Реферат по предмету "Культура и искусство"


Особенности культуры Древней Руси

Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования «УральскийГосударственный Экономический Университет»
Центрдистанционного образования
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
подисциплине: «Культурология»
натему: «Особенности культуры Древней Руси»

Исполнитель:
Корнилова Анастасия Алексеевна
Екатеринбург2008

ВВЕДЕНИЕ
ИсторияДревней Руси охватывает период с X по XVII в. Несмотря на то что за это времяпроизошли большие изменения в образе жизни и мировоззрении народа, культураданного периода имеет общие типические черты. Она качественно отличается отязыческой культуры дохристианской Руси. Древнерусская культура формировалась наоснове древнеславянского языка как средства культурного общения и сочетаниядвух идеологий – христианства и древней языческой традиции.
КультураРуси складывается в те же века, что и становление русской государственности.Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям – хозяйственной,политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточиеогромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; какгосударство, жизнь которого развертывалась на огромной территории.
Наразвитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинноегосударство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так ииноплеменным международным влияниям. В общей культуре Руси отразились кактрадиции полян, северян, радимичей, новгородских славян, другихвосточно-славянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русьобменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась.
Цельконтрольной работы – обозначить особенности культуры Древней Руси. Дляреализации поставленной цели необходимо решить задачи:
1. Обобщитьнаучную литературу по данному вопросу
2. Датьхарактеристику язычества на Руси. Изучить архитектуру, фольклор, иконопись и литературудревнерусской культуры
3. Обозначитьпроблему самобытности русской культуры в осмыслении философов и историков ХIХ–ХХвв.

1.ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ И ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА. НАСЛЕДИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Понятие«язычество» происходит от слова «языки», т.е. отождествляется непосредственно ссутью конкретного народа, племени и выступают самобытной формой освоенияприродного бытия конкретным обществом и человеком. Языческая культура – этопервый системообразующий социокультурный слой, с которого начиналаформироваться и строиться любая цивилизация. Ее значение в истории русскойкультуры определяется прежде всего тем, что она, во-первых, выступила вкачестве духовной силы, объединившей многочисленные славянские племена,во-вторых, сумела сохранить и развить архетипы (первопринципы и первообразы)национальной культуры.
Славянскоеязычество – это одна из частей огромного комплекса первобытных воззрений,верований, которые послужили основой для всех мировых религий.
Языческоемировоззрение лежало в основе миропонимания славян. Миропонимание и егоэволюция является сложным и многогранным процессом, находящегося в зависимостиот самых разных обстоятельств и связано со степенью познания мира и природныхявлений, а также с тем или иным видом хозяйственной деятельности.
Славянскомуобразному мышлению издревле был свойственен антропоморфизм, т.е. перенесениечеловеческих свойств на область нечеловеческую. Древние славяне обожествлялиприроду, признавали наличие за предметами и явлениями внешней природы мыслящейчеловеческой силы, поклонялись солнцу, небу, воде, земле, ветру, деревьям,птицам, камням. Все это выражалось в их разных верованиях, празднествах иобрядах, создаваемых и учреждаемых на основании этого обожествлении природы. Ихрелигиозные представления отчасти выражались в форме идолов. Они поклонялисьнебу под именем Сварога, солнцу под именем Даждьбога, благодетельному богускота Велесу, грому и молнии под именем Перуна, богу ветров Стрибогу, Мокоши –богини плодородия, огню и другим явлениям природы. О своих богах славянеслагали мифологические сказания и легенды.
Славяневерили в невидимые души умерших, которые подобно дыму от сжигаемых жертвподнимаются к небу и небесным властителям. Место захоронения горшка для еды спрахом предка становилось местом культа предков. Они чествовали умершихпрародителей, считали их покровителями и приносили им жертвы.
Язычествопронизало практически всю духовную жизнь древнерусского человека. Это нашловыражение в фольклорном творчестве, обрядах, заговорах, заклинаниях и даже вдипломатических отношениях. В договоре князя Игоря с греками 944 г. можнопрочитать следующее: «А кто из русской стороны замыслит разрушить эту любовь,то пусть те из них, которые приняли крещение, получат возмездие от БогаВседержителя, осуждение на погибель в загробной жизни, а те из них, которые некрещены, да не имеют помощи от Бога, и от Перуна, да не защитятся онисобственными щитами, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и иного своегооружия, и да будут рабами во всю свою загробную жизнь». Язычество сохранилосвою первозданную прелесть, образность и жизненность в сказках, преданиях,легендах, былинах.
Быти культура наших далеких предков отражает одновременно и любовь к природе,ощущение красоты окружающего мира и страх перед природой, силам которой онипротивопоставляли заговоры, заклинания, магическую обрядность. Всевозможныепраздники и обряды славян были связаны с аграрной магией и молениями об урожае.
Годичныйцикл древнерусских празднеств у славян был связан с языческими молениями ислагался, во-первых, из четырех солнечных фаз и связанных с ними праздниками:святками, масленицей, праздника Купалы – «зеленые святки» и праздника урожая всентябре и во-вторых, молениями о дожде и о воздействии вегетативной силы наурожай.
Вподавляющем большинстве языческие празднества и моления проводилисьобщественно, являлись «событием» и проводились за пределами житейского бытовогокруга, существовали и межсельские – «игрища межю селы». До нашего времени дошлобольшое количество святилищ где, в свое время, всем селом или племенемпроводились торжественные обряды, далекими отголосками которых являютсяхороводы и игры XIX и XX вв.
Всевиды работ с металлом в древности были связаны со множеством обрядов, поверий ипредставлений, перераставших в мифы. Общеизвестна связь кузнецов с образомволка. Известным является миф о волшебном кузнеце Космедемьяне (Кузьма иДемьян), который выковал плуг в 40 пудов и обучил людей земледелию. Мифическийкузнец побеждает страшного змея и пропахивает на нем гигантские борозды – «змиевывалы». Кузнец, выковывающий свадебные кольца, расценивался и в XIX в. какпокровитель брака и семьи.
Сдревнейших времен, человек, охраняя себя от злых сил, покрывал одежду и жилищеизображениями – оберегами, сплетая охранительную символику в единый образмироздания. Древнерусский язычник, ожидавший опасности от всего мира, покоторому дуют «злые ветры», защищался не отдельными элементами мира, а системоймироздания, взятой не в статике, а в ее естественной, законоустановленной динамике.
Множествомагических обрядов и поверий было связано с постройкой дома. С удивительнойстрогостью соблюдалась древняя картина мира в системе его архитектурногоубранства. Снаружи и внутри дома все покрывалось орнаментикой. Орнаментикавнешнего вида восточнославянского жилища сохранила почти в полнойнеприкосновенности древнюю, идущую чуть ли не из энеолита оберегающуюсимволику. Когда человек покидал свой дом-крепость, то овеществленные заговоры,если так можно назвать орнамент, переносились на одежду. Все предметы,связанные с изготовлением полотна для одежды, густо оснащались заклинательнымизнаками. Сама одежда, особенно женская, была насыщена символикой, опять-такивоспроизводившей макрокосм. Верхняя часть одежды, головной убор, посвящаласьнебу. Здесь господствовало изображение солнца и птиц. Сами народные названияголовных уборов были связаны с птицами: «сорока», «кокошник» (от «кокоши» –курицы). Декоративные ленты, спускающиеся от кокошника к груди – «рясны»имитировали дождь. Этнографически известные нам вышивки дают на рубахах ипоневах символы засеянного поля, земли, а археология добавляет, исчезнувшийвпоследствии, символ нижнего мира: на свисающих вниз концах поясов изображалисьголовы ящеров. Таким образом, язычники прибегают к модели мира и микрокосмчеловеческого быта (дом, одежда, украшения) воспроизводит макрокосм, мир в егонеразделенном целом. Привнесение элементов динамики (движущееся по небу солнце,идущий дождь) должно было увеличить магическую силу глубоко продуманной надолговкоренившейся в народную жизнь орнаментики.
ВХ веке языческая культура достигла своего апогея. Стихийно создававшаяся напротяжении многих столетий, она, в условиях сложившейся государственности и впротивоборстве с появившимся христианством, вооруженным мощным арсеналомвизантийской культуры, стала напряженно совершенствоваться, обновлять ритуалы,воскрешать архаичные пласты народной мифологии, соучаствовать в создании новогонародного эпического жанра.
КиевскаяРусь, являясь на протяжении двух столетий языческой державой нуждалась врелигиозно-идеологическом подкреплении. В 980 году киевского князь ВладимирСвятославович с целью упорядочить традиционную языческую религию с еелокальными племенными культами и привести в соответствие ее с новым уровнемгосударственной жизни, предпринял религиозную реформу, не выходившую за пределытрадиционного славянского язычества. «Повесть временных лет» упоминает попыткукиевского князя Владимира Святославовича создать общегосударственный пантеон. Онстал княжить один в Киеве и «поставил кумиры на холме за теремным дворцом:деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами и Хорса, Дажьбога иСтрибога и Симаргла, и Мокошь». Так называемый «Пантеон Владимира» был иответом христианству, и – утверждением княжеской власти и господства классавоинов-феодалов. Это был не случайный, подбор разноплеменных богов, апреднамеренно и обосновано созданная теологическая система, кое в чемсопоставимая с христианством, а в главном – резко от него отличная.
Однакопантеон Владимира не получил всенародной поддержки. Созданный искусственно наосновании фрагментарных мифологический представлений, культ был узкогрупповым,сословным: он отражал корпоративные властные интересы, воинственную идеологиюкнязя и его дружины и не охватывали всю систему славянской мифологии.
Сохраняяпервобытную аморфность картины мира, хаотичность природно-социальных отношенийи связей, усугубленные фрагментарностью искусственно модернизированноймифологии, новый культ не мог трасформироваться в системный, соответствующийзадачам и целям централизованного и иерархически организованного государства ине мог способствовать становлению цивилизации.
Крупнейшейполитической силой средневекового мира в Х в. становится христианство, котороеохватило три четверти Европы, Закавказье и значительную часть Ближнего Востока.Христианство превратилось к этому времени в хорошо разработанную религиюклассового общества с главным тезисом «рабы да повинуются господам своим».Принятие христианства должно было содействовать укреплению государственности.
Сложившиесяобщественные, политические и идейные особенности развития образовавшегосямолодого европейского государства Киевской Руси привели в 988г. к принятиюхристианской веры как общерусской государственной религии.
Характеристорического выбора, сделанного в 988г. князем Владимиром не был случайным.Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нееразличных цивилизаций оказало плодотворное воздействие на духовную жизнь икультуру русского народа. Несмотря на географическую близость Запада и Европы,основной обмен идеями и людьми для восточно-славянских племен шел в северном июжном направлениях, следуя течениям рек Восточно-европейской равнины. По этомупути с юга из Византии христианство стало проникать на Русь задолго до ееофициального утверждения. Византия вплоть до XII в. экономически превосходилавсе европейские державы. Здесь были высоко развиты строительная техника, точныеи естественные науки. Константинополь был «золотым мостом» между Востоком и Западом.Византийская культура впитала художественные традиции населявших ее народов(греков, сирийцев, армян, грузин, славян, населения Крыма и др.).
Русскиелюди значительно выросли духовно за предшествующее столетие. Их горизонтрасширился, благодаря ежегодным заморским поездкам в христианские земли(Болгарию, Царьград, византийский Левант) и на мусульманский Восток), беседы столмачами, знакомство с культовым искусством (это вылилось в форме летописногорассказа «испытания вер») – все это развивало русских людей и раскрывало передними противоречивый мир соперничающих мировых религий и мелких сект.
Наиболеепонятными были догматы и теология христианства, которое славянская Болгарияприняла от Византии на сто лет раньше. Болгарский язык был настолько близок крусскому, что болгарские книги не переводились, а просто переписывались. НаРуси греками и болгарами велась миссионерская деятельность. Во всех городахПричерноморья, с какими приходилось иметь дело русским – Херсонесе, Судаке,Керчи, Тмутаракани господствовало христианство.
Спринятием христианства на Руси было остановлено наступление мусульманства наЕвропу (здесь под его влияние попали Испания и Южная Италия).
Христианскаяцерковь укрепляла новую феодальную государственность, создавая идеологию новогогосподствующего класса, содействуя его сплочению и входя составной частью вэтот класс. В то же время она очень умело, во всеоружии разнообразных средствцерковной литературы, искусства, театрализованного богослуженияпротиводействовала классовой борьбе, объявляя всякое сопротивление властям внезакона божеского и человеческого.
ХристианизированнаяРусь равноправно вошла в круг европейских государств. С ним были установленыдипломатические отношения, двусторонние посольства, совершались династическиебраки, определившие родственные отношения Руси со многими европейскимистранами. Союза с киевскими князьями искал и папа римский. Расширение торговыхи политических связей превратило Русь в одно из самых могущественныхгосударств. В этом смысле выбор религии был связан и с выбором политическойориентации.
ЧерезВизантийскую культуру Русь получила возможность ознакомиться в опосредованнойформе с традициями античной культуры.
Воздействиехристианства сказалось буквально во всех областях жизни, и не в последнююочередь, конечно же, в культурной сфере. Греческая церковь располагала большимфондом богослужебной, богословской, исторической литературы и высокоразвитымискусством (архитектура, живопись). Для Руси благоприятным обстоятельством былото, что родственная Болгария вела богослужение на славянском языке (а не нагреческом или латинском) и к концу Х в. создала большой запас переводовхристианской литературы, вполне доступный по языку и для русских. В городахКиевской Руси строились церкви; они снабжались богослужебными книгами, утварью,обслуживались причтом; вокруг городов, сразу за крепостными стенами, возникалимонастыри, явившиеся «узлами прочности» церковной организации.
Обращениек Византии, христианизация Руси, а отсюда непосредственное соприкосновение совсеми формами византийской культуры происходит в один из периодов ее наибольшейсодержательности и подъема.
Христианствокак мировая религия с большим запасом богослужебной и светской литературыпобедило, но греческие священники застали на Руси не только глухие медвежьиуглы, но и большие города, где сложилась своя культура, своя языческаяписьменность, свой эпос и свое высокое военное искусство, позволившие принятьновую веру без унизительного вассалитета.
Греческоехристианство застало на Руси значительно развитую языческую культуру со своеймифологией, пантеоном главным божеств, жрецами, и, по всей вероятности, сосвоим языческим летописанием. Формально Русь приняла крещение, и язычествоначало свой долгий путь слияния с христианством.
Христианствозакономерно наслоилось на язычество, впитало отдельные языческие традиции. Вданном случае мы наблюдаем не смену устаревшего языческого типа культурывозникающим новым – христианским, а наслаивание нового на сохраняющееся (можетбыть несколько трансформируемое) старое. В соответствии с новыми условиямисоздается своеобразная амальгама старых и новых форм, названная двоеверием.Двоеверие – это система религиозных представлений, в которых языческие ихристианские верования пересекались, взаимодействовали и проникали друг вдруга.
Внародном сознании христианство постепенно переосмыслялось. Вбирая в себя старыеязыческие представления, оно создавало новые мифы. Так, древний бог Велес,покровитель скота, совместился с христианским святым Власием. Илью Пророканаделяли функциями Перуна, бога грома, создавали о нем легенды.
Значительнаяроль в развитии культуры Киевской Руси принадлежит Крестителю Руси Владимиру,князьям Ярославу Мудрому и Владимиру Мономаху. Их можно назвать культурнымиполитиками, реформаторами общественной и религиозной жизни народа. Онируководили масштабными социокультурными процессами, имевшими место в ДревнейРуси и оказали большое влияние на многие феномены ее культуры.
Однакобыло бы несправедливо связывать все богатство древнерусской культуры схристианством. Больше всего оно воздействовало на официальный слой культуры.Культура народная также испытывала это воздействие, но в меньшей мере, а самовлияние распространялось на нее гораздо медленнее. Говоря о влияниивизантийской культуры на древнерусскую, следует иметь в виду, что это не былоявлением засилья. Во-первых, византийское влияние было не источником, аследствием развития древнерусской культуры, оно вызывалось внутреннимипотребностями древнерусского общества, его готовностью к восприятию достиженийболее высокоразвитой культуры. Во-вторых, оно не было насильственным. Русь небыла пассивным объектом его приложения, наоборот, она играла активную роль вэтом процессе. В-третьих, заимствованные культурные достижения подвергалисьглубокой трансформации под воздействием местных традиций, творческиперерабатывались и становились достоянием самобытной древнерусской культуры.
Христианство,несомненно, сообщило мощный импульс культурному развитию, но это не даетоснования говорить о том, что русская культура родилась вместе с христианством:с его принятием сменился лишь тип культуры.
Самобытнаякультура Древней Руси, развивавшаяся в постоянных контактах с культурами другихстран и народов, стала важным компонентом культуры средневекового мира.

2.ФОРМИРОВАНИЕ НА РУСИ ОСОБОГО ТИПА ДУХОВНОСТИ И ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЕ В АРХИТЕКТУРЕ,ИКОНОПИСИ, ЛИТЕРАТУРЕ, ФОЛЬКЛОРЕ, НАРОДНЫХ РЕМЕСЛАХ
Влияниеправославия на развитие духовной культуры Древней Руси столь велико, что многимисследователям оно представляется единственным источником, основой и началомрусской духовности. Как правило, эту позицию отстаивает большинство церковныхисториков, утверждая, что до принятия христианства восточные славяне не имелисовершенно ничего: ни государственных представлений, ни национального сознания,ни самобытной культуры. По их мнению, только с принятием христианства началосьприобщение славян к духовным ценностям и именно в церкви родилась русскаянациональная культура. Данная точка зрения не плод нынешних размышлений.Основным тезисом славянофилов, к примеру, было убеждение, что верованиявосточной православной, т.е. греческой (византийской), церкви суть фундаментрусского национального духа.
Влияниеправославия на формирование русской духовности в научной литературе оцениваетсянеоднозначно. Одни исследователи формирование духовности связывают с крещениемРуси. Другие авторы оценивают уровень развития наших предков в доправославныйпериод как достаточно высокий, позволивший принять христианство и, учитываянакопленный опыт, синтезировать его с национальными мировоззренческимиустановками.
Даннаяситуация сложилась под влиянием ряда причин. Одной из основных являетсяскудость источниковой базы. Нет ни одного древнерусского письменного источника,который датировался бы временем, ранее XI в. Многие памятники культурывосточных славян были уничтожены во время пожаров и набегов кочевых племен.Вторая причина – взаимоисключающие (полярные) духовные влияния. Русь в полноймере испытала на себе скандинавское, византийское влияние, а также влияниевосточных кочевых племен, прежде всего татаро-монголов. Третья – мировоззренческо-идеологическиепристрастия и различные толкования некоторых социумных явлений, в частности,самого понятия «духовность».
 
2.1Древнерусская архитектура
Основныепринципы храмовой архитектуры на Руси пришли из Византии, но с течением временисоздалось самостоятельно существующее явление мировой культуры – архитектураДревней Руси. Русская культура, несмотря на свои отчетливые особенности, небыла замкнута. В создании удивительного своеобразия древнерусской архитектурыучаствовали, кроме греков-византийцев, мастера из Болгарии и Сербии, Италии иГермании, Чехии и Польши, позже Франции, Англии, Швейцарии. И все равноархитектура Древней Руси – уникальное, яркое выражение национального духа.
ВХ-ХI вв. Русь называли страной городов: их было почти три сотни. В городахстроились оборонительные сооружения, жилые дома, княжеские палаты, монастыри исоборы.
Древнейшиесохранившиеся до наших дней каменные постройки – это храмы середины XI в. Русьютогда правил Ярослав Мудрый, столицей государства был Киев. В этом городе, наместе победоносной битвы киевлян с печенегами, Ярослав Мудрый велел заложить в1037 г. собор Святой Софии. Для той эпохи это было невиданное по масштабамстроительство. Высота грандиозного собора, сооруженного в византийскойтрадиции, равнялась 55 м, а длина – 37 м. Рядом с главным куполом возвышалосьеще 12 (тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и двенадцатьапостолов).
Внутрисобор украшен цветными мозаиками и фресками. По свидетельству летописцев, вЕвропе тогда не было сооружений, способных сравниться с киевской Софией.
Напротяжении нескольких столетий «второй столицей» (после Киева) был НовгородВеликий. В 1045-1050 гг. повелением князя Владимира, сына Ярослава Мудрого, былвозведен один из самых известных соборов Древней Руси – София Новгородская,ставшая символом города. Она в меньшей степени связана с византийскойтрадицией. Можно сказать, что по выразительности и лаконичности внешнего обликаи убранства родственна суровой северной природе.
Кконцу XII в. возвысилось Владимиро-Суздальское княжество. Владимирские зодчиесоздавали храмы удивительной красоты. Особо выделяется церковь Покрова на рекеНерль (1165 г.). К шедеврам древнерусского зодчества относятся также Успенский(1158-1160 гг.) и Дмитровский (1193-1197 гг.) соборы и Золотые ворота (1164 г.)во Владимире.
Москвапервоначально была пограничной крепостью Владимиро-Суздальского княжества. ВXIII-XIV вв., оказавшись на пересечении оживленных торговых путей, она быстроразвивалась, а с образованием Московского княжества стала его столицей. Расцветмосковского зодчества начинается в конце XV в., когда завершилось объединениерусских княжеств в единое государство и князь Московский Иван III стал великимкнязем всея Руси. В те годы и началась перестройка Кремля – центра Москвы современ ее основания.
Особоеместо в истории русской архитектуры занимает деревянное зодчество. Русскиемастера умели строить простые, удобные избы (прежде говорили не «строить», а«рубить», потому что работали только одним инструментом-топором). Ониукрашались красивой резьбой. Из дерева возводились также и боярские терема, ицарские дворцы, например дворец в селе Коломенском под Москвой. Одна из самых знаменитыхдеревянных построек – Преображенская церковь на острове Кижи (Онежское озеро),восьмигранная башня с целой гроздью декоративных главок.

2.2Развитие литературы и фольклора в Древней Руси
ЯзыческаяРусь, различные слои населения и области русских земель X в. обладалидостаточной культурой, наследием которой являются многочисленные былины,предания, сказки, легенды, песни, обряды, игры. Их истоки шли из далеких глубинпервобытности. До возникновения литературы словесное художественное творчествовосточнославянских племен существовало в устной форме. Скачок в царстволитературы произошел одновременно с появлением на Руси христианства и церкви,потребовавших письменности и церковной литературы. Высокий уровень фольклорасделал возможным восприятие новых эстетических ценностей, с которыми знакомилаписьменность.
Богатыйи выразительный литературный язык, организованное письмо было перенесено нам изБолгарии. Уже с X в. начинают проникать переведенные и созданные в Болгариисочинения. В это же время создается и первое компилятивное произведение русскойлитературы так называемая «Речь философа», в которой рассказывается историямира от его «сотворения» и до возникновения вселенской церковной организации.Словесность на Руси долгое время существовала в рамках рукописной традиции.
Древнерусскаялитература не таит эффектов гениальности, ее голос негромок, авторское началоприглушено. Крупных писателей в Древней Руси было немало: Иларион, Нестор,Симон и Поликарп, Кирилл Туровский, Климент Смолятич, Серапион Владимирскиймногие другие. Тем не менее, литература Древней Руси не была литературойотдельных писателей: она, как и народное творчество была искусствомнадиндивидуальным. Литература предстает перед потомками как одно колоссальноепроизведение, подчиненное одной теме с борением идей и контрастами и имевшаямало развлекательного. Древнерусские писатели обладали замечательным «чувствомплеча», они создавали циклы, своды и ансамбли произведений. Все произведениямогут быть поставлены в один ряд друг за другом и всегда ясно, к какомуреальному историческому времени и реальному географическому пространству онимогут быть отнесены авторами. Древнерусскую литературу можно рассматривать каклитературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема– смысл человеческой жизни. Чувство величия, значительности происходящего былоосновным ее стилеобразующим элементом. Она стремится рассказывать о реальном,открытый вымысел древними авторами не допускался. Древнерусская литература незнает условных персонажей. В ней упоминаются только лица сыгравшие значительнуюроль в исторических событиях: Борис и Глеб, Феодосий Печерский, АлександрНевский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский и т.д.
ВДревней Руси большую роль в литературном процессе играла церковь. Вместе с темпоявлялись проблески и самобытной духовной деятельности народа, но дляпотомства они не выдержали соперничества с монастырским духом: ПечерскийПатерик, содержащий жития святых иноков Печерского монастыря, в течение веков оставалсятворением, известным всему русскому народу, даже неграмотному, тогда какпоэтическое произведение XII в.
Всюдревнерусскую литературу можно разделить на две части: переводную иоригинальную. Перевод рассматривался как часть собственной национальнойсловесности. Наряду со Священным Писанием переводились произведения ираннехристианских отцов церкви IV-VI вв., например, Иоанна Златоуста, иПсалтырь, и патерики (жизнеописания отцов церкви), и различная богослужебнаялитература.
Первыеоригинальные сочинения, написанные восточнославянскими авторами, относятся кконцу XI-началу XII вв. Среди них такие выдающиеся памятники как «Повестьвременных лет», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», «Словоо законе и благодати». Жанровое разнообразие древнерусской литературы оченьусловно и невелико: летописание, житие, слово, мифы и былины. Летопись занимаетцентральное место среди древнерусских литературных жанров. Она развивалась втечение восьми веков (XI-XIII вв.). Древнейшая русская летопись носит название «Повестьвременных лет». Авторство повести приписывают монаху Киевско-Печерской лаврыНестору, создавшему ее около 1113 г. Основная идея произведения глубокопатриотична – единство Русской земли. Летописцем осуждаются княжеские усобицы икровавые распри, начавшие сотрясать тогда Русскую землю. Он обобщает сведенияне только Киева, но и Новгорода, Суздаля, Чернигова, что придает «Повести»общенациональный характер.
Другойраспространенный жанр русской литературы – житие (часто в науке обозначаютсякак агиография – agios – святой, grafo – пишу). Он представляет собойжизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов – основателеймонастырей, реже биографии светских лиц, причисленных к лику святых.Составление житий требовало соблюдение правил и стиля изложения. По преданиюНестору-летописцу принадлежит авторство всех трех первых дошедших до нас житий– двух житий первых христианских мучеников Бориса и Глеба и житие ИгуменеФеодосия – основателя Киевской лавры.
Торжественноекрасноречие – область творчества, требовавшая не только глубины идейногозамысла, но и большого литературного мастерства. Древнейшим, дошедшим до наспамятником этого жанра является «Слово о законе и благодати» первого киевскогомитрополита Илариона. К жанру красноречия относятся Речи, называвшиеся встарину поучениями и словами. «Золотой век» их развития приходится на XII в.,но уже в XIII в. этот жанр приходит в упадок и постепенно исчезает излитературного обихода. Поучения преследовали практические цели назидания,информации, полемики. Ярким образцом этого жанра является «Поучение ВладимираМономаха».
Выдающимсяобразцом древнерусской литературы эпохи феодальной раздробленности занимает«Слово о полку Игореве». Поэма обращена против «неодиначества» русских князей передлицом общей опасности. Автор слова не только поэт, но и историк, заглянувший на8 веков вглубь своей эпохи. Любовь автора к родине и народу придала высокуюидейность всему произведению и определила долгую жизнь «Слова» в памятипотомков.
ВXI-XII вв. с греческого языка переводятся мифы, так называемые «кощюны» и «басни».Басни содержат больше светского, бытового, в то время как в кощюнах большеязыческого и мифологического. Кощуны-мифы четко противопоставляются правдивымэпико-историческим повествованиям. На Руси существовали специальные «баяны» исказители мифов – «кощунники», послушать которых стекался народ.
Существовалаи восточнославянская волшебно-фантастическая сказка, которая долгое времяименовалась исследователями мифологической. В дальнейшем с ростом племенныхдружин и военных столкновений в мифологические повествования вплетается все вбольшей степени героический опыт. Таким образом, она становится хранительницейперемешанных между собой отголосков архаических мифов и фрагментов богатырскогоэпоса, рождавшегося еще в 1 тысячелетии до н.э. Волшебное начало заключает такназываемые пережиточные моменты и, прежде всего религиозно-мифологическоговоззрения первобытного человека.
Кконцу языческого периода окончательно оформляется новый эпический жанр –былины, к которому должны были быть причастны «велесовы внуки»,поэты-сказители, гусляры, воспевавшие всех поименно. Содержание первых былосвязано с мифологической памятью народа. Со временем новый эпос сталполнокровно отражать то новое в жизни государства, что бурно развивалось вконце языческого периода. Произошла как бы секуляризация эпоса, в котором ужене было ни Перуна, ни Велеса, ни Хорса. Единственной связью былин смифологическими кощунами был былинный эпитет Владимира Красное солнышко.
Устноенародное творчество явилось неисчерпаемым источником образов и сюжетов, векамипитавшим русскую литературу и обогащавшим литературный язык.
ДревняяРусь оставила много кратких похвал книгам. Всюду подчеркивалось, что книгиприносят пользу душе, учат человека воздержанию, побуждают его восхищатьсямиром и мудростью его устройства; книги открывают «розмысл сердечный», в нихкрасота, и они нужны праведнику, как оружие воину, как паруса кораблю.
 
2.3Древнерусская иконопись
Русскаяшкола иконописи органически связана многими нитями примитивности с византийскимискусством. Уже с конца Х в. образцы византийской иконописи начали попадать наРусь и становились не только предметом поклонения, но и предметом подражания,но русская иконопись не была простым ответвлением византийской. Долгое времяона находилась в орбите ее притяжения, но уже с XIIвека начался процесс ее эмансипации. Веками накопленные местные черты перешлипостепенно в новое качество, отмеченное начального национального своеобразия.Это был длительный процесс, наиболее интенсивно он протекал на Севере в городахПскове и Новгороде. Их удаленность от Византии и республиканский образправления позволили ставить и решать различные проблем, кроме того, в северныхобластях, не затронутых монголо-татарским нашествием, традиции народногоискусства держались особенно крепко и властно напоминали о себе в XIIIвеке, когда почти прекратились связи с Византией. В пределах Московскогокняжества процесс эмансипации протекал более медленно. С эпохи Андрея Рублевамосковская иконопись также обрела свое собственное лицо. С этого момента у насесть основания говорить о древнерусской иконописи, как о вполне сложившейсянациональной школе. Главными иконописными школами были Новгород, Псков, Москва.Все основные иконографические типы Русь унаследовала от Византии.

2.4Древнерусские народные ремесла
КXII–XIII вв. древнерусская культура достигла своего высшего уровня и широкораспространилась на огромной территории Восточной Европы. Русские города сталисоучастниками создания общеевропейского романского художественного стиля. Воснове этих достижений – успехи в развитии материальной и духовной культурыпредшествующего периода. Выдающееся развитие получило русское ремесло. ВДревней Руси существовало более 40 ремесленных специальностей. Важное местозанимало кузнечное. Производилось более 150 видов изделий из железа, стали. НаРуси были сделаны научно-технические открытия, в том числе созданиецилиндрического замка, который с успехом продавался в Европе. Знания ремесленно-практическоготолка развивались, укреплялись, передавались из поколения в поколение.
Самымраспространенным и любимым материалом на Руси всегда было дерево. Резьба подереву включает в себя множество промыслов, направлений, техник, менявшихся иразвивавшихся на протяжении веков, служивших для решения разнообразнейшиххудожественных задач. На Руси из дерева делали все – от миски и ложки докняжеского терема и Божьего храма. И все украшали резьбой. В орнаменте, врезной скульптуре, так же, как и в мелодии, и в песне, и в произведенииживописи, выражается и эпоха, и душа народа, и характер конкретного человека,мастера-художника.
Принявиз Византии христианство, Русь восприняла и многое из ее художественногонаследия. При этом, как ни удивительно, древнейший сохранившийся памятникцерковной резьбы – знаменитое олонецкое тябло XIII или XIV вв. – выполнено счисто русской размашистостью и непосредственностью. Для этого периодахарактерно взаимовлияние культуры византийского христианства, остатковязыческих традиций и творческого начала искренне обратившейся русской души.
Длякаждого жителя Руси резьба начиналась с простых обыденных вещей. Долгими зимамикрестьянин сам делал для себя и на продажу посуду, мебель, необходимыйинструмент. Сам украшал их резьбой. Так было заведено повсеместно. Но вотгде-то появлялся талантливый мастер-самородок, который изобретал какой-нибудьновый технический прием, придумывал свежую художественную идею и его изделиячерез ярмарки и купцов распространялись по всем городам и весям. У негопоявлялись ученики, следовавшие за ним, продолжавшие делать с небольшимивариациями похожие изделия. Так складывался оригинальный местный промысел.
Другойвид народного промысла – керамика. Гончарное ремесло известно в России снезапамятных времен. Глина была повсеместно распространенным подручнымматериалом, богатые пластические и художественные возможности которогопривлекали к нему человека еще в древнейшие времена.
Ранеедругих существовала лепная керамика, т.е. глиняные изделия, вылепленные руками,без каких-либо специальных приспособлений. Такая лепная керамика сохранилась унекоторых народов до наших дней. Рядом с сосудами существовали бесчисленныелепные фигурки животных, птиц и людей. В них ярко отразились древние верования,суеверия, приметы; часто в глиняных фигурках видели духов-охранителей человека,его жилища, скота, посевов.
Примернов IX-Xвв. в России появился гончарный круг – простейший станок или скорееприспособление, приводившееся первоначально в движение рукой, позже ногой.Изобретение гончарного круга – важнейший этап в развитии производственнойдеятельности, а вместе с тем технических и художественных способностей людей.Гончарный круг упростил, ускорил изготовление глиняной посуды и утвари, вместес тем работа мастера-гончара не утратила своей индивидуальности, а его сосуды –своей рукотворности, так как и при наличии гончарного круга основное было вруках гончара, и в его мастерстве, и в его воображении.
Хотяглиняные сосуды обычно не имели такого конкретного образа, как фигурки, нокосвенно они отождествлялись гончарами с живой природой и даже с человеком. Обэтом свидетельствует названия частей керамического сосуда: тулово, шейка,горлышко, носик, ручка.
Однимиз старейших приемов украшения посуды является лощение. Это блестящие полоски,которыми с помощью гладкого камня или кости – лощила – покрывают часть либо всюповерхность сосуда, не совсем высохшего, еще не обожженного. Одновременнолощение уплотняет поверхность черепка, делает его менее водопроницаемым и болеепрочным. Существует краснолощеная и чернолощеная керамика. Первая –естественного цвета красной гончарной глины. Вторая – задымленная, обожженная вкоптящем пламени без доступа кислорода. Такую черную керамику еще называюттомленой или мореной. Этот древний тип гончарства распространен в разныхрайонах России и сохранился до наших дней.

3.ПРОБЛЕМА САМОБЫТНОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГОХАРАКТЕРА В ОСМЫСЛЕНИИ ФИЛОСОФОВ И ИСТОРИКОВ ХIХ–ХХВВ.
Внастоящее время, когда Россия переживает не лучшие дни своей истории, оченьважно преодолеть уничижительные оценки уровня ее цивилизованности, вторичностии тем более отсталости русской национальной культуры. Академик Д.С. Лихачев,автор широко известных трудов по культуре, и в том числе по искусству ДревнейРуси, отвечает на данную проблему прямо и недвусмысленно: «Мы странаевропейской культуры. И ни о каком отставании в целом в области зодчества, вживописи, в прикладных искусствах, фольклоре, музыке не может быть и речи».Академик мог бы к этому добавить еще великую русскую литературу, а также нашунауку, особенно ХХ столетия, которые стали вровень с мировыми достижениями, акое-где и превзошли их. Вместо проблемы культурной отсталости, имеет место бытьфеномен национального своеобразия и самобытности русской культуры.
Авторомпервого культурологического учения в России стал Н.Я. Данилевский (1822-1885) –публицист, социолог и естествоиспытатель, один из многих русских умов,предвосхитивших культурологические идеи, возникшие на Западе. В его книге «Россияи Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира кГермано-Романскому» (1869) задолго до западноевропейских ученых (Шпенглера,Тойнби) было представлено учение о культурно-исторических типах, о своеобразиикультуры русского народа, ее отличии от других культур. По-прежнему весьмаактуальна и глубоко содержательна мысль Н.Я. Данилевского о том, чтонеобходимым условием развития и расцвета культуры является политическаясвобода. Без нее невозможна самобытность культуры, то есть невозможна самакультура, «которая и имени того не заслуживает, если не самобытна». С другойстороны, независимость нужна для того, чтобы родственные по духу культуры,скажем, русская, украинская и белорусская, могли свободно и плодотворноразвиваться и взаимодействовать, сохраняя в то же время общеславянскоекультурное богатство. Это важнейшее положение, сформулированное замечательнымученым, с одной стороны, ключ к пониманию всего нашего прошлого историческогопути, а с другой, — методологическая посылка к анализу нынешних процессов,протекающих на огромных просторах Российской Федерации.
Культурологическимисхемами Н.Я. Данилевского во многом руководствовался К.Н. Леонтьев (1831-1891)– один из ярчайших мыслителей второй половины XIX века. Его главная работа –«Византизм и славянство» (1873 г.). Он прямо заявлял, что назначение Россииникогда не являлось «односторонне славянским». Ей суждена другая, более высокаямиссия – создание особой, невиданной доселе цивилизации – славяно-азиатской.Это вытекает, по его мнению, из самого положения России, которая «давно уже нечисто славянская держава».
Яркойи самобытной фигурой на российском культурологическом небосклоне стал В.С. Соловьев(1853-1900) — выдающийся религиозный философ, поэт, публицист, критик. В его десятитомномсобрании сочинений нет законченных теорий, как скажем, у Н.Я. Данилевского.Однако, вся его философская система пронизана мыслью: в каком направлении и накаких духовных основах должна развиваться не столько русская, сколько мироваякультура. В своем основном культурологическом сочинении «Наблюдения надисторической жизнью народов» (1876) В.С. Соловьев путем сравнительного изученияисторических форм культуры стремится объяснить их особенности. Выделяятринадцать обществ-цивилизаций (Китай, Египет, Вавилония, Ассирия, Финикия,Израиль, Индия, Мидия, Персия, Греция, Рим, Западная Европа и Россия) ониспользует четыре основных критерия – различителя:
1. географический(«природа страны»);
2. этнографический(«характер племени»);
3. культурологически-исторический(характер «народного воспитания» и «исторические обстоятельства его внутреннейи внешней жизни»);
4. религиозный(антитеза «язычество- христианство»).
В.С.Соловьевупринадлежит заслуга глубокой разработки теории «всеединства»применительно к русской культуре и ее религиозным взаимоотношениям с культуройЗапада, которые он призывал всячески развивать. На основе его учения сложиласьцелая школа последователей, которую образовали весьма известные философы: С.Н. Булгаков,князья Е.Н. и С.Н. Трубецкие, П.А. Флоренский — самые знаменитые представителирусской немарксистской философии.
Становлениеотечественной культурологической мысли невозможно представить без яркого исамобытного таланта Н.А. Бердяева (1874-1948), давшего ответ на многие культурологическиепроблемы. Он создал более 40 книг («Судьба России», 1918, «Философия свободногодуха», 1927, «Русская идея» 1946, «Самопознание»1947 и др.), в которых отвечална следующие вопросы: что такое русский народ в общем контексте европейскихнародов, каковы его культурно-исторические и психологические особенности; чтотакое дух народа, «душа народа», «характер народа»; как проявляются нация и еекультура, общечеловеческое и национальное в культуре; что такое «капитализм» и«социализм», насколько и та, и другая формы сознания и жизнеустройства отвечаютрелигиозному, а следовательно, и культурному идеалу; где кроются духовныеистоки русских революций и каковы их последствия для культуры и т.д.
Вконце XIX – начале XX столетия русская культурологическая мысль обогащаетсявыдающимся сочинением П.Н. Милюкова (1859-1943) «Очерки по истории русскойкультуры». В этом трехтомном фундаментальном труде ученый анализ русскойкультуры не ограничивает сугубо историческим материалом, а вовлекает висследование сложнейшей проблемы огромный информационный массив из областигеографии, почвоведения, климатологии, этнографии, археологии, религиоведения,литературоведения, социологии и других областей знания (заметим попутно, чтокультурология как наука, находящаяся сегодня в стадии становления, как раз иформируется на стыке этих наук).
П.Н.Милюков обосновал целостную концепцию истории русской культуры, по сути дела,концепцию возникновения и развития русской цивилизации, представленную такимиосновными составляющими, как географическая среда и археологический быт(«месторазвитие» культуры, по Милюкову), этнический, демографический исоциальный состав цивилизации, экономика, государственное устройство, религия,образование, общественное сознание и духовная жизнь общества. Культурнаяистория, по Милюкову, охватывает все стороны жизни человечества: экономическую,социальную, государственную, умственную, нравственную, религиозную,эстетическую. Это позволяет, по его мнению, рассматривать культурную историюкак систематическую историю цивилизации, в которой «группы факторов должны бытьвыбраны и поставлены в соответственные ряды».
В20-е годы ХХ столетия появляется оригинальное социально-философское икультурологическое течение русской общественной мысли, сформировавшееся в средерусской зарубежной эмиграции. Ее ведущие теоретики и основоположники экономисти географ П.Н. Савицкий, лингвист и этнограф Н.С. Трубецкой, философ Л.П. Карсавин,философ и богослов Г.В. Флоровский, искусствовед П.П. Сувчинский, историк Г.В. Вернадскийи другие. Евразийцы глубоко и остро ставили проблему Запад-Восток, причем онине смыкались ни с западниками, ни со славянофилами. Они не считали русскийнарод ни европейским, ни азиатским, а вели речь о самобытной его природе,называя ее евразийской. Этнический состав этой общности, по их мнению, — сложная смесь славян, финнов и тюрков. И, как отмечал П.Н. Савицкий, «культураРоссии не есть ни культура европейская, ни одна из азиатских, ни сумма илимеханическое сочетание из элементов той или других. Ее надо противопоставитькультурам Европы и Азии как срединную, евразийскую культуру».
Интереснойфигурой в отечественной культурологии предстает А.А. Богданов (1873-1928) –писатель (автор научно-фантастических романов о будущем обществе – «Краснаязвезда», 1908, «Инженер Мэнни», 1912), философ, экономист,ученый-естествоиспытатель. В труде «Всеобщая организационная наука» (1917) А.А.Богданов выдвинул идею создания науки об общих законах организации –тектологии. В ряде исследований отечественных и зарубежных авторов отмечалось,что некоторые положения богдановской тектологии предвосхитили идеи кибернетики(принцип обратной связи, идея моделирования и др.).
Отечественноекультурологическое наследие невозможно представить без теоретического ипублицистического творчества В.И. Ленина (1870-1924) – выдающегося русскогомарксиста, революционера и основателя первого в мировой истории государстварабочих и крестьян. Автор 55-томного собрания сочинений, он не был«дипломированным» культурологом, не создавал специальных культурологическихтрудов и концепций. В.И. Ленин стал в специфических условиях России прямымпродолжателем теории К. Маркса, всех составных частей марксизма – философии,политэкономии, научного коммунизма, а потому внес огромный вклад в развитие нетолько русской, но и всей мировой культуры.
Марксистскаяотечественная культурологическая школа не ограничивается именами Плеханова,Богданова, Ленина, она значительно богаче в своих именах и произведениях. В еесоставе А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, Ю.А. Жданов, Д.И. Чесноков, М.П. Ким,Ю.П. Францев, В.Г. Афанасьев, Э.С. Маркарян, В.П. Тугаринов, В.М. Межуев, Г.Н. Волков,Н.С. Злобин, Ю.И. Семенов и много других выдающихся историков, философов исоциологов культуры. Концептуальная ясность, теоретическая и методологическаяобоснованность марксистской школы культурологии, глубина анализа социальнойдетерминированности культурных явлений и процессов, мировоззренческихпредпосылок культурной деятельности и творчества – все это привлекало кмарксизму таких выдающихся мыслителей ХХ века в России (СССР), как М.М. Бахтин,А.Ф. Лосев, Э.В. Ильенков, Г.С. Батищев, М. Мамардашвили.
СамобытностьРоссии, ее историческая уникальность ни в чем не проявляется так ярко, как в еекультуре, особенно в культуре духовной. В этом заключается, во-первых, одна изглавных особенностей (характеристик) ее субъекта (создателя и хранителя) –русского народа, а, во-вторых, тех сложнейших исторических условий, в которыхему пришлось жить, трудиться, воевать и создавать собственные ценности «второйприроды».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Судьбарусской культуры и прекрасна и драматична. Прекрасна потому, что оставилазаметный след в отечественной истории. Трудно представить нашу культуру без«Слова о полку Игореве», рублевской «Троицы», Московского Кремля, собораВасилия Блаженного, сокровищ Оружейной палаты и многого другого.
Драматичнаже потому, что, как всякое явление своего времени, культура средневековьяисторически была обречена. С началом петровских реформ изменился ее характер –она лишилась своего религиозного содержания и стала по преимуществу светской.Словно забыв свои византийские корни, русская архитектура, живопись,декоративное искусство стали осваивать западный художественный опыт.
Запоследние семь десятилетий погибло немало памятников средневековой культуры. Вгоды революции и гражданской войны под предлогом борьбы с религией уничтожалицерковную утварь, сжигали иконы, разбивали колокола. В 1930-е годы в старыхрусских городах безжалостно разрушали выдающиеся памятники средневековогозодчества – храмы, монастыри, палаты. В годы Великой Отечественной войнырусской культуре был нанесен новый удар. Фашисты погубили многие памятникидревнего искусства в Киеве, Новгороде, Пскова, Смоленске и других городах.Потери оказались невосполнимы, Многие древнерусские шедевры можно увидетьтеперь только на фотографиях.
Немаловоды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на этом пути, люди,наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русскиетрадиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочетсянадеяться, что это не временное увлечение, не дань мимолетной моде, а серьезноежелание восстановить прерванную связь времен.

СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
1. АлпатовМ.В. Древнерусская иконопись. М., 1978.
2. БердяевН.А. Русская идея. М., 1992.
3. ДанилевскийН.Я. Россия и Европа. М., 1991.
4. ЗегинаМ., Кошман Л., Шульман В. История русской культуры. М., 1991.
5. Историякультуры России. М., 1993.
6. РыбаковВ. Язычество древних славян. М., 1988.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Посткоммунистическая трансформация Хорватии
Реферат Проблемы федерализма в современной России
Реферат Российско-американские отношения
Реферат Рефлексивность как профессионально значимое личностное качество учителя логопеда
Реферат Физическая реабилитация Попов С.Н
Реферат Санитарно-просветительная работа и медицинское обслуживание в дошкольном учреждении
Реферат Российский и европейский корпоративизм
Реферат Способы выравнивания когнитивного диссонанса в переводе поэтических произведений на материале со
Реферат Лев Платонович Карсавин
Реферат Республика и две основные её формы
Реферат РСДПР (июнь – октябрь 1917 года)
Реферат Реализации генерального плана Ост на территории Белоруссии
Реферат Роль государства в управлении обществом
Реферат Уголовное законодательство Англии
Реферат Внешнеторговая политика Германии