О фильме Сиднея Поллока «Три дня кондора»
Вадим Руднев
«Тридня кондора» — интеллектуальный детектив-триллер американского режиссераСиднея Поллака (1982). В этой картине виртуозно сочетаются три детективныхжанра (английский, американский и французский), а детектив сплавлен с восточнойпритчей.
Новначале о сюжете. Герой фильма, филолог по кличке Кондор (Роберт Рэдфорд),работает в странной конторе, принадлежащей ЦРУ. Сотрудники этой конторызанимаются тем, что, анализируя на компьютере массовые детективные романы, ищутоптимальные ходы для деятельности ЦРУ и прослеживают ошибки в его реальнойдеятельности (завязка в духе постмодернизма — художественный текстпредставляется первичным по отношению к реальности).
Кондор- человек обаятельный, но несколько безалаберный, постоянно опаздывает наработу; при этом у него богатая фантазия и чуткий глубокий интеллект (например,он догадывается, что в некоем детективе пуля была сделана изо льда, поэтому онапропала — растаяла), он прекрасно эрудирован, его в шутку называют Шекспиром.
Вэтот роковой день он опять опоздал, и раздраженный шеф посылает его подпроливным дождем в бар за бутербродами. Вернувшись в офис, он видит всехубитыми. Он в ужасе выбегает из офиса, не забыв прихватить пистолет охранника,и звонит по служебному телефону в ЦРУ, чтобы сообщить о случившемся и спросить,что ему делать. Но вскоре он понимает, что сам заварил эту кашу. Две неделиназад он послал в Вашингтон отчет о том, что внутри ЦРУ существует тайная сеть,и вот за это и поплатились все сотрудники конторы, чтобы не совали нос не всвои дела. Разумеется, за ним теперь будут охотиться. Еще сотрудник по фамилииХайдеггер не пришел на работу. Кондор спешит к нему, но находит его убитым. Онбросается к своему близкому другу, чтобы предупредить его, и на обратном пути влифте встречается с убийцей (Кондор интуитивно понимает, что это он) — сухопарым предупредительным джентльменом с лошадиным лицом (Ханс фон Зюдов). Влифте не развернуться, поэтому он любезно подает Кондору оброненную имперчатку. Кондору удается убежать, но деваться ему некуда. Тогда он садится вмашину к первой попавшейся женщине (Фэй Даноуэй) и под дулом пистолета требует,чтобы она везла его к ней домой. Там он связывает ее и отправляется на встречусо своим близким другом, который должен свести его с вашингтонским шефом.Первое, что делает вашингтонский шеф, это стреляет в Кондора, но не попадает,зато Кондор попадает в него. Умирая, шеф дрожащей рукой расстреливаетрастерявшегося друга Кондора, о чем тот узнает, вернувшись в дом своей новойподруги и включив телевизор, причем в убийстве обвиняют, конечно, его, Кондора.Он рассказывает свою историю женщине, которая проникается к нему доверием.Наутро к ним вламывается почтальон-убийца, но общими усилиями его удаетсяобезвредить. В это время главный убийца сидит дома и под тихую классическуюмузыку меланхолично вытачивает какие-то фигурки. Кондору удается выманитьодного из начальников ЦРУ, и тот, опять-таки под дулом пистолета, рассказываетему о тайной организации, которую случайно обнаружил Кондор, — в ее задачивходило «зондирование» восточных стран на предмет наличия нефти — изаодно дает адрес шефа этой организации, который непосредственно заказал убийствоКондора и его коллег. Кондор спешит к нему, чтобы уточнить истину и отомстить,но его опережает главный убийца, который почему-то расстреливает не Кондора, аэтого самого шефа. Оказывается, конъюнктура изменилась, а он, убийца, выполняетзаказы тех, кто больше платит. Кондор ему больше не нужен. Они расстаются почтидрузьями.
Вцентре идеологической коллизии фильма — противопоставлевие западного,рационального, активного мышления восточному, пассивному, фаталистическому (вдухе новеллы М. Ю. Лермонтова «Фаталист»). Западное началоолицетворяет Кондор, рационалист и аналитик. Хладнокровный, флегматичный и дажедобродушный убийца олицетворяет Восток. В начале фильма, когда всех убивают вконторе, есть эпизод с девушкой-китаянкой, сотрудницей офиса, которая в отличиеот прочих принимает смерть очень спокойно, глядя убийце в глаза и говоря ему:«Не бойтесь, я не закричу», на что тот вежливо отвечает: «Я этознаю». Убийце важно добросовестно справиться с заданием и получитьгонорар. Портить отношения с жертвами не входит в его планы. В одной иззнаменитых притч даосского мыслителя Чжуан-цзы рассказывается о мяснике,который так искусно отделял мясо от костей, что его нож мог проходить сквозьтончайшие расстояния между мясом и костями. Философ ставит этого профессионалав пример. Важно не кто ты — убийца или жертва, а как ты относишься к своейсудьбе. Жертва должна спокойно принимать свою смерть, убийца — добросовестновыполнять свою работу. Это напоминает также доктрину «незаинтересованногодействия», которую раскрывает бог Кришна воину Арджуне на поле Куру вбессмертной «Бхагавадгите». Арджуна не хочет убивать своих двоюродныхбратьев, что стоят по ту сторону поля битвы. Кришна внушает ему, что,во-первых, смерти нет, а во-вторых, каждый должен выполнять свой долг, а долгвоина-кшатрия, каковым является Арджуна, — это сражаться.
Впротивоположность пассивным жертве и убийце Кондор настроен на четкий анализ иактивное вмешательство в свою судьбу. Впрочем, ореол виктимности окружает его,особенно в финале фильма, когда он идет отдавать материалы о деятельностизлосчастной организации в газету «Нью-Йорк таймс». Он понимает, что,выжив после ужасной бойни, он теперь добровольно себя подставляет, но егомотивы — не восточные, а скорее христианские. Финал проходит под аккомпанементуличного хора школьников, который поет рождественские псалмы. Кондор отдаетсебя в жертву активно и осознанно, чтобы спасти других людей.
Какмы уже говорили в начале этого очерка, в фильме сплавлены три классическиедетективные традиции. Первая — английская аналитическая. Действительно, толькоблагодаря своему незаурядному и гибкому интеллекту Кондору удается одновременноспасти свою жизнь и разгадать тайны противника. Но это же — активнаявовлеченность детектива в действие — является отличительной чертойамериканского жесткого детектива. Наконец, экзистенциальная напряженность,необходимость сделать выбор роднит идеологию фильма с французскимэкзистенциальным детективом типа «Дамы в автомобиле» С. Жапризо.
Фильм«Три дня Кондора» предваряет искусство постмодернизма, для которогохарактерен синтез массовой культуры и интеллектуализма.
Список литературы
РудневВ Культура и детектив // Даугава, 1988 — М 12.
РудневВ Морфология реальности: Исследование по «философии текста». — М.,1996.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.ru/