Курсовая работа
по предмету: «Социология культуры»
на тему:
Культура: компоненты, функции,единство и разнообразие культур
Содержание
1. Компоненты культуры
1.1 Нормы
1.2 Ценности
1.3 Символы и язык
2. Функции культуры
3. Единство и разнообразие культур
3.1 Культурные универсалии
3.2 Культурная интеграция
3.3 Этноцентризм
3.4 Культурный релятивизм
3.5 Аккультурация
3.6 Субкультуры и контркультуры
3.7 Глобализация культуры
Список литературы
Введение
Жизнь общества,социальная структура (институты и взаимодействующие группы), характеррегулирования отношений между людьми определяются культурой. Понятие «культура»чрезвычайно многозначно. Для его уточнения исследователи используют массупредикатов (специальных определений), выделяя, например, технологическую,цивилизационную, философскую, управленческую, религиозную, политическую,музыкальную, физическую культуру, городскую и сельскую, этническую и молодежнуюи др.
Культура — это системаконструктивных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм,совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных впредметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемыхпоследующим поколениям. Она включает в себя нематериальную культуру — созданныечеловеком абстракции, такие, как ценности, верования, символы, нормы, обычаи иустановленные принципы, и материальную культуру — физические артефакты илипредметы — каменные топоры, компьютеры, набедренные повязки, смокинги,автомобили, картины, гамаки и крытые стадионы. Культура — это основа,позволяющая людям интерпретировать свой опыт и направлять свои действия, в товремя как общество представляет собой сети социальных отношений, возникающихмежду людьми.
Культура — это то, чтовыделяет человеческое общество из животного мира. Культура есть среда,искусственно созданная при помощи языка, мышления и символических значений.
1.Компоненты культуры
1.1 Нормы
культура субкультураглобализация
Благодаря культуре уиндивида образуется определенная система общих мировоззренческих представлений,на основе которой он может строить свои действия. Наличие у множества индивидовсходных однопорядковых представлений и делает возможным общество как единоецелое. Кроме того, культура дает возможность ориентироваться в социальном мире,так как снабжает человека системой «указателей» — запретов, поощрений,императивов. Подобные указатели — это социальные нормы (обычаи, нравы, законы),ценности, символы и язык.
Живя в обществе, человек долженпонимать, какие действия общество дозволяет, а какие нет. Только при этомусловии в повседневной жизни будет порядок. Только так можно определить, какогоименно поведения мы имеем право требовать от других, а другие от нас. Например,когда мы заходим в магазин, поступаем в колледж, вступаем в брак илиустраиваемся на новую работу, мы уже имеем некоторое представление относительнотого, что ожидается от нас и других в данной обстановке. Такие ожидания и естьсоциальные нормы. Нормы — это правила поведения, ожидания и стандарты,регулирующие взаимодействия между людьми, указывающие на дозволенное инедозволенное поведение в определенных ситуациях. Они предписывают нам, что мы«должны», что нам «следует» и чего мы «не должны» или чего нам «не следует»делать. Например, во всех культурах существует достаточно большой свод правил,касающийся таких вопросов, как сексуальные отношения, собственность ибезопасность.
Нормы помогают намориентировать свое поведение по отношению к другим людям. Нормы позволяютосуществлять действия таким образом, чтобы они не шли вразрез с действиямидругих. Но это также и цели. Мы приписываем им независимое существование,рассматривая их как само собой разумеющиеся. Они становятся стандартами, спомощью которых индивиды оценивают действия друг друга и вознаграждают илипорицают различные типы поведения. Некоторым нормам, называемым «нравами», людипридают очень большое значение, строго наказывая нарушителей. Другие нормы,называемые «обычаями», рассматриваются как менее значимые и соблюдают их нестоль ревностно.
Обычаи и представленияотносятся к привычным и обыденным условностями, которых мы придерживаемся всвоей повседневной деятельности. Мы принимаем ванну, чистим зубы,причесываемся, носим туфли или сандалии, машем рукой в знак приветствия, косимтраву на лужайке перед домом и спим в кроватях. Людей, которые нарушаютусловности, мы рассматриваем как «чужаков» и даже как людей «странных». Однако,как правило, мы не придаем морального значения условностям. Например, можносчитать человека в грязной одежде неряшливым, но не безнравственным, а людей,опаздывающих на назначенную встречу, беспечными и невнимательными, но незлоумышленниками. Сплетни и насмешки способствуют возникновению условностей.
Нравы. Менее благосклонноотносятся к нарушителям нравственных норм. Убийства, кражи, изнасилования, педофилиявстречают в цивилизованных странах резкое неприятие и строго наказываются.Нравственность рассматривается как существенный элемент для обеспечения благосостоянияи жизнеспособности общества.
Нравственности обычнопридается важное значение, и те, кто ее нарушает, считаются безнравственными,злыми и порочными. Поэтому наказание нарушителей нравственных норм обществавесьма сурово; их могут заключить в тюрьму, изгнать, искалечить или подвергнутьпыткам и даже казнить.
Обычаи и нравы, какправило, проводятся в жизнь людьми, действующими спонтанно и сообща.
Например, антропологРоберт X. Лоуи писал, что индейцы из племеникроу наказывали тех, кто совершал поступки, серьезно противоречащие моральнымустоям. Вечером любой мог спросить соплеменников: «Вы слышали о таком-то?»Затем под громкий смех собравшихся все обсуждали проступок провинившегося самымязвительным образом и делали это на протяжении всего вечера. Виновный испытывализ-за насмешек своих товарищей такой стыд что мог покинуть общину и не возвращатьсятуда до тех пор, пока не искупит свой грех.
Законы. Нравы обществаявляются важным источником законов. Законы — это правила, которые проводятся вжизнь специальной политической организацией людей, пользующихся правомприменять силу. Как отмечал антрополог Э.А. Хебель, основой правовогопринуждения является общее согласие на применение физической силы, в видеугрозы или фактически, уполномоченной на это стороной, законным образом и вобусловленное законом время. Люди, которые отправляют правосудие, могутвоспользоваться физической силой с малой вероятностью возмездия третьейстороны. Законы являются обычно результатом осмысления, целенаправленногопланирования и официальной декларации. Они могут быть изменены быстрее, чемобычаи и нравы.
1.2 Ценности
Если нормы — это правилаповедения, то ценности — это общие представления, разделяемые большей частьюобщества, относительно того, что желательно, правильно и полезно. Ценностиносят общий и абстрактный характер и не указывают конкретно, какие типыповедения приемлемы, а какие нет. Ценности дают критерии, с помощью которыхоценивают события, предметы и людей по их относительным достоинствам, красотеили моральным качествам. В рамках европейской культуры к основным ценностямотносятся успех в работе, материальный комфорт, индивидуальная свободасамовыражения, прогресс, рациональность, патриотизм и демократия. Люди склонныобращаться к ценностям, когда им необходимо принять какое-то важное решение.
Иногда различные нормыбазируются на одних и тех же ценностях. Ценность свободы, например, всекулярных странах принимает совершенно иные формы, чем в религиозных. Дляграждан секулярных стран она формулируется в юридических правах личности —свободы слова, вероисповедания и других, предусмотренных в конституции. В исламскихстранах степень допустимой свободы определяется на основе шариата. Два французамогут высказываться в пользу социального равенства; однако один из них можетвыразить свое отношение, поддерживая программы, направленные на устранениедискриминации по полу, цвету кожи и т.д., например, при найме на работу илипоступлении в учебное заведение, а другой, протестуя против такогозаконодательства и отдавая предпочтение законам о гражданских правах, вообще нерассматривающих различия в расовой принадлежности.
Ценности не выбиваются вграните на все времена. Они изменяются от поколения к поколению. Многиероссийские мальчишки 60-х годов, под влиянием полета Ю. Гагарина в космосхотели стать космонавтами. В 90-е годы у нас престижным стало занятие бизнесом,умение заработать большие деньги. Коренным образом также различаются взгляды навзаимоотношения полов (например, добрачные половые связи) у поколения ветеранови нынешней молодежи.
1.3 Символыи язык
Нормы и ценности — это тов социальной жизни, чего мы физически не ощущаем. Социологи называют ихнематериальной культурой. Но если они физически не существуют, как с нимиобращаться? Как в повседневной жизни говорить друг с другом о правилах инормах, как их мысленно «прокручивать» и как оценивать поведение других сучетом этих правил? Ответ подсказывают символы. Символы — это действия илиобъекты, которые воспринимаются обществом как эквивалент чего-то другого. Ониобозначают различные вещи, которые одинаково понимаются разными людьми. Кпримеру, слово «телефон» — символ, который, будь он произнесен или написан,обозначает физический объект. Он приобретает смысл средства общения, посколькусимвол и объект взаимосвязаны. Следовательно, символы — это код или своего родастенограмма для обозначения окружающего нас мира.
Формы символов различны,например жесты — позы или телодвижения, которые обладают социальнойзначимостью. Если в знак отрицания русские качают головой, то жителиАдмиралтейских островов для выражения негативной реакции быстро касаются носапальцем правой руки, а турки демонстрируют отрицательное отношение ксказанному, откидывая голову назад и прищелкивая языком; ясно, что вевропейской культурной среде эти жесты будут истолкованы неправильно. Такиепредметы, как флаги, картины, иконы, эмблемы и форменная одежда, такжеприобретают функцию социальных символов.
Самые важные символысодержатся в языке — социально структурированной системе звуковых образов (слови предложений) с конкретным и неоднозначным смыслом. Язык — это краеугольныйкамень любой культуры. Это главное средство, с помощью которого люди передаютдруг другу идеи, информацию, взгляды и эмоции. Это основной способ длячеловечества создавать культуру и передавать ее из поколения в поколение.
2. Функциикультуры
Как комплекс всехперечисленных элементов культура выполняет в обществе ряд важных функций.Первая и, по мнению многих исследователей, главная функция культуры — коммуникативная.Культура — это универсальная система общения людей на всех уровнях, отмежиндивидуального до уровня поколений. Посредством нашей национальнойкультуры, к примеру, через классическую литературу, мы продолжаем и сейчасобщаться с поколениями Пушкина и Блока.
Еще одна функция культуры— прогностическая. Поскольку культура предполагает определенные модели поведенияи ценности, то исходя из требований культуры можно предсказать, как поведетсебя средний носитель этой культуры в той или иной жизненной ситуации. Общениес другими людьми было бы очень затруднено и даже невозможно, если бы мы немогли хотя бы приблизительно прогнозировать их поступки, ответные реакции ит.д. Культура играет у человека ту же роль, что у животных — инстинкт. Вотличие от животных, поведение которых целиком инстинктивно, человек необладает врожденными моделями поведения. Он научается им, воспитываясь вкультуре. В рамках одной и той же культуры индивиды приобретают сходные моделиповедения и знают, чего можно ожидать друг от друга.
Третья функция культуры —идентификационная. Культура дает возможность индивиду ощутить своюпринадлежность к группе через общие с ней ценности, символы, модели поведения ит.д. На основании общих ценностей возникает эмоциональная связь, объединяющаячленов единой группы. Например, принадлежность к религиозной общности мусульманвызывает чувство сопричастности определенным традициям и чуждости другим.
Наконец, четвертаяфункция — адаптационная. По мнению американского антрополога К. Клакхона,культура позволяет индивиду адаптироваться к своему окружению, помогая емурешать проблемы выживания. Так, например, эскимосы из-за отсутствия древесинынаучились строить себе жилища из снега, а окна делать из льда. Американскиеиндейцы, жившие в лесах, поражают европейцев умением ориентироваться в лесу,выслеживать зверей по следу, обнаруживать опасность по отдаленным невидимымпризнакам. Благодаря контакту с другими культурами человеческие обществанаходят новые способы адаптации к трудной для проживания среде. Так, длянародов Севера важнейшим средством адаптации стала авиация, для индейскихплемен — огнестрельное оружие. И наоборот, представители западной цивилизации,попадая в условия дикой природы, заимствуют у аборигенов некоторыеадаптационные навыки.
3. Единствои разнообразие культур
3.1 Культурныеуниверсалии
Большим достоинствомкультуры является то, что она позволяет людям преодолевать замедленностьгенетической эволюции. Модели поведения, генетически присущие организму, недают возможности быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Что касаетсяизменений в культуре, то они могут происходить достаточно быстро. Некоторыесоциологи даже утверждают, что культурная эволюция возобладала надбиологической эволюцией как главным источником изменений в поведении человека.Генетические программы больше не осуществляют жесткое управление функциямичеловеческого мозга. Вместо этого гены сделали возможным создание мозга,допускающего гибкий репертуар реакций. С возрастанием уровня культурыразвивается и ее биологическая матрица. Тот факт, что культура во все большейстепени узурпирует функции природы как главной движущей силы в развитиичеловечества, имеет последствия как для единства, так и разнообразия культур.
Хотя культурапредоставляет ориентиры повседневной жизни — план или карту жизнедеятельности,эти ориентиры у разных обществ часто различны. То, что в одних обществахрекомендуется или является обязательным, в других не рекомендуется изапрещается; «хорошее» и «желательное» у одного народа рассматривается как«плохое» и «нежелательное» у другого. Но следует ли делать из этого вывод, чтокультуры различаются во всех отношениях и, следовательно, их не стоит исравнивать? Или, поставив вопрос иначе, можем ли мы говорить о культурныхуниверсалиях — типовых и повторяющихся аспектах жизни, которые проявляются вовсех известных обществах?
Такие общие знаменатели,или культурные константы, на самом деле существуют. Причину найти несложно. Вселюди сталкиваются с проблемами, во многом одинаковыми. Они должны обеспечиватьсебе средства к существованию, готовить детей к жизни в обществе, справляться сневзгодами, иметь дело с людьми, отклоняющимися от нормы, устраивать своюсемейную жизнь и т.д. Культура является определяющей для решения проблем,поставленных биологией человека и общими закономерностями его существования.
Джордж Мердок и егоколлеги в Йельском университете разработали классификацию компонентов культуры,имеющих универсальное применение. Всего в ней содержится 88 общих поведенческихкатегорий, присутствующих во всех культурах, в том числе «поиск пропитания»,«одежда», «место обитания», «имущество», «поездки и перевозки»,«изобразительные искусства», «социальная стратификация», «родственные связи»,«политическое поведение», «смерть», «вероисповедание», «младенчество идетство». Эти 88 универсалий подразделяются на дополнительные категории.Например, «похоронные обряды» всегда включают в себя выражение скорби, средствадля погребения покойника и ритуалы для определения отношений между умершими иживыми. Однако следует подчеркнуть, что в универсальных компонентах никогда неуказываются конкретные детали реального поведения. Универсалии относятся кшироким, всеобъемлющим категориям, а не к конкретике культуры. Например,семейные формы жизни можно найти во всех культурах, но некоторые обществапредпочитают моногамию (один супруг), другие полиандрию (несколько мужей), а третьиполигинию (многоженство).
3.2 Культурнаяинтеграция
Элементы, составляющиекультуру, как правило, представляют собой согласованное и сбалансированноецелое. Однако идеальная интеграция недостижима по той простой причине, чтоисторические события постоянно оказывают влияние на культуру. Кроме того,недостаточно просто иметь представление о характерных чертах той или инойкультуры. Две культуры могут иметь идентичные наборы элементов и все жесущественно различаться. Необходимо знать, как взаимосвязаны различные культурныеингредиенты.
Здесь полезновоспользоваться аналогией. Возьмем, например, последовательность из трехмузыкальных тонов разной высоты С, Е и О. Знание этой информации не позволяетпредугадать впечатление, которое может создать воспроизведение этих тонов, —нужно знать, как они соотносятся, т.е. в каком порядке они будутвоспроизводиться? Какова будет длительность каждого из них? Как будетраспределяться акцентирование? На каком именно инструменте их будут играть —рожке, пианино или скрипке?
В прошлом многиеантропологи ошибочно считали, что культура имеет настолько непрочные связимежду своими компонентами, что основная задача ее анализа состоит просто ввыделении ее различных элементов. Они изображали культуру в виде обрезков илоскутов, которые каким-то образом сосуществовали. Но постепенно социологиосознали, что элементы культуры представляют собой плотно переплетенную ткань,в которой изменение в одной части сказывается на других частях и имеетпоследствия для всего целого. Поэтому при проникновении какого-то элементакультуры из одного общества в другое он подвергается модификации. Иногдамодификация элемента культуры может приобрести форму синкретизма — слияния илисмешивания со сходным элементом в другой культуре. Примерами могут послужитьмногие языческие праздники, интегрированные в христианскую культуру на Руси.
3.3 Этноцентризм
Обычаи, присущие той илииной стране, нации, социальной группе, настолько глубоко укореняются в нашемсознании, что кажутся второй натурой. Кроме того, трудно представить себедругой жизненный уклад. Антрополог Ральф Линтон писал:
«В течение большей частисвоей истории человек лишь смутно осознавал наличие культуры, и то благодаряразличиям в обычаях своего общества и общества других людей, с которыми он случайносталкивался».
Поэтому неудивительно,что о поведении других групп мы судим исходя из норм собственной культуры. Этотфеномен социологи называют этноцентризмом — позицию, «при которой собственнаягруппа рассматривается как центр мироздания, а все прочие оцениваются какимеющие к ней определенное отношение».
Именно этноцентризмпобудил китайского императора Чень Луна отправить английскому королю Георгу III следующее послание в ответ напредложение последнего установить между обеими нациями торговые связи:
«Наша Небесная империяобладает всем в изобилии и не имеет недостатка в продукции в пределах своихграниц. Поэтому нет необходимости ввозить изделия варваров из-за рубежа в обменна нашу собственную продукцию. Однако поскольку без чая, шелка и фарфора,которые производятся в Небесной империи, европейские нации и Баша странаобойтись не могут, мы разрешили в знак расположения снабжать иностранныеторговые дома [в Кантоне] и, таким образом, дать Вашей стране возможностьвоспользоваться нашей добротой… Как может лично убедиться Ваш посол, у насесть все. Для меня не представляют ценности необычные или хитроумныеприспособления, и я не нуждаюсь в товарах Вашей страны… Я не забываю ободиночестве и удаленности Вашего острова, отрезанного от остального мираморскими просторами, и не обращаю внимания на простительное незнание обычаевНебесной империи. В связи с этим я приказал своему министру просветить Вашегопосла по этому предмету».
Проявления этноцентризмаможно обнаружить в семьях, племенах, нациях, колледжах, братствах, бизнесе,церквях и политических партиях. Сознание принадлежности к «лучшим людям» служитсвоего рода социальным клеем, связывающим людей. Чувство групповой гордости,принадлежности и коллективного самосознания способствует росту солидарности истабильности. Однако в то же время эти чувства порождают межгрупповыеконфликты.
Итак, этноцентризм влияетдвояким образом: он укрепляет ощущение единства, преодолевая противоречиявнутри группы и объединяя людей, даже если они разделены экономическимиконфликтами и социальным неравенством, и одновременно отдаляет людей друг отдруга, усиливая их неприязнь к другим группам и общностям.
3.4 Культурныйрелятивизм
Этноцентризм препятствуетнаучному исследованию культуры. Мы не сможем понять поведение других народов,если будем интерпретировать его в контексте собственных ценностей, убеждений имотивов. Вместо этого мы должны рассматривать их поведение в свете присущих имценностей, убеждений и. мотивов. При таком подходе, который носит название «культурныйрелятивизм», поведение народа рассматривается с точки зрения его собственнойкультуры. В противовес этноцентризму культурный релятивизм разделяет свободныйот оценочных суждений или нейтральный подход, предложенный М. Вебером.
С точки зрения культурногорелятивизма неважно, является определенный обычай нравственным или нет,значение имеет та роль, которую он играет в жизни народа.
Например, у некоторыхинуитских народностей немощных стариков оставляют умирать на холоде. Социологине оценивают эту практику с точки зрения своего общества, а исследуют ее вконтексте инуитской культуры, где такое поведение считается гуманной мерой.Инуиты верят, что в загробном мире у людей будет такое же тело, как и в земнойжизни. Поэтому они считают, что, поступая таким образом, они сводят к минимумустрадания, которые будут испытывать их близкие в загробном мире. Кроме того,социологи отмечают, что такая практика применяется у народа, жизнь которогополна риска и опасностей, отличается дефицитом ресурсов и поэтому необходимоограничение численности иждивенцев.
3.5 Аккультурация
Этим термином принятоназывать процесс усвоения индивидом чужой культуры в результате эмиграции вдругую страну или привнесения чужеродных культурных влияний в его собственнуюсреду. Например, индустриальная западная культура радикально изменила культуруамериканских индейцев, а русские эмигранты первой волны и их дети вполнеосвоились в европейской культуре и внесли в нее свой вклад. Иногда может иметьместо взаимовлияние двух культур с различной ориентацией. Культура организациитруда, принятая в Японии, проникла в западный мир, тогда как потребительскаякультура западных стран распространилась в азиатских странах.
3.6 Субкультурыи контркультуры
Разнообразие культурможно наблюдать и внутри общества. Во многих современных странах членынекоторых групп принимают участие в основной культуре общества, одновременноразделяя ряд уникальных ценностей, норм, традиций и жизненных укладов. Этиособые образцы культуры называются субкультурой. В России существует множествосубкультур, которые находят выражение в различных религиозных, расовых,этнических, профессиональных и возрастных группах.
Характерным примеромявляется религиозная секта «Свидетели Иеговы», возникшая во второй половине XIX в. в США. Ее основатель Ч. Русседьпредвещал близость прихода Иисуса Христа и гибель всех, за исключениемиеговистов, в последней битве между Христом и сатаной — Армагеддоне. Для членовсекты характерны отрицание веры в загробную жизнь, Троицу. Христос, по ихпредставлениям, просто выполняет волю Иеговы. Руководство секты строгоцентрализовано. Ее центр находится в Бруклине (США). Секта располагает хорошоорганизованным пропагандистским. аппаратом, публикует журналы, рекламныелистки. Поощряется миссионерство. Членам секты запрещается служба в армии, вбольницах они отказываются от переливания крови. Они занимаются толкованиемБиблии и делят мир на «своих» и «чужих», т.е. не познавших учения свидетелейИеговы. Они не только не стыдятся своего несоответствия «мирским стандартам», адаже гордятся тем, что они «особый народ».
Молодежная культура — ещеодин пример субкультуры. По причинам, восходящим к экономике и образованию, всовременном обществе сложились условия, благоприятные для развития уникальныхмоделей молодежной культуры. Эти модели проявляются в увлечениях магнитофоннымизаписями, звездами эстрады, украшениями и прическами и т.п., а такжесвоеобразным жаргоном. Высокий приоритет имеют также стандарты, касающиесяатрибутов мужественности и женственности. Для юношей важными признакамимужественности являются физическая сноровка, спортивная подготовка, сексуальныепобеды, готовность пойти на риск, отвага перед лицом агрессии и стремлениезащитить свою честь любой ценой. У девушек самыми завидными качествамисчитаются физическая привлекательность, жизнерадостность, способность тонкоманипулировать различными типами межличностных отношений и умениеконтролировать ситуации, связанные с сексом.
Иногда нормы, ценности иобраз жизни в субкультуре приходят в ощутимое противоречие с нормами,ценностями и стилем жизни всего общества, образуя контркультуру. Контркультураотвергает многие из поведенческих стандартов и правил, имеющих силу вдоминирующей культуре. Ориентация на «раскованность» у некоторой части молодежизападных стран в начале 70-х годов имела довольно много контркультурныхобертонов. Молодые люди подвергали сомнению легитимность истеблишмента,отвергали этику упорного труда, свойственную старшим, искали новые ощущения внаркотиках и «выпадали» из образа жизни среднего класса. Другими примерамигрупп, принадлежащих к контркультуре, могут служить преступные шайки,сатанинские культы, правые и левые экстремисты.
3.7 Глобализациякультуры
Термин «глобализация»означает установление в масштабах мира культурных связей глобального характера,разрушение самоизоляции отдельных традиционных культур и многократное усилениеих взаимовлияния и взаимопроникновения. Причинами глобализации культурыявляются рост экономических связей между странами и континентами, нарастающаядоступность туристических поездок в другие страны, возможности телевидения,компьютерной сети, прессы и т.д. Этот безусловно позитивный процесс несет всебе и негативные моменты. Они сводятся к появлению на рынке стандартнойкультурной продукции, распространяемой по всему миру. Где бы мы ни находились,сообщения, которые мы получаем, телевизионные программы или фильмы, которые мысмотрим, и компьютерные программы, которые мы используем, в большинстве своемберут свое начало в гигантских промышленных объединениях США, Европы илиЯпонии. Эти экономические группы ведут друг с другом борьбу за контроль надвыпускаемой продукцией, за рынки сбыта и за приоритет в распространении информации,фильмов, книг и игр.
Глобализация культуры,проистекающая из глобализации отношений, — объективный процесс. Задача каждойнациональной культуры — внести в него свой посильный вклад, обогатив тем самыммировую культуру, и самой приобщиться к общечеловеческим ценностям, но мировоесообщество должно постоянно контролировать этот процесс, предотвращая егокоммерциализацию и субъективизацию.
Списоклитературы
1. Гидденс Э. Социология. М., 1999.
2. Истин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.
3. Клакхон К.К.М. Зеркало для человека. Введение вантропологию. СПб., 1998.
4. Культурология. XX век: Словарь. СПб., 1997.
5. Радугин А.А.Социология. Курс лекции. – М.: Центр, 2000.
6. Кравченко А.И.Социология: Учебник для студента. – М.: Логос, 1999.
7. Пича В.М.Соціологія: Загальний курс. – Київ: Каравела, 2000.
8. Соціологія.Посібник для студентів. За ред. В. Городяненко. – Київ: Академія, 1999ю
9. Социология: Наукаобобществе. Под ред. В. Андрущенко. Харьков, 1999.