Реферат по предмету "Культура и искусство"


Модерн в русской культуре Серебряного века

1.  Модерн в русской культуре Серебряноговека
Конец XIX — начало XX в.представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но идуховной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна засравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на еекультурном развитии. Важной чертой этого периода является усиление процессаинтеграции России в европейскую и мировую культуру. Идеалы «русскойевропейскости», ориентирующие развитие русского общества по путиевропейских культур, получают достойное воплощение в просвещении, науке,искусстве. Русская культура, не теряя своего национального лица, все болееобретала черты общеевропейского характера.
Конец XIX — начало XXстолетия сегодня часто называют «серебряным веком». Это названиетакже принадлежит Н.А. Бердяеву, увидевшему в высших достижениях культуры своихсовременников отблеск российской славы предшествующих «золотых» эпох.Поэты, зодчие, музыканты, художники той поры были творцами искусства,поражающего напряженностью предчувствий надвигающихся социальных катаклизмов.Они жили ощущением неудовлетворенности «обыденной серостью» и жаждалиоткрытий новых миров.
Стиль «модерн» получилширокое распространение в искусстве последних десятилетий XIX — начале XX векаи за короткий срок своего существования он пережил периоды становления,расцвета и угасания и создал интересные художественные произведения во всевидах творчества.
Пути развития стилямодерн в отечественном изобразительном искусстве во многом предопределялиустановки символизма. Для понимания содержания и художественных особенностейстиля модерн огромное значение имеет изучение наследия русских поэтов итеоретиков символизма, среди которых А. Белый, А. Блок, В. Брюсов, Вяч. Иванов.Одновременно возникло другое модернистское течение — футуризм, распадавшийся нанесколько группировок: «Ассоциация эгофутуристов» (И.
Северянин и др.); «Мезонин поэзии» (В. Лавренев, Р. Ивлев и др.),
«Центрифуга» (Н. Асеев, Б. Пастернак и др.), «Гилея», участники которой Д.
Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников и др. именовали себя кубофутуристами,будетлянами, т.е. людьми из будущего. «Мы — новый род люд-лучей. Пришли озаритьвселенную» (В. Хлебников).
Также большой вклад восмысление стиля модерн внесла литература эссеистического характера, статьиписателей, художников, критиков, в том числе А. Бенуа, С. Маковского, М.Волошина, С. Дягилева.
В музыке модернизмнаиболее резко отразился в творчестве А.Н. Скрябина, И.Ф. Стравинского.
Что касается архитектуры,то появление новых строительных материалов (железобетон, металлоконструкции) исовершенствование строительной техники позволило использовать конструктивные ихудожественные приемы, эстетическое осмысление которых привело к утверждениюстиля модерн!
В творчестве Ф.О. Шехтеля(1859-1926) в наибольшей мере воплотились основные тенденции развития и жанрырусского модерна. Зодчий работал над проектами практически всех типовсооружений (доходные дома и частные особняки, здания вокзалов и торговых фирм).Становление стиля в творчестве мастера шло по двум направлениям —национально-романтическому, в русле неорусского стиля (Ярославский вокзал вМоскве, 1903) и рациональному (типография А. А. Левенсона в Мамонтовском пер.,1900). Наиболее полно черты модерна проявились в архитектуре особнякаРябушинского у Никитских ворот (1900—02), где архитектор, отказавшись оттрадиционных схем, применил асимметричный принцип планировки. Уступчатаякомпозиция, свободное развитие объемов в пространстве, асимметричные выступыэркеров, балконов и крылец, подчеркнуто выступающий карниз — все этодемонстрирует присущий модерну принцип уподобления архитектурного сооруженияорганической форме. Здание органически вписывается в окружающее пространство. Вдекоративной отделке особняка Шехтель использовал такие характерные для модернаприемы, как цветные витражи и опоясывающий все здание мозаичный фриз срастительным орнаментом. Прихотливые извивы орнамента повторены в переплетенияхоконных витражей, в рисунке балконных решеток и уличной ограды. Этот же мотивиспользован при отделке интерьера, например, в форме мраморных перил лестницы.Мебель и декоративные детали интерьеров здания тоже выполнены по рисункамзодчего и составляют единое целое с общим замыслом сооружения — превратитьбытовую среду в своего рода архитектурный спектакль, близкий атмосфересимволических пьес.
В Москве новый стильвыразил себя особенно ярко, в частности в творчестве одного из создателейрусского модерна Л.Н. Кекушева (дом наследниц Хлудовых на Моховой, 4, 1894-96;Никольские торговые ряды на Никольской ул., 5; 1899-1903 и др.). В неорусскомстиле работали А.В.
Щусев (1873-1949) — здание Казанского вокзала в Москве (1913-24), В.М. Васнецов- здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке (1901-06) и др. ВПетербурге же модерн испытал влияние монументального классицизма, в результатечего появился еще один стиль — неоклассицизм (особняк А.А. Половцева наКаменном острове, 1911-13, архитектор И. А. Фомин).
По целостности подхода иансамблиевому решению архитектуры, скульптуры, живописи, декоративных искусствмодерн — один из наиболее последовательных стилей.
Изучение русского стилямодерн в отечественной науке началось уже в 20-е годы XX столетия. В этой связиследует назвать два имени — А. А. Федорова-Давыдова и А. В. Бакушинского. Этобыли первые работы в советском искусствознании, в которых очевидна попыткапроследить проявления стиля модерн в архитектуре, живописи, прикладныхискусствах, скульптуре и графике. Однако в последующие десятилетия, вплоть до1970-х годов, стиль модерн редко становился предметом научногоискусствоведческого интереса.
В ходе исследования стилямодерн в искусствоведческой литературе сформировалось множество различныхтрактовок этого явления. Можно сказать, что модерн — это стиль, где есть особаяупорядоченность формы, в основе которой лежит принцип функциональнойизбирательности и взаимной согласованности знаковых элементов, предстающей вобразе выразительной целостности.
2. Культура периодазастоя: «двоемирие» позднего советского общества. Булат Окуджава какпредставитель «неофициальной» культуры
Застой, постепенноохватывавший общественно-политическую и экономическую жизнь в СССР послеокончания краткой хрущевской «оттепели», затронул и культуру. Советскаякультура при Л. И. Брежневе развивалась во многом по инерции,заданной ей предыдущим периодом. Нельзя сказать, что достижений не было, нобольшинство из них уходят корнями в тот краткий период относительной свободытворчества, который был результатом.
В 70-е г. все отчетливейнаблюдается разделение культуры на официальную и «подпольную», государством непризнанную. В сталинские годы не признаваемой государством культурысуществовать не могло, а неугодные деятели попросту уничтожались. Теперь, когдасоветский народ имел за плечами большую школу страха, таких грубых методовможно было избежать. Не было нужды устраивать громкие судебные процессы ишироковещательные кампании, как то было в 30–40-х г. Оказать давление нанеугодного можно было легко, лишив доступа к зрителю, читателю. Большинство талантливыхпоэтов, писателей, художников, режиссеров как правило оказывались в пограничномпространстве между официальной и неофициальной культурой. Поэтому достаточнобыло небольшого намека, и издательства прекращали принимать рукописи, снималисьс репертуара спектакли, ложились на полку фильмы. Можно было не расстреливать,а вынудить уехать заграницу и объявить после этого предателем. Даже видные,заслуженные деятели искусств чувствовали на себе давление так называемых«художественных советов», решавших, что может быть нужно и понятно советскомузрителю, а что нет.
Среди писателей,творчество которых не вызывало отрицательной реакции у государства и чьипроизведения широко издавались, наибольшим читательским интересом пользовались Ю. В. Трифонов,автор повестей «Обмен» (1969 г.), «Предварительные итоги» (1970 г.), «Другая жизнь» (1975 г.); В. Г. Распутин «Деньги для Марии» (1967 г.), «Живи и помни» (1974 г.), «Прощание с Матерой» (1976 г.); В. И. Белов «Привычное дело»(1966 г.); В. П. Астафьев «Царь-рыба» (1976 г.). Обстановка, в которой разворачивается действие произведений Трифонова – город, а герой –обыкновенный городской житель, которому в обыденной жизни приходится решатьсложные этические вопросы. Распутина, Белова и Астафьева называют обычно писателями-деревенщиками.В творчестве «деревенщиков» по-новому начинает звучать тема сельской жизни. Ихпроизведения психологичны, наполнены размышлениями над нравственнойпроблематикой.
Среди авторов, писавшихна военные темы, наиболее популярным по-прежнему остается К. М. Симонов,продолжающий трилогию «Живые и мертвые», начатую им ранее. В свет выходятвторая и третья части: «Солдатами не рождаются» (1964 г.) и «Последнее лето» (1970 г.). Значителен вклад в литературу о войне Ю. В. Бондарева(«Горячий снег» 1969 г.), Б. Л. Васильева (повесть «А зори здесьтихие…» 1969 г.).
Однако далеко не всеписатели имели возможность свободно публиковать свои произведения. Многое изтого, что было написано в годы «застоя», вышло в свет только в эпоху«Перестройки». Единственным способом совершенно свободно, безо всякой цензурыдойти до читателя (правда, лишь до узкого круга посвященных) оставался«самиздат». В 1978 г. группа писателей самостоятельно выпустилалитературно-художественный альманах «Метрополь». В сборнике принимали участие В. Аксенов,А. Битов, Ф. Искандер, В. Ерофеев. Расплатой для большинства изних стал многолетний запрет на публикации в СССР.
В списках и машинописныхкопиях расходились по стране произведения Александра Исаевича Солженицына (род. 1918 г.). В 70-е из под его пера выходит рассказ «Матренин двор», романы «Вкруге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ». После памятной публикации в«Новом мире», дозволенной личным распоряжением Н. С. Хрущева, взастойные годы советская печать больше не издавала Солженицына. Егопроизведения выходят за границей. Это чрезвычайно раздражает советское руководство.В 1969 г. его исключают из Союза писателей. Присуждение ему в 1970 г. Нобелевской премии по литературе и публикация за рубежом романа «Архипелаг ГУЛАГ» приводят ктому, что писателя насильно выдворяют из страны.
Уехать пришлось изамечательному ленинградскому поэту Иосифу Александровичу Бродскому(1940–1996). В его стихах не было никаких политических мотивов, тем не менеетворчество Бродского и сама его личность раздражали официальные круги неменьше, чем Солженицын. Причина этого была в исключительной оригинальности егопоэзии, «эстетической независимости», непохожести его произведений на шаблоны иканоны советского искусства. В прессе была организована травля. Газета«Вечерний Ленинград» опубликовала фельетон «Окололитературный трутень», послекоторого Бродский был арестован и осужден на пять лет ссылки «за тунеядство» (1964 г.) Многие видные деятели культуры выступали в его защиту (А. А. Ахматова,К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, А. Т. Твардовский,К. И. Паустовский и др.). Из ссылки Бродскому разрешено быловернуться, однако о публикациях речь идти не могла. В 1972 г. Бродский эмигрировал в США, и Нобелевскую премию, присужденную ему в 1987 г., он получал уже как гражданин Соединенных Штатов.
Вынужденная эмиграцияждала многих представителей творческой интеллигенции. Помимо названных изстраны пришлось уехать писателям В. Аксенову («Остров Крым» 1981 г., «В поисках грустного беби» 1986 г.), В. Войновичу («Жизнь и необычайные приключениясолдата Ивана Чонкина»), поэту Н. Коржавину, барду А. Галичу,режиссеру Театра на Таганке Ю. Любимову, художнику М. Шемякину,скульптору Э. И. Неизвестному. Творчество «второй волны» эмиграциипродолжило традиции культуры русского зарубежья, возникшего после Октябрьскойреволюции, составив особую ее страницу.
Политика руководстваживописью также строилась на балансе немотивированных запретов и временныхпослаблений. Так 15 сентября 1974 г. в Москве была разгромлена выставка 24-ххудожников-авангардистов («бульдозерная выставка»), но уже в конце сентября,видя, что событие это вызвало большой общественный резонанс, официальные властиразрешают провести другую выставку, в которой принимают участие те же самыеавангардисты. Долгие годы засилья соцреализма в живописи привели к деградациивкуса и художественной культуры массового советского зрителя, не способноговоспринимать ничего более сложного, чем буквальное копированиедействительности. Огромную популярность в конце 70-х обрел Александр Шилов –художник-портретист, работавший в манере «фотографического реализма».
Бурно развивается кино. Экранизируетсялитературная классика. Эпохальным явлением в развитии отечественногокинематографа явилась монументальная картина Сергея Федоровича Бондарчука«Война и мир» (1965–1967 гг.). Снимаются комедии. В 1965 г. на экраны страны вышла ставшая сверхпопулярной картина Л. И. Гайдая «Операция Ы»,гайдаевские персонажи Шурик, Трус, Балбес, Бывалый стали всенароднымилюбимцами. Последовавшие за этим фильмом работы режиссера пользовалисьнеизменным успехом у зрителей («Кавказская пленница» 1967 г., «Бриллиантовая рука» 1969 г., «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 г.). Замечательно легкие, остроумные комедии снимаетЭ. А. Рязанов,многие из них (например, «Ирония судьбы или С легким паром» 1976 г.) не теряют популярности и по сей день. Не меньшей популярностью пользовались фильмымелодраматического содержания, героями которых были современники, обычные люди,попавшие в сложные перипетии личной, семейной жизни («Осенний марафон»Г. Н. Данелии, «Вокзал для двоих» Э. А. Рязанова, «Москваслезам не верит» В. В. Меньшова – удостоена «Оскара»). Создаютсяостросюжетные картины «Семнадцать мгновений весны»(реж.Т. М. Лиознова),«Место встречи изменить нельзя» (реж. С. С. Говорухин), «Белоесолнце пустыни» (реж. В. Я. Мотыль), «Приключения Шерлока Холмса»(реж. И. Ф. Масленников). Однако не все фильмы доходили до массовогопроката. Долгое время оставались неизвестными широкому зрителю многие работы А. А. Тарковского,например его знаменитый «Сталкер».
Особое значение вкультуре 60–70-х годов имело творчество Василия Макаровича Шукшина (1929–1974),– писателя, актера и кинорежиссера. В его рассказах, повестях, фильмах нашелвоплощение образ странного «чудака-человека», обостренное и даже болезненноевосприятие мира которого давало возможность читателю, зрителю по новомувзглянуть на окружающую действительность. (Сборники рассказов «Там, вдали» 1968 г., «Характеры» 1973 г., фильмы «Живет такой парень» 1964 г., «Печки-лавочки» 1973 г., «Калина красная» 1973 г.).
Драматургия отмеченапоявлением новых работ талантливых советских авторов таких как А. В. Вампилов(«Утиная охота» 1970 г.), В. С. Розов («Ситуация» 1973 г.), Г. И. Горин (Офштейн) («Забыть Герострата» 1972 г., «Тот самый Мюнхгаузен»), А. М. Володин (Лифшиц) («Осенний марафон» 1979 г.).
Огромную роль вкультурной жизни советского человека играла эстрадная музыка. Западнаярок-культура исподволь просачивалась из-под «железного занавеса», оказываявоздействие на советскую популярную музыку. Знамением времени стало появления«виа» – вокально-инструментальных ансамблей («Самоцветы», «Песняры», «Машинавремени» и др.). Всей стране были известны имена популярных исполнителей СофииРотару, Валерия Леонтьева и др. Семидесятые годы – время восхождения нанебосводе отечественной эстрады новой яркой звезды Аллы Пугачевой.
Значительное влияние наразвитие классической музыки оказало творчество Г. В. Свиридова(сюита «Время – вперед!» 1965 г., музыкальная иллюстрация к поэмеА. С. Пушкина «Метель» 1974 г.). Мастером музыкальных сочиненийкрупных форм, в том числе балетов, опер, симфоний стал Р. К. Щедрин(балет «Анна Каренина» 1972 г., опера «Мертвые души» 1977 г.). Синтез классических традиций и новаторских композиционных приемов отличал творческую манеруА. Г. Шнитке.
Важнейшим достижениемсоветской школы был переход ко всеобщему среднему образованию, завершенный к 1975 г. Девяносто шесть процентов советской молодежи вступало в жизнь, окончив полный курс среднейшколы или специального учебного заведения (ПТУ, техникум), куда поступали послевосьмого класса и где наряду с обучением профессии было предусмотренообязательное прохождение общеобразовательных предметов в объеме полногосреднего десятилетнего образования.
Ускорениенаучно-технического прогресса обусловило усложнение школьных программ. Изучениеоснов наук стало начинаться не с пятого, как раньше, а с четвертого класса.Трудности, возникавшие у детей с усвоением материала порой приводили к снижениюинтереса к занятиям и, в конечном итоге, к ухудшению уровня подготовки. Поискипутей решения назревших проблем вели учителя-новаторы, многим из которыхудалось добиться блестящих результатов в учебной и воспитательной работе(В. А. Сухомлинский, В. Ф. Шаталов, Е. И. Ильин,Ш. А. Амонашвили). Однако массовое использование разработанных имипередовых методик, большая часть которых имела исключительно авторский,индивидуальный характер, было почти невозможно. Требовалась существеннаяперестройка всей педагогической системы. В 1984 г. была начата реформа образования, которая, однако, оказалась неподготовленной и в скоромвремени была свернута. Неспособность решить назревающие проблемы предопределиладальнейшее нарастание кризисных явлений в сфере образования.
Растут количественныепоказатели в высшем образовании: увеличивается количество студентов и высшихучебных заведений. В начале 70-х проходит компания по преобразованиюпедагогических институтов в автономных республиках, краях и областях вуниверситеты. К 1985 г. в СССР было 69 университетов.
Как ни парадоксально,введение всеобщего среднего образования и расширение системы высшего имело исвои минусы. Стране нужны были рабочие руки, ощущался недостаток в исполнителяхквалифицированного физического труда. В то же время школа ориентировалавыпускников на поступление в вузы. Вчерашний школьник, потративший десять летна получение полного среднего образования мечтал о поступлении институт илиуниверситет, перспектива трудоустройства в качестве простого рабочего казаласьему непривлекательной. В результате наметилось перепроизводство специалистов свысшим образованием при недостатке квалифицированных рабочих кадров. Следствиемэтого явилось падение престижа высшего образования – инженер на предприятиичасто получал зарплату ниже, чем рабочий. Многим специалистам с вузовскимидипломами приходилось работать не по специальности.
Успехи отечественнойнауки были сосредоточены в основном в сфере фундаментальных исследований:по-прежнему передовые позиции в мире занимают советские физики, химики,по-прежнему Советский Союз держит лидерство и освоении космическогопространства. Вместе с тем отсутствие заинтересованности представителейпромышленности в интенсификации производства привело к тому, что все блестящиедостижения научной и инженерной мысли не находили практического применения внародном хозяйстве. Слабо развивались прикладные области науки: далеко позадиразвитых стран остался Советский Союз по разработке компьютерной техники.
Своеобразным музыкальными поэтическим «самиздатом» стали магнитофонные записи. Широкое распространениемагнитофонов предопределило повсеместное распространение бардовской песни(В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора), в которой виделиальтернативу официальной культуре. Особенно большой популярностью пользовалисьпесни актера Театра на Таганке В. С. Высоцкого. Лучшие из них этосвоеобразные маленькие драмы: жанровые картинки; монологи, произносимые от лицанекой вымышленной маски (алкоголика, средневекового рыцаря, альпиниста и дажесамолета-истребителя); размышления самого автора о жизни и времени Они всевместе дают яркую картину времени и человека в нем. Грубоватая «уличная» манераисполнения, почти разговорная и в то же время музыкальная сочетается снеожиданной философичностью содержания – это рождает особый эффект.
К тому времени Б.Окуджава был уже вполне зрелый человек, фронтовик, орденоносец, но его песнисразу же подхватила молодежь. Столько в них было неподдельного, тонкогочеловеческого чувства. После волны бравадных песен про подвиги и любовь строителейкоммунизма его песни явились откровением, воскрешением настоящей любовнойлирики. Песни были рассчитаны именно на людей с прогрессивными чувствами имыслями. После концертов песни Окуджавы выходили вместе с публикой на улицы иплощади городов. Их пели люди всех возрастов и профессий. Но аудиторию Окуджавыотличала всегда демократичность взглядов, порядочность и интеллигентность.
Поколение фронтовиковблагодарно ему за несколько песен, которые раскрыли душу солдата больше, чеминые романы о войне. Например, песня “Десантный батальон” стала знаменитой надругой день после выхода фильма “Белорусский вокзал”. Известно, что песняспасла и фильм от ножниц советской цензуры, потому что самого генсека Брежневаэта песня растрогала до слез. Окуджава написал много песен на историческуютему. Удивительная способность чувствовать время, в котором живут и действуютего герои, роднить их с современностью сделала Окуджаву ведущим поэтом вкинематографе. В персонажах девятнадцатого века — времени благородных исканий —мы узнаем по песням Окуджавы деятельную молодежь “хрущевской оттепели”.Интересен факт, что, когда эта “оттепель” закончилась, многие барды “потеряли”голос. Кто-то сделал это из чувства самосохранения, кто-то растерялся, кто-тоуехал за границу. Но “холодное” время никак не отразилось на популярностиОкуджавы. Его песни продолжали звучать с экранов кинотеатров и по радио. Мнекажется, это произошло потому, что, как я уже говорил, Окуджава мог вместе сосвоими героями жить в историческом времени, а говорить о современности. То естьОкуджава продолжал высказывать прогрессивные мысли, но облачены они были,например, в “мундиры кавалергардов”.
И еще одна вечная илюбимая всеми русскими людьми тема не позволила певцу и поэту потерять своюширокую аудиторию. Это тема — Москва. Начиная с “Песни о московскихополченцах”: “… Прощай, Москва, душа твоя всегда-всегда пребудет с нами” — икончая признанием в любви Арбату: “Ах, Арбат, мой Арбат, ты — мое отечество...”— все песни шли, как говорится, на ура. Поэт ощущал себя частью Москвы, частьюРоссии.
Героиня любовной лирикиОкуджавы всегда умна, тонка и благородна в чувствах. Это женщина, любовькоторой заслужить не просто. Поэт вновь ввел в русскую лирику мотив преклоненияперед женщиной:
… вы пропойте, вы пропойте
славу женщине моей!
Окуджава тех лет незамыкался на песенном жанре. Он публиковал свои подборки стихов в толстыхлитературных журналах. Это в основном глубокие философские рассуждения о вечныхчеловеческих ценностях:
И вот я замечаю, хоть ине мистик вроде,
какие-то намеки воктябрьской природе:
не просто пробужденьемелодий и кистей,
а даже возрожденьеумолкнувших страстей.
Все в мире созревает вборениях и встрясках.
Не спорьте понапрасну олиниях и красках.
Пусть каждый, изнывая,достигнет своего…
Терпение и вера, любовь иволшебство!
Но и отдельно от музыки иголоса поэзия Окуджавы несет в себе огромный заряд человеческой доброты,напоминает нам о милосердии, о любви к окружающему миру, к родной истории. Апро самого Булата Шалвовича можно сказать строкой из его же стихотворения. Вего личности главное — “терпение и вера, любовь и волшебство”.

Список литературы
1.  Александров В.Н. История русскогоискусства. – Минск: Харвест, 2004.
2.  Балакина Т.И. История русскойкультуры. – М.: Аз, 1996.
3.  Дмитриев С.С. Очерки истории русскойкультуры начала XX в. — М.: Просвещение, 1985.
4.  Жолковский А.Н. Блуждающие сны. Изистории русского модернизма. – М.: Советский писатель, 1992.
5.  Лихачев Д.С. Русское искусство отдревности до авангарда. – М.:
Искусство, 1992.
6.  Рапацкая Л.А. Художественная культураРоссии. – М.: Владос, 1998.
7.  Русский авангард в кругу европейскойкультуры. – М., 1993.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.