Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура России в XVIII в.

Министерство образования и науки РФ
ФГАОУ ВПО «Российский государственныйпрофессионально — педагогический университет»
Институт социологии
Кафедра истории России
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине ОТЕЧЕСТВЕННАЯИСТОРИЯ
Культура России в XVIIIв.

Екатеринбург 2010

Содержание
 
Введение
1. Культура периода петровских реформ
2. Особенности российской эпохиПросвещения XVIII века
2.1 Общественная мысль, философия и литература XVIII века
2.2 Художественная культура XVIII века
Заключение
Библиографический список
Исторический портрет. Новиков НиколайИванович
Термины
Даты

Введение
В XVIII веке замечательный представитель немецкого Просвещения Иоанн Гердерговорит: «Нет ничего менее определенного, чем это слово — «культура», — ипоясняет важность проблемы: «… В каких чертах следует усматриватькультурность? Способствует ли культура счастью людей?». Такая постановкавопроса объяснима: само понятие было новым. Только в восемнадцатом столетии подкультурой стали понимать «уровень развития духовных и практических навыковразличных народов». Однако осмысление тех или иных сторон этого социальногоявления имело место уже в древних цивилизациях. Древние греки проводилиразличие между своей «воспитанностью» и «дикостью» варваров, тем самымопределяя особенности культуры различных народов. Философы античностисопоставляли «природное» и «нравственное». В средние века в европейскойфилософии сложился определенный комплекс идей, породивших впоследствии понятие«цивилизация», тесно связанное с культурой /2, с.75-105/.
Со времен Гердера прошло два столетиянеустанных философских и эстетических поисков, однако и XX век свидетельствует:ни одно понятие общественных наук не вызывает такого расхождения во взглядах,такого многообразия суждений, как понятие «культура».
Как самостоятельное явление социальнойжизни культура впервые была рассмотрена лишь во второй половине XVIII века, вэпоху Просвещения.
XVIII столетие в истории России сталопоистине судьбоносным. Оно явилось временем коренных перемен, вызванныхпетровскими реформами. Своими преобразованиями Петр I круто повернул Россию наЗапад. Этот поворот и его последствия для развития России и русской культурыстали предметом острого спора ученых и мыслителей, который с особой силойразгорелся в XIX. веке и продолжается по сей день.
Цель контрольной работы — изучить русскую культуру в XVIII веке, многоуровневую целостнуюструктуру в единстве ее внешних и внутренних связей и определить ее влияние надальнейшее развитие культуры России.

1. Культура периода петровских реформ
Семнадцатым веком завершилось русскоесредневековье, восемнадцатый начинает новое время в истории страны. На местоМосковской царской Руси приходит императорская Россия Петербурга. Социальнаядинамика века огромна: Россия вступает в него средневековой и довольноотсталой, а к концу столетия приходит сильной державой, активно влияющей насудьбы Европы. Мощный процесс развития связан с именем Петра I и его реформами.
Процесс был сложным и противоречивым. Этоотмечают многие русские историки. В. О. Ключевский, например, о XVIII векепишет: «Что же так осложнило русскую жизнь этого века? Реформы, начатыепредшественниками Петра и им продолженные… До той поры русское общество жилоусловиями своей собственной жизни и указаниями природы своей страны. С XVIIвека на это общество стала действовать иноземная культура, богатая опытами изнаниями. Это пришлое влияние встретилось с доморощенными порядками и вступилос ними в борьбу, волнуя русских людей, путая их понятия и привычки, осложняя ихжизнь, сообщая ей усиленное и неровное движение» /1, с. 13/.
Время Петра — это, прежде всегоутверждение дворянской империи. Слагается новый административный аппарат. Петробразует взамен средневековых приказов немногочисленные, но действенныеколлегии, убирает традиционную боярскую думу, основанную на наследственномпредставительстве. На арене российской истории появляется Сенат —правительственное учреждение, созданное для контроля и управления государством.Появление этого учреждения косвенно отделяет в сознании людей власть царя —хозяина от власти государства — учреждения для «блага подданных». Это для началаXVIII века было весьма актуальной и значимой культурной задачей. Дажеотносительно независимые прежде религия и церковь оказываются теперь подвластной рукой государства. Абсолютная монархия, начало которой датируется ещеXVII веком, теперь представлена как вполне сложившаяся форма государственногоправления.
Новые явления в политической и социальнойсфере явились толчком мощных процессов в области духовной культуры, взначительной степени определяя ее особенности. Каковы же эти особенности?Культуру XVIII века по типологии часто соотносят с западноевропейскимПросвещением. Отметим сразу: это далеко не полное и даже не близкое соотношениеимеет для России особый смысл. Как известно, западноевропейское Просвещениебыло подготовлено Возрождением и периодом Нового Времени, уже обеспечившимиразрыв со средневековой богословской культурой и провозгласившими незыблемыйавторитет научного знания. Русская культура конца XVII — начала XVIII векадолжна была решать задачи, на которые у Западной Европы ушло пять столетий.Такая небывалая в истории интенсивность духовного развития составляет первуюособенность русской культуры рассматриваемого периода.
Уже в последние десятилетия XVII века вРоссии создалась ситуация, которую мы сейчас называем кризисом духовной культуры,идеологических ценностей и идеалов. Допетровская Русь дожила «до нравственногобанкротства», и не могла не дожить, связанная с головы до ног (отгосударственной системы правления до народного быта) религиозными догмами.Важнейшим из мероприятий, последовательно осуществленных Петром I, былоокончательное отстранение церкви от вмешательства в дела государственные, а,следовательно, и ограничение «культурного поля» церковной деятельности. Суничтожением патриаршества в 1721 году руководство делами церкви было переданов руки Святейшему Синоду, подотчетному монарху. Церковь фактически была лишенадоминирующей роли в области проведения культурно-идеологической политики именнов той области, где ее влияние было прежде особенно велико. Роль духовенства какисточника просвещения, как представителя «духовного авангарда» русского народакончилась. «С воцарением Петра Великого у нас формируется новая интеллигенция,которая во всем руководствуется «мирскими» интересами и идеями.Кристаллизационным ядром, вокруг которого слагаются эти интересы и идеи,является не идея вселенской религиозной миссии (хранение чистоты Православия),а идеал Великой России» /2, с.91/. Таким образом, вторая отличительная особенность духовной культуры новогоэтапа — ее секуляризация1.
С петровских реформ усиливается интересрусских писателей к человеческой личности, происходит углублениегуманистического начала в искусстве. В новой концепции человек уже окончательноперестает быть источником греховности, воспринимается как активная личность, ценнаяи сама по себе, и еще больше — за «услуги отечеству». Отсюда и изменениеглавного ценностного ориентира: на смену представлений о греховной природечеловека, свойственных официальной культуре допетровской Руси, на сменукультуре, направлявшей интересы человека к соблюдению чистоты христианскойверы, приходила культура, основанная на представлениях о человеке как частиценовой системы, социальной; иерархически упорядоченного монархическогогосударства. Обращение к личности, гуманизм — это третья особенность духовнойкультуры не только периода петровских реформ, но и XVIII века в целом. Петр I,прорубивший «окно в Европу», поставил страну на путь европеизации, ввел Россиюв круг европейского просветительского движения. Европеизация России начиналасьс заимствования в области бытовой культуры: появляются Секуляризация (ср. лат. saecularis — светский) — освобождение от церковного подчинения общественной, интеллектуальной ихудожественной деятельности.
новые предметыдомашнего обихода, идет подражание роскоши польских и немецких костюмов.Заимствуется этикет общения.
Насаждение разных форм западного быта(одежда, снятие бороды, ассамблеи, свободное появление на них женщин и т. д.)происходит по строгому приказу Петра I. Надо отметить, что пределы распространенияновой культуры довольно «узки»: двор, высшее чиновничество, столичное и внезначительной степени провинциальное дворянство. Нельзя не видеть также, чтопроцесс европеизации русской культуры был достаточно противоречив: «взаимствовании было много ненужного и незрелого, часть перемен сводилась толькок изменению формы, «внешней позолоте», под которой жила азиатчина» /3, с.423/.Но подражательность была логически необходима и неизбежна ввиду относительнойкультурной молодости России. В этом состояла четвертая особенность духовнойкультуры рассматриваемого столетия. Сближение с Западом, однако, внесло врусскую культуру не только заимствование и подражательность. Оно способствовалоразвитию российской самостоятельности, переходу от «узкого национализма к национальномутворчеству культурной жизни..., предполагающему общечеловеческие впечатления игуманные воззрения» /4, с.49/. В этом смысле XVIII век может быть назван«промежуточным периодом, нашего общественного самосознания» (П. Милюков), адуховная культура столетия — начальным этапом формирования общественногосамосознания России. И это пятая особенность духовной культуры рассматриваемогопериода.
Один из главных принципов просветительнойкультуры — синкретизм. На духовную культуру в целом воздействует характернаядля Нового Времени идея закономерности и познаваемости окружающего мира(природы, самого человека и человеческого
Синкретизм (гр. synkretismos — соединение,объединение) — слитность, нерасчлененность, существование в единстве всех видовтворческой деятельности.
Общества). Отвлеченной книжной ученостипредпочитается знание, полученное в результате собственного опыта, собственной практическойдеятельности. Этот принцип был усвоен русской культурой XVIII векабезоговорочно.
Синкретизм характеризует деятельностьтипичного представителя Просвещения — мастера-энциклопедиста. В этом смыслеРоссия XVIII века напоминала европейский Ренессанс. Среди деятелей русскойкультуры XVIII века людей, которые были бы только писателями, толькомузыкантами, только живописцами или архитекторами, — таких людей меньшинство. ОПетре I принято говорить, что он знал 14 ремесел. В разных областях культурной,творческой деятельности, в науке и искусстве с одинаковым блеском работалЛомоносов.
Формирование новой культуры Россииначиналось с элементарного образования. Один из виднейших знатоков русскойкультуры П. Н. Милюков писал, что вся допетровская наука широких массограничивалась часословом и псалтырем. Не было, оперируя современнымипонятиями, спроса на грамотного человека со стороны государства, не было уразличных слоев населения потребности даже в букваре. Теперь Россия нуждалась впросвещенном и образованном гражданине. Понимая это, Петр обращает внимание наразвитие светского книгопечатания и издательского дела. В первую четверть векаиздательская продукция выросла в 18,6 раза, причем доля религиозной литературызначительно уменьшилась. Усиленно распространяется переводная литература. Нарусский язык переведены не только исторические повести и романы, но иполитические сочинения и технические учебники. Создается русская журналистика,выпускается первая газета.
Спрос шестнадцатимиллионного населения набуквари составлял 2000 экз. ежегодно. Первая русская грамматика Смотрицкого,изданная в 1648 году, была переиздана только через 70 лет.
Но проблема не решается только принятымимерами. «На традиционной грамотности нельзя было привить и развить европейское
просвещение, ознакомить людей с кругоместественнонаучных представлений, основами математических и технических знаний.Грамотных в том плане, как это нужно было для участия в преобразовательскойдеятельности Петра, практически не было» /4, с.50/. Другими словами, ценитьпросвещение научила практическая нужда, и это определило господствоутилитарного взгляда на школу. Теперь от школы требовалась выучка,соответствующая нуждам государства, преобразованиям армии и флота.
Поэтому в начальный период петровскихпреобразований были открыты специальные учебные заведения — Навигационная,Артиллерийская (1701), Инженерная (1712) школы, Медицинское училище (1707),первые горные школы на Урале.
Потребности общества в новых культурныхценностях всегда формируются достаточно долго. Потребность русского общества вобщеобразовательной школе, преследующей чисто педагогические цели, формировались«с почину власти». Начало общеобразовательной школы относят к концу петровскойэпохи. Год спустя после смерти Петра открылись двери новых храмов науки —университета и гимназии в Петербурге. Позднее, в середине века, открываетсяМосковский университет и при нем — две гимназии: одна для дворян, другая дляразночинцев.
Проводя реформы, Петр действовал смело ицелеустремленно. По его указу были созданы особые учреждения, задачей которыхстало культивирование научных знаний и приумножение их. Это не толькоУниверситет, но и Академия, Библиотека при Академии, различные кабинеты длянаучных занятий. Преодолевая веками сложившиеся традиции, начинает работатьКунсткамера — первый русский естественнонаучный музей. Определенные трудностииспытывало библиотечное дело. Традиции допетровской русской культуры были таковы,что имеющиеся книжные собрания не могли быть использованы внаучно-исследовательской работе. В XVII веке книги хранились в низких,полутемных, чаще всего каменных (во избежание пожара), комнатах, уставленныхмассивными сундуками («коробьями»). Шкафы с полками появились, вероятно, кконцу XVII столетия и только потому, что владельцы книг пожелалипродемонстрировать богатство и красоту переплетов, украшенных драгоценнымикамнями и прекрасно выделанной кожей. Сохранившиеся от того времени описи книг,как правило, подробно сообщают о переплете, но забывают сообщить название книгии ее автора. Расстановка книг производилась по формату и красоте переплета. Поэтому же принципу в первые годы существования расставлялись книги и вБиблиотеке Академии наук /7, с.51/. В дальнейшем оказалось, что наладитьбиблиотечное дело даже по имеющимся западным образцам совсем непросто /6,с.60/.
Пример уважения к просвещению и наукеподает сам Петр I. Он увлекается философскими беседами в кружке избранных,поощряет отношения с западноевропейскими учеными, преклоняется перед Лейбницем.Тем не менее, развитие научных знаний и просвещения сталкивается с множествомтрудностей. Главное — это отсутствие социальных и экономических условий,благоприятных для этого процесса. Петр 1 не мог этого осознать, результатыпроявились позднее. (В 1726 г. гимназия при Санкт-Петербургском университетенасчитывала 112 учащихся, в 1737-м — 19. В Академическом университете в течениепервых 6 лет училось 8 студентов, в 1731 году — ни одного. В 1783 году княгиняДашкова, приступив к обязанностям Президента Академии, обнаружила вУниверситете двух студентов. В Московском университете в 70-80-х годахприходилось по одному студенту на каждый из трех факультетов.)
В 1866 году князь Дмитрий Голицын в письмеиз Парижа в Россию соглашается с тем, что для развития наук и художеств лучшийзалог — «основание академий». «Но опираясь на пример истории, — отмечает ондалее, — боюсь, что средства эти окажутся слабы, если одновременно у нас небудет поднята внутренняя торговля. А она, в свою очередь, не может процвести,если не будет мало-помалу введено у нас право собственности крестьян на ихдвижимое имущество». Обосновывая свое утверждение, Голицын ссылается на словаанглийского философа Давида Юма: «Если государь не воспитает у себя фабриканта,способного выткать сукно столь тонкое, чтобы оно достигло цены две гинеи зааршин, то тем менее воспитается в его государстве астроном» /5, с.37—38/.
Итак, главными препятствиями на путипетровских реформ были консервативные традиции духовной культуры иобщественного сознания, с одной стороны, закрепощение и бесправие народных масс— с другой. Следует подчеркнуть и то, что новое просвещение и наука вводятся вначале XVIII века «сверху», декретами и указами, во главе преобразованийстановится власть, а не общественное мнение. Выяснилось, что общественноемнение России просто не готово ко многим реформам. Однако Петр не отступалперед задачей создания новой России на месте «старины». «Старина», со своимпатриархальным укладом, аскетическим идеалом, боязнью науки, не давалавозможности развития, живой личности было в ней тесно, и Петр Великий встряхнулзастоявшуюся жизнь во всех углах, вывел новое поколение на широкое поприще общечеловеческогопросвещения, на простор научного знания, в этом смысл его реформы» /3, с.434/.
Особенности российской эпохи Просвещения XVIII века. Общественнаямысль, философия и литература XVIII века
Сознательное отношение к просвещению, кжизни Европы и нуждам России нашло свое выражение в деятельности рядапредставителей отечественной культуры, и среди них, безусловно, первый позначимости — М. В. Ломоносов.
В самой натуре Ломоносова многое оттребований петровского времени: ум, сметливость, трудолюбие, «преследованиепользы России» /8, с. 147/. Для него наука становится не только «техническойвыучкой», но и серьезным, важным элементом общей культуры, знанием, котороеосвещалось философской мыслью и становилось, поэтому целой мировоззренческойсистемой. Он первый внес в отечественную культуру великое благотворное начало —сознательную работу разума, мысли как основу просвещения и подчеркнулнеобходимость такого просвещения. Ломоносов полагал, что великое значение Петрасостояло в том только, что он возвысил Россию как государство, но «еще более втом, что он открыл для русского народа область науки, с помощью которой человектолько и может достигнуть высоты своего умственного и нравственногодостоинства» /9, с.513/.
Для Ломоносова наука была вышебеллетристики, его герои те, кто покровительствует миру и просвещению. Егоблаго — благо русского народа. Но, будучи гениальным ученым и патриотом,Ломоносов был и поэтом, влюбленным в красоты природы. Ярко и сильно выражаетЛомоносов эстетическое любование природой в своих замечательных стихотворениях,и оно неотделимо от научного исследования. Из всех естественных наук большевсего любя химию, Ломоносов ценил ее за то, что она «открывает завесувнутреннего святилища натуры». Получив научное образование в Германии, Ломоносовзнал философию Вольфа, был поклонником Декарта и постоянно защищал мысльЛейбница о том, что «закон опыта» нужно восполнять «философским познанием».«Для Ломоносова свобода мысли и исследования настолько… «естественна», что ондаже не защищает этой свободы, а просто ее осуществляет» /2, с. 104/.
Позднее А. С. Пушкин назовет М. В.Ломоносова «первым нашим университетом», и этими словами, верно, обозначеносновной смысл его деятельности. Она заключалась в том, что Ломоносов,«пролагая пути в самых различных отраслях науки и литературе, становилсяруководящим авторитетом в такой широкой области знания и поэзии, какой с техпор не мог охватить ни один из наших писателей» /9, с.515/.
Литературная слава началась для Ломоносовавскоре после его первых трудов. Видных людей в науке России было немного, идаже коллеги-немцы в Академии наук, не любившие и враждовавшие с ним, должныбыли признать его энциклопедическую ученость. Читающая публика сумела понятьсилу его языка, высокое содержание его речей, похвальных слов и од. Отзывы оЛомоносове как о поэте позднее были различны. Время показало, насколько правбыл Белинский, отмечая, что звание основателя и отца русской литературы ипоэзии по праву принадлежит этому человеку.
Огромной заслугой Ломоносова в деле формированияи развития русской культуры является создание русского литературного языка. ВXVIII веке закладывались основы века XIX: когда явился Пушкин, язык для негобыл готов. «Ломоносов… едва ли ясно видел размеры подвига, которые онсовершил в этом отношении. Отлично чувствуя красоты и силы языка, он заранееверил, что найдет в нем все средства для выражения своих мыслей; создавать,казалось бы, ничего не нужно было, а между тем вышел новый язык, которым ещеникто до него не писал» /10, с.35/.
По существу, Ломоносов и его современникиотразили важную тенденцию русской культуры: переход к выработке единогокомплекса культурно-идеологических установок с опорой на лучшие традиции,проверенные временем.
Роль М. В. Ломоносова в русской культуреогромна. Но, к сожалению, его наследие полностью не дошло до нас. «Оченьпечально, что потомки не сумели сохранить до нашего времени ни химическойлаборатории, ни дома на Мойке, ни завода в Усть-Рудицах, ни многочисленныхприборов, изготовленных собственноручно М. В. Ломоносовым или его помощниками имастерами, — писал С. И. Вавилов. — На родине физико-химическое наследие М. В.Ломоносова было погребено в нечитавшихся книгах, в ненапечатанных рукописях, воставленных и разобранных лабораториях. Многочисленные остроумные приборы М. В.Ломоносова не только не производились, их не потрудились даже сохранить» /11,с.16/.
Творчество М. В. Ломоносовасвидетельствовало о тесной связи общественной, научной и творческойдеятельности. Синкретизм, как было отмечено ранее, составлявший характернуючерту русской культуры рассматриваемого столетия, находит выражение во всехформах духовной деятельности. Остановимся на литературе.
В XVIII веке в России начинаетформироваться так называемая «новая литература». Ее принципы определились уже вXVII столетии. Главная особенность — нерасторжимая связь со временем. Отражаяосновные этапы становления русской науки и государственности, русскаялитература непосредственно вмешивалась в решение актуальных политических,социальных и нравственных вопросов. Надо отметить, что это меняет характерлитературной деятельности. В петровскую эпоху выясняется, чтописатель-профессионал, такой, например, как Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведеви Карион Истомин, оттеснен на задний план. Петр не нуждался в услугах писателейи поэтов, занимающихся только художественной деятельностью, считая, что уровеньевропейской цивилизации достигается «производством не слов, а вещей».Литературе он отводил роль «служанки практических наук», и в петровское времяощущается нужда не в поэтах, а в переводчиках, литературных мастерах,работающих либо по заказу, либо по указу императора. Вот почему литератор этогопериода в большей степени публицист и философ, нежели писатель. Такимлитератором был один из ближайших сподвижников Петра — Феофан Прокопович.
Любопытны сами отзывы современников,русских и иностранных, об этом человеке. «В науке, философии новой ибогословии… так учен, что на Руси прежде равного ему не было» (В. Н.Татищев), «красноречием столь великий, что некоторые ученейшие люди почтили егоименем Российского Златоустого» (Н. И. Новиков).
Прокопович — автор многих трудов, средикоторых особое место занимают «Правда воли монаршьей» и «Духовный регламент».Работы эти явились своеобразной теорией обоснования государственной политики.Прокопович был твердо убежден в том, что общественное благополучие истабильность может дать только наследственная монархия. Власть монарха для него— это воплощение суверенитета самого народа, который «отдал государю своему»свои права. Государство обязано обеспечивать мир, общественный порядок,истинное правосудие, развитие промышленности и торговли, необходимый уровеньобразованности. Просвещение является важнейшим фактором совершенствованияобщества, «всеобщая образованность улучшит нравы», преодолеет суеверие иневежество, «возвысит человеческое достоинство». В просветительскойдеятельности Прокопович ставил задачу распространения тех наук, объектомкоторых является природа. Интерес к этим проблемам объединил в кружке,называемом «Ученой дружиной Петра I», ряд государственных деятелей и мыслителейтого времени. Они — своеобразный «золотой фонд» русской культуры, наиболееполно сконцентрировавший идеи нового, «мирского», мировоззрения. Самым крупныммыслителем «Ученой дружины» был В. Н. Татищев.
Татищев считается первым русскимисториком, но кроме истории он занимался географией, философией, экономикой.Татищева называют «образованнейшим человеком», «одним из самых замечательныхрусских людей XVIII века». Его биограф К. Бестужев-Рюмин отмечал, что Татищев,уступая Ломоносову силою творческого гения, тем не менее, должен занять равноес ним место в историческом процессе. «Естествоиспытатель Ломоносов стремилсявозвести к общему философскому единству учение о природе, историк и публицистТатищев стремился, со своей стороны, найти общее начало человеческого общежитияи человеческой нравственности» /4, с.434/. Таким началом Татищев считает«естественное право», которое основано на признании автономии личности. Ницерковь, ни государство не могут ослабить значения этой автономии. В сочинении«Разговор о пользе наук и училищ» Татищев настаивает на том, что «желание кблагополучию в человеке, беспрекословно, от Бога вкоренено есть», что«естественный закон» человеческой природы есть такой же «божественный закон»,как и тот, который записан в священном писании. Между ними нет, и не может бытьпротиворечий. Татищев считает злоупотреблением церкви, если она запрещает то,что «человеку законом божественным определено». Отсюда закономерный для XVIIIвека вывод: церковный закон может не совпадать с божественным и в таком случаегосударственная власть должна ограничить закон церкви «пристойности ради».Иначе, церковь подчинена контролю государства. Понятие греха означает лишьсовершение «вредных человеку» действий. Чтобы этого избежать, «надо познаватьсамого себя, надо вернуть уму власть над страстями» /2, с.92/. Татищев,блестящий знаток западной философии того времени, подчеркивает, что «истиннаяфилософия не грешна», она полезна и необходима, так как она дает «знания правилестественного закона».
Татищев явился представителем той частиформирующейся в XVIII веке русской интеллигенции, которая внимательно следилаза всем, что происходит в Западной Европе, но стремилась к созданиюнациональной духовной культуры, далекой от церковного мышления. А. Д. Кантемир— философ, поэт-сатирик, теоретик классического стихосложения и дипломат. Онпереводит работы французских просветителей, дает популярное изложение основестествознания в труде «Письма о природе и человеке». Но Кантемир интересен исвоими знаменитыми сатирами, осмеивавшими врагов науки, носителей невежествавсех социальных групп, епископов и судей, «дворян злонравных»,правителей-временщиков. Порой эти обличения звучат очень смело, и предвещаютборьбу за равенство и свободу, которой ознаменуется вторая половина века. Свойличный идеал как писателя Кантемир определяет так: чистая совесть,беспристрастие, бескорыстие, изучение нравов, умение отличить вред от пользы.
В течение всего XVIII века в духовнойкультуре идет процесс утверждения новых ценностей. Развивается постепеннопоэтическое творчество. Русская интеллигенция увлекается вопросами не толькообучения, но и воспитания. Появляется интерес к литературе — «наставниценравов», и в этом случае образцом служит французская литература. Отвечаяспросу, увеличивается количество издаваемых романов, повестей, любовных песен.В процессе создания культурных ценностей нового типа Россия, кроме школы илитературы, располагала еще одним новым средством — периодической печатью. В40—60-е годы пример публицистической и журнальной деятельности подаетРоссийская Академия наук. В периодических изданиях Ф. Миллера уже отражаютсяинтересы времени: и польза (распространение научных знаний), и «увеселение»(нравоучительные рассказы, оригинальные и переводные повести). Закладываютсяосновы русской сатиры. А. П. Сумароков издает журнал «Трудолюбивая пчела», взначительной мере ориентированный на обличение пороков русскойдействительности. Издает журнал «Полезное увеселение» М. И. Херасков.Публицистика в большей степени, чем любой другой вид литературного творчества,ориентирована на публику, но читательской публики еще нет, есть литературныекружки. В периодической печати и литературных кружках обсуждаются проблемыпросвещения и воспитания, отношения к человеку и природе, заимствованиязападной культуры и развития национальной, русской. Именно периодическиеиздания в России способствовали формированию и развитию идей Просвещения.
Как известно, эпоху Просвещения в ЗападнойЕвропе отличала необыкновенная разносторонность умов, горячий энтузиазм вборьбе с застоявшейся мыслью, стремление к свободе. Россия на пути культурногосамосознания не могла не проникнуться значимостью просветительского лозунга:человек, его природа — мера вещей.
Доказательств увлечения в Россиифранцузскими философами-просветителями можно привести немало. Княгиня Дашковавспоминала, что уже до пятнадцатилетнего возраста она прочла сочинения Вольтера,Монтескье, Гельвеция. Русские вельможи за границей посещали французскихфилософов и даже предлагали им свои поместья в России (графы Орловы и К. Г.Разумовский). Понятно, как увлекалась новыми идеями русская молодежь, учившаясяза границей Миллер издавал «Санкт-Петербургские Ведомости», «Примечания» к ним,«Ежемесячные сочинения». («лейпцигские студенты» Ушаков, Радищев, Кутузов).Тамбовский помещик Рахманинов переводил и печатал в своей типографии сочиненияВольтера; переводы и оригиналы французских просветителей получили в Россииширокое распространение. Издавались хрестоматийные сборники «Дух Вольтера»,«Дух Руссо», «Дух Гельвеция». По Монтескье читались лекции в Московскомуниверситете. Больше всего увлекались Вольтером.
Значительную роль в распространении идейфранцузского Просвещения в России сыграла Екатерина II, почтительно называвшаяВольтера «мой учитель». Императрицу особо привлекала идея «просвещенногоабсолютизма», на роль монарха-просветителя претендовала она сама.
Екатерина II пыталась сделать реальностьюроссийской культуры философию и политику западного Просвещения, но еще большеезначение она придавала педагогическим идеям Монтеня, Локка, Руссо, другихмыслителей. Императрица с полным основанием полагала, что эти идеи станутосновой создания нового типа россиян. Классом, монополизировавшим новуюкультуру, становится дворянство. Оно получает права и привилегии, егопросвещают, в нем воспитывают особые нравственные качества. Считая дворянскойпривилегией «службу во славу самодержавного правления», Екатерина IIспособствует организации дворянского самоуправления и принимает ряд мер дляподъема экономического благосостояния сословия. Воспитание на всех уровняхрасценивалось Екатериной II как важное средство для достижения той же цели:политического и культурного формирования русского общества. Она не ошиблась —екатерининские реформы в XVIII веке дали новый толчок русской мысли иобщественному самосознанию.
Однако процесс культурного развития имел идругой итог: в то время, как одни представители российского дворянстваподдерживали идеи и действия «просвещенной императрицы», другие поставили подсомнение политическую реальную перспективу этих идей. К первым принадлежали М.М. Щербатов, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, ко вторым — Н. И. Новиков и А. Н.Радищев. Каждый из названных вносит особый, неповторимый вклад в духовнуюкультуру России, каждый стоит на позициях просветительства и гуманизма. Носамый яркий след в русской истории оставили Н. И. Новиков и А. Н. Радищев.
Н. И. Новиков является типичнейшимобщественным деятелем, стремившимся к общему благу, сознательным и принципиальнымзащитником просвещения масс, ценившим в литературе большую нравственную силу,как немногие из его современников. В конце шестидесятых годов Новиковпредпринимает издание сатирического журнала «Трутень», затем — «Живописец». Вжурналистской деятельности1 он проявил себя человеком большого общественногодолга, страстным «обличителем неправды» в русской жизни. И в сатирическихжурналах, которые Новиков издавал, он собирался не только смешить, а стремилсяк созданию такого общественного мнения, какого не было до того времени вРоссии. Оставив сатиру, в которой стала дозволена лишь «веселая и легкаякритика», он принялся за серьезный анализ общественных проблем. В журнале«Живописец» Новиков публикует отрывок из «Путешествия» — книги, которую справедливоназывают «самым сильным выступлением в общей печати против крепостного права до«Путешествия» Радищева» /12, с.69/.
С именем Н. И. Новикова связано такоеобщественно- политическое движение, как русское масонство1. Оно проникает вРоссию во второй половине XVIII века. Нравственная философия масонства с ееидеей самосовершенствования личности через просвещение, «деятельноечеловеколюбие» и общественная благотворительность привлекла в ряды масоновчасть передовой дворянской интеллигенции, деятелей русской культуры иобщественной мысли. В семидесятых годах активным деятелем ложи масонов стал
Н.И. Новиков. Вступив в масонскоеобщество, Н. И. Новиков не отказался от просветительских идеалов. «Знаменитоеновиковское десятилетие», — так называл семидесятые годы В. О. Ключевский,отдавая дань уважения размаху его общественной и книгоиздательскойдеятельности. В круг сотрудников и единомышленников Новикова входят писатели ипереводчики, журналисты и книготорговцы, профессора и студенты Московскогогосударственного университета.
Н. И. Новиков не мог не видетьположительных сторон идеологии масонства: признание человеческого достоинства,проповедь взаимной любви и помощи, всяческой терпимости — религиозной,национальной, сословной, побуждение к нравственному совершенствованию и поискамидеала. Как особое учение масонство способствовало и выработке целостногомировоззрения, включающего взгляды и на существующий мир, и на человека. Этичерты масонства мирили Новикова с его недостатками. Но в отличие от масонов,пассивно, «на словах», воспринимавших нравственное учение ордена и малодумавших о борьбе со злом и об утверждении равенства, терпимости, взаимопомощи,Новиков явился представителем «деятельного идеализма». В издаваемых Новиковымжурналах разрабатывалась целая система воспитания и формирования нравов. Присодействии своих читателей Новиков попытался создать частнуюобщеобразовательную школу, много сил отдавал организации книжного дела впровинции. В голодный 1787 год, когда Екатерина II израсходовала свыше 10 млн.рублей на свою знаменитую экскурсию в Крым, он сплотил с небывалым успехомобщественные силы в деле помощи голодающим.
Екатерина видела опасность масонства, еебеспокоила деятельность таких представителей российской культуры, как Новиков.Исход был предрешен: Шлиссельбургская крепость, из стен которой Новиков вышелчерез 15 лет больным и сломленным стариком.
А. Н. Радищев, сын зажиточного помещика, всередине шестидесятых годов был отправлен на учебу в Германию. Он изучаетестествознание, медицину, занимается литературой, философией и возвращается вРоссию «с большим запасом знаний и навыками к систематическому мышлению» /2, с.97/. Радищевзнакомится с трудами Лейбница, преклоняется перед Гердером, увлекаетсяфранцузскими материалистами, Локком и Пристли. Идеи «естественного права»принимаются им безоговорочно. «В человеке… никогда не иссякают праваприроды», — говорит Радищев. Поэтому для него «совершенное умерщвление страстейуродливо», поэтому он горячо протестует против всякого угнетения «естества» /2, с. 102/. ВзглядыРадищева легли в основу его знаменитой книги «Путешествие из Петербурга вМоскву» (1790). Все, что по крупицам, по частям, в форме намеков и иносказанийуже было в обличительных произведениях русской литературы XVIII века, в«Путешествии» соединено в одно; сказано прямо и сильно. И в этом смысле книгаРадищева представляет собой свидетельство зрелости русской мысли.
Крамольную книгу уже через несколько днейпосле издания доставили Екатерине II. Негодование императрицы было огромным, и на полях книги она написала оРадищеве: «… Не любит царей и, где может к ним убивать любовь и почитание, тутжадно прицепляется с редкой смелостью», «надежду полагает на бунт от мужиков»/13, с.345/. Судьба «Путешествия» и ее автора известна: книга была изъята изобращения, автор отправлен в сибирскую ссылку.
В ссылке Радищев написал большой трактат«О человеке, его смерти и бессмертии». Он не успел его доработать, и этообстоятельство в значительной степени объясняет несколько презрительный отзывПушкина о сочинении Радищева. Пушкин был не прав; по словам русского философа иисторика русской культуры Э. Л. Радлова, «книга производит впечатлениеискреннего и добросовестного искания» /14. с. 104/.
Н. А. Бердяев считает Радищевародоначальником русской интеллигенции уже потому, что он во многом предвосхитили определил основные черты интеллигента в России. «Когда Радищев в своем«Путешествии из Петербурга в Москву» написал слова: «Я взглянул окрест меня —душа моя страданиями человечества уязвлена стала», — русская интеллигенцияродилась. Радищев — самое замечательное явлении России XVIII века.… Онзамечателен не оригинальностью мысли, а оригинальностью своей чувствительности,своим стремлением к правде, к справедливости, к свободе. Он был тяжело раненнеправдой, крепостного права, был первым его обличителем. Он утверждалверховенство совести» /15, с.66/.
Творчество Радищева завершает XVIII век,который по праву называют «освободительным» и «философским». Давая ему оценку,Радищев восклицает: «… О, незабвенное столетие! Радостным смертным даруешьистину, вольность и свет. Мощно, велико ты было, столетие!» /9, с. 108/.Общественно-политическая и философская мысль, просвещение и наука представляютсобой наиболее характерные сферы русской культуры XVIII века.
Художественная культура XVIII века
Семь столетий длилась эпоха древнерусскогоискусства. Некоторые элементы художественной культуры нового времени проявляютсяуже в XVII веке / 13/, но только начало восемнадцатого столетия знаменует собойпереход к принципиально иному искусству.
Что определяло формирование художественнойкультуры первых десятилетий века? То же, что обусловливало развитие философии,общественно-политической мысли, науки и просвещения — реформы Петра I. В началеXVIII века художественная культура имела ценность в первую очередь как одно изнаиболее действенных средств утверждения государственной политики. Официальныекруги, и, прежде всего сам Петр I, сознательно поощряли такие формы искусства,которые сочетали бы доступность массового воздействия с возможностями донестидо общественного мнения необходимую информацию о целях и задачах политикигосударства. Отсюда популярность и особая роль в первые десятилетия векапрограммных театрализованных зрелищ: маскарадных шествий по случаю военныхпобед, устройства «огненных потех» — фейерверков, а также строительстватриумфальных арок. Отсюда особое внимание к театру и позднее — к развитиюдрамы. Идеи Петра I легли в основу строительства новых для России городов, синой планировкой, другими смысловыми акцентами — Петербурга, Таганрога. Всоответствии с новыми принципами идет перестройка Москвы. Что же представляетсобой город, утверждаемый царем-реформатором? Это уже не город-крепость,символизирующий оборону от врагов и «твердость веры». Это основа развития«свободных искусств», науки, просвещения. Поэтому главное требование кзастройке города — информационная открытость и деловитость. В центре Петербурга— Адмиралтейство, Фондовая биржа, царский дворец без традиционных высоких стен.
Задуманный Петром городской пейзаж — этоАкадемия с ее музеями и залами для собраний и занятий, университет и другиеучебные заведения, библиотеки.
Подчеркнем еще раз — художественнаякультура начала века подчинена в первую очередь политическим задачам. Но врусской истории такое подчинение не было новым. В чем же главное отличиеискусства XVIII века от древнерусского? На основе каких идей формируется новаяхудожественная культура? Напомним, что духовную культуру России XVIII векаопределяют принципы закономерности и познаваемости окружающего мира. Этимпринципам подчиняется и художественная культура. Прежде всего, принциппознаваемости по-новому определяет творческий процесс. Он начинаетвосприниматься как явление, во многом закономерное и подвластное логике.Укрепляется мысль о возможности, и даже необходимости, заранее представить себеконечный результат, законченное произведение искусства. Теперь художник идет«от замысла к произведению через проектирование» (И. В. Рязанцев). Вархитектуре уже не могут обойтись без чертежа и модели, выполненной в масштабе.Без проекта (эскиза) не работают и скульпторы, и живописцы. В изобразительноеискусство приходит новый мир образов и сюжетов. Они черпаются теперь изокружающей действительности. Художники и зрители познают всемирную и отечественнуюисторию, античную мифологию. Этим материалом пользуются, чтобы передать идеи исодержание русской действительности. Идею важности обращения «свободныхискусств» к отечественной истории выразил М. В. Ломоносов в «Словеблагодарственном на освящении Академии Художеств». Он последовательно и четкоопределил основные задачи скульпторов и живописцев «… представлять виды героеви героинь в благодарность заслуг их к Отечеству», «показать древнюю славу праотцевнаших», видеть в собственной истории стимул для совершенствования искусства.
Окружающая действительность многогранна,это не только история, но и конкретный человек, и окружающая его природа. Вседостойно художественного воплощения, а это значит, что необходимо добиться«правдоподобия», «похожести» изображения. Для того чтобы осуществить это, нужноуметь передавать пространство, расстояние, объемы предметов, изображатьконкретный материал — металл или мех, ткань или стекло, показать особенностиповерхности лица и рук, блеск глаз, мягкость или жесткость волос. Другимисловами, в изображении требуется реализм. Всему этому надо учиться. И русскиеархитекторы, скульпторы, живописцы учились в зарубежных поездках, уприглашенных в Россию европейских мастеров и в утвержденной в 1724 годуАкадемии наук с художественным отделением.
Можно только восхищаться умением италантливостью русских мастеров, менее чем за столетие усвоивших традициизападноевропейского искусства, формировавшегося несколько столетий. В Россиипоявляются произведения, не уступающие европейским шедеврам, и прославленныеакадемии Европы признают это: архитектора В. И. Баженова избирают профессоромРимской, членом Флорентийской и Болонской академий, скульптора Ф. И. Шубина —членом Болонской академии, а Парижская академия удостаивает художника А. П.Лосенко трех золотых медалей.
Что касается скульптуры, то Россия в XVIIIвеке не имела преемственной связи с традицией средних веков, которая во всехзападных странах играла большую роль. Однако благодаря усердию профессораПетербургской Академии художеств французского скульптора Жилле в конце XVIIIвека образовалась целая плеяда русских мастеров. Шедевр Фальконе „Медныйвсадник" также содействовал развитию вкуса к этому виду искусства.
В художественной культуре XVIII векавозникают и развиваются самые различные виды и жанры искусства: круглаяскульптура, пейзаж, батальная живопись. Остановимся подробнее на искусствепортрета — жанре, наиболее полно выразившем то новое, что появилось вхудожественной культуре восемнадцатого столетия. Искусство портрета определяетсяодной из главных идей восемнадцатого столетия — идеей прославления человечностии человека, восхищения красотой его тела, ума, чувств. Закономерен и повышенныйинтерес к активной, деятельной, просвещенной личности. Портретное искусствостало средством выражения этого интереса.
Вот почему XVIII век стал периодомвысокого взлета русского портрета. Подготовленное парсуной XVII века в началенового столетия расцветает творчество И. Н. Никитина и А. Матвеева. Именно этихудожники начинают формировать новый образный язык русской портретной живописи.И тот, и другой стремятся передать реальный облик модели, показать не тольковнешний вид, но и внутреннюю жизнь портретируемого.
Эстафету приняли художники середины века,освоившие идейно-образную систему и язык новой художественной культуры — И. Я.Вишняков, А. П. Антропов, И. П. Аргунов. Эти художники создали мощный фундаментдля деятельности нового поколения мастеров, поставивших русскую портретнуюживопись в один ряд с лучшими произведениями западноевропейского искусства. Этопоколение наиболее полно представляют Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л.Боровиковский.
Развитие портретной живописи на протяжениивсего века свидетельствует о своеобразной демократизации художественнойкультуры России. Это выражается, во-первых, в расширении круга моделей: впервой половине столетия это люди богатые, знатные, близкие к императорскомудвору, во второй — литераторы и актеры, зодчие и музыканты, ученые и художники.Другими словами, во второй половине столетия портрет отражает ценностьтворческой личности, знаменитой своим талантом и знаниями, а не происхождением.Во-вторых, портрет становится массовым явлением, он распространяется по всейстране. Искусством портрета овладевает множество провинциальных художников. Имисоздается обширная галерея образов, включающая представителей почти всех слоевнаселения различных областей России. Теперь художники-портретисты могут поправу гордиться результатами своего творчества: они не только освоили техникуживописи, но и показали высочайший уровень мастерства в изображении внутреннегомира человека, его характера и даже настроения.
Уже с самого начала века новое буквальноврывается в самые различные виды искусства. Русская архитектура осваиваетнеизвестные ранее разновидности зданий административного, промышленного,учебного и научного назначения. Важнейшим атрибутом1 архитектуры нового временистановится ордер2. Вся система ордера и каждый ее элемент, как известно,отработаны на протяжении многих веков искусством Западной Европы. Освоение этойсистемы дает возможность русским архитекторам приобщиться к европейскойкультуре, не забывая о накопленном национальном опыте предшествующих веков. В«золотой фонд» русской лучшие здания Петербурга и его планировка, замечательныетворения М. Г. Земцова, И. К. Коробова. П. М. Еропкина, Д. М. Ухтомского, А.В.Квасова, грандиозные дворцы и парки Растрелли-сына. Русский классицизм XVIIIвека предпочитает более свободное расположение архитектурных масс, чемклассицизм в других странах Европы. Архитектурная масса его зданий производитболее органичное и живое впечатление.
Русский вкус в архитектуре сказался нетолько в характере декораций и стен, но и в общем расположении зданий. Началоперехода к регулярной застройке новых городов (Санкт-Петербург, Азов, Таганрог)улицами, пересекающимися под прямыми углами и с выносом фасадов по линии улиц. Строительствогосударственных, военных, производственных и гражданских зданий симметрично.Высокие шпили венчали важнейшие городские здания.
Отступление от классических канонов дает осебе знать и в выстроенном из розового кирпича мосте Царицына с егострельчатыми арками. Стиль Баженова в Царицыне принято называтьпсевдоготическим или неоготическим. Между тем здесь нет характерных для готикиажурных конструкций. Архитектура Баженова более сочная, полнокровная, стенасохраняет в ней свое значение. Царицынский мост ближе к древнерусскимтрадициям. Он напоминает мечети и айваны Средней Азии с их могучимистрельчатыми арками и красочными изразцами.
В гражданском правительстве Петербургашироко используется камень. Уделялось внимание освещению, мощению и уборкеулиц, проводилось озеленение.
Создано централизованное управление поархитектурно-строительному делу — Комиссия по строению в Санкт-Петербурге.
В Россию были приглашены иностранныеархитекторы, что способствовало слиянию западноевропейской культуры с русскимзодчеством и формированию архитектурного стиля — петровского барокко. Новымявлением в архитектуры стало сооружение триумфальных арок.
Черты петровского барокко:
-Симметрия фасадов, состоящих из трехвыступов-ризалитов, одного центрального и двух боковых. Высокое парадноекрыльцо.
-Высокие крыши с переломами, шпилями,башнями или башенками. Линия кровли усложнялась полукруглыми фронтонами,заполненными декоративным рельефом. Волнообразные или изломанные карнизы.
-Вертикальные «лопатки» — ребра-выступызаменяли пилястры и колонны.
-Углы зданий либо первые этажи оформлялись«рустом» — имитацией крупных выступающих камней.
-Ритмическое расположение проемов, разныеформы окон, обрамленных белыми наличниками.
-Отштукатуренный фасад окрашивался в двацвета, чаще всего в сочетании красного и белого.
-Внутренне убранство решалось по принципуанфилады — ряда примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которыхрасположены на одной оси, что создавало сквозную перспективу.
В первой четверти XVIII века былопостроено 22 храма. В строительстве церковных зданий произошло сочетаниеэлементов ордерной системы (колонны, портики, фронтоны) с новомосковскимбарокко. Храмы были просторными, светлыми, в них присутствовало стремление квысотности, ярусности, использовалась скульптура. Богатый орнамент ибашни-колокольни были характерным признаком. Возникли храмы центрическойкомпозиции, устремленные ввысь.
Развивалось деревянное зодчество.Всемирную славу получила Преображенская церковь на острове Кижи. Светскоеначало в архитектуре получило преобладание над церковным.
Культурные преобразования и нововведенияXVIII века касались преимущественно привилегированных сословий русского общества.Низшие сословия они почти не затрагивали. Они вели к разрушению прежнегоорганического, единства русской культуры. К тому же эти процессы проходили небез издержек и крайностей, когда некоторые представители высших кругов обществаначисто забывали русский язык и культуру, русские традиции и обычаи. Тем не менее,объективно они были необходимы и неизбежны. Культурные преобразованияспособствовали общему развитию России. Без современной светской культуры Россияне смогла бы претендовать на достойное место среди передовых стран.

Заключение
В первой четверти XVIII века в Россииосуществляются преобразования, непосредственным образом связанные с«европеизацией» русской культуры. Главным содержанием реформ в этойобласти было становление и развитие светской национальной культуры, светскогопросвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации.
Тем не менее, русская культура XVIII векаформируется как культура национальная. В то же время, как уже указывалось, онастановится элементом мировой, а точнее — западноевропейской культуры. Русскоеискусство — литература, архитектура, театр и изобразительное искусство — развиваетсяв рамках классицизма1, зачастую перерастая эти рамки. Подведем итоги развитиярусской культуры восемнадцатого столетия.
Во-первых, — это возникновение светскогостиля культуры. Она формируется и развивается в различных направлениях.Движущей силой новой культуры является «освобождение мысли» от жесткихрелигиозных догматов.
Во-вторых, свободомыслие выступаетфактором формирования новой социальной группы — российской интеллигенции. Этотпроцесс широко развернется в XIX веке, но его истоки — в рассматриваемомстолетии.
В-третьих, среди проблем, особенноинтересующих деятелей культуры, особое место отведено социальным и этическим.Итогом их рассмотрения стало развитие антропоцентрической картины мира,окончательно утвердившейся в русской культуре.
Русская культура XVIII века исполнила своювеликую миссию: она стала культурой, одухотворившей русскую жизнь новыми идеалами,заложившей основы русского общественного самосознания. В художественнойкультуре сформировались принципы, наиболее полная реализация, которыхопределяет уже век XIX. Великая культура России нового столетия затмевает своейзначимостью противоречивую, полную исканий и мучительного перехода отсредневековой эпохи к эпохе Просвещения культуру века предшествующего. Но она —основа замечательных процессов развития русской духовности XIX и даже XX веков.

Библиографический список
1. Абрамов А.И., Егорова И.В. Русское Просвещение. М.,1991.
2. Баггер X. Реформы Петра Великого. Обзор исследования. М.,1985.
З. Берковский Н.Я. О мировом значении русской литературы. Л., 1975.
4. Боголюбов В.Н. И. Новиков и его время. М, 1916.
5. Бердяев Н.А. Русская идея в России и русской философской культуре. М.,1990.
6. Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. М., 1983.
7. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Л., 1991. Т1, ч1.
8. Кузнецов Н.И. Социальный эксперимент Петра I и формирование науки в России/Вопросыфилософии. 2007. №3.
9. Копелевич Ю.Х. Возникновение научных академий. — Л.: — Наука. — 1974.
10. Липовский А. Итоги русской литературы XVIII века/ Итоги XVIII века вРоссии. М., ИНФРА-М. — 2007.
11. Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания итехники. М.Дело Лтд. – 2007. — 324с.
12. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 4 ч. Спб., 1899. Ч.3.
13. Пыпин А.Н. История русской литературы: В 4 т. Спб., 1902. Т. 3.
14. Страхов Н. Борьба с западом в русской литературе: В 2 кн. Спб., 1890.Кн. 2.
15. Палиевский П.В., Русская классика: Опыт общей характеристики. — М.,из-во Дашкова — 2007. — 402с.
16. Познанский В.В. Очерк формирования русской национальной культуры. М.,ФИЛИНЪ — 2006. — 387с.
17. Рапацкая Л.А. Русское искусства XVIII в. СПб. — Нева,- 2007. — 289с.

Исторический портрет
Новиков Николай Иванович (1744 — 1818)
 
Юность
Родился27апреля (8 мая) 1744 в родовом имении Тихвинское-Авдотьино, близ села (нынегорода) Бронницы Московской губернии. Отец — Иван Васильевич Новиков (ум.1763). Его семья относилась к дворянам среднего достатка. В детстве он учился удеревенского дьячка, затем, в возрасте 11-16 лет, в Московской дворянскойгимназии при Московском университете (1755-60), откуда был исключен «за леностьи нехождение в классы». В начале 1762 года поступил на службу в лейб-гвардииИзмайловский полк и, как часовой у подъёмного моста измайловских казарм в деньвоцарения Екатерины II, был произведен в унтер-офицеры. Уже во время службы вполку Новиков обнаруживал «вкус к словесным наукам» и склонность к книжномуделу: издал две переводные французские повести и сонет (1768).
В 1767годуНовиков был в числе молодых людей, которым было поручено ведение протоколов вкомиссии депутатов для сочинения проекта «Нового Уложения». Императрица считалаэто поручение делом высокой важности и предписала «к держанию протоколаопределить особливых дворян со способностями». Новиков работал в малой комиссиио среднем роде людей и в большой комиссии. Участие в работах комиссии ознакомилоНовикова со многими важными вопросами, выдвинутыми русской жизнью, и сусловиями русской действительности, стала важным этапом в формировании егопросветительских взглядов. При докладах о работах комиссии Новиков стал личноизвестен Екатерине.
Началожурналистской деятельности
В 1768Новиков вышел в отставку и стал издавать еженедельный сатирический журнал«Трутень». Журнал «Трутень» (1769—1771) проводил мысль о несправедливостикрепостного права, вооружался против злоупотреблений помещичьей властью,бичевал неправосудие, взяточничество и т. п., выступая с обличениями противочень влиятельных сфер, например против придворных. По вопросу о содержаниисатиры «Трутень» вступил в полемику со «Всякой Всячиной», органом самойимператрицы Екатерины II. В полемике принимали участие и другие журналы,разделившиеся на два лагеря. «Всякая Всячина» проповедовала умеренность,снисходительность к слабостям, «улыбательную сатиру», осуждая «всякое задеваниеособ». «Трутень» стоял за смелые, открытые обличения. Борьба, однако, быланеравная, «Трутень» сначала должен был умерить тон, совершенно отказаться отобсуждения крестьянского вопроса, а затем Новиков, получив намек о возможномзакрытии журнала, в 1771 году перестает его издавать. В 1772 Новиков выступил сновым сатирическим журналом — «Живописцем», лучшим периодическим изданием XVIIIвека. «Живописец» проводил те же идеи, что и «Трутень»: в ряде статей, изкоторых одни принадлежали И. П. Тургеневу, другие приписывались А. Н. Радищеву,он сильно и горячо ратовал против крепостного права.
Изданиепамятников истории
Одной изважнейших задач Новиков считал борьбу против преклонения дворянства перединостранщиной, за национальные основы русской культуры. Одновременно ссатирическими журналами он выпустил ряд исторических изданий. Среди них книга«Опыт исторического словаря о российских писателях» (1772), а также «ДревняяРоссийская Вивлиофика…» — издававшиеся ежемесячно памятники русской истории(1773—1775), «Древняя Российская Идрография» (т. I, 1773 — описание московскогогосударства, составленное при Фёдоре Алексеевиче), и другие изданияисторических материалов. Он первым издал «Скифскую историю» А. И. Лызлова.
Новиковсознавал необходимость в издании исторических памятников палеографическойточности, свода разноречий, составления алфавитных указателей и т. п., иногдаприлагал эти приёмы при пользовании несколькими списками (например, в«Идрографии»). Материал для своих изданий памятников старины Новиков черпал издревлехранилищ частных, церковных, а также государственных, доступ к которымбыл разрешён ему императрицей в 1773. Новиков сам составил себе собраниерукописей исторического содержания. Много материалов доставляли ему Миллер,князь Щербатов, Бантыш-Каменский и другие, также Екатерина II, поддержавшаяиздание «Вивлиофики» щедрыми субсидиями.
Масонство
В своихвзглядах на русскую старину Новиков не всегда отличался устойчивостью. Древниероссийские государи, по его словам, «якобы предчувствовали, что введением вРоссию наук и художеств наидрагоценнейшее российское сокровище —нравы—погубятся безвозвратно»; но вместе с тем он — ревностный приверженецпросвещения, почитатель Петра Великого и тех людей, труды которых на пользурусского просвещения он любовно заносил в свой «Опыт исторического словаря ороссийских писателях» (1772). Исход этих колебаний и противоречий Новиков нашёлв масонстве.
Первые связиНовикова с масонством начались в Петербурге. Друзья ещё в 1775 зазывали его вмасонство, но он долго колебался, не желая связывать себя клятвой, предметкоторой ему был неизвестен. Масоны, очевидно, очень дорожили вступлениемНовикова, так как, вопреки своим правилам, сообщили ему содержание первых трёх«степеней» до вступления его в ложу. Новиков, однако, не был удовлетворенелагинской системой, в которую он вступил, и только позже он нашёл «истинное»масонство в системе Рейхеля, в которой «было все обращено на нравственность исамопознание».
«УтреннийСвет»
В 1777Новиков выпустил 22 номера «Санкт-Петербургских учёных ведомостей», выходившихеженедельно и примыкавших ещё к первому периоду его деятельности. Это былжурнал учёной и литературной критики, ставивший себе целью, с одной стороны,сблизить русскую литературу и науку с учёным миром Запада, с другой —выставлять заслуги отечественных писателей, особенно исторических. Его считаютпервым русским журналом критической библиографии. Нравоучительный элемент в«Ведомостях» весьма слаб, но он становится господствующим в «Утреннем Свете»(1777—1780). Ежемесячный журнал Новиков стал издавать с сентября 1777, сначалав Петербурге, с апреля 1779 — в Москве. Он считается первым в Россиифилософским журналом. Здесь были опубликованы «Нощи» Юнга, «Мнения» Паскаля, ноглавным образом переводы из немецких писателей, моралистов, пиетистов имистиков. «Утренний Свет» издавался при содействии целого кружкаединомышленников, в числе которых были М.Н.Муравьёв и И.П.Тургенев, и притом сцелями благотворительными: весь доход с издания предназначался на устройство исодержание в Петербурге первоначальных народных училищ. В этом сказались ужедве основные черты позднейшей деятельности Новикова: уменье организоватьобщественную самодеятельность и стремление работать на пользу просвещения.Обращение к подписчикам журнала, с приглашением содействовать образованиюучилищ, вызвало обильный приток пожертвований.
Уже в ноябре1777 Новиковым было открыто Училище при церкви Владимирской Божией Матери на 30или 40 человек, с пансионерами и приходящими учениками, платными и даровыми,впоследствии названное Екатерининским. В следующем году было открыто второеучилище (Александровское, при церкви Благовещения на Васильевском острове). Обаэти училища существовали ещё в 1782 (в пользу их издавались следовавшие за«Утренним Светом» «Московское Издание» и «Вечерняя Заря»); дальнейшая судьба ихнеизвестна.
Москва
В 1779Херасков, который был куратором Московского университета и также масоном,предложил Новикову взять в аренду университетскую типографию и издание«Московских Ведомостей». Новиков переехал в Москву, и здесь начинается третий инаиболее блестящий период его деятельности. Быстро приведя в порядок изначительно расширив университетскую типографию, Новиков менее чем в три годанапечатал в ней больше книг, чем, сколько вышло из неё в 24 года еёсуществования до поступления в руки Новикова.
Наряду сиздательством книг, Новиков поднял и значение «Московских ведомостей», ккоторым стал прилагать прибавления разнообразного содержания; число подписчиковувеличилось всемеро (с 600 до 4000). В 1781 Новиков издавал продолжение«Утреннего Света», под названием «Московского ежемесячного издания». Затемследовали периодическое издание «Городская и деревенская библиотека»(1782—1786), в 1782 «Вечерняя Заря», в 1784—1785 «Покоящийся Трудолюбец», вкотором Новиков возобновил свою борьбу с крепостным правом, первый русскийдетский журнал «Детское чтение» (1785—1789). Своей издательской деятельностьюон хотел создать достаточно обильный и легко доступный запас полезного изанимательного чтения для обширного круга читателей, вовсе не ограничиваясьпропагандой своих мистических воззрений.
С цельюудешевления книг Новиков вступил в сношения со всеми существовавшими тогдакнижными лавками, заводил комиссионеров, отпускал книгопродавцам на льготныхусловиях товар в кредит(иногда по 10000 экземпляров), устраивал книжнуюторговлю в провинциальных городах, и в деревнях. В Москве, где до тех порсуществовали только две книжных лавки, с оборотом в 10 000 рублей, при Новиковеи под его влиянием число их возросло до 20. Они продавали книг ежегодно двеститысяч. Также он учредил в Москве первую библиотеку для чтения.
В обществе,где даже звание писателя считалось постыдным, надо было иметь немалую долюрешимости, чтобы стать типографщиком и книжным торговцем и видеть в этихзанятиях своё патриотическое призвание. Люди, близкие к тому времени кНовикову, утверждали, что он не распространил, а создал у нас любовь к наукам иохоту к чтению. Сквозь вызванную им усиленную работу переводчиков, сочинителей,типографий, книжных лавок, книг, журналов и возбужденные ими толки стало, позамечанию В. О. Ключевского, пробиваться то, с чем ещё не был знакомо русскоепросвещенное общество: общественное мнение.
Преследования
ДеятельностьНовикова была в расцвете, когда над ним собиралась уже гроза. Прежде всего,заявила к нему претензии (в 1784) комиссия народных училищ за перепечаткунекоторых учебников, ею изданных. Новиков делал это по распоряжению московскогоглавнокомандующего Чернышева и не для прибыли, а для того, чтобы в продаже былодостаточно дешёвых учебных книг. Но Чернышев тем временем умер, и Новиковупришлось выдать комиссии вознаграждение.
В 1785 былоповелено составить изданиям Новикова опись и передать их на рассмотрениемосковского архиепископа Платона, который должен был также испытать в вересамого Новикова. В своём донесении Платон разделил издания Новикова на триразряда: одни он считал весьма полезными при бедности нашей литературы; других,мистических, он, по его словам, не понимал; третьи, составленные французскимиэнциклопедистами, он считал зловредными. О вере Новикова Платон писал: «Молювсещедрого Бога, чтобы во всем мире были христиане таковые, как Новиков».
В 1790 вМоскву назначен был главнокомандующим князь Прозоровский, человекневежественный, подозрительный, жестокий, выдвигавшийся угодничеством. Онпосылал на Новикова доносы, вызвавшие отправление в Москву графа Безбородко дляпроизводства негласного дознания; но Безбородко не нашёл никаких поводов кпреследованию Новикова. В апреле 1792 Прозоровскому послан был указрасследовать, не печатает ли Новиков, в противность закону, книг церковнойпечати. По приказу Прозоровского Новиков был арестован.
Ещё доокончания следствия императрица указом от 10 мая 1792 повелела тайно перевезтиНовикова в Шлиссельбургскую крепость, где новые допросы делал ему Шешковский.Наконец, 1 августа 1792 императрица подписала указ о заключении Новикова вШлиссельбургскую крепость на 15 лет. Новиков обвинялся в «гнусном расколе», вкорыстных обманах, в деятельности масонской (что не было запрещено ни раньше,ни после), в сношениях с герцогом брауншвейгским и другими иностранцами(сношения эти касались исключительно масонства и никакого политическогозначения не имели). Все эти обвинения указ относит не к одному Новикову, а ковсем его соучастникам-масонам; пострадал же один только Новиков, хотя он дажене считался главой московских масонов. Даже князь Прозоровский был поражёнисходом дела Новикова: «Я не понимаю конца сего дела, — писал он Шешковскому, —как ближайшие сообщники, если он преступник, то и они преступники».
ЕщёКарамзин, выразивший сочувствие к судьбе Новикова в своей «Оде к Милости»,искал причины осуждения Новикова не в официально выставленных против негообвинениях и на первом месте поставил раздачу Новикова хлеба голодающим,которая казалась подозрительной, так как не знали источника затраченных им приэтом средств. Всего вероятнее, что Новиков пострадал за свою слишком, потогдашним понятиям, самостоятельную общественную деятельность. Четыре споловиной года провел Новиков в крепости, терпя крайнюю нужду в самомнеобходимом, даже в лекарствах, хотя заключение его самоотверженно разделял д-рБагрянский.
ИмператорПавел I в первый же день своего царствования освободил Новикова. Новиков былзаключён в крепость ещё в полном развитии его сил и энергии, а вышел оттуда«дряхл, стар, согбен». Он вынужден был отказаться от всякой общественнойдеятельности и до самой своей смерти (31 июля (12 августа 1818) прожил почтибезвыездно в своём Авдотьине, заботясь лишь о нуждах своих крестьян, об ихпросвещении и т. п.

Термины
Коллегии– Ведали определенными участками государственногоуправления и распространяли свою деятельность на всю территорию страны.Коллегию возглавлял президент, при нем были советники и другие должностныелица.
Синод – Духовная коллегия, во главе сосветским лицом.
Сенат – Высший законодательный,распорядительный и исполнительный орган при царе.
Ассамблея– Общественные собрания.
Рекрут – Лицо, принятое на военную службу понайму или по повинности. В русской армии в 1705 – 1874 гг. лицо, зачисленное вармию по рекрутской повинности.
Подушнаяподать– В Росси XVIII-XIXвв. основной прямой налог. Заменила в 1724 г. подворное обложение. Облагалисьвсе мужчины податных сословий независимо от возраста. Отменена в 80-90 гг. XIX в.
Империя– Государство, глава которого – монарх, король, император.
Абсолютнаямонархия – Формафеодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная власть.
Кондиции– Условия вступления Анны Иоанновны на престол.
«Просвещенныйабсолютизм» — Политика абсолютизма в рядеевропейских стран во второй половине XVIII в. Выражалась в уничтожении «сверху» и в преобразовании наиболееустаревших феодальных институтов (некоторых сословных привилегий, подчинениецеркви государству, реформы – судебная, крестьянская, школьного обучения идр.). В России – время правления Екатерины II (до начала 70-х гг. XVIII в.).
Секуляризация – 1) Обращение церковной имонастырской собственности в собственность светскую; 2) Изъятие чего-либо изцерковного ведения и передача светскому; 3) Освобождение от церковного влияния.
Даты
 
1721 – Учреждение Св. Синода
— Разрешение покупать крестьян кзаводам
— Принятие Петром I титула Императора
1725 – Учреждение Академии наук вПетербурге
1755 – Основание Московского университета
1762 – Манифест о вольности дворянства
— Начало царствования Екатерины II
— Запрещена покупка крепостных кзаводам
1785 – Жалованные грамоты дворянству игородам.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.