Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культурные и религиозные традиции кельтов и славян

Культурные и религиозные традиции кельтов и славян
Идентичность этнонимов «Руги» и «Русь» можнопризнать очевидным, так же как и возможное существование двух государств сименем Русь. Русь западно-балтийская и Русь новгородско-киевская, восточная.Обе Руси сохранили исторические связи, поскольку Русь восточная возникла отРуси западной, наиболее кельтской.
«Слово „росс“ в значении „леса“ известнотакже ирландскому языку». И далее: «Байер и затем Шафарик обратиливнимание на то, что в древнем языке индоевропейцев слово „рос“,»Ра" означало реку, почему многие реки носили название «Рос»и «Руса». Байер, в частности, отметил, что в кельтском языке «рус»или «рос» означает также озеро..." Интересно, что «лес»и «знание» синонимы для друидического кельтского мира. Теперь оварягах. «Варанги по происхождению кельты, служащие по найму у греков».Кстати сказать, это единственное свидетельство источников, где вообще говоритсяо национальности варягов. Намечается линия: галатская гвардия византийскогоимператора — ее сменяет варяжская, состоящая из русских. Любопытно, что внародных песнях припонтийских греков воспеваются маранги. Этим именем и теперьдразнят иностранцев. Маранги — это другой выговор слова варанги. «Дело втом, что чередование звуков „в“ и „м“ характерно длякельтских языков в центральном районе Малой Азии, о которых в данном случаеидет речь, с III в. до н.э. жили галаты — потомки четырех кельтских племен. В Vв. н.э. они еще сохранили самобытность и язык. Не исключено, что какие-тореликты своей культуры они сохранили и в рассматриваемое время, естественно,что и сами варанги могли давать повод для разных звучаний их имен».
Выше уже говорилось о колоссальном кельтском влиянии наславянские народы — более того, само становление славянского этноса в егосовременном понимании есть ничто иное, как этногенез пришлых кельтских племен спраславянскими. Кельты не были этнически единым народом — их объединялазагадочная кельтская религия, как сейчас объединяет различные народыхристианство, ислам, буддизм.
Поэтому многие традиции, как культурные, так и религиозныебыли бережно сохранены славянами и удивительным образом совпадают ссовременными наследниками культуры кельтов: ирландскими, шотландскими,уэльскими, бретонскими.
Загадочная кельтская душа удивительным образом оказаласьблизка не менее загадочной для остального запада славянской душе. Чего бы мы некоснулись: фольклора, изобразительного искусства языческого или христианскогопериодов, обычаев, религиозных обрядов, представлений о происхождении мира ичеловека, музыки, мы везде находим параллели двух миров — славянского икельтского. И, что удивительнее всего, больше всего параллелей с кельтскойкультурой мы находим на севере Руси, в Новгородской и Псковской земле.
Наиболее яркие параллели в декоративно-прикладном искусствевидны при сопоставления орнаментов росписей в древнерусских храмах, деревяннойрезьбе, вышивке, ювелирных изделиях, книжных миниатюрах, в рукописных книгах и т.д.Одним из удивительных и в чем-то загадочном проявлении этих связей выразилось втрадиции изготовления каменных крестов в круге, которая широко распространена вИрландии и на северо-западе Древней Руси. Это уникальное явление культуры имеетместо только в столь отдаленных друг от друга территориях.
Не меньшее удивление вызывает схожесть языческих храмовбалтийских славян с кельтскими аналогами. Любопытно, что подобный языческийхрам был обнаружен при раскопках в Старой Ладоге.
Задачей настоящей книги не является подробный анализ идетальное исследование влияния кельтского искусства на славянское. Поэтому мыограничимся кратким очерком на эту тему, показав лишь наиболее яркие примерыэтого влияния.
Кресты в круге
Подобные кресты имели наиболее широкое распространение вИрландии и известны там с VIII в.
Встречаются они также в Шотландии, Уэльсе и собственно вАнглии, хотя появились там позднее и при явном ирландском влиянии. Известны,как памятные, обетные, так и намогильные кресты.
В России подобные кельтским кресты известны только натерриториях Северной Руси. Время их появления не совсем понятно, посколькучасто они вмонтировались в церковные стены, когда церковь строилась на местеили рядом со старым уже заброшенным кладбищем, то есть позабытые кресты, какправило, древнее самих церквей, в стенах которых они появляются не ранее XIV в..
«Порховский уезд, д. Гучина. Близ того селениянаходится несколько старинных сосен. Среди них имеется вытесанный из дикогокамня крест с надписью, разобрать которую, по заверению свящ. Пятницкого,невозможно. Прежде крест этот был вделан в каменную плиту, а ныне он прислоненк одной из сосен. У этого креста ежегодно в праздник Вознесения совершаетсямолебствие, при значительном стечении народа… Холмский уезд. На некоторыхпяти курганах стояли каменные кресты, но крестьяне перевозили их на своикладбища». Ситуация с русскими каменными крестами, описанная псковскимкраеведом Ф.А. Ушаковым, еще более усугубилась в советское время. Их илисвозили в музеи, либо попросту уничтожали, а отсюда и сложности их датировки.Самые ранние кресты немногочисленны и в основном имеют новгородскоепроисхождение.
Из наиболее ранних можно назвать следующие памятники:каменный крест на меже Юрьева монастыря под Новгородом, который упоминается вмежевых грамотах великого князя Всеволода Мстиславича и великого князя ИзяславаМстиславича; под бывшей Владимирской церковью, построенной над воротамиНовгородского кремля, в его стене был помещен большой каменный крест снадписью: "«Господи спаси и помилуй раба своего Симеона грешногочернеца Оркажа монастыря. Аминь». Поставлен святой крест в лето 6758месяца августа в 15 день на память святая Богородица Успения Владычица"; изТроицкого монастыря г. Боровичи был в 1920 г. передан в музей каменный крест вкруге с резными, рельефными изображениями, датируемый XIII в.; каменные крестыиз села Воймерицы, датируемый XII в.; очень интересный каменный крест сконусообразным навер-шием был установлен на вершине одного из курганов удеревни Иворово, в котором было обнаружено захоронение знатной женщины.
Следует отметить, что на самых древних кладбищах северанадгробные кресты обнаружены только в виде осколков. Известны кресты в круге,которые считались чудотворными и обладали лечебными свойствами. Наиболеезначительным памятным крестом считается новгородский крест, посвященныйархиепископу Алексию. По форме русским крестам наиболее близки: английский крестиз Уитхорна, Уигтауншира и крест из Кэрью.
Необходимо отметить, что кресты в круге встречаются часто вдекоративно-прикладном искусстве, как кельтов, так и славян в еще языческийпериод и являются скорее всего постепенной модернизацией какого-то солярногосимвола, скорее всего свастики.
Этот символ встречается очень часто на славянских икельтских украшениях и днищах гончарных сосудов и имеет скорее всего древнейшееиндоевропейское происхождение наряду с трехлучевой свастикой в кругу.
Некоторые элементы, в частности конические навершия,напоминающие русскую княжескую шапку, имеют языческие корни.Каменные идолы и храмы
Кельтские храмы квадратной формы появляются уже в римскийпериод в Галлии. Встречаются они и в Британии. Иногда эти храмы имеют круглуюформу.
Необходимо сразу отметить, что подобную форму храмы имелитолько в кельтском и славянском мире.
О роскоши священных зданий поморян свидетельствует Герборд:«В городе Штетине находились четыре здания, называемые континами, — пишетон. — Одна из них, главнейшая, была построена с удивительной отделкой иискусством внутри и снаружи, по стенам ее находились резные выдающиесяизображения людей, птиц и зверей, представленные столь естественно и верно,что, казалось, они дышат и живут, но, что редко встречается, краски наружныхизображений отличались особой прочностью: ни снег, ни дождь не могли потемнитьили смыть их, таково было искусство живописцев! В этом здании, по старомуобычаю предков, приносилась законом определенная десятина награбленныхбогатств, оружия врагов и всякой добычи, приобретенной в морских или сухопутныхбоях, здесь сберегались золотые и серебряные сосуды и чаши, которые впраздничные дни выносились как будто из святилища, и знатные и сильные людигадали, пировали и пили из них. В честь и украшение богов, в главной континесохранялись также огромные рога туров, украшенные позолотой и драгоценнымикаменьями и пригодные для питья рога, приспособленные к музыке, кинжалы, ножи ивсякая драгоценная утварь, редкая и прекрасная на вид. Три другие контины менееуважались и менее были украшены, внутри их кругом расставлены были скамьи истолы, потому что тут происходили совещания и сходки граждан: в определенныедни и часы они собирались затем, чтобы пить, играть или рассуждать о своихделах. В городе Гостькове находился храм, отличавшийся, по словам Эбона иГерборда, своей величиной, искусной отделкой и великолепием. На постройку егожители истратили триста талантов и гордились им, так как он составлялзамечательное украшение города».

/>
/>
/>
/>

Нельзя не упомянуть и о фантастическом, но не лишенноминтереса описании идолов и священных зданий славян, нашедшем место в сочинении«Золотые луга» мусульманского писателя X в. Аль-Масуди, посвидетельству которого славяне в то время частью исповедовали христианство, частьюже были язычниками и солнцепоклонниками. «В славянских краях, — пишетназванный автор далее, — были здания, почитаемые ими. Между другими было у ниходно здание на горе, о которой писали философы, что она одна из самых высокихгор в мире. Об этом здании существует рассказ о качестве его постройки, орасположении разнородных его камней и различных их цветах, об отверстиях,сделанных в верхней его части, о том, что построено в этих отверстиях длянаблюдения над восходом солнца, о положенных туда драгоценных камнях и знаках,отмеченных в нем, которые указывают на будущие события и предостерегают отпроисшествий пред их осуществлением, о раздающихся в верхней его части звуках ио том, что постигает их при слушании этих звуков, производимом этими звуками наслушателей). Другое здание было построено одним из их царей на черной горе, егоокружают чудесные воды, разноцветные и разновидные, известные своей пользой. Внем они имели большого идола в образе человека, представленного в виде старикас палкою в руке, которою он двигает кости мертвецов из могил. Под правой егоногой находятся изображения разнородных муравьев, а под левой — изображенияпречерных воронов, черных крыльев и других, также изображения странных хабашцеви занджцев. Еще другое здание имели они на горе, окруженное морским рукавом,оно было построено из красного коралла и зеленого смарагда. В его серединенаходится идол, коего члены сделаны из драгоценных камней четырех родовзеленого хризолита, красного яхонта, желтого сердолика и белого хрусталя,голова же его из червонного золота. Напротив его находится другой идол в образедевицы, которая приносит ему жертвы и ладан. Это здание, то есть егосооружение, приписывают какому-то мудрецу, бывшему у них в древнее время».
В земле редарей, по описанию Титмара, находился город,называющийся Ридигост, имеющий треугольную форму и снабженный тремя воротами.Двое из этих ворот служили для пропуска всех желающих. У третьих, восточныхворот, обращенных к морю, находилось искусно построенное из дерева святилище,покоившееся, вместо фундамента, на рогах зверей.
Но самое подробное описание славянского храма,расположенного в священном городе Аркона, сделал Саксон Грамматик, позволившееспециалистам реконструировать его. «Посреди города лежит открытая площадь,на которой возвышается деревянный храм прекрасной работы, но почитаемый нестолько за великолепие зодчества, сколько по величию бога, коему здесьвоздвигнут кумир. Вся внешняя сторона здания блистала искусно сделаннымибарельефами различных фигур, но безобразно и грубо раскрашенными. Только одинвход был во внутренность храма, окруженного двойною оградою: внешняя оградасостояла из толстой стены с красною кровлею: внутренняя — из четырех крепкихколонн, которые, не соединяясь твердою стеною, увешаны были коврами,достигавшими до земли, и примыкали к внешней ограде лишь немногими арками икровлею».
До недавнего времени считалось, что подобные храмысуществовали только у западных славян, однако раскопки в Старой Ладогепоказали, что аналогичные храмы строились и на севере Древней Руси. Кстати, вомногих исландских сагах, посвященных святому Олафу, норвежскому королю, чьямолодость прошла при дворе князя Владимира в Ладоге и Новгороде, говорится опосещении Владимиром языческого храма.
Западные славяне хранили связь со Старой Ладогой. Поселенияже на острове Рюгене, где стоял описанный выше знаменитый храм Святовита"… в первой половине и середине IX в. поддерживал прямые сношения собластью Ладоги". Видимо, здесь играла роль память прародины ильменскихславян. По одной из версий легендарный Рюрик пришел именно из этих западнославянскихземель, где, кстати, существовал в Средние века город Рерик. Вообще в языческойславянской мифологии Рерик — это сокол, сопровождающий Святовита. Знаменитыйтрезубец Рюриковичей при этом здорово напоминает сокола в боевом полете инередко встречается в Малой Азии, особенно на монетах Понтийского царствавремен прихода туда галатов. Найденное в Старой Ладоге на Варяжской улицеязыческое культовое строение удивительным образом напоминает храм в Арконе наострове Рюгене, описанный Саксоном Грамматиком. Некоторые особенности этогопамятника сближают его с другим храмом IX-X вв. на поселении Гросс-Разен.
Каменные и деревянные идолы кельтов и славян также имеютмножество сходных черт — от многоголовости до совпадения в различных атрибутах.Подчеркнутая примитивность в изображении богов не есть плод неумения придаватьреалистичные формы, а скорее намеренная схематичность, столь свойственная каккельтскому, так и славянскому искусству. Вместе с тем, средневековыехристианские хронисты восхищались мастерством западных славян в изготовленииязыческих идолов и украшении храмов.
Как уже говорилось выше, подобные квадратные формы языческиххрамов были перенесены в Малой Азии на христианские. И уже как Византийскаятрадиция попали на Древнюю Русь, где первые храмы были тоже квадратной формы.Каменная резьба многих древнерусских храмов имеет многочисленные языческиемотивы, схожие с мотивами кельтских христианских храмов. Посмотрите, как похожакаменная панель из Йорка на резные изображения мифических зверей на стенахрусских храмов.Орнаменты
Наиболее явно кельтское влияние на славянское искусствопроявляется при сопоставлении орнаментов.
Выше уже говорилось, каким путем кельтские традиционныеорнаменты попали в византийское христианское искусство. Однако наиболее яркоевыражение эти орнаменты приобрели в искусстве Северной Руси. Это касается иархитектурного декора, орнаментов фресок, ювелирного искусства, древнерусскойкнижной графики. Достаточно посмотреть на орнаменты фресок храма СвятогоГеоргия в Старой Ладоге, чтобы убедиться, что они имеют кельтскоепроисхождение, хоть и расписывались константинопольскими мастерами.
/>
/>
Удивительно схожи заглавные буквы инициалов новгородскихсредневековых рукописей с такими же буквами и стилем оформления ирландскихрукописных книг. Многие исследователи связывают русское орнаментальноеискусство со скандинавским. Вместе с тем известный факт, что само скандинавскоеискусство имеет кельтские истоки.
«Кстати, в контексте северного происхождения по меньшеймере важной составной частью будущих кельтов становится вполне объяснимымдлительное переживание на Севере многих черт кельтской культуры, в частности,орнаментов и форм украшений и орудий, позволяющее порой рассматривать СевернуюЕвропу как наиболее отсталую зону кельтской культурной общности». Известныйфакт, что вендельская археологическая культура, широко распространенная вСкандинавии, образовалась под сильным влиянием кельтской культуры, получившей вдальнейшем, уже в эпоху викингов сильнейшую подпитку с Британских островов.

/>
Многочисленные кельтские орнаменты, составляющие один изпризнаков вендельского времени, а также накладки и пластинки с изображениямидесятков стилизованных до неузнаваемости животных — это фундамент грядущихстилей эпохи викингов. Так что здесь славяне и скандинавы имеют общих учителей.
/>Оборонительные сооружения
«Все галльские стены обыкновенно были такогоустройства: на землю кладут во всю длину прямые и цельные бревна параллельнодруг другу, с промежутком в два фута; они связываются внутри поперечнымибалками и густо покрываются землей, а спереди указанные промежутки плотнозаполняются большими камнями. Положив и связав их, сверху кладут другой ряд ссоблюдением того же расстояния между бревнами. Однако бревна крепкосдерживаются каменной кладкой. Так, рядами выводится вся постройка, пока стенане достигнет надлежащей высоты.
Это сооружение имеет довольно приятный и разнообразный видвследствие правильного чередования бревен и камней, лежащих рядами по прямымлиниям; но, кроме того, оно вполне целесообразно, в смысле успешной обороныгородов, так как от огня защищает камень, а от тарана — деревянная кладка,которую нельзя ни пробить, ни вытащить, ибо она состоит из цельных бревен — обыкновенно, в сорок футов длиной — и внутри, надлежащим образом связана».
Это описание кельтской крепости удивительным образомсовпадает с археологическими данными. Причем, что особенно важно, совпадает поконструкции с западнославянскими крепостями. Более того, подобная крепость нетак давно была раскопана археологом В.А. Рябининым в Любше, недалеко от СтаройЛадоги и осторожно датирована VIII в. «Внутренняя часть ее вала быласооружена из каркасных деревянных конструкций, засыпанных глиной иутрамбованных. На валах стояли внушительные деревянные сооружения. С наружнойстороны вал был обнесен подпорной стенкой из колотой известняковой плиты.Истоки подобных фортификационных традиций восходят к славянам ЦентральнойЕвропы — жителям Подунавья, Великой Моравии и Польши. Именно выходцы с этихтерриторий и построили крепость. Любша, как ключевой укрепленный пункт, напротяжении около двухсот лет держала под контролем стратегический перекрестокмеждународных водных магистралей эпохи раннего средневековья: Великий Волжскийпуть из Балтики в Каспийское море и летописный путь „из варяг в греки“,соединявший Север с Черным и Средиземным морями». Не правда ли, описаниелюбшанской крепости, сделанное профессиональным археологом, до мелочейсовпадает с описанием кельтских крепостей, сделанное Юлием Цезарем? Кстатисказать, сам топоним Любша имеет многочисленные аналоги в западнославянскоммире.
Интересно и местоположения этих крепостей: «Тамошниегорода обыкновенно были расположены на конце косы или на мысу, и к ним нельзябыло подойти ни с суши, так как два раза за день, через каждые двенадцатьчасов, наступал морской прилив, ни с моря, так как при наступлении отлива,корабли терпели большие повреждения на мели».
Необходимо отметить, что славяне так же имели обыкновениестроить свои города-крепости на мысах, образованных впадением одной реки вдругую. Достаточно вспомнить Псковский и Новгородский кремли, Любшанскую иСтароладожскую крепости. Вода для кельтов и славян, помимо чистооборонительного значения, имела и сакральное. Не зря у славян слова «оберег»,«оберегать», «берегини» происходят от слова «берег».К тому же речная преграда еще разделяла пространство на «свое» и«чужое».Бусы стеклянные глазчатые
Выше, в первой главе, уже говорилось о том, что средикельтских украшений пользовались большой популярностью глазчатые бусы,производство которых было широко налажено в кельтском мире. Видимо, эти бусыимели и ритуальное, охранительное значение, как, впрочем, и все ювелирныеукрашения, несли еще и функцию оберегов. Скорее всего бусы, похожие на глаза,охраняли от сглаза.
На севере Древней Руси тоже известны многочисленные находкиглазчатых, стеклянных ус. Более того, в Старой Ладоге была обнаруженамастерская по производству глазчатых бус, датированная VIII в. Археологисчитали, что их производство было налажено по арабской технологии. Однакогораздо естественней предположить, что производство подобных глазчатых бус былоперенято от кельтов, с которыми славяне имели не просто тесные отношения, а какбыло сказано выше, именно кельтезированное и даже смешанное славяно-кельтскоенаселение, появившееся на берегах Волхова, Ладоги и оз. Ильмень. Тем более, чтоизготовляемые в Ладоге «глазки», так назвал эти бусы первый русскийлетописец, не только похожи на кельтские, а имеют, с точки зрения лингвистики,скорее всего кельтское происхождение. Глаза в те времена называли «очи».Впоследствии название глазчатых бус закрепилось в русском языке для обозначенияорганов зрения.
Сопоставление культурных традиций кельтов и славян, особеннона северной периферии славянского мира, показывает не только то, насколькоглубокими были корни этого взаимовлияния, но и то, что жители Северной Руси напротяжении всего средневековья не прерывали культурных и экономическихконтактов с остатками могучего прежде кельтского мира.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Медиаплан продвижения товара: "Шоколадные наборы "Новогодняя коллекция А. Коркунов""
Реферат Общая патология и особенности современного течения сифилиса. Врожденный сифилис
Реферат Развитие личности главного героя в романе А.С. Пушкина Евгений Онегин
Реферат Русская литература первой трети XIX века
Реферат Региональные особенности водопользования на территории Беларуси
Реферат Патриотизм русского народа в Отечественной войне тысяча восемьсот двенадцатого года
Реферат Нейрональные рецепторы в клетках иммунной системы
Реферат Биография и творчество Булгакова
Реферат Стороны в гражданском праве
Реферат Тульская область
Реферат Структура психики человека
Реферат Поняття і виникнення менеджменту
Реферат Сияло солнце Александра... сияло всем
Реферат The Mexican War 3 Essay Research Paper
Реферат Автор и его герой в романе Достоевского Преступление и наказание