Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура Российской империи (XVIII в. – нач. XX В.)

Культура Российскойимперии (XVIIIв. – нач. XXВ.)
 

СОДЕРЖАНИЕ
 
1 Культура России XVIII века
2 Культура России XIX – начала ХХ веков («золотой» и «серебряный» векв русской культуре)
3 Достиженияи проблемы в развитии белорусской культуры XVIII века – нач. XX века
Список использованных источников

1 Культура России XVIII века
В началеXVIII в. русская история сделала крутой поворот, связанный с реформами Петра I(1672 — 1725). Этот царь перенес столицу России из Москвы в Петербург и объявилсебя императором. Восхищаясь западным образом жизни, он энергично внедрял его всвоей стране, прежде всего среди дворянства. С его подачи русские – народ сдостаточно древней и сложной культурой – были поставлены в положение чуть ли недикарей, которым надо приобщиться подлинной цивилизации. Это стало серьезнымиспытанием для национального самолюбия, и не все его выдержали – среди части«образованного общества» распространилось настоящее «чужебесие», т.е.преклонение перед всем иностранным. Правилом хорошего тона у «господ» сталообщение на французском, немецком, английском языках с целью подчеркнуть свойевропейский лоск и свое благородство.
Надопризнать, что по некоторым направлениям культурного развития Россия к XVIII в.действительно уступала Западной Европе. Это касалось, прежде всего, сферы наукии научного образования. Академия наук в России была основана в 1725 г., и еепоначалу заполнили одни иностранцы. Первым собственно русским академиком сталвеликий М. Ломоносов (1711 — 1765), ученый необычайной широты интересов. Егостараниями в 1755 г. (наконец!) в Москве появился университет. В 1758 г. в немучилось около 100 человек – и это на 20 млн. населения страны. А в Германии вто время при таком же примерно количестве населения существовало более 20университетов!
Если наука вXVIII в. делала в России первые шаги, то русское искусство эпохи культурногоученичества уже поднималось на уровень высокого мастерства. Тяжелее всегоприходилось литературе, ибо ее буквально захлестнул поток иностранных слов ицелых выражений. Большинство произведений русской поэзии, прозы, драматургииXVIII в. читать сейчас затруднительно вследствие их косноязычия и откровенноподражательного характера. Среди удачных исключений – творчество поэта Г.Державина (1743 — 1816), комедиографа Д. Фонвизина (1744 — 1792), а в самомконце столетия – Н. Карамзина (1726 — 1826), беллетриста и, по выражению А.Пушкина, «Колумба русской истории».
Изобразительноеискусство и архитектура России притом, что оказались под несомненным западнымвлиянием (например, скульптура была прямо позаимствована с Запада), раньше, чемлитература проявили свою национальную оригинальность и способность создаватьшедевры. В числе их самых талантливых представителей – живописцы Ф. Рокотов(1735 – 1808), Д. Левицкий (1735 — 1822), В. Боровиковский (1757 — 1825);скульпторы Ф. Шубин (1740 – 1805) и М. Козловский (1753 — 1802); зодчие В.Баженов (1737 — 1799) и М. Казаков (1738 — 1812). И уже к концу XVIII в. былопонятно, что Петербург – молодая столица империи – становится одним изкрасивейших в художественном отношении городов Европы («Северной Венецией»).
Яркаяособенность высокой русской культуры XVIII в. – ее тесная связь с императорскимдвором и властью, которые ее буквально насаждали. Парадоксальная ситуация:именно двор выступал в качестве главного носителя и распространителя в странеидей Просвещения. Императрица Екатерина II (1729 – 1796, правила с 1762), прикоторой феодально-крепостнический строй в России достиг своего апогея,находилась в переписке с Вольтером, Дидро и другими европейскимипросветителями. А ведь Просвещение было движением принципиально антифеодальным,антиабсолютистским!
В Российскойимперии XVIII в. едва-едва начали появляться люди, носители специфического«духа капитализма». Даже к концу XIX – началу ХХ в. слой таких людей былнезначителен. Книги просветителей в XVIII в. читали в России, главным образом,дворяне. У большинства из них не появилось желания поскорее уравняться в правахс мужиками и отменить самодержавие. Первое, что им легче всего было взять упросветителей, – это критическое отношение к религии. Этому часто сопутствоваловступление в какую-нибудь масонскую ложу. Так назывались завезенные из Европытайные организации, стоявшие на позициях космополитизма и антиклерикализма.
АвторитетПравославной Церкви в обществе, ее влияние на культурную жизнь резко снизились.В огромной мере этому посодействовала сама власть. Еще Петр I отменил в Церквипатриаршество и фактически превратил духовенство в своеобразных «чиновниковдуховного ведомства». Зависимость Церкви от государства лишало ее нравственнойсилы, но и русскую монархию в итоге эта политика подвела к кризису народногодоверия.
2 Культура России XIX –начала ХХ веков («золотой» и «серебряный» век в русской культуре)
XIX в. –«золотой век» русской культуры. Творчески усвоив западные влияния, онасохранила свое национальное лицо и, что называется, сказала миру новое слово.Многие ее достижения и представители получили известность и признание далеко запределами Российской империи. Мы можем теперь долго перечислять имена россиян,ставших гражданами всемирно-исторической «республики гениев». Среди них:математики Н. Лобачевский (1793 — 1856) и П. Чебышев (1831 — 1894), физики А.Столетов (1839 — 1896) и Н. Жуковский (1848 — 1921), химики Н. Зинин (1812 — 1888) и Д. Менделеев (1834 — 1907), изобретатель радио А. Попов (1859 – 1905) и«отец космонавтики» К. Циолковский (1857 – 1935); композиторы М. Глинка (1804 — 1857), М. Мусоргский (1839 — 1881), П. Чайковский (1840 — 1893), Н.Римский-Корсаков (1844 — 1908); художники И. Репин (1844 — 1930), В.Суриков(1848 – 1916), И. Левитан (1860 — 1900); и, конечно же, литераторы А.Пушкин (1799 — 1837), М. Лермонтов (1814 — 1841), Н. Гоголь (1809 — 1852), Ф.Достоевский (1821 — 1881), Л. Толстой (1828 — 1910), А, Чехов (1860 — 1904)…
Что касаетсялитературы, то она была в XIX в. наиболее успешно развивающимся и«экспортируемым» видом русского искусства. Здесь заметен контраст междукультурой императорской (петербургской) России и культурой киевского, а такжемосковского периодов, когда преимущественное развитие получили зодчество иизобразительное искусство (из-за этого культуру допетровской Руси порой невполне правомерно называют «культурой великого молчания»). XIX в. такжепоказал, что «поэт в России больше, чем поэт». Художественное слово приобрелонеобычайный общественный вес. Литературные журналы (типа «Отечественныхзаписок») частично взяли на себя роль отсутствующих политических партий.
В России XIXв. расширился не только круг творцов (и, кстати, вырос их социальный статус),расширилась и их аудитория, которая раньше концентрировалась вокругимператорского двора. Наряду с дворянством в состав «образованного общества»вошла интеллигенция, формировавшаяся за счет включения в себя выходцев изразных сословий. При этом даже в конце столетия (по данным переписи 1897 г.)грамотные составляли только 21% населения империи!
«Золотой век»русской культуры имеет ту особенность, что ей недостает гармоничности,внутренней уверенности в себе, а ведь все это предполагается названием — «золотой век». Пожалуй, самым «золотым» в этом смысле было время царствованияАлександра I (первая четверть XIX в.), при котором проводились определенныелиберальные реформы», русская армия разбила наполеоновских захватчиков ипобедоносно вступила в Париж. После же «дней Александровых прекрасного начала»и особенно после подавления восстания декабристов (1825 г.) в русском искусствеи общественной мысли начинает отчетливо звучать тревога за судьбу страны.
Лучшихпредставителей высокой русской культуры явно тяготил разрыв между просвещеннымина европейский лад «верхами» Российской империи и ее малограмотным, болеетрадиционалистски настроенным простонародьем. Заметной тенденцией «золотоговека» стало растущее отчуждение между властью и «образованным обществом»,особенно интеллигенцией. За время, прошедшее с Петровских реформ, вырослипоколения людей, для которых привычными являлись западные представления о честии достоинстве, о правах гражданина, о необходимости ограничения верховнойвласти – а вот русская монархия представлялась уже архаизмом, постыдной«азиатчиной». Эти люди считали, что в царской России их таланты и образованиеостаются не востребованными. Многие хотели окончательного сближения с Западоми, торопя время, были готовы поддержать самые крутые реформы и даже революцию.
Впрочем,звучали голоса и тех, кто осуждал некритическое подражание Западу ипредупреждал о том, что революция в России, если она произойдет, обернетсякровавой катастрофой. Вернуться к православному идеалу «Святой Руси» призывалиавторы-славянофилы. О культурной ценности самодержавия и всего русского«византизма» писал философ К. Леонтьев (1831 — 1891). В своем романе «Бесы» Ф.Достоевский вывел жесткие образы «западников»: люди, лишенные правильнойхристианской веры, не укорененные в народной культуре, они губят себя и своюРодину…
Конец XIX –начало ХХ в., приблизительно время царствования последнего русского императораНиколая II (1894 — 1917), принято называть «серебряным веком» русской культуры.Она продолжала блистать шедеврами и талантами, как раз тогда «загорелисьзвезды» писателей М. Горького и И. Бунина, художников М. Врубеля и М.Нестерова, композиторов С. Рахманинова и И. Стравинского… В России, как и наЗападе, зарождается модернистское искусство, появляются такие его течения, каксимволизм (Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт…), акмеизм (Н. Гумилев, А.Ахматова…), футуризм (В. Хлебников, В. Маяковский…), абстракционизм (В.Кандинский, К, Малевич…) и т.д. Возникает феномен «русскогорелигиозно-философского Ренессанса», связанного с именами В. Соловьева, Н.Бердяева, С. Булгакова, В. Розанова и т. д. Одним из его самых оригинальныхпроявлений стала философия космизма, утверждавшая всеединство мира, целостностьпознания и космическое предназначение человечества.
Но весь этоткультурный блеск наблюдался в стране, которая погружалась в глубокий кризис,шла навстречу революции. Среди части интеллигенции стал популярен марксизм,другую часть разъедали декадентские настроения. В область высокой культурыпрорвались порнография, оккультизм, «романтика дна». Писатели и художникижаловались, что теперь их творчество стесняет не правительственная, а«прогрессистская» и «еврейская» цензура. На «национальных окраинах» Российскойимперии, в т. ч. в Беларуси, усиливались протесты против русификаторскойполитики властей.
3 Достижения и проблемы вразвитии белорусской
культуры XVIII века –нач. XX века
В XIX в.название «Беларусь, Белоруссия», наконец, закрепилось за всей территорией нашейныне суверенной страны (еще в XVIII в. оно относилось преимущественно к еевосточным областям). В течение нескольких десятилетий после присоединениябелорусских земель к Российской империи в их культурной жизни продолжалгосподствовать польский язык. Самой массовой конфессией оставалось униатство. Взначительной мере сохраняла свои позиции Римско-Католическая Церковь.
Переломныммоментом стало восстание 1830 – 1831 гг., имевшее целью восстановитьнезависимость Речи Посполитой. После его подавления имперские власти решилиустранить по возможности все источники и проявления польского и литвинского(белорусского) сепаратизма. Был закрыт Виленский университет (до 1802 г. –Главная школа ВКЛ), осуществлялась тотальная руссификация системы образования.Власти также поддержали движение среди униатов за переход в православие. НаПолоцком соборе 1839 г. униатское руководство объявило о воссоединении своейЦеркви с Русской Православной Церковью. Правда, не все верующие захотелидобровольно возвращаться к «вере предков» — многих пришлось принуждатьполицейскими методами. При этом массово уничтожались предметы униатскогокульта, в т. ч. имеющие значительную историческую и художественную ценность.
События концаXVIII – начала XIX вв. остро поставили вопрос о национально-культурнойидентичности белорусов, об их месте в истории. Статус официальной идеологииполучила концепция западноруссизма (такое название ей дали позднейшие критики),которую в Беларуси разрабатывали историки М. Коялович (1828 — 1891), ИГригорович (1792 — 1852), А. Сапунов (1851 — 1924). Согласно этой концепциибелорусы наряду с великороссами и малороссами (украинцами) являются ветвьюединого русского народа. Белорусская культура рассматривалась, соответственно,как вариант русской культуры, более или менее интересный. Западноруссизмутверждал естественно-исторический характер пребывания белорусов в составеРоссийской империи и в лоне Православной Церкви.
Альтернативнаяточка зрения утверждала существование самостоятельного белорусского этноса,имеющего оригинальные традиции языка и культурной жизни. К такому взгляду набелорусов склонялись многие ученые (историки, этнографы, языковеды), например,И. Носович (1788 — 1877), А. Киркор (1818 — 1886), Е. Карский (1860 — 1931).Его отстаивали участники революционно-демократического движения, такие как К.Калиновский (1838 — 1864), один из вождей восстания 1863 – 1864 гг., и членыБелорусской Социалистической Грамады (под таким названием она существовала с1903 г.).
Исключительноважной формой выработки национального самосознания белорусов стала литература.А. Мицкевич (1798 — 1855), автор поэм «Деды», «Пан Тадеуш» и др., Я Борщевский(? — 1851), автор прозаического цикла «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастическихрассказах», В. Дунин-Марцинкевич (1808 — 1884), автор пьес «Крестьянка»,«Пинская шляхта» и др., хоть и писали все больше по-польски, но постояннообращались в своем творчестве к темам и образам белорусского фольклора, кособенностям народной речи. Я. Чечот (1796 – 1847) издал шесть сборников«Крестьянских песен» (на языке оригиналов и в переводе на польский) и сам сталписать стихи на белорусском языке, вернув его тем самым в сферу высокойкультуры. Вершиной белорусской литературы XIX в. часто называют творчество Ф.Богушевича, поэта и писателя остро социальной направленности. Не имеявозможности публиковаться на территории Российской империи, он вынужден былиздать свои стихотворные сборники «Дудка белорусская» и «Смычок белорусский» заграницей.
В начале XXв. появилась целая плеяда талантливых литераторов, выступавших за белорусскоенационально-культурное Возрождение: М. Богданович, М. Горецкий, Я. Купала, Я.Колас, А. Пашкевич (Тетка) и т. д. Открылись издательства, специализирующиесяна белорусскоязычных книгах («Заглянет солнце и в наше оконце» и др.), ибелорусскоязычные газеты («Наша нива» и др.). Громко зазвучали требованиядопустить белорусскую речь в школу. Но час «Белорусского Возрождения» былнедолгим. Распространению его идей мешал недостаток собственно белорусскойинтеллигенции и буржуазии (в городах Беларуси белорусы находились вменьшинстве, уступая, прежде всего, евреям!). «Возрожденческий» порыв невстретил активной поддержки в Православной и Католической Церквах, а также в основныхполитических партиях (в Бунде, у большевиков, меньшевиков, эсеров…), тем более,к нему враждебно отнеслось государство.
И все же вцелом период XIX – нач. XX в. оказался небезуспешным для развития культуры вБеларуси. Повысился общий уровень образованности населения, разнообразились егокультурные запросы. Помимо уже названных писателей, поэтов, ученых, которыедостойно представляли тогда отечественную культуру, можно упомянуть и многодругих имен: художников К. Альхимовича, Н. Селивановича, А. Гаравского;создателя национального профессионального театра – «Первой белорусской труппы»- И. Буйницкого; историка М. Довнар-Запольского; физика Наркевича-Едки и т. д.
И не стоитупрощать и окарикатуривать тогдашнее белорусско-русское взаимодействие накультурном поприще. Неправильно сводить его к формуле: «Хцiвыя суседзiпарасцягвалi нашы скарбы, прысвоiлi нашы святынi, зрабiлi yсе, каб адбiць нампамяць i г. д.». Например, русские аристократы, графы Румянцевы и князьяПаскевичи, имея владения в Гомеле, активно занимались здесь благоустройствомгорода и меценатством. Важнейшими достопримечательностями Гомеля до сих порявляются выстроенные ими дворцово-парковый комплекс и Петро-Павловский собор.
Революция1917 г., сокрушившая Российскую империю, изменила и судьбу Беларуси. В историивосточнославянской культуры начался новый этап.

Список использованныхисточников
1. Культурология. История мировой культуры: Учеб.пособие / А.Н.Маркова, Л.А.Никитич, Н.С.Кривцова и др. – М.: ЮНИТИ, 1995.
2. Культурология: Учеб.пособие / Под научн. ред.Г.В.Драча. – Р-на-Д.: Феникс, 1995.
3. Скворцова, Е.М. Теория и история культуры:Учебник для вузов/Е.М.Скворцова.- М.: ЮНИТИ,1999.-406с.
4. Милюков П.Н. Очерки по истории русскойкультуры / Милюков П.Н. – М., 1993.
5. Основы теории художественной культуры: Учебноепособие для вузов Под ред. Л.М. Мосоловой. – СПб., 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.