Реферат по предмету "Культура и искусство"


Новый социалистический быт в СССР 20-40-х годов

Реферат
Новый социалистический быт в СССР
Выполнил:
Проверил:
Волгоград 2009
Содержание
Введение. 3
1. Быт и жизненный уклад населения Советской России 1920-30гг. 5
2. Культура и искусство, как модель социалистическогообщества. 7
3. Реформирования в области образования и науки. 8
4. Изобразительное искусство, архитектура, театр икиноискусство в 1920-30 гг. 11
Заключение. 15
Список используемой литературы… 16
Введение
Коренной переворот в духовном развитии общества,осуществленный в СССР в 20-30-е гг. XX в., составная часть социалистическихпреобразований. Теория культурной революции была разработана В.И. Лениным. Культурнаяреволюция и построение нового социалистического быта направлено на изменениесоциального состава послереволюционной интеллигенции и на разрыв с традициямидореволюционного культурного наследия через идеологизацию культуры. На переднийплан выдвигалась задача создания так называемой «пролетарской культуры»,основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании»,массовости культуры.
Построение нового социалистического быта предусматривалоликвидацию неграмотности, создание социалистической системы народногообразования и просвещения, формирование новой, социалистической интеллигенции,перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем.В результате осуществления культурной революции СССР были достигнутызначительные успехи: по переписи 1939 г. грамотность населения стала составлять70%; в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа, численностьсоветской интеллигенции достигла 14 млн. чел; наблюдался расцвет науки иискусства. В культурном развитии СССР вышел на передовые рубежи в мире.
Отличительной особенностью советского периода историикультуры является огромная роль в ее развитии партии и государства. Партия игосударство установили полный контроль над духовной жизнью общества.
В 20-30-е годы в СССР, несомненно, произошел мощныйкультурный сдвиг. Если социальная революция уничтожила в странеполусредневековую сословность, разделявшую общество на «народ» и «верхи», токультурные преобразования за два десятка лет двинули ее по пути преодоленияцивилизационного разрыва в повседневной жизни многих десятков миллионов людей. Вневообразимо короткий срок материальные возможности людей перестали бытьсущественным барьером между ними и по крайней мере элементарной культурой,приобщение к ней значительно меньше стало зависеть отсоциально-профессионального статуса людей. И по масштабу, и по темпам этиизменения и в самом деле можно считать общенародной «культурной революцией».
1. Быт и жизненный уклад населения Советской России1920-30 гг.
Существенные изменения произошли в 20-е гг. в быте населенияРоссии. Быт, как уклад повседневной жизни, нельзя рассматривать для всегонаселения в целом, ибо он различен у разных слоев населения. Ухудшились бытовыеусловия высших слоев российского общества, занимавших до революции лучшиеквартиры, потреблявших качественные продукты питания, пользовавшихсядостижениями образования и здравоохранения. Был введен строго классовый принципраспределения материальных и духовных ценностей и представители высших слоевлишались своих привилегий. Правда, Советская власть поддерживала нужных ейпредставителей старой интеллигенции через систему пайков, комиссию по улучшениюбыта ученых и т.п.
В годы нэпа зарождались новые слои, которые жили зажиточно. Этотак называемые нэпманы или новая буржуазия, уклад жизни которых определялсятолщиной их кошелька. Им было предоставлено право тратить деньги в ресторанах идругих развлекательных учреждениях. К этим слоям можно отнести и партийную, игосударственную номенклатуру, доходы которой зависели от того, как ониисполняли свои обязанности. Серьезно изменился уклад жизни рабочего класса. Именноему предстояло занять ведущее место в обществе и пользоваться всеми благами. ОтСоветской власти он получил права на бесплатное образование и медицинскоеобслуживание, государство постоянно повышало ему заработную плату, обеспечивалосоциальное страхование и пенсионное содержание, через рабфаки поддерживало егостремление к получению высшего образования. В 20-е гг. государство регулярнопроводило обследование бюджетов рабочих семей и следило за их наполняемостью. Однакочасто слова расходились с делами, материальные трудности ударяли прежде всегопо рабочим, чьи доходы зависели только от размеров заработной платы, массоваябезработица в годы нэпа, низкий культурный уровень не позволяли рабочимсерьезно улучшить свои бытовые условия. Кроме того, на быте рабочих сказывалисьмногочисленные эксперименты по насаждению «социалистических ценностей»,трудовые коммуны, «общие котлы», общежития.
Крестьянский быт в годы нэпа изменился незначительно. Патриархальныеотношения в семье, общий труд в поле от зари до зари, желание приумножить своедостояние характеризовали уклад основной массы российского крестьянства. Оностало более зажиточным, у него развивалось чувство хозяина. Маломощноекрестьянство объединялось в коммуны и колхозы, налаживало коллективный труд. Крестьянствобольше всего волновало положение церкви в Советском государстве, ибо с ней оносвязывало свое будущее. Политика Советского государства в отношении церкви в20-е гг. не была постоянной. В начале 20-х гг. на церковь обрушились репрессии,изымались церковные ценности под предлогом необходимости борьбы с голодом. Затемв самой православной церкви произошел раскол по вопросу об отношении кСоветской власти и группа священников образовала «живую церковь», отменилапатриаршество и выступила за обновление церкви. При митрополите Сергии церковьвстала на службу Советской власти. Государство поощряло эти новые явления вжизни церкви, продолжало проведение репрессий против сторонников сохранениястарых порядков в церкви. В то же время оно проводило активную антирелигиознуюпропаганду, создало разветвленную сеть обществ и периодических изданийантирелигиозного толка, внедряло в быт советских людей социалистическиепраздники в противовес религиозным, даже пошло на изменение сроков рабочейнедели, чтобы выходные дни не совпадали с воскресеньями и религиознымипраздниками.
2. Культура и искусство, как модельсоциалистического общества
В начале ХХ века В.И. Лениным были сформулированы важнейшиепринципы отношения Коммунистической партии к творческой деятельности, которыелегли в основу культурной политики Советского государства. В работе “Партийнаяорганизация и партийная литература” (1905 г) В.И. Ленин утверждает, что несостоятельнымявляется стремление некоторых творческих людей быть “вне” и “над” классовойборьбой, поскольку “…жить в обществе и быть свободными от общества нельзя”. Классовойподход к культуре — определяющий принцип коммунистов к культурному наследию и происходящимкультурным процессам. Основной целью культуры, по мнению В.И. Ленина, являетсяне служение “…пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения“верхним десяти тысячам”, а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которыесоставляют цвет страны, ее силу, ее “будущность”. Таким образом, культура и, вчастности, такая ее сфера как искусство, должны стать “частью общепролетарскогодела”, выражать интересы этого класса.
В марксистской концепции содержалась мысль о взаимосвязивсемирно-исторической миссии пролетариата с перспективами развития культуры: вкакой степени пролетариат как революционный класс выразит интересы общества вцелом, усвоит, переработает, разовьет “…все, что было ценного в более чем двухтысячелетнемразвитии человеческой мысли и культуры”, в такой мере зависит ее развитие. Отсюдаследует вывод, что гуманистической, в полном смысле этого слова, становится такультура, которая порождена классом, борющимся за свое освобождение. “Класс,совершающий революцию, — писал В.И. Ленин, — уже по одному тому, что онпротивостоит другому классу, с самого начала выступает как класс и какпредставитель всего общества”.
Вместе с тем Ленин обращал внимание на следующее крайневажное обстоятельство: “С точки зрения основных идей марксизма интересыобщественного развития выше интересов пролетариата, интересы всего рабочегодвижения в целом выше интересов отдельного слоя рабочих или отдельных моментовдвижения”.
Серьезной задачей культурной революции провозглашалосьприобщение народа к культурным ценностям, изменение его сознания,перевоспитание самого человека. “Раньше, — говорил В.И. Ленин, — весьчеловеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним всеблага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения иразвития. Теперь все чудеса техники, все завоевания культуры станутобщенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будутобращены в средства насилия, в средства эксплуатации…”.
Государство взяло на себя финансирование всех отраслейкультуры: образование, материально-техническое обеспечение, все виды искусства,установив строжайшую цензуру над литературой, театром, кинематографом, учебнымизаведениями и т.п. Была создана стройная система идеологической обработкинаселения. Средства массовой информации, оказавшись под жесточайшим контролемпартии и государства, наряду с достоверной информацией использовали приемманипулирования сознанием населения. Внушалась народу мысль о том, что странапредставляет осажденную крепость, и право находиться в этой крепости имеет лишьтот, кто ее защищает. Постоянный поиск врагов становится отличительной чертойдеятельности партии и государства. 3. Реформирования в области образования и науки
В рассматриваемый период культурная жизнь страны развиваласьвесьма неоднозначно. Вместе с тем, во многих областях культурного развития былидостигнуты значительные успехи. К таковым прежде всего относится сфераобразования.
Историческим наследием царского режима явилась значительнаядоля неграмотного населения. Между тем необходимость быстрой индустриализациистраны требовала огромное количество грамотных производительных работников.
Планомерные усилия советского государства, начавшиеся еще вначале 1920-х годов, привели к тому, что доля грамотного населения в Россиинеуклонно росла. К 1939 г. количество грамотных в РСФСР составляло уже 89процентов. С 1930/31 учебного года вводилось обязательное начальное образование.Кроме того, к тридцатым годам советская школа постепенно отошла от многих неоправдавших себя революционных нововведений: была восстановлена классно-урочнаясистема, в расписание были возвращены предметы, прежде исключенные из программыкак «буржуазные» (прежде всего история, всеобщая и отечественная). С начала30-х гг. быстро росло число учебных заведений, занимавшихся подготовкойинженерно-технических, сельскохозяйственных и педагогических кадров. В 1936 г. былсоздан Всесоюзный комитет по делам высшего образования.
Сложными оказались 30-е годы для отечественной науки. Содной стороны, в СССР разворачиваются масштабные исследовательские программы,создаются новые научно-исследовательские институты: в 1934 г.С.И. Вавиловосновал Физический институт АН им.П.Н. Лебедева (ФИАН), тогда же созданИнститут органической химии, в Москве П.Л. Капица создает Институт физическихпроблем, в 1937 г. создан Институт геофизики. Продолжают работу физиолог И.П. Павлов,селекционер И.В. Мичурин. Результатом работы советских ученых былимногочисленные открытия как в фундаментальных, так и в прикладных областях. Вчастности, на этот период приходятся значительные открытия в изучении Арктики(О.Ю. Шмидт, И.Д. Папанин), разработке космических полетов и реактивногодвижения (К.Э. Циолковский, Ф.А. Цандлер). Возрождается историческая наука. Какбыло сказано, возобновляется преподавание истории в средней и высшей школе. Создаетсянаучно-исследовательский Институт истории при АН СССР. В 30-е г. работаютвыдающиеся советские историки: академик Б.Д. Греков — автор трудов по историисредневековой России («Киевская Русь», «Крестьяне на Руси с древнейших времендо XVIII в. « и др.); академик Е.В. Тарле — знаток новой истории стран Европы ипрежде всего Наполеоновской Франции («Рабочий класс во Франции в эпохуреволюции», «Наполеон» и др.).
В то же время сталинский тоталитаризм создавал серьезныепрепятствия для нормального развития научного знания. Была ликвидированаавтономия Академии наук. В 1934 г. она была переведена из Ленинграда в Москву иподчинена Совнаркому. Утверждение административных способов руководства наукойпривело к тому, что многие перспективные направления исследований (например,генетика, кибернетика) по произволу некомпетентных партийных функционеров былина долгие годы заморожены. В обстановке всеобщего доносительства и набирающихразмах репрессий академические дискуссии часто заканчивались расправой, когдаодин из оппонентов, будучи обвинен (пусть и необоснованно) в политическойнеблагонадежности, не просто лишался возможности работать, но подвергалсяфизическому уничтожению. Подобная участь была уготована очень многимпредставителям интеллигенции. Жертвами репрессий стали такие видные ученые, какбиолог, основоположник советской генетики академик и президент ВАСХНИЛ Н.И. Вавилов,ученый и конструктор ракетной техники, в будущем академик и дважды ГеройСоциалистического Труда С.П. Королев и многие другие.
Репрессии нанесли тяжелый урон интеллектуальному потенциалустраны. Особенно сильно пострадала старая дореволюционная интеллигенция,большинство представителей которой добросовестно служили советскому государству.В результате фальсифицированных разоблачений ряда «вредительскихконтрреволюционных организаций» («Шахтинское дело», процесс «Промпартии») вмассах разжигалось недоверие и подозрительность по отношению к представителяминтеллигенции, что в результате облегчало расправу с неугодными и гасило всякоепроявление свободной мысли. В общественных науках определяющее значениеприобрел «Краткий курс истории ВКП (б)», вышедший в 1938 г. под редакцией И.В. Сталина.В качестве оправдания массовых репрессий была выдвинута идея о неизбежномусилении классовой борьбы по мере продвижения к построению социализма. Историяпартии и революционного движения была искажена: на страницах ученых трудов ипериодических изданий превозносились несуществующие заслуги Вождя. В странеутверждался культ личности Сталина. />4. Изобразительноеискусство, архитектура, театр и киноискусство в 1920-30 гг.
В данный период происходят значительные изменения и в изобразительномискусстве. Несмотря на то, что в 20-е годы продолжают существовать Товариществопередвижных выставок и Союз русских художников, появляются и новые объединенияв духе времени — Ассоциация художников пролетарской России, Ассоциацияпролетарских художников.
Классикой соцреализма в изобразительном искусстве сталиработы Б.В. Иогансона. В 1933 г. была написана картина «Допрос коммунистов». Вотличии от появившихся в то время в изобилии «картин», изображающих ипрославляющих Вождя или нарочито оптимистических полотен вроде «Колхозногопраздника» С.В. Герасимова, работа Иогансона отличается большой художественнойсилой — несгибаемая воля обреченных на смерть людей, которую мастерски удалосьпередать художнику, трогает зрителя независимо от политических убеждений. КистиИогансона принадлежат также большие картины «На старом уральском заводе» и «ВыступлениеВ.И. Ленина на 3-м съезде комсомола». В 30-е года продолжают работать К.С. Петров-Водкин,П.П. Кончаловский, А.А. Дейнека, серию прекрасных портретов современниковсоздает М.В. Нестеров, пейзажи Армении нашли поэтическое воплощение в живописиМ.С. Сарьяна. Интересно творчество ученика М.В. Нестерова П.Д. Корина. В 1925 г.Кориным была задумана большая картина, которая должна был изображать крестный ходво время похорон. Художником было сделано огромное количество подготовительныхэтюдов: пейзажи, множество портретов представителей православной Руси, от нищихдо церковных иерархов. Название картины предложил М. Горький — «Русь уходящая».Однако после смерти великого писателя, оказывавшего художнику покровительство,работу пришлось прекратить. Наиболее известной работой П.Д. Корина стал триптих«Александр Невский» (1942 г).
Вершиной развития скульптуры социалистического реализмастала композиция «Рабочий и колхозница» Веры Игнатьевны Мухиной (1889-1953). Скульптурнаягруппа была изготовлена В.И. Мухиной для советского павильона на всемирнойвыставке в Париже в 1937 г.
В архитектуре в начале 30-х гг. ведущим продолжаетоставаться конструктивизм, широко использовавшийся для строительстваобщественных и жилых зданий. Эстетика простых геометрических форм, свойственнаяконструктивизму, повлияла на архитектуру Мавзолея Ленина, построенного в 1930 г.по проекту А.В. Щусева. Мавзолей по-своему замечателен. Архитектору удалосьизбежать излишней помпезности. Гробница вождя мирового пролетариатапредставляет собой скромное, небольшое по размерам, очень лаконичное строение,прекрасно вписывающееся в ансамбль Красной площади. К концу 30-х гг. функциональнаяпростота конструктивизма начинает сменяться неоклассикой. В моду входит пышнаялепнина, огромные колонны с псевдоклассическими капителями, проявляетсягигантомания и склонность к нарочитому богатству убранства, часто граничившемус безвкусицей. Стиль этот иногда именуют «сталинским ампиром», хотя с настоящимампиром, для которого характерна прежде всего глубочайшая внутренняя гармония исдержанность форм, в реальности его роднит лишь генетическая связь с античнымнаследием. Вульгарное порой великолепие сталинской неоклассики призвано быловыразить силу и мощь тоталитарного государства.
Отличительной чертой в области театра было становлениеноваторской деятельности театра Мейерхольда, МХАТа и др. Театр имени Вс. Мейерхольдаработал в 1920-38 под руководством режиссёра В.Э. Мейерхольда. При театресуществовала специальная школа, сменившая несколько названий (с 1923Государственные экспериментальные театральные мастерские — ГЭКТЕМАС). Почти всеспектакли ставил сам Мейерхольд (в редких случаях в сотрудничестве с близкимиему режиссёрами). Характерное для его искусства в начале 1920-х гг. стремлениесомкнуть новаторские эксперименты («конструктивистские» постановки «Великодушногорогоносца» Ф. Кроммелинка и «Смерти Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина, обе — 1922)с демократическими традициями простонародного площадного театра особеннозаметно проступило в чрезвычайно вольной, откровенно осовремененнойрежиссёрской композиции «Леса» А.Н. Островского (1924); игра велась вшутовской, балаганной манере. Во второй половине 1920-х гг. на смену стремлениюк аскетичности пришло тяготение к эффектному зрелищу, которое проявилось вспектаклях «Учитель Бубус» А.М. Файко (1925) и особенно в «Ревизоре» Н.В. Гоголя(1926). Среди других спектаклей: «Мандат» Н.Р. Эрдмана (1925), «Горе уму» («Гореот ума») А.С. Грибоедова (1928), «Клоп» (1929) и «Баня» (1930) В.В. Маяковского,«Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина (1933). Огромный успех театру принёсспектакль «Дама с камелиями» А. Дюма-сына (1934). В 1937-38 театр былподвергнут резкой критике как «враждебный советской действительности» и в 1938решением Комитета по делам искусств закрыт.
В театре начинали свой творческий путь режиссёры С.М. Эйзенштейн,С.И. Юткевич, И.А. Пырьев, Б.И. Равенских, Н.П. Охлопков, В.Н. Плучек и др. Втруппе театра раскрылись актёрские дарования М.И. Бабановой, Н.И. Боголюбова, Э.П.Гарина, М.И. Жарова, И.В. Ильинского, С.А. Мартинсона, З.Н. Райх, Е.В. Самойлова,Л.Н. Свердлина, М.И. Царёва, М.М. Штрауха, В.Н. Яхонтова и др.
Быстро развивается кинематограф. Увеличивается количествоснимаемых картин. Новые возможности окрылись с появлением звукового кино. В1938 г. на экраны выходит фильм С.М. Эйзенштейна «Александр Невский» с Н.К. Черкасовымв главной роли. В кино утверждаются принципы социалистического реализма. Снимаютсяфильмы на революционную тематику: «Ленин в Октябре» (реж. М.И. Ромм), «Человекс ружьем» (реж. С.И. Юткевич); фильмы о судьбе человека-труженика: трилогия оМаксиме «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» (реж. Г.М.Козинцев); музыкальные комедии Григория Александрова с жизнерадостной,зажигательной музыкой Исаака Дунаевского («Веселые ребята», 1934, «Цирк» 1936, «Волга-Волга»1938), идеализированные сцены жизни Ивана Пырьева («Трактористы», 1939, «Свинаркаи пастух» 1941) создают атмосферу ожидания «счастливой жизни». Огромнойпопулярностью пользовался фильм братьев (в действительности же толькооднофамильцев, «братья» — своеобразный псевдоним) Г.Н. и С.Д. Васильевых — «Чапаев»(1934 г).
Заключение
Преобразования, проводившиеся в стране, не могли некоснуться и перестройки жизни общества. Этот процесс получил названиекультурной революции., которая начала осуществляться с первых лет Советскойвласти, но которая широко развернулась лишь в период реконструкции народногохозяйства.
Преобразования в духовно-культурной сфере и построениенового социалистического быта развертывались по следующим направлениям: — ликвидациянеграмотности и введение всеобщего обучения; — подготовка специалистов длянародного хозяйства через высшее и среднее специальное образование; — развитиенауки как фундаментальной, так и прикладной; — создание творческих союзов иразвитие художественной культуры; — становление многонациональной культуры; — идеологическаяработа по пропаганде социалистического образа жизни и мобилизации масс насоциалистическое строительство.
Осуществление преобразований в культурно-духовной сфереосуществлялось в особых условиях переходного периода, когда в большой мересказывались: во-первых, поголовная неграмотность населения; во-вторых,сохранение культуры царского времени с большим влиянием религии,великодержавной духовной и национальной политики; в-третьих, влияние буржуазнойкультуры и ее носителей в лице старой интеллигенции; в-четвертых, эмиграция значительнойчасти научной и творческой интеллигенции, и, в-пятых, необходимость ускореннойподготовки технических кадров для промышленности.
/>Список используемойлитературы
1. Боханов А.Н., Горинов М.М. и др. История России ХХ век. — М.: ИздательствоАСТ, 1996.
2. Голубков М.М. Утраченные альтернативы. Формирование монистическойконцепции советской литературы в 20 — 30-е годы. М.: Правда, 1992.
3. Полевой В.М. Малая история искусств. Искусство ХХ века. 1901 — 1945. М.:Искусство, 1991.
4. Репрессированная наука / Под ред. М.Г. Ярошевского. Л., 1991.
5. Хрестоматия по истории СССР. 1917 — 1945 гг. Учебное пособие дляпедагогических институтов — М.: Просвещение, 1991.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.