МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
КИЕВСКИЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. ДРАГОМАНОВА
РЕФЕРАТ
СКУЛЬТУРОЛОГИИНА ТЕМУ: Особенности менталитета китайского общества, спецификахудожественной культуры Китая
Выполнил студент 33 группы
Курило Артем
Киев 2009
Особенности менталитетакитайского общества
В древнекитайскихвоззрениях считалось, что мир возник от взаимодействия светлых (ян) и темных(инь) частиц. Они породили пять стихий — землю, воду, огонь, дерево и металл,от которых произошло все во Вселенной, все явления природы, качества людей, ихсостояния: пять состояний погоды — дождь, холод, жара, ветер, ясная погода;пять видов злаков — просо, конопля, рис, пшеница, бобы; пять благ — долголетие,богатство, здоровье, добродетель, естественная смерть, а также пять вкусов,пять цветов, пять металлов, пять добродетелей и пр. Все эти производные так же,как ян и инь, наполнены смыслом, символичны и взаимодействуют друг с другом. Вэпоху Чжоу складывается культ Тянь (Неба) как высшего начала, руководящеговсем, что происходит на земле, по законам справедливости. В книге “Шуцзин”говорится: “Только небо наблюдает за народом, ведает справедливостью, посылаетурожай и неурожай. Без неба погибнет народ. От милости неба зависит его судьба”[274, с. 9]. Жизнь каждого человека и даже императора связана с велениями Неба,невыполнение которых грозит всевозможными бедствиями: засухами и наводнениями,пожарами и болезнями. Поэтому жизненный путь каждого предопределен и строгорегламентирован согласно ритуалам и предписаниям буквально со дня рождения досмерти. Это касалось всего: цвета и фасона одежды, движений и жестов, манеры поведения.Жить и вести себя не так, как предписано, означало “потерять лицо”. Считалось,что любое нарушение установленных правил может разгневать Небо, поэтомуобщество жестоко карало виновного, вплоть до физического уничтожениянарушителя.
Среди другихбожеств выделялись божества Солнца, Луны, которым посвящались специальныепраздники, и звезд. Поклонение звездам сочеталось с сохранившимися тотемнымипредставлениями, поэтому звездное небо было поделено на 12 частей, каждая изкоторых носила имя тотема: мышь, бык, тигр, заяц, змея, лошадь, овца, обезьяна,курица, собака, свинья и дракон. Согласно солнечному зодиаку каждый из годов12-летнего цикла получил имя священного животного и требовал особых культов. Такиеже культы были связаны с различными месяцами, неделями, и даже день был поделенна двухчасовые отрезки, каждый из которых надлежало посвящать занятиям,предписанным социальным статусом человека. Через эти культы человек могобщаться с небом. Даже жизнь императора была регламентирована: когда он долженидти поклоняться предкам, когда, облачившись в особую одежду, должен выехать вполе на желтом воле, чтобы провести первую борозду, когда должен был осеньювыйти в поле с золотым серпом, чтобы дать знак к началу жатвы. Все было решеноза него заранее. За соблюдением этих правил наблюдал специальный совет особоприближенных сановников. Таким образом, император должен был снискатьрасположение Неба к своему народу.
Кроме главныхбожеств космического масштаба, мир для каждого китайца был населен огромнымколичеством добрых и злых духов. Каждому явлению природы, ремеслу, каждой сфережизни сопутствовали духи, например: доу-шэн —дух, защищающий отоспы; цзинь-цюань — дух, охраняющий колодец; лэй-цзу —дух, ведающийгромом; ли-ши — дух рынков, ма-мин — дух шелковичного червя, акроме них, дух долголетия и дух войны, дух домашнего очага и духи предков. Дажечеловек, по китайским поверьям, имел не одну душу, а девять или десять: трисвязаны с духовным миром человека, а шесть или семь были связаны с его телеснойсущностью. При рождении сначала появляются телесные, а потом— духовные, присмерти — наоборот. Для защиты от злых духов и ублаготворения добрыхсуществовало огромное число обрядов, которые надлежало выполнять перед началомкаждого дела или в процессе него. Ни о каком пренебрежении к этим обычаям илинеполном выполнении их не могло быть и речи, поэтому они во многом сохранилисьдо XX века.
Желание раз и навсегда упорядочитьмир отражалось и в административном устройстве государства, и в иерархическойсистеме общества Китая. Среди разных социальных слоев можно упомянутьнаследственную аристократию из родов, получивших в свое владение землю отправителей-ванов. Некоторые из них были наделены властью. Как позже в средневековойЕвропе, в Китае еще с VIIвека до н. э. появляются аристократы, не имеющие собственных владений исоставляющие слой, напоминающий рыцарство: они назывались да-фу изанимались преимущественно военным делом. При династии Чжоу каждое княжество возглавляливельможи, правившие с помощью сановников. Различный ранг этих сановников,относившихся к знати, зависел от размера собственности. Те, кто имел такназываемые “дома”, стоял выше владельцев “полей”. Но и те, и другиепользовались правами аристократов и жили за счет труда земледельцев. Однакособственники “полей” уже относились к низшему социальному слою и назывались“мужами”. Среди мужей были и такие, кто сам обрабатывал свои земли и добывалсебе пропитание другим трудом. “Мужи,— пишет И. И. Семененко в книге оКонфуции,— занимали промежуточное положение между знатью и простолюдинами”.Разветвленной бюрократической системе, которую представлял собой Китай, былинеобходимы чиновники — ши. Они не имели титулов и наследственных уделов,но были образованны и вхожи в высшие слои общества. Уже в империи Цинь было 20рангов чиновников, получавших твердое жалованье, чаще всего зерном. Будучилишенными богатств, да-фу и ши создали для себя особый кодекс чести, которыйстрого соблюдали и гордились этим. Это была аристократическая этика, согласнокоторой существовали особые нормы поведения на поле боя и при исполнениигосударственных должностей, обязательной была верность и преданность господинудо последнего дыхания.
К среднимвекам в Китае образовалась сложная, но стройная система управления страной.Отбор кандидатов на ту или иную должность, в отличие от других государств, гдебольшую роль играли родственные, личные связи или протекция, уже с VII века до н. э. осуществлялся спомощью экзаменов. Тот тип экзаменов, который существовал в средневековомКитае, известен всему миру до сих пор и успешно применяется. Кандидат долженбыл знать наизусть сочинения древних, в особенности Конфуция, давать толкованиезаданному тексту, уметь рассуждать на философские темы и сочинять стихи.Экзамены проходили в суровой аскетической обстановке: каждый находился вотдельном помещении, где, кроме письменных принадлежностей, не было ничего,экзаменующемуся выдавалась особая одежда, поскольку экзамен — это тоже своегорода ритуал, вопросы не были известны заранее, каждый ответ давался письменно ипод девизом. Лучшие удостаивались степени и получали право сдавать экзамены навторую степень, а выдержавшие их — на третью. К экзаменам допускался любой,независимо от социальной среды. Получивший должность имел огромное влияние, таккак на своем месте он был высшей властью, судьей, сборщиком налогов, назначална работы, которые должен был выполнять каждый простолюдин на пользугосударства. Высшая ученая степень — цзиньши давала право на высокийгосударственный пост, так как на экзаменах присутствовал сам император.
Была в Китаеи Академия наук — Академия ханьлинь, куда входили особо знаменитые ученые мужи,они толковали законы, составляли императорские указы, могли быть назначенынаставниками наследников престола или советниками императора.
Основу тойчасти общества, которая производила блага, составляли земледельцы,организованные, как и в Египте, в общины, где также все, даже личная жизнь,было регламентировано. Еще Шан Ян в своих реформах разбил каждое поселение напять или десять дворов, и все должны были следить друг за другом и отвечатьдруг за друга. Чиновники разных уровней следили за строгим исполнением системыкруговой поруки, а также за тем, чтобы все отбывали общественные повинности,которых было немало от мелких повседневных до грандиозных государственныхстроек.
Настроительство Великой стены мобилизовали миллионы крестьян, превращенных вгосударственных рабов, а также воинов, пленных и даже женщин, которые вбесчеловечных условиях со свойственным китайцам терпением и старанием, вошедшимв поговорку, возводили это величайшее в мире сооружение с башнями и проходами,служившее не только для защиты от северных кочевников, но и как транспортнаямагистраль: между наружными и внутренними зубцами могла проехать колесница.Многие погибали от непосильного труда, плохого питания, эпидемий и жестокихнаказаний.
Много легенди песен об этом строительстве сохранилось в памяти народа, одна из них —«Плач Мэн Цзян-нюй у Великой стены». Эта женщина, крестьянка, десятьлет ждавшая мужа, отправилась к стене на розыски и не нашла его. Ее плач потрясстену, обвалилась глыба, и обнаружился труп заживо замурованного ее мужа.
В Китае нагосударственном уровне существовала система подавления всего индивидуального вчеловеке, пренебрежение к личности. Личностью мог считаться только властелинлюбого ранга или мудрец; для простолюдина, да и для всякого, кто вступал вконфликт с государством, оно воспринималось как враждебная сила, сметающая всена своем пути. Можно было пробиться из низов к должности или быть низвергнутым,а в массе все были безлики и бесправны.
Чем жеобъясняется доведенное до степени утонченного издевательства над человеческойприродой гражданское послушание, существовавшее в Китае испокон веков? Конечно,там были смуты и кровавые восстания, которые кровавыми же средствамиподавлялись, но в целом народ безмолвствовал, беспрекословно подчиняясь власти.Видимо, главным регулятором гражданского послушания были этические нормы,прежде всего конфуцианские, возвеличивающие совершенство мудреца, сохраняющегосвое лицо, не поддающегося ненужным эмоциям, верного и почтительного, а такжестрах перед гневом Неба.
Спецификахудожественной культуры Китая
КультураКитая сложилась из удивительно поэтичной космогонической картины мира,всепроникающих этических норм, выраженных в глубокомысленныхрелигиозно-философских теориях, разветвленной и стройной системыгосударственности, бережного сохранения традиций, при котором новое возникаетне путем ломки прошлого, а в процессе использования всех его ценностей.Последнее особенно явно проявилось в искусстве, где часто встречаются вечныесюжеты, в которых новое заключается лишь в показе каких-либо неизвестных илипо-другому понятых граней, нюансов, сторон и оттенков известного. Существуетособый жанр интерпретации: стихотворение пишется как бы “вслед поэту”, картина— “вслед кисти”, причем подражание часто невозможно отличить от подлинника.Искусство в Китае становится актом проникновения в сущность вещей,проникновения не столько логического, сколько чувственно-интуитивного,выражающегося во внутренней готовности к охвату целого. Поэтому у китайскихмастеров нет эскизов и черновиков, они творят сразу и в совершенстве. Во всехвидах и формах китайского искусства поражает именно это стремление ксовершенству сложного, многомерного, в котором одно перетекает в другое, одно ито же имеет множество смыслов и все вместе символично.
Как и в других странах древнего мира,искусство в Китае было связано с практической деятельностью, сложившимися вобществе обычаями и ритуалами. Уже в глубокой древности здесь появилисьгадательные надписи на черепаховых панцирях или бараньих лопатках, а позже — набронзовых изделиях. В Iтысячелетии до н. э. для письма стали использовать бамбуковые планки. На каждойиз них помещалось примерно по 40 иероглифов. Для того, чтобы сделать книгу,нужно было нанизать планки на веревку и из них составить связку. Такие книгибыли громоздки, дороги и неудобны. Шелкопрядство известно в Китае с III тысячелетия до н. э., но только в III веке до н. э. его началииспользовать для письма. Книги сделались компактными, но нисколько неподешевели. К началу новой эры была изобретена бумага, что привело краспространению литературы и ее изучению. Самую большую значимость имелидревнейшие книги, о которых уже говорилось. По преданиям, сам Конфуций включил305 песен древних царств в “Книгу гимнов” — “Шицзин”, хотя современные ученыеотносят их происхождение к гораздо более ранним векам. В эти книги входят стихии песни, поэмы, летописи, философские и эстетические суждения, нравоучения илегенды. Тексты и темы книг всячески варьировались в поздние времена, становясьвсе более изысканными, утонченными и символичными, как и живопись на шелке, каки само искусство каллиграфии (греч. kalligraphia“красивый почерк”).
Иероглифическоеписьмо имеет одну особенность: оно несет не только смысловую нагрузку, оноизобразительно. Поэтому в переводе исчезает огромная часть семантическихнюансов оригинального текста, написанного иероглифами: здесь важно все — какдвигалась рука мастера, какое состояние он передал в начертании иероглифа,какой образ несет в себе, помимо собственно слова, этот знак. Поэтомулитература Китая, особенно поэзия,— не только выразительное, но и в какой-томере изобразительное искусство. Красота природы, воспетая возвышенным слогомпоэта соединялась с особенностями его каллиграфии, его кисти, создаваянеповторимый художественный образ. Вот стихи великого китайского поэта Ли Бо(701—762), которого называли “бессмертным, низвергнутым с небес” из-за еготрагической судьбы:
Вструящейся воде осенняя луна.
На южномозере покой и тишина.
И лотосхочет мне сказать о чем-то грустном,
Чтобгрустью и моя душа была полна.
[137. с.264; пер. А. Гитовича]
Пожалуй, вКитае только литературу нельзя обвинить в гражданском безмолвии: она выражалабунтарские настроения, протестовала против жестокостей и насилия, осмеивалачеловеческие пороки, в том числе и конкретных достаточно высокопоставленныхлиц. Ее создатели, как и все поэты-бунтари во все времена, подвергалисьразличным наказаниям, вплоть до изгнания из страны. Китайский поэт Цюй Юань (ок.340—ок. 278 до н. э.) в поэме-элегии “Скорбь отверженного” писал:
Твой дикийнрав, властитель, порицаю,
Душинарода ты не постигал.
Придворные,завидуя по-женски
Моейкрасе, клевещут на меня.
Бездарныевсегда к коварству склонны,
Онискрывают черные дела.
Всегдаидут окольными путями.
Увертливость— единый их закон!..
[293, с.6]
Стремлениекитайского государства к централизации затронуло и культуру, в частностихудожественную. В период империи Хань была сделана попытка собрать вседревнекитайские памятники литературы, систематизировать их, прокомментироватьвсе, что осталось от наследия более ранних времен. В это время составляютсяпервые словари, зарождается историческая проза, в которой не только описываютсяте или иные события, но и действуют личности, оставившие след в истории.Историк Сыма Цянь считается основоположником жанра литературногопортрета. После него писатели Китая начинают излагать династическую историюПоднебесной, которая предстает исключительно в последовательной смене правящихособ и их семей, приближенных, сановников и мудрых советников.
Вуправленческий аппарат империи, среди других, входило ведомство, ответственноеза организацию общегосударственных культов в противовес местным [101, с. 275].Была создана музыкальная палата, где собирались и обрабатывались народныепесни, поэтому сохранилось огромное количество древних песенных творений. Им тожеподражали поэты, создавая песни о любви, о повседневных делах, светскиесочинения, сказочные и мистические стихи.
Китайскаямузыка, как и другие явления культуры, уходит своими истоками в глубь веков.Найдены различные инструменты: например шицин — каменный цин (ок. XII века до н. э.), состоящий из каменныхпластин, которые издают звук с металлическим оттенком. В разные временапользовался любовью цисяньцинь — струнный инструмент с семью шелковымиструнами, отдаленно напоминающий будущую цитру. Считается, что на такоминструменте играл Конфуций. Основу музыкального строя в Китае составляла пентатоника— система из пяти звуков. Составить о ней представление можно, еслисыграть на рояле гамму из черных клавиш. Может быть, потому, что китайскаямузыка не знает полутонов, ее звучание кажется европейскому слушателю шатким,неустойчивым, но передающим удивительно утонченную систему чувств.
Китайскаякультура, среди прочих восточных культур,— менее всего повторима и более всегоузнаваема. Это ярко проявилось в изобразительном искусстве с его желаниемпередать временные изменения, с его прозрачными, почти незаметными переходамиоттенков цвета друг в друга и той гармонией, которую невозможно “алгебройповерить”, потому что она не поддается вычислениям и связана с пониманиемкосмических отношений изображаемых явлений. Даже каноны в изобразительныхискусствах Китая требуют не показа статического состояния, а действия, вкотором (независимо от того, изображаются люди или животные) выявляются нехарактеры, а условные типы, где боги всегда больше людей, где явно чувствуетсяпоиск Абсолюта, знакомый нам по учениям великих мудрецов древности. Но главнаяих особенность — недосказанность, незавершенность, представляющая зрителюпростор для сотворчества.
Несомненныеуспехи сделала и китайская наука. Свыше трех тысяч лет назад в городе Чжоугуне(современная провинция Хэнань) находилась астрономическая обсерватория, гдевелись и фиксировались наблюдения за планетами и звездами. Тогда же был создан,а затем усовершенствован лунно-солнечный календарь. В 28 году до н. э.китайские астрономы открыли существование солнечных пятен. В этот же период былизобретен компас в виде квадратной железной пластины с магнитной “ложкой”,ручка которой указывала на юг.
Ученый ЧжанХэн (I век н. э.) изобрел прототипсовременного сейсмографа, сконструировал небесный глобус, описал 2500 звезд,включив их в 320 созвездий. Математики этого времени знали десятичные дроби иотрицательные числа, а также пользовались (как и в Индии) десятичной системойзаписи чисел (см. гл. IX, §4). Первые труды по медицине содержат 35 трактатов по разным болезням, а во II веке разработана диагностиказаболеваний по пульсу и сделаны попытки лечения эпидемических заболеваний.Поиски монахами-даосами лекарства “бессмертия” позволили изучить и описать огромноеколичество лекарственных растений и даже составить первые пособия по лечебномуголоданию.
Многиедостижения материальной культуры принадлежат только Китаю, в частности, древнеепроизводство лаков, позволявших сохранять дерево, ткани и металл от воздействияокружающей среды. Китайские лаки могли противостоять воздействию кислот ивысоких (до 500 градусов) температур. Кроме того, Китай — родина шелка, бумаги,туши и пороха.
Китайсохранил древние традиции, несмотря на все перипетии истории, на войны,нашествия, смены типов и форм правления и, наконец, на западную культурнуюэкспансию, не прибегая при этом, как Япония, к изоляции. Главной была установка— каждое новшество рассматривать через призму традиций, имеющих тысячелетнююисторию. Для этого не нужны государственные вердикты и постановления — этоособенности китайского менталитета, как и желание “сохранить свое лицо”. “Лицо”китайской культуры, в отличие от тех культур, которые исчерпали себя в историичеловечества, сохранилось во всем своем богатстве и многообразии до наших дней.
Выделимосновные моменты
1. Китайскаякультура не переживала периодов кардинальной ломки, поэтому смогла сохранитьбольшинство традиций, уходящих корнями в глубокую древность. Любое новшествомогло войти в контекст китайской культуры лишь в том случае, если в прошломнаходились хотя бы слабые намеки или предпосылки для его утверждения. Изречение“Новое — это хорошо забытое старое” как нельзя лучше выражает сущность развитиякитайской культуры.
2. Китайскаякультура представляет собой прочный конгломерат государственности и самыхразличных сторон духовной культуры. В ней трудно отделить политические проблемыи этику, философию и этику, философию и художественные взгляды. И все этипласты культуры в определенной степени пронизывают повседневное существованиекаждого человека.
3. Одной изтенденций китайской культуры является стремление к познанию мира путемуглубленного созерцания, поиска природного смысла всех вещей, предопределенногоему Небом. Образ Неба — основа всей космогонической картины мира в китайскойкультуре.
4. Основудуховной жизни общества составляет этика, отводящая каждому человеку его особоеместо, его особую роль, регламентирующая все его действия от рождения досмерти. Этика обуславливает не только систему гражданского послушания, но, какни странно, и систему гражданского неповиновения. И жесткость, и мягкостьодновременно являются сущностью поведения, о которой говорил Конфуций:“великодушие и жестокость помогают друг другу”. Это довольно противоречивоеположение философа вполне объясняется другим его высказыванием: “На то, чтопротиворечит правилам поведения, нельзя смотреть; то, что противоречит правиламповедения, нельзя слушать; то, что противоречит правилам поведения, нельзяделать” [123, с. 63—66].
5. Одной изхарактерных особенностей китайской культуры является особое, почтительноеотношение к авторитетам, в какой бы сфере они ни проявлялись,— к правителю,мудрецу или художнику, к мифологическим героям или вымышленным фантастическимсуществам. Это рождает особую упорядоченность того мира, который выстраиваетдля себя китайская культура.
Использованнаялитература
1. Мир культуры (Основыкультурологии). Учебное пособие. 2-е Б95 издание, исправленное и дополненное.—М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002. —712 с.