Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура Европы XIX–ХХ вв.

РЕФЕРАТ
Тема:Культура Европы XIX – ХХ вв

Содержание
1. Романтизмв европейской культуре XIX века
2. Реализм вевропейской культуре ХIХ века
3. Русскаякультура XIX века
4. КультураЕвропы ХХ века
5. КультураРоссии XX – XXI веков
6. Списоклитературы

1.Романтизм в европейской культуре XIX века
XIX в. называют веком романтизма.Вместе с тем это время социальных катаклизмов, вызванных противоречиямистановления капиталистического способа производства и обусловивших ростклассовой борьбы, век дальнейшего передела мировых сфер влияния, развитияпромышленной революции. Таковы главные особенности формирования цивилизациинового буржуазного общества. XIX в. заставлял людей постоянно пересматриватьсистему культурных ценностей.
Разнообразны научные достижения XIXстолетия. Открытие принципа историзма и диалектичность мышления позволяютвыражать научные принципы истории (Гизо), успехи языкознания дают возможностьЖ.Ф. Шампольону (1790-1832) расшифровать египетские иероглифы. Складываетсякомплекс гуманитарных научных дисциплин; получают серьезное развитиеэкономические теории (Д. Рикардо, К. Маркс) и зарождается социология (О. Конт,Г. Спенсер). Новых высот достигают и физико-математические науки, на основекоторых преобразуется материальная культура столетия (Р. Дизель, Н. Карно, М.Фарадей и др.). Исключительны успехи в естественных науках. Ч. Дарвин выдвигаеттеории происхождения человека и естественного отбора в природе, формируетсяклеточная теория в биологии (Шлейден и Шванн).
Подготовленный идеями Канта и Фихтеновый взлет мысли происходит в философии. Гегель и Шеллинг разрабатываютконцепцию поступательного развития человечества и принципа историзма,сформулированы основные законы диалектики. В середине столетия К. Марксом и Ф.Энгельсом создается материалистическое учение, получившее дальнейшее развитиепод названием «марксизма». В XIX в. зародился позитивизм — учение,утверждающее, что подлинным знанием может быть только научно обоснованноеэмпирическое знание (основоположник этого метода О. Конт).
Поскольку душой любой культурыявляется искусство, то важно проследить климат эпохи через его развитие. Вискусстве этого периода можно выделить две основные вехи: эпоху романтизма(первая половина XIX в.) и эпоху декаданса (с конца 50-х гг. до первой мировойвойны). Утверждение и развертывание прекрасного идеала как реальности,осуществляемой хотя бы в мечтах, — сущностная сторона романтизма.
Для романтизма этого периода были характерны: во-первых,уход в природу, которая была либо камертоном бурных душевных переживаний, либоинобытием идеала свободы и чистоты. Романтизм заглядывает в иные регионы, экзотическиестраны (восточная тема поэзии Байрона), создает воображаемые конструкции(фантастические миры Гофмана, Гейне, Вагнера); во-вторых, уход отдействительности — переход в иное время (рыцарские романы В. Скотта, оперыВагнера), патриархальный быт крестьян (Кольридж, Ж. Санд и др.); в-третьих,уход в собственный внутренний мир (сказки Э. Т. Гофмана, В. Гауфа, X. К.Андерсена, портретный жанр у Т. Жерико, Э. Делакруа и др.).
Устремлениям романтиков к отображениюэмоциональной жизни человека прекрасно соответствовала музыка. Она позволялаобращаться к внутреннему миру психологически сложного лирического героя(произведения Шуберта, Шумана, Листа, Вагнера и др.). Прослеживаются в музыкеXIX в. и реалистические тенденции (Ж. Бизе, А. Брукнер, И. Брамс). Зачастую онипереплетаются с романтическими (оперы Дж. Верди).
Таким образом, романтизм провозгласилсвоим главным принципом абсолютную и безграничную свободу личности, утверждениесамостоятельной ценности человека и ее духовного мира, утвердил свое право насамостоятельность и оригинальность в художественном творчестве.
Но к концу XIX — началу XX вв. идеиромантизма, вдохновлявшие общество в первой половине века, сменяются нигилистическимотношением к идее технического прогресса.

 
2. Реализм в европейской культуре ХIХвека
Наряду с романтизмом в 40-е гг. XIXв. складывается и утверждается как самостоятельное течение реализм.
К середине XIX в. капиталистическиеотношения достигли состояния зрелости и поэтому была осознана невозможность реставрацииаристократических или раннебуржузных идеалов. Предметом художественной культурыстановится действительность и существующая в ней личность. Окружающая человекасоциальная среда приобретает значение силы, определяющей поведение человека,заставляющей его исходить из условий и обстоятельств реального мира, а не изсвоей «свободной» воли. Мотивы человеческого поведения художникиначинают искать не в явлениях субъектного духа, а в реальных жизненныхколлизиях. Главный интерес художественного сознания перемещается с внутреннихпереживаний человека на связь внешних обстоятельств и порождаемых ими поступкови переживаний. Новое видение мира было названо реализмом. Реализм XIX в.принято называть критическим (в отличие от реализма просветительского), так какего мироощущение основывалось, как и у романтизма, на неприятии буржуазногообщества, но реалисты не мистифицировали его как романтики, а критиковали. Этостало следствием накопленного противоречивого общественного опыта, позволяющегореально оценить современную действительность.
Критический реализм выдвинул задачуправдивого, объективного и глубокого отображения действительности. Такаяпозиция не означала простого копирования того, что есть. Творческий методреализма предполагает всесторонний анализ, глубокое проникновение в сутьявлений и фактов, типизацию и отбор, оценку событий. Поэтому представителиреализма стремились к максимальной объективности, конкретно-историческомуотражению действительности. Избегая копирования реального, преодолевая эмпирическуюданность, в отличие от натурализма, реалисты находили наиболее существенныепроявления бытия, подвергая факты духовному осмыслению, жесткому отбору,изображая жизнь в формах самой жизни. Они заговорили четким, ясным, твердымязыком, который пришел на смену зыбким, художественным метафорическим реалиям.
Представители этого направленияпривнесли в художественную культуру более трезвый, жесткий, аналитическийвзгляд на сущность человека, пытаясь развенчать малейшие иллюзии,мечтательность, приукрашивание, идеализацию тех или иных проявлений еговнутреннего и внешнего мира, которые были свойственны романтизму исентиментализму. Реализм тяготел к образу гармоничной личности, заброшенной вэтот суровый, неистовый мир, действующей в конкретных обстоятельствах,подвергающейся испытаниям, остро переживающей коллизии своей жизни. Онапыталась сопротивляться, отстаивая свою нравственную чистоту, и либо погибала,либо побеждала в борьбе с силами зла. Этот реальный человек интересен своеймногоплановостью, непредсказуемостью. На передний план выдвигается социальныйроман, причем, как отмечал О. Бальзак, французская литература создала типобщественного человека в многочисленных его проявлениях (Стендаль, Ги деМопассан, Г. Флобер и другие французские представители этого направления).Английский социальный роман представлен такими видными мастерами как Ч.Диккенс, Д. Голсуорси, У. Теккерей, Т. Гард и др.
В поисках новых выразительных средствреалисты шли на самые смелые эксперименты. Барбизонская школа художников (Т.Руссо, Ж. Дюпре, Н. В. Диаз, Ш. Ф. Добиньи) открыла новые принципы пейзажнойживописи, были найдены новые возможности передачи света и воздуха. В музыке иоперном театре также происходили стилистические изменения: драматургиямузыкального действа и характеристика героев приблизились к реальной жизни, впрофессиональную музыку включилась народная песенная мелодия, широкоиспользовались современные бытовые жанры. Черты реализма нашли яркое выражениев музыкальных произведениях Дж. Верди, Ш. Ф. Гуно, Ж. Бизе и др.
Искусство Европы с конца 50-х гг.вступило в эпоху декаданса. Декаданс в своем генезисе явление сложное ипротиворечивое. Этот термин употребляется в качестве обозначения кризисныхявлений в духовной культуре конца XIX — начала XX вв., отмеченных настроениямибезнадежности, пессимизма, упадничества (Д. Рескин, А. Рембо, О. Уайльд и др.).
В определенных кругах пользуютсяповышенным спросом идеи иррационалистической философии. Эти процессы выражаютсяв разнообразии стилей. Один из ведущих стилей – импрессионизм (франц. — впечатление). Импрессионисты (К. Моне, Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар и др.)ставили перед собой задачу непосредственного наблюдения и изучения окружающейдействительности в ее разнообразных индивидуальных проявлениях и переноса вискусство результатов своих наблюдений. Иначе говоря, они стремились выразитьне только то, что видишь, но и как видишь, а новое виденье обращалосьпреимущественно к «зрительной сущности» вещей.
Наметившийся кризис реалистическойтрадиции более отчетливое выражение нашел в постимпрессионизме П. Сезанна, В.Ван-Гога, П. Гогена и др. Для него характерны черты ярко выраженногосубъективизма, мистицизма, символичности в отображении действительности.
На базе реализма в 80-е гг. XIX в.возникает натурализм (братья Гонкур, А. Доде, Э. Золя). Но если реализм былпропитан «тоской по идеалу», натурализм совершенно лишен какой-либоидеальной поэзии человеческих ценностей. Основной вклад реализма XIX в. вразвитие художественной культуры состоит в углубленном исследовании судьбы личности,зависящей от социальной среды.

 
3. Русская культура XIX века
XIX век — «золотой век»русской культуры, времямощного культурного подъема. Какие события истории оказали главное воздействиена тип менталитета, культуры в целом?
Это: Отечественная война 1812 г.,реформы Александра II, отмена крепостного права, «хождение» в народ,западноевропейские революции в их резонансе на русской почве, распространениемарксизма — все это многообразие определило и культурное «лицо» XIXв. как эпохи, чье столетнее движение вместилось в две даты: «золотой век»начался рождением Александра Сергеевича Пушкина (1799 — 1837), дав великуюнеоантичную ясность и высоту, а закончился смертью не менее великогосоотечественника, религиозного философа Владимира Сергеевича Соловьева (1853 — 1900).
Ни один век не знал стольких теорий, учений, вариантовобновления и «спасения» России, никогда державу не сотрясали стольмногочисленные общественные движения: революционеров-разночинцев, нигилистов,анархистов, атеистов, богоискателей, народников, марксистов.
XIX в. — это новый качественныйподъем всех сфер духовной жизни российского общества; русский человекоцентризмдостигает своего апогея.
Особую роль играла литература. Она оказалась по сути делауниверсальной формой общественного самосознания. Многие просвещенные людирусского общества строили свою жизнь, ориентируясь на высокие литературныеобразы. Назовем лишь наиболее выдающихся соотечественников, внесших неоценимыйвклад в сокровищницу не только отечественной, но и мировой культуры. А.С.Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов, А.С. Грибоедов, А.А.Бестужев-Марлинский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, И.А. Гончаров, В.А. Соллогуб,И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Майков, А.А. Фет,Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, А.П. Чехов — какая эпоха в мировойцивилизации может назвать такое соцветие имен?
В музыкальном искусстве — это М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, П.И. Чайковский, представители«Могучей кучки»: А.П. Бородин, М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков. В живописи — И.К. Айвазовский, В.Г. Перов, Н.Н. Ге, А.К.Саврасов, И.И. Шишкин, К.Е. Маковский, А.И. Куинджи, К.А. Савицкий, И.Е. Репин,В.И. Суриков, А.М. Васнецов, И.И. Левитан и др.
Прославили отечественную науку такиевыдающиеся ученые, как естествоиспытатели А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев, И.М.Сеченов, К.А. Тимирязев, В.В. Докучаев, математики — Н.И. Лобачевский, П.Л.Чебышев, изобретатели — П.Л. Шиллинг, Б.С. Якоби, А.С. Попов, Н.Е. Жуковский,С.А Чаплыгин и др.
В развитии русской культуры XIX в.доминировали две линии, которыевыстраивали ее смысловое пространство, осуществляли своего рода внутри неесвоеобразное «разделение труда».
Одна — культурно-самобытная, в широком смысле сосредоточиласвое основное внимание на понимании и объяснении черт и представлений,составляющих исключительно национальную специфику русской культуры (в ееотличии от иных культур — прежде всего западноевропейской) — применительно кистории отечественной культуры, истории русской общественной мысли,психическому складу русского этноса, национальному русского народа и т.д.Данная специфика получила в разное время различное, но вместе с тем и сходноенаименование: «русское просвещение» (И. Киреевский), «русскаямысль» (А. Хомяков), «русское воззрение» (К. Аксаков), «русскийум» (А. Григорьев), «русский народный дух» (Вл. Соловьев), «русскаяидея» (В. Соловьев, Н. Бердяев), «русское мировоззрение» (С.Франк) и т. п. Русская идея, ставшая основой славянофильства, имела особое значениедля характеристики менталитета русского народа XIX в. Главным в ней выступаетосмысление особого пути России, ее исторического места в дилемме «Запад—Восток».Однако русская идея, обращенная к политике, оставалась откровенноконсервативной, ограничивала человека рамками устоявшегося, не давала поводадля автономии и свободы. На славянофильские идеи опирается и консерватизмвторой половины XIX в., но он становится более теоретичным, фундаментальным,тесно связанным с государственной политикой, прямым обоснованием русской идеи.
Другая линия в развитии русской культуры — радикально-модернистская, «революционно-освободительная» — связана с «западничеством»,выражавшим идею органической включенности России в европейскую цивилизацию.Основные представители: П.Я. Чаадаев, П.В. Анненков, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин,М.Н. Катков, И.С. Тургенев, Б.Н. Чичерин, В.Г. Белинский, А. И. Герцен и др.
Значение XIX в. в истории культурыРоссии заключается: во-первых,во взлете Духа, культурном подъеме, который справедливо может считаться великимроссийским Ренессансом;
во-вторых, в уникальностифилософско-нравственного поиска свободы, справедливости, человеческого братстваи всемирного счастья;
в-третьих, в том трагически-творческом «узле»в «колесе» русской истории и культуры, последствия которогостановятся понятными лишь на пороге XXI в. Проблемы и поиски русской культурыэтого этапа в их философско-нравственной и геополитической сути оказались вцентре мировых духовно-культурных размышлений современности;
в-четвертых, в зарождении «русской идеи»,которая получает различную трактовку, становится определенной «знаковой»системой самых разных общественных движений: от западников и славянофилов долибералов, народников, панславистов и марксистов;
в-пятых, в том, что XIX в. в полной меревыразил синтезирующий, философски-моральный, соборно-собирательный характеррусской культуры, ее патриотически-идеологический характер, без которого онатеряет свою почву и судьбу.
в-шестых, в небывалом развитии такой системыкак художественная культура, которая становится именно в XIX в. классической;
в-седьмых, в этапном завершении развитиярусской культуры девяти веков. XIX в. стал важным рубежом в сложномпротиворечивом взаимодействии традиций и новаторства на пороге XX столетия.
 
4. Культура Европы ХХ века
Европейская культура ХХ столетия привсей ее противоречивости и многообразии проявлений, способов отношения человекак миру, характеризуется прежде всего своими интеграционными процессами. ХХ в. –это время становления единой общечеловеческой культуры. Люди стали получатьогромное количество информации через электронные средства связи, изменилоськоличество, форма и содержание социальных контактов. Произошли фундаментальныеизменения в культурно-ценностной ориентации человека, в становлении единыхоснований общечеловеческой культуры, сформировались новые потребности икультурные стереотипы. Этот переворот произошел в рамках массовой культуры, чьясоциальная функция состоит в том, чтобы регулировать поведение людей, унифицироватьих духовную жизнь, стандартизировать интеллектуальные реакции, что отвечаетпотребностям машинного производства.
При всей пестроте современнойхудожественной культуры у составляющих ее течений и стилей есть одна общаячерта – все они стремятся отразить мир в форме выражения чувств и настроенийхудожника. Начало такому направлению в художественном творчестве положили ещепостимпрессионисты. Впоследствии оно было названо модернизмом.
Свое самое полное воплощениемодернизм нашел в архитектуре. Самым значительным явлением стал функционализм(20-е годы ХХ в., Германия) – направление, которое возглавил Вальтер Гропиус.Функционализм дал новые типы домов (галерейные, коридорного типа со встроеннымоборудованием и т.д.).
Одним из первых направлений модернизмав литературе стал символизм, который в своем творчестве обращался кклассической мифологии, национальным фольклорным персонажам, а также кразличным эзотерическим учениям. Крупнейшими представителями символизма были П.Валерии, Т. Элиот, У. Йетс.
Были и другие направления вмодернизме, вставшие на путь полного разрыва с поэтической традицией: дадаизм,имажинизм, экспрессионизм, которые дали миру крупнейших поэтов – Г. Аполлинера,В. Маяковского, П. Элюара, Л, Арагона, Ф. Гарсия Лорку и др.
Еще одним направлением модернизма влитературе является школа «потока сознания», пытающаяся удержатьнастоящее, момент бытия в слове, отразить в нем поток жизни (М. Пруст, Г.Стайн, В. Вульф, Дж. Джойс). Знаменитый роман Джойса «Улисс» сталвершиной не только школы «потока сознания», но, по оценкам многихкритиков, и всей модернистской литературы.
Разумеется, литература ХХ века неограничивается рамками модернизма. По-прежнему сильны традиции реализма,проявившиеся в творчестве Т. Манна, Д. Голсуорси, Р. Олдингтона, Э. М. Ремарка,Э. Хемингуэя, М. Шолохова, А. Солженицына и др.
Растет популярностьнаучно-фантастической литературы, давшей таких крупных писателей, как С. Лем,А. Азимов, Р. Хайнлайн, А. Кларк, А. и Б. Стругацкие. Детективная литературапредставлена именами А. Кристи, Ж. Сименона, Д. Чейза, Д. Френсиса и др.
Также как литература, многообразен имноголик театр ХХ в. Наряду с реалистическим театром, продолжавшим традиции А.Чехова и Г. Ибсена, все большее значение приобретают поиски нового. Такпоявляется трагедийный театр Г Крэга, пытающийся раскрыть философию бытия,эпический театр Б. Брехта, истолковывающий уроки истории и позволяющий дляэтого большую свободу актеру в обращении с образом, театр жестокости А. Арто,мечтающий вернуться в далекое прошлое, когда театр был еще неразрывно связан сритуалом, театр абсурда Э. Ионеско, С. Беккета, не пытающийся вообще ничеговыразить, издевающийся над связями человека с обществом.
Говоря о модернизме в изобразительномискусстве, следует отметить, что он начинался с фовизма, который продолжил вхудожественной культуре линию романтизма, импрессионизма, постимпрессионизма истиля модерн (А. Матисс, М. Вламинк, А. Дерен, А. Марке).
Среди модернистских направлений вхудожественной культуре ХХ столетия, видимо, самым сложным и противоречивымявляется экспрессионизм. Его особенности были вызваны тем, чтохудожники-экспрессионисты в своем творчестве стремились выразить драматическуюподавленность человека в мире ( Э. Кирхнер, Э. Нольде, М. Пихштейн, П. Клее).
В первом десятилетии ХХ в.сформировалось еще одно направление модернизма – кубизм. Кубисты исходили изубеждения, что все предметы и явления включая человека, могут быть изображены ввиде суммы геометрических фигур (П. Пикассо, Ж. Брак, Ф. Леже, Р. Делоне).
Одной из самых радикальныхразновидностей модернизма стал футуризм (1909 г.). Свое наибольшеераспространение он получил в Италии, где его представителями были Ф. Маринетти,У. Боччони, Л. Руссоло, а в России его приверженцами в поэзии стали В.Маяковский и В. Хлебников. Футуристы провозгласили полный разрыв не только сискусством, но и со всей культурой прошлого. Футуризм стал кратковременнымявлением в художественной культуре, он просуществовал лишь несколько лет и в20-е годы исчерпал себя.
Одним из самых значительных явлений вхудожественной культуре ХХ столетия стал сюрреализм, который возник во Франциипосле Первой мировой войны и оформился в новое художественное направление (Г.Аполлинер, А. Бретон, С. Дали, Р. Магритт, Г. Мур). Основные черты сюрреализма:культ фатальной предрешенности социального зла, агрессивных влечений, низменныхпобуждений, разрушительных инстинктов, извращенной эротики, паталогическойпсихики. Во второй половине ХХ века произведения в стиле сюрреализма мывстречаем в различных видах искусства. В литературе близким к данному стилюоказывается такой гений как Ф. Кафка, в театральном искусстве – это пьесы тетраабсурда Э. Ионеско и С. Беккета, в кино – фильмы Ф. Феллини.
Кульминационным направлением вразвитии модернизма стал абстракционизм, сложившийся как самостоятельнаяхудожественная школа в первом десятилетии ХХ столетия. Поскольку художникиэтого течения всячески отрицали любую изобразительность и отказывались отизображения предметов мира, то абстракционизм еще называют «беспредметнымискусством» (В. Кандинский, К. Малевич).
Позднее различные вариантыабстракционизма встречаются в художественных культурах разных стран: В США –абстрактный экспрессионизм, во Франции – ташизм (от слова «таш» — пятно), в Англии – живопись действия и т. д.
Расцвет абстрактного искусствапришелся на середину ХХ века. Позже в этом направлении стало трудно придуматьчто-нибудь новое. Кроме того, у широких масс абстракционизм никогда непользовался признанием, он был непонятен большинству зрителей, и поэтому на сменуему пришли другие художественные направления, более доступные для зрителей.
Несколько слов нужно сказать о музыкеХХ столетия. Продолжает развиваться академическая музыка, имеющая тесную связьс эстетическими нормами и традициями классического искусства. Понятиемодернизма в музыке не является стабильным. И даже то, что в начале векасчиталось уже классикой. Так произошло с музыкой К. Дебюсси, М. Равеля, Р.Штрауса – представителей импрессионизма в музыке. Сегодня в понятиемузыкального авангарда входит конкретная музыка П. Шеффера, создающая с помощьюзаписи на магнитную ленту различных природных или искусственных звучаний. П.Булез и К. Штокгаузен являются представителями алеоторики – течения, вносящегоэлемент случайности в музыку (музыкальная композиция может строиться с помощьюжребия, бросания игральных костей и т. д.). Современный композитор А. Вебернвоплотил в своем творчестве идеи пуантилизма – изложение музыкальной мысли не ввиде темы или мелодии, а с помощью отрывистых звуков и пауз, а также шумовыхэффектов. Вследствие научно-технического прогресса появилась электроннаямузыка, связанная с конструированием не только мелодии, но и самого звука.
Принципиально новыми направлениями вмузыке ХХ века стали джаз, возникший из слияния африканской и европейскоймузыкальных традиций, огромное количество разновидностей рока (есть дажерок-опера Л. Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда»), многочисленныежанры эстрадной музыки.
В 60-70-е годы ХХ века взападноевропейской художественной культуре произошел новый поворот, врезультате которого сформировалось ее новое направление, получившее названиепостмодернизм. Постмодернистское сознание направлено на отрицание всякого роданорм и традиций – эстетических, методологических и т. д., на отказ отавторитетов любого ранга, начиная от государства, этических парадигм и кончаяправилами поведения человека в общении с другими людьми. Иная точка зрениярассматривает постмодернизм как направление современной европейской культуры,целью которого является преодоление духовного кризиса современного общества иустранение разрыва между массовой и элитарной культурой.
Рассматривая сложные пути развитияхудожественной культуры ХХ столетия, мы закономерно приходим к выводу, чтохудожественная деятельность с небывалой прежде силой адаптируется во всехсферах общественной жизни – экономической, политической, технической, духовной,а они в свою очередь предъявляют к ней свои требования, разнонаправленостимулируют ее развитие в соответствии с собственными интересами.
 
5. Культура России XX – XXI веков
Русская художественная культурарубежа XIX- XX вв. – один из самых интересных периодов в культурном развитииРоссии. Это время представляет собой переломную эпоху не только всоциально-политической, но и в духовной жизни страны. «Серебряный век»— это историческое время с 90-х гг. XIX в. до 1922г. На культуру этого периодаоказали влияние культура Запада, Шекспир и Гете, античная и православнаямифология, французский символизм, христианская и азиатская религии. Вместе стем, культура «серебряного века» — это русская самобытная культура,проявлявшаяся в творчестве ее талантливых представителей. Что нового дал этотпериод русской и мировой культуре?
Во-первых, это менталитет социокультурногочеловека, освобождающегося от мышления, пронизанного политикой, социальностьюкак каноном-клише, мешающим думать и чувствовать свободно, индивидуально.
Во-вторых, «Серебряный век» русскойфилософии — это время отказа от «социального человека», эпохаиндивидуализма, субъективизма, интереса к тайнам психики, иррационального вчеловеке; господство мистического начала в культуре.
В-третьих, «Серебряный век» сталнаиболее плодотворным этапом для философии и культурологии. Это буквальноискрящийся каскад имен, идей, характеров: Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков,Л. Карсавин, П. Флоренский, С. Франк, Г. Федотов, Л. Шестов, А. Лосев, Н.Лосский, Б. Вышеславцев.
В-четвертых, «серебряный век» — эпохавыдающихся художественных открытий, новых направлений, которые далибеспрецедентное разнообразие имен поэтов, прозаиков, живописцев, композиторов,актеров. Символизм и акмеизм, модернизм, футуризм, авангардизм, неоантичностьстали благодатной почвой и судьбой для А. Блока, А. Белого, К. Бальмонта и Ф.Сологуба, Д. Мережковского и 3. Гиппиус, Вяч. Иванова и Г. Иванова, И.Мозжухина и В. Холодной, В. Маяковского и В. Хлебникова, М. Цветаевой и А.Ахматовой, И. Стравинского, А. Скрябина и С. Рахманинова, М. Шагала и А. Бенуа,К. Станиславского и В. Мейерхольда. Кроме того, в ядро деятелей культуры входилитакие писатели как В. Розанов и М. Волошин, не примыкавшие ни к одному изхудожественных направлений. Культурная сокровищница «серебряного века»есть бесценный потенциал на сегодняшнем и завтрашнем пути развития России.
Советский период в развитии России. Среди многочисленных точек зрения воценке этого периода отчетливее других выражаются две позиции. Одна рисует всюсоветскую культуру заведомо мрачными красками тоталитаризма и вождизма, непредставляющую по сути позитивного содержания. Другая учитывает сложнейшиепротиворечия развития, социальную психологию масс, не исключая предпосылкидооктябрьского периода и культуру Русского зарубежья, драматические стороныэтого времени, и в то же время видит гуманистическую направленность поисковзначительной части творческой и научно-технической интеллигенции.
В истории советской эпохи принято выделять несколькосоциокультурных этапов: двадцатые, шестидесятые и восьмидесятые годы какосновные вехи развития культуры, плюрализма и инакомыслия, борьбы с тоталитаризмом,как прорывы к общечеловеческим ценностям в творчестве, стремления приблизиться.Особое место занимает культура в период Великой отечественной войны.
Уже с первых шагов революцииинакомыслие обнажило беспечность значительной части интеллигенции, не увидевшейв ней для себя и России «духовное разорение», весь ужас нависшейопасности. «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Окаянные дни»И. Бунина, шесть писем В. Короленко к А. Луначарскому, дневники М. Пришвина, И.Павлова составляют великий «зачин» плюрализма русской культурысоветского периода.
Контроль над духовной сферой, жесткийпартийный прессинг — особыйфеномен большевизма. Главным принципом в духовной сфере деятельности стал «социалистическийреализм» — творческий метод литературы и искусства, подразумевавшийправдивое изображение жизни в свете социалистических идеалов (народовластия,социальной справедливости, равенства, дружбы народов, патриотизма,интернационализма, честного труда, приоритета общинности, коллективизма, пафосаиндивидуальной активности). Однако он требовал в художественных произведенияхпочти полного отказа от каких бы то ни было колебаний, сомнений и исканий всфере духа.
Война с фашистской Германиейпотребовала перестройки всех сфер жизни общества, в том числе и культуры. Возрослозначение массовой информации, главным образом, радио. На базе эвакуированныхкиностудий «Ленфильм» и «Мосфильм» в Алма-Ате была созданаЦентральная объединенная киностудия. Около 80 % отечественных фильмов былипоставлены на этой киностудии («Два бойца» Л. Д. Лукова, «Секретарьрайкома» И. А. Пырьева и др.). Для культурного обслуживания фронтасоздавались фронтовые бригады артистов, писателей, художников и фронтовыетеатры. Одним из ведущих жанров литературы стала боевая лирическая песня. «Землянка»,«Вечер на рейде», «Соловьи», «Темная ночь» — этипесни вошли в золотую сокровищницу советской песенной классики.
Образы защитников Ленинграда создалив поэмах О. Бергольц «Ленинградская поэма» и В. Инбер «Пулковскиймеридиан». Сталинградской битве посвящены повести К. Симонова «Дни иночи» и В. Гроссмана «Направление главного удара». О героизметружеников тыла рассказывалось в произведениях М. Шагинян и Ф. Гладкова.Огромной популярностью пользовалась поэма А. Твардовского «Василий Теркин»,поэма М. Алигер «Зоя».
Война, героизм советских людейотражены в полотнах художников А. Дейнеки «Оборона Севастополя», С.Герасимова «Мать партизана», картине А. Пластова «Фашистпролетел» и др.
В годы войны происходили заметныеизменения в жизни советского многонационального общества. Более тесным сталокультурное общение наций и народностей СССР, укреплялось сознание единствасудеб народов.
В послевоенный период сфера идеологииохватила все стороны социокультурной жизни страны. На практике это означалогрубое вмешательство партийных органов в естественные процессы развитиякультуры. Примером тому может служить печально известное постановление ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“ (14 августа1946 г.). В нем произведения М. Зощенко, А. Ахматовой и ряда других писателейбыли объявлены „несовместимыми с социалистическим мировоззрением“, „идейно-порочными“.Такая же политика велась и в отношении других видов художественного творчества.Гонениям подверглись С. Эйзенштейн, Д. Шостакович, В. Мурадели, А. Довженко, А.Авдеенко и др.
Период „оттепели“. После смерти Сталина наступил такназываемый период оттепели (термин И. Эренбурга). Власти дали некоторую свободухудожникам, работающим в области музыки, живописи и др. видов искусства. Однакоэта свобода распространялась, главным образом, на форму. В то же время всеограничения, вытекавшие из принципа „партийности“, призванной „вдохновлять“писателя, сохранялись. Присвоение Б. Пастернаку в 1958 г. Нобелевской премии зароман „Доктор Живаго“ вызвало резкую реакцию властей: его заставилиотказаться от премии, а затем исключили из Союза писателей. „ДелоПастернака“ породило серьезный кризис в сознании российской интеллигенции,показавшей себя неспособной противостоять давлению власти; для многих онперерос в чувство постоянной глубокой вины и в то же время стал началомнравственного возрождения.
На рубеже 50—60-х гг. проявилисьтенденции „нового авангарда“ в живописи как альтернатива существующему состоянию этого видаискусства. Являясь противоположностью догматическим, парадным принципамизображения действительности, авангагдизм практически выступил против фальши иконформизма в искусстве. Однако период „оттепели“ продолжалсянедолго. 1 декабря 1962 г. состоялось печально известное посещение Н.С.Хрущевым выставки московских художников в Манеже, закончившееся разгромомруководимой Э.М. Болтиным творческой студии. Н.С. Хрущев критиковал „формалистов“,»оторвавшихся от народа".
В 60-е гг. либеральная интеллигенция все чащестала обращаться к запретным темам, идет реабилитация «живых» и «мертвых».А. Солженицын, Е. Гинзбург, В. Шаламов и другие несли новую правду отрагических страницах в жизни страны. Завоевывают признание такие молодые поэтыи писатели, как А. Вознесенский, Р. Рождественский, Е. Евтушенко, Б.Ахмадуллина, Б. Окуджава, А. Галич, В. Аксенов, В. Войнович, В. Шукшин.
Время с середины 60-х до середины80-х гг. принятоназывать «застойным». Но к литературному процессу это понятиенеприменимо. В литературе оно отмечено серьезной работой, накоплением,собиранием, органической эволюцией. По богатству творческой индивидуальности,широте тематического репертуара, разнообразию художественных приемов литератураэтих лет сопоставима лишь с литературой начала века и 20-х гг. В эти годы лауреатамиНобелевской премии стали М.А. Шолохов (1965 г.), А.И. Солженицын (1970 г.),И.А. Бродский (1987 г.). И хотя новый период начался с брежневского «похолодания»,возврат к прошлому сделался в последующие годы невозможным.
В полный голос заговорили таланты «сорокалетних»,долгое время прозябавших в начинающих (В. Маканин, В. Пьецух, С. Каледин, Л.Петрушевская и др.). Получили возможность свободного развития различные виды «нереальной»литературы. Литературный пласт стал шире, «производственной» тематикевсе более противопоставляются книги гуманистической ориентации, признающиевысшей ценностью не столько дела человека на пользу государству, сколько егосамого, богатство его внутреннего мира (Ю. Трифонов, В. Тендряков, Ч.Айтматов). Большой общественный резонанс вызвали также произведения В. Астафьева,Ф. Искандера, А. Приставкина, Б. Можаева, В. Распутина и др.
Развитие городской субкультуры в 70—80-е гг. породило ряд «неформальныхобразований», «микромиров» со своей социальной базой, культуройи контркультурой. Подлинным общественным явлением этого периода стал В.Высоцкий — поэт и певец. Его песни отражали менталитет русского человека второйполовины XX в.
В «перестроеные» годы из длительного искусственногозабвения постепенно начала возрождаться блистательная культура «серебряноговека». Была открыта дорога к читателю произведениям, десятилетияпролежавшим «в столе», В. Дудинцева, В. Гроссмана, А. Бека, В.Некрасова, К. Воробьева, А. Рыбакова и др. Зазвучала музыка А. Шнитке, Э.Денисова, С. Губайдуллиной. Предстали взору зрителей картины Кабакова, Зверева,Калинина, рисунки Шемякина, скульптуры Сидура, Неизвестного. Стали доступнымипроизведения и других представителей творческой российской элиты, эстетическиобогативших мировую культуру, но не вписывавшихся в рамки соцреализма, а потомуотвергавшихся официальными властями.
Таким образом, была восстановленасвязь между поколениями XX в. Не задавил тоталитаризм окончательно русскуюкультуру, она набирает новые силы, несмотря на социально-политическуюнеопределенность «смутного» времени конца XX — начала XXI вв.

6. Список литературы
1.Берестовская Д. С. Культурология: Учеб. пособие. – Симферополь, 2003.
2. КононенкоБ.И. Основы культурологии: Курс лекций. — М.,2002.
3.Культурология: Учеб. пособие / Под ред. А. А. Радугина. – М., 1998.
4. ПетроваМ.М. Теория культуры: Конспект лекций. – С.-П., 2000.
5.Самохвалова В.И. Культурология: Краткий курс лекций. – М.,2002.
6. СкворцоваЕ.М. Теория и история культуры: Учебник. –М., 1999.5


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Формирование научного мировоззрения у школьников
Реферат Электроснабжение машиностроительного предприятия Реконструкция распредустройства
Реферат Метаморфозы слогана
Реферат Особенности коммуникативного поведения у детей с алалией
Реферат Історія розвитку природознавства як науки 2
Реферат "Пасхальные яйца" мастерской Сергея Ткаченко
Реферат Софизмы и логические пародоксы
Реферат Конституційне закріплення виборів органів місцевого самоврядування
Реферат Блог как рекламная площадка
Реферат 9. Исполнение обязанности налогоплательщика по уплате федеральных налогов и сборов 10
Реферат Тоталитаризм в изображении Ю.Домбровского: "Хранитель древностей", "Факультет ненужных вещей"
Реферат Отличительные особенности президентской и парламентской форм правления
Реферат Alchemy Essay Research Paper Alchemy Alchemy is
Реферат 1. Данные о лице, имеющем преимущественное право приобретения Акций
Реферат Сражение у Фидониси