Содержание
2. Народные обычаи, верования ирелигии казахов
3. Устное народное творчество и письменная литература
4. Народные массы — истинные творцыказахской культуры
Список использованной литературы
1. Развитиематериальной культуры казахов в 16-18 вв.
Самобытнаяматериальная культура казахов продолжала развиваться и обогащаться. Кочевойобраз жизни обусловил тип, форму одежды, специфику предметов хозяйственного ибытового назначения.
Скотоводство Основной отраслью хозяйствапродолжало оставаться полукочевое скотоводство, особенностью которого былосодержание скота в течение года на подножном корму. Кроме того, в районахЮжного Казахстана, на берегах рек Сырдарья, Шу, Талас, Арыс было широкораспространено оседлое скотоводство.
Казахи разводили главнымобразом лошадей, овец и верблюдов, в оседлых хозяйствах — крупный рогатый скоти коз. Казахские лошади были в основном двух пород. Табунные лошади с длинным ишироким туловищем и относительно короткими Ногами обладали высокой способностьюк нажировке и зимней пастьбе. Эта порода близка к современной казахской лошадитипа «жабы». Кроме того, в степи разводили породистых скаковых лошадей.
Распространеннымвидом домашнего скота были верблюды. В период XVІ-XVIІІ вв. казахи разводили одногорбыхверблюдов «нар туйе», но большее предпочтение отдавали двугорбым. При кочевом иполукочевом хозяйстве верблюды круглый год оставались под открытым небом. Лишьиногда в холодное время их обшивали войлочными попонами или строили для нихспециальные укрытия.
Казахи выращивали каккрупных курдючных овец, так и более мелкие, тонкорунные породы. Кроме того, существовалипороды крупного рогатого скота, приспособленные к пастбищному содержанию даже взимнее время. В соответствии с природно-климатическими зонами историческисложились и сезонные пастбища. Все пастбища делились на зимние — кыстау,весенние — коктеу, осенние — кузеу и летние — жайлау. Для зимних пастбищизбирались камышовые берега озер, долины рек, горные ущелья, южные склонысопок, невысокие горы, опушки леса или небольшие равнинные участки бугристыхпесчаных пустынь. Под весенние пастбища отводились земли, раньшеосвобождавшиеся от снежного покрова. Кузеу часто совпадали с коктеу ирасполагались недалеко от зимовок. Жайлау отличалисьбогатым травостоем, прохладным климатом, пресной водой и отсутствием комаров ислепней.
Зимняяпастьба скота, так называемая тебеневка, производилась в определеннойпоследовательности. Вначале на пастбище выгоняли лошадей, которые копытамиразрыхляли снег и поедали лучшую траву, затем на том же месте выпасали коров иверблюдов, и только после этого — овец. Особенно ценились территории, удобныедля выпаса овец и крупного рогатого скота — кара мал жер. Эти землиприберегались на самое трудное время.
Страшнымбедствием для скотоводов был массовый падеж скота — жут Причиной жута моглибыть неблагоприятные природные условия — засушливое лето, степные пожары,морозные зимы с внезапными оттепелями и дождями. В подобных ситуациях скот немог добывать корм из-под ледяного покрова. Во время многодневных буранов онпогибал, попадая в соленые озера «сор», не замерзающие даже в сильные морозы.
Вособо трудные зимы казахи использовали «курек ашу» — способ очистки пастбищ спомощью лопат и других инструментов, бревен, привязанных арканами к лошадям.
Первыедни откочевки на жайлау являлись праздником. Перед выездом с зимовкиустраивался «наурыздама». Остановка на весенних пастбищах — трудный иответственный момент в жизни скотовода, так как совпадал с окотом скота,стрижкой верблюдов, уход за молодняком требовал большого труда. В начале лета аулы прибывали нажайляу. Здесь доили кобыл, проводили кастрацию ягнят, стрижку овец,изготовление кошм и заготовку молочных продуктов. В сентябре-октябре казахи отправлялись в обратный путь и в ноябре достигали куздеу, а вдекабре — кыстау. На осенних пастбищах проводили убой скота на зиму — согым.
Темпдвижения на летние пастбища был медленным, обратно на зимовки — более быстрым. Такой порядок кочевания повторялсяжегодно, пастбища и кочевые пути были строго разграничены между общинами.
Орошаемоеземледелие.Немаловажное значение в хозяйственнойжизни казахов придавалось земледелию. Особое распространение оно получило в южных районахКазахстана, округах Отрара, Туркестана, Саурана, Сыгнака, Созака. Земледелиемзанимались казахи Западного Казахстана и Сарыарки.
ВКазахстане развивалось главным образом поливное земледелие — нерегулярное ирегулярное. Для посевов при нерегулярном орошении казахи использовали участкиречных долин обильно заливаемые паводковыми водами. Такой тип земледелиясуществовал в долинах Сырдарьи, Или, Шу, Таласа, Торгая и Ыргыза. В Прибалхашьезаливаемые в половодье низины между барханами ограждали, закрывая сток воды.Собранная таким образом вода стояла все лето, а зимой замерзала. Весной этотучасток распахивался. Посевы на усыхающих днищах озер — кольтабан засевались внизовьях Таласа.
Лиманноеорошение было распространено по всей территории Казахстана, хотя занималодовольно скромное место. Небольшие участки речных долин, заливаемые веснойпаводковыми водами, ограждали валами и использовали задержанную воду дляорошения.
Переходнойформой от нерегулярного, лиманного к регулярному, арычному орошению быласистема устройства водосбросов весенней воды. Выбранное место ограждалиплотиной — «бегет», и вода из водохранилища спускалась на поля по меренадобности.
Наибольшеезначение в казахском земледелии имело регулярное орошение с помощью системарыков, по которым вода самотеком поступала на поля. Крупные системы были оченьредки, так как в Казахстане мало полноводных крупных рек. Казахи искусноиспользовали мелкие источники орошения — ручьи, степные речки, ключи, озера.Нередко на мелких источниках ставились плотины, образовывающие искусственныеводохранилища — тоспа или айдын.
Помимообычной самотечной системы орошения казахи местами использовали особые системы.По левому берегу Сырдарьи существовало бассейновое орошение: воду на поле велииз 2-3 искусственных озер, соединенных между собой протоками. У южных склоновКаратау было распространено керизное орошение, когда большие глубокие колодцысоединялись подземными водосборными каналами.
Нарядус самотечной системой практиковалось орошение с помощью водоподъемныхустройств. Одно из древних и примитивных сооружений для подъема воды — ручныечерпаки «атпа», состоящие из треножника и черпака с длинной рукоятью. Имзабирали воду и заливали арык, ведущий в поле.
Наиболеераспространенным водоподъемным устройством был шыгыр — деревянное колесо до 5 иболее метров в диаметре, по ободу которого с определенным наклономприкреплялись ведра-Специальная система передач соединяла колесо с рычагом,приводившимся в движение волами или верблюдами, шыгыры поднимали воду изстепных рек с глубоким руслом. Вода из ведер удивалась в наклонный желоб,который соединялся с арыком или водохранилищем. При подъеме на большую высоту,ставились ярусами два и даже три шыгыра.
Наказахских пашнях практиковалось в основном три способа полива: напуском(редко), затоплением и по бороздам. Орошение напуском, при котором полезаливалось струёй воды из источника (арыка или просто ручья), требовало обилияводы и было нерациональным. Значительно шире было распространено затопление.Поле разбивалось на небольшие участки — атыз, разделение валами. Сначала водойзаливали один участок и только после основательного орошения его, водапускалась на следующий участок.
ВЖетысу преобладал полив бороздами. Борозды проводили на участке плугом илисохой в направлении, перпендикулярном уклону местности. При поливе нижние концыборозд запруживались, и вода, постепенно заполняя их, просачивалась в почву.
Сельскохозяйственныекультуры.Казахи-земледельцы возделывали разные зерновые и технические культуры — пшеницу, просо, рожь, ячмень, овес, рис, джугару, хлопок, коноплю и т.д. Иззерновых культур за редким исключением сеяли только яровые. Использовалосьнесколько сортов пшеницы (бидай). Наиболее распространенными, особенно наюго-востоке Казахстана, были так называемые «местные» сорта. Это «ак бидай»-белая пшеница, «Кызыл бидай» — красная пшеница (последняя отличалась длиннымстеблем, зеленоватой верхушкой колоса, Длинным и тонким зерном). Известны былитакже сорта «кара суды» — черноколоска с мелким темно-бурым зерном (малоценныйсорт, шедший нередко на корм лошадям); «лизелик» — сорт с короткимвегетационным периодом выращивали в горных районах и на севере Казахстана, «тиецп бидай» — сорт с трудно обмолачиваемымколосом, «лючин бидай» — пшеница с белой остью, легко обмолачивалась, давалабелую муку.
«Қызыл бидай» была как озимой, так ияровой, «ак бидай»-только яровой.
Просо(тары) обладало в суровых климатических условиях Казахстана при экстенсивном земледелиирядом достоинств.
Преждевсего, это крайне неприхотливая культура. Она давала и на поливе и на богареустойчивые и высокие урожаи. Для посева использовались «ақ тары» — белое просо, «Қызыл тары»- красное просо и «шоқай» — наиболее ранний и высокоурожайныйсорт Кроме того, были известны торгайские сорта проса — «ак бикещ» «Қоныр шолак», «конак». Самоескороспелое из них — «қонақ,» вызревало за 40 дней, «акбикеш» — за 60, «қоныр шолақ» — за 90 дней. Торгайское просо, по свидетельствуспециалистов, отличалось особой полнотой и чистым цветом зерна.
Нарядус пшеницей и просом казахи высевали овес — «сулы» и ячмень — «арпа». Выращивалитакже рожь — «кара бидай», рис -«шалы» и бахчевые культуры — арбузы и дыни.
Казахские жилища
Видыжилища. Жилище казахского народа — замечательный памятник материальнойкультуры. Оно делилось на зимнее и летнее, которые отличались величиной иконструкцией. В летнее время казахи жили в легких переносных жилищах, зимой — впостоянных теплых помещениях: «агаш уй», «жер уй», «каратам», «шошала». Юрта — разборное жилище, изготовленное из дерева и войлока. Она состояла из «кереге» — остова (деревянная решетка), сферического купола — «шацырак», радиальнорасположенных жердей «уык». Размер юрты зависел от количества крыльев — канат(частей кереге). ЮртаЯсостоящая из двенадцати крыльев, имела площадь в 100-120кв.м. Двенадцати, пятнадцати, восемнадцатиканатные юрты существовали с XII в.до начала XIX в., затем перестали встречаться.
Каждаярешетка (кереге) состоит из тридцати шести планок-«саганак», изогнутыхпосередине. Решетки бывают двух видов: измассивных планок мелкой квадратной сеткой — «тор кез» и тонких планок крупнойсеткой — «жел кез». Вход в юрту, обращенный обычно на юг, имеет формупрямоугольного проема. Двухстворчатые двери часто покрывались резьбой. Решеткикаркаса юрты снаружи обкладывались циновками из тростника — шымши. Поверх циновок каркас юрты покрывался войлоком. Отсередины свода до земли юрту покрывали туырлыки, от шанырака до низа свода — узуки. Войлочные покрытия скреплялись с корпусом веревками и узорными лентами — бельдеу. Свод юрты украшался подвесными ковровыми дорожками, полосками »лентами с бахромой и кистями из разноцветных шерстяных нитей.
Посвоему назначению юрты делились на три основных типа. Парадные юрты,предназначенные для приема гостей, отличались большим размером и богатымубранством. Юрты, служившие жилищем, были меньшего размера. Маленькие походныеюрты могли перевозиться на одном верблюде или даже лошади. Кроме того, былиюрты, использовавшиеся как склады, и другие подсобные помещения.
Парадныеюрты состояли минимум из двенадцати канатов, покрывались белым войлоком ишелком. Наиболее богатыми по убранству были свадебные юрты — «отау».
Походныеюрты можно отнести к типу специализированных, предназначавшихся для военныхпоходов или пастухов и табунщиков. Наиболее простым переносным жилищем былшатер -«курке», составлявшийся из уыков, поставленных конусом и покрытыхвойлоком. Чаще использовались в походах юрты «жолама үй», состоявшие из трех-четырех решеток — кереге иуыков.
Крометого, казахи во время кочевок использовали вместительные подвижные жилища наколесах — «куйме». Оно покрывалось тканью, войлоком или кожей разнообразнойокраски. В куйме жили дети и женщины.
Центрюрты — «ошақ» служил местом приготовления пищи. И обогрева в холодное время.Напротив входа находилось почетное место юрты — «тер» для гостей и заслуженныхлюдей. Пространство у двери называлось «босаға». Направо от входа располагалась утварь и посуда,слева — конская сбруя. Направо от босага стояла кровать хозяев дома, отделеннаязанавеской — «шымылдық».
Всеверном и северо-восточном регионах Казахстана были распространены постоянныежилища из дерева, камней, сырцового кирпича и дерна. По материалу изготовленияих называли «жер үй», «кирпишүй». Площадь дома зависела отматериального состояния хозяина и состава семьи. Однокамерные дома назывались«шошала» или «тошала».
Каквидим, и жилище и его убранство были максимально приспособлены к полукочевомуобразу жизни казахов.
Убранствоюрты. Убранство юртысостояло из различных деревянных и кожаных предметов, изделий из войлока,циновок и ковров. Широко распространены были войлочные ковры — «теке-мет»,войлочные ковры с аппликациями — «сырмақ», менее — тканые ковры — «кiлем». Существовало два вида ковров — безворсовые — «такыр кiлем»и ворсовые — «түкті кілем». Богатые войлочные настенные ковры,орнаментированные аппликациями, инкрустацией и вышивкой, назывались «түс киіс».
Утварьи посуда хранились в подвесных сумках — «аяқ кап», войлочных коробках — «шабадан», ковровых сумках- «қоржын», стоящих из двух равныхкарманов и соединяющей их переметной частью. Непременным атрибутом каждой юрты были сундуки — «сандық».Деревянные предметы — подставки — «жүк аяқ,»коробы для продуктов — «кебеже», вешалки украшались художественной резьбой.
Одежда,украшения и оружие
Мужскаяи женская одежда. Внародном костюме казахов отразились древние традиции, связанные с этническими,экономическими и климатическими условиями. Одежда изготовлялась из сукна,шерстяных и шелковых тканей, войлока и мехов. Особой ценностью у казаховпользовались шкуры куланов, сайги и тигров, меха енота, соболя, куницы,горностая. Из шкур шились шубы -«тон». Шубы из меха пушных зверей назывались«iшік» и различались по покрытию: меховаяшуба, покрытая шелком — «бас тон», синим сукном — «кок тон», парчой — «баршатон». Удлиненные шубы с воротом из шкур жеребят — «жарғақ,тон». Шубы из козьих шкур, когда выщипывали длинные волоски, оставляя лишьподшерсток, назывались «қылқа жарғақ».
Штанышились из замши, сукна, армячины, украшались богатой вышивкой. В XV-XVII вв.особой популярностью пользовались легкий плащ без рукавов — «кебенек» и халатиз тонкого белого войлока — «қаттау».К старинным видам одежды относится также «шекпен» — длинный плащ из верблюжьейшерсти. Основным видом мужской и женской верхней одежды был халат — «шапан»,шившийся из шерстяных и шелковых тканей.
Комплектмужской одежды состоял летом из нательной рубахи, штанов и распашного халата,женской — из туникообразного платья — «көйлек» и безрукавки — «женсіз қамзол». Для изготовления женской одежды использовалисьхлопчато-бумажные, шелковые ткани и бархат.
Мужскиеи женские головные уборы отличались многообразием. Наиболее старинный итрадиционный мужской головной убор — «қалпақ»из тонкого войлока. Высокие шляпы из белого войлока назывались «ак, қалпақ», шляпы с широкими, загнутыми наверх полями — «айыркалпақ». Весной и осенью казахи носилишапки — «бөрік», круглые по форме с высоким конусообразным верхом, обязательноотороченные мехом. Зимние шапки-треухи назывались «тымақ».
Борисдевушки украшался подвесками и перьями филина, цапли или павлина. Отороченныебобровым мехом девичьи шапки назывались «камшәт бөрік», вышитые золотом — «алтын бөрік» украшенные кораллами — «қалмаржан бөрік». Летние легкиешапочки из бархата или парчи — «тақия» украшались пучками перьев, вышивкой серебром и золотом.
Изженских головных уборов наиболее оригинальным и богатым был свадебный убор — «сәукеле» — высокий, конусообразный,украшенный золотыми и серебряными монетами, кораллами и жемчугом, диадемами иподвесками. С рождением первого ребенка молодая женщина носила головной убор избелой ткани — «кимешек».
Мужскаяи женская обувь также отличались разнообразием. Мужские сапоги на очень высокихкаблуках с голенищем выше колен назывались «шонкайма етiк», мягкие сапоги с загнутым кверху носком, легкие, удобныедля верховой езды — «6ip тақа»,а также ичиги — «мәсі> из козлиной юфти и галоши — «кебiс» из более плотной кожи. Зимойносили «саптама етік», бедняки-«шокай» и «шарке».
Женскаяобувь отличалась от мужской изяществом, богатым орнаментом. Повседневной обувьюбыли туфли — «кебіс». Богатыеженщины носили орнаментированные сапоги «кестелі етік»,туфли на высоких каблуках из зеленой кожи — «кек сауыр», украшенные узорнымшитьем и серебряной инкрустацией.
Обязательнойдеталью казахского костюма были пояса из кожи, бархата, шерсти и шелка — «белдис». Пояса из кожи украшались тиснением, фигурными накладками из серебра синкрустацией полудрагоценными камнями, резными костяными пластинами. Такиенаборные пояса назывались «Kice». У юношей пояса не были наборными и не имелиподвесок. Женские пояса были более широкими и нарядными и шились в основном изшелка и бархата. Носили также и мягкие кушаки — «күр».
Ювелирныеукрашения. Женскиеукрашения изготавливались из золота, серебра, драгоценных камней. Массивныесеребряные браслеты «білезік» покрывались позолотой и инкрустацией. Серьги изготовлялись в основном изсеребряной проволоки в виде душек, колец с подвесками из самоцветов, часто — изромбических и округлых пластин, скрепленных между собой цепочками.
Широкоиспользовались накосные украшения — «шашбау» в виде рядов медальонов илипластин, соединенных между собой Юнцами. Центральные медальоны всегда украшалисьфилигранью со вставками из цветных камней. К накосным украшениям относись иподвески «шолпы».
Перстнибыли литые и чеканные, венчики овальной, круглой, Нитевидной, многограннойформы. Часто перстни украшались вставками из цветных камней.
Казахскиеювелиры изготавливали, и другие украшения, нагрудные — «омырауша», «өңір жиек», «бой тұмар», застежки к поясам — «ілгек», фигурные бляхи к сәукеле — «шылтыр», массивные шаровидные пуговицы — «торсылдақ түйме», булавки -«түйреуіш».
Приизготовлении женских украшений применялась различная техника — литье,гравировка, чеканка, штамповка, филигрань чернение, зернь, эмаль.
Оружие. Разнообразным было и казахскоеоружие. Из особой стали делали кривые сабли — «қылыш», палаши — «селебе» мечи — «семсер». Широко использовалисьшпаги — «сапы» кинжалы — «қанжар»,длинные ножи с изогнутым клинком — «жеке ауыз», длинные узкие ножи — «бұйда пышақ,». Наиболее распространенным оружием были лук — «садақ» и стрелы. Наконечники стрел былиразличных форм — четырехгранные, ромбические, вилообразные. Копья — «найза»имели стальной наконечник и кисти из конских волос. В комплекс вооружениявходили и секиры — «айбалта».
Оборонительноевооружение состояло из кожаных и металлических доспех — «сауыт», стальныхкольчуг из колец, стальных шлемов с сеткой и козырьком, деревянных и кожаныхщитов, обшитых железными пластинами.
Сконца XVII в. стали использовать и ружья, частью купленные в городах СреднейАзии, частью изготовленные самими казахами. Ружья были нескольких видов: сфитилем и украшенные насечкой серебром — «білтелі мылтық»,без насечки — «кара мылтық»,с коротким стволом — «самкал». Короткоствольные ружья, стреляющие на семьсотметров, назывались «козы кеш», Порох и пули казахи изготавливали сами, частьюпокупали у соседей. Использовались дубины «сойыл» и «шокпар» из березовыхжердей, однако во время войны они реже употреблялись.
Пища,посуда и домашняя утварь
материальная культура казахская религия литература
Пища- первейшая и основная жизненная потребность человека.
Кромесвоей основной роли пища у любого народа играет и огромную знаковую роль,является частью материальной культуры.
Пищаказахов состояла в основном из мясных и молочных продуктов. Молочная пища быларазнообразной. Из кобыльего молока изготовлялся кумыс — «қымыз», из верблюжьего — «шубат».Молоко коров, коз и овец шло в основном для изготовления квашеного молока,масла, различных сыров.
Однимиз любимых напитков казахов было квашеное молоко — «айран». Смесь айрана сводой называлась «шалап». Из молока сбивали масло — «сары май». Для длительногохранения масла его промывали холодной водой, солили и заполняли им баранийжелудок — «қарын».
Важноеместо в рационе казахов занимали сыры. Высушенный на солнце творог назывался «құрт» и употреблялся в пищу зимой,растворяемый в горячем бульоне. Изготовлялись другие виды сыров: «сары ipiмшік», «ақ ірімшік» и др.
Мучныепродукты использовались преимущественно зимой. Основной продовольственнойкультурой было просо, реже -пшеница и рожь. Из проса казахи готовили пшено«тары», шедшее на приготовление пшенной похлебки «тары көже». Жареное пшено ели с молоком,маслом, приготовив из него толокно — «талқан». Из пшена мололась мука, готовились пресныепросяные лепешки «тары таба нан». Из пшена готовилось также праздничное блюдо «жент».
Пшеницаболее ценилась казахами, чем просо. Из него готовили похлебку «бидай көже», талкан и жент. Мука шла наизготовление пресных лепешек — «таба нан», лапши — «кеспе», обжаренного в салетеста — «бауырсақ». Рожь иячмень занимали в рационеказахов меньшее место.Из риса казахи южных районов готовили плов — «палау» и кашу «ботқа».
Основнойпищей казахов были мясные блюда. Наиболее ценным мясом считалась конина, изкоторой приготавливали различные блюда — подкожный жир верхней части шеи – «жал», мясо и жир области крупа — «жая». Из прямой кишки изготовляли «карта», из реберного мяса с подпозвоночнымжиром — «қазы». Колбаса из мяса, других частейтуши называлась «шужық».
Баранинаупотреблялась в основном в летнее время. Вареное мясо — «ет» — основное блюдо казахов- подавалось как с гарниром (кеспе, нан), так и без него. Бульон — «сорпа»употреблялся после мяса. Печень и мякоть, обжаренные мелкими кусками намедленном огне, назывались «қуырдақ». Говядина в пищу редко употреблялась.
2.Народные обычаи, верования и религии казахов
Казахскиенародные обычаи и обряды часто проявлялись в различных ритуалах, соблюдаемых вповседневной хозяйственной деятельности кочевников-скотоводов. Так, весной,выезжая из зимовки, и осенью, возвращаясь обратно, в обязательном порядкесоблюдались обряд очищения зимовки и скота огнем. Для этого возле зимовкиразводили два костра и между ними прогоняли все поголовье скота, что былосвязано с домусульманским верованием в силу огня. Во время летних перекочевоккаждый аул особое внимание уделял торжественности оформления кочевого каравана.Для этого к головному верблюду устанавливали четырехглавую каркару из длинныхперьев фазана. Подобный караван в народе назывался «каркаралы кэш» (кочевойкараван с каркарой). Верблюда с каркарой вела за повод самая почетная женщинааула или самая молодая невестка. По представлению народа, красивые перья фазана, обращая на себя внимание наблюдающих,предотвращали кочевой караван от сглаза и от различных неприятных случайностей впути.
Междулетними пастбищами (жайлау) имелись кочевые пути с водопоями, и эти местаобычно считались ничейными, т. е. общими для всех кочующих, поэтому имипользовались с правом первого захвата. Для этого было достаточно оставить возлеводопоя заметный след, что пастбище уже занято.
Весной,пока не загремит гром, разрешалось питаться плодами растений, после же громаможно было собирать горный лук и другие съедобные плоды. По представлениямнарода, гром являлся предвестником спелости всей флоры, способствующейувеличению молока у маточного поголовья. Поэтому во время грома деревяннымчерпаком (ожау) для разливания кумыса осторожно били снаружи по решетке юрты,что называлось в народе «ожау кағу».При этом непременно произносили «Сүт көпболсын, көмір аз болсын» (пусть молока будет много, а угля мало). Покосмогоническим представлениям народа, это способствовало обилию молочныхпродуктов.
Всамом начале лета, достигнув летних пастбищ (жайлау), казахи осуществлялипривязь жеребят, чтобы организовать доение кобыл для кумыса. По этому поводу врамках аула проводили небольшое пиршество, так называемый «қазық майлау» или «бие мұрындық».Смысл этого обряда заключался в том, чтобы жеребята и их матки былиблагополучны и кумыса было много. Угощая собравшихся одноаульцев кумысом имясом, обряд завершали смазыванием кольев для привязи жеребят (желі) жиром. При этом белобородые старцыне скупились на добрые пожелания организаторам обряда.
Согласнодомусульманским поверьям, некоторые орудия труда и предметы кочевого бытасчитались священными. Такими являлись, например, и шест с петлей для ловлилошадей — «курык», привязь для жеребят — «желі», привязь для ягнят — «көген»,узда — «жүген», недоуздок — «нокта», шест и для поднятия купольного кругаюрты — «бакан» и т. д., через которые нельзя перешагивать или наступать на них, особенно женщинам. Народные обычаи наиболее полно раскрывались в различныхритуалах, соблюдаемых в семейно-брачныхотношениях, которые хорошо сохранили пережиточные черты многих древнихинститутов — группового брака (левират и сорорат), родовой экзогамии,полигамии, большой патриархальной семьи, калыма и приданого и т. д.
Традиционнымв степи было гостеприимство. Путник мог заночевать в юрте любого человека, даже ему не знакомого. Угощение иразличные услуги оказывали гостю совершенно бескорыстно. Гость имел даже правопотребовать лучшего обхождения с ним. Если хозяин плохо принимал гостя, топоследний имел право обратиться в суд биев. По адату гость пользовался полнойзащитой хозяина юрты до своего отъезда. Это право распространялось на гостядаже в том случае, если он являлся врагом хозяина очага. Последний не могмстить гостю до тех пор, пока тот находился под его крышей. Наоборот, хозяинбыл обязан защищать своего гостя от других его врагов.
Религия
В XVI—XVIIІ вв. развитие экономических икультурных связей казахов со среднеазиатскими народами способствовалиинтенсивному распространению и усилению влияния ислама в Казахстане.Проводниками ислама в рассматриваемый период прежде всего выступали среднеазиатскиемиссионеры из Туркестана и Мавераннахра, Хаджи-Тархана и Дербента, Хорезма,Джурджании и Хивы, Астрабада, Хорасана и Ирана. В свою очередь казахские купцыпосещали мусульманские страны, приобщаясь к исламскому вероучению.Многочисленные примеры из письменных источников свидетельствуют о массовомприобщении казахов к исламу. Казахи в этот период читали Коран, совершалимолитвы, соблюдали пост, совершали мусульманский обряд бракосочетания, обучалисвоих детей в мусульманских школах. Ислам в Казахстане, особенно в его южныхрайонах, постепенно становится господствующей религией в казахском обществе.Кочевой образ жизни затруднял постройку специальных зданий для богослужения,организацию постоянно функционирующих религиозных учреждений и формирование постоянногодуховенства. Молитвы могли совершаться в любом месте, а недоступностьбольшинству населения Корана и книг на арабском языке компенсировалась тем, чтоказахи следовали каждому слову проповедника и под его руководством исполнялирелигиозные обряды, заучивали предписания исламского вероучения.
3.Устноенародное творчество и письменная литература
Песни. В XV-XVII вв. широко развивалосьразножанровое казахское устное народное творчество. Особое место занималиобрядовые песни, которые исполнялись при рождении ребенка, свадьбах, во времяболезни, после смерти человека, на поминках, при встрече нового года. Ксвадебным песням относятся той бастар, жар-жар, бет ашар, кыз танысу. Собрядами, сопровождающими смерть, погребение и другие трагические события,связаны песни коштасу, естирту, конил айту, жоктау, жубату.
Однойиз наиболее широко распространенных форм казахского песенного творчества было«терме» — короткая, однородная по ритму мелодия речитативного склада, на основекоторой акыны создавали свои поэтические импровизации, жырши (сказители)передавали эпические и исторические поэмы, сказки, легенды. Если терме, заредким исключением, по своему музыкальному содержанию не имело развитоймелодической линии, то песенные произведения отличались выразительностью инапевностью, большим диапазоном, стройностью и разнообразием построениикуплетных форм. Основными жанрами вокального творчества были трудовые песни, песни на темы эпоса и истории,борьбы и протеста, лирические и обрядовые песни. Исполнение эпических иисторических сказаний носило характер речитативного распева небольших, короткихпо диапазону мелодий, исполнявшихся под сопровождение кобыза или домбры. Песнилирического содержания отличались распевностью и широтой мелодии.
Сказкии эпос. Одним изжанров устного творчества являются сказки. Сказочный репертуар казахов богато иразнообразно отражает жизнь народа. Сказки дают много интересного для пониманияобщественной жизни и быта, чаяний и стремлений народа. Большинство сказок появилосьдо принятия мусульманства. Культурные связи с соседними народами способствоваливозникновению и распространению общих сказочных сюжетов. Существовали различныесказочные жанры: животных, фантастические, бытовые, реалистические,сатирические. В таких сказках, как «Ер Тостик», «Едил-Жайык», «Кула мерген»,«Алтын сака», «Кара-мерген», «Аламан и Жоламан» и «Асан Кайгы»» рассказываетсяо благородных подвигах и мужественной борьбе охотников, метких стрелках, обатырах и красавицах, мудрых старцах-прорицателях.
Многоказахских сказок посвящено животным. В сказках «Бозинген», «Сырттандар», «Тепенкок» друзьями и помощниками человека выступают домашние животные, а врагами — звери. Сказки об Аяз-бие, Жиренше шешене, Алдар-Косе, Коже Насыре и ШопанеТазше посвящены остроумным, красноречивым и мудрым выходцам из народа. Казахскийэпос — один из основных жанров устного творчества. Он восходит к глубокойдревности. В древности на тюркских памятниках и надгробных эпитафияхувековечены ратные подвиги батыров и родоправителей. Такие эпосы, как«Кара-бек», «Ер Кокше», «Кобыланды», «Камбар» относятся в XIII-XIV в. ВXVI-XVII вв. начинается новый этап в развитии героического эпоса, которыйсложился как сюжетная поэма, рассказывающая о эащитниках родины от набеговчужеземцев. В них наряду с обычными для эпоса элементами фантастики и героизации отражены историческиесобытия. Социально-бытовые поэмы посвящены любви молодых людей, в которыхбольшое место отводится описанию быта, обычаев, Традиций народа. Наиболеепопулярными являются «Козы Корпеш и БаянСуду», «Кыз Жибек», «Кулше кыз», «Назымбек», «Сулу Щащ», «Макпал кыз». Существенноевлияние на сложение казахских лирических ^м оказала классическая поэзия народовВостока. Лирические песни о любви «Жусуп и Злиха», «Лейли и Мажнун», «Бозжигит» «Сейфуль Малик», «Тахир и Зухра» пелись и в казахских аула»'
Широкоеразвитие в казахском устном творчестве получили произведения различных жанров:пословицы, загадки, изречения афоризмы (шешендік сөздер),сатирические, юмористические лирические песни, словесные состязания на бытовыетемы и т.п.
Музыкальноетворчество. Трудоваядеятельность, обычаи и обряды, народные игры и празднества — все это находилосвое отражение в музыке. Развитию вокального и инструментального искусстваспособствовало и то, что традиции поэтических состязаний стали распространятьсяна исполнение инструментальных и вокальных произведений. Казахам, как инекоторым другим народам, были известны только формы сольного исполнения.Певец-солист, аккомпанирующий себе на музыкальном инструменте, илисолист-инструменталист являлись единственными носителями народной музыкальнойкультуры.
Повсеместнораспространенным музыкальным инструментом, являющимся непременнойпринадлежностью каждого акына и певца, была домбра — щипковый инструмент стреугольным или овальным корпусом, грифом и двумя струнами. Распространен был икобыз — смычковый инструмент с выгнутым грифом и полым ковшеобразным корпусом,верхняя часть которого была открыта, а нижняя — затянута кожей. Для струн исмычка, имевших форму лука, использовался конский волос.
Прочновходила в быт в XVI-XVII вв. игра на народных инструментах. Талантливые народные музыканты создавали инструментальныепроизведения (кюй) на эпические, исторические, сказочные и бытовые темы. Передисполнением кюйев на домбре музыкант обычно передавал в кратком рассказесодержание произведения, заканчивал его фразой: «А теперь послушайте как расскажет об этом домбра».
Сочетаниев одном лице сказителя, музыканта, певца и поэта было традиционным и наблюдалось на всех этапах развития музыкальногоискусства у казахов. Именно в силу этого до нас дошли связанные с музыкойзамечательные образцы устного народного поэтическоготворчества прошлого. Сокровища устной литературы создавали и передавали из поколения в поколение талантливые люди — акыны, жырау, певцыимпровизаторы. Понятия «ақын»,«жырау», «жыршы», «өлеңші» — во многом различны. Человека,обладавшего даром импровизации, сочиняют песни экспромтом, называли у казаховакыном. Они появились еще в средниевека. Значение их усиливается в XV-XVI вв. Акыны в то же время были исполнителями произведений устногонародноготворчества.
Историко-культурныепроцессы непосредственно связаны с социально-экономическим развитием населения. Кочевое скотоводство иорошаемое земледелие создали основу единой культуры племен Казахстана.Значительное влияние на культуру казахского народа оказывала культура соседнихнародов, особенно Поволжья, Сибири и Средней Азии. Заметный след оставила такжев Казахстане мусульманская культура. Таким образом, в XVІ-XIІІV в Казахстане функционировала единая культура, котораябазировалась на лучших традициях культуры древних племен казахских степей.
Письменнаялитература. Кромеустной литературы, у казахов была развита письменная традиция. Основные жанрылитературных произведений — религиозные и исторические труды. В XVІ-XIІІV вв. среди казахов были распространены такие книги, как «Қысас ал-анабия», «Бадуам», «Суфи Аллаяр», «Кесик-баги»и Др. Эти произведения носили религиозный характер, содержали ряд сведений этнографического иисторического характера. До нас дошли также исторические сочинения, написанныев 'I-XVII вв. Сочинение «Тарихи Рашиди» на персидском языке, °священо историиМогулистана и Казахского ханства. Автор его МухаммедХайдар из племени дулат Старшего жуза. Его же перу принадлежит поэма«Жахан-Наме». Наиболее важный памятник исторической прозы казахов — «Жами ат-тауарих». Автором этой книги является КадыргалиКасымулы из рода жалаир, влиятельный бий при хане Тауекеле. В 1587 г. вместе ссултаном Ораз-Мухаммедом он попал в плен к русским и долгое время жил в Москвеи Касимове, где и создал свое сочинение. Книга посвящена истории казахов XV-XVIвв. содержит в себе генеалогию, насыщена поговорками и пословицами. Книганаписана на литературном староказахском языке, в котором чувствуется сильноеогузское влияние.
В XVIв. Отемис хаджой был написан исторический труд «Чингис-наме». Эта книгапримечательна тем, что в ней отражена устная историческая традиция казахов, онабыла написана на основе преданий и рассказов о племенах и родах, ихпроисхождении, о политической истории XIV-XV вв., о ханах, правивших в УлугУлусе и Казахском ханстве.
Такимобразом, устная и письменная литература получает дальнейшее развитие иобогащение в период XVІ-XIІІV вв. Она была преемственно связана с культурой предыдущеговремени, послужила базой, основой для дальнейшего развития казахскойнациональной литературы. 4. Народные массы — истинные творцыказахской культуры
Поэзияжырау. XV-начало XIXвв. — время особенного расцвета казахской литературы — известно как эпохажырау. Жырау были поэтами-импровизаторами, авторами песен-толгау-размышлений инаставлений в стихах. Нередко жырау были видными политическими деятелями,советниками ханов, главами родов, военачальниками.
Однимиз наиболее известных и почитаемых среди казахов жырау был Казтуган Суюншиулы.Он родился в низовьях Едиля в 20-х годах XV в. в семье бия Мангытского Йурта.Его песни-образец кочевнической поэзии, наполненной особым отношением кприроде. Казтуган, будучи одним из известных ногайских военачальников, воспевалвоинские подвиги, выступал за объединение степных племен под властью казахскихханов.
Доспанбетжырау родился в 90-х годах XV в. в городе Азау, побывал в Бахчисарае и Стамбуле.Поэзия Доспанбета — поэзия воина и защитника Родины. Его песни рассказывают намо походах и подвигах, чести и долге воина. Доспанбет жырау погиб в бою подАстраханью в 1523 г.
Большойслед в культуре казахского народа оставил Шалгез жырау Тиленшиулы (1465-1560).Во время войны в МангытскоМ Йурте между Жусупом и Смаилом Шалгез встал насторону Жусупа, а после поражения последнего откочевал в пределы Казахскогоханства. Поэзия Шалгеза глубоко философская, полная сложных художественныхобразов, патриотическая по тематике. Шалгез реформировал казахскоестихосложение, был исполнителем героических эпосов.
Традициипоэзии жырау продолжили и обогатили Маргаска жырау и Жиембет жырау (XVII в.)Маргаска был не только поэтом, но и воином, участвовал в боях против Турсынхана, является автором героической поэмы «Есим». Жиембет Бортогашулы из родаалшын был бием Младшего жуза при Есим хане, участвовал в войнах против ойратови Турсын хана. За попытку отделить Младший жуз от Казахского ханства Жиембетбыл сослан на казахско-ойратскую границу и вернулся в родные края только послесмерти Есим хана. Сохранились песни этих поэтов, обращение к хану, казахскимплеменам.
Актамбердыжырау Сарыулы (1675-1768) родился в Южном Казахстане, в районе Каратау, и уже вдетском возрасте стал известен как поэт-импровизатор. Он активно участвовал вовсех антижонгарских войнах, а в 50-х годах XVIII в. возглавил движение казаховна восток, на земли, отвоеванные у Жонгарии. Похоронен Актамберды вСемипалатинской области, в местности Журек Жота.
УмбетейТулеулы (1706-1778) воспевал героическую борьбу с жонгарами, стремление народак мирной жизни. Наиболее известно произведение Умбетея, посвященное Богенбайбатыру.
Особойпопулярностью в XVIII в. пользовался Бухар Кал-каманулы (1668-1781). Бухаржырау был одним из влиятельных биев при Тауке хане и Абылае. Он автор большогоколичества песен, посвященных единству государства, защите его от внешнихврагов.
Кконцу XVIII-началу XIX вв. относится творчество таких поэтов, как Татикара,Котеш, Шал. Татикара родился в местности Сарыколь на территории современнойКостанайской области, участвовал в войне с Цинской империей, прославлял подвигиказахских батыров, исполнял героические эпосы. Акыны-импровизаторы Котеш(1745-1818) и Шал (Тилеуке Кулекеулы) (1748-1819) слагали песни о жизничеловека, моральных и этических проблемах.
Списокиспользованной литературы
1. ИсторияКазахстана (с древнейших времён до наших дней). В пяти томах. Том 3. – Алматы:«Атамура», 2000.
2. А. Кузембайулы,Е. Абиль «История Республики Казахстан», — Астана, Фолиант, 2002г. –368с.
3. Д. Бабаев«История Казахстана», Алма–Ата, Издательство «Рауан», 1992г.
4. Кан Г.В. История Казахстана: Учебпособие.-2-е изд., прераб. И допол.-Алматы, 2002
5. Аккошкаров Е. Из истории казахов. Алма-Ата 1999 г.