Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура Византии. Между Востоком и Западом

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИУКРАИНЫ
КИЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. ДРАГОМАНОВА

РЕФЕРАТ
ПО КУЛЬТУРОЛОГИИНА ТЕМУ: КультураВизантии. Между Востоком и Западом
Выполнила студентка 33 группы
Нимець Нина
Киев 2009
КультураВизантии
Становлениекультуры, как и ее гибель,— процесс длительный и противоречивый. Римскиелегионы покорили множество различных народов с их обычаями, нравами, религиями.Объединенные под эгидой Рима силой оружия, следовательно, в значительной мереискусственно, они не могли иметь общих взглядов и целей. Свойственные эллинизмуявления (отчуждение государственности от населения, скепсис и поиски смыслажизни стоиками, киниками, мыслителями других философских школ и направлений)существовали и на тех территориях, где появилась и развивалась античнаякультура, — в центре Римской империи и в греческих провинциях. Более же отдаленныеот очагов этой культуры земли и народы одновременно и воспринимали образцы иценности античности, и отвергали их как чуждые для себя. Почти через полторатысячелетия английский писатель Редьярд Киплинг (1865—1936) напишет:
Западесть Запал,
Востокесть Восток,
Ивместе им не сойтись...
Нов стихии последних веков существования Римской империи Запад и Восток сошлись исосуществовали, соединяя несоединимое. Язычество и христианство, отжившие и нарождающиесяотношения в обществе, центробежные и центростремительные силы, прагматизм имистика заложили основание византийской культуры.
Удивительното, что на протяжении почти тысячелетней истории ее существования так и невозникло этнического единства и общего языка этой культуры. Не было византийцевкак народности: они называли себя “ромеями”, то есть римлянами, говорилипреимущественно на греческом и латинском языках, хотя до римского владычества ужителей каждой из провинций огромной Византии имелся свой собственный язык.Считается даже, что “термин “Византийская империя” придуман историками дляобозначения Римской империи со столицей в Константинополе, древнем Византии,чтобы отличать ее от Римской империи со столицей в Риме… Но государства“'Византия” или “Византийская империя”, как и народа “византийцы” в действительнойистории не было” [105, с. 46]. Поэтому довольно трудно выделить особый феноменвизантийской культуры, она как бы размывается по культурам составлявших еенародов. Скорее всего, она — явление переходного периода. “Переходная пораозначает время, когда продолжается старое и тут же продолжается новое; частично— в том же старом, частично — в чем-нибудь вновь народившемся. Подобноепереплетение старого с новым и то особенное, что в результате этого получается,становится в дальнейшем исходным пунктом главной линии последующего этапаистории” [148, с. 107]. Именно в переплетении старого с новым, римскойгосударственности, греческого языка и других явлений кроется значениетысячелетнего периода существования Византии, положившей начало феодальномустрою и формированию средневековой культуры в Европе, но особенно продуктивновизантийская культура была воспринята и переосмыслена в России.
Привсей своей эклектичности византийская культура все-таки обладала некимсистемным единством. Можно, хотя и довольно приблизительно, выделить основныеэтапы ее развития: IV—VI века — период становления; VII—VIII века — период расцвета иокончательного оформления ее особенностей; IX—XII века — период относительногоравновесия; XIII— XIV века — упадок и разрушение, вплоть до завоевания остатков еетерритории турками. Характерной особенностью византийской культуры было то; чтопрактически каждый следующий век ее существования был неповторим как в своихдостижениях, так и в своих разрушительных процессах. Войны, часто длительные,бесконечная смена власти, борьба разных партий, борьба церкви игосударственности и многое другое, сопровождавшееся гибелью уже созданного,—все это, казалось, должно было обусловить нежизненность Византии, но тем неменее она просуществовала почти целое тысячелетие и создала уникальныекультурные ценности, влияние которых испытали многие культуры мира.
 МеждуВостоком и Западом
В395 году римский император Феодосий I (347—395) разделил империю между двумя своимисыновьями: Гонорию отошли Рим и западные пределы государства, Аркадию — Востоки новая столица, созданная на Босфоре императором Константином I, — Константинополь,возведенный на месте торгового города Византии. Орел на гербе Римской империистал двуглавым: его головы смотрели на Восток и на Запад. Этому обстоятельствупредшествовали различные внутренние и внешние процессы. Шарль Монтескьë в XVIII веке напишет: “Рим былразрушен потому, что все народы сразу напали на него и растерзали его начасти”. Одной из этих частей была Восточная Римская империя, стремившаясясохранить славу Рима-государства и Рима-города и названная впоследствииВизантией. Проследим в общих чертах процесс ее появления.
“Вечнымгородом” называли римляне свой город и гордились его красотой. Натиск варваров,учинивших настоящее разграбление, стал одной из причин упадка культуры и гибелиРима. Византийский писатель, современник осады Рима в 410 году войскамивестготского короля Алариха I (ок. 370—410), рассказывает, что римляне уплатилизавоевателю 5000 фунтов золота и 30 000 фунтов серебра, для чего пришлосьрасплавить золотые и серебряные статуи богов. Но и богатый выкуп не остановилАлариха. “Гордыня” и “кичливая сила своей власти” — такие выражения использовалготский историк Иордан (VI век), характеризуя предводителя гуннов Атиллу,но их можно отнести ко всем тогдашним варварам-завоевателям — готам, германцам,вандалам...
Нападения варваров небыли главной причиной развала Римской империи, они лишь ускорили его. Посуществу, все желали перемен — и правители, и знать, и простонародье. Рим бралнепомерные налоги с захваченных им территорий. Он уничтожил и поглотилгреческие, восточные и западные земли и уже не мог существовать иначе, как питаясьв прямом и переносном смысле тем, что созидалось в римских провинциях. Поэтомупроцессы, вызвавшие необратимые изменения не только в культуре, но и во всехсторонах римской действительности, шли как извне Рима, так и изнутри него.
Римскойпровинцией была и Греция, некогда цветущая, а теперь разграбленная и лежащая вразвалинах. Позднее Байрон (1788—1824) в поэме “Паломничество Чайльд-Гарольда”напишет:
Страналюдьми низвергнутых богов,
Страналюдей, прекрасных, точно боги.
Долины,рощи, гор твоих отроги
Храняттвой дух, твой гений, твой размах.
Разбитыхрамы, рушатся чертоги,
Развеялсятвоих героев прах,
Нослава дел твоих еще гремит в веках.
[22,т. 1, с. 210]
Этистроки написаны по поводу завоевания Греции турками, но они вполне справедливыи по отношению к римским завоевателям.
Вспомним,что для грека важно было само сознание своей принадлежности к великой Элладе,сознание того, что грек не может быть рабом. Великая Эллада оказаласьпокоренной чванливыми, менее развитыми людьми, вывозившими из Греции целымикораблями статуи, они разрушили греческие представления о былой эллинскойгордости. Но эти же завоеватели, попиравшие греческие ценности, почитали зачесть “купить за деньги афинское гражданство, увековечить свое имя вдельфийском святилище..., принять участие в олимпийских или пифийских играх...”[255, с. 235]. Рим все более превращался в военную державу с неограниченнойимператорской властью. С Востока был завезен пышный придворный церемониал,богатство двора поражало, в связи с чем, естественно, росли и налоги.Разноплеменное государство не имело никаких оснований для внутреннего единства.Оставалось только уповать на религию, которая проповедовала бы веру в единогоБога. Такой религией, как известно, стало христианство, о котором уже шла речьв предыдущей главе.
Христианствосыграло в Византии двойственную роль. С одной стороны, оно начинало свой путькак гонимая и часто тайная религия рабов, обездоленных и искателейсправедливости. Но впоследствии христианство вступило в союз с государством ужепри Константине I и в дальнейшем способствовало разрушению античной культуры.Феодосии Iв 394 году запретил олимпийские игры, согласно его указам разрушались языческиехрамы, он сам руководил сожжением в Александрии египетского храма и знаменитойбиблиотеки, насчитывавшей 700 тысяч свитков. И Феодосии, и его наследникипрокладывали дороги, возводили акведуки и оборонительные сооружения, используяв качестве строительных материалов прекрасные античные храмы. Таким образом,они разрушали свое прошлое, уничтожая культурную память Рима и одновременноукрепляя свою неограниченную власть, создавали предпосылки будущего общества.Но никакое общество не может опираться на одну только власть, ему нужна исоответствующая идеологическая основа. Этой основой стало для Византиихристианство, выступившее его философией, нравственностью, политикой и дажеправовой системой.
Возникшаяв IV веке Византиязначительно отличалась и от Греции, и от Рима. Как это и должно быть впереходный период, она несла в себе и новое, и старое, в том числе античныетрадиции, сохранявшиеся на Востоке гораздо дольше, чем на Западе, гдеразрушительные действия варваров носили более активный характер. В Византиювходили многие восточные земли: Египет, Малая Азия, Палестина, Сирия, Греция,острова Эгейского моря, часть Месопотамии, Крит, Кипр, Закавказье, южная частьКрыма, а в периоды удачных военных захватов — северная Африка, часть Испании иИталии. Среди народов, населявших Византию, были греки, копты, сирийцы, армяне,персы, иудеи, арабы, грузины, фракийцы, туземные племена Малой Азии,находившиеся почти на первобытном уровне развития, а позже — славяне илатиняне. Не утратив своих собственных языков, нравов и обычаев, они оказалисильное влияние на все стороны жизни Византии — от придворного этикета дообраза мыслей и отношений каждого отдельного человека с миром.
Огромныетерритории Византии на трех континентах (в Азии, Африке и Европе) отличалисьразнообразием климатических условий и располагали множеством природныхбогатств, поэтому она долго сохраняла славу мировой державы, восхищая своейпышностью и великолепием многие европейские государства. В отличие от ЗападнойЕвропы здесь сохранились богатые и крупные города — центры ремесла, торговли иобразованности. Особенностью византийской культуры является то, что “наивысшийрасцвет городов… приходится не на конец, а на начало истории Византии. В товремя как на Западе многие античные городские центры были смыты волнойварварских завоеваний и запустели, Византия на заре своей истории по праву могланазываться страной городов” [155, с. 26]. Стоит вспомнить только часть из них:Иерусалим, Бейрут, Дамаск, Эфес, Коринф и другие, поражавшие воображениепутешественников и послов. Но за долгий период существования Византии онипостепенно теряли свой блеск и значительность, а к периоду покорения Византиитурками только Константинополь еще хранил былое величие.
Жизньже сельского населения Византии была трудной и переменчивой. Долго и мучительноскладывались феодальные отношения. Рабский труд сохранялся и использовался и времесленном производстве, и в земледелии, хотя становился все менее выгодным.Некоторые владельцы земли предоставляли рабам землю с тем, чтобы они платилихозяину за ее пользование, а также налоги в государственную казну. Вместе сэтим существовала и крестьянская община, часто организованная как сообществососедей — микрокомия: каждый член общины владел участком земли, но объединялсяс соседями для совместного труда. Здесь снова проявилась двойственность, характернаядля многих сторон византийской действительности: частная собственность на землюсочеталась с общинной собственностью. Кроме свободных крестьян, были колоны —мелкие арендаторы земли, которые постепенно прикреплялись к ней различнымиспособами: либо попадая в долговую зависимость от хозяина земли, либо потому,что исконно были несвободны. Владения феодалов (феод — земельная собственность)постоянно поглощали земли, принадлежавшие общинам, и непомерно богатели.Например, один из таких владельцев, Филарет Милостивый имел, кроме земли, 600быков, 100 рабочих волов, табун из 800 лошадей, 12 тысяч овец. К VII—IX векам огромнымколичеством земли и богатством стала владеть церковь, при этом ни церковь, нимонастыри не платили налогов государству.
Задлительный период существования Византии в ней успел возникнуть, сформироватьсяи постепенно придти в упадок феодальный способ хозяйства, и это стало одной изпричин развала блестящего византийского мира.
Наиболеесильно особенности Византии проявились в системе государственности, вобравшей всебя многое из того, что характерно для государств Запада и Востока. От ЗападаВизантия взяла римское государственное устройство, римское право, что болеевсего заметно в законах Юстиниана I (482—565), принятых в VI веке, в период наибольшегорасцвета Византии. Форма же правления приближалась к восточным образцам.Правителем Византии был император (греч. basileus), наделенныйсамодержавной властью, которая не ограничивалась никакими органами, договорамиили условиями. Сам он был вправе казнить, заключать союзы с другимигосударствами, командовать армией. В его руках была судебная, политическая ивоенная власть.
Какв любом государстве, особенно восточном, в Византии был большой штатчиновников, назначаемых самим императором. Они могли влиять и на решения басилевса,и на него самого, но даже юридически обусловленное существование сената (илисинклита) не становилось решающим при сильном правителе. Особенноактивизировались высшие чиновники в периоды смены власти. Специфика Византиибыла в том, что власть не передавалась по наследству. Поэтому вокруг правителявсегда кипели страсти, всегда находились силы, готовые лишить его престолалюбыми средствами, и “многие византийские императоры правили недолго и кончалиослеплением, пострижением в монахи или гибелью от руки подосланных убийц” [297,с. 23]. Только в последний период своего существования, во времена ПалеологовВизантия наконец узнала наследственную власть императоров.
ИмператорВизантии — наместник бога на земле, но это не земное божество древнего Египта ине сын Неба, как в Китае. Это суровый и часто беспощадный земной властитель,повелевающий и карающий от лица Бога. Созданный императором Юстинианом “Сводгражданского права” был особенно жесток по отношению к любым выступлениямпротив государственности. Интересно то, что в своей основе “Свод” опирался надостижения римского права. Он включал в себя четыре части: кодекс Юстиниана —собрание законов римских императоров; “Дигесты или Пандекты” — собрание наиболееавторитетных высказываний знаменитых римских юристов; “Институции” —систематическое руководство по основам римского права и “Новеллы”, написанныесамим Юстинианом. Перерабатывая римское право. Юстиниан законодательнозакрепляет связь власти с христианством и подчинение крестьян и колоновгосподам. “Каждый должен подчиниться своей участи”, — вот главный пафос всегозаконодательства. Основным завоеванием в области юридических взглядов этоговремени было признание естественного права, то есть равенства всех людей порождению, и несоответствия рабства человеческой природе.
Ужена ранних этапах в Византии возникает идея слияния церкви и государства.Главным условием этого союза была гармония христианской церкви и христианскогоправоверного императора. На идее такой гармонии возник культ византийскогобасилевса, императора, правителя всего православного мира. Это породило вВизантии мысль об ее особой роли среди других держав мира, о ролибогоизбранности и абсолютной правильности своего устройства, должного бытьобразцом для прочих государств.
Подвлиянием христианства возникает представление об идеальном монархе. Идеальныйбасилевс не только должен обладать воинскими доблестями, бесстрашием и силой,по представлениям одного из правителей — Феофилакта Симокатта (конец VI—первая половина VII века), но и быть добрым,справедливым и мудрым: “Будучи любителем мудрости, считай, что эта порфира(пурпурная мантия.— А. Б.) — дешевая тряпка, которой ты обернут, а драгоценныекамни твоего венца ничем не отличаются от камешков, лежащих на берегу моря”, —советует он монарху. “Стремись заслужить не страх, а расположение своихподданных, льстивым речам предпочитай упреки — они лучший наставник в жизни”[297, с. 24]. Идеальный монарх должен быть бескорыстным, заботиться о подданныхи быть исполненным христианского благочестия. Но действительность так и непозволила ни разу осуществиться этим беспочвенным надеждам. Юрист и историкэпохи Юстиниана, этого поборника равенства, Прокопай Кесарийский (500— 565) втруде “Тайная история” описывает его как кровавого тирана, жестокосердого игрубого.
Всознании населения Византийской империи не сложилось ни чувствабеспрекословного гражданского повиновения, ни поклонения императору какбожеству. Наоборот, христианское сознание, зовущее к смирению, находилось впротиворечивом единстве со стремлением к свободе. Единственным достижимым видомсвободы стала внутренняя свобода, возможная только в сфере духа, но не вреальности. Это обстоятельство формирует в обществе две тенденции поведения.
Содной стороны, Византию сотрясают бесконечные восстания, не имеющие ничегообщего с христианским стремлением к прошению, милосердию и смирению.Константинопольский ипподром стал 11 января 532 года местом восстания городскихнизов Против властей и непомерных налогов. Разъяренная толпа с кличем “Ника!”(“Побеждай!”) грабила дома аристократов, осадила и императорский дворец.Император Юстиниан хотел бежать, но, согласно многим описаниям событий,императрица Феодора сказала, что “царская порфира — прекрасный саван”, то естьрожденный в пурпуре должен и умереть в нем (греч. porphira “фиолетовый” — цветимператора Византии), Юстиниан хитростью и подкупом заманил простонародье наипподром и, заперев ворота, уничтожил 35 тысяч человек. Известны и другиевосстания, бурные, упорные и кровопролитные. Они и лежат в основе бунтарства инепокорности.
С другой стороны,стремление к некоей чистоте, целостности, к более глубокому постижениюхристианской веры вызвали к жизни аскетизм, отшельничество, появление истремительный рост числа монастырей в пустынных местах и в городах. Рольотшельников, удалившихся в горы, пустыню или в леса, и монастырей была весьмазначительной: считалось, что их дела утверждают истинную веру впротивоположность язычеству. Их почитало население, считая, что добровольныелишения, такие, как обет молчания или стояния на высоком столпе (наиболееизвестным был Симеон Столпник), приближает их к Богу, дает им священное знание.К их советам иногда обращались императоры. Монастыри же пытались прямовоздействовать на жизнь общества и государства, выступая борцами противязычества, а чаще всего античных традиций. Они проповедовали послушание исмирение.
Продолжениемвизантийской государственности была дипломатия, пожалуй, впервые занявшая такоезначительное место в отношениях между государствами. Более хитрой и вероломнойсистемы отношений с близкими и дальними соседями, чем византийская, не было нина Востоке, ни на Западе. “Особенно преуспели византийские правители в уменииразбивать сильного врага чужим оружием, хитрыми интригами натравив на него егоже союзников… Византийские дипломаты по праву слыли великими мастерами склонятьк измене самых лучших друзей своих противников, разъединять своих врагов,покупать союзников за золото и высокие имперские титулы” [297, с. 36]. В ходшло натравливание одних на других, выгодные браки, действия опытных интриганов,купленных или посланных с тайными целями. Византия создала целую системудипломатической службы, полностью подчиненной правителю, в которой единой длявсех послов целью было сохранение величия Византии.
Говоритьо Византии как о мощном государстве, объединившем множество народов итерриторий, во многих случаях проще, нем о византийской культуре, напоминающейфантом. Она есть и ее нет: в каждом явлении византийской культуры мы находимгреко-римскую античность, иудейские, арабские, персидские и многие другиевлияния, которые затрудняют выделение в ней специфического начала, а иногдапросто затемняют его. Кроме того, ей не пришлось проходить путь от становленияк расцвету, как многим другим культурам. Она не имеет четких границ ни вовремени, ни в пространстве, она многократно переживала периоды расцвета иупадка. Со всей определенностью можно связать течение византийской культурнойдействительности лишь с историческими границами существования государства и егоблестящей столицы — Константинополя.

Использованная литература
 
1. Мир культуры (Основыкультурологии). Учебное пособие. 2-е Б95 издание, исправленное и дополненное.—М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002. —712 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Alice In Wonderland Essay Research Paper Finding
Реферат Cell Culture Methodology From Donor To Cell
Реферат Античная Греция + отдых на побережье
Реферат Анализ и повышение квалификации кадров на предприятии
Реферат Болгарский, Василий Иванович
Реферат Учет труда и расчетов по его оплате на примере ОАО Учхоз Зерновое г.Ростовской области
Реферат Проблемы духовности в Украине. Массовая и элитарная культура
Реферат I. Место машиностроения в едином народном хозяйстве РФ
Реферат Музыка в система художественного образования и воспитания младших школьников
Реферат Формальдегид
Реферат Breast Implants Essay Research Paper Theresa Ann
Реферат Анализ и оценка системы управления персоналом филиала в РМЭ ОАО ВолгаТелеком
Реферат Развитие самооценки на разных этапах дошкольного возраста
Реферат The Scarlet Pimpernel By Baroness Orczy Essay
Реферат Школа и педагогика в странах Западной Европы и в США в XIX в.