Реферат по предмету "Культура и искусство"


Меценаты России и Самарской области

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа №48
г.о. Самара
Реферат
Мировая Художественная Культура
Меценаты России и Самарской области
Выполнила:
СелезнёваОльга,
ученица9 «Б» класса.
Научныйруководитель:
Неизвестная Е.В., преподавательмузыки и мировой художественной культуры, учитель II категории
Самара
2011г.

Содержание
Введение
1. История меценатства
2. Выдающиесямеценаты России. Их благотворительная деятельность
3. Мамонтов – русский меценатXIX века
4. Меценаты Самары и Самарскойобласти
Заключение
Информационные ресурсы

Введение
Темамоего реферата: «Меценаты России». Я выбрала именно эту тему, потому что считаюее очень интересной, редкой, необычной и актуальной.
Внаше время меценатом считается тот человек, который во благо искусства отдает своисредства. Если сказать по-современному – спонсор. Но спонсор отличается от меценататем, что спонсор за свои пожертвования берет некую сумму, и не маленькую. А меценат– это человек, который на добровольных основаниях отдает деньги в фонд искусства,науки, просвещения, здравоохранения.
Меценатскаяи благотворительная деятельность – важный социальный институт, способствующий духовномуразвитию общества, так как эти виды деятельности не ориентированы на получение прибыли.
Актуальностьработы:
Еслипосмотреть вглубь истории страны, сколько интересного можно узнать! Ведь не толькоЗапад славится своими заслуженными личностями, но и Россия, никоим образом не отличаетсяот них. Новое поколение не знает о таких личностях, не интересуется историей культурынашей страны. А ведь меценаты – это люди, которых мы должны знать, уважать и помнить.«Меценаты России» — очень интересная и нужная тема, поэтому я считаю эту тему актуальной.
Цельмоей работы – изучить тему «Меценаты России», узнать о заслугах таких меценатовкак П.М.Третьяков, С.И.Мамонтов, С.Т.Морозов и др.
Задачимоей исследовательской работы:
1)Познакомиться с понятием меценатства;
2)Собрать и изучить информацию по теме «Меценаты России»;
3)Собрать и изучить информацию по теме «Меценаты Самарской области».
Социальнаянаправленность реферата. Мой реферат может послужить энциклопедией для тех, комуеще неизвестно, кто такой меценат; кому интересны знаменитые личности (меценаты)и тема меценатства, в общем.

1.История меценатства
Началомблаготворительной деятельности в России принято считать 988 год – дату крещенияРуси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей — о любви к ближнему- на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражениев раздаче милостыни «сирым и убогим».
Начальнаярусская летопись гласила: «повелел всякому нищему и убогому приходити на двор княжьи взимати всяку потребу, питие и ядение». Для неспособных к передвижению еду развозилина повозках.
Отличительнойчертой благотворительности в допетровской Руси было то, что она состояла главнымобразом в раздаче еды и одежды (деньги раздавались реже), строительстве жилья иоказании бесплатной медицинской помощи. Часто накануне больших праздников цари,переодевшись, тайно посещали тюрьмы, больницы, приюты, где раздавали милостыню.
Благотворительность,не рассчитанная на общественное признание, воспринималась как выражение христианскойлюбви к ближнему. Такая форма благотворительности, связанная с личной инициативойкнязей царей была характерна для России вплоть до середины XVI века, когда чередойнепрекращающихся малых и больших войн число нуждающихся постоянно росло и, в концеконцов, благотворительность перестала быть личным делом правителей, а превратиласьв заботу государства.
ПослеСтоглавого собора 1551 года в России начался переход к системе общественного призренияс дифференцированным подходом к разным группам населения, нуждающегося в помощи.
Благотворительность Смутных времен.
ЦарьИван IV (Грозный) предпринял ряд мер, направленных на узаконение благотворительностив рамках государственной политики. В те времена расходование средств государственнойказны, являвшейся одновременно и царской казной, находилось практически полностьюв ведении правителя, и при отсутствии какой-либо социальной политики любые тратына помощь малоимущим слоям населения вполне могли считаться благотворительностью.Царь и сам раздавал деньги нищим, вдовам и сиротам.
Петровские деяния.
В1712 году был обнародован указ «Об учреждении во всех губерниях гошпиталей», в которомпредписывалось «учинить гошпитали для самых увечных, таких, которые ничем работатьне смогут, ни стеречь, также и зело престарелых; также прокормление младенцам, которыене от законных жен рождены». Основным источником финансирования всех этих учрежденийпри Петре были частные пожертвования: царь для примера сам жертвовал на эти целидо трети своего жалования. Монахинь в монастырях обучали ремеслам. Доходы от продажотчислялись на благотворительность. На эти же цели шли штрафы, которым подвергалисьраскольники.
ХХ век. Царская Россия.
Кначалу XX века общественная и частная благотворительность становится в России явлениемповсеместным, не на словах, а на деле доказывая широту Великой Русской Души. Музеи,библиотеки, школы, картинные галереи, выставки – вот спектр благотворительной деятельностирусских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы,Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие.
1902год стал по истине знаковым для Российской благотворительности: Савва Морозов жертвует300 тысяч рублей на постройку нового здания Московского художественного театра (тактогда назывался МХАТ), а его двоюродный брат Викула – 400 тысяч рублей на строительстводетской больницы, которая с тех пор носит название «Морозовская».
Именнов этом году было сделано уникальное, самое крупное в мире пожертвование. Речь идето 20-ти миллионном наследстве купца Г.Г. Солодовникова. Согласно воле жертвователя,большая часть этой огромной по тем временам суммы была потрачена на устройство вТверской, Архангельской, Вологодской и Вятской губерниях земских женских училищ,мужских и женских профессиональных школ, а также создание родильного приюта на 50человек. Оставшиеся деньги пошли на постройку в Москве домов с дешевыми квартирамидля малоимущих.
В1905г. участники худ. объединения «Мир искусства» устроили в Таврическом дворцеграндиозную выставку русского портрета. Дягилев (организатор «мир искусников») иего товарищи собирали для нее экспонаты. В результате на выставке было представленоболее 2000 портретов XVIII – XIXвв.: история России в лицах. В следующем году «мирискусники» решили устроить выставку в Париже. В начале XXв. За рубежом о русском искусствепочти ничего не знали. И вот в залах дворца «Гран-Пале» было показано более 700произведений русской живописи – от древних икон до современных картин. После Парижавыставку показали еще в Берлине и Венеции.
Парижскаявыставка побудила «мирискуссников» к более смелым попыткам познакомить Европу срусским искусством. На этот раз был выбран балет. После репетиций, изготовлениякостюмов и декораций в парижском театре «Шатле» открылся первый сезон «Русских балетов».Были показаны «Павильон Армиды» с декорациями А.Н. Бенуа; «Половецкий стан» из оперы«Князь Игорь» А.П.Бородина с декорациями Н.К.Рериха; балет-дивертисмент «Пир» намузыку Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки, П.И.Чайковского, А.К. Глазунова, М.П.Мусоргского с декорациями К.А. Коровина и еще многое другое. С.П. Дягилев открылпублике композитора Игоря Федоровича Стравинского.
«Мирискусства» было одним из самых заметных художественных объединений России.
Благотворительность в Советской России – раскол между государствоми обществом.
Традицияроссийской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Идеология революциине допускала никаких форм благотворительности.
Всесредства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие срокинационализированы. Их имущество передано государству, а сами организации упраздненыспециальными декретами. Большевики начали кампанию безжалостной критики «буржуазнойфилантропии», которая, по их мнению, лишь маскировала «эксплуататорскую сущность»российского предпринимательства.
Вцелях соблюдения «революционного порядка» любая частная (как, впрочем, и общественная)благотворительная деятельность пресекались. Так, в 1921 году писателю Максиму Горькомузапретили организовать кампанию помощи голодающим в Поволжье, а международным благотворительныморганизациям не разрешили доставить голодающим продукты питания и медикаменты. Официальнаяидеологическая позиция по отношению к благотворительности была отражена в Большойсоветской энциклопедии, изданной в 1927 году. Там благотворительность трактоваласькак «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как «социальному строюСССР чуждо понятие благотворительности».
Однаков годы Великой Отечественной войны с помощью церкви на оборону страны было собрано200 миллионов рублей. Часть из них пошла на танковую колонну имени Дмитрия Донскогои авиационную эскадрилью имени Александра Невского. Люди сдавали не только деньгии драгоценности, но и одежду, обувь, приносили, кто что мог. Потом функции благотворительностиопять целиком взяло на себя государство, но коллективный труд на благо общества(субботник, сбор макулатуры и металлолома, движение школьников-тимуровцев, помощьпенсионерам) приветствовался.
Сегодня традиции благотворительности и меценатствапродолжают развиваться на благо общества и каждого человека.

2. Выдающиеся меценаты России. Их благотворительнаядеятельность
 
В Древнем Риме жил богач по имени Меценат, которыйпокровительствовал художникам и поэтам. С давних пор меценатами стали называть тех,кто бескорыстно помогает людям искусства. Россия славится огромным количеством меценатов.Такими людьми, безусловно, нужно гордиться.
Третьяковы — фамилия двух родов российскихкупцов и предпринимателей, не находившихся между собой в родственной связи. Первыеупоминания о Третьяковых относятся к 18 в.; в 1774 Елисей Мартынович Третьяков,купец 3-й гильдии, переселился из Малого Ярославца в Москву. Наследники Третьяковапродолжали торговое и промышленное дело. Михаилу Захаровичу Третьякову (1801—1850),а затем его сыновьям Павлу и Сергею принадлежала в Костроме льноткацкая и льнопрядильнаяфабрика.
ПавелМихайлович Третьяков, русский художественный деятель, основатель Третьяковской галереи,действительный член (с 1893) петербургской Академии Художеств, разделял идеи русскихпросветителей. С 1856 начал собирать произведения русского искусства, преимущественнодемократического направления. Рассматривал свою деятельность как национальное дело.В 1892 передал своё собрание в дар г. Москве.
СергейМихайлович Третьяков — собиратель живописи, деятель городского самоуправления, в1877—81 московский городской глава. Был активным деятелем Московского художественногообщества, Московского училища живописи, Русского музыкального общества. Своё собраниезападноевропейской живописи завещал в 1892 через брата Москве. Первоначально ононаходилось в Третьяковской галерее, в 1925 было передано в Музей новой западнойживописи, ныне — в Эрмитаже (Ленинград) и Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва).
Морозовы.
СавваТимофеевич Морозов – российский предприниматель и меценат. Савва Морозов происходилиз купеческой семьи, был потомственным почётным гражданином. Окончил 4-ю московскуюгимназию (1881), естественное отделение физико-математического факультета Московскогоуниверситета (1885), в 1885-1887 годах изучал химию в Кембриджском университете(Великобритания), одновременно знакомился с организацией текстильного дела на английскихфабриках. С 1886г. директор товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозовасын и Ко», с 1887г один из пайщиков товарищества, владелец-управляющий; был директоромТрёхгорного пивоваренного товарищества в Москве. Возглавив руководство фабрикой,он отменил штрафы, повысил зарплату рабочим, занялся строительством жилья для них.Морозов был необыкновенным человеком. Помогал деньгами революционерам, водил дружбус писателем М.Горьким и очень любил театр.
Однаконаибольший коммерческий успех и слававыпали на долю младшей ветви Морозовского дома. Основатель ее, Тимофей Саввич Морозов устроил конторув Твери, но главные усилия сосредоточил на развитии Зуевской фабрики. Эта была мануфактурав полном смысле этого слова, то есть получавшая хлопок и продававшая готовый товарзачастую со своих складов непосредственно потребителю. Тимофей Саввич целиком переоснастилее английскими станками. Используя новейшее оборудование, высококачественный американскийхлопок, импортные красители, он сумел поставить производство таким образом, чтооно соответствовало высоким мировым стандартам. Это была одна из самых прибыльныхроссийских компаний, дававшая ежегодно несколько миллионов рублей чистого дохода.Морозов проявил огромную энергию для улучшения производства: приглашал опытных изнающих дело мастеров-англичан и русских инженеров, на свои средства отправлял молодыхинженеров на обучение за границу. Село Никольское (ныне это город Орехово-Зуево)напоминало, по словам современников, «удельноекняжество Морозовых». Большинство построек здесь были сделаны Морозовыми,а все 15-тысячное население работало на их предприятиях и всецело зависело от них.Даже полиция содержалась за счет Морозовых.
Бахрушины- династия московских предпринимателей, благотворителей. Основатель фамилии — выходециз касимовских татар, поселившийся в Зарайске в XVII веке. Перебравшись в 1830-хгг. в Москву, Бахрушины основали там кожевенный завод, где выделывалась лайка дляперчаток. Вскоре они присоединили к нему суконную фабрику. Алексей Петрович Бахрушин(1853—1904) начал заниматься коммерческой деятельностью с 1870-х гг., а после смертиотца, в 1890-е, стал совладельцем фирмы «Товарищество кожевенной и суконной мануфактурыБахрушин и сыновья».
АлексейАлександрович Бахрушин — дядя Алексея Петровича, знаменитый основатель Театральногомузея в Москве; собирал всё, что имело отношение к истории русского театра. Коллекционированиедля него стало смыслом жизни. В 1894г. Александр Александрович впервые показал своесобрание публике. Спустя 20 лет он передал две тысячи бесценных экспонатов по историирусского театра в дар Академии наук. Ныне Театральный музей, созданный А.А.Бахрушиным,носит имя его основателя. По мнению современников, у всех Бахрушиных в крови былиблаготворительность и коллекционирование.
Когдазаканчивался год, они подводили итоги — если все было финансово благополучно, выделяласьопределенная сумма на благие дела — строительство больниц, приютов, колоний длябеспризорных, ремесленных училищ, богаделен, домов для престарелых артистов. Засвои заслуги перед обществом Бахрушины легко могли получить дворянство, но купечествуизменить не захотели. Получение сословных привилегий никогда не было их целью. Бахрушинскаяколлекция русских древностей не затерялась в его огромном собрании — сегодня оназанимает почетное место среди прочих реликвий отечественной истории.
СергейПавлович Дягилев — русский театральный и художественный деятель, антрепренёр, одиниз основоположников группы «Мир искусства», организатор «Русских сезонов» в Парижеи труппы «Русский балет Дягилева». В 1896г. Дягилев окончил университет, но вместотого чтобы заниматься юриспруденцией, начал карьеру деятеля искусства. Спустя нескольколет после получения диплома создал совместно с А.Н.Бенуа объединение «Мир искусства»,редактировал одноименный журнал (с 1898 по 1904) и сам писал искусствоведческиестатьи. Организовывал выставки, вызывавшие широкий резонанс: в1897 — Выставку английскихи немецких акварелистов, затем Выставку скандинавских художников в залах Обществапоощрения художеств, Выставку русских и финляндских художников в музее Штиглица(1898), Историко-художественную выставку русских портретов в Петербурге (1905);Выставку русского искусства в Осеннем салоне в Париже с участием произведений Бенуа,Грабаря, Кузнецова, Малявина, Репина, Серова, Явлинского и др.«Ежегодник Императорских Театров».В 1899 году князь Сергей Волконский назначил Дягилева чиновникомпо особым поручениям, дал ему редактирование «Ежегодника Императорских Театров».Вместе с Дягилевым пришли в Императорские театры многие художники (Ап. М.Васнецов,А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, В. А. Серов, К. А. Коровин, А. Е. Лансере).
Всезон 1900—1901 Волконский возложил на Дягилева постановку балета Делиба «Сильвия».Дягилев привлек к постановке художников группы «Мир искусства», но дело сорвалосьиз-за протеста чиновников дирекции. Дягилев не подчинился распоряжению директораВолконского, демонстративно отказался от редактирования «Ежегодника», и дело кончилосьувольнением Дягилева.
Русские сезоны. 1907г. Дягилев организовывает ежегодные зарубежные выступления русских артистов, получившие название «Русские сезоны». В 1907 году в рамках «сезонов» были проведены вступления музыкантов — «Исторические русские концерты». В них участвовали, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, А.К. Глазунов, Ф.И. Шаляпин и др. В 1908 г. состоялись сезоны русской оперы; в1909 г. — оперно-балетные выступления. Балетные сезоны затем продолжались до1913 г. Для гастролей балета Дягилев пригласил ряд знаменитых артистов, в том числе М.М.Фокина, А.П.Павлову, В.Ф.Нижинского, Т.П. Карсавину, Е.В. Гельцер. С этой труппой он гастролировал в Лондоне, Риме, а также в США. В оформлении балетов участвовали выдающиеся художники, входившие в «Мир искусства», в частности А.Н. Бенуа, Л. Бакст, А.Я. Головин, Н.К. Рерих, Н.С. Гончарова. «Сезоны» были средством пропаганды русского балетного и изобразительного искусства и способствовали расцвету балета в странах, где этот жанр не был развит.
В1911г. Дягилев организовал балетную труппу «Русский балет Дягилева». Труппа началавыступления в 1913г.и просуществовала до1929г., то есть до смерти её организатора.
ИгорьФедорович Стравинский (1882—1971) — русский композитор, дирижёр. Сын певца Ф.И. Стравинского.В 1900—05 занимался на юридическом факультете Петербургского университета. С детскихлет учился игре на фортепьяно у А.П. Снетковой и Л.А. Кашперовой. В 1903—05 бралуроки композиции у Н.А. Римского-Корсакова, которого называл своим духовным отцом.Многие годы был дружен с С.П. Дягилевым. В «Русских сезонах» в Париже прошли премьерыбалетов Стравинского «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913),принесшие композитору мировую славу. С 1910 подолгу жил за рубежом. С 1914 обосновалсяв Швейцарии, с 1920 — во Франции, с 1939 — в США (в 1934 принял французское, в 1945—американское подданство). Вёл широкую концертную деятельность (дирижировал преимущественнособственными сочинениями, выступал и как пианист). В 1902 состоялись авторские концертыв Москве и Ленинграде.
ТворчествоСтравинского отличается единством, обусловленным его русскими корнями и наличиемустойчивых элементов, проявляющихся в произведениях разных лет. Стравинский принадлежитк числу ведущих новаторов 20 века. Он одним из первых открыл новые музыкально-структурныеэлементы в фольклоре, ассимилировал некоторые современные интонации (напр., джазовые),внёс много нового в метроритмическую организацию, оркестровку, трактовку жанров.Лучшие сочинения Стравинского существенно обогатили мировую культуру и оказали воздействиена развитие музыки 20 века.
Сочинения.
Оперы:
Соловей(лирическая сказка; либретто Стравинского и С. С. Митусова по сказке X.К. Лидорсена,1908-14, поставлена 1914, «Гранд-Опера», Париж), Мавра (опера буффа, либреттоБ. Кохно, пo поэме Пушкинa «Домик в Коломне», 1922, «Гранд-Опера»,Париж), Царь Эдип (Oedipus Rех, опера-оратория, по трагедии Софокла, либретто Ж.Кокто и Стравинского, перевод с латыни на французский язык Ж. Даниелу, 1927, ТеатрСары Бернар, Париж; 2-я редакция 1948), Похождения повесы (Карьера мота — Rake'sprogress, либретто У. Одена и Ч. Кальмана по серии гравюр Дж. Хогарта, 1951, театр«Фениче», Венеция);
Балеты:
Жар-птица(L'oisеau dе feu, сказка-балет, либретто М. М. Фокина, 1910, «Театр Eлисейскихполей», Париж; 2-я редакция 1945), Петрушка (Petrouchka, потешные сцены, либреттоА. Бенуа и Стравинского, 1311, театр «Шатле», Париж; 2-я редакция с уменьшеннымсоставом оркестра, 1946), Весна священная, картины языческой Руси в 2 частях (либреттоН. К. и С. П. Рерихов, 1913, «Театр Елисейских полей», Париж; 2-я редакциясцены Великой священной пляски, 1943), Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана, весёлоепредставление с пением и музыкой (по русским народным сказкам, 1917, поставлен 1922,«Гранд-Опера», Париж), История солдата (Сказка о беглом солдате и чёрте,читаемая, играемая и танцуемая, в 2 частях, для чтеца, 2 артистов, мимической роли,кларнета, фагота, корнета, тромбона, ударных, скрипки и контробаса; на основе русскихнародных сказок из собрания А.Н. Афанасьева, и переведено на французский язык Ш.Рамюза-«L'histoirе de soldat», 1918, Лозанна), Песнь Соловья (Chant durossignol, 1 действие, на музыку из оперы Соловей, «Русский балет С. Дягилева»,Париж, 1920), Пульчинелла (Pulcinella, балет с пением, по неаполитанской рукописиначала 18 в.; музыка на основе тем, фрагментов сочинений и пьес Дж. Б. Перголези,1920, «Русский балет С. Дягилева», «Гранд-Опера», Париж), Свадебка(Les nocеs, хореографические сцены с пением и музыкой на народные тексты из собранияП. В. Киреевского, 1923, театр «Гете лирик», Париж), Аполлон Мусагет (в2 картинах, для струнного оркестра, 1928, Театр Сары Бернар, Париж — Вашингтон;2-я редакция 1947), Поцелуй феи (Le baiser dе la fee, балет-аллегория в 4 картинах,либретто С. по сказке Андерсена «Снежная королева», 1928, «Гранд-Опера»,Париж; 2-я редакция 1950), Игра в карты (Jеu dе cartes; другое название- Покер,балет в 3 «сдачах», хореография Стравинского совместно с М. Малаевым,1937, Нью-Йорк), Цирковая полька (Circus polka, по пьесе для камерного оркестра,«Барнум энд Бейли сёркус», Нью-Йорк, 1942), Орфей (3 картины, либреттоСтравинского, 1948, «Нью-Йорк сити балле», Нью-Йорк), Агон (для 12 танцовщиков,в 3 частях, 1957, там же), Клетка (Cage, 1 действие, на музыку Базельского концертадля струнных, «Нью-Йорк сити балле», 1951);
Длясолистов, хора и оркестра -  Священное песнопение во славу имени св. Марка (Canticum Sacrumad honorem Sancti Marci nominis, на текст из Ветхого Завета, 1956), Threni (Плачпророка Иеремии, на латинский текст из Ветхого Завета, 1958), кантата Проповедь,притча и молитва (A Sermon, a narrative and a prayer, 1961), Заупокойные песнопения(Requiem canticles, на канонический текст католической заупокойной мессы и погребальнойслужбы, 1966);
Дляхора и оркестра — Симфония псалмов (Symphony of psalms, на латинские тексты Ветхого Завета,1930, 2-я редакция 1948), Звёздное знамя (Star-spangled banner, американский национальныйгимн, 1941), кантаты — К 60-летию Н.А. Римского-Корсакова (для хора с фортепьно,1904; утеряна), Звездоликий (Радение белых голубей, на cлова К.Д. Бальмонта, 1912,1-е исполнение 1939), Вавилон (по 1-й Книге Моисеевой, глава XI, песни 1-9, 1944),кантата на слова английских поэтов 15-16 вв. (1952);
Дляхора и камерно-инструментального ансамбля — месса для смешанного хора и двойного квинтета духовыхна канонический текст католической литургии, в 5 частях (1948), Памяти Т. С. Элиота(Introitus Т. S. Eliot in memoriam, на латинский текст католической заупокойноймолитвы, 1965);
Дляоркестра — 3симфонии (Es-dur, 1907, 2-я редакция 1917; in С, 1940; в 3 движениях- Symphony inthree movements, 1945), Дамбартон — Окс концерт, Es-dur (Dumbarton Oaks, 1938),Базeльский концерт, D-dur (для струнного оркестра, 1940), Фантастическое скерцо(1908), Фейерверк, фантазия (1908, также «футуристический балет без танцоров»,1917, Рим), Русская песнь (1937), 4 норвежских настроения (Four Norwegian moods,1942), Балетные сцены в 11 частях (1944), Поздравительная прелюдия, или Маленькаяувертюра (Greеtings prelude, 1955, к 80-летию П. Монте), Памятник Джезуальдо диВеноза к 400-летию (Monumenturn pro Gesualdo di Ve-nosa, 3 мадригала, также подназванием Мадригальная симфония, или Монумент, 1960), 8 миниатюр (1962, инструментовкафортепьянных сочинений для 5 пальцев, 1921), Вариации памяти Олдоса Хаксли (1964),канон на тему русской народной мелодии Не сосна у ворот раскачалася.
Такимобразом, Игорь Стравинский – легендарная фигура в музыке двадцатого века. За долгуюжизнь этому композитору удалось использовать все достижения современной авангардноймузыки.
Купцы– меценаты и коллекционеры – многое сделали для русской культуры. Они способствовалисозданию театров, музеев. Благодаря им Россия имеет одно из лучших в мире собранийновой французской живописи.

3.Мамонтов – русский меценат XIX века
меценатблаготворительность культура
СавваИванович Мамонтов – русский предприниматель и меценат, основатель первой частнойРусской оперы. Родился 3 октября 1841 года в купеческой семье Ивана Фёдоровича Мамонтоваи Марии Тихоновны, был четвёртым ребёнком. Род Мамонтовых ведёт своё начало от ИванаМамонтова, о котором известно лишь то, что он родился в 1730 году. В 1760 у негородился сын Фёдор Иванович, которому жители Звенигорода поставили памятник в благодарностьза помощь, которую он оказал им в 1812 году. Одна из внучек родоначальника семьиМамонтовых А.Н.Боткина пишет, что его сыновья, Иван и Николай Фёдоровичи приехалив Москву богатыми людьми. Николай Фёдорович купил дом на Разгуляе. К этому времениу него была большая семья. Между 1829 и 1840 годами родилось шесть сыновей. В 1843и 1844 годах – две дочери, Зинаида и Вера, которых все очень любили и называли «Зина-Вера»,соединяя их в одно, так они были дружны и неразлучны между собой (на Зине женитсяВ.И. Якунчиков, на Вере – П.М. Третьяков).
Вседети Ивана и Николая Фёдоровичей были хорошо образованы и разнообразно одарены.Их отцы были в дружеских отношениях с Кокоревым и Погодиным; с декабристами Ентальцевым,Тизенгаузеном, Муравьёвым и Пущиным. Встречи с ними благотворно влияли на молодёжь.Так, например, через Погодина им открывался весь литературный и учёный мир Москвы.Но особенно Иван Фёдорович Мамонтов был дружен с декабристом И.И. Пущиным, который,как известно, был другом А.С. Пушкина. Савва Иванович, один из сыновей Ивана ФёдоровичаМамонтова, говорил, что эти встречи детства навсегда остались в памяти, воспринялон их и помнил так же хорошо, как и внушённую отцом мысль: главная обязанность человека- труд. «Всякий гражданин должен трудиться. Для пользы своей семьи, общественнойи отечественной, а иначе сложится человек в тунеядца. Первый труд юноши — учитьсяпо направлению родителей или старших в семействе».
Музейнародного искусства. В 1870 году Савва Иванович купил Абрамцево, в котором возводитряд построек в русском стиле: керамическую мастерскую по проекту Гартмана (1872),«Терем» (архитектор И.П. Ропет, 1873), церковь (по проекту В.М. Васнецова, 1881-82).Жена Саввы Ивановича Елизавета Григорьевна открывает школу для крестьянских детейи столярно-резническую мастерскую. Елизавета Григорьевна организовывала экспедициив города и деревни за произведениями искусства народных художников. В 80-х годахв Абрамцеве был создан музей народного искусства. В доме Мамонтовых была хорошаябиблиотека. Когда кто-нибудь из художников начинал работать над историческим полотном,Елизавета Григорьевна подбирала всевозможную документацию, материалы и литературуо событиях тех лет. Предметы быта, украшенные резьбой, созданные по её рисункам,стали входить в жизнь людей.
Талантскульптора. Савва Иванович принимал деятельное участие во всех семейных начинанияхи немало вложил в них своей души. Он был талантлив во всём. «Его… интересовала керамика,и он завёл гончарную мастерскую, где наряду с другими художниками сам лепил…» СкульптуройСавва Иванович занялся в 1873 году. Специалисты высоко оценили и этот его талант.Он вылепил по фотографиям бюст отца. Затем лепит с натуры бюсты дворника, кучера.Ему позируют Н.В. Неврев, Г.Н. Федотова. Он создаёт бюст композитора Булахова. Попамяти Савва Иванович создаёт бюст В.А. Гартмана, который скоропостижно скончалсяв 1873 году, и этот бюст отвозит в Рим, чтобы перевести его в мрамор. Работа понравиласьвсем, кто был знаком с покойным.
Помощьмолодым художникам. Савва Иванович стал перестраивать свой дом, готовясь к приездудрузей-художников. Всю жизнь он будет совершенствовать свой дом, чтобы создать наилучшиеусловия для их жизни и творчества. Он создаст в нём кабинет, который со временемпревратится в театр, мастерскую для своих талантливых современников. В течение двухлет он нечасто, неназойливо повторяет им свои приглашения. В 1877 году В.Д. Поленови И.Е. Репин приезжают в Москву, где они нашли радушный приём и широкие возможностидля творчества. В Москве образовался художественный кружок, о котором они все мечталив Италии. Москва сразу дала художникам материал для работы, вдохновила их. Так,В.Д. Поленов в первые же месяцы своей жизни в Москве написал картину «Московскийдворик», которую с выставки купил П.М. Третьяков. И.С. Тургеневу тоже понравилосьэто полотно, и он едет к Поленову в мастерскую и просит выполнить для себя повторение.
ХудожникВалентин Серов познал в семье Саввы Ивановича и Елизаветы Григорьевны Мамонтовыхрадость беззаботного детства, а повзрослев, полную удовлетворённость своим трудом.Здесь вместе с ним взрослела Веруша Мамонтова — дочь Саввы Ивановича, знаменитая«Девочка с персиками».
Замечательныйхудожник В.М.Васнецов в самом начале творческого пути нуждался как в материальнойподдержке, так и в личном, духовном общении. С Саввой Ивановичем его познакомилРепин в 1878 году. О их первой встрече Васнецов вспоминал: «…Он поразил меня и привлёкдаже своей наружностью: большие сильные… волевые глаза, вся фигура… складная, энергичная,богатырская…, обращение прямое, открытое – знакомишься с ним…, а кажется, что ужедавно был с ним знаком…».
Мамонтовпостоянно давал Васнецову заказы: рисунки для школы, которая была выстроена и открытаМамонтовым в Абрамцеве, картины для неё же, многое для Абрамцевской церкви. «Моитам работы: …образ «Богоматери», «Преподобный Сергий» и несколько других малых образов.Своей рукой я расписал клиросы, …пришлось набирать мозаику пола с рабочими…» Васнецовмногие годы ощущал к себе внимание, отношение чистого, неравнодушного сердца. Онхранил и любил перечитывать написанные ему Саввой Ивановичем строки: «Если ты бодр,здоров и весел, это всё, что нужно, и за успехом в работе дело не станет. Если тыстанешь… предаваться какой-то непонятной мировой скорби (сколько доброго семенисгорало на этой негодной почве), то напиши мне, я изругаю тебя… Знай, что ты прочносидишь в сердцах людей, выразивших тебе свою дружбу неподдельно и искренно. А ведьэто сознание — хорошее подспорье в жизни. Сколько людей на свете идут тропой злобытолько потому, что окружающие равнодушны к ним…» Спустя годы Васнецов напишет оМамонтове, что его роль во многих «областях общественной жизни значительна, какличности одарённой, творческой… Кто знал его или только раз встретился с ним, тотего уже не забудет… Он …привлекал к себе… особенной чуткостью и отзывчивостью ковсем тем чаяниям и мечтам, чем жив и живёт художник… С ним было легко работать…».
Сохранилблагодарность к С.И. Мамонтову ученик Саврасова и Поленова — художник КонстантинКоровин. Успехом у публики он ещё не пользовался, когда Савва Иванович угадал егоскрытые таланты и пригласил к себе после окончания училища, предложив писать декорациии рисунки костюмов. Коровин нашёл в доме Мамонтовых родственную любовь и заботу.
Давнопризнан художник М.А. Врубель. Но этого не было при его жизни. В доме МамонтовыхВрубель обрёл душевное равновесие, уверенность. Здесь в большом кабинете Саввы Ивановича,мгновенно подчинившись общему творческому настроению, Врубель написал «Демона».Вот строки из его письма: «Обстановка моей работы превосходная — в великолепномкабинете Саввы Ивановича Мамонтова…». «Я занят, — писал он сестре в конце 90-х годов,-… постройкой (по моему проекту) пристройки к дому Мамонтовых в Москве с роскошнымфасадом, в римско-византийском вкусе… Скульптура вся собственноручная…».
Вжизни Московского художественного кружка в разной степени принимали участие В.И.Суриков, М.В. Нестеров, Аполинарий Васнецов, И.И. Левитана, Сергей Малютин, СергейКоровин, Н.В. Неврев, А.А. Киселёв, В.А. Симов, П.А. Спиро, И.Е. Бондаренко, Н.Н.Ге,мастер-кирамист Петр Ваулин. Все участники Московского художественного кружка работалиочень много, труд составлял смысл и счастье жизни. Благодаря кругу друзей, собиравшихсяпод крышей дома Мамонтовых, художником-пейзажистом и собирателем живописи древнерусскиххудожников стал Илья Семёнович Остроухов.
Мамонтовскаяопера.
9января 1885 года в Москве, в Камергерском переулке, в помещении бывшего театра ЛеозноваСавва Иванович открыл театр под названием Московская частая русская опера, котораястала началом великого преобразования сцены. Московская частная русская опера, работавшаяв 1885-1888, 1896-1905 под разными названиями, прочно вошла в историю нашей культуры,она пропагандировала произведения русских композиторов, объединяла крупнейших деятелейразличных областей русского искусства. Московская частная русская опера дала мируФ.И. Шаляпина. На её подмостках начался расцвет творчества и многих других гениальныхартистов. Дирижёрами здесь работали М.М. Ипполитов-Иванов, ещё молодой, но уже имевшийопыт работы в Тифлисской опере, и С.В. Рахманинов, которого пригласили сюда сразупосле окончания консерватории. Спектакли, поставленные на сцене Московской частнойрусской оперы, оставили о театре добрую память, сделали его драгоценным камнем вкороне, венчающей искусство Москвы.
Театрально-декоративноеискусство в России, по существу, начинается с Московской частой русской оперы, спривлечения к работе в ней крупнейших художников того времени, таких как братьяВаснецовы, В. Поленов, И. Левитан, К. Коровин, М. Врубель, С. Малютин, В. Серов,А. Головин, которые принимали живое участие в театре потому, что поняли величиеи значение стремлений Мамонтова и поддержали «аккорд цельный, прямой, чистый», «мажорзвенящий и захватывающий», создание в театре произведений искусства высокого, одухотворённого.В Московской частой русской опере роль художника была поднята на небывалую до тогов театрах высоту.
Влюбом артисте Московской частой русской оперы Савва Иванович, прежде всего, виделчеловека и делал всё возможное, чтобы способствовать не только развитию певца-актёра,но и его личности. «Нам молодым артистам приятно было работать и учиться под егоруководством: человек неутомимой энергии и исключительной работоспособности. Онбыл сам примером», — писал М.Д. Малинин, о приходе которого на сцену С.И. Мамонтовписал: «… нам бог послал такого роскошного баритона…». В этом театре начинали свойтворческий путь А.В. Секар-Рожанский, Н.В. Салина, Т.С. Любатович, Е.Я. Цветкова,В.Н. Петрова-Званцева, жена художника М.А. Врубеля — Н.И. Забела-Врубель и Ф.И.Шаляпин, которого на первых же репетициях поразили сердечные отношения между актёрами.
Первымспектаклем была «Русалка» А.С. Даргомыжского. Первое представление Московской частойрусской оперы критика приняла плохо. Потребовалось немало мужества, чтобы устоять.Савва Иванович был далёк от мысли о мгновенной победе. Он не искал славы для себя,он не хотел, чтобы его имя появлялось в афише. Официально директором театра числилсяКротков, затем Винтер. Савва Иванович хотел славы русской музыке, русскому искусству,потому что «ни в одной цивилизованной стране Европы отечественная музыка не находитсяв таком загоне, как у нас в России». Не «я», но совершаемое дело важно, поэтомуне смогли остановить его в этом стремлении плохие рецензии. Молодой состав труппытеатра, набранной Саввой Ивановичем, поверил в него, в своего неофициального руководителя.Успех и признание современников пришли. Как правило, билеты в Частную русскую оперубыли значительно дешевле, чем в остальные театры, тем самым Мамонтов дал возможностьнебогатым людям познакомиться с отличными образцами оперного искусства.
Насцене Московской частной русской оперы впервые были поставлены оперы таких замечательныхрусских композиторов, как Кюи, Римский-Корсаков, Мусоргский, Глинка, Даргомыжский,Бородин, произведения, которых не принимала дирекция Императорских театров. И современникивысоко оценили, что Мамонтов с особенной любовью относится к постановке опер отечественныхкомпозиторов. Многих художников, актёров, композиторов Савва Иванович поддерживали материально. Например, В.С. Калинников был тяжело болен и сильно нуждался. КогдаМамонтову о нём рассказали, то он немедленно познакомился с Калинниковым и перевёзего в Ялту, создал там все необходимые условия для жизни и творчества этого гениальногокомпозитора.
СавваИванович имел особый дар намного раньше, чем другие, уловить в человеке талант.Широко, открыто шел он навстречу творчеству, искреннему порыву его, мастерству,живой деятельной мысли, оказывал помощь, не ожидая просьб. В жизни Московского художественногокружка роль Мамонтова не ограничивалась умением понимать искусство, умением ценитьталантливого человека, хлебосольством и радушием хозяина дома. В общении с художникамираскрылись и другие таланты Саввы Ивановича, дар режиссёра, художественного руководителятеатра. Мамонтовы регулярно устраивали любительские спектакли, послужившие основойМосковской частной русской оперы. Савва Иванович писал прекрасные стихи и пьесы.«…Многие пьесы ставились на домашней сцене с успехом», — вспоминал В.М. Васнецов.Всё окружение Саввы Ивановича: его жена и дети, «братья Саввы Ивановича, и их семьи,племянницы, племянники – все жили искусством, сценой, пением в этом веющей художествоматмосфере и все оказывались под волшебным жезлом дяди Саввы прекрасными, чуть негениальными артистами…».

4.Меценаты Самары и Самарской области
В XIX – начале XX века наиболееизвестными меценатами в Самаре были К.П. Головкин, В.А. Курлина, М.Д. Челышов ибратья Шихобаловы. Братья Шихобаловы славились своей благотворительностью. Наибольшимразмахом среди братьев выделялся Антон Николаевич. Он являлся членом почти всехсамарских благотворительных и многих просветительских обществ и за свою благотворительностьбыл награжден золотыми медалями всех степеней, орденами Станислава и Анны, знакомКрасного Креста. Он заслужил звание почетного гражданина Самары, а 1 января 1907года был пожалован в звание коммерции советника. А.Н. Шихобалов жертвовал деньгина строительство большого количества церквей и учебных заведений при них в Самареи ее окрестностях. В Самаре практически полностью на его средства были построеныцеркви Покровская и Ильинская. Кроме того, он был старостой Свято-Троицкого женскогомонастыря Бузулукского уезда. При монастыре была открыта церковно-приходская школа,в которой обучались дети разных сословий. Дети жили в монастыре на полном обительскомсодержании. В Самаре А.Н. Шихобалов принял активное участие в постройке Кафедральногособора, он содержал и украшал его за свой счет.
В 1893 году Шихобалов отдалпод богадельню для престарелых и увечных людей и странноприимный дом двухэтажныйкаменный особняк. Обеспечил Антон Николаевич Шихобалов и построенную им же возлеПокровской церкви по последнему слову техники больницу. Были здесь рентгеновскийкабинет, водолечебница, специальный кабинет для электротерапии и электродиагностики,две операционные, аптека, буфет и кухня. Половина из пятидесяти больничных кроватейздесь были бесплатными.
Заметный след в общественнойжизни города оставил купец 1-й гильдии Михаил Дмитриевич Челышов. Он всегда заботилсяоб образовании. М.Д. Челышов участвовал в работе 3-й Государственной Думы. Его деятельностьв Думе явилась продолжением его антиалкогольных мероприятий в Самаре. В 1902 годуЯ.Я. Тейтель вместе с М.Д. Челышовым создал в Самаре детский сад с целью предупрежденияупотребления спиртных напитков подростками. Михаил Дмитриевич был автором этой идеи.Тейтель собрал необходимые деньги и стал первым заведующим этого детского сада.М.Д. Челышов встал на трудный и рискованный путь. Только в стотысячной Самаре тогдабыло свыше 450 пивных и около 400 трактиров, и тысячи людей кормились с пьяногодохода.
Вкультурной жизни города Самары нельзя не отметить деятельность купца 2-й гильдииК.П. Головкина. Можно справедливо отнести К.П. Головкина к родоначальникам краеведческойработы, понимая это в самом широком плане. Он непосредственно участвовал в рождениисамарского кружка художников, в развитии его выставочной деятельности, в становлениимузейного дела, видя в этом высокие задачи художественно-нравственного воспитаниясвоих земляков, занимался археологией, изучал, собирая материалы, историю городаи его архитектуру. Челышов успел многое сделать для Самары с 1909 по 1912 годы.Конечно, не всегда эти начинания были научно совершенны, но Головкин был убежденв их плодовитости и значимости для дальнейшего развития культуры Самарской губернии.
Альфредфон Вакано. В 1902г. Вакано дарит под детский сад для бездомных и сирот большойземельный участок вблизи Молоканского сада, у губернской земской больницы, принимаетживое участие в работе губернского комитета по фабричным и горнозаводским деламприсутствия, будучи его членом и представляя в нем интересы местных фабрикантови заводчиков, является многолетним бессменным членом местного управления Российскогообщества Красного Креста, гласным Самарской городской думы, возглавляет ремесленныйприют-училище, входит в состав попечительского совета частной женской гимназии Харитоновойи губернского Алексеевского комитета по призрению детей лиц, погибших в войне сЯпонией, состоит членом Самарского отделения попечительства императрицы Марии Александровныо слепых и других учреждений. В 1914г. вошёл на правах члена-учредителя в составгубернской ученой архивной комиссии.
7августа1914г. Альфред Филиппович обратился в Самарскую городскую думу с письмом:
«Считаядолгом гражданина не остаться безучастным к тем испытаниям, которые переживает Россия,имею честь представить в распоряжение Городского общественного самоуправления нацели содержания и лечения раненых в боях русских воинов новую, вполне оборудованнуюбольницу в 30—35 коек, находящуюся в г. Самаре на углу Николаевской и Хлебной улицв доме Товарищества Жигулевского пивоваренного завода, причем в течение всейвойны я принимаю на себя обязанность содержания и лечения поступающих туда раненых».
АльфредуВакано была выражена благодарность. Тем не менее, в 1917г. Зубчанинов сообщил гласнымдумы, что Альфред Вакано, высланный два года назад из Самары по обвинению в шпионаже,арестован в Бузулуке новой властью. Он попрекнул своих коллег за то, что они в самомначале войны против Германии приняли от такого человека дар в 36 тысяч рублей.
Леони́дВи́кторович Михельсо́н (11 августа 1955 года, Каспийск) — российский предприниматель,генеральный директор, председатель правления и крупный акционер российской газовойкомпании ОАО «Новатек». Родился 11августа 1955г. в Каспийске.
ТакжеЛеонид Михельсон занимает должность председателя правления компании «Итера», котораязанимается нефтью и газом. Кроме того, Леонид Михельсон занимает должность главногодиректора ОАО «Пур-Лэнд». Леонид Михельсон является страстным поклонником спортаи даже спонсирует две команды: футбольную «Крылья Советов» и баскетбольную «НОВА».За свою деятельность и достижения Леонид Михельсон был награждён орденом «Знак Почёта».
В2005 году бизнесмен основал художественную галерею «Виктория» в городе Самаре, котораяи по сей день открыта для современных художников. В галерее регулярно проводятсявыставки, которые соответствуют европейскому уровню. Также галерея курирует образовательныепроекты.
Поверсии журнала Forbes от 8 марта 2007 года, его личное состояние было оценено в $4,3млрд. Леонид Михельсон занимает 17 позицию в рейтинге самых богатых людей России.
Деятельностьв рамках благотворительности и меценатства Шихобаловых, М.Д. Челышова, К.П. Головкина,А.Ф. Вакано, Л.В. Михельсона может служить примером для современных бизнесменови предпринимателей.

Заключение
Япровела исследовательскую работу по теме «Меценаты России». Тема меценатства актуальнаво все времена. Во все века происходят и спады, и подъемы в различных сферах искусства,науки, образовании.
Искусствоберет свое начало с появления человечества, начиная с наскальной живописи и продолжаясовременные традиции.
Необходимо,чтобы искусство в любой форме своего проявления было доступно всем. Необходимо,чтобы как можно чаще проводились выставки, вернисажи, конкурсы, фестивали. Людихотят приобщаться к прекрасному. Для этого требуется материальная поддержка, денежныевложения.
Благодарятаким людям, о которых рассказано в моей работе, русские музеи посещают миллионылюбителей изобразительного искусства. Русская театральная школа – одна из лучших,русская опера и балет считаются лучшими в мире. В наше время тоже находятся люди,желающие помочь культурному возрождению России – это бизнесмены, депутаты. Хочетсяверить, что их будет больше и их имена также войдут в историю.

Информационныересурсы
1.  Аверьянова О.И. Отечественнаямузыкальная литература ХIХ века – М 2002.
2.  Безрукова Д. Третьяков и историясоздания его галереи – М 1970.
3.  Власова Р.И. – Русское театрально-декорационноеискусство начало ХХ в. – М 1984.
4.  Володарский В.М. ГосударственнаяТретьяковская Галерея – л 1989.
5.  Дмитриева Н.А Жизненный путьМамонтова – М 1999.
6.  Красовская В. – Русский балетныйтеатр начала ХХ в. – М 1971.
7.  Пожарская М.Н. – Русские сезоныв Париже – М 2008.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.