПолоцкий. Он создал рукописные сборники «Ветроград многоцветный»,«Рифмологион». Писал на белорусском, латинском и старославянском языках. Он былвоспитателем царских детей, основал типографию в Кремле и Славяно-греко-латинскую академию.
Крупнымвкладом в культуру Беларуси явилась деятельность Симона Будного, которыйорганизовал в Несвиже типографию, где в 1562 году издал на старобелорусскомязыке «Катехизис», «Об оправдании грешного человека перед богом», «Про светскуювласть», «Новый завет» (приложение 26).
ВзглядыБудного поддерживал и развивал Василий Тяпинский. Он издал нацерковнославянском и белорусском языках Евангелие, чтобы каждый белорус могпонять Слово Божие. В предисловии к нему он обратился к белорусской знати спросьбой о духовной и материальной поддержке белорусской культуры.
Выдающимисядеятелями Возрождения были также магнат Николай Радзивил Чёрный, которыйоткрывал по всей стране церкви, школы, типографии, канцлер Астафий Волович,который руководил проведением земельной реформы, так называемой «волочнойпомеры», и готовил самый совершенный свод законов в Европе XVI века — Статут Великого Княжества Литовского.
Важнымявлением белорусской культуры явилась историко-хроникальная литература.Наиболее известными произведениями этого жанра стали «Летописец великих князейЛитовских», «Хроника Великого княжества Литовского и Жемойтского», «ХроникаБыховца», «Баракулабская хроника», «Хроника польская, литовская, жемойтская ивсей Руси» Старийковского.
Вовторой половине XVI века на смену традиционному летописанию пришлаисторико-мемуарная литература: «Письма» оршанского старосты Кмиты-Чернобыльского,мемуары новогрудского судьи Евлашевского [7,84].
Напроцесс становления и развития белоруской архитектуры и изобразительногоискусства значительно повлияли древнерусские традиции, а также лучшиедостижения архитектуры и искусства западноевропейских стран. В архитектурныхсооружениях этого времени присутствуют черты ренессанса, но они переплетаются счертами готического стиля. Таков знаменитый Мирский замок (приложение 27).
В1490году владельцем поселения Мир стал князь Юрий Ильич, который построил наокраине поселения большой замок, представляющий в плане перекошенныйпрямоугольник, напоминающий квадрат, с крепостными стенами, пятью башнями, сорвами и земляными валами, с дворцом внутри. В середине XVI века внутри замкабыли построены одноэтажные корпуса с подвалами, в первой половине XVII века ихнадстроили до трех этажей.
Вархитектуре комплекса преобладают черты готики, в дворцовой части встречаютсяэлементы ренессанса. Художественную выразительность замку придает контрасткрасного и белого. Красный кирпич стен замка живописно сочетается с белыминишами башен. Такой прием обработки фасадов был широко распространен вбелорусском зодчестве (храм- крепость в Сынковичах XV-XVI веков, храм- крепость в Мурованке XVI века).
Большойдостопримечательностью архитектуры являются постройки Несвижа. Несвиж былцентром культуры того времени. Во второй половине
XVI века Несвиж был резиденциеймагнатов Радзивилов, и в 1584- 1616 годах при участии итальянских мастеров сучетом последних достижений фортификационного искусства был построен город.Поодаль был построен и замок владельца со рвом и валом. В 1583 году на местедеревянного укрепления был заложен каменный замок. Сооружение его на первомэтапе вел итальянский архитектор Ян Мария Бернардони- автор ряда построек вгороде.Следовательно, застройка велась с учетом достижений итальянскойархитектуры эпохи Возрождения.
Образцомбелорусской готики являются церкви оборонительного типа в Сынковичах,Мало-Можейкове, Супрасли, Заславле. Во второй половине XVI века были построеныкультовые здания в традициях ренессанса (протестантский собор в Сморгони икостел в Несвиже). В светской архитектуре появляются крепости-замки вНовогрудке, Лиде, Гродно, Мире и других городах.
Втесной связи с архитектурой в эпоху Возрождения развивалась живопись искульптура. Скульптурные произведения украшали церкви, костелы, дворцыфеодалов. С XV века появляются произведения светской живописи в жанре портрета.Портрет в эту пору является довольно обыденным явлением. Правда, в XV веке до серединыXVI века живописные портреты делались с королей и великих князей. Во второйполовине XVI века круг портретируемых расширился. Парадные однофигурные ипарные портреты писались иностранными и магнатскими цеховыми художниками вВильне, Слуцке, Несвиже и других городах. В литературе эти портреты называются«сарматскими». На них изображался человек по определенной схеме- в параднойодежде, в окружении предметов, которые рассказывали о его занятиях, увлеченияхи социальном положении в обществе (портрет Юрия Радзивила второй половины XVIвека, портрет Ежи Радзивила, портрет Михаила Борисовича конца XVI- начала XVIIвека).
Но,наиболее активно развивалась иконопись. Она создавалась под влияниемдревнерусского и византийского искусства. Характерными являются иконы «Матерьбожья Замилование», «Матерь божья Иерусалимская», «Матерь божья Смоленская».
Распространеннымбыл и такой вид живописи, как книжная миниатюра — рисунок на страницахрукописей небольшого размера и тонкой техникой исполнения.
Громкуюславу имели белорусские мастера резьбы по дереву (иконостасы), по металлу(церковная утварь, ювелирные изделия), а также изготовители изразцов. Многиемастера белорусского происхождения работали в Оружейной и Царской палатах,показывая чудеса ювелирного мастерства.
Известныв Европе были и белорусские изразцы, которые использовались для облицовкипечей, каминов, а также для внешней облицовки зданий. Так все палаты в Краковевыложены изразцами из Ивенца. Ценили изразцы и из Витебска, из Минска.Изображения на изразцах отвечали последним требованиям времени. Чаще всегоизображали людей в модной одежде и в головных уборах. Это были погрудныеизображения мужчин и женщин иногда портретного характера, иногда с античнымисюжетами. Изображали стилизованные букеты, собранные в вазы, геральдичныекомпозиции, например изображение «Погони», гербы магнатов.
ЧертыРенессанса и маньеризма со временем проникли в культуру Беларуси, чтоотразилось и на иконописи, и на портретном жанре [17].
XIV- XVI века- это яркий и самобытный период в развитии белорусской культуры,синтез ренессансных и гуманистических веяний, религиозных традиций, расширениякультурных связей между белорусским и другими народами. А достижения XV- XVIвеков стали основой для расцвета декоративно- прикладного искусства в XVII-XVIII веках.
Многочисленныепрославленные деятели и мыслители, художники и мастера того времени лишьподтверждают, что черты Возрождения были не чужды белорусской земле, а имелияркое своеобразное развитие.
Заключение
История человеческой культурызнает немало взлетов, ярких расцветов, художественно обильных, интеллектуальнобогатых и плодотворных эпох. И все же европейское- в первую очередь итальянскоеВозрождение стало великой эпохой с заглавной буквы. Обращение к античномунаследию выступает важнейшей особенностью эпохи Возрождения. Постижение человеком мира, наполненногобожественной красотой, становится одной из мировоззренческих задач эпохи.
Возрождениеформировалось как отказ от средневековой культуры: отрицание догматизма исхоластики, критическое отношение к церкви и церковным служителям. Многиедеятели Возрождения отзывались сурово и свысока о средневековой культуре, ее«неумелой, варварской, грубой манерой».
Вместе с тем,средневековая культура с ее многолетней историей не могла исчезнуть бесследно,она продолжала оказывать влияние на новую культуру, даже когда это и неосознавалось. Предпосылки возникновения эпохи Возрождения тесно связаны соСредневековьем. В искусстве Возрождения влияние средневековой культурыобнаруживалось и в темах, и в сюжетах. Много произведений написано набиблейскую и религиозную тематику, немалая часть которых предназначалась дляцерквей и имела культовое значение.
Анализ основных этаповкультуры эпохи Возрождения позволил определить, что во времена зарождения иразвития новой формации, в эстетических идеалах человека без трудаобнаруживается и трагическое и возвышенное. В начале эпохи возникает идеалпрекрасного, гармоничного человека, идеал, который, несмотря на егомимолетность, успели зафиксировать в своих творениях замечательные поэты ихудожники того времени. Прекрасный человек Высокого Возрождения- это целостный,гармоничный человек в единстве своего духа и чувственности.
Однако, как и все, этотидеал оказывается недолговечным и начинает клониться к упадку. Бывший цельныйчеловек, который умел сочетать собственные интересы с гражданскими, жертвоватьличным ради общественного, в Позднем Возрождении перерождается виндивидуалиста, заявляющего устами Лоренцо Валлы: «Моя жизнь- это благо болеедрагоценное, чем жизнь всей Вселенной».
Эпоха Возрожденияпо-разному проявлялась в странах Западной Европы, что во многом зависело отэкономического, политического и социального положения каждого государства. Вискусстве северного Ренессанса, в отличие от итальянского, большесредневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно болееусловно по форме, более архаично, менее знакомо с античностью. СеверноеВозрождение- это своеобразный сплав итальянского влияния с самобытнымиготическими традициями и особенностями национальных культур.
ВXIV — XVI веках духовная жизнь Великого княжества Литовского также испытывалана себе сильное влияние идей Возрождения. В этот период в Беларуси, как и вЗападной Европе, был расцвет ренессансной культуры. Суть его состояла в бурномросте и взаимном обогащении культуры европейских стран, широком изучении ииспользовании достижений периода античности, возникновении сначалакирилличного, а затем и латинско-польского книгопечатания, проникновениигуманистических идей в культуру, определенной секуляризацией духовной жизни,распространении реформационных идей и движений.
Значимость Возрождения,несомненно, очень велика. Она заключается в том, что культура этой эпохи,содержит в себе лучший социальный опыт множества поколений людей и позволяетнакапливать знания о мире, тем самым создавая благоприятные возможности для егопознания и освоения.
Литература
1.Гнедич, П.П. История искусств / П.П. Гнедич. – Калининград: Янтарный сказ,1995.- 120с.: ил.
2.Жабцев, В.М. Эпоха Возрождения / В.М. Жабцев. – Минск: Харвест, 2008.- 28 с.:ил. – (Стили и жанры).
3.История мировой культуры – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. – 512с.
4.Качановский, В.В. История культуры Западной Европы: Учеб. Пособие. – Минск: ИЛ«Экоперспектива», 1998.- 190с.
5.Культурология: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Проф. А.Н. Марковой. – 3-еизд. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 319 с.
6.Мастера искусства об искусстве- Москва: Искусство, 1996. – 420 с.
7.Филимонова С. В. История мировой художественной культуры. Часть II. / С.В.Филимонова. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1997. – 304 с.: ил.
8.Чемберлин Э. Эпоха Возрождения. Быт, религия, культура / Пер. с англ. Е.ФЛевиной. – Москва: ЗАО Центрполиграф, 2006. – 239 с.
9.Эпоха Возрождения: Европа, Азия, Африка. – Минск: Харвест, 2001. – 672 с.
10.Юхвидин П.А. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. Влекциях, беседах, рассказах / П.А. Юхвидин. – Москва: Новая школа, 1996, — 288с.
11.Антология мировой философии. В 4-х тт., т. 2, М., 1970.
12.Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. М., 1995.
13.Либман М.Я. Очерки немецкого искусства позднего Средневековья и эпохиВозрождения. М., 1991.
14.Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991.
15.Культурология. История мировой культуры. Под ред. проф.
16.А.Н.Марковой. М., Издат. Объединение “ЮНИТИ”, 1995 г.