Тема: Основные задачи и методикапроучивания маленьких и средних прыжков на уроках классического танца
Пермь
2006
Содержание
Введение
1. Экзерсис. Allegro
2. Виды прыжков
3. Прыжки с двух ног на две ноги
4. Прыжки с двух ног на одну
5. Прыжки с одной ноги на две ноги
6. Прыжки с одной ноги на другую
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Прыжки— самая трудная часть классического танца. Все, что вырабатывается экзерсисом иadagio, непосредственно связано с прыжками и во многом способствует ихразвитию. Но особенное внимание следует уделять самим прыжкам.
Прыжки классическоготанца крайне разнообразны по виду. При их разборе мы видим, что они делятся надве основные группы. К первой группе относятся прыжки воздушные: для такогопрыжка танцующий должен сообщить движению большую силу, должен замереть ввоздухе. Ко второй группе относятся движения, которые нельзя сделать, неотрываясь от земли, без прыжка, но они не устремлены вверх, а «какползучие растения стелются по земле».
Прыжки в искусствеклассического танца являются наиболее сложными и техническими. Прыжки — этосредство самой разнообразной и стремительной полетности движения, которое,однако, не должно превращается в самоцель. Прыжок ради прыжка – акробатика.Задача состоит не в том, чтобы танцовщик возможно выше прыгнул, выполняякакой-либо вид заноски или воздушного вращения а в том, чтобы он с предельнойлегкостью, эластичностью и музыкальностью отобразил эмоциональное состояниесвоего героя.
Как известно, прыжкислагаются из предварительно усвоенных элементов экзерсиса и адажио.Следовательно, очень важно, чтобы эти элементы были основательно и всестороннеосвоены учащимися, прежде чем будут использованы в прыжках.
Вместе с тем, техникапрыжков имеет и свои особые исполнительские приемы. Один из таких приемов носитназвание элевации, которая позволяет танцовщику прыгать эластично, мягко,высоко, легко и точно; прогнозировать должную степень высоты полета ипродвижения своего тела в соответствующем направлении, темпе, ритме.
Кроме элевации танцовщикунеобходимо фиксировать кульминацию прыжка, что носит название баллона.Заключается баллон в том, что танцовщику следует делать толчок и посыл ногамисильнее, чтобы получился эффект парения в воздухе, иначе прыжок лишится своейвиртуозности
Хорошая элевация и баллонзависят от выносливости танцовщика, поэтому, отрабатывая все качества прыжка,необходимо тщательно готовить мышцы ног и дыхание исполнителя.
Прыжокзависит от силы мускулатуры ног, эластичности и крепости связок ступни иколеней, развитого ахиллова сухожилия, крепости пальцев ног и в особенности отсилы бедра. Самое же главное — уметь в момент отталкивания от пола с plieсохранить одновременность броска работающей ноги и толчка опорной, подтянутькорпус (что способствует увеличению прыжка), оказать помощь руками и ощутить собранностьвсего тела перед прыжком, в момент прыжка и в его заключении на demi plie.
Впервом классе, прежде чем приступить к изучению прыжков, прорабатываетсяэкзерсис, в котором, как говорилось выше, приобретается постановка корпуса,выворотность ног, эластичность приседания и т. д., после чего начинается работанад прыжками.
Лицомк палке разучиваются прыжки на I, II и V позициях (temps leve). Далее следуютchangement de pieds, echappe, assemble и jete и т. д. Каждый новый прыжокизучается лицом к палке не более двух недель, затем он исполняется на серединезала.
Вовсех классах первые прыжковые комбинации должны состоять из маленьких прыжков сдвух ног на две, подготавливающих ноги к более трудным маленьким прыжкам наодну ногу. Переход от маленьких прыжков к большим должен быть постепенный;несложные большие прыжки комбинируются с маленькими.
Дальшеследуют технически трудные большие прыжки: saut de basque, cabriole и т. д. (встарших мужских классах они усложняются заносками, двойными поворотами и toursв воздухе). Затем исполняются комбинации из маленьких прыжков с заносками.
Темппрыжковых упражнений устанавливается преподавателем в соответствии стребованиями программы данного класса и, естественно, должен быть различным вмладших, средних и старших классах. Все новые программные прыжки разучиваются вмедленном темпе; темп ускоряется по мере усвоения движения.
Всетемпы, устанавливаемые для прыжковых комбинаций, сохраняются до конца фразы,даже если комбинация состоит из маленьких и больших разнородных прыжков.Музыкальное оформление играет здесь значительную роль, так как музыкальныйрисунок должен подчеркивать различный характер прыжков.
Прыжки классическоготанца подразделяются на пять групп:
· прыжки с двух ногна две ноги;
· прыжки в двух ногна одну ногу;
· прыжки одной ногина другую;
· прыжки с однойноги на другую ногу
· прыжки с одной нату же ногу.
Цель данной контрольнойработы – раскрыть сущность прыжков в классическом танце и описать ихразновидности и их особенности, раскрыть методику маленьких и средних прыжков,особенности техники, примеры заданий.
1. Экзерсис. Allegro
В экзерсисе разностороннеразвивается мускулатура ног, их выворотность, шаг и plie(приседание); постановка корпуса, рук и головы,координация движений. В результате ежедневной тренировки фигура приобретаетподтянутость, вырабатывается устойчивость; будущий артист балета приучается кправильному распределению тяжести тела на двух и на одной ноге.
Экзерсис начинается упалки, затем, по мере усвоения движений, переносится на середину зала. Заупражнениями на середине зала следуют adagio и allegro. Навыки, приобретаемые учащимися вэкзерсисе, должны поддерживаться ежедневной тренировкой, основанной на строгихметодических правилах.
Нагрузку в течение урокаследует распределять равномерно во всех упражнениях. Если преподаватель находитнеобходимым увеличить количество повторений какого-либо движения, то следующееупражнение необходимо сократить, так как всякая физическая перегрузка вредна:она приводит к расслаблению мышечной системы и связок, в результате чего легкоповреждаются ноги.
Последовательностьэкзерсиса не должна быть случайной. В зависимости от степени трудности, следуетучитывать полезное и логическое сочетание движений, не соединяя их в комбинациитолько ради рисунка упражнения.
Allegro имеет особое значение по отношениюко всем уроку классического танца. В нем заложена танцевальная наука, вся еесложность и залог будущего совершенства. Весь танец построен на allegro.
Adagio само по себе не достаточнопоказательно. В него вводится, правда, много виртуозных движений, но все онизависят в большей мере от умения кавалера. А вот выйти и произвести впечатлениев вариации – другое дело: тут-то и скажется танцевальное образование. Но нетолько вариации, а и большинство танцев, как сольных, так и массовых, построенона allegro; все вальсы, все коды – это allegro.
Вся предыдущая работа, довведения allegro, является подготовительной длятанца: когда же мы подходим к allegro,то тут – то мы и начинаем учиться танцевать, здесь и открывается нам всяпремудрость классического танца.
Одним из наиболее трудныхи сложных элементов прыжка является demi-plie, при помощи которого осуществляетсятолчок, взлет и его завершение. При выполнении прыжков demi – plieнеобходимо, чтобы вся ступня и особенно пятки плотно, с упором примыкали кполу, чтобы ступня отделялась от пола с силой, последовательно от пятки докончика пальцев, голеностоп и бедро активно участвовали в толчковом посыле ився нога, отделяясь от пола, вытягивалась бы упруго в колене, подъеме ипальцах, иначе взлет окажется слабым, недостаточно устойчивым, эластичным ивысоким.
Заканчивать прыжокследует в мягкое, легкое и эластичное demi – plie, принимая тяжесть тела на собранные,а не на расслабленные мышцы ног и с кончика пальцев на пятки, которые должныплотно, но бесшумно примкнуть к полу. Голеностоп и бедро также должны активноучаствовать в эластичном и мягком завершении прыжка, разумеется, по всемсуществующим правилам demi –plie.
Если нетпоследовательного примыкания ступни к полу и непрерывно сливающего с ним demi – plie, то прыжок будет завершаться тяжело и жестко. Поэтомув учебной работе развитию и укреплению прыжкового demi – plieследует уделять самое пристальное внимание.
Осваивая технику связиизучаемых прыжков, необходимо, чтобы завершающее demi – plie идальнейший толчок выполнялись слитно, с ходу используя силу инерциисобственного тела как дополнительный «трамплин» для взлета различнойвысоты, различного темпа и ритма, от сдержанного и мягко – пружинящего до энергично– стремительного, но всегда эластичного demi – plie.
Кроме того, необходимо вовремя толчка, взлета и завершения прыжка правильно согласовать движения головы,рук, корпуса и ног. И если ученик не умеет воспроизводить точно рисунокисполняемого прыжка или целой танцевальной фразы, это означает, что он необладает полноценной элевацией и баллоном.
Когда у учащегося ногипоставлены правильно, есть уже выворотность, развита и укреплена ступня,сообщена ей эластичность и укреплены мускулы, — можно приступить к прохождению allegro. Начинают прыжки с изучения temps leve, которые делаются толчком от пола двумя ногами на I, II и Vпозициях, затем changement de pied и, наконец, echappe, — для облегчения их вначале проделываются у палки,повернувшись к ней лицом и держась обеими руками.
Следующим прыжком берутобычно довольно сложное по своей структуре assemble – эта традиция имеет глубокие ивеские основания.
Assemble заставляет сразу правильно брать вработу все мышцы. Начинающему нелегко его усвоить, нужно внимательноконтролировать каждый момент движения; делая такое pas, устраняется возможность распущенности мускулатуры.Ученик, научившийся правильно делать, assemble, не только выучивается этому pas но приобретает фундамент для исполнения и других pas allegro, — они покажутся ему легче и не будет соблазна делатьих распущенно, если правильная постановка корпуса была усвоена с самогонадииьного pas и вошла в привычку.
Бесконечно легче было бынаучить ребенка делать, например, balance, но как внушить ему при этом правильную манеру держатькорпус, управлять мышцами? Вследствие легкости этого pas, ноги распускаются, расслабляются, и не приобретаетсявыворотности assemble. Заложенные в assemble трудности приводят сразу кнамеченной цели.
После assemble можно перейти на glissade, jete, pas de basque, balance последнее, желательно не вводить, пока мышцынедостаточно разработаны в основных прыжках и не дано прыжку правильной основы.
Затем, умея делать jete, не страшно перейти вообще к прыжкамна одну ногу (когда другая нога остается после прыжка sur le cou-de-pied или открывается), как, например sissonne ouverte. Попутно можно проходить pas de bourree, хотя оно делается и без отделения от земли, нонужно, чтобы в нем чувствовались твердо поставленные ноги.
В этой стадии развитияученику можно уже давать какой – нибудь легкий танец.
В старших классах изучаютнаиболее трудные прыжки с задержкой в воздухе, например saut de basque. Из них самый трудный – cabriole – завершает изучение allegro.
Темп прыжковых упражненийустанавливается преподавателем в соответствии с требованиями программы данногокласса и, естественно, должен быть различным в младших, средних и старшихклассах. Все новые программные прыжки разучиваются в медленном темпе; темпускоряется по мере усвоения движения.
Все темпы,устанавливаемые для прыжковых комбинаций, сохраняются до конца фразы, даже есликомбинация состоит их маленьких и больших разнородных прыжков. Музыкальноеоформление играет здесь значительную роль, так как музыкальный рисунок долженподчеркнуть различный характер прыжков.
2.Виды прыжков
Прыжки классическоготанца делятся на следующие группы:
— прыжки с двух ног надве ноги, среди них: а) исполняемые непосредственно с V позиции: changement de pied, echappe, soubresaut; б) исполняемые с предварительным отведением ноги с V позиции в сторону и приведением ееобратно в V позицию: assemble, sissonne fermee, sissonne fondu, sissone tombee, pas de chat, failli, chasse,cabriole fermee, jete ferme fondu;
— прыжки с двух ног наодну имеют тоже разновидности: а) когда сначала отрываются на одну ногу (впозе), к ним относятся: sissonne ouverte, sissonne soubresaut, ballonne, rond de jambe en l’air saute; б) когда движение начинаетсявыбрасыванием ноги (делается взлет), а кончается остановкой на той же ноге впозе, к ним относятся: jete c V позиции, grand jete, начинающееся с V позиции, jete спродвижением по полкруга, emboote;
— прыжки с одной ноги надругую: jete entrelace, saut de basque, jete passe, jete на attitude (когда оно исполняется с preparation IV позиции croisee);
— прыжки комбинированные, по своей структуре состоящие из нескольких элементов: jete renverse, sissonne renversee, grand pas de basque, rond de jambe double, pas ciseaux, balance, jete en tournant и grand fouette.
Прыжки воздушные могутбыть малые и большие, но, независимо от их степени, отрыв танцующего от поладолжен быть всегда виден. При развитии прыжка следует руководствоватьсяследующими указаниями.
1. Перед всякимпрыжком должно быть сделано demi –plie. Так как главным фактором подачисилы при отделении танцующего от пола служит ступня, необходимо при выработкепрыжка обращать особое внимание на правильное demi – plie,т.е. не отделять пяток от пола.
2. В момент прыжкаследует держать ноги напряженными вытянутыми в колене, подъеме и пальцах, еслипрыжок делается двумя ногами. Если же он делается на одну ногу, другаяпринимается требуемое позой положение, причем надо строго соблюдатьвыворотность верхней части ноги и стройной спины, т. е. не выпячивать ягодиц.
3. После прыжка ногидолжны коснуться пола сначала носком, затем плавно перейти на пятку иопуститься на demi – plie, после чего вытянуть колени.
3.Прыжки с двух ног на двеноги
Данное упражнение впервыезнакомят учащихся с элементарной основой прыжка. С чего и начинают отрабатыватьтехнику прыжка, то есть эластичность demi-plie, упругий толчок, легкий взлет имягкое его завершение.
Выполняются demps saute по i, ii или v позиции и, как все последуюшиепрыжки, в зависимости от высоты взлета подразделяются на маыле – petits
Petit temps sauté заключается в том, что исходная позиция ног (I, II и V) намаленьком взлете выдерживается до завершающего demi-plie.
Выполняя упражнение,необходимо соблюдать эластичность начального и конечного demi-plie, легкость толчка и взлета, выворотность ног, которыена прыжке должны быть хорошо вытянуты в колене, подъеме и пальцах. Весь прыжокследует исполнять с подтянутыми бедрами и точным соблюдением заданной позицииног.
Корпус надо удерживатьпрямо, мышцы спины собрать, плечи свободно раскрыть и опустить, поясницу непрогибать. Голова тоже сохраняет прямое положение, шея не напряжена.
Изучается данный прыжоквначале лицом к станку, раздельно по I, затем по II и по V позиции на счет 4/4; ¼ — demi-plie; ¼ — задержка, ¼ — взлет и егозавершение, ¼ — выпрямление из demi-plie.
Для temps sauté будет хорошо усвоен у станка, приступают кего выполнению на середине зала. Руки во время всего упражнения делаетсянесколько раз подряд с затактного demi-plie.
Grand temps sauté исполняется на углубленном demi-plie и на предельной высоте взлета с соблюдением всехвышеуказанных правил выполнения этого прыжка. Изучается он сразу на серединезала на счет 4/4. ¼ — demi-plie; ¼ — взлет и последующее demi-plie; ¼ — выпрямление из demi-plie.И, наконец, подряд – на каждую ¼ по одному прыжку и т.д.
Changement de pied делается следующим образом: во время предварительногоdemi-plie в пятой позиции происходит толчок, затем маленький взлет, накотором ноги очень незначительно разъединяются и вновь соединяются к моментузавершающего demi-plie.
Grand сhangement de pied выполняются по всем правилам малого прыжка, но силатолчка и высота взлета предельно увеличивается. Кроме того, ноги до кульминациивзлета плотно соединены в пятой позиции, в момент завершения прыжка онименяются местами. Этот прыжок можно выполнять epaulement croise и с продвижением – de vole, соблюдая всеправила, присущие указанному приему.
Данное упражнениеизучается по той же ритмической схеме, что и grand temps sauté.
Soubresaut по пятой позиции с продвижением подиагонали вперед. В момент взлета ноги плотно прижимаются одна к другойголеностопной частью и отбрасываются назад, при завершении прыжка вновьпринимают отвесное положение. Корпус тела во время начального demi-plie слегка подается вперед и затем на взлете одновременнос ногами сильно откидывается назад. При этом по всему телу придается легкийпосыл вперед с тем, чтобы завершение прыжка произошло не в той точке, гдевыполняется толчок, а несколько дальше. На заключительное demi-plie вся фигура ученика снова принимает прямое положение.
Pas eshappe состоит из двух прыжков, во время которых ногипереводятся из одной позиции в другую. В остальном техника прыжка не отличаетсяот предшествующих упражнений. Так же точно необходимо сохранять позиции ног,выворотность, эластичность и мягкость demi-plie, стройное и подтянутое положениетела, четкие действия пук и головы.
Petit pas eshappe — при этом упражнении исходная позиция ног – пятаяпозиция; на первом маленьком прыжке ноги, разъединяясь, переводятся на вторуюпозицию en face. На втором маленьком прыжке они вновь соединяются впятую позицию epaulement croise. Каждый прыжок начинается с demi-plie иим заканчивается; исходная и конечная пятая позиция выполняется с переменойног; на каждом прыжке ноги вытягиваются в колене, подъеме и пальцах.
На первом прыжке руки изподготовительного положения через 1-ю пониженную позицию приоткрываются впониженную 2-ю позицию, на втором прыжке — вновь опускаются в подготовительноеположение. Корпус удерживается прямо. Голова при исполнении epaulement поворачиваются к выдвинутому впередплечу.
Руки при этом на первомпрыжке раскрываются во 2-ю пониженную позицию, на втором – опускаются вподготовительное положение; или на первом прыжке одна рука поднимается в 1-юпозицию, другая – во вторую, голова поворачивается и выдвинутому вперед плечу.На втором прыжке руки удерживаются в принятых позициях или опускаются вподготовительное положение. В этом упражнении необходимо соблюдатьустановленную величину четвертой позиции и все правила, относящиеся квыполнения данного прыжка.
4.Прыжки с двух ног наодну
Sissonne simple – исходная позиция ног – пятая, epaulement croise, исполняется прыжок. Ноги на взлете соединены вместе.Исходный толчок в этом движении производится сильно и равномерно обеими ногами,которые на взлете, плотно соединившись, хорошо вытягиваются в колене, подъеме ипальцах. Завершается прыжок мягко и устойчиво с точным и четким переводом ногив положение sur le cou-de-pied. Руки удерживаются свободно, безлишнего напряжения. Корпус подтянут, плечи легко опущены и раскрыты. Головауверенно повернута к выдвинутому вперед плесу.
Изучать sissonne simple рекомендуется вначале лицом к станку, обращая приэтом внимание учащихся на выворотность ног и эластичность demi-plie. Выполняется sissonne simple sur le cou-de-pied сначала вперед, затем – смена ногиназад в пятую позицию приемом battement tendu. Повторяетсявсе четыре раза вперед и столько же обратно.
На середине зала sissonne simple сначала изучается так же, далее в сочетании с petit ras assemble с другими прыжками, начинающимися сположения sur le cou-de-pied.
Sissonne tom bee отличается от предшествующего движения тем, что онозаканчивается во вторую или четвертую позицию приемом tombe. Например, исходная позиция ног – пятая; выполняетсявзлет, ноги соединены вместе в пятой позиции. Прыжок завершается как в sissonne simple, но нога, переходящая в положение sur le cou-de-pied, не задерживается, а непрерывно снекоторым опозданием, скользнув носком по полу, раскрывается назад, касаясьноском пола. В заключение выполняется pas assembleназад с небольшимпродвижением, как в малом pas de basque. Руки на взлете переводятся изподготовительного положения в первую позицию, при выполнении tombe занимают положение третьего arabesque. На втором прыжке – опускаются вподготовительное положение.
Корпус на взлетеудерживается прямо, на завершении прыжка подается вперед на ногу, переходящую вtombe, на втором прыжке – вновь принимаетпрямое положение.
Голова на взлетеповорачивается в направлении предстоящего tombe, на втором прыжке – возвращается в исходноеположение.
Petite sissonne ouverte выполняется со всех позах на 45 градусов. Исходнаяпозиция ног – пятая. Удерживается она на взлете. В момент завершения прыжкаодна нога выполняет demi-plie, другая одновременно через положениеног sur le cou-de-pied открывается приемом developpe в требуемую позу.
Руки на первом demi-plie из подготовительного положения переводятся в 1-юпозицию и сохраняют ее на взлете. В момент завершения прыжка руки, корпус иголова одновременно занимают положение, соответствующее исполняемой позе.
Выполнять petite sissonne следует с эластичного demi-plie, вытягивая на взлете колени, подъем и пальцы.Завершаться прыжок должен плавно, с мягким и четким раскрыванием ноги черезправильное положение, соответствующее исполняемой позе. Корпус, руки и головадействуют по согласованию, по всем правилам выполняемой позы.
Изучать petite sissonne следует en face, вначале в сторону, затем вперед и назад, сраскрыванием ноги носком в пол. Руки при этом удерживаются в подготовительномположении, голова и корпус – прямо. Каждое раскрывание ноги заканчивается pas assemble, то есть подтягиванием ее в пятуюпозицию на прыжке, который с силой выполняет опорная нога. Все движениезаканчивается в пятой позиции на demi-plie.
Оба прыжка выполняются водин такт в 4/4; первый прыжок – затактный, ¼ — раскрывание ноги наносок, ¼ — пауза, ¼ — завершение pas assemble, ¼ — пауза на demi-plie.
Далее можно приступить краскрыванию ноги на 45 градусов с участием рук и головы, придерживаясь вышеуказаннойсхемы изучения. Если в пятой позиции спереди стоит правая нога, и она же напрыжке раскрывается в сторону, руки из подготовительного положения переводятсяво 2-ю позицию, голова поворачивается от опорной ноги.
Закрывание ноги в пятуюпозицию выполняется также при помощи pas assemble. Рукиопускаются в подготовительное положение, во время demi-plieголова поворачивается en face. Усвоив petit sissonne ouverte en face, можно изучать его в позах croisee, efface, ecartee. Руки в этом случае изподготовительного положения переводятся в 1 позицию, затем одна рукараскрывается вместе с ногой во 2-ю позицию, другая остается в первой. Голова икорпус действуют соответственно с правилами выполняемой позы, в том числе и arabesque. Вначале каждый прыжок делается состановкой на demi-plie, затем слитно.
Sissonne fermee – данное движение является дальнейшим развитием sissonne ouverte par jete в его финальной части, когда раскрытая нога назавершающем demi-plie закрывается в пятую позицию, а не остается открытойна 45 или 90 градусов. Все остальные правила выполнения сохраняются здесьполностью. Закрываться в пятую позицию отведенная нога должна выворотно иодновременно с началом demi-plie, легко и мягко скользя носком пополу.
Положение рук, корпуса иголовы, как и в sissonneouverte, зависит от исполняемой позы. Вседвижения должно исполняться ситно, достаточно отчетливо, с энергичнымпродвижением. Изучать sissonne fermee рекомендуется так же, как и sissonne ouverte, сначала en face, затем вмалых позах на 450, и, наконец, в больших позах на 900.Музыкальный размер – 2/4 или 3/4. Руки в этом движении могут занимать самыеразличные положения, например, 3–ю позицию, 2-ю, 1-ю. Корпус удерживается en face, но в сценических условиях он может сгибаться иповорачиваться под различными углами.
Pas failli – это движение выполняется обычно на небольшом прыжкев основном вперед, реже назад. Исходная позиция ног – пятая, делается взлет, вовремя которого вся фигура поворачивается на efface с одновременным раскрыванием ноги назад на 45градусов. Кода начинается demi-plie, раскрытая нога легким скользящимдвижением переводится через первую позицию вперед и на нее одновременнопередается тяжесть корпуса. Таким образом, все движение оканчивается на однойноге в demi-plie, другая нога остается вытянутой назад, касаясь полаи, наконец, подтягивается в пятую позицию назад приемом pas assemble. Во время взлета руки изподготовительного положения приподнимется во вторую пониженную позицию, затемрука, соответствующая открытой ноге, переводится вместе с ней в первуюпониженную позицию, но раз failleможно оканчивать и в позе третьего или четвертого arabesque. Корпус во время перевода ноги через1 позицию вместе с ней слегка подается вперед.
Rond de jambe en l’air sauté – данное движениевыполняется на основе sissonne ouvertepar jete во второй позиции с добавлением на взлете одного илидвух rond de jambe en l’air sauté на 45 градусов.
Исходная позиция ног –пятая, правая нога находится впереди. На взлете, выполняемом en face и на месте, правая нога отбрасывается в сторону на 45градусов. В момент кульминации прыжка раскрытая нога начинает выполнять rond de jambe en hors, который заканчивается одновременно с demi-plie на опорной ноге. Все движение завершается pas assemble в пятую позицию назад, в положение epaulement croise.
5.Прыжки с одной ноги надве ноги
Pas assemble – исполняется это движение на маломи большом прыжке с броском ноги по второй или по четвертой позиции.
Petit pas assemble по второй позиции выполняетсяследующим образом. Исходная позиция ног – пятая, правая нога впереди, epaulement croise. Перед прыжком, во время demi-plieследует перенести тяжесть корпуса на правую ногу, с которой осуществляетсятолчок; одновременно с этим толчком левая нога отбрасывается скользящимдвижением в сторону на 45 градусов. Правая нога, осуществляющая толчок, с силойвытягивается, сохраняя отвесное положение. С кульминации взлета раскрытая ноганачинает возвращаться к другой ноге и в момент завершения прыжка соединяется сней в пятой позиции спереди. Конечное demi-plie должно происходить одновременно иравномерно на обе ноги. Затем petit pas assemble выполняется с правой ноги и т.д.
Руки сохраняютподготовительное положение или во время взлета слегка приподнимаются во вторуюпониженную позицию, в конце прыжка рука, соответствующая закрываемой ноге,переводится в первую пониженную позицию, другая остается во второй позиции. Наследующем pas assemble рука на взлете из 1 позициипереводится во вторую, на окончании прыжка другая рука из 2 позиции переводитсяв 1-ю и т.д.
Корпус на прыжке меняет epaulement и удерживается прямо. Голова до ипосле прыжка повернута к выдвинутому вперед плечу, на взлете не проходит черезположение en face. В обратном направлении petit pas assemble по четвертой позиции и выполняетсятем же приемом с отведением ноги вперед или назад, на croise и efface.Все остальное детали движения ног сохраняются здесь полностью.
Руки находятся вподготовительном положении или переводятся в малые позы и arabesque. Корпус и голова при этом занимаютположение, соответствующее выполняемой позе. Существует еще один вариантвыполнения этого движения, который называется double assemble. В данном случае прыжок выполняетсядважды с одной и той же ноги по второй или четвертой позиции. Каждое petit pas assemble следует выполнять слитно и четко, нобез завышенного отведения ноги и противовесного отклонения корпуса. Руки иголова удерживаются свободно, с апломбом. Все упражнение следует повторить четырераза вперед, затем обратно.
Изучать petit pas assemble рекомендуется по второй позициилицом к станку и в облегченной форме после demi-plieнога, стоящая в пятой позиции носком пол. Затем делается небольшой прыжок, вовремя которого раскрытая нога подтягивается вперед в пятую позицию на demi-plie. Когда это будет усвоено, можно бросок ноги выполнятьс пятой позиции также на один такт в 4/4; ¼ — demi-plie, ¼- прыжок, ¼ — выпрямиться из demi-plie, ¼ — остановка. Далее этустадию изучения данного движения можно перенести на середину зала. Рукиудерживаются в подготовительном положении, голова – en face. Вслед за этим можно перейти на затактный прыжок споследующей остановкой на demi-plie в ¼. В эту стадию изучениядвижения следует вводить повороты головы к раскрывающей ноге, если она ставитсявперед в пятую позицию, и от ноги, если она ставится назад в пятую позицию.
И, наконец, в данноедвижение можно вводить epaulement, соединять два-три прыжка подряд; переводить одну руку из первой позицииво вторую, другую — из второй позиции в первую с соответствующими действиямиголовы.
В заключение следуетизучать double assemble по второй позиции. Оба прыжкавыполняются здесь слитно, на один такт в 2/4 с последующей остановкой в целыйтакт. Затем double assemble можно выполнять подряд. Руки вначалерекомендуется удерживать в подготовительном положении, в дальнейшем переводитьих из 1 позиции во 2-ю на втором прыжке, поворачивая корпус и голову согласноправилам epaulement.
Далее можно перейти кизучению petit pas assemble по IV позиции, сначала на croise вперед и назад, затем также на efface. В данном случае прыжок можно сразувыполнять затактно, с последующей остановкой в demi-plieна 1/ 4 такта, в дальнейшем слитно.
Руки вначале следуетудерживать в подготовительном положении, затем в маленьких позах, варьируясоответственно положение головы и корпуса.
После этого можноприступать к изучению double assemble по ШМпозиции вперед и назад, croiseи efface, удерживая руки в подготовительномположении или в маленьких позах с соответствующими поворотами корпуса и головы.
6.Прыжки с одной ноги надругую
Petit pas jete. Исполняется эта форма на малом прыжке, в малых позахс броском ноги по II позиции так же,как petit pas assemble, но с окончанием в положение sue le cou-de-pied, то есть во время demi-plie по Vпозиции стоящая сзади нога скользящим движением ступни по полу отбрасывается поII позиции на 45 градусов, другая ногаодновременно и с силой делает прыжковый толчок. На взлете обе ногивытягиваются, фиксирую четкость и законченность своего движения. На завершениипрыжка нога, исполнявшая бросок по II позиции, мягко возвращается на место ноги, совершавшей толчок, другаянога в этот момент точно занимает положение sur le cou-de-pied сзади. Таким образом прыжок заканчиваетсяна том же месте, где он начинался. В обратном направлении petit pas jete начинается ногой, стоящей спереди в V позиции, и завершается sur le cou-de-pied спереди.
Руки, голова и корпус втом и в другом случае двигаются, как при выполнении petit pas assemble по II позиции.
При исполнении petit pas jete подряд нога отводится на II позицию прямо с положения sur le cou-de-pied и, раскрываясь, легко скользитноском по полу. Весь прыжок, начинаясь с эластичного demi-plie,выполняется выворотными ногами; опорная ступня во время толчка должна плотно инеподвижно примыкать пяткой к полу; ногу нужно отводить легко и точно понаправлению II позиции; на взлете обе ноги отчетливои одновременно вытягиваются в коленях, подъеме и пальцах; прыжок завершаетсямягким и эластичным demi-plie; положение sur le cou-de-pied при этом выполняется правильно иодновременно с окончанием demi-plie.
Руки, голова и корпус,как уже говорилось выше, действуют, как при исполнении petit pas assemble, так же стройно и свободно фиксируямалые позы.
Изучать petit pas jete надо вначале у станка, выдерживая после каждогопрыжка паузу. Музыкальный размер – 4/ 4; прыжок затактный, 1/ 4 – конечное demi-plie, 1/ 4 –пауза, 1/ 4 – выпрямление из demi-plie, 1/ 4 – нога с положения sur le cou-de-pied становится в V позицию на demi-plie ит.д. Выполнять это упражнение надо четыре раза, сначала ногой, стоящей сзади в V позиции, затем обратно.
Когда учащиеся усвоятэластичность и выворотность данного прыжка, можно переносить его исполнение насередину зала в той же учебной форме.
Руки в начале изучения pas jete надо удерживать в подготовительном положении, корпус– en face, вводя повороты головы, как в petit pas assemble, Далее можно вводить перемену epaulement и комбинированные позиции рук,выполняя два-три прыжка подряд.
Petit pas jete во многом подготавливается в petit pas assemble, поэтому особенно затягивать егоизучение не рекомендуется, но усвоить эластичное, точное и устойчивоезавершение прыжка на одну ногу при положении другой sur le cou-de-pied необходимо основательно и детально.
Pas glissade. Данное движение исполняется наминимальном скользящем прыжке с продвижением в сторону, вперед или назад.
Исходная позиция ног – V, epaulement croise. Выполняется demi-plie,затем впереди стоящая нога скользящим движением отводится на II позицию, другая нога одновременновыполняет прыжковый толчок. На взлете обе ноги вытягиваются с минимальнымотделением пальцев от поверхности пола; в момент завершения pas glissade нога, начинавшая его, переходит в demi-plie без дальнейшего продвижения, другая, скользя, подтягивается вV позицию назад.
На взлете руки изподготовительного положения слегка приподнимаются во 2-ю позицию, назавершающем demi-plie они опускаются в исходное положение. Корпус и головаудерживаются в положении epaulement.
Данная форма pas glissade может выполняться с переменой epaulement (в этом случае ноги меняются местамив V позиции, голова поворачивается кпротивоположному плечу, руки и корпус сохраняют то же положение) или начинатьсяногой, стоящей сзади в Vпозиции, с сохранением всех вышеуказанных правил движения рук, головы икорпуса.
Кроме того, pas glissade выполняется с продвижением вперед иназад в малые позы croisee и efface. Ноги двигаются здесь по IV позиции так же, как было указановыше. Корпус удерживает epaulement. Руки на первом demi-plie из подготовительного положенияподнимаются в 1-ю позицию; в момент взлета одна из них переводится во 2-юпозицию; на завершающем demi-plie руки опускаются в исходное положение,соответствующее выполняемой позе.
Pas chasse выполняется данный прыжок по пятой позиции споследующим движением ног по 2 или 4 позиции. Это движение может начинаться сразличных прыжков, заканчивающихся на одну ногу, но в учебной работе его, какправило, изучают с sissonnetombee. Исходная позиция ног – пятая,вначале делается sissonnetombee вперед на efface, затем последующий взлет с продвижением, во времякоторого нога, находящаяся сзади, подтягивается к толчковой ноге и соединяетсяс ней отвесно в пятой позиции. Руки на sissonne из подготовительного положенияподнимаются на первую позицию, на tombee рука, соответствующая вытянутому вперед плечу, остается в первойпозиции, другая – отводится во вторую. На двух последующих pas chasse они сохраняют занятые позиции. На двух pas chasse продолжается тот же посыл, в том же направлении и на pas assemble прекращает свое продвижение. Головапри перемене epaulement поворачивается к противоположномуплечу и так удерживается до конца упражнения.
Pas de chat – данное движение применяется обычно в женскихтанцевальных партиях. Однако ученики тоже должны изучать его, так как егопроизводные формы встречаются в различных жанрах сценического танца. Исходнаяпозиция ног – пятая. Из demi-plie нога, стоящая сзади, проходя через sur le cou-de-pied, приоткрывается по четвертой позициивперед по направлению продвижения; одновременно другая нога осуществляетпрыжковый толчок и в свою очередь на небольшом взлете поднимается до уровня sur le cou-de-pied, затем с некоторым запозданиемопускается в пятую позицию вперед на demi-plie.
Руки на взлетеподнимаются в первую позицию, в момент завершения прыжка рука, соответствующаявыдвинутому вперед плечу, раскрывается во вторую позицию, другая остается впервой. Голова на взлете поворачивается в направлении прыжка и так остается доконца движения. Корпус на взлете удерживается подтянуто и слегка подаетсявперед.
Pas de basque относится к сложным движениям классического танца.Подразделяясь на малую и большую форму. Данная форма движения выполняется вдвух минимальных прыжках. Исходная позиция ног – пятая, одновременно свыполнением demi-plie нога, стоящая впереди скользящим движениемвытягивается вперед, описывая носком на полу полукруг, другая нога остается в demi-plie. Далее на отведенную ногу выполняется прыжок на demi-plie и скользящий перевод свободной ноги через первуюпозицию вперед; опорная нога продолжает оставаться на demi-plie.Затем делается переход на отведенную вперед ногу и с небольшим скользящимпродвижением в пятую позицию. Руки на тот момент поднимаются изподготовительного положения через первую позицию во вторую.
Заключение
Прыжок – это сложный ипоследовательный процесс. В связи с этим необходимо тщательно соблюдатьметодику исполнения и проучивания.
Прыжок состоит собственноиз двух важных элементов: элевации и баллона. Элевация есть взлет: человекотделяется от земли и делает прыжок в воздухе, но не акробатический ибессодержательный, а танцевальный. Танцевальность прыжку придает баллон. Подбаллоном имеется ввиду способность танцовщика замирать в воздухе в определеннойпозе. И вот, когда мы имеем дело с прыжком, соединенным с баллоном, когда речьидет о классической танцевальной элевации. Она развивается целым рядомдвижений: для развития прыжка, оканчивающего на две ноги служит changement de pied, для развития прыжка трамплинного типа с движениемвперед, назад и в сторону служит pas ballonne.Необходимо во время толчка и взлета правильно согласовать движения ног, головы,рук и корпуса. И если исполнитель не может воспроизвести это, то его нельзясчитать виртуозом.
Список использованнойлитературы
1. Захаров Р. Беседыо танце, М., 1976
2. Захаров Р.Записки балетмейстера, М., Искусство, 1976
3. Карп П. Младшаямуза, М., Современник, 1997
4. Русский балет:Энциклопедия, М., 1997
5. Сергеев К.Сборник статей, М., Искусство, 1978
6. Тарасов Н.Классический танец, М., Искусство, 1981