Начало творческого путиЛеонардо
Пьеро да Винчи не думал о том, чтобы из мечтательного инесколько чудаковатого мальчика сделать нотариуса, продолжателя семейнойтрадиции. Леонардо был внебрачным сыном, и поэтому следовало придуматькакую-нибудь менее ответственную, более простонародную карьеру. Детские рисункиЛеонардо были известны всем в доме, и Пьеро, имевший широкие и разнообразныезнакомства во Флоренции, решил определить карьеру своего двенадцатилетнего сынав этом направлении. “Однажды он взял, — рассказывает Вазари, — некоторые из егорисунков, отвёз их к Андреа Верроккио, с которым был очень дружен, иубедительно попросил его, чтобы он сказал ему, добьётся ли Леонардокакого-нибудь толку, если будет заниматься рисованием.
Андреа поразился, увидев, насколько замечательны первые опытыЛеонардо, и уговорил сэра Пьро, чтобы тот заставил его заниматься рисованием,вследствие чего Пьеро распорядился, чтобы Леонардо поступил в мастерскуюАндреа, что Леонардо и исполнил с отменной охотой, и стал упражняться не тольков одной этой области, но и во всех тех, которые были связаны с рисованием”.
В 1466 году Леонардо, четырнадцатилетний мальчик, никогда доэтого не видевший большого города, робкий и живо интересующийся всем, чтовпервые попадает ему на глаза, переехал во Флоренцию и поселился в многолюднойи популярной мастерской знаменитого художника второй половины 15 века – АндреаВерроккио.
В шестидесятых годах 15 века Флоренция была во многихотношениях самым блестящим и выдающимся городом не только Италии, но и всейЕвропы. В эти же годы мастерская Верроккио была одним из художественных итехнических центров этого богатого знаменитостями и достопримечательностямигорода.
Из тихого провинциального отцовского дома, куда только изредкаглухо доносились сведения о бурной жизни, кипящей во Флоренции, юный Леонардосразу попал в самую гущу этой жизни, в один из её наиболее живых и творческихочагов.
Мастерская Верроккио в 1466-1467 гг. занималась среди прочихтремя работами, которые как бы связывали её с тремя основными, наиболее острымисторонами жизни Флоренции: она выполняла надгробную плиту умершему в 1464 году“отцу отечества” Козимо Медичи, работала над заказанной флорентийскимправительством статуей юного Давида и пыталась разрешить до того никем неразрешённую задачу увенчания фонаря купола флорентийского собора.
Во всех этих работах, несомненно, принял участие и Леонардо даВинчи. Все они, как первые его опыты, играли весьма большую роль в формированиитворческой индивидуальности художника – самое их содержание, их тематика как бынаметили четырнадцатилетнему ученику дальнейшие пути его жизни и деятельности.
Надгробная плита Козимо Медичи, умершего за два года доприезда Леонардо да Винчи во Флоренцию, и была одной из работ мастерскойВерроккио в первые дни пребывания в ней юного винчианца. Видя тревогу, особыестарания, поспешность, с которой выполнялся этот заказ, слушая разговорымастера и учеников о покойном Козимо, его сыне – бесцветном Пьеро и его внуках– блестящих кутилах, жестоких и энергичных Лоренцо и Джулиано, Леонардо началразбираться в закулисном механизме жизни большого города. Он видел выгодностьхороших отношений с правителями города, и даже помимо своей воли на чужихпримерах учился смиренному прислуживанию влиятельному заказчику и глубокомумолчаливому презрению к этому заказчику.
Но не только жизненный опыт приобретал юный винчианец вмастерской Верроккио. Творческая сторона только начинающего формироватьсяхарактера Леонардо развилась в ней быстро и решительно. Вторая работамастерской в шестидесятых годах 15 века предоставила для этого все возможности.
Список литературы
М.А. Гуковский “Леонардо да Винчи”. М., “ИСКУССТВО”, 1958г.(Стр. 8).