Реферат по предмету "Культура и искусство"


О кыпчакских корнях кыргызского эпоса "Манас"

О кыпчакских корнях кыргызского эпоса«Манас»
Р.А. Абдуманапов
Означении эпоса «Манас» в культурно-историческом пространстве кыргызовнаписано немало. Уникальность эпоса, включающего в себя множество пластов — отдревнейших мифических до отражения реалий исторического пути кыргызскогонарода, позволяет не только реконструировать наиболее важные вехи этногенезакыргызов, но, что очень важно, определить ядро, вокруг которого консолидировалсяэтнос. Обратимся к самому раннему упоминанию кыргызского эпоса«Манас» — рукописи начала XVI века — «Маджму ат-Таварих»(Собрание сведений). Автором этого, написанного на таджикском языке, сочинениябыл мулла Сайф ад-Дином Ахсикенди, сын домуллы Шах Аббаса. Автор умер, неокончив книги, и ее написание было завершено его сыном Нур-Мухаммадом в X в.х.(1495/1496 — 1591/1592). Несмотря на то, что сочинение имеет полулегендарный иполуисторический характер, в нем обнаруживается множество реальных историческихфактов. Безусловно исключительное для кыргызоведения значение имеет наличие в«Маджму ат-Таварих» самого раннего (конец XV века!) прозаическогопересказа «Манаса», а также самого древнего списка кыргызских родов иплемен, в большинстве своем полностью совпадающего с родо-племенной системойсовременных кыргызов [1]. Согласно версии эпоса, изложенной в этом сочинении,Манас был внуком некоего Каркара-хана и вождем эля (народа), называемогокыргызами. При этом эль Манаса также называется «каркаринскими кыпчаками»[2]. Обозначим тот факт, что наименования кыргыз и кыпчак в данном случаевыступают как синонимы.
Вэтой связи наиболее интересны антропоним и название местности где жиликыпчаки/кыргызы Манаса — Каркара. Топоним с таким же названием известен нам изанонимного сочинения XI века «Худуд ал-Алем»: «Каркар-хан(полное соответствие имени деда Манаса — А.Р.), или Каркара-хан — еще однаобласть, принадлежащая кимакам, жители ее напоминают по обычаям кыргызов»[3]. В.Ф. Минорский соотнес название этой области кимаков с современнымказахстанским городом Каркаралинском, который, по мнению исследователя,располагался в 350 км к юго-востоку от Семипалатинска [4]. Казахский историкБ.Е. Кумеков связал название этого топонима со словом «кыр» — гористой местностью между Иртышом и озером Балхаш, и поместил областьКаркар-хан в район от Тарбагатая до Колбинского хребта, включая и горную цепьЧингис-тау [5]. Исследователь Ахинджанов С.М. нашел подтверждение этому всловаре тюркских наречий Радлова В.В., где записано, что гористая степь междуБалхашом и Иртышом называлась у казахов Кыркыр [6].
Соглашаясьс локализацией области Каркар-хан в районе между Иртышом и озером Балхаш,попробуем этимологизировать название иначе. Согласно исследованиям академикаЯхонтова С.Е., иероглифы китайского термина, обозначающего кыргызов, сяцзясы,около 600 года н.э. читались приблизительно как «katkatsie», причемконечный «t» в транскрипции иноязычных слов очень часто обозначал«r», реже «l» [7]. Получается закономерное прочтение этоготермина как «kar-kar-sie», отражавшего кыргызский автоэтоним.Показательно то, что и китайское прочтение термина кыргыз в «Цянь ХаньШу» «цзянькунь» — «kien-kwan», с учетом транскрипцииханьской эпохи, с передачей конечного «n» туземным «r»,будет читаться, по мнению Зуева Ю.А., как «karkyr-karkir», чтоподтверждается и ранней византийской передачей xepxip [8].
КумековБ.Е. отмечает и другой интересный момент — в сочинении «НузхатАл-Муштак» ал-Идриси Тарбагатайский хребет известен под именем«Гиргир». Таким образом, название одной из кимакских областей, жителикоторой «следуют обычаям кыргызов», связано именно с древнимикыргызами, которые после 840 года вплотную продвинулись к Иртышу, на основныеземли кимако-кыпчакских племен, что подтверждается и археологическимиматериалами [9]. Судя по всему, наиболее активный характер проникновениекыргызов имело во второй половине IX века, когда енисейские кыргызы перенеслисвою ставку из Монголии на территории современной Тувы. Показательно то, чтоисследования кимакских курганов Юго-Западного Алтая показали, чтокимако-кыпчакская знать находилась под значительным влиянием культуры кыргызов[10].
Согласносамому раннему пересказу эпоса «Манас», легендарный герой происходитиз кыпчаков и является внуком Каркар-хана, чье имя связывается с древнимрайоном между Иртышом и Балхашом, где происходило смешение енисейских кыргызови кыпчаков/кимаков. По всей видимости, именно в этом кыпчакско-кимакском районеКаркархан и формировалось ядро кыргызского народа. На основе субстратного(аборигенного) кыпчакского компонента и пришлого древнекыргызского(енисейского) на территориях между Большим Алтаем (включает в себя иМонгольский Алтай) и Балхашом и прилегающих областях Джунгарии, с середины IXвека происходит образование новой этнической общности. Главенствующую роль вполитическом, культурном отношениях играют либо кыпчаки, либо кыргызы — взависимости от тяготения к центрам. Ближе к Большому Алтаю и Джунгарии — древние кыргызы; ближе к Балхашу — кыпчаки. При этом несомненное численноепревосходство кыпчаков обусловило и языковую принадлежность новой общности ккыпчакской группе языков (данные по современному кыргызскому языку). Принятиеновым метисированным элем имени «кыргыз» можно объяснить стремлениемвыделиться из конгломерата кимако-кыпчакских племен, различных в культурномплане (к примеру кыпчаки области Андар-аз Кыпчак тяготели к огузским племенам иимели с последними много общего, включая и пастбища). Для енисейских древнихкыргызов, эти новые кыргызы уже «чужие», но родственные племена, языкенисейцев развивается в другом направлении (прямые потомки енисейских кыргызов- хакасы говорят на языке, который относится к уйгурской подгруппе тюркскихязыков по основным классификациям тюркских языков).
Опираясьна эти факты, можно с увереностью предположить, что рождение кыргызского эпоса«Манас» происходило в среде этих метисированных енисейско-кыргызскихи кыпчакских племен в обозначенной области, в XI веке носившей имя Каракархан.Эти выводы лишний раз подтверждают и данные по современным насельникам этихземель. Среди казахов Каркаралинских и Чингистауских гор сохранилась записанаяеще Валихановым Ч.Ч. легенда о Эр-Манасе, сыне богатыря Эр-Кёкче (возможнодругое, немусульманское имя Джакыпа, отца легендарного богатыря). Согласно этойлегенде, конь Манаса звался именем Как-Кула ат (в кыргызском эпосе — Ак-кула ат- А.Р.): он стоял под горою Бегазы и ел клевер из каменных яслей. В тех жегорах Бегазы, в 80 км к югу от Каркаралинска, есть группа наскальных рисунков,изображающих козлов, собак, лошадей и следы копыт, которую местное казахскоенаселение связывает с тем же конем легендарного героя. Помимо этого, наТарбагатае существует урочище Манас [11]. Можно предположить, что с именем конялегендарного батыра связано и наименование одного из родов казахскихкара-кыпчаков — кулатай.
Чтоже говорят о происхождении своего эпического богатыря сами кыргызы? БелекСолтоноев, попытавшийся определить происхождение Манаса приводит две версииталасских кыргызов (здесь уместно упомянуть, что именно Талас был выбранМанасом в качестве своих основных земель и своей Ордо — столицы — А.Р.). Водной из этих версий записано: «Когда кара-китаи напали на Кара-кыштак,что вблизи Алма-Аты, из кыпчаков рода локуш батыр Манас пришел в Талас, где вместес владетелем Намангана Кара-Ходжой объединился против кара-китаев и разбив их,вернул Кара-кыштак кыпчакам». К кыпчакскому роду лакшу причисляют Манаса икашгарские кыргызы [12]. Этот род лакшу/локуш можно соотнести с алтайскимсеоком байлагас — бай-лагас/бай-лакаш, который вместе с родом кергиль(кырг-эль? — А.Р.) Потапов Л.П. относит к числу собственно алтайских [13].
Другаяверсия, записанная Белеком Солтоноевым у тех же таласских кыргызов, говорит отом, что примерно в 680-1460-е годы из рода Джети-кашка племени кыпчак был одинбатыр по имени Манас [14]. Показательно, что кыпчаки джети-кашка упоминаются ив «Маджму ат-Таварих»: «Сперва из Кулана прибыл в семью ссыновьями Ак-Тимур Кипчак и вступил на путь духовного совершенствования. Именасыновей (его): Даулати-Йар, Худа-Йар, Берды, Али-Йар, Муса-Йар, Иса-Йар,Туле-Йар. Признали (они) Маулану А'зама своим наставником. Семь братьеввыезжали на семи серых лошадях с белыми пятнами на лбу. В сражениях семьбратьев выступали вместе. По этой причине (их) назвали „Йети кашка“.Йети кашка и Кар(а)кара были одного и того же происхождения. После этого прибылАк Огул с двумя сыновьями — Отуз Огулом (и) Салус-беком Бул(а)гачи, вступил напуть духовного совершенствования, проявил преданность. Затем приехали, признав(Мир Джалила) своим наставником, и стали его приверженцами сыновья Бул(а)гачи:Бостон, Теит, Джоо Кисек, Доолос, Хыдыр-шах, Кангды. Потом приехали, признав(Мир Джалила) своим наставником, и стали его приверженцами сыновья Отуз Огула:Адине, Мунгкуш, Кара Багыш, Тагай. Прибыл и стал приверженцем Ку Огул, с нимшесть сыновей: Басыз, Лалым Кушчи, Ай-Баш Мундуз, Чонг Багыш, Сару(у), СунджекХытай» [15]. Нами специально приведен достаточный фрагмент переводарукописи, в которой в легендарной форме приведен практически весь списоккыргызских племен, включая и кыпчаков джети-кашка, которые в изложении«Маджму ат-Таварих» выступают во главе прибывших племен.Примечательно, что в полевых записях Абрамзона С.М. встречается мнениекыргызских аксакалов Баткена о главенствующем, в прошлом, статусе кыпчаковсреди народа «ак-калпак», т.е. кыргызов [16]. Родство этих кыпчаков скаркаринскими кыпчаками и послужило, видимо, основанием для причисленияталасскими кыргызами Манаса к кыпчакскому роду джети-кашка. Этот род позднее былизвестен и среди кыпчаков Ферганы, язык которых, согласно исследованиямизвестного советского лингвиста Поливанова Е.Д. был наиболее близким ккыргызскому языку [17].
Подругим опросам Солтоноева среди памирских, ферганских, иссык-кульских кыргызов,Манас причисляется в основном к кыпчакам, ногоям или сары-ногоям. В различныхверсиях эпоса, дедом эпического героя выступают Ногой-хан или Кара-хан [18].Связи кыргызского эпоса «Манас» с ногайцами были отмечены ещеЖирмунским В.М. [19], эти же связи достаточно подробно исследовал МолдобаевИ.Б. [20] По его мнению, «истоки генетической общности кыргызов и ногайцевберут начало от одних и тех же племен, обитавших в Прииртышье, северо-западнойМонголии, затем на просторах Дешти-Кыпчака и Средней Азии. В какой-то мере этоположение подтверждается наличием у кыргызов предания о братьях Ногое и Шигае,которые переселились в Чуйскую долину современного Кыргызстана из районов ЮжнойСибири и Алтая» [21]. Приводя множество фактов, говорящих о близостикыргызов и ногайцев, он, на наш взгляд, упускает из виду важные данные попроисхождению ногайской орды. Известно, что ядро, вокруг которого образоваласьНогайская орда, составляли мангытские племена, однако кыпчаки составляли в ордебольшинство. Именно поэтому исследователь Мутенин И.Т. считал кыпчаков-половцевосновными предками ногайцев. Аналогичного мнения о значительной роли кыпчаковпридерживались исследователи Бутков П., Люлье Л., А. — Д.Г. и Е. Веденбаумы[22]. Алексеева Е.П. отмечает, что наименование мангыт сохранилось лишь заодним из подразделений, входивших в состав Ногайской орды, при том, чтонаименование кыпчак связано с несколькими ногайскими родами [23].
Вэтой связи весьма заманчиво сравнить эпос «Манас» с ногайскойэпической поэмой «Сорок богатырей». Уже само ее названиесопоставляется с легендарной дружиной Манаса — «кырк чоро» — «сорок богатырей». Ногайский этнограф Ярлыкапов А.А., исследовавшийпоэму, пришел к интересным выводам. Сюжет поэмы достаточно отчетливо показываетна ее кыпчакско-половецкие корни, и, по мнению Ярлыкапова А.А., в нейвстречается единственное, известное историкам, совместное упоминание этнонимовкыпчак и куман — «куьман уьлке, кыпшагым» — «страна куманов, моикыпчаки» [24]. Известно, что куманы кочевали в домонгольское время в южнорусскихстепях западнее Днепра, встречаются и имена их ханов — Боняк-хан и Тугор-хан[25]. Эти данные позволяют обратить внимание на интересный момент. В кыргызскомэпосе упоминаются так называемые кёзкоманы, родичи Манаса по отцовской линии — брат его отца Джакыпа Усён и его потомки. Связь кёзкоманов с куманами-половцамипервым отметил историк Бернштамм А.Н. [26], и если принять во внимание версию,изложенную еще в «Маджму ат-Таварих», где родичами каркаринскогокыпчака Манаса выступают кыпчаки джети-кашка, становится понятным появление вэпосе термина куман, являющегося синонимом термина кыпчак.
Такимобразом, приведеные факты позволяют предположить, что кыргызский эпос«Манас» возник на территориях примерно между Большим Алтаем и озеромБалхаш в среде кочевых племен, связанных между собой родственными отношениями.В качестве самоназвания, в этой кочевой орде использовался термин«кыргыз». Ядро и основу ее составляли восточно-кыпчакские племена.
Список литературы
[1]Маджму ат-Таварих.//МИКК — М: Наука, 1973 — вып. I — С.200-216.
[2]Бартольд В.В. Сочинения. — М.: Изд-во вост. лит., 1963. — т. 2 — ч. 1: Общиеработы по истории Средней Азии. — С. 541.
[3]Там же — С. 540
[4]Там же. — С.541; Возможно Минорский В.Ф., сравнивая область Каркар-хан с городомКаркаралинском, неверно указал его географическое положение, либо во второмтоме «Собрания сочинений» Бартольда В.В., где приводится мнениеМинорского В.Ф., закралась опечатка. На самом деле город Каркаралинск находитсяпримерно в 350 км к юго-западу от Семипалатинска.
[5]Кумеков Б.Е. Государство кимаков IX-XI вв. по арабским источникам. — М.: Наука,1972 — С.66.
[6]Ахинджанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. — Алматы: Гылым,1995. — С.164-165.
[7]Яхонтов С.Е. Древнейшее упоминание названия «кыргыз».// Советскаяэтнография. — 1970. — N 2. — С. 12-21.
[8]Зуев Ю.А. Кыргызы-буруты. // Советская этнография., 1970. — № 4. — С. 74-85
[9]Савинов Д.Г. Памятники енисейских кыргызов в Горном Алтае.//Вопросы историиГорного Алтая. — Горноалтайск: Изд-во НИИИЯИЛ, 1980. — С.161-170; Савинов Д.Г.Народы южной Сибири в древнетюркскую эпоху. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1984
[10]Алехин Ю.П. Енисейские кыргызы на Юго-Западном Алтае.//Памятники кыргызскойкультуры в Северной и Центральной азии. — Новосибирск, 1990 — С. 66.
[11]Маргулан А.Х. Выступление.//ТКАЭЭ. — Фрунзе: Изд-во АН Киргизской ССР, 1959. — Т. 3. — С. 197
[12]Белек Солтоноев. Кызыл кыргыз тарыхы. — Бишкек: Учкун, 1993 — Б. 138
[13]Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. — Л.: Наука, 1969 — С.34
[14]Белек Солтоноев. Цит. раб. — Б. 138
[15]Маджму ат-Таварих.//МИКК — М: Наука, 1973 — вып. I — С. 210
[16]Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. — Фрунзе: Кыргызстан, 1990 — С. 57
[17]Плоских В.М. Киргизы и Кокандское ханство. — Фрунзе: Илим, 1977. — С. 157.
[18]Кадырбаева Р.З. Генезис эпоса «Манас». — Фрунзе: Илим, 1980. — С.160-164.
[19]Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. — Л.: Наука, 1974 — С.35.
[20]Молдобаев И.Б. «Манас» — историко-культурный памятник кыргызов. — Бишкек: Кыргызстан, 1995 — С.185-192.
[21]Там же. — С. 185.
[22]Алексеева Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкессии. — М.:Наука, 1971 — С.198-218.
[23]Там же. — С. 200.
[24]Ярлыкапов А.А. Куманы и кыпчаки (в эпической поэме «Сорок ногайскихбогатырей») // Древний мир и средние века (тезисы докладов), апрель 1993г. Ростов н/д: кафедра истории древнего мира и средних веков РГУ, 1993. — с.39-41.
[25]Плетнева С.А. Половцы. — М.: Наука, 1990 — С. 40.
[26]Бернштам А.Н. Эпоха возникновения киргизского эпоса«Манас».//Энциклопедический феномен эпоса «Манас». — Бишкек.: Гл. ред. КЭ, 1995 — С.178.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Роль наглядно-образного мышления в усвоении математических знаний
Реферат Совершенствование системы адаптации персонала в образовательном учреждении
Реферат 5 причин отказа от телесного наказания
Реферат Банки их структура, функции и формы организации
Реферат Бизнес-план развития банка. Методология и методика его расчета
Реферат Использование балансового метода анализа в хозяйственной деятельности
Реферат Совместимость в супружеских парах. Уровни совместимости и основные проблемы, возникающие на кажд
Реферат Очистные комбайны и струговые установки
Реферат Madison Vs Marbury Essay Research Paper Between
Реферат Агроном - Иван Александрович Стебут
Реферат Итальянская война 1551 1559
Реферат Manic Depression Essay Research Paper From high
Реферат Abortion Essay Research Paper Abortion is the
Реферат Анализ работы сервисного центра
Реферат Развитие малого предпринимательства в Карагандинской области