Реферат по предмету "Культура и искусство"


Особенности развития древнегреческой, древнеримской и древнеегипетской культуры

1. Роль античноймифологии в мировой культуре
Писатели, художникиразличных европейских стран стали брать сюжетами своих произведений эпизоды издревнегреческой мифологии.
Изображению мифическихсюжетов и божеств посвящены некоторые произведения выдающихся итальянскиххудожников эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи (бюст богини Флоры), СандроБоттичелли (картины “Рождение Венеры”, “Весна”), Тициана (картина “Венера передзеркалом”) и др. Из образов древнегреческой мифологии взял сюжет для своей замечательнойстатуи Персея выдающийся итальянский скульптор Бенвенуто Челлини.
На сюжеты, заимствованныеиз греческой мифологии, написана пьеса В. Шекспира “Троил и Крессида”, поэма “Венераи Адонис”. Имена мифологических героев встречаются и во многих другихпроизведениях Шекспира. Скульптурными группами, созданными на сюжетыдревнегреческой мифологии, украшены многие замечательные здания, построенные вМоскве и Петербурге в XVII-XIX вв.
 
2. Ораторскоеискусство
Ораторское искусство –это искусство публичной речи, рассчитанной на непосредственное восприятиеслушателями. Включает в себя контакт с аудиторией, богатство интонации имимики, пластику, жесты и движения и само обаяние личности оратора позволяютдобиться высокого эмоционального подъема в аудитории.
3. Отличие ДревнейВосточной культуры от Античной
Древний Востокзначительно повлиял на формирование Античной культуры. Но культурно –историческое единство не исключает принципиальных отличий. Это пути развитиякаждой культуры, характер мировоззрения принятых ценностей, степеньцентрализации жизни той или иной страны, близость к власти, уровень социальнойнапряженности.
 
4. Римская философия
Римская философияформируется под решающим влиянием греческого, в частности эллинистического,философского мышления. Приблизительно с этого времени в Риме развиваются трифилософских направления, которые сформировались уже в эллинистической Греции,-стоицизм, эпикуреизм иэклектицизм.
Стоицизм. Наибольшее распространение как вреспубликанском, так и позже в императорском Риме получил стоицизм. Иногда егосчитают единственным философским направлением, которое в римский периодприобрело новое звучание. Наиболее видным представителем римского стоицизма(новой стои) были Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий.
Эпикуреизм Единственной материалистической (длясвоего времени отчетливо материалистической) философией в античном Риме былэпикуреизм, который значительно распространился в последние годы Римской республикии в начале императорского правления. Наиболее выдающимся его представителем былТит Лукреций Кар
Эклектицизм. Значительно большее распространениеи значение, чем в эллинистической Греции, получает в Риме эклектицизм. К егосторонникам относится ряд видных личностей римской политической и культурнойжизни как в последние годы Римской республики, так и D первый период империи.Наиболее известным среди них был выдающийся политик и оратор Марк Тулий Цицерон(106-45 до и. э.), создатель латинской философской терминологии.

5. Наука ДревнегоЕгипта
 
Математика. Могли выполнять четыре основныхарифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление и умели решатьуравнения с одним неизвестным. Математические и геометрические сведения былинужны писцам в практической жизни для начисления налогов, определенияколичества или размера земельных участков. В Египте существовала системанаписания количественных и порядковых чисел. Система целых числе была основанана десятичной системе.
Календарь. Современные ученые не могутопределенно назвать время, когда был создан первый древнеегипетский календарь.Новый год в государстве начинался во время таяния снегов на вершинах горСудана, когда уровень воды в реке значительно повышался. Начальная стадияразлива Нила ежегодно приходилась на дни летнего солнцестояния, поэтому началогода было закреплено за 19 июля.
Измерения. В Древнем Египте существовалоследующие меры длины: локоть(длина предплечья до кончика среднего пальца), онподразделялся на ладонь, пядь, ступню и палец. С точки зрения современныхизмерений, длина одного локтя составляла 466 мм, ладони — 66,5 мм, пальца —16,6 мм. Локоть состоял из семи ладоней, ладонь — из четырех пальцев. Вовремена III династии был принят «царский локоть», т.е. к обычному локтюприбавлялась пядь (52,3 см).
 
6. Скульптура ДревнейГреции
 
Архаический период.
Скульптура архаическогопериода отличалась несовершенством, создавая, как правило, обобщенный образ.Это так называемые курсы (“юноши”), именуемые также архаическими Аполлонами. Донашего времени дошло несколько десятков таких статуй. Наиболее известнаямраморная фигура Аполлона из Теней. На устах его играет характерная для тоговремени “архаическая улыбка”, глаза широко раскрыты, руки опущены и сжаты вкулаки. Принцип фронтальности изображения соблюден в полной мере. Архаическиеженские статуи представлены корами (“девушками”) в длинных ниспадающих одеждах.Головы девушек украшены локонами, сами статуи полны изящества и грации. К концуVI в.до н.э. греческие скульпторы постепенно научились преодолеватьпервоначально свойственную их статуям статичность.
Классический период.
Пифагор Регийский(480-450). Раскрепощенностью своих фигур, включающих как бы два движения(исходное и то, в котором часть фигуры окажется через мгновенье), он мощносодействовал развитию реалистического искусства ваяния. Современникивосхищались его находками, жизненностью и правдивостью образов.
Великий скульптор Мирон,работавший в середине V в в Афинах, создал статую, оказавшую огромное влияниена развитие изобразительного искусства. Это его бронзовый “Дискобол”, известныйнам по нескольким римским копиям, настолько поврежденным, что лишь ихсовокупность позволила как-то воссоздать утраченный образ.
Период эллинизма.
Как и в предыдущиепериоды, скульптура оставалась неотъемлемой частью архитектурного убранстваэллинистических городов. Монархический строй эллинистических государств и иноемировоззрение вызвали к жизни официальную, придворную тенденцию искусства,воплотившуюся в портретных и аллегорический статуях.
Лучше всего известныпроизведения пергамской школы с характерной для нее патетикой и подчеркнутымдраматизмом скульптурных изображений. Не обошла эллинистическую скульптуру истрасть к гигантомании: ярким образцом является огромная, 32-метровая статуябога Гелиоса из золоченой бронзы, установленная у входа в Родосскую гавань. Надстатуей “Колосса Родосского” 12 лет трудился ученик Лисиппа Харес из Линда, эточудо инженерного искусства заняло последнюю строчку в списке “чудес света”.
7. Право в ДревнемРиме
 
Правовое положениеличности характеризуется тремя статусами (состояниями): состоянием свободы,состоянием гражданства и семейным состоянием. С точки зрения состояния свободыразличались рабы и свободные, сточки зрения состояния гражданства – римскиеграждане и другие свободные лица, с точки зрения семьи – самостоятельные иподвластные.
Вовсе времена институт права собственности занимал центральное место вгражданском праве. Его основные положения обусловливают содержание всехостальных разделов цивилистики – права на чужие вещи, договорного,наследственного права и т. п.
8.Пантеон древнегреческих богов
 
Зевс– верховный бог, Гера – покровительница браков, Деметра – земледелие, Афина –война. Афродита – богиня любви и красоты, Гестия – богиня домашнего очага,Гефест – ремесло.
9.Древнегреческая драматургия
Древнегреческаядраматургия своими истоками связана с сельскими празднованиями в честь Диониса.К греческой драме относились трагедии, сюжетом которых обычно были мифы огероях и богах, но поэты 5 в. до н.э. трактовали эти мифы по-своему. Вгреческую трагедию стали проникать новые представления, связанные с дальнейшимходом развития мировоззрения, морали, политики. Иногда сюжетами были крупныеисторические события.
10.Изобразительное искусство Древнего Египта
Изобразительное искусствопредставляют рельефы и росписи, которые в великом множестве украшали стеныгробниц, заупокойных храмов, колонны, саркофаги и вообще все то, что могло бытьими оформлено.
Характерные особенностиизобразительного канона в рельефе сложились еще в додинастический период, чтонашло свое отражение и в росписях, развивающихся уже в искусстве Среднегоцарства. Известная “Плита Нармера”, созданная в честь царя Нармера,объединившего Верхний и Нижний Египет, содержит в себе основные каноническиечерты. К ним относятся:
1.Построчное размещениесюжетных сцен (разделение плоскости горизонтальные пояса).
2.Композиционнаяорганизация сцен (внутри поясов)на основе упорядоченности. С наибольшейясностью этот принцип проступает в т.н. мотивах шествия, где фигуры движутсяодна за другой, через одинаковые интервалы, с повторяющимися жестами.
3.Разномасштабностьфигур. Так как фараон был главным действующим лицом в каждой композиции, тоего, как впрочем и богов, изображали в больших размерах, чем все остальныефигуры.
4.Изображение человека — принцип распластывания фигуры на плоскости, когда голова и ноги изображались впрофиль, а торс и глаз — в фас. Избирались самые четкие, ясно читаемые аспекты,органично соединенные силуэтом обобщающего типа и соотнесенные с двухмернойплоскостью.
5.Изображение предметов сразличных точек зрения с помощью их вертикального расположения: то, чтонаходится дальше, изображается на плоскости выше.
6.Единство изображений ииероглифических надписей.
Наиболее распространеннойтемой рельефов и росписей была тема пира, обычно связанного с заупокойнымкультом. Роспись из гробницы в фиванском акрополе относится к периоду Новогоцарства. Именно здесь с наибольшей отчетливостью проступают характерные чертыегипетского искусства, поскольку любая сюжетная композиция использует многоразличных “элементов” таких как человеческие фигуры, предметы обихода (столы,кресла, посуда), деревья, птицы, животные и т.п. И все это множествоизображений размещается на плоскости, разделенной на горизонтальные пояса так,чтобы каждая из фигур и предметов ясно “читалась” глазами, не заслоняя другдруга. Расположенные через одинаковые интервалы, с повторяющимися жестами, оникак будто застывают: вся “картинка” какой бы ни была ее тема воспринимается какторжественное ритуальное действо, воспарившее над обыкновенным миром реальногобытия. Все конкретные и заимствованные из жизни сюжеты, воссозданные вегипетских рельефах и росписях, благодаря композиционному решению, приобреталихарактер священнодействия, ибо они воспроизводили жизнь после смерти.
11.Спортивные состязания в Древней Греции
Спортивныйигры посвященные богам (Зевсу, Афине, Дионису).
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙГРЕЦИИ – крупнейшие спортивные соревнования древности. Зародились как частьрелигиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего былопроведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. ОтОлимпии произошло и название Игр. Олимпийские игры были значимым для всейДревней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия.Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса,который он представлял.
 

12. Римская школа
В Риме учебные заведения,или школы для совместного обучения мальчиков и девочек, были известны с III в.до н.э. Начальную пятилетнюю школу (с 7 до 12 лет) дети проходили подруководством литератора, который учил их (как в Греции грамматист) чтению,письму и счету. Специальных школьных зданий, подобных современным, не было,обычно снимали помещение в частном доме. Дети из малообеспеченных семей вначальной школе завершали свое образование. Девочки под руководством частногоучителя — грамматика — продолжали обучение дома. Римляне серьезно относились квоспитанию и образованию женщин. Девушки должны были знать литературу,грамматику, риторику, уметь петь, танцевать, понимать музыку, некоторые из нихспециально занимались географией, геометрией, математикой и даже медициной.Мальчики 12 лет приступали к среднему школьному образованию. На этом этапе ихучителем был грамматик, с которым они читали греческих и римских поэтов,писателей, философов, драматургов. От него они получали знания о литературе, еежанрах, о музыке. Необходимым считалось изучение астрономии, грамматики игеометрии.
 
13. СкульптураДревнего Египта
Отличительная чертаегипетского изобразительного искусства его каноничность. Оформившиесяхарактерные особенности изобразительной форм, композиционного решениястановятся обязательными для всех последующих произведений определенного жанра,будто портретная скульптура, рельеф, роспись. При всем этом египетскоеискусство претерпевает и некоторую эволюцию, ибо художественное истинноетворчество не может не реагировать на те изменения, которые происходят вдуховной культуре общества. Поэтому мы будем рассматривать весьма ограниченныйкруг произведений, связанных со скульптурными статуями, рельефами и росписями,отобрав те образцы, в которых наиболее ярко отразились основные моментыразвития египетского искусства.
В Древнем царстве вырабатываютсястрого определенные типы статуй: стоящая с выдвинутой левой ногой и опущеннымируками, прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями, статуя Ранофера);сидящая, с руками, положенными на колени (статуя Рахотепа и его жены Нофрет,статуя царского писца Каи).
Для всех характерныследующие художественные приемы: фигуры построены со строгим соблюдениемфронтальности и симметричности; голова поставлена прямо и взгляд устремленвперед; фигуры неразрывно связаны с блоком, из которого высечены, что подчеркиваетсясохранением части этого блока в виде фона; статуи раскрашивались: тело мужскихфигур — красновато-коричневого цвета, женских — желтого, волосы — черного,одежды — белого цвета.
Основной характер — торжественная монументальность и строгое спокойствие. К этим общим для всехскульптурных статуй закономерностям следует добавить небольшой, но оченьсущественный штрих — портретные черты в передаче лица. Невозможно перепутатьлицо писца Каи с его чуть плоским носом и выдающимися скулами и лицо царевичаРахотепа с напряженными морщинками у переносицы, аккуратными усиками и пухлымигубами; надменное лицо зодчего Хемиуна, чуть полноватое, с маленьким, ноэнергичным и жестким ртом и лицо верховного жреца Ранофера с правильно строгимии бесстрастными чертами.
 
14. Греческаяархитектура
 
Развитию строительногодела, архитектуры способствовал рост городов, которые располагались вокругукрепленной части города (акрополя), расположенного на холме. На его вершиненаходилось святилище с храмом, посвященным богу-покровителю города, у подножия- жилые кварталы, где селились ремесленники. Архитектура является одной из формматериальной культуры, поскольку связана с меняющимися потребностями человека,с развитием науки и техники. Но она представляет собой также вид художественнойкультуры, так как отражает строй общественной жизни, уровень духовногоразвития, его эстетические идеалы, культурные ценности.
Эти ценности, эталонывоплощаются не в хозяйственных и жилых постройках, а в храмах. Относительнопримитивные постройки гомеровского времени из глины и кирпича-сырца сменяютболее совершенные здания из камня — жилища, общественные постройки (булевтерии- дома для собраний совета, палестры, стадионы, театры и пр.). Если жилищагреков просты, то храмы как культурная ценность — хранилище казны,художественных сокровищ, место поклонения богам, являющееся центром культурнойи общественной жизни, были величественны и монументальны, но они не подавляличеловека своими размерами. Греческая архитектура ориентирована на человека и соразмернас ним, в чем воплотилась одна из важных особенностей древнегреческой культуры.Архитектурные сооружения предстают в гармонии со средой, органично вписываютсяв пейзаж и основываются на специфической системе соотношений несомых и несущихчастей, называемой ордером (от латинского «ордо» — строй, порядок).
Греки выработалиразличные типы построек, например, храм периптер (прямоугольник, окруженныйколоннами), украшенный скульптурой, скульптурными рельефами, представлявшийсобой целый комплекс, ансамбль, включающий архитектуру, скульптуру, живопись.Наиболее древний ордер дорический. Он сложился на основе строительного опытадорийских племен и отличается суровой мощью, некоторой тяжеловесностью,массивностью. Его характеризуют строгие, простые колонны с продольнымижелобками, простая капитель (верхняя выступающая часть колонны), двухскатнаякрыша, треугольный фронтон — часть фасадной стены под кровлей. (Например, храмАполлона в Сиракузах, сокровищница афинян в Дельфах, храм Афины на островеЭгина, храм Зевса в Олимпии). Затем складываются ионический, коринфский,эолийский ордера. Ионический ордер — более легкий, изящный, сформировался вбогатых торговых городах, видимо, не без влияния Востока. Колонна имеет базу изавершается двумя завитками. Хорошо известны храм Артемиды (архитекторыХерсифон и Метаген), храм Геры на острове Самос. Коринфский ордер похож наионический, но украшен более сложной капителью с растительными узорами.
Шедевром мировойархитектуры считается ансамбль афинского Акрополя. В новых условиях он стал нестолько оборонительным сооружением, сколько религиозным и художественнымцентром города. Здесь хранилась казна, сюда направлялись в праздничные дниторжественные процессии. В создании Акрополя принимали участие лучшие мастера:Иктин, Каликрат и др. Они соединили при строительстве Парфенона (храма,посвященного Афине-Парфенос или Афине-Деве) черты дорического и ионическогоордера. Здесь поражает гармония с окружающей средой, естественным рельефом,сочетание с другими видами изобразительного творчества. Внутри храма Фидийпоставил 12-метровую статую Афины.
 
15. Пирамида
 
Пирамиды быликлассическим типом царской усыпальницы в эпоху Древнего царства. Отдельныепирамиды носили названия, связанные с именами фараонов, которым онипринадлежали.

16. Наука в ДревнейГреции
Важнейшейчертой развития науки являлось происходившее в V в. до н. э. выделение изнатурфилософии отдельных наук. Показателен прогресс в медицине, связанный впервую очередь с деятельностью Гиппократа. Для Гиппократовой медициныхарактерен строгий рационализм. По мнению Гиппократа, все болезни вызываютсяестественными причинами. Он требовал от врача индивидуального подхода кбольному, учета особенностей как самого пациента, так и естественной средыобитания его.
Математикаразвилась прежде всего под влиянием пифагорейских ученых. В V в. до н. э. онапревращается в самостоятельную научную дисциплину, перестает быть прерогативойодних только пифагорейцев становясь предметом профессиональной деятельностиученых, не примыкавших ни к какому философскому направлению. Прогрессматематического знания особенно заметен в арифметике, геометрии, стереометрии.К V в. до н. э. относятся также значительные успехи в астрономии.
17. Основныехарактерные черты культуры Древнего Египта
 
Иероглифическое письмо,художественный стиль, религиозные представления и культ мертвых.
18. Колизей
 
Колизей — римскоеизобретение. Он состоял из арены эллиптической формы, окруженный выстроеннымиярусами рядов сидячих трибун, находясь на которых, многочисленная публика, неподвергая себя риску, могла наблюдать захватывающие кровопролитные зрелища.Здесь проводились бои гладиаторов и выводили напоказ диких экзотических зверей,чтобы потом на глазах завороженной толпы стравить их друг с другом всмертельной схватке.
19. Фараон
 
Фараон – живое божество,предмет общего поклонения.
20. Римский пантеон
 
Как пример бралисьгрецкие боги: Юпитер (Зевс), Юнона (Гера), Либер (Вакх и Дионис), Венера(Афродита).
21. Гладиаторские бои
 
Один из видов зрелищ,устраивавшихся в древнем Риме в конце эпохи республики и в эпоху империи дляразвлечения граждан. Эти бои произошли от культовых погребальных обрядов,связанных с жертвоприношениями. Обычай убивать людей (военнопленных или рабов)над могилой павшего предводителя дружины или знатного соплеменника, был вдревности распространен повсюду. Так было у скифов, эллинов, славян, германцев,этрусков, почти у всех племен и народов. Постепенно с обычаем резать пленных ирабов, словно скот, во время похорон покончили, вместо этого их начализаставлять сражаться друг с другом. Победителю даровалась жизнь, а кровьпобежденного служила жертвой покойнику.
22. Иероглифическоеписьмо
 
Иероглифическое— письмо,использующее иероглифы, знаки, каждый из которых обозначает отдельнуюлексическую единицу (морфему, слово). Иероглифическое письмо непосредственнопередает план содержания лингвистических единиц. Является одним из древнейшихвидов письма, непосредственным развитием письма пиктографического. Наиболееизвестны системы иероглифического письма древнего Египта, в которой сочеталисьэлементы идеографического, силлабического и фонетического (акрофонического)писем, Месопотамии, индейцев майя. В настоящее время иероглифическое письмоиспользуется в Китае, Японии (в комбинации с силлабическими системами-канами:катаканой и хираганой), Корее и нескольких районах Бутана (Trashi Yangtse-kha),иероглифические системы последних являются производными китайскогоиероглифического письма. Особенносью китайской иероглифики являетсяиспользование составных иероглифов, представляющих комбинацию идеограмм.
23. Мумия
 
Мумия — сохранённоезабальзамированное тело умершего. Мумией называется тело не только человека, нои любого другого живого существа, подвергнутого специальной химическойобработке, в результате которой прекращается или замедляется процессразложения. Следует различать искусственно и естественно мумифицированные тела.
 
24. Римский портрет
 
Вскульптуре явлением, характерным для оригинального римского искусства, сталначиная со II в. до н. э. реалистический портрет. В новизне и самобытностиримского скульптурного портрета нетрудно убедиться, если сравнить грубоватые, крестьянскиелица на надгробных рельефах эпохи республики с тонко моделированными, рафинированнымиэллинистическими портретами. Пластический реализм римских мастеров достиграсцвета в I в. до н. э., породив такие шедевры, как мраморные портреты Помпеяи Цезаря.

25.Движение в скульптуре Древней Греции
 
Скульптураи живопись Греции V в. до н.э. развивали традиции предшествующего времени. Основнымиоставались изображения богов и героев—покровителей полиса и «идеальных»граждан. Однако искусство сделало шаг к реализму, что связано сраспространением идеи «мимесиса» — подобия—как основной эстетической категории.
Вархаическую эпоху возникает монументальная скульптура — вид искусства, ранеенеизвестный Греции. Древнейшие скульптуры представляли собой изображения, грубовырезанные из дерева, часто инкрустированные слоновой костью и покрытые листамибронзы. Усовершенствования в технике обработки камня не только сказались наархитектуре, но и привели к возникновению каменной скульптуры, а в техникеобработки металла—к отливке скульптуры из бронзы. В VII—VI вв. до н.э. вскульптуре господствуют два типа: обнаженная мужская фигура и задрапированнаяженская. Рождение статуарного типа обнаженной фигуры мужчины связано сосновными тенденциями развития общества. Статуя изображает прекрасного идоблестного гражданина, победителя в спортивных состязаниях, прославившегородной город. По этому же типу стали изготовлять надгробные статуи иизображения божеств. Появление рельефа в основном связано с обычаем ставить надгробныепамятники. В дальнейшем рельефы в виде сложных многофигурных композиций сталинепременной частью антаблемента храма. Статуи и рельефы, как правило,раскрашивались.
Греческаямонументальная живопись известна намного хуже, чем вазопись. На примерепоследней лучше всего прослеживаются основные тенденции развития искусства:возникновение реалистических начал, взаимодействие местного искусства и влияний,пришедших с Востока. В VII—начале VI в. до и. э. преобладали коринфские иродосские вазы с пестрыми росписями так называемого коврового стиля. На нихобычно изображались растительный орнамент и расположенные в ряд различныеживотные и фантастические существа. В VI в. до н.э. в вазописи господствуетчернофигурный стиль: закрашенные черным лаком фигуры резко выделялись накрасноватом фоне глины. Росписи на чернофигурных вазах часто представляли собоймногофигурные композиции на мифологические сюжеты: различные эпизоды из жизниолимпийских богов, популярностью пользовались подвиги Геракла, Троянская война.Реже встречались сюжеты, связанные с повседневной жизнью людей: битва гоплитов,состязания атлетов, сцены пира, хоровод девушек и др.
Посколькуотдельные изображения исполнялись в виде черных силуэтов на фоне глины, онипроизводят впечатление плоских. Вазам, изготовлявшимся в разных городах,присущи только им свойственные черты. Чернофигурный стиль достиг особогорасцвета в Афинах. Аттические чернофигурные вазы отличались изяществом форм,высокой техникой изготовления, сюжетным разнообразием. Некоторые вазописцыподписывали свои росписи, и благодаря этому мы знаем, например, имя Клития,расписавшего великолепный сосуд для вина (кратер): роспись состоит изнескольких поясов, на которых представлены многофигурные композиции. Другойвеликолепный образец росписи—килик Эксекия. Всю круглую поверхность чаши длявина вазописец занял одной сценой: на плывущем под белым парусом судне возлежитбог Дионис, возле мачты вьются виноградные лозы, свисают тяжелые гроздья.Вокруг ныряют семь дельфинов, в которых, согласно мифу, Дионис превратил тирренскихпиратов.
26.Капитолийская волчица
КАПИТОЛИЙСКАЯ ВОЛЧИЦАбронзовая этрусская статуя кон. 6 — нач. 5 вв. Древние изображения Ромула иРема, основателей Рима, не сохранились (известны по монетам), заново сделаны в17 в. итальянским архитектором и скульптором Л. Бернини. В настоящее время вКапитолийском музее в Риме.
27. Римская риторика
 
В Древний Рим риторикапроникает в I веке до н. э… Оригинальностью римская риторика никогда неотличалась. Цицерону принадлежит немалое число трактатов об ораторскомискусстве (напр. «Брут», «Оратор»). Наиболее полное выражение римская риторикаполучила в труде Квинтилиана. В римской риторике продолжался спор об азианизмеи аттицизме. Первым последователем азианизма направления был Гортензий, авпоследствии к нему примыкнул Цицерон, высказывающийся, впрочем, в некоторыхсочинениях и в пользу аттицизма. Наиболее изящным представителем аттицизма вримской литературе можно считать Юлия Цезаря.
 
28. Особенностимировоззрения Древней Греции
Длягреческого мировоззрения характерен не только политеизм, но и представление овсеобщей одушевленности природы. Каждое природное явление, каждая река, гора,роща имели свое божество. С точки зрения грека, не было непреодолимой гранимежду миром людей и миром богов, посредствующим звеном между ними выступалигерои. Такие герои, как Геракл, за свои подвиги приобщались к миру богов. Богигреков и сами были антропоморфны, они испытывали человеческие страсти и моглистрадать, подобно людям.

29. Культ умерших
 
Культ мертвыхпоявился в Древнем Египте ещё в доисторический период, до объединения ВерхнегоЕгипта с Нижним. На протяжении существования древнеегипетской цивилизации культмертвих переживал множество изменений, но сущность его оставалась неизменной, аименно человек и после смерти продолжает жить и эта жизнь подобна земной.
30.Архитектура Древнего Рима
 
Развитиеримской архитектуры было тесно связано с ходом римской истории, усложнениемобщественных отношений, ростом римского города; оно происходило под греческим иэтрусским влиянием. Ранний город строился без плана, беспорядочно, имел узкие икривые улицы, примитивные жилища из дерева и сырцового кирпича. Крупнымиобщественными зданиями были лишь храмы, например храм Юпитера на Капитолийскомхолме, построенный в VI в. до н. э., небольшой храм Весты на Форуме. Внутригорода сохранились пустыри и незастроенные участки, дома знати окружали сады.Сточные канавы сначала были открытыми, но затем их перекрыли деревяннымнастилом, а позднее и каменным сводом. В отличие от греческих архитекторов,которые составляли планы зданий, не следуя строгой симметрии его разных частей,римляне исходили из строгой симметрии. Они широко применяли греческие ордера –дорический, ионический, коринфский. В отличие от греческой классическойархитектуры, в которой ордера представляли собой сочетание декоративногоубранства с конструкцией здания, римляне использовали греческие ордера лишь какдекоративный элемент. Однако римляне развили ордерную систему и создалисобственные ордера, отличающиеся от греческих, такими ордерами был композитный,т. е. представляющий соединение элементов всех греческих, ордеров в одном,ордер и так называемая ордерная аркада, т. е, совокупность арок, опирающихся настолбы или колонны.
31.Литературные памятники Древнего Египта
«Текстыпирамид», «Тексты саркофагов», «Книга мертвых», «Песня арфиста», «Беседаразочарованного со своей душой».
32.Древнегреческие философы
Демокрит,Сократ, Платон, Аристофан, Аристотель.
33.Особенности культуры Древней Греции
Греческаякультура вышла на арену истории раньше римской и развивалась на территории,занимавшей южную часть Балканского полуострова, а также побережья Малой Азии,Эгейского и Ионического морей и прилегающие к ним острова. Причем исследователиотмечают, что цивилизация на греческой почве зарождалась как бы дважды сдостаточно большим временным разрывом.
Грекиактивно перенимали научные и технические достижения других народов. Поэтому всюисторию Древней Греции сейчас принято делить следующим образом:
I.Эпоха крито-микенской или дворцовой цивилизации (III-II тысячелетия до н.э.);
II.Гомеровские («темные») века (ХI-IX);
III.Эпоха собственно античной цивилизации:
1.архаический период (VIII-VI — время становления Эллады, формирования полисов(городов-государств);
2.классический период (V-IV вв. до н.э.) — пора наивысшего расцветадревнегреческой культуры, развития демократии;
3.эллинистический период (IV-I вв. до н.э.)- завершение развития культуры ДревнейГреции, утрата ею политической самостоятельности.
 
34.Римская литература
 
Настановление и развитие римской литературы оказало большое влияние не тольконародное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но особенногреческая литература.
Первыесобственно литературные произведения были произведениями подражательными. Да итрудно было первым римским поэтам и писателям создать оригинальные произведенияна латинском языке, на скромном фундаменте маловыразительной народной римскойпоэзии, когда рядом существовала богатейшая греческая литература, прекрасныйэпос Гомера, разработанная эллинская мифология.
Неудивительно, что первыми римскими писателями были греки, а первые произведенияна латыни были переводами с греческого. Первым римским поэтом был ЛивииАндроник, грек из города Тарента. При взятии Тарента римлянами он попал плен,был рабом и обучал грамоте детей своего господина. Впоследствии он был отпущенна свободу и занялся литературой.
Римскаякомедия и трагедия развивались в значительной степени под влиянием греческихобразцов и считались жанрами не исконно римскими. Исконно римским литературнымжанром был жанр так называемой сатуры. Словом сатура обозначалось блюдо,наполненное разными плодами. Затем сатурой стали называть смесь разных стихов —длинных и коротких, написанных сатурническим и другим размером. Поэт Эннийназвал словом сатура свой сборник стихов полуразвлекательных, полупоучительных.
Каклитературный жанр, сатура получила большое развитие и творчестве Гая Луцилия.За свою долгую жизнь (180—102 гг. до н. э.) Луцилий написал 30 книг сатур. Вних он обличает пороки современного ему общества; корыстолюбие, взяточничество,моральное разложение, клятвопреступление, жадность.
Широкоеразвитие рабства, расцвет экономики, успешные завоевания Рима привели к ростубогатства, скоплению их в немногих руках, погоне за ними, моральному разложениюолигархов. Реальная жизнь давала сюжеты для сатир Луцилия, которые положилиначало реалистическому направлению в римской литературе. После Луцилияокончательно определился жанр сатиры как небольшого обличительного произведения.
Драмаи поэзия были главными, но не единственными видами латинской литературы.Параллельно развивалась и проза. Долгое время, вплоть до II в. до н. э.,сочинения в прозе были немногочисленными и представляли собой, главным образом,краткие записи исторических событий и норм права. Как и ранняя поэзия, ранняяримская проза была подражательной. Первые литературные произведения и писалисьпо-гречески, хотя и них излагалась римская история.
37.Пантеон богов древних египтян
 
Осирис,Изида, Гор, Амон, Атон.
38.Римский театр и зрелища
 
Амфитеатр— римское изобретение. Он состоял из арены эллиптической формы, окруженныйвыстроенными ярусами рядов сидячих трибун, находясь на которых, многочисленнаяпублика, не подвергая себя риску, могла наблюдать захватывающие кровопролитныезрелища.
РимскийТ., как и римская драма, имеет своим образцом Т. греческий, хотя в некоторыхчертах и отличается от него. Места для зрителей в римских Т. занимают не большеполукруга, оканчиваясь в направлении к сцене по линии, параллельной этойпоследней; сцена имеет длину вдвое большую, нежели в греческом; в римском Т.удобные лестницы ведут из орхестры на сцену, чего не было в греческом; глубинаорхестры меньше при той же ширине; входы в орхестру уже; сцена ближе к центрупространства для зрителей.
 
39.Архитектурные памятники Древнего Египта
 
Первымзначительным сооружением в ряду грандиозных царских усыпальниц была т.н. ступенчатаяпирамида фараона Джоссера в Саккара (28 в. до н. э). Классическим образцом такогорода сооружений являются пирамиды фараонов 4-й династии (27 в. до н.э.) Хеопса,Хефрена и Микерина. Их отточенная форма, основанная на пропорциях “золотогосечения”, была предельно лаконична и бесконечно выразительна. Два элементаопределяли закономерности формы  основание, квадратное в плане, и схождение сторонв одной точке, подобно тому, как вся египетская жизнь сходилась, сфокусироваласьв обожествленном фараоне. Гениальная в своей простоте пирамидальная конструкциянесла художественное обобщение самой сути египетского общества, подчиненного безграничнойвласти фараона.
Вэпоху среднего царства (21-18 вв. до н.э.) появляется новый тип заупокойного храма.Ярчайший образец-храм Ментухотепа I долине Деир-эль-Бахари (западный берегНила).
 
40.Акрополь
 
Акрополь(др.-греч. ἀκρόπολης— верхний город) — возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, такназываемый верхний город; крепость (убежище на случай войны).Наакрополе обычно находились храмы божеств-покровителей данного города. Наиболееизвестен акрополь в Афинах, внесённый в список Всемирного наследия.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.