Реферат по предмету "Культура и искусство"


Национальная хореография Татарстана

Песни — это самое дорогоеи ценное «наследие наших предков. Это чистое, вечно живое, немеркнущее зеркалодуши народа».
Габдулла Тукай
танцевальнаяхореографическая культура татарстан
Эти слова великоготатарского поэта о народной песне могли бы стать эпиграфом нашей главы онациональной хореографии. В татарском фольклоре песня и танец тесно связанымежду собой, часто дополняют друг друга, обогащая палитру выразительных средствнародного творчества. В одних случаях песня и танец существовали и существуютна паритетных началах, в других, песня забирает себе права лидерства,представляя танцу решать лишь иллюстративные задачи, в третьих, наоборотглавенствует танец, пляска с удобным мелодическим началом, а слова песнистановится дополнительным звуковым фоном, отступая на второй план. Как и песня,татарский народный танец- это часть жизни народа, где отразились егоискренность и мечты, его надежды, радости и печали.
На формирование танцевальнойкультуры Татарстана влияли многочисленные факторы географического ипсихологического порядка, общественного и трудового психологического уклада,другие особенности существования народа, но, прежде всего культовые. Исламкатегорически запрещал танец (как, впрочем, и музыку, песню, живопись, если нахолсте изображалось живое существо), но несмотря на преследования татарскойтанцевальный фольклор жил среди своего народа, пользовался любовью, хотя и неполучил из-за догм ислама широкого распространения и достаточно высокогоразвития, однако приобрел своеобразие.
Массовые хореографическиедейства в культуре народа существовали, хотя и неповсеместно. Это зависело от веротерпимостиместных властей, местных традиций и прочих ситуаций, вырисовывающих общую картинуфольклорной жизни той или иной местности, а иной раз и отдельно взятого села:«массовость» танцев отнесена на счет исключения или приписана в исполнении ккрещеным татарам.
Но разные на, бедностьили изобилие лексического материала не зачеркнули общую присущую всемутатарскому танцу характеристичность: танцующие соревновались между собой вловкости и мастерстве, девушка в танце, как правило, скромна, застенчива,целомудренна, движения ее плавны, а юноша в танце задорен, горд, мужественен,Причем, руки девушки в танце идут либо от фартука- необязательного, ножелательного атрибута деревенского женского костюма, либо от платка. Сорватьплаток с головы девушки — значит опозорить ее — так считали в народе. Поэтомудевушка в танце руками как бы предохраняет себя от возможного вторжения в«запретную зону». А в других случаях, она прикрывается платком, как бы отсмущения. Одним словом, платок в танце постоянно обыгрывается. Она можетпридерживать его двумя руками или, держа руки, например, в левом направлении — правую на уровне левого плеча перед собой, а левую на уровне головы с мягкоповернутыми наружу кистями рук. Руки девушки в танце могут также варьироваться- одна на фартуке (придерживать край фартука сбоку), а другая на платке (такжевзявшись за край) или — одна, тыльной стороной ладони на талии, а другая нафартуке и т.д.
Мужские руки в танцеболее свободны и многообразны, часто даже произвольны. Они могут, например,находиться за спиной и лежать на поясе под камзолом; могут придерживатьтюбетейку или раскрыться в стороны с ладонями, направленными от себя и локтями,чуть опущенными ниже уровня плеч. Руки юноши могут быть на поясе (не по бокам,а несколько спереди), с кистями собранными, но в кулак не сжатыми или одна рукаможет сгибаться в локте и приподняться таким образом, чтобы собранная в кулаккисть находилась на уровне плеча или чуть выше, а другая в это время-вытянутая, отводится назад с кистью сжатой в кулак и т.д.
Основное на религиозномкульте повсеместное запрещение многих видов народного творчества постоянносопровождало жизнь селянина и «лишь во время празднования Сабантуя илирекрутских наборов, когда не надолго ослабевала власть имана и муллы, юношиотводили душу в играх, танцах и песнях».
Этот пример говорит отом, что танец сопровождал не только и не всегда лишь веселье (какой мог бытьпраздник в душе крестьянина, когда, к примеру, его сына отдают в солдаты надолгие годы?), а был спутником и в горе, когда пляшут с отчаянием, с криком иплачем, когда пляска — вызов обществу и одновременно сознание собственногобессилия и безысходности.
В XIX веке татарская музыка, традиционнооснованная на ангемитонной пентатонике, обогатилась звуками таких инструментовкак скрипка, мандолина, гармонь – тальянка, венская однорядка, получившихбольшое распространение в качестве аккомпанемента танцу. В это же время, какутверждает старейшина татарской хореографии.
Гай Тигиров, произошло«разделение татарского танцевального фольклора на деревенский и городской.»
Здесь можно говорить овозникновении татарского городского танца. Причем, как самобытное явление этоттанец получил развитие лишь среди женского городского населения. Мужской жетанец в городе пошел по линии подражания известным западноевропейским бальнымтанцам и бытовой хореографии народов России. И, по словам Гая Тагирова, танецэтот далеко не всегда отличался чистотой, лексическим разнообразием и логикойпостроения. Часто это был набор случайных движений, где-то и когда-то увиденныхисполняемых без разбора — «все подряд» в достаточно вольной интерпретации и снекоторой развязностью, какой-то вялостью ног и рук.
Возникновение женскогогородского танца связано, думается, с появлением и усилением роли татарскойразночинной интеллигенции, но в особенности, с увеличением и повышениемзначения национальной торговой буржуазии в жизни города, да и края в целом.Одни, в силу образованности, другие — за счет могущества денег и западныхлиберальных веяний, позволяли себе некоторые отступлении от догм шариата.
Городской татарский танецразительно отличался от деревенского. В основе его лежал мелкий бег, мелкаядробь без быстрого продвижения, небольшие переступания ног. Музыка, по темпуболее спокойная, чем в деревенском татарском танце, давала возможность показатьдвижения корпуса и рук плавные, контиленные. Здесь танец- это любовный собой:красивыми и богатыми нарядами, многочисленными дорогами украшениями, холенымируками. Танец был, как правило, сольный, очень сдержанный по эмоциям — полуповорот, полу перегиб корпуса, полу жест рукой…
На руках много браслетовразличных форм с растительным орнаментов, колец, перстней на пальцах, поэтомуруки в танце играем большую роль. Или как — бы любовались исполнительницы и,делая вращательные движения кистями, давали возможность понаблюдать иполюбоваться (может быть некоторым на зависть) зрителям.
В дальнейшем, с началомХХ века, происходит постепенное перемещение выразительных пластических средств«деревенского» танца в «городской».
Во второй половине XIX века татарская интеллигенция — писатели, поэты, ученые активно работают над проблемами создания национальнойлитературы и искусства (ведь до середины XIX века в татарской литературе как впрочем, и у всехтюрко- язычных народов преобладала поэзия), а так же занимаются вопросамидальнейшего развития культуры и образования своего народа.
Во второй половине XIX века начинается такжесистематическое изучение татарского фольклора в лице выдающегося ученого ипросветителя Каюма Насыри.
22 декабря 1906 года вКазани состоялся показ для широкой публики и по билетам двух пьес турецкого драматургаНамыка Кемала: драмы «жалкое дитя» и комедия «Из-за любви». Этот день стал днемрождения татарского театра, но шли к этому дню трудно, непрестанно преодолеваявсевозможные препоны религиозных фанатиков, Победа прогрессивных сил над всемотжившим, реакционным, косным отрывала новую эпоху в истории развития татарскойкультуры. Татарский драматический театр в дальнейшем оказал неоценимоесодействие в формировании исполнительского стиля, определенных традиций внациональной профессиональной хореографии поистине революционным событием сталопоявление татарского танца на профессиональной сцене. Это произошло в 1916-1917годах, когда в татарских драматических труппах Оренбурга «Ширкат»(Товарищество») и Казани «Сайяр» («Странствующая») была поставлена пьесабудущего классика татарской драматургии Мирхайдара Файзи «Галиябану»
Началась эра татарскойпрофессиональной хореографии!


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.