ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ОРЕНБУРГСКИЙФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(Оренбургскийфилиал ГОУ ВПО «РГТЭУ»)
Факультет 080105 «Финансыи кредит»
Шифр Ф06-296с
Курс 1 год
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
покультурологии
тема:«Культура Европы в ХХ веке»
Выполнила: РыжковаАнастасия Александровна
Домашний адрес: г.Оренбург, ул. Терешковой 247\1-19
Место работы:
Проверила: КуренковаВалентина Константиновна
«__»__________200_ г.
Подпись__________
г. Оренбург
План контрольнойработы:
Введение...................................................................................................................3
1. Значение культуры..............................................................................................4
2. Культура ХХ века................................................................................................5
3.Модернизм в культуре двадцатого столетия.....................................................7
4. Основные направления модернизма................................................................10
5.Постмодернизм в европейской культуре.........................................................14
6. Кризис культуры ХХ века................................................................................16
Заключение.............................................................................................................20
Список используемой литературы.......................................................................21
Введение
Развитие культурыприобретает особое значение в современном мире. Сохранение культурногонаследия, бережное отношение к природным богатствам, поддержание самобытныхкультур разных народов, установление контактов в целях взаимопонимания иобогащения культур, развитие духовных интересов личности — все это становитсявсемирными и глобальными проблемами, требующими объединения усилий и энергииполитиков, деятелей культуры, каждого человека. От уровня культуры существеннозависит успешная реализация социальных проектов и реформ обновления общества,мир и согласие в межнациональных отношениях, совершенствование качества жизнилюдей.
Культурология, будучигуманитарной наукой, исследует культуру как исторически развивающееся,многогранное, сложное общественное явление, как способ жизни человека,выражающий предназначение. Поскольку культура охватывает все виды деятельностичеловека, его помыслы и чувства, разум и волю, то она является неотъемлемыматрибутом человеческого существования. Ни одна сфера жизни — будь то экономикаили политика, семья или образование, искусство или нравственность, досуг илиспорт — невозможна вне культуры.
В ХХ векенаучно-технический прогресс неузнаваемо преобразил человеческое общество. Впервой половине столетия возникло массовое производство, которое заполнилоприлавки магазинов предметами широкого потребления, которые отличалисьневысоким качеством и низкими доступными ценами. Началась широкомасштабнаястандартизация производства и потребления, вкусы и предпочтения людей всебольше дезиндивидуализировались. На историческую сцену вышел массовыйпотребитель, массовое сознание и наконец – массовая культура.
1. Значение культуры
Понятие «культура» в прямомсмысле означает развитие или результат развития некоторых духовных способностейпри помощи соответствующих упражнений. В более общем смысле — это черталичности, возникшая вследствие обучения, воспитания в области вкуса, здравогосмысла и критичности суждений. В этом смысле часто говорят также об общейкультуре. Реже используют слово «культура» в качестве синонима словацивилизация.
Культура, еслирассматривать её в широком плане, включает в себя как материальные, так идуховные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком.Материальные и духовные ценности созданные человеком называются артефактами. Всилу того, что человек по своей природе существо духовно-материальное, онпотребляет как материальные, так и духовные артефакты. Для удовлетворенияматериальных потребностей он создает и потребляет пищу, одежду, создает жилища,технику и т.п. Для удовлетворения духовных потребностей человек создаетхудожественные ценности, нравственные и эстетические, политические,эстетические и религиозные идеалы, науку и искусство.
Культура функционируеткак живая система ценностей, как живой организм до тех пор, пока активнодействует человек как творческое, создающие существо. Человек организовываетпотоки ценностей по каналам культуры, он совершает обмен и распределение их, онсохраняет, проецирует и потребляет как материальные, так и духовные продуктыкультуры, а осуществляя эту работу, он созидает и самого себя как субъектакультуры, как социального существа. Иначе говоря человек и есть начало и результатразвития культуры, и цель и средство ее функционирования, и замысел еевоплощения.
Главная функция культуры– сохранять и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передаватьего из поколения а поколение и обогащать его.
2. Культура ХХ века
ХХ столетие самоединамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться навсем характере его культуры.
Двадцатый векпродемонстрировал человечеству, что культура как и интегрирующее началообщественного развития охватывает не только сферу духовного, но все в большейстепени – материального производства. Все качества техногенной цивилизации, чьерождение было отмечено чуть более трехсот лет назад, смогли проявиться в полноймере именно в этом столетии.
В это времяцивилизационные процессы были максимально динамичны и имели определяющеезначение для культуры.
В истории культуры ХХвека можно выделить три периода:
1) начало ХХ века – 1917год (Острая динамика социально-политических процессов, многообразиехудожественных форм, стилей и философских концепций)
2) 1920-1930 годы(коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образованиеновой формы культуры – социалистической)
3) послевоенные сороковыегоды – вся вторая половина ХХ века (время формирования региональных культур,подъем национального самосознания, возникновение международных движений, бурноеразвитие техники, появление новых передовых технологий, активное освоениетерриторий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формированиенового мировоззрения).
В ХХ веке культураевропейского типа распространилась и на другие континенты — в страны Азии иАмерики, а также в Австралию и Новую Зеландию. В течение XX в. сформировалисьобщие черты, тенденции, типичные для западной культуры в целом, проявляющиеся вразличных сферах жизни всех стран мира, охваченных ею. В.И. Вернадский писал всвоей программной работе «Научная мысль как планетное явление» (1938): «В XXв., впервые в истории Земли, человек узнал и охватил всю биосферу, закончилгеографическую карту планеты Земля, расселился по всей ее поверхности.Человечество своей жизнью стало единым целым» Действительно, человеческаядеятельность, опирающаяся на сферу разума, сформировала в уходящем столетииединую общечеловеческую культуру, которая включила в себя: индустриализациюпроизводства и массовое потребление; единые средства передвижения и передачиинформации; интернациональную науку и доступное практически всем образование; стилевоеи жанровое разнообразие в искусстве.
Европейская культура XXв., основанная на предпринимательстве, исключительно мобильна и динамична. Ееглавными героями являлись люди, занимающиеся бизнесом и умеющие делать деньги.Их поведение отличало индивидуализм, практицизм, стремление к постоянномукомфорту, успеху и обогащению. Вместе с тем культура Европы XX в. была открытадля генерации новых идей, образцов, концепций, ориентации. Ее доминантойявилась идея преобразующей деятельности человека, как главное егопредназначение. В свою очередь, культура рассматривалась в качестве посредникамежду человеком и природой.
В общественном сознанииXX в. появляются новые взгляды и течения, среди которых теоретическиоформляются следующие:
фрейдизм — общее обозначение школ и теорий,стремящихся применить психологическое учение австрийского философа 3. Фрейда оврожденных бессознательных структурах для объяснения явлений культуры ипроцессов творчества в обществе;
феноменология — наука об исследовании сознания,согласно результатам которой достоверность теоретических предположенийосновывается на опыте самого сознания;
экзистенциализм — поставивший в качествеисследования сугубо человеческие проблемы, связанные с бытием личности в ееспецифичности, которая очень часто обнаруживала себя в так называемых«пограничных ситуациях», связанных с необходимостью выбора, принятия решения, ссостоянием озабоченности, беспокойства, страха и тревоги человека. Практическивсе, кто отслеживал и описывал, анализировал и прогнозировал функционированиезападной культуры XX в., едины в том, что она страдала серьезными недугами, ейбыли свойственны кризисные состояния, которые способны были свести на нет всеее достижения.
3. Модернизм в культуредвадцатого столетия
Культура в ХХ векеразвивалась в нескольких параллельных направлениях. При этом ни один из рядовстилевой эволюции искусства и литературы не исчерпывает собой всего их развитияи не охватывает его в целом, только во взаимодействии они формирую целостнуюисторию культуры ХХ века.
Многообразие стилей иметодов в культуре ХХ века, отошедших от классических приемов художественноготворчества, получило название модернизм (от фр modern — новейший, современный)— общее условное обозначение направлений искусства XX в., для которыххарактерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира. В целомэто совокупность эстетических школ и течений конца ХIХ – начала ХХ вв., характеризующихся разрывом с традиционнымиреалистическими течениями.
Модернизм какхудожественная тема был подготовлен двумя процессами своего развития:
1. Декадентство(dekadentia — упадок) — т. е. бегством, неприятием реальной жизни, культомкрасоты как единственной ценности, отторжением социальных проблем.
Модернизм объединилразличное творческое осмысление особенностей времени декаданса: ощущениедисгармонии мира, нестабильность. Человеческого существования, бунт противрационалистического искусства и растущая роль абстрактного мышления,трансцендентальность и мистицизм, стремящийся к новаторству любой ценой;
2. Авангард (фрavantgarde — передовой отряд) — манифеcты которого призывали порвать снаследием прошлого и создать нечто новое, противоречащее традиционнымхудожественным установкам.
Авангард был продуктомначинающейся эпохи социальных перемен и катаклизмов. Он основывался накатегоричном неприятии действительности, отрицании буржуазных ценностей иэнергичной ломки традиций.
Большое влияние напрактику модернизма оказали: идеи иррационалистического волюнтаризма А.Шопенгауэра и Фридриха Ницше, учение об интуиции А. Бергсона и Н. Лосского,психоанализ 3. Фрейда и К.Г. Юнга, экзистенциализм М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартраи А. Камю, теории социальной философии Франкфуртской школы Т. Адорно и Г.Маркузе. Основные направления и течения модернизма либо отвергли, либо донеузнаваемости преобразили всю систему художественных средств и приемов. Вразличных видах искусства это выразилось: в изменении пространственныхизображений и отказе от художественно-образных закономерностей визобразительном искусстве; в пересмотре мелодической, ритмической игармонической организованности в музыке; в появлении «потока сознания»,внутреннего монолога, ассоциативного монтажа в литературе и т. д.
Стиль модерн реализовалсебя в различных видах искусства, проявив достаточную гибкость и многоликость,принимая при этом различные воплощения, что позволило впоследствии теоретикамупрекать модернизм в отсутствии стилевого единства, и даже в праве именоватьсястилем.
Модернизм в литературенаиболее ярко представлен творчеством австрийского писателя Франца Кафки. Дляэтого писателя характерно представление о мире как о начале враждебномчеловеку. Кафка, в своих романах «Замок», «Процесс», «Америка», с потрясающейсилой показал неспособность людей к взаимным контактам, бессилие человека передмеханизмом власти.
В архитектуре диапазонсредств выразительности модерна простирался от подчеркнуто декоративных,раскованных и изощренных пластических архитектурных форм до строгих, чистогеометрических решений, воплотивших представления об идеальной архитектурнойсреде. Наиболее ярко эти черты просматриваются в постройках архитекторов стилямодерн—X. ван де Вельде в Бельгии, И. Ольбриха и О. Вагнера в Австрии, А. Гаудив Испании, Ф. Шехтеля в России.
В театральном модерненаблюдается тяга к линии, узору, к своего рода визуализации музыки, превращениюигры актеров в фантасмогорическую симфонию линий и красок. Такими былипостановки В. Мейерхольда в начале XX в.
Живопись стиля модернбыла наполнена поэтикой символизма, сочетая характерные для него образы сосложным ритмом, линейной композицией в союзе с декоративным цветовым пятном.
Модерн обнаруживаетпристрастие к определенным сюжетам и темам. Это аллегорические мотивы: война,смерть, грех, любовь; мотивы, выражающие импульсивные проявления страсти:трепет, игру, вихревое движение. Всю эту гамму тем и сюжетов олицетворялотворчество К. Сомова, М. Врубеля, Б. Кустодиева, В. Борисова-Мусатова.
4. Основные направлениямодернизма
Наиболее яркиенаправления модернизма, проявившие себя наиболее динамично в первой половине XXв.: дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм, фовизм, супрематизм.
Первым в XX столетиитечением модернистского искусства считается фовизм. Фовистами назвалафранцузская критика группу молодых художников, в которую входили А. Матисс, А.Дерен, М. Вламинк, А. Марке и др. Их совместная выставочная деятельность быланаиболее интенсивной в 1902—1907 гг.
Фовисты не имелисобственной теории, манифеста. Участников группы объединяло только стремление кизобразительным экспериментам с цветом. Для фовистов характерно стремление кяркому открытому цвету, который они широко использовали в жанре пейзажа.Максимальная выразительность цвета, организация с его помощью художественногопространства, активное влияние цветовой гаммы на композиционное соотношениечастей художественного произведения — все это и является характерными признакамифовизма. Цветовые эксперименты художников-фовистов оказали определенное влияниена формирование изобразительного искусства XX в. Другим направлением модернизмастал дадаизм (фр dadaisme от duda — лошадка, конек; в переносном смысле —бессвязный детский лепет) — авангардистское направление в западноевропейскомискусстве, сложившееся главным образом в Швейцарии, Франции и Германии во времяПервой мировой войны.
Дадаизм возник вШвейцарии в среде интеллигенции, склонной в своем протесте против войны к своеобразномухудожественному эпатажу Основателями дадаизма являлись поэты Т. Тцара И Р.Гюль-Зенбек, художник Г. Арп и др. Дадаисты выпускали манифесты и журнал«Кабаре Вольтер» (1916—1917), своими импровизированными скандальнымитеатральными постановками пытались сломать устоявшиеся представления осуществующих видах и жанрах искусства.
В 1919 г. во Франции образовалась группа так называемых «абсолютных дадаистов», в которую входили Л.Арагон, А. Бретон, П. Элюар и др.
Группа выпускалалитературные журналы «Да-да», «Литература», «Поговорка», «Каннибал», в которыхвыступала за «чистое», лишенное социальных функций искусство. В Германиипоявились так называемые «политические дадаисты» — Р. Гюльзенбек, Р. Хаусман,В. Меринг, выступавшие против буржуазного строя и военной угрозы. Характерныйдля всех группировок дадаистов протест против буржуазного искусства вылился вотрицание искусства вообще и его художественно-образной природы, в частности.Основой творческого процесса становится алогизм, случайные процессы,импровизация. Среди живописцев-дадаистов лидером стал М. Дюшан, пытавшийсяввести в художественную культуру так называемую ready-made (англ. — «вещь промышленногопроизводства»), — например, экспонировать на выставке сушилку для посуды иливелосипед и тем самым, по его мнению, стереть грань между искусством и жизнью.В 20-е гг. во Франции большинство дадаистов переходит к сюрреализму, а вГермании — к экспрессионизму.
Сюрреализм (от фр.surrealisme — надреализм, сверхреализм) — авангардистское направление вхудожественной культуре XX в., провозгласившее изображение сферыбессознательного главной целью искусства. Как самостоятельное художественноенаправление сюрреализм возник в 20-х гг. XX в. во Франции. В 1924 г. в Париже был опубликован «Первый манифест сюрреализма». Его автор французский поэт А. Вретонпровозгласил исходную модель сюрреализма, опираясь на психоанализ 3. Фрейда иК.Г. Юнга.
В литературе данногонаправления определяющим стал принцип «автоматического письма», т. е.скоростной записи первых пришедших в голову слов или обрывков речи во всем ихпричудливом сочетании. Ключевым понятием сюрреализма становятся «грезы» или«сны» (Л. Арагон «Волна грез» — эссе, 1924).Сновидения, галлюцинации, бред,мистические видения — весь этот опыт бессознательного выражения духа и естьсуть творчества поэтов-сюрреалистов. Литературный образ сюрреализма — этогосподство чистой случайности при его возникновении. Весьма популярны былипроизведения А. Бретона, Л. Арагона, П. Элюара.
Очень ярко сюрреализмпроявил себя в живописи. Полотна сюрреалистов в одно мгновение вызывалиэмоциональный шок. Сложные композиции сюрреалистических картин сочетали в себе«хаос автоматического выплескивания подсознания» с фотографически точнымвоссозданием реальных деталей и предметов. В этой связи особую популярностьполучило творчество известного испанского художника С. Дали.
На современном этапесюрреализм как творческое направление во многом себя исчерпал. Однако егохудожественные приемы используются в кинематографе (Л. Бунюэль, А. Сокуров),театре абсурда (С. Беккет, Э. Ионеско), книжной графике, на телевидении и т. д.Сюрреализм вошел в опыт искусства XX в. как его неотъемлемая составная часть,мобилизовав мощные силы человеческого подсознания как одного из источниковхудожественного творчества.
Экспрессионизм (от лат.expressio — выражение) — художественное направление в искусстве Германии,сложившееся в первой четверти XX в. Начало новому направлению положиладеятельность художников дрезденской группы «Мост» (1905). В нее вошли Э.Кирхнер, Э. Хекель, О. Мюллер и др. В культурологических трактатахэкспрессионистов речь шла о преображении мира силой человеческого духа иделались попытки найти общее для всех в сфере духовной и общественной жизни.Согласно их представлениям, художественное творчество выступало как напряженнаясубъективность, основанная на эмоциональных состояниях, импровизации и смутныхнастроениях художника. И как следствие этого, живопись О. Дикса, Г. Гросса, X.Нольде и Ф. Mapка искажала реальные пропорции, пьесы Г. Кайзера превращались впублицистические драмы — в «драмы крика», поэзия Ф. Верфеля и И. Бехеранапоминала памфлеты и воззвания Мир воспринимался экспрессионистами двояко: икак истерзанный, изживший себя, и как способный к обновлению, к пересозданиюсамого себя. Живописцы-экспрессионисты с энтузиазмом продолжили эксперименты вобласти цвета, которые начали французские фовисты (Матис, Дерен и др.). Так жекак и для фовистов, для экспрессионистов цвет стал основой организациихудожественного пространства. Экспрессионизм как художественное направлениепросуществовал до середины 20-х гг. XX в Однако главная его черта —обостренно-контрастное видение мира — серьезно повлияла на художественнуюкультуру многих стран Европы и Америки. Супрематизм (от лат supremus — высший)— разновидность абстрактной живописи, основу которой составляет комбинация изпростейших геометрических элементов. Основоположником супрематизма считается К.Малевич. Его знаменитая картина-тезис «Черный квадрат» стала своеобразнымманифестом супрематизма. Текстовой вариант своего манифеста он назвал «Отразума и футуризма к супрематизму», тем самым подчеркнув, что рассматриваетновое направление как необходимое звено в эволюции мировой живописи и какпродолжение «всеобщего движения к освобождению искусства от действительности ивозобладанию в нем функций жизнестроения».
Будучи свидетелемпроявлений различных направлений и течений в искусстве начала XX в., Малевичбыл одержим идеей создать единый стиль эпохи. И решение этой проблемы художникувиделось главным образом в распространении принципов супрематизма на новыесферы культуры архитектуру, кинематограф, оформление быта. При этом стройностьи чистота супрематических геометрических линий соединяется с отвергнутой имранее предметной живописью. Постепенно в творчество супрематистов, в их картинывозвращается и человек.
Модерн помог стать однимиз видов искусства кинематографу. Весь сложный состав художественных приемов,который сформировался к началу нашего века, модерн реализовал и в новом видеискусства, разгадав тайну светописи, создав кинокадр и тем самым кино какискусство по преимуществу изобразительное. Модернистским, по сути, былдореволюционный кинематограф русского режиссера Е. Бауэра, чьи фильмы можнопоставить в один ряд с творениями Ф. Шехтеля, с полотнами В. Борисова-Мусатова,с современными им театральными постановками начала XX века.
5. Постмодернизм в европейскойкультуре.
В 60-70 годах взападноевропейской эстетике произошел новый поворот. Этот поворот принятоназывать «постмодернизмом».
Этот термин начал широкоприменяться с 1979 года, после выхода книги французского философа Жана-ФрансуаЛиотара «Постмодернистское состояние».
Термин «постмодернизм» неможет быть понят как обозначение какого-либо стиля. Он подразумеваетцитирование известных образцов, но может делать это путем каталогизации, аможет – в манере бредового коллажа. По мнению Хасана постмодернизм построен наразвалах утраченных идеалов, а потому он антиинтеллектуален по сути.
Эклектика в сфересовременной культуры вызревала в ходе всей европейской истории ХХ века. Уже вначале столетия культура перестает быть комфортным пространством. В одной точкесосредоточиваются все духовные начала: Восток и Запад, африканская, азиатская,европейская культуры сталкиваются друг с другом и усиливают процессыассимиляции тех художественных явлений, которые еще недавно отличалисьчистотой. Смещение различных духовных пластов постоянно увеличивается и ставитчеловека на грань хаоса, начала бытия. Человек начинает ощущать, что только онсам отвечает за свое бытие.
В середине векаиспуганное человечество начинает пятиться назад. Целый ряд процессовхарактеризует этот возврат. И как следствие этого культура уходит от диалога.Отражение этих явлений находит полное выражение в искусстве постмодернизма.
Возникновениепостмодернистских тенденций в культуре связано с осознанием ограниченностисоциального прогресса и боязнью общества, что результаты этого прогрессапоставят под угрозу уничтожения само время и пространство культуры.Постмодернизм как бы должен установить пределы вмешательства человека впроцессы развития природы, общества и культуры.
Постмодернизмусвойственны поиски универсального художественного языка; сближение и сращиваниеразличных художественный направлений; «анархизм» стилей, их бесконечноемногообразие, эклектизм, коллажность, царство субъективного монтажа.Характерными чертами постмодернизма являются: ориентация постмодернистскойкультуры на все слои общества (то есть и на «массу» и на «элиту»); существенноевлияние искусства на внехудожественные сферы человеческой деятельности (наполитику, религию, информатику и т. д.); стилевой плюрализм; широкоецитирование в постмодернистских творениях произведений искусства предшествующихэпох; иронизирование над художественными традициями прошлых культур;использование приема игры при создании произведений искусства.
Постмодернизм пришел вевропейскую культуру на волне студенческой революции 1968 года и стал реакциейна искусство, которое к концу ХХ века вкусило уже все прелести обществапотребления. Он попытался привнести в безыдейное к тому времени общество новуюсверхидею: сегодня подлинного художника в мире окружают враги. Постмодерннасыщает его революционным потенциалом, создавая новуюхудожественно-революционную ситуацию, изобретая новую цивилизацию. Такимобразом постмодерн достаточно органично вписывается в концепцию эстетическогобунтарства.
6. Кризис культуры ХХвека.
Кризис современнойкультуры проявился не только в возникновении особого типа мировоззрения –постмодерна. В ХХ в. человек столкнулся с глобальными проблемами от решениякоторых зависит судьба цивилизации. Первоначально глобальный социокультурныйкризис осознавался как всеобщее разрушение материальной и духовной сферы.
В начале ХХ векапроисходит прорыв за границы привычного искусства сложившегося в ХIХ веке. Общество растерялось передрезко изменившимся миром, оно оказалось неспособным рационально, научнообъяснить происходившие перемены в политике и экономике, новые социальныеотношения, новую картину мира. Происходит всплеск иррационализма, мистики,возникают новые религиозные течения. В начале ХХ века философская,художественная и литературная мысль были тесно связаны. Это объясняется тем,что в основе развития был кризис общественного сознания.
К такому состояниюевропейская культура пришла вполне закономерно, так как культурное взрослениеносит циклический характер, а техногенная цивилизация – последнее звено этогоразвития.
Кризисные явления вкультурной практике Европы ХХ века, с точки зрения некоторых мыслителей носятнеобратимый характер. Представитель так называемого «второго поколения»Франкфуртской школы Ю. Хабермас утверждает, что современное«позднекапиталистическое» государство способно вытеснять кризисные явления изодной сферы в другую: политический кризис может быть вынесен в сферу экономики,экономический – в социальную сферу и т.п. Но область культуры, подчеркиваетХабермас, — та, область, применительно к которой понятие кризиса сохраняет своезначение, где он не может быть смягчен, поскольку сфера культуры неподвластнаадминистративному манипулированию, которое осуществляет государство.
Проблема кризиса культурыв результате отчуждения человека от результатов его деятельности получила своеразвитие в ряде философских школ ХХ века. Экзистенциальная философия поставилав число актуальнейших проблем нынешнего столетия такие вопросы, как абсурдностьчеловеческого существования и тотальная изолированность его от социума.Представителями этого философского направления являются А. Камю, К. Ясперс, М.Хайдеггер.
Вопросы психологического«недовольства культурой» и самоотчуждения личности поставлены представителямипсихоаналитической теории ( З. Фрейд, К. Г. Юнгом, Э. Фроммом)
Кризисные чертысовременной культуры нашли свое наиболее яркое выражение в различных симптомахраспада социальной коммуникабельности. Эта тема получила художественноевоплощение в современном искусстве в различных формах у большого круга авторов:Т. Уильямса, С. Дали, И. Бергмана, С. Беккета и многих других.
Начало теоретическогорассмотрения проблемы человеческого общения в 20-е годы ХХ столетия былоположено немецким философом М. Хайдеггером в его книге «Бытие и время» ифранцузском исследователем Г.Марселем в «Метафизическом дневнике», Ж.-П.Сартром и А. Камю в работах 40-60-х годов.
Умение понимать другуюсторону, вступать в диалог лишилось современное общество, привив человекунеприятие культурных ценностей различного характера.
В нынешнем столетии сталоясно, что диалог культур предполагает взаимопонимание и общение не только междуразличными культурными образованиями в рамках больших культурных зон, но итребует духовного сближения огромных культурных регионов, сформировавших назаре цивилизации свой комплекс отличительных черт. Говоря о союзесредиземноморской культурной группы и индийско-дальневосточной, Г. Помернацвыдвигает следующий вариант диалога. «Европа дала пример единства национальногомногообразия, Китай – пример единства духовного многообразия. Можно представитьсебе будущее как сочетание европейского плюрализма этнических культур скитайским плюрализмом духовных культур».
Сегодня развитие принципадиалога культур – реальная возможность преодолеть глубочайшее противоречиедуховного кризиса, избежать экологического тупика и атомной ночи.
Чтобы предотвратитьглобальные катастрофы и сохранить положительные тенденции в развитиисовременной цивилизации, в 1968 г. была создана международная организация,объединившая ученых разных стран и получившая название — Римский клуб. Он сталведущим в глобальном моделировании перспектив развития человечества. Средипредставленных исследований и разработок был и проект американского ученого О.Тоффлера. В ряде своих сочинений, и прежде всего, в книге «Future Shoke»(1970), Тоффлер пишет, что человечество переживает новую технологическуюреволюцию, ведущую к созданию сверхиндустриальной цивилизации. По мыслиученого, в эпоху супериндустриализма будут применены такие высокие технологии,которые изменят не только лицо планеты, но и саму суть человека как социальногосущества. В эпоху супериндустриальной цивилизации любой дефицит материальныхблаг будет устранен и общество столкнется с прежде невиданным,гипертрофированным выбором материальных и духовных благ, который в сочетании сколоссально высоким темпом социально-экономических, политических и культурныхизменений грозит сломать саму способность индивида адаптироваться к ним.Разрешению этой проблемы и посвящена работа О. Тоффлера. В послевоенный периодяпонцем Е. Масудой и канадцем М. Мак-Люэном разрабатывается концепцияинформационного общества, основой которого станут материальные ценности. Всвоих книгах «Галактика Гутенберга» (1962), «Понимание средств связи» (1964),«Культура наше дело» (1970) Мак-Люэн утверждал, что смена культурных эпох вистории человечества определяется господствующими средствами коммуникация,языком, печатью, компьютером, телевидением и т. д. Динамично развивающаяся вконце XX в. компьютеризация всех сторон жизни современных высокоразвитых странна практике вновь и вновь подтверждает многие аспекты культурологической теорииМак-Люэна. Формирование информационной культуры значительно меняетпредставления человека о природе, обществе и о самом себе.
Заключение
ХХ век показалчеловечеству, что культура охватывает не только сферу духовного, но и сферуматериального начала. Век машин и технического прогресса стал веком меняющихсясоциальных систем, динамических культурных процессов. Современное обществопородило упрощенное понимание, таких ценностей как любовь, равенство, свобода, ипотому процессы происходящие в современной культуре столь разносторонни.
Кризис культурыдвадцатого столетия явился рождением техногенной цивилизации. Это кризисотношений техники и человека. И пути преодоления этого духовного кризисакроются в развитии принципа диалога культур. Союз между огромными культурнымирегионами может возникнуть только при условии диалога, который сохраниткультурные различия во всем их богатстве и многообразии и приведет квзаимопониманию и культурным контактам.
Несмотря ни на что ХХ векдал обществу множество талантливых писателей, художников, поэтов, актеров ит.д.
ХХ столетие подарилокультуре новые стили и направления. Одним из наиболее ярких и многообразныхявился модерн. Данный стиль породил большое количество течений и привлекогромное число последователей.
В свою очередьпостмодернизм, возникший в конце 60-х годов ХХ явился апофеозом культурногонастроения и философской оценки последних тенденций в развитии культуры.
В целом культуре ХХ векаприсуще многообразие ликов, различие способов отношения к миру и к себеподобным, но при этом она едина во всем своем многообразии.
Список используемойлитературы:
1. Культурология:Учебное пособие/ Составитель и ответств. редактора А.А. Радугин. – М.: Центр,2001. – 304 с.
2. Культурология:Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. – М.: Альфа-М, 2003. – 432 с.
3. Кравценко А.И. Культурология:Учебник – М.: ТК Велби, из-во Проспект, 2004.- 288 с.
4. Культурология длятехнических вузов. Серия «Учебник для тех. вузов» Достов н/Д: «Феникс», 2001 –488с.