Какиекартинки всплывают в памяти при упоминании слова «мозаика»? Сначалавспоминается сам принцип построения мозаики: составление гармоничной композициииз множества разрозненных элементов. И тут же припоминаем детские годы, когдаразвлекались, складывая картинки из пластиковой мозаики. Потом школьные годы –создание мозаичных картин великим русским ученым М. В. Ломоносовым. А затемприходят на ум великолепные старинные дворцы, в которых мозаикой выложеныстены, полы и даже дорожки в садах. А великий храм любви, усыпальница ТаджМахал! Его тоже можно назвать образцом мозаичного искусства. Ведь художественноеоформление храма полностью составлено из небольших фрагментов, выполненных изразных материалов.
Можносказать, что техника мозаики зародилась случайно. Когда после применения встроительстве декоративного камня оставались его небольшие фрагменты, этимиразноцветными кусочками как строительным мусором посыпались дорожки в дальнихуголках садов и парков. В итоге получался хаотичный разноцветный узор. Прошлонемного времени, и кто-то обратил на это внимание. Позже при строительствезданий мастера создавали картины, уже специально выложенные из цветного камнямелкого размера разных цветов и оттенков.
Всвое время в античном Риме мозаика считалась символом достатка и процветания.Здания общественных учреждений и дома богатых патрициев обязательно были украшенымозаикой. Скорее всего, именно с этих пор и пошла мода на украшение дворцовмозаикой. Ведь в мозаичном искусстве применялись не только мрамор или стеклоразных оттенков, а и полудрагоценные, а иногда и драгоценные камни. Всегда былоприятно любоваться игрой красок на мозаичных картинах, которая менялась взависимости от времени суток и отражения солнечных лучей.
Началом«золотого века» мозаичного искусства можно считать рассвет Древнего Рима. Еговластность, военное могущество и высокое экономическое положение требовалидостойного художественного оформления. Для истории римские мозаики стали нетолько древним элементом украшения зданий, дошедшим до нашего времени, а иценным историческим документом. В Древнем Риме мозаикой украшались стены нетолько общественных заведений и домов богатых людей. Мозаичные картины украшалистены храмов и арки. Даже помещения римских бань «терм» были украшены мозаикой.Темы древнеримских мозаик самые разные: от изображения военных триумфаторов долюбовных игр с мифическими созданиями; от изображения богов до сцен охоты. Атакже в мозаике изображались разные жизненные аспекты: гладиаторские бои,сценки театральных постановок, гонки на колесницах и т. д. Ну, и конечно же,мозаики в Древнем Риме изображали животных, причем как мифических, так иреально существующих, обитателей морского дна и множество цветов, растений иптиц.
Искусстворимской мозаики было настолько совершенным, что в дошедших до нашего временикартинах, можно четко увидеть лица людей (узнать как выглядели историческиеличности) и стиль одежды того времени, рассмотреть детали кораблей и колесниц,узнать породы собак и лошадей и т. д. По традиции, римские мастера мозаичногодела подписывали имена персонажей, изображенных на картинах, где-нибудь внизу.В большинстве случаев именно благодаря этим надписям многие памятники античнойархитектуры имеют свои современные названия.
Наруку долговечности римских мозаик сыграло то, что для их создания использовалсякачественный природный материал, и то, что картины создавались непосредственнона месте их установки. Древнеримские мозаичные картины были масштабными, носоздавались в сравнительно непродолжительный срок. Ведь мозаичный мастерработал не один: мастер выкладывал основные элементы картины, а многочисленныеего ученики и подмастерья занимались созданием основного фона. Фон на мозаичныхкартинах выкладывался в основном из кубиков белого мрамора. Причем кубикирасполагались не ровными рядами, а полукругами или арками. Считалось, что такимобразом вся картина будет выглядеть более естественно и непринужденно.
Развитиенауки и искусства в Древнем Риме открыли художественные особенности стекла. Ивскоре на мозаичных полотнах стали появляться элементы, выполненные изпрозрачных или полупрозрачных стеклянных фрагментов. Но ничто в мире не вечно,и с распадом Римской Империи культурная столица цивилизованного мира тех времениз Рима перекочевала в Византию. Здесь мозаичное искусство получило вторуюжизнь на качественно новом уровне. Начался второй «золотой век» мозаики в стеклеи смальте. Именно с Византии началась эпоха купольной мозаики, когда из стекларазного цвета возводились прозрачные купола. А темой узоров мозаики на куполахбыло христианство.
Римскиемозаики оказались на удивление прочными. Особенно хорошо сохранились напольныемозаики. Ведь после разрушительных набегов варваров от дворцовых сооруженийчасто практически ничего не оставалось. А те каменные остатки, которыесохранялись, были разобраны для других хозяйственных нужд. Так, покрываясьгрязью, землей и песком, напольные мозаики на протяжении веков находились вполной сохранности под естественной защитой слоев почвы и пыли. А современныеархеологи во время раскопок в Италии, Тунисе и Турции до сих пор с каждым днемоткрывают для нашего взора все новые и новые великолепные картины из древности,воспевая великое искусство древних мастеров мозаики.
Списоклитературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта kulturoznanie.ru/