О кыпчакских корнях кыргызского эпоса«Манас»
Р.А. Абдуманапов
Означении эпоса «Манас» в культурно-историческом пространстве кыргызовнаписано немало. Уникальность эпоса, включающего в себя множество пластов — отдревнейших мифических до отражения реалий исторического пути кыргызскогонарода, позволяет не только реконструировать наиболее важные вехи этногенезакыргызов, но, что очень важно, определить ядро, вокруг которого консолидировалсяэтнос. Обратимся к самому раннему упоминанию кыргызского эпоса«Манас» — рукописи начала XVI века — «Маджму ат-Таварих»(Собрание сведений). Автором этого, написанного на таджикском языке, сочинениябыл мулла Сайф ад-Дином Ахсикенди, сын домуллы Шах Аббаса. Автор умер, неокончив книги, и ее написание было завершено его сыном Нур-Мухаммадом в X в.х.(1495/1496 — 1591/1592). Несмотря на то, что сочинение имеет полулегендарный иполуисторический характер, в нем обнаруживается множество реальных историческихфактов. Безусловно исключительное для кыргызоведения значение имеет наличие в«Маджму ат-Таварих» самого раннего (конец XV века!) прозаическогопересказа «Манаса», а также самого древнего списка кыргызских родов иплемен, в большинстве своем полностью совпадающего с родо-племенной системойсовременных кыргызов [1]. Согласно версии эпоса, изложенной в этом сочинении,Манас был внуком некоего Каркара-хана и вождем эля (народа), называемогокыргызами. При этом эль Манаса также называется «каркаринскими кыпчаками»[2]. Обозначим тот факт, что наименования кыргыз и кыпчак в данном случаевыступают как синонимы.
Вэтой связи наиболее интересны антропоним и название местности где жиликыпчаки/кыргызы Манаса — Каркара. Топоним с таким же названием известен нам изанонимного сочинения XI века «Худуд ал-Алем»: «Каркар-хан(полное соответствие имени деда Манаса — А.Р.), или Каркара-хан — еще однаобласть, принадлежащая кимакам, жители ее напоминают по обычаям кыргызов»[3]. В.Ф. Минорский соотнес название этой области кимаков с современнымказахстанским городом Каркаралинском, который, по мнению исследователя,располагался в 350 км к юго-востоку от Семипалатинска [4]. Казахский историкБ.Е. Кумеков связал название этого топонима со словом «кыр» — гористой местностью между Иртышом и озером Балхаш, и поместил областьКаркар-хан в район от Тарбагатая до Колбинского хребта, включая и горную цепьЧингис-тау [5]. Исследователь Ахинджанов С.М. нашел подтверждение этому всловаре тюркских наречий Радлова В.В., где записано, что гористая степь междуБалхашом и Иртышом называлась у казахов Кыркыр [6].
Соглашаясьс локализацией области Каркар-хан в районе между Иртышом и озером Балхаш,попробуем этимологизировать название иначе. Согласно исследованиям академикаЯхонтова С.Е., иероглифы китайского термина, обозначающего кыргызов, сяцзясы,около 600 года н.э. читались приблизительно как «katkatsie», причемконечный «t» в транскрипции иноязычных слов очень часто обозначал«r», реже «l» [7]. Получается закономерное прочтение этоготермина как «kar-kar-sie», отражавшего кыргызский автоэтоним.Показательно то, что и китайское прочтение термина кыргыз в «Цянь ХаньШу» «цзянькунь» — «kien-kwan», с учетом транскрипцииханьской эпохи, с передачей конечного «n» туземным «r»,будет читаться, по мнению Зуева Ю.А., как «karkyr-karkir», чтоподтверждается и ранней византийской передачей xepxip [8].
КумековБ.Е. отмечает и другой интересный момент — в сочинении «НузхатАл-Муштак» ал-Идриси Тарбагатайский хребет известен под именем«Гиргир». Таким образом, название одной из кимакских областей, жителикоторой «следуют обычаям кыргызов», связано именно с древнимикыргызами, которые после 840 года вплотную продвинулись к Иртышу, на основныеземли кимако-кыпчакских племен, что подтверждается и археологическимиматериалами [9]. Судя по всему, наиболее активный характер проникновениекыргызов имело во второй половине IX века, когда енисейские кыргызы перенеслисвою ставку из Монголии на территории современной Тувы. Показательно то, чтоисследования кимакских курганов Юго-Западного Алтая показали, чтокимако-кыпчакская знать находилась под значительным влиянием культуры кыргызов[10].
Согласносамому раннему пересказу эпоса «Манас», легендарный герой происходитиз кыпчаков и является внуком Каркар-хана, чье имя связывается с древнимрайоном между Иртышом и Балхашом, где происходило смешение енисейских кыргызови кыпчаков/кимаков. По всей видимости, именно в этом кыпчакско-кимакском районеКаркархан и формировалось ядро кыргызского народа. На основе субстратного(аборигенного) кыпчакского компонента и пришлого древнекыргызского(енисейского) на территориях между Большим Алтаем (включает в себя иМонгольский Алтай) и Балхашом и прилегающих областях Джунгарии, с середины IXвека происходит образование новой этнической общности. Главенствующую роль вполитическом, культурном отношениях играют либо кыпчаки, либо кыргызы — взависимости от тяготения к центрам. Ближе к Большому Алтаю и Джунгарии — древние кыргызы; ближе к Балхашу — кыпчаки. При этом несомненное численноепревосходство кыпчаков обусловило и языковую принадлежность новой общности ккыпчакской группе языков (данные по современному кыргызскому языку). Принятиеновым метисированным элем имени «кыргыз» можно объяснить стремлениемвыделиться из конгломерата кимако-кыпчакских племен, различных в культурномплане (к примеру кыпчаки области Андар-аз Кыпчак тяготели к огузским племенам иимели с последними много общего, включая и пастбища). Для енисейских древнихкыргызов, эти новые кыргызы уже «чужие», но родственные племена, языкенисейцев развивается в другом направлении (прямые потомки енисейских кыргызов- хакасы говорят на языке, который относится к уйгурской подгруппе тюркскихязыков по основным классификациям тюркских языков).
Опираясьна эти факты, можно с увереностью предположить, что рождение кыргызского эпоса«Манас» происходило в среде этих метисированных енисейско-кыргызскихи кыпчакских племен в обозначенной области, в XI веке носившей имя Каракархан.Эти выводы лишний раз подтверждают и данные по современным насельникам этихземель. Среди казахов Каркаралинских и Чингистауских гор сохранилась записанаяеще Валихановым Ч.Ч. легенда о Эр-Манасе, сыне богатыря Эр-Кёкче (возможнодругое, немусульманское имя Джакыпа, отца легендарного богатыря). Согласно этойлегенде, конь Манаса звался именем Как-Кула ат (в кыргызском эпосе — Ак-кула ат- А.Р.): он стоял под горою Бегазы и ел клевер из каменных яслей. В тех жегорах Бегазы, в 80 км к югу от Каркаралинска, есть группа наскальных рисунков,изображающих козлов, собак, лошадей и следы копыт, которую местное казахскоенаселение связывает с тем же конем легендарного героя. Помимо этого, наТарбагатае существует урочище Манас [11]. Можно предположить, что с именем конялегендарного батыра связано и наименование одного из родов казахскихкара-кыпчаков — кулатай.
Чтоже говорят о происхождении своего эпического богатыря сами кыргызы? БелекСолтоноев, попытавшийся определить происхождение Манаса приводит две версииталасских кыргызов (здесь уместно упомянуть, что именно Талас был выбранМанасом в качестве своих основных земель и своей Ордо — столицы — А.Р.). Водной из этих версий записано: «Когда кара-китаи напали на Кара-кыштак,что вблизи Алма-Аты, из кыпчаков рода локуш батыр Манас пришел в Талас, где вместес владетелем Намангана Кара-Ходжой объединился против кара-китаев и разбив их,вернул Кара-кыштак кыпчакам». К кыпчакскому роду лакшу причисляют Манаса икашгарские кыргызы [12]. Этот род лакшу/локуш можно соотнести с алтайскимсеоком байлагас — бай-лагас/бай-лакаш, который вместе с родом кергиль(кырг-эль? — А.Р.) Потапов Л.П. относит к числу собственно алтайских [13].
Другаяверсия, записанная Белеком Солтоноевым у тех же таласских кыргызов, говорит отом, что примерно в 680-1460-е годы из рода Джети-кашка племени кыпчак был одинбатыр по имени Манас [14]. Показательно, что кыпчаки джети-кашка упоминаются ив «Маджму ат-Таварих»: «Сперва из Кулана прибыл в семью ссыновьями Ак-Тимур Кипчак и вступил на путь духовного совершенствования. Именасыновей (его): Даулати-Йар, Худа-Йар, Берды, Али-Йар, Муса-Йар, Иса-Йар,Туле-Йар. Признали (они) Маулану А'зама своим наставником. Семь братьеввыезжали на семи серых лошадях с белыми пятнами на лбу. В сражениях семьбратьев выступали вместе. По этой причине (их) назвали „Йети кашка“.Йети кашка и Кар(а)кара были одного и того же происхождения. После этого прибылАк Огул с двумя сыновьями — Отуз Огулом (и) Салус-беком Бул(а)гачи, вступил напуть духовного совершенствования, проявил преданность. Затем приехали, признав(Мир Джалила) своим наставником, и стали его приверженцами сыновья Бул(а)гачи:Бостон, Теит, Джоо Кисек, Доолос, Хыдыр-шах, Кангды. Потом приехали, признав(Мир Джалила) своим наставником, и стали его приверженцами сыновья Отуз Огула:Адине, Мунгкуш, Кара Багыш, Тагай. Прибыл и стал приверженцем Ку Огул, с нимшесть сыновей: Басыз, Лалым Кушчи, Ай-Баш Мундуз, Чонг Багыш, Сару(у), СунджекХытай» [15]. Нами специально приведен достаточный фрагмент переводарукописи, в которой в легендарной форме приведен практически весь списоккыргызских племен, включая и кыпчаков джети-кашка, которые в изложении«Маджму ат-Таварих» выступают во главе прибывших племен.Примечательно, что в полевых записях Абрамзона С.М. встречается мнениекыргызских аксакалов Баткена о главенствующем, в прошлом, статусе кыпчаковсреди народа «ак-калпак», т.е. кыргызов [16]. Родство этих кыпчаков скаркаринскими кыпчаками и послужило, видимо, основанием для причисленияталасскими кыргызами Манаса к кыпчакскому роду джети-кашка. Этот род позднее былизвестен и среди кыпчаков Ферганы, язык которых, согласно исследованиямизвестного советского лингвиста Поливанова Е.Д. был наиболее близким ккыргызскому языку [17].
Подругим опросам Солтоноева среди памирских, ферганских, иссык-кульских кыргызов,Манас причисляется в основном к кыпчакам, ногоям или сары-ногоям. В различныхверсиях эпоса, дедом эпического героя выступают Ногой-хан или Кара-хан [18].Связи кыргызского эпоса «Манас» с ногайцами были отмечены ещеЖирмунским В.М. [19], эти же связи достаточно подробно исследовал МолдобаевИ.Б. [20] По его мнению, «истоки генетической общности кыргызов и ногайцевберут начало от одних и тех же племен, обитавших в Прииртышье, северо-западнойМонголии, затем на просторах Дешти-Кыпчака и Средней Азии. В какой-то мере этоположение подтверждается наличием у кыргызов предания о братьях Ногое и Шигае,которые переселились в Чуйскую долину современного Кыргызстана из районов ЮжнойСибири и Алтая» [21]. Приводя множество фактов, говорящих о близостикыргызов и ногайцев, он, на наш взгляд, упускает из виду важные данные попроисхождению ногайской орды. Известно, что ядро, вокруг которого образоваласьНогайская орда, составляли мангытские племена, однако кыпчаки составляли в ордебольшинство. Именно поэтому исследователь Мутенин И.Т. считал кыпчаков-половцевосновными предками ногайцев. Аналогичного мнения о значительной роли кыпчаковпридерживались исследователи Бутков П., Люлье Л., А. — Д.Г. и Е. Веденбаумы[22]. Алексеева Е.П. отмечает, что наименование мангыт сохранилось лишь заодним из подразделений, входивших в состав Ногайской орды, при том, чтонаименование кыпчак связано с несколькими ногайскими родами [23].
Вэтой связи весьма заманчиво сравнить эпос «Манас» с ногайскойэпической поэмой «Сорок богатырей». Уже само ее названиесопоставляется с легендарной дружиной Манаса — «кырк чоро» — «сорок богатырей». Ногайский этнограф Ярлыкапов А.А., исследовавшийпоэму, пришел к интересным выводам. Сюжет поэмы достаточно отчетливо показываетна ее кыпчакско-половецкие корни, и, по мнению Ярлыкапова А.А., в нейвстречается единственное, известное историкам, совместное упоминание этнонимовкыпчак и куман — «куьман уьлке, кыпшагым» — «страна куманов, моикыпчаки» [24]. Известно, что куманы кочевали в домонгольское время в южнорусскихстепях западнее Днепра, встречаются и имена их ханов — Боняк-хан и Тугор-хан[25]. Эти данные позволяют обратить внимание на интересный момент. В кыргызскомэпосе упоминаются так называемые кёзкоманы, родичи Манаса по отцовской линии — брат его отца Джакыпа Усён и его потомки. Связь кёзкоманов с куманами-половцамипервым отметил историк Бернштамм А.Н. [26], и если принять во внимание версию,изложенную еще в «Маджму ат-Таварих», где родичами каркаринскогокыпчака Манаса выступают кыпчаки джети-кашка, становится понятным появление вэпосе термина куман, являющегося синонимом термина кыпчак.
Такимобразом, приведеные факты позволяют предположить, что кыргызский эпос«Манас» возник на территориях примерно между Большим Алтаем и озеромБалхаш в среде кочевых племен, связанных между собой родственными отношениями.В качестве самоназвания, в этой кочевой орде использовался термин«кыргыз». Ядро и основу ее составляли восточно-кыпчакские племена.
Список литературы
[1]Маджму ат-Таварих.//МИКК — М: Наука, 1973 — вып. I — С.200-216.
[2]Бартольд В.В. Сочинения. — М.: Изд-во вост. лит., 1963. — т. 2 — ч. 1: Общиеработы по истории Средней Азии. — С. 541.
[3]Там же — С. 540
[4]Там же. — С.541; Возможно Минорский В.Ф., сравнивая область Каркар-хан с городомКаркаралинском, неверно указал его географическое положение, либо во второмтоме «Собрания сочинений» Бартольда В.В., где приводится мнениеМинорского В.Ф., закралась опечатка. На самом деле город Каркаралинск находитсяпримерно в 350 км к юго-западу от Семипалатинска.
[5]Кумеков Б.Е. Государство кимаков IX-XI вв. по арабским источникам. — М.: Наука,1972 — С.66.
[6]Ахинджанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. — Алматы: Гылым,1995. — С.164-165.
[7]Яхонтов С.Е. Древнейшее упоминание названия «кыргыз».// Советскаяэтнография. — 1970. — N 2. — С. 12-21.
[8]Зуев Ю.А. Кыргызы-буруты. // Советская этнография., 1970. — № 4. — С. 74-85
[9]Савинов Д.Г. Памятники енисейских кыргызов в Горном Алтае.//Вопросы историиГорного Алтая. — Горноалтайск: Изд-во НИИИЯИЛ, 1980. — С.161-170; Савинов Д.Г.Народы южной Сибири в древнетюркскую эпоху. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1984
[10]Алехин Ю.П. Енисейские кыргызы на Юго-Западном Алтае.//Памятники кыргызскойкультуры в Северной и Центральной азии. — Новосибирск, 1990 — С. 66.
[11]Маргулан А.Х. Выступление.//ТКАЭЭ. — Фрунзе: Изд-во АН Киргизской ССР, 1959. — Т. 3. — С. 197
[12]Белек Солтоноев. Кызыл кыргыз тарыхы. — Бишкек: Учкун, 1993 — Б. 138
[13]Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. — Л.: Наука, 1969 — С.34
[14]Белек Солтоноев. Цит. раб. — Б. 138
[15]Маджму ат-Таварих.//МИКК — М: Наука, 1973 — вып. I — С. 210
[16]Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. — Фрунзе: Кыргызстан, 1990 — С. 57
[17]Плоских В.М. Киргизы и Кокандское ханство. — Фрунзе: Илим, 1977. — С. 157.
[18]Кадырбаева Р.З. Генезис эпоса «Манас». — Фрунзе: Илим, 1980. — С.160-164.
[19]Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. — Л.: Наука, 1974 — С.35.
[20]Молдобаев И.Б. «Манас» — историко-культурный памятник кыргызов. — Бишкек: Кыргызстан, 1995 — С.185-192.
[21]Там же. — С. 185.
[22]Алексеева Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкессии. — М.:Наука, 1971 — С.198-218.
[23]Там же. — С. 200.
[24]Ярлыкапов А.А. Куманы и кыпчаки (в эпической поэме «Сорок ногайскихбогатырей») // Древний мир и средние века (тезисы докладов), апрель 1993г. Ростов н/д: кафедра истории древнего мира и средних веков РГУ, 1993. — с.39-41.
[25]Плетнева С.А. Половцы. — М.: Наука, 1990 — С. 40.
[26]Бернштам А.Н. Эпоха возникновения киргизского эпоса«Манас».//Энциклопедический феномен эпоса «Манас». — Бишкек.: Гл. ред. КЭ, 1995 — С.178.