Реферат по предмету "Культура и искусство"


Научные знания средневекового арабского мира

МИНИСТЕРСТВОСЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУРМАНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТЗАОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Контрольнаяработа
подисциплине
культурология
Тема № 44
Научные знаниясредневекового арабского мира
Студент: 1 курсазаочно-ускоренной формы обучения
Специальность: Бухучет,анализ и аудит
Шелех АнастасияВладимировна
Мурманск,2007 г.

Содержание
Введение
Причины высокого развития арабской культуры
Арабский язык и письмо
Математика
Астрономия
География
Физика
Медицина
Философия
История
Заключение
Список использованной литературы 
Введение
арабский мирнаука
Под средневековойкультурой Арабского Востока (V-XVI вв.) подразумевают культуру Аравии итех стран, которые подверглись арабизации и в которых сложилась арабскаянародность, — Иран, Сирия, Палестина, Египет и другие страны Северной Африки[4]. Позднее арабы подчинили своему влиянию Волжскую Булгарию и страны СреднейАзии [5].
На всей огромнойтерритории халифата, могучей объединяющей силой которого стал Ислам, возниклановая культура, которая достигла небывалого расцвета в IX-XI веках. Руководствуясьпризывом Корана искать новые знания и изучать природу ради обнаружения знаковТворца, вдохновленные найденным кладом древнегреческой мудрости, мусульманесоздали общество, которое в Средние века было научным центром мира [3].
Средневековая исламскаякультура была очень сложным явлением, включавшим в себя переработанное наследиеантичности, творчество собственно арабских изобретателей, ученых, философов,деятелей искусства и огромный вклад представителей различных народов Передней иСредней Азии и Средиземноморья.
Халифы с первых же шаговновой религии сделали обретение светских знаний, развитие науки, техники,искусства одним из требований Ислама. Период расцвета исламской культурыхарактеризуется бурным подъемом во всех областях науки, доступных человеческомуразуму той эпохи. В мусульманских странах расцвели философия, математика,астрономия, историография, лингвистика, химия, фармакология, искусствоврачевания и искусство слова. Язык и алфавит арабов и персов подарили мирунезабвенные памятники прозы и поэзии. Это была эпоха, когда создавалисьблестящие философские трактаты и сочинения в области точных и гуманитарныхнаук.
Причинывысокого развития арабской культуры
Одна из важныхособенностей мусульманской цивилизации — правители, борясь с иноверцами иязычниками, тем не менее, не запрещали ученым пользоваться знаниями,полученными из книг греческих, индийских, китайских авторов.
В результате широкогораспространения Ислама по планете – от Индии до Испании – мусульманеприобретали все новые и новые знания. Персидские и индийские ученые сыгралибольшую роль в научной и лингвистической расшифровке древнегреческих рукописей.Знания ученых были очень важны, поскольку они не только служили ростуинтеллектуального потенциала империи, но и приносили практическую пользу вразличных областях: от монументальной архитектуры и городского планирования домедицинского обслуживания и транспорта [2].
Широкая торговля давалабогатый материал для математических задач, дальние путешествия стимулировалиразвитие астрономических и географических знаний, развитие ремесласпособствовало развитию экспериментального искусства [1]. Поэтому новаяматематика, удобная для решения вычислительных задач, берет начало на Востоке. ВVII-X вв. наблюдалось бурное развитие естественных и точных наук у народов,входивших в состав Арабского халифата. Центрами средневековой арабской наукибыли города Багдад, Куфа, Басра, Харон. При халифах Харун ар-Рашиде иАль-Мамуне [5] научная деятельность переживала период подъема: строилисьастрономические обсерватории (в которых велись наблюдения за небеснымисветилами), здания для научной и переводческой работы, библиотеки. К X в. во многих городах появилисьсредние и высшие мусульманские школы – медресе [3]. В некоторых случаях трудучителей хорошо оплачивался. Предпринимались даже специальные путешествия сучебными целями [5].
Арабскийязык и письмо
Уже в РаннееСредневековье у арабов были богатые фольклорные традиции, они ценили устноеслово, красивую фразу, удачное сравнение, к месту произнесенную поговорку. Укаждого племени Аравии был свой поэт, восхваляющий своих соплеменников иклеймивший врагов. Поэт пользовался ритмизованной прозой, ритмов было множество.В первые века ислама искусство рифмовать становится в больших городахпридворным ремеслом. Поэты выступали и как литературоведы. Первый арабскийалфавит (южноарабский) относится к 800 г. до н. э. С тех пор письменность наюжноарабском языке непрерывно развивалась вплоть до VI в. н. э. Наиболее ранняянадпись на арабском алфавите датирована 328 г. н. э. Окончательно арабскоеписьмо сложилось в VIII в. в связи с образованием Арабского халифата иразвитием культуры народов, вошедших в его состав [5]. Северные арабы пользовалисьписьменным языком арамейским, родственным арабскому. Арабское письмо сделалосьединственным видом письма на всей огромной территории халифата. Во всех странахИслама арабский язык играл ту же роль языка официальной переписки, религии илитературы, что и латинский язык в Западной Европе. При дворе халифа Абуаль-Аббас аль-Мамуна [3] в конце VII в. в Багдаде было основано специальноеучреждение, своеобразное объединение академии, обсерватории, библиотеки — Доммудрости, в котором он собрал ученых, владевших различными языками, во главе сизвестным математиком аль-Хорезми. На протяжении двух столетий – с 750 по 950годы [2] на арабский язык переводились труды античных авторов по философии,математике, медицине, алхимии, астрономии. Также были переведены труды погеометрии Евклида, по медицине – Галена и Гиппократа и по фармакопее –Диоскоридеса, по астрономии — Птолемея.
Математика
Основные научныедостижения арабских ученых относятся ко времени Раннего Средневековья.Значителен был вклад арабов в математическую науку. В VIII в. — и особенно вIX-Х вв. — арабские ученые сделали важные открытия в области геометрии,тригонометрии. Живший в Х в. Абу-л-Вафа вывел теорему синусов сферическойтригонометрии, вычислил таблицу синусов с интервалом в 15°, ввел отрезки,соответствующие секансу и косекансу [4]. Поэт, ученый Омар Хайям написал«Алгебру» — выдающееся сочинение, в котором содержалось систематическоеисследование уравнений третьей степени. Он также успешно занимался проблемойиррациональных и действительных чисел. Ему принадлежит философский трактат «Овсеобщности бытия». В 1079 г. он ввел календарь, более точный, чем современный григорианский.В Багдадском халифате узнали о математических открытиях индийцев в VIII в.Сразу же подхваченная арабами цифровая система стала известна в Западной Европепод названием арабской к XII в. (через арабские владения в Испании) [5].
Известен трактат«Книга о механике», принадлежащий знаменитым астрономам и математикамБагдадской школы — трем братьям Бану Муса (IX-Х вв.). Из среднеазиатских ученыхследует назвать, прежде всего, математика IX в. Абу Абдаллу Мухаммеда бен-Мусааль-Хорезми (787 — ок. 850), работавший в эпоху просвещенного халифа аль-Мамуна[1]. Именно благодаря его сочинениям в арабском мире распространилась индийскаяпозиционная система и цифровая символика с нулем, воспринятая впоследствииевропейской математикой. Также в Хорезми описывает арифметические действия сцелыми числами и дробями. В переработанной им «Арифметике» Диофанта — «Книге о восстановлении и противопоставлении» («Китаб аль-джебраль-Мукабалла») [5] — были приведены два основных правила решения линейныхи квадратных уравнений [1], а также употреблен термин «ал-джебр»[5](«Аль-Джабар» [1]) для обозначения всей науки о решении уравнений(алгебре). Последующие за Хорезми ученые развили новые идеи, заимствовав их, всвою очередь, у индийских математиков, и в XII в. Великий хорезмийский ученый-энциклопедист Абу-р-Рейхан аль-Бируни (973 — ок. 1050) создал капитальныеработы по математике, астрономии, ботанике, географии, общей геологии,минералогии и другим наукам. Ученый широко применял математический анализ. Вобласти математики он решил задачи деления угла на три части, удвоения куба ит.д. Знаменитый армянский ученый начала VII в. Анания Ширакаци путешествовал вВизантию, изучал математику и философию и, вернувшись на родину, основал школу,в которой преподавал математику, астрономию, географию. Им был составленармянский учебник арифметики.
Бирунипо святил Махмуду Масуду большое сочинение по астрономии и сферической тригонометрии, известное под название «Канон Масуда».Астрономия
Переведенныйглавный труд Клавдия Птолемея «Великое астрономическое построение»,получивший по-арабски название «Ал-Маджисти» (переведенный сарабского на латинский язык под названием «Альмагест») [5] стал дляарабских ученых основой космологии, применявшейся на протяжении последующих 500лет [3]. В IX-Х вв. арабские ученые аль-Баттани и Абу аль-Вафа провели самыеточные для того времени астрономические измерения, позволившие им составитьастрономические таблицы, таблицы котангенсов. Астрономическими исследованиями занималсясреднеазиатский ученый, государственный деятель и просветитель Улугбек(1394-1449). В 1428-1429 гг. он построил в Самарканде одну из наиболеезначительных обсерваторий средневековья и оборудовал ее первоклассными для тоговремени приборами — уникальным 40-метровым мраморным секстантом, установленнымв плоскости меридиана. В своем главном сочинении «Новые астрономическиетаблицы» Улугбек дал сведения о положении 1018 звезд, таблицы движенияпланет, которые отличались высокой точностью (до долей градуса [3]), а такжеизложил теоретические основы астрономии того времени [4]. Результатынаблюдений, выполненных Улугбеком, характеризуют высокий уровень арабскойастрономии.
ВVIII-XV вв. в арабских странах появились так называемые зиджи — справочники дляастрономов и географов с описанием календарей, указанием хронологических иисторических дат, тригонометрическими и астрономическими таблицами.
Арабысоздали лунный календарь, включивший 28 «лунных станций», каждая из которых имеламетеорологические характеристики. Ученым Ширакаци был выпущен трактат покосмографии. Этот трактат свидетельствует о глубоком знании Ширакаци трудовгреческого ученого Аристотеля. В своем сочинении Ширакаци рассматривает и чистоастрономические вопросы: пытается оценить расстояние до Солнца и Луны,составляет календарь, свидетельствующий об основательном знании им движенийСолнца и Луны и трудов древних ученых по этому вопросу [1]. Ширакаци былразносторонним ученым, связавшим молодую армянскую науку с античным наследием.
Мухаммедибн Ахмед аль-Бируни производил также точные астрономические измерения. Бирунинаблюдал и описал изменение цвета Луны при лунных затмениях, явление солнечнойкороны при полных затмениях Солнца. Он высказал мысль о движении Земли вокругСолнца и считал геоцентрическую теорию весьма уязвимой. Им было написанообширное сочинение об Индии и переведены на санскритский язык «Начала» Евклидаи «Альмагест» Птолемея. Астрономическиеисследования средневековых арабских ученых вместе с другими достижениямиарабской науки и техники становились позднее известными в Европе истимулировали развитие европейской астрономии.География
Большоепрактическое значение имела география. Арабские путешественники и географырасширили представления об Иране, Индии, Цейлоне и Средней Азии. С их помощьюЕвропа впервые познакомилась с Китаем, Индонезией и другими странами Индокитая.Известные работы географов- путешественников:
— «Книга путей и государств» Ибн Хордадбека, IX в.
— «Дорогие ценности» — географическая энциклопедия Ибн Руста (начало Хв.)
— «Записка» Ахмеда Ибн Фадлана с описанием путешествия в Поволжье,Заволжье и Среднюю Азию
— 20 трактатов Масуди (X в.)
— «Книга путей и царств» Истахри
— 2 карты мира Абу-Абдаллаха аль-Идриса
— многотомный «Словарь стран» аль-Кинди Якута
— «Путешествие» Ибн Баттуты.
ИбнБаттута за 25 лет своих путешествий прошел по суше и морю около 130 тысяч км.Он посетил все мусульманские владения в Европе, Азии и Византии, Северную иВосточную Африку, Переднюю и Среднюю Азию, Индию, Цейлон и Китай, обошел берегаИндийского океана. Он пересек Черное море и от Южного берега Крыма проехал книзовьям Волги и устью Камы. Бируни производил географические измерения. Онопределил угол наклона эклиптики к экватору и установил его вековые изменения.Для 1020 г. его измерения дали значение 23°34'0". Современные вычислениядают для 1020 г. значение 23°34'45". Во время путешествия в Индию Бируниразработал метод определения радиуса Земли. По его измерениям, радиус Землиоказался равным 1081,66 фарсаха, т. е. около 6490 км. В измерениях участвовалАль-Хорезми. При Аль-Мамуне была предпринята попытка замерить окружность Земли.С этой целью ученые измерили градус широты вблизи Красного моря, что составляет56 арабских милей, или 113,0 км, отсюда длина окружности Земли равнялась 40680км. Физика
Выдающимся ученым Египтабыл Ибн-аль-Хайсам (965—1039), известный в Европе под именем Алхазена,математик и физик, автор знаменитых трудов по оптике.
Алхазенразвивает научное наследие древних, производя собственные эксперименты иконструируя для них приборы. Он разработал теорию зрения, описал анатомическоестроение глаза и высказал предположение, что приемником изображения являетсяхрусталик. Точка зрения Алхазена господствовала до XVII в., когда быловыяснено, что изображение появляется на сетчатке. Отметим, что Алхазен былпервым ученым, знавшим действие камер-обскуры, которую он использовал какастрономический прибор для получения изображения Солнца и Луны. Алхазен рассматривалдействие, плоских, сферических, цилиндрических и конических зеркал. Он поставилзадачу определения положения отражающей точки цилиндрического зеркала по даннымположениям источника света и глаза Математически задача Алхазена формулируетсятак: по данным двум внешним точкам и окружности, расположенным в однойплоскости определить такую точку окружности, чтобы прямые, соединяющие ее сзаданными точками, образовывали равные углы с радиусом, проведенным к искомойточке. Задача сводится к уравнению четвертой степени. Алхазен решил еегеометрически.
Алхазензанимался исследованием преломления света. Он разработал метод измерения угловпреломления и показал экспериментально, что угол преломления не пропорционаленуглу падения. Хотя Алхазен не нашел точной формулировки закона преломления, онсущественно дополнил результаты Птолемея, показав, что падающий и преломленныйлучи лежат в одной плоскости с перпендикуляром, восстановленным из точкипадения луча. Алхазену было известно увеличивающее действие плоско-выпуклойлинзы, понятие угла зрения, его зависимость от расстояния до предмета.
Попродолжительности сумерек он определил высоту атмосферы, считая ее однородной.В этих предположениях результат получается неточным (до Алхазену, высотаатмосферы 52 000 шагов), но сам принцип определения является большимдостижением средневековой оптики.
«Книгаоптики» Алхазена была переведена на латинский язык в XII в. То, что Алхазенесть не кто иной, как арабский ученый Ибн аль-Хайсам, выяснилось только в XIXв.
Математик, астроном игеограф аль-Бируни, родившийся на территории современного Узбекистана в 973году, написал 146 работ общим объемом 13 тысяч страниц, включая пространноесоциологическое и географическое исследование Индии [3]. Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни производил точные определенияплотностей металлов и других веществ с помощью изготовленного им «коническогоприбора». «Конический прибор» Бируни представлял собой сосуд, суживающийсякверху и оканчивающийся цилиндрической шейкой. Посредине шейки было проделанонебольшое круглое отверстие, к которому была припаяна изогнутая трубкасоответствующего размера. В сосуд наливали воду. Куски металла, плотностькоторого определялась, опускали в сосуд, из которого через изогнутую трубкувыливалась вода в объеме, равном объему исследуемого металла. Шейка быладостаточно узкой («шириной с мизинец»), чтобы «подъем воды был заметен и приопускании того, что по объему равно зерну проса». Сама же трубка после рядаопытов была заменена желобком, чтобы вода по нему стекала без задержки. Поизмерениям Бируни плотность золота, переведенная на современные единицыизмерения, равна 19,5, ртути -13,56. Особое значение для развития минералогииимел обширный труд Бируни «Собрание сведений о познании драгоценныхминералов», в котором он подробно описал более 50 минералов, руд,металлов, сплавов [5]. Им были написана также книга «Минералогия» [1].
Замечательныпрактические указания, приведенные Бируни о воде, применяемой при определенияхплотности. Он указывает на необходимость пользоваться водой из одного и того жеисточника, в одних и тех же условиях «в связи с воздействием на ее свойствачетырех времен года и зависимостью ее от состояния воздуха». Таким образом,Бируни знал, что плотность воды зависит от содержания в ней примесей и оттемпературы.
При сравнении ссовременными данными результаты Бируни оказываются весьма точными. Русскийконсул в Америке Н.Ханыков в 1857 г. нашел рукопись аль-Хазини под названием«Книга о весах мудрости». В этой книге приведены извлечения из книги Бируни «Оботношениях между металлами и драгоценными камнями в объеме», содержащиеописание прибора Бируни и полученные им результаты[1].Аль-Хазини продолжал исследования, начатые Бируни, с помощью специальносконструированных им весов, которые он назвал «весами мудрости». Медицина
Больших успехов достигламедицина – она развивалась более успешно, чем в Европе или на Дальнем Востоке.Арабскую средневековую медицину прославил врач и философ, Ибн-Сина – Авиценна(981-1037) [4], автор энциклопедии теоретической и клинической медицины,обобщивший взгляды и опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатскихврачей «Канон врачебной науки», которая на Западе использовалась в качествеучебника до XVII века [3].
Абу Бакр Мухаммедар-Рази, известный багдадский хирург, дал классическое описание оспы и кори,применял оспопрививание. Сирийская семья Бахтишо дала семь поколений знаменитыхврачей.
В 975 г. персидскийученый Абу Мансур аль-Харави Мувффат опубликовал «Трактат об основахфармакологии», в котором изложил лечебные свойства различных природных ихимических веществ.
Бируни были написанатакже «Книга о лечебных веществах» [1].
Фуад Сезгинд, профессористории науки Университета Франкфурта говорит, что «в древнем арабском миребыла известна основанная на морфии общая анестезия».[2]Философия
Арабская философия вомногом развивалась на базе античного наследия. Учеными-философами был Ибн-Сина,автор философского трактата «Книга исцеления. Ученые активно переводилисочинения античных авторов [4].
Известными философамибыли Аль-Кинди, живший в IX в.,и аль-Фараби (870-950), называемый «вторым учителем», т.е. после Аристотеля,которого Фараби комментировал. Ученые, объединившиеся в философский кружок«Браться чистоты» в городе Басра, составили энциклопедию философских научныхдостижений своего времени.История
Развивалась иисторическая мысль. Если в VII-VIII вв. на арабском языке еще не былонаписано собственно исторических сочинений и существовало просто множествопреданий о Мухаммеде, походах и завоеваниях арабов, то в IX в. Составляются крупные труды поистории. Ведущими представителями исторической науки были ал-Белазури, писавшийоб арабских завоеваниях, аль-Накуби, ат-Табари и ал-Масуди, авторы трудов повсеобщей истории. Именно история останется той фактически единственной отрасльюнаучного знания, которая будет развиваться в XIII-XV вв.при господстве фанатически настроенного мусульманского духовенства, когда наАрабском Востоке не развивались ни точные науки, ни математика. Наиболееизвестными историками XIV-XV вв. были египтянин Макризи,составивший историю коптов, и Ибн-Халдун, первый из арабских историковпопытавшийся создать теорию истории. В качестве главного фактора, определяющегоисторический процесс, он выделил природные условия страны.
Заключение
 
Восток VII–X веков оставил последующим поколениям огромное наследие. Ибн-Сина, аль-Фараби, Ибн-Рушд, Ибн-Баджжа, Ибн-Туфейль и другие великие мыслители прошлого внесли непомерный вклад в теоретическое знание, не только Арабского Востока, но и Европы, коей является философия и только она. Значение деятельности мусульманских ученых для мировой культуры было неоценимо. Достаточно сказать, что средневековая Европа открывала для себя греческих философов, переводя их труды на латынь с арабского. В XII-XIII веках, благодаря распространению в Европе бумаги, принесенной арабами, основные работы арабских математиков, оптиков, медиков, музыковедов были переведены на латынь и стали основой европейской пауки и техники средневековья. Запад просыпался не без воздействия культур древнего мира, обобщенных в передовой мусульманской культуре.
Вместес такими изобретениями, как механические часы, компас, порох, бумага,перенесенными в Европу арабами, и античным наследием оно сыграло огромную рольв развитии европейской цивилизации.
 
Списокиспользованной литературы
1.  Достижения науки средневековогоВостока – Режим доступа: nplit.ru/books/item/st010.shtml
2.  История науки арабо-мусульманскогомира в музее при Франкфуртском университете – Режимдоступа: www.islam.ru/culture/istona_nauki/
3.  Как исламский мир получил и потерялпервенство в науке. – Режим доступа: historic.ru/news/item/....htm
4.  Культурология. История мировойкультуры: учебник для вузов/Под ред. проф. А.Н. Маркова. – 2-е изд., перераб. идоп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 600с: ил.цв.
5.  Мир мусульманской культуры – Режимдоступа: www.kch.ru/tat_ru/religion/islam/civilization/culture.htm
Размещено на www.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.