Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура и актуальные проблемы современности

План работы:
 
Введение
1. Основныетенденции развития культуры XX века
1.1Гуманизация культуры
1.2 Развитиенауки
1.3 Космизм –как явление современной культуры
2. Кризиссовременной цивилизации и культура
3. Основныепроблемы современности, их отражение в культуре
Заключение
Литература

Введение
Слово «культура» является одним из наиболееупотребляемых в современном языке, что говорит о многозначности скрывающихся заним значений. Культура — это не только различные области действительности, но исама действительность человека в этих областях.
Всё, чем мы пользуемся в области культуры (в томчисле и само понимание культуры), было когда-то открыто, осмыслено и введено вчеловеческую повседневность. Существуют разные национальные и историческиетрадиции, которые причудливо переплелись в современном облике культуры,определяя содержание представлений о культуре, а также, будучи переосмысленнымив научных исследованиях, и содержание научных теорий.
Многообразие ликов современной культуры, различиеспособов отношения человека к миру и к себе подобным не скрывает сущностныхмоментов развития мировой культуры. Происходит становление единой общечеловеческойкультуры, существующей и развивающейся через взаимодействие и взаимообогащениеее национальных форм. Современная культура едина в своем многообразии. Кобщечеловеческим нормам, ценностям, формам восприятия и оценки мирачеловечество приходит в результате развития и взаимовлияния национальныхкультур.
Двадцатый век продемонстировал человечеству, чтокультура как интегрирующее начало общественного развития охватывает не толькосферу духовного, но и во все большей степени – материального производства. Всекачества техногенной цивилизации, чье рождение было отмечено чуть более трехсотлет назад, смогли проявится в полной мере именно в нашем столетии. Поэтому актуальныепроблемы современности неизбежно отражаются в культуре, влияют на ее развитие.Раскрыть тему «Культура и актуальные проблемы современности» – цель моей курсовойработы.

1. Основные тенденции развития культуры XXвека
 
1.1 Гуманизация культуры
Идеалы и установки современной культуры являютсясплавом того, что было открыто человечеством в прошедшие века, и того, чтодостигло человечество к концу XX в.
В современной культуре широкое распространениеполучили гуманистические принципы и идеалы. Гуманизм — достаточно многообразноепонятие. Суть современного гуманизма заключается и его универсальности: онадресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь,благосостояние, свободу. Это не элитарный, а демократический гуманизм.
Гуманистическая ориентация культуры XX в. проявляет себя вразличных «мирах» современного общества — экономическом, нравственном,политическом, художественном и т.д. Эта тенденция определила, например,становление политической культуры в передовых странах. Так, ценностисовременной политической культуры впервые зафиксированы в «Декларации правчеловека и гражданина» (1789 г.). идеи, выработанные во Франции в далекую эпохуреволюции, принимаются сейчас в качестве идеала всеми государствами – членамиОрганизации Объединенных Наций.
В русле гуманистического движения возникают различныепрограммы «человеческих отношений», «генома человека», все активнее заявляют осебе требования гуманизовать культуру, дополнить научно – техническую революциюморальной, яснее ставить и решать смысложизненные, экзистенциальные проблемычеловеческого бытия.
Все эти сдвиги наглядно проявляются ввозрастающем влиянии на все сферы культуры антисцентических,иррационалистических и даже мистических концепций, включая и философскиесистемы, ориентирующиеся на вненаучное знание, на воспроизведение внутреннеголичностного мира человека.
 
1.2 Развитие науки
Другим важнейшим итогом развития культуры,воспринятым в нашем столетии, является установка на научно-рациональноепознание мира и связанная с ней социокультурная система — наука. Еще в XIX в. появляются первыепризнаки того, что паука стала мировой, объединив усилия ученых разных стран. Возникла,развилась в дальнейшем интернационализация научных связей. Расширение сферыприменения науки в конце XIX — начале XX в. привело кпреобразованию жизни десятков миллионов людей, живших в новых промышленныхстранах, и объединению их в новую экономическую систему.
Мировая научная целостность, сложившаяся в XX в., положила началоэкономическому объединению мира, передаче во все уголки земного шара передовыхспособов производственной культуры. Мы являемся свидетелями растущейинтернационализации народнохозяйственных связей. Одним из выражений этогопроцесса стали транснациональные корпорации с их едиными формамиорганизационной культуры, действующими в десятках стран и на различныхконтинентах. На долю транснациональных компаний приходится более третипромышленного производства, более половины внешней торговли, почти 80% новойтехники и технологий. О нарастании интернационализации жизни современного мирасвидетельствует всеохватывающий характер научно-технической революции,принципиально новая роль средств массовой информации и коммуникации.
Техногенное отношение к природе — как к средствуудовлетворения не духовных, а сугубо технических потребностей становится впервой половине XX в. одной из ведущих тенденций в развитии культуры.

1.3 Космизм – как явление современной культуры
Оптимистическое миросозерцание, обусловленное успехами научноймысли, воплощенной в мировой промышленности и технике, преобразующих лик планеты, послужило основой для возникновенияхарактерного для человека XX в. ощущения космичностисвоего бытия.
Космизм — уникальное, интереснейшее явление современнойкультуры, значение которого начинает осознаваться только сейчас, напороге третьего тысячелетия. В работах известных космистов В. И. Вернадского,А. Л. Чижевского, П. Тейяра-де-Шардена были поставлены принципиально новыепроблемы космической роли человечества, единства человека и космоса,морально-этической ответственности в ходе космической экспансии человечества.Эти идеи возникли прежде всего на отечественной почве, ибо для русской культурыхарактерно представление о человеке как о личности активной, ищущей иодновременно укорененной во всеобщем, в целом.
Основные идеи новой космической культуры следующие.
Во-первых, это идея активной эволюции, в которойвыражаемся новое качество взаимоотношений человека и природы. Опираясь наестественнонаучные эволюционные воззрения, традиционно ценимые в России,космисты выдвинули мысль о неизбежности развития человека, природы и космоса;когда сознание, разум становятся ведущей силой мирового развития, человек беретна себя ответственность за космическую эволюцию. Он должен проникнуться духомкосмической этики.
Во-вторых, рассматривая Землю и ее историю какчасть эволюционных процессов во Вселенной, космисты соединили заботу окосмическом целом с нуждами, запросами к потребностями конкретных людей. С ихточки зрения, гуманистический оптимизм, радостное и светлое миросозерцаниеоснованы не на прекраснодушных мечтаниях отдельных мыслителей, а на законахразвития культуры и самой природы.
С наибольшей научной доказательностью ифилософской обоснованностью эти идеи были развиты выдающимся русским:мыслителем, ученым-естествоиспытателем, стоявшим у истоков современной геохимиии биогеохимии, — В. И. Вернадским.
Основной труд В. И. Вернадского — «Научная мыслькак планетное явление» — отличается энциклопедичностью в обобщении,синтетическим подходом к эволюции Земли как к единому геологическому,биогенному, социальному и культурному процессу. Осознавая пути эволюции имировой культуры, мыслитель приходит к выводу о том, что деятельность человекане есть некое отклонение в эволюционном развитии. Под влиянием объединенногочеловечества биосфера закономерно перейдет в качественно новое состояние — ноосферу(от слова «ноос» — разум). Человек и его разум не просто конечный результат эволюции,но одновременно и начало нового движения, создающего сферу разума, которая ибудет являться определяющей силой эволюционного развития в будущем.
Причины возникновения и сущность ноосферной культурыв следующем.
Появление ноосферы связано прежде всего среальным процессом экспансии разума, сознания в эволюционный процесс. Человекосуществил полный захват биосферы для жизни. Лик Земли, этого первогокосмического тела, которым владеет человечество, полностью преобразился. Все природныестихии: вода, земля, воздух — захвачены человеком.
Важнейшее основание для возникновения ноосферы —объединение человечества. Для В. И. Вернадского равноправие, братство, единениевсех людей является прежде всего не нравственно-культурным требованием,прекраснодушным пожеланием, а природным фактом. Возникает общечеловеческаякультура; современные средства передвижения и передачи информации сближаютлюдей; научная и техническая мысль все более интернационализируются. Несмотряна войны, межнациональные конфликты, человечество с необходимостью придет кединению.
Главной же причиной создания ноосферы являетсянаука, становящаяся мощнейшей геологической и космической силой.

2. Кризис современной цивилизации и культура
Культура XX в. отразила тот кризис,в который медленно входила техногенная цивилизация. Современное производство,породившее новый тип цивилизации, индустриальное общество привело кдействительному господству безличных экономических, технологических,политических структур над живой человеческой деятельностью, индивидуальным «Я»подлинной культуры. Через армию стандартная модель мегамашиныпередавалась от культуры к культуре, начиная сэпохи древних царств. Человек с присущей ему индивидуальностью и творческим потенциаломоказывается стандартной деталью социальной машины, функциональным придаткомтехнологического процесса. Индивид пассивно воспринимает формы жизни,навязанные ему социумом, и перестает жить самобытной свободной жизнью. «Бегствоот свободы» приводит к трагедийности личностного бытия, порождает бессубъектныесоциокультурные формы..
В XX в. полностью обнаружились кризисные явлениясовременной цивилизации, возникшей на развалинах средневековья. Культура этойцивилизации сложилась на основе особых отношений человека и природы, человекстремился вырваться из зависимости от природы и высшими ее ценностямипризнавалось господство человека над природой, прогресс, обновление,наращивание технологических и научных знаний. Развитие техники и технологии какорудия господства человека над природой стали главными целями общественногоразвития. В результате-возникла ситуация, когда постоянное наращиваниематериального богатства на основе обновления техники превратило человека впростое орудие эффективной экономической деятельности.
Отрицательно воздействует на культуру такжесверхорганизованность наших общественных условий. Насколько верно, чтоорганизованное общество является предпосылкой и повременно следствием культуры,настолько очевидно также, что на определенном этапе внешняя организацияобщества начиняет осуществляться за счет духовной жизни. Личность и идеиподпадают под власть институтов общества, вместо того, чтобы оказывать влияниена них и поддерживать в них живое начало.
Создание в какой-либо сфере всеобъемлющейорганизации на первых порах дает блестящие результаты, но через некоторое времяпервоначальный эффект уменьшается. Сначала демонстрируется уже существующеебогатство, в дальнейшем дают о себе знать процессы недооценки и игнорированияживого и первоначального. Чем последовательнее внедряется организация, темсильнее проявляется ее сдерживающее воздействие на производительное начало.Существуют культурные государства, которые не могут преодолеть ни вэкономической, ни в духовной жизни последствий далеко идущей централизацииуправления».
В результате в культуре XX в. развилосьпротиворечие, проявившееся в противостоянии двух установок: сциентистской иантисциентистской.
В основе сциентизма лежит представление о научномзнании как о наивысшей культурной ценности. Наука как абсолютный эталон,считают сциентисты, способна решить все проблемы, стоящие перед человечеством,— экономические, политические, моральные и т.д.
Сциентисты утверждают: науке все подвластно.Действительно, современная наука проникла во все поры современного общества,пронизывая собой не только промышленность, сельское хозяйство, но и политику,административную и военную сферы. Однако не все в мире — наука. Например,существуют сфера искусства, вера, человеческие чувства и отношения.Антисциентизм появился как реакция на преувеличение роли науки. Для негохарактерно принижение значения научного знания, обвинения науки в том, что онавызвала всевозможные кризисы: экономический, экологический, национальный. Онутверждает: «Наука — чума XX века». Возникла ситуация, которую обрисовал Ч.П. Сноу: «… На одном полюсе — художественная интеллигенция, на другом — ученые, и какнаиболее яркие представители этой группы — физики. Их разделяет стенанепонимания и иногда (особенно среди молодежи) антипатии и вражды, но главное, конечно, непонимание.У них странное, извращенное представление друг о друге. Они настолькопо-разному относятся к одним и тем лее пещам, что не могут найти общий языкдаже в области чувств».
Сложившийся первоначально в Европе, а потомраспространившийся по всему миру тип научно-технической культуры очень многодал человеку для развития его свободы. Но вместе с тем он имеет изъяны.Техногенная цивилизация основана на таком взаимоотношении между человеком иприродой, при котором природа является объектом человеческой деятельности,объектом эксплуатации, причем эксплуатации неограниченной.
Цель состоит в том, чтобы накапливать все большематериальных благ, богатств и на этой основе решать все человеческие проблемы,в том числе социальные, культурные и другие. Техногенной цивилизации присущепредставление, что природа неисчерпаема именно как объект ее эксплуатациичеловеком. Понимание глубины экономического кризиса кладет конец такомупредставлению. Отсюда идейное и научно-теоретическое движение последнихдесятилетий, поставившее проблему создания новой экологической культуры.Экологический кризис намечает границы существующему типу экономическогоразвития.
С другой стороны, радикальным образом разрываетсяпредставление о необратимости и нарастании общественного прогресса. Со временбомбардировки Хиросимы и Нагасаки ценность науки и научно-техническогопрогресса поставлена под вопрос. Новый дух времени вызывает скептическое отношениек возможностям научного знания, точные науки уже не считаются главными. Отсюдан посетившее человечество чувство бессилия перед вызванными ими неуправляемымисилами научно-технического прогресса, которое во все более яркой формеотражается в пессимистической философии экзистенциализма, где существованиечеловека носит трагедийный и безысходный характер.

3. Основные проблемы современности, их отражениев культуре
В XX в. человек столкнулся с проблемами, от решениякоторых зависит судьба цивилизации. Эти проблемы названы глобальными. Слово«глобальный» произошло от латинского «globus», что значит «земной шар». К первоочередным изних относятся:
■ преодоление экологического кризиса,связанного с катастрофическими последствиями человеческой деятельности (загрязнениеокружающей среды, уменьшение озонового слоя атмосферы, парниковый эффект,возникший в результате повышенного содержания углекислот газа в воздухе, ит.д.);
■ предотвращение войны с применением оружиямассового поражения (термоядерного, химического, биологического), созданиебезъядерного ненасильственного мира;
■ преодоление голода, нищеты,неграмотности, разрыва между богатым Севером и бедным Югом (развивающиесястраны);
■ нахождение новых источников сырья,обеспечение дальнейшего развития экономики, предотвращение отрицательныхпоследствий научно-технической революции.
Причины возникновения глобальных проблем вследующем.
Во-первых, это целостность современного мира, которая обеспечиваетсяглубинными политическими и экономическими связями. Зримым, грубым ихпроявлением были мировые войны. Война, начавшаяся на границах Польши иГермании, пришла в Африку, на Ближний и Дальний Восток, в Тихоокеанскийбассейн, в Крым и на Кавказ… Все оказались участниками единой историческойдрамы. В кровавой мясорубке войн перемалывалось все, что индивидуализировало иопределенным образом разделяло людей: границы, политические пристрастия,национальные особенности. Выдающийся русский мыслитель Н. Бердяев писал, что вподнявшемся «мировом вихре в ускоренном темпе движения» все смещается со своихмест. Но в этом вихре могут погибнуть и величайшие ценности, может «не устоятьчеловек, может быть разодран в клочья».
Во-вторых, кризис мировой цивилизации связан свозросшей экономической мощью человека, который никогда не взимал с природыстолько дани, как теперь. За последние сто лет промышленное производствопланеты приумножилось более чем в пятьдесят раз, при этом 4/5 этого приростаполучено с 1950 г. Сегодня мировая экономика создает валовой продукции на суммуоколо 13 триллионов долларов, в ближайшие полстолетия может увеличиться еще в5—10 раз. Воздействия человека по своим последствиям сейчас сопоставимы ссамыми грозными силами природы. Еще К. Э. Циолковский считал, что будущеечеловечество полностью перестроит нашу планету и станет в дальнейшем силой,преображающей Космос. Сейчас же человек, обладая мощью планетарного масштаба,похож на ученика чародея, который вызвал к жизни волшебные силы, но не может ихукротить.
Поэтому, в-третьих, одной из причин возникновенияглобальных проблем является неравномерность развития стран икультуры. Экономическая и политическая взаимозависимость стран дополняетсяинформационной. Благодаря телевидению, спутниковой связи, компьютерным системамсобытия и открытия в мире воспринимаются и распространяются мгновенно. Междутем люди, потребляющие и использующие информацию, не просто леи пут в разных странахс различным политическим строем, с точки зрения достигнутого ими уровняразвития, они обитают в разных исторических культурных эпохах. Родоплеменная общинаиз бассейна Амазонки или Тропической Африки, едва вышедшая из каменного века,находится на расстоянии всего нескольких часов полета от мыса Канаверал илиБайконура, откуда человек стартует в Космос. Поэтому понятно, почему мировоесообщество столь сильно озабочено проблемой ядерного терроризма и выступаетпротив распространения ядерного оружия.
В сознании отдельных людей причудливым образомсочетаются пласты различных культур. Это можно проиллюстрировать следующим примером. Существует понятие функциональной неграмотности: люди,завершив школьное обучение, приходят на производство, но не могут понятьсодержание примитивной письменной инструкции, сделать простые расчеты,заполнить необходимые бланки. Функциональная неграмотность — бич цивилизации икультуры второй половины XX в. По официальным данным, в США насчитывалось 22миллиона функциональных неграмотных, во Франции — 3 миллиона, а в целом встранах ЕЭС — 15 миллионов человек. Мировая система образования не успевает заизменениями, происходящими в мире. Научно-техническая революция с ееинтеллектуализацией труда, заметными переменами в структуре производства, синформационным взрывом и т.д. изменила представление о тех личностных чертах,которые должны воспитываться в системе образования. Необходимо отметить, чтовсе глобальные проблемы современности взаимосвязаны, и их изолированное, поотдельности, решение невозможно. Нельзя, например, обеспечить экономическоевозрождение слаборазвитых стран без предотвращения нарастающего загрязненияокружающей среды. Иначе экономическая катастрофа на планете неизбежна.
Человек может решить стоящие перед ним глобальныепроблемы Например, самая страшная угроза человечеству последнихдесятилетий угрем термоядерной войны между сверхдержавами в значительной мере ослабла и не являетсяглавенствующей в списке глобальных проблем. ЭтоСвязано во многом с теми изменениями, которыепроисходят в России.
Решение глобальных проблем возможнопри осознании истоков, остроты и масштабов, негативных последствий накопления«критической массы» этих проблем. Требуется новое политическое мышление, т.е.понимание того, что все страны и народы мира едины в своих интересах. Выживаниечеловечества возможно лишь путем отказа от насилия в политике и международныхделах, создания безъядерного мира и утверждения общечеловеческих ценностей, ихприоритета над классовыми и национальными интересами.
Решение глобальных проблем возможнопри обязательном переходе к устойчивому развитию человечества. Экономическая деятельностьи интенсивное освоение природы, демографические процессы и освоение космосадолжны быть взяты под разумный, но жесткий контроль цивилизации. Удовлетворениежизненных потребностей нынешних поколений людей не должно происходить путемлишения такой возможности для будущих поколений.
Решение глобальных проблем возможнона путях «нового гуманизма», который требует революции человеческих качеств.Человеку следует отказаться от непомерных амбиций и неуемных аппетитов, отпсихологии покорения природы и сосредоточения на ином – на сохранении ивоспроизведении жизни во всех ее формах. Право на существование имеет всеживое, а не только лишь человек.

Заключение
Таким образом, подводя итоги сказанному можносделать следующие обобщающие выводы.
Культура — это не только различные областидействительности, но и сама действительность человека в этих областях. Насовременном этапе происходит становление единой общечеловеческой культуры,существующей и развивающейся через взаимодействие и взаимообогащение ее национальныхформ. Двадцатый век продемонстрировал человечеству, что культура какинтегрирующее начало общественного развития охватывает не только сферудуховного, но и во все большей степени – материального производства.
Основные тенденции развития культуры XX века: гуманизациякультуры, которая проявляет себя в различных «мирах» современного общества —экономическом, нравственном, политическом, художественном и т.д.; другимважнейшим итогом развития культуры, воспринятым в нашем столетии, являетсяустановка на научно-рациональное познание мира и связанная с нейсоциокультурная система — наука; еще одна тенденция — возникновениев космизма — уникального явление современнойкультуры. Основные идеи космической культуры следующие: идея активной эволюции, в которой выражаемся новое качествовзаимоотношений человека и природы; во-вторых, забота о космическом целом снуждами, запросами к потребностями конкретных людей.
Культура XX в. отразила тот кризис,в который входила техногенная цивилизация. Современное производство, породившееновый тип цивилизации, индустриальное общество привело к действительномугосподству безличных экономических, технологических, политических структур надживой человеческой деятельностью, индивидуальным «Я» подлинной культуры.
В XX в. человек столкнулся с проблемами, от решениякоторых зависит судьба цивилизации. Эти проблемы названы глобальными. Кпервоочередным из них относятся: преодоление экологического кризиса, связанногос катастрофическими последствиями человеческой деятельности; предотвращениевойны с применением оружия массового поражения; преодоление голода, нищеты,неграмотности, разрыва между богатым Севером и бедным Югом; нахождение новыхисточников сырья, обеспечение дальнейшего развития экономики, предотвращениеотрицательных последствий научно-технической революции.
Решение глобальных проблем возможнона путях «нового гуманизма», который требует революции человеческих качеств.Человеку следует отказаться от непомерных амбиций и неуемных аппетитов, отпсихологии покорения природы и сосредоточения на ином – на сохранении ивоспроизведении жизни во всех ее формах. Право на существование имеет всеживое, а не только лишь человек.

Литература
 
1. ГуревичП.С. Культурология. Учебное пособие. М.: Знание, 1996 г.
2. Культурология.Основы теории и истории культуры: Уч. пособие /Под ред. проф. И.Ф.Кефели.-СПб:«Специальная литература»-1996,-590 с
3. Культурология.Учебное пособие для студентов высших учебных
заведений.Ростов – на – Дону: Издательство «Феникс», 1998.
4. Учебныйкурс по культурологи. Ростов – н/Д.; Издательство «Феникс», 1996 г.
5. Философиякультуры. Становление и развитие / Под ред. М. С. Кагана, Ю. В. Перова и др.СПб., 1995.
6. ГорбачевВ.Г. Основы философии: Курс лекций. – Брянск, 2000 г.
7. РадугинА.А. Философия. – М. Издательство «Центр», 2002 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.