Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура эпохи Реформации

РЕФЕРАТ
по дисциплине«Культурология»
по теме:«Культура эпохи Реформации»

Оглавление
 
Введение
1. Протестантизм как идейная основаРеформации.
2. Протестантская этика и ее роль вевропейской культуре.
Заключение
Список использованной литературы

Введение
 
Культурноеразвитие нашей цивилизации неразрывно связано с религией. Христианство вфеодальном обществе Западной Европы выполняло функцию идеологическогоинтегратора, что привело к консолидации его организации — римско-католическойцеркви, представляющей собой строго иерархически централизованную систему воглаве с римским папой и стремящейся к главенству в «христианском» мире. Римско-католическаяцерковь сделала много для культурного развития западной цивилизации, однако еевлияние не всегда было положительным, что предопределило кризис традиционнойрелигии и формирование нового религиозного учения. Даже деятельность священнойинквизиции не смогла предотвратить Реформации, когда Европу со всеми еемирянами, духовенством и монашескими орденами охватили сомнения в истинностидоктрин римско-католической церкви. Взрывы подобного рода сомнений органическисвязаны с тем, что нетерпимость доминирующей культуры переплетается снеопределенностью многих догм, принимаемых как основы человеческого бытия.Современное состояние культурной жизни в нашей стране, кризис ставшейтрадиционной системы ценностей приближает нынешнюю культурную ситуацию к ситуацииэпохи Реформации. Актуальность настоящего реферата определяется необходимостьювыявить пути выхода из кризисной ситуации в современной культуре, опираясь наисторический прецедент.
Традиционноявление Реформации рассматривается неоднозначно: ряд исследователей выделяютнегативные его черты [2,3], большинство же считает процесс реформации католическойцеркви необходимым для становления капиталистического производства [1,6]. Цельюданной работы является выделение основных особенностей протестантства и определениехарактера его влияния на культурное развитие западной цивилизации.
В соответствии с поставленнойцелью можно сформулировать две задачи данного исследования:
· охарактеризоватьосновные черты протестантизма, как идейной основы Реформации;
· выявить значениеэтических канонов протестантства в становлении и развитии европейской культуры.
Реферат состоит из 5разделов. В первом сформулированы цель и задачи исследования, во втором описываютсяособенности возникновения и распространения протестантской религии, выявляетсясущность Реформации, в третьем дается обзор основных канонов протестантской этикии рассматривается ее влияние на культурную ситуацию в Европе, в четвертомсделаны основные выводы по содержанию работы, в пятом указаны основныепервоисточники по теме работы.

1. Протестантизм какидейная основа Реформации
 
Реформация- это социально-религиозное движение XVI века, осуществившее пересмотрценностей средневековой культуры в соответствии с потребностями Нового времени.
НачалоXVI века — это эпоха радикальных перемен в европейской культуре, в это времябыли заложены те особенности культурного процесса, которые определили лицокультуры на последующие столетия. Это время, когда феодализм приходит в упадок,появляются первые ростки новых общественных отношений. Католическая церковьвыступает мощным идеологом феодализма, закрепляя отношения личной зависимостиавторитетом самого бога. Власть престола святого Петра не только духовная,церковь является и крупным феодалом, с мощной политической силой, способнойсломить любое сопротивления, ее безграничной власти. Оппонентами этой властистановятся достаточно широкие и разнообразные слои: это и правители, добивающиесяполитической независимости от Рима, стремящиеся ограничить политическое влияниеПапы, это и обедневшее рыцарство и дворянство, для которых церковные землимогли бы стать средством улучшения их положения, это и третье сословие, длякоторого католическая церковь является воплощением феодальных порядков, прикоторых третье сословие лишено политических прав. Деятельность егорассматривается как недостойная, а возможности для осуществления частнопредпринимательскойдеятельности ограниченны феодальной раздробленностью, цеховой организацией,личной зависимостью, а потому и отсутствием свободной рабочей силы. Крестьянствои городские низы страдают от поборов церкви, горожане видят в ней врага независимости.
Нодля того, чтобы эти разнородные силы выступили вместе, нужна общая программа,которая обосновывала бы единые цели, определила лозунги, а главное подвела подних теоретическую базу, позволяющая усомнится в догматах католицизма.
В1517 году в Виттенберге местный священник Мартин Лютер прибил к воротам соборатезисы, в который обличал практику продажи индульгенций. Первоначально Лютер ине помышлял о реформе церкви, главная идея его тезисов состояла в том, чтонельзя денежной жертвой заменить покаяние, которое должно быть внутреннимраскаянием грешника в содеянном. В тезисах не было прямого нападения на Папу.Лютер даже не ставил перед собой цель изложить новые принципы веры, напротив,он был искренним католиком, который «чистосердечно обожал Папу». Содержаниетезисов стало широко известно далеко за пределами Виттенберга, они вызвалиострую реакцию и споры. Тезисы перестали быть предметом богословских диспутов,они стали учением, подрывающим основы католической церкви. Трактат противпродажи индульгенций стал боевой программой сил, стремящихся подорвать основыкатолической церкви.
Католическийпрестол не остался в долгу, священнику пригрозили отлучением и физическойрасправой, но мятежный монах из Виттенберга отказался подчиниться. Резкаяреакция Рима была понятна: Лютер замахнулся на святая святых — на догматику, аименно на ней покоилось могущество церкви, освященное именем Бога.
«Нельзябыло победить феодальные отношения, не разрушив их идеологической основы — догматику католицизма. Фундаментом, на котором церковь строила свое господство,являлось учение о том, что церковь тот священный институт, вне которого невозможно спасение религиозного человека» — отмечает в своем исследованииРевуненкова [3, с.27]. Таким образом, церковь претендовала на роль посредникамежду человеком и Богом, обретение вечного блаженства не возможно безруководящей роли церкви и священства. Бороться с таким авторитетным противникомможно, только прибегнув к более сильному авторитету, чем сама церковь. Такимавторитетом мог быть только Бог. Свободу людей от всевластия церкви можно былоотстоять при условии, что существуют доказательства неистинности священногопредания о церкви как особом божественном институте, вне которого спасениечеловека не возможно. Следовало обосновать мысль о том, что спасение не можетзависеть от самого человека, ни дары, ни благочестивая жизнь не могут являтьсязалогом спасения, ибо оно есть дар божий. Поэтому реформаторы подверглисомнению все католическую догматику, отвергая роль церкви как необходимого посредникамежду небом и человеком, и единственным источником веры объявили Библию.
Протестантизм отрицаетсвойственное католицизму деление человеческой деятельности на«сакральную», т.е. богоугодную деятельность и мирскую повседневнуюдеятельность прихожан. К богоугодной деятельности относилась молитва,милостыня, пожертвование церкви, покупка индульгенций, аскетизм, т.е. все, что,по мнению католика, могло обеспечить ему вечное блаженство. В то же время,мирская, повседневная деятельность не могла ничего изменять в вопросе оспасении.
Против такого делениявыступил Лютер, для бога важны не дары и домогательства грешников, а осознаниечеловеком себя как безнадежно греховного существа, его личная вера в бога иискупительную жертву Христа. Не церковь определяет спасение, а свободная волябога, а потому не должно быть посредников между человеком и богом, претензии жецеркви на посредничество совершенно беспочвенны.
Фундаментомпротестантского учения становится положение о личной вере, ибо она есть единственноеусловие спасения. Но даже вера не является личной заслугой человека, вера — этотоже божий дар. М. Лютер четко формулирует эту мысль в «Маломкатехизисе»: «Я убежден, что не собственной силой и разумом могуверить в Иисуса Христа, моего господина, или прийти к нему, но что дух святойпризвал меня посредством Евангелия, просветил своими дарами, освятил и сохранилменя в истинной вере» [4, с.35].
Протестантизмпереосмысливает роль религии и ее места в жизни человека: священной признаетсявся повседневная деятельность. Ведь если спасение человека зависит не от негосамого, то нет никакой необходимости, магических поступках последующих целиспасения и изолированных от повседневной жизни человека. Важно не то, что делает человек, не род егозанятий и место в обществе, а осознание им своего долга перед богом.
Социально-экономическаяподоплека догматики протестантизма очевидна: концепция избранности к спасениюотдельных людей, в индивидуальном порядке осознающих свою судьбу, освятилаавторитетом бога частнопредпринимательскую деятельность, которая в ту пору былалишена официальной санкции. Несовместимость буржуазной активности с правовыми ограничениямисредневековья на языке протестантизма выражалась как противостояниебожественной и человеческой воли. Непризнание за церковью права выступать вкачестве посредника между человеком и богом, позволяет человеку ощутить себясвободным от земной власти, ибо он осознает себя как слугу самого бога. Темсамым протестантизм позволяет обосновать протест против характерных для феодализмаотношений личной зависимости, уравнивает людей как агентов буржуазных отношений,наделяет их одинаковой надеждой на возможный успех.
Протестантизм выступилидеологией Реформации, обосновал ценности, составившие подпочву культуры Новоговремени. Протестантизм сформулировал основные нравственные ценности новыхобщественных отношений, отстаивая личную независимость человека, возвышая труддо уровня религиозной ценности, рассматривая повседневную деятельность человекакак форму служения богу, так как именно в ней реализует человек свое предназначение.
Европейская культураиспытывает на себе влияние протестантской этики, которая в отличие от декалогаи евангельских заповедей нигде не фиксируется. Основные принципы протестантскойэтики содержатся в учениях идеологов Реформации или выводимы из них. Протестантизмпереосмысливает христианский тезис любви к ближнему, которая теперьприравнивается к служению ближнему, человек не должен, как монахи, бегать отмира, а напротив, он должен выполнять земное призвание. "… Служить богуесть не что иное, как служить ближнему, будь то ребенок, жена, слуга… любому,кто телесно или душевно в тебе нуждается, и это и есть богослужение" — считаетЛютep [2, с.53].
Таким образом,протестантизм радикальным образом изменил Европейскую культуру, ликвидировавкультурный разрыв между повседневной, трудовой жизнью человека и жизнью,посвященной духовному поиску, спасению души. Отказ от жесткого феодальногоразделения на классы был воплощением идеалов равенства, духовным наследиемэпохи Возрождения и предопределил дальнейшее культурное развитие Европы, в томчисле и Просвещение.
 
2. Протестантскаяэтика и ее роль в европейской культуре
 
Теоретическую базупротестантской этики составляет положение о том, что спасение человека предопределенонемотивированным решением бога, поэтому основными симптомами избранностиявляется сила веры, продуктивность труда и деловой успех. Стремление себе идругим доказать свою богоизбранность создало сильнейший стимул кпредпринимательству. М. Вебер отмечал, что «при ознакомлении спрофессиональной статистикой любой страны со смешанным вероисповедным составомнаселения неизменно обращает на себя внимание одно явление… Мы имеем в видунесомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала ипредпринимателей» [6, с.46]. Действительно, теперь богатство и деловойуспех становятся богоугодны, праздность и лень греховны. Это моралькапиталистического общества, сформулированная еще в мистической форме, но уже вXVIII в. она получает свое светское выражение в словах Б. Франклина:«Помни, что время — деньги, тот, кто мог бы ежедневно зарабатывать подесять шиллингов и тем не менее полдня гуляет или лентяйничает дома, должен,если он расходует на себя всего только шесть пенсов — учесть не только шесть пенсов- учесть не только этот расход, но и считать, что он истратил или выбросилсверх того еще пять шиллингов» [3, с.87]. Протестантская этика осудила праздностьи освятила труд, приобретение профессии становится теперь моральным долгом.ведь профессиональное совершенствование есть ответ на требование бога.Милосердие получает новую трактовку, милосердие не милостыня, а помощь, которуюоказывают в получении работы или профессии. Бережливость становитсядобродетелью, а расточительность подвергается осуждению. Приобретение денег,получение прибыли — это следование призванию исполнение божественной воли.
Все, что мешает выполнитьчеловеку его предназначение: пьянство, разврат, отсутствие дисциплинированности- подвергается самому жестокому осуждению.
Контрреформация — этоцерковно-политическое движение XVI-XVII в.в.,возникшее в условиях усиления позиций Реформации и ставившие своейдуховной, монополии католической церкви и укрепление ее политических позиций.
Популярностьпротестантизма, его победоносное шествие по Западной Европе не могло невстревожить католическую церковь. Поэтому и опыт, накопленный Римом в борьбе сразличными ересями, нашел свое применение и в отношении протестантизма, которыйбыл назван ересью, а Лютер объявлен пособником дьявола. Но престол св. Петра неограничился только репрессиями, так как понимал, что одни только репрессии недадут нужного результата. Необходимо было провести изменения внутри самой католическойцеркви. Опасность, исходящая от протестантизма, стала причиной внутреннейреорганизации католицизма. Основу изменениям положил созыв Тридентского собора,идейно обосновавшего Контрреформацию. Утверждение ордена иезуитов,реорганизация инквизиции, публикация «Индекса запрещенных книг» ит.п. стали важными составляющими сложного процесса Контрреформации.
Тридентский собор,состоявшийся в I545-I563 г.г, ставил своей целью идеологическое обеспечениеКонтрреформации, основные положения этого обоснования содержались в«Декретах Тридентского собора» и«Тридентском исповедании веры». В этих документах осуждаютсяосновополагающие догматы протестантизма о личной вере и о Библии как оединственном источнике истины. Все, что предлагалось протестантизмом дляреорганизации церкви — служение на национальных языках, отмена запрета на браксвященников — было отвергнуто Тридентским собором. Собор закрепил положение опапском верховенстве, учение о чистилище и индульгенциях, поклонение святым иреликвиям.
Многие документыТриденского собора были подготовлены орденом Иисуса, который был основан в 1534 г, Игнатием Лойолой, целью ордена была защита престола св. Петра от посягательства на его властьеретиков. Основное острие критики направили иезуиты против протестантизма. Онибыли сильными и опытными догматиками, ибо члены ордена получали разностороннееобразование и именно им принадлежит создание целого комплекса теологическойобороны в споре с протестантизмом. Созданные в Риме специальные учебныезаведения (семинарии, коллегии) для подготовки духовенства направляемого в страны,где протестантизм получил широкое распространение, возглавляются иезуитами.Коллегия «Германикум» и «Ангеликум» стали сосредоточием клерикальнойкатолической мысли. Но орден иезуитов имел и собственные учебные заведения,преследующие те же цели: способствовать пропаганде католицизма в Западной Европе.
Издание ''Индексазапрещенных книг" стало важной вехой вборьбе двух течений в христианстве. В этот список вошли книги, чтениекоторых запрещалось под угрозой отлучения от церкви. В «Индексе»содержались тысячи названий художественных, публицистических, научных,мистических, религиозных, философских сочинений, которые рассматривались святымпрестолом как нежелательные для формирования мировоззрения истинного католика.
Успехи Реформации,подрывающие папское влияние, побудили папу Павла III реформировать инквизицию,создав в 1542 г, ''священную кон­грегацию римской и вселенской инквизиции, еесвященное судилище" Папская инквизиция направила свою деятельность против распространения протестантизмав Европе, против итальянских гуманистов, боровшихся за объединение Италии и видевших в церкви препятствие кэтому. «Церковь держала и держит нашу страну разобщенной» (Н.Макиавелли).
Усилилось значениепропаганды католицизма, для чего утверждается Конгрегация пропаганды веры. Церквиприходится переосмысливать свою роль в условиях Нового времени, так как просторепрессиями добиться ничего уже было нельзя. На смену теократическому идеалуприходит новый — идеал духовного руководства христианским миром. Для еговоплощения церковь должна стать властительницей дум и сердец. Концепцию«духовного владения людьми» создал, разработал орден«ученых» — орден вездесущих иезуитов.
Новое положение папства ицеркви, потребность обновление веры вызвали среди католиков взрыв религиозногоэнтузиазма. Нa этой почве расцветали мистицизм и спиритуализм, блистательнымипредставителями которых в Испании были Тереза Авильская и Хуан дела Крус, а воФранции — Франциск де Саль. Религиозное рвение привело к иному пониманию святостии появлению новых святых, религиозные добродетели вновь входят в моду. На этойоснове возникают такие движения, как янсенизм и квиентизм, которые сделали изхристианства сухую доктрину, однако их борьба против абсолютизма –политического, духовного, религиозного — открывала новый путь к восприятию новых явлений в философии, литературе,науке.
Нельзя восприниматьКонтрреформацию лишь как движение мракобесов, Контреформация основывалась нетолько на идеях консерваторов католицизма. Сторонниками Контрреформациивыступали и некоторые гуманисты. В 1521г. вышла книга с опровержением ученияЛютера и в защиту семи таинств католицизма. Авторами книги был английскийкороль Генрих УШ, а ее редактором и соавтором Томас Mор. Эта антилютеранскаякнига заслужила высшее одобрение престола св. Петра. Папа Лев Х рекомендуя этукнигу любому католику, обещал отпущение грехов каждому, кто ее прочтет, ГенрихуVIII пожаловано звание «защитника веры». Позиция Томаса Мора противлютеранства может быть названа «гуманистической компетенцией единойхристианской культуры». Для гуманистов католичество представлялось какформа объединения всех христианских народов, в этом объединении они, виделиспособ ликвидации войн во всем христианском мире. А Реформация, по их мнению,несла смуту, раздор и хаос, что в общем и подтвердили последующие за темрелигиозные войны. Томаса Мора, как и других «христианскихгуманистов», беспокоила не столько судьба папы, сколько сохранение«единой христианской культуры. По мнению Мора, папство нужно неупразднять, а улучшать, церковь должна ставить своей задачей не накоплениебогатств, что делал современный ему клир, а реализовывать свою вселенскуюмиссию миротворчества.
Но, несмотря на всепринятые меры, значительно укрепившие позиции католицизма, придавшие новыйимпульс в развитии церкви, сохранившей единоверие в ряде стран, все же главнаяцель — восстановление единства западного христианства достигнута не была.Протестантизм, ставший знаменем новых реалий буржуазного общества, отвоевалсвое право на существование.
Таким образом, этическимиканонами протестантства стала не аскетичная жизнь, не отказ от участия вмирских делах, а наоборот, самое деятельное в ней участие. Труд, успех в делахстали признаками богоизбранности. Распространение Реформации способствовало нетолько формированию нового образа жизни, нового этического идеала, но и оказалобольшое влияние на культурную жизнь стран, традиционно приверженныхкатоличеству – побудило церковь ограничить и смягчить культурные запреты.

Заключение
Реформация какисторическое явление имело колоссальное значение для истории. Протестантствоизменило Европейскую культуру, культурный разрыв между бытовой жизнью человекаи проблемами духовного поиска, философского переосмысления мира был значительносокращен. Отказ от жесткого феодального разделения на классы был воплощениемидеалов равенства, духовным наследием эпохи Возрождения и предопределил дальнейшеекультурное развитие Европы, в том числе и Просвещение. Однако существуетмнение, что протестантство, позволив обывателю самостоятельно трактоватьБиблию, размышлять над проблемами веры, породило такое явление как сектантство,все более распространяющееся и влияющее на культурную жизнь современности. Ноне стоит забывать, что возможность свободно мыслить является одной изфундаментальных ценностей современной культуры.
Этика протестантстваоказала большое влияние на формирование современной европейской системыценностей. Этическими канонами протестантства стала не аскетичная жизнь, неотказ от участия в мирских делах, а наоборот, самое деятельное в ней участие.Труд, успех в делах стали признаками богоизбранности. РаспространениеРеформации способствовало не только формированию нового образа жизни, новогоэтического идеала, но и оказало большое влияние на культурную жизнь стран,традиционно приверженных католичеству – побудило церковь ограничить и смягчитькультурные запреты, способствовало развитию такого направления в культуре каккатолическое Просвещение.
 

Список использованной литературы
 
1.Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма / Избранные произведения.- М.,1990
2.Лазарева В.В. Становление философского сознания нового времени.- М., 1987
3.Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Рефомации.- М., 1988
4.Рутенберг В.И. Титаны Возрождения.- Санкт-Петербург, 1991
5.Соловьев Э.Ф. Непобежденный еретик.- М., 1984
6.Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии / Маркс К., Энгельс Ф. – Соч. –Т. 7


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :