Контрольнаяработа по истории искусств:
Введение висторию искусств
Месопотамскаякультура и космогонические мифыДревнего Шумера
выполнил:
проверил:
План
Глава 1. Общие сведения о ДревнемШумере
1.1 Географическое положение иприродные условия
1.2 Население и история
1.3 Письменность
Глава 2. Шумерский пантеон
Глава 3. Космогонические мифы
Заключение
Список литературы
Глава 1. Общиесведения о Древнем Шумере
1.1 Географическоеположение и природные условия
От гор Армении на севередо Персидского залива на юге, от горных областей Ирана на востоке доСирийско-Месопотамской степи на западе протянулась обширная территория,названная древнегреческими географами Месопотамией. Сейчас это в основном территорияИранской республики. Евфрат и Тигр берут свое начало на Армянском нагорье ивпадают в персидский залив. Воды рек несли ил, который содержал растительныеостатки и растворенные соли горных минералов и во время половодья оставался наполях, удобряя их. Однако для того, чтобы в долине междуречья можно былозаниматься земледелием, необходим был целый комплекс мелиоративных работ,осуществлявшихся круглый год. Приходилось бороться с засоленностью почв отнасыщенных минеральными солями речных и подпочвенных вод, использовавшихся дляорошения, а также от недостатка дождевой влаги, промывающей почву. Угрозу дляплодородия месопотамских земель представляли сильные ветры из района пустынь,приносившие тучи песка. А ветры, дувшие с залива, гнавшие на берег большиеволны и поднимавшие уровень воды в Тигре и Евфрате, могли привести к сильнымнаводнениям[1].
1.2 Население иистория
С уверенностью можноконстатировать наличие шумерского населения на крайнем юге Месопотамии послепоявления письменности на рубеже IV – III тыс. до н.э., но точное времяпоявления шумеров в долине Тигра и Евфрата пока установить трудно. ПостепенноШумеры заняли значительную территорию Месопотамии, от Персидского залива на югедо места наибольшего сближения Тигра и Евфрата на севере.
На территории Месопотамиис VII по IV тысячелетие до н.э. шло разложение первобытнообщинного строяи создавались предпосылки возникновения классового общества.
В начале III тыс. до н.э. образовались первыенебольшие государства в южной части страны, в исторической области Шумер.Период, охватывающий XXVIII– XXIV вв. до н. э., носит названиеРаннединастического. Следующий период (XXIV – XXIIIвв.) характеризуется созданием обширных, так называемых деспотических монархий.Политический центр перемещается в центральную часть Месопотамии, где возникаетгосударство Аккад, объединившее под своей властью Шумер и северные областиМесопотамии. От Аккадского царства, рухнувшего под властью кутиев, гегемония вМесопотамии переходит к Шумеро-Аккадскому царству[2].
1.3 Письменность
Месопотамия – один изважнейших центров мировой культуры. Первопроходцами на пути создания этой культурыбыли шумеры, достижения которых были усвоены и развиты дальше вавилонянами иассирийцами. Начальные этапы месопотамской культуры были ознаменованыизобретением своеобразного письма (в кон. IV тыс. до н.э.), несколько позднее превратившегося в клинопись.Именно клинопись стала стержнем месопотамской цивилизации, объединявшим все еёаспекты и позволявшим сохранять традиции. Когда клинопись стала окончательнозабыта, вместе с нею погибла и месопотамская культура (существовавшая до I в до н.э.). Однако её наиболееважные ценности были восприняты персами, арамеями, греками и другими народами ивошли в сокровищницу современной мировой культуры[3].
Глава 2. Шумерскийпантеон
История формирования иразвития мифологических представлений прослеживается на материалахизобразительного искусства приблизительно с сер. VI тыс. до н.э., по письменным источникам – с нач. III тысячелетия[4].
Шумерская художественнаялитература состоит из мифов, эпических поэм, гимнов, надгробных плачей,«летописей» и поучений. В настоящее время исследователям известны целиком или вбольшей своей части 20 шумерских мифов, повествующих о сотворении и устройствевселенной, о рождении богов, об их дурных и добрых деяниях, о сотворениичеловека, о потопе, ниспосланном в наказание людям, о тайнах смерти иподземного царства[5].
Ко времени образованияпервых шумерских городов-государств, видимо сформировалось представление обантропоморфном божестве. Божества – покровители общины являлись в первуюочередь олицетворением творящих и производительных сил природы, с которымисоединяются представления о власти военного вождя племени-общины, совмещённые сфункциями жреца. В каждом городе-государстве сохранились свои божества-герои.До кон. III тыс. до н.э. не было единогосистематизированного пантеона[6].
В III тыс. до н.э. в Шумере можнонасчитать – по крайней мере, по именам – несколько сот богов. Главнейшими средиэтих сотен божеств были бог неба Ан, бог воздуха Энлиль, водяной бог Энки ивеликая богиня-мать Нинхурсаг.
Бог неба Ан некогда считался у шумеров главнымбожеством всего пантеона, хотя в дошедших до нас источниках, восходящихпримерно к 2500 г. до н.э., эта роль приписывалась уже богу воздуха Энлилю.Городом-государством, где находилось главное святилище Ана, был Урук.
Итак, главенствующимбожеством стал бог воздуха Энлиль[7].
Исследователь В.Емельянов утверждает: Ан – старейшина богов, существовавший ещё доотделения Неба и Земли. Он никогда не изображается действующим, но всегдасоветующим.
Энлиль (чьё имя переводится как «господинДуновение») – божество со множеством функций, сводящихся к одному ядру. Онповелитель воздуха и ветра, властитель мира, расположенного между небом иземлёй; он второй глава Собрания богов, утверждающий царя на престоле; онгосподин чужих стран; он предводитель всех внешних сил местности; он устроительгибельного потопа. Энлиль – покровитель естественных законов, и прежде всегозаконов биологического возраста, старения и смерти. Он устраивает потоп потому,что вечная жизнь шумерских городов была бы противоестественной. Город Энлиля –Ниппур.
Энки («господинЗемли») – сила, вомногом противоположная Энлилю. Это, прежде всего, повелитель пресных иподземных вод; это создатель и покровитель человечества; это умелец, искусник имаг, обучающий своим хитрым искусством младших богов, с тем, чтобы они передалиего премудрость людям. Энки любит преодолевать естественный закон. Энки лечитбольного, восстанавливает чистоту осквернённого, покровительствует любойпопытке изменить предопределение и исправить естественное положение дел[8].
Четвёртым созидательнымбожеством, как пишет С. Крамер, была богиня-мать Нинхурсаг, известнаятакже под именем Нинмах («высокая госпожа»). Кроме того, Нинхурсаг имелаимя Нинту («госпожа, давшая жизнь»). Она считалась покровительницей всехживых существ, богиней-матерью[9].
Димузи («истинныйсын») – божествовесенних процессов и покровитель скотоводов (поощряет размножение скота). Вканун летнего солнцестояния Димузи уходит в подземный мир, передавая земле своюплодоносную силу.
Инанна («госпожанебо») – богиняпланеты Венера, олицетворяет силу любовной и воинской страсти. Инанна воплощаетстихийную силу природы и человеческие эмоции, а также во многом являетсяолицетворением женского начала в природе и обществе[10].
Во главе области мирамёртвых стояли супруги Нергал и Эрешкигаль, а решения принимали внём грозные судьи людей Ануннаки[11].
Второе поколениешумерских богов ярче всего представлено богами Луны (Нанна), Солнца (Уту) имирного труда (Нинутра)[12].
В. Емельянов определяетспецифику шумерского понимания божества6 шумеры видели в своей религии преждевсего начало возвышенное, упорядоыенное и светоносное. Об этом говоритнаписание слова «бог» — знак, обозначающий одновременно небо, звезду и властителянебесных звёзд Ану. В божестве важна не сила и способность наделять мирразличными благами, а удалённость от суеты здешней жизни, ясный свет,испускаемый с небес на землю, и обладание наглядно воспроизводимыми законами,которым должно подчиняться всё мироздание[13].
Глава 3.Космогонические мифы
Понятий «вселенная»,«космос» в шумерских текстах не существует. Когда есть необходимость говорить оцелостности мира, употребляется составное слово Ан-Ки («Небо – Земля»).Считается, что до возникновения мира Небо и Земля были единым телом, изкоторого затем появились все сферы мира[14]. Вот что рассказывает обэтом шумерский миф «Гора небес и земли»:
«Когда-то небо и землябыли слиты, и не было на них ни травы, ни тростника, на деревьев, ни рыб, низверей, ни людей. Были они как одна гора в пространстве, заполненном вечнымиводами дочери океана Намму, праматери всего сущего. Произвела она из себя Ану иКи, сына и дочь, и поселила их раздельно. Ану – на вершине горы, а Ки – внизу,под её подножием. Когда дети подросли, они стали крутить головами и искать другдруга. И свела и Намму, соединила как мужа и жену. И родила Ки владыку Энлиля...
Потом Ки произвела насвет от Ану ещё семерых сыновей, семь могучих стихий, без которых не было бысвета и тепла, влаги, роста и процветания. Затем по воли Анну у Ки родилисьмладшие боги, помощники и слуги Анну – ануннаки»[15].
Шумеры объяснялипроисхождение вселенной следующим образом:
1. Вначале былпервозданный Океан.
2. ПервозданныйОкеан породил космическую гору, состоявшую из земли, объединённой с небом.
3. Созданные как богив обличье человека, бог Ан (небо) и богиня Ки (земля) породила бога воздухаЭнлиля.
4. Бог воздухаЭнлиль отделил небо от земли[16].
«Разорвали Ан и Энлильгору. Поднял вершину Ану вверх, а Энлиль опустил плоское подножие вниз. Такпоявилось небо в виде свода и Земля, как плоский диск с неровностями, горами иущельями, ибо гора был разорвана, а не разрезана ножом»[17].
Брак Энлиля сматерью-землёй положил начало устройству мира – сотворению человека, животных,растений и созданию цивилизации[18].
Список литературы
Источники:
1. Немировский А. И. Мифы Древности:Ближний Восток. М., 2001.
Исследовательская литература:
2. Емельянов В. В. Древний Шумер:очерки культуры. СПб., 2001.
3. Крамер С. Н. История начинается вШумере. М., 1991.
4. История Древнего Востока / Подред. В.И. Кузищина. М., 2001.
Справочные издания:
5. Мифы народов мира. Энциклопедия в2 тт. / Гл. ред. С. А. Токарев. Том 1. М., 1991.
6. Мифы народов мира. Энциклопедия в2 тт. / Гл. ред. С. А. Токарев. Том 2. М., 1991.