Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура Республики Татарстан

Культура Республики Татарстан
Введение
Историческиеи географические факторы обусловили расположение Татарстана на стыке двухкрупных цивилизаций: восточной и западной, что во многом объясняет многообразиеего культурного богатства.
Татарскийнарод хранит многовековые традиции своих предков — булгар, которые сумелидостичь высокого уровня культурного развития, соединив свои тюркские корни иарабское влияние, обусловленное принятием ислама в Х веке. Это стало тойосновой, на которой в дальнейшем развивалась вся татарская культура. Особоеместо в жизни булгар и современных татар занимает литература. Традиции,заложенные ещё Кул Гали в поэме «Кыйсса-и Йусуф» в XIII веке,продолжили Махмуд Гали, Саиф Сараи, Мухамедьяр и другие. Среди выдающихсядеятелей культуры татарского народа XIX — XX веков можно назвать Г.Тукая,К.Насыри, Ш.Марджани, Г.Камала, Ф.Амирхана, Р.Нуриева, Б.Урманче, Г.Ибрагимова,Г.Исхаки, М.Джалиля.
С захватомКазани в 1552 году войсками Ивана Грозного в крае наблюдается широкоепроникновение русской культуры. В результате взаимодействия двух цивилизацийродилась уникальная культура современного Татарстана. Годы, проведённые вКазани, оказали большое влияние на творчество таких деятелей мирового масштаба,как Л.Толстой, М.Горький, Г.Державин, Ф.Шаляпин и др. Город также помнит визитА.Пушкина, который изучал историю нашего края. Своеобразная природа Татарстаназапечатлена на полотнах выдающегося русского художника И.Шишкина.
Татарская музыка
Национальнаямузыка татар — народа Евразии с многовековой историей и самобытной культурой — является неотъемлемой частью мировой цивилизации. ]
Татары — тюркоязычный народ, и в его искусстве органично сочетаются восточные традиции итрадиции коренных народов центральной Европы. Следы седой древности татарскоймузыки не мешают ее восприятию нашим современником, ее эмоциональный складблизок ему.
Вколичественном отношении татары, после русских, в Российской Федерации занимаютпервое место. Их этническая территория — Поволжье, Приуралье, Западная Сибирь;немало татар проживает в Казахстане, Средней Азии, Москве и Петербурге,Финляндии. В музыковедческой литературе татар иногда называют «севернымимусульманами». Германские ученые Роберт Лах, Георг Шюнеман еще в 1916-17гг. записывали и исследовали татарские народные песни, однако об'ектомвсестороннего научного исследования они стали лишь в середине XX века.
Традиционнаятатарская музыка основана на широко распространенной на Востоке пятизвучнойсистеме — пентатонике, которая типична для китайской, вьетнамской, корейской,венгерской народной музыки. В то же время на ней построены песни мари, чуваш,мордвы — то есть народов, исторические судьбы которых тесно переплетены систорией татарского народа. Однако мелодика татарской песни, особеннопротяжной, существенно отличается наличием высокоразвитой орнаментики, чемсближается с восточными традициями. Эта орнаментация не только придает особый колоритмузыке, но является важным средством динамизации интонационного его развития.Здесь естественна была бы параллель с орнаментикой мелодики композитораФ.Шопена. Татарская традиционная музыка имеет различные стилевые и жанровыетипы. Эмоциональное содержание и музыкальная стилистика ее в наиболееконцентрированном виде проявляются в лирической протяжной песне, представленнойздесь в интерпретации признанных мастеров народного музыкальногоисполнительства. Но традиционная песня — не только памятник народной песни; онаи сегодня звучит в радио- и телепередачах, концертных программах.
Богатейшеемузыкальное наследие татарского народа создавалось на протяжении многих веков.Его основу, если перейти на язык музыкальной науки, составляет песенныйфольклор сольной традиции, основанный на ангемитонной монодии. Эти, может быть,непривычные для непосвященных термины объясняются довольно просто. Фольклор — народное творчество, монодия — одноголосие, или сольное исполнение,ангеми-тоника (или более употребительное в отношении татарской музыки, хотя ине вполне точное, — пентатоника) представляет собой систему музыкальныхзвукорядов, не превышающих пяти звуков, на которых построены мелодии. Именномонодия и ангемитоника придают своеобразие татарской народной музыке.
Татарскиенародные напевы объединяет множество общих черт. Наряду с этим они различаютсяпо характеру звучания, содержанию, происхождению из определенной местности,возникновению в среде мишарей, кряшен, казанских, астраханских, сибирских идругих этнических групп татар.
Национальная татарская одежда
Вдореволюционное время многие деревенские жители не носили белья, нательнойодеждой им служили рубахи и штаны. И мужчины, и женщины сверху надевали бишметы- длинные распашные кафтаны с рукавами, камзолы — безрукавные или с короткимирукавами, облегающие тело распашные кафтаны, халаты (чапан) из домотканойматерии или среднеазиатских шелковых тканей, а зимой пальто и шубы (тон, тун).В 19 — нач. 20 вв. среди части татар распространились русские дохи, тулупы, полушубки,армяки, мужские рубахи-косоворотки, брюки, а у женщин — платья.
Из женскихголовных уборов специфически местной была налобная повязка (сараоч, сарауц) ствердой, обшитой тканью вокруг картона и украшенной позументами и бисернымивышивками передней частью. Праздничными головными уборами были калфаки(колпак): одни — больших размеров, вязаные или сшитые из шелковых и бархатныхтканей, покрытые вышивкой, золотой или серебряной нитями, шерстью, синелью,бисером, жемчугом, иногда — бахромой из золоченых нитей, др. — небольшихразмеров, сшитые с твердым картонным околышем из бархатной ткани, украшенныетакже вышивками, позументами и пришитыми старыми монетами. Кроме того, женщиныносили летние и зимние шапки цилиндрической формы, а сверху платки и шали. Мужчиныносили тюбетейки, войлочные шапки, зимние стеженые шапки разных видов, в томчисле и шапку с лопатообразным выступом сзади.
Широко былираспространены мягкие кожаные сапоги ичеги, украшенные способом сшивной мозаикикриволинейными узорами, кожаные башмаки, зимние валенки (пимы), а такжекороткие чирки, охотничьи сапоги и др.
В качествеукрашений использовали браслеты, кольца, перстни, серьги, бусы, бисер, шнурки,ленты. Девушки носили косные приплетай, украшенные монетами, а горожанки сталиносить серебряные и золотые медальоны.
От нашихпредков до нас дошло богатое наследство — традиционная одежда, которая замноговековую историю выработала свою особенность, в том числе и свой яркийхудожественный язык, выражающий эстетические идеалы народа.
Традиционнаяодежда состоит из следующих основных элементов: костюм, включавший в свойсостав комплекс элементов, формировавших внешний облик человека: нижняя иверхняя одежда, головные уборы, обувь и украшения. Издавна эти элементывыступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме и цвету, образуяединый стилевой комплекс.
Мужскаяодежда
Основу любого традиционного ансамблякостюма мужчин составляют рубаха (кулмак) и штаны (ыш-тан), сшитые изсравнительно легкой льняной или хлопчатобумажной ткани. Рубаха былаисключительно глухой (следы бытования распашной нательной одежды у та-тар непрослеживаются).
Поособенностям покроя в сер. XIX и нач. XX вв. имели место 2 типа мужских рубах:
1. туникообразный-безшва на плечах, с ластовицами под мышками и с широкими вставными боковымиклиньями;
2. рубаха соскошенными сшивными плечиками и круглыми проймами для рукавов.
Штаны (ыштан)также относятся к древней части одежды татар. По покрою они представляют собойвариант поясной одежды тюрко-язычных народов, получившие в этнографическойлитературе название «штаны с широким шагом». Их шили широкими упояса, длиной до щиколоток, без карманов; укреплялись они на бедрах при помощигашника (ычкыр), продетого в верхний загнутый край; покрой состоял из 3-х частей:двух штанин с клиньями и прямоугольной вставкой между ними. Для пошива нижнихштанов использовалась алача собственного (домашнего) или среднеазиатскогопроизводства.
Общимпризнаком, по которому можно систематизировать верхнюю одежду татар, являетсяпокрой стана, его спинки. По этому признаку все многообразие верхней одеждысводится к следующим двум типам:
1. одежда сприталенной спинкой;
2. одежда с прямойспинкой.
Головныеуборы мужчин, как и другие элементы одежды, делятся на домашние и выходные. Кпервой разновидности относится тюбетейка (тубэтэй). Тубэтэй представляет собойнебольшую, надеваемую на верхнюю часть головы, шапочку. Ее шили из материи иукрашали вышивкой — шелками, золотой и серебряной канителью, бисером,блестками. Не украшались тюбетейки из парчи и узорчатых шелковых тканей, атакже не всегда украшались тюбетейки из бархата. Особенность казанско-татарскимбархатным тюбетейкам придавал своеобразный способ крепления подкладки с верхом,при котором применялась мелкая стежковая техника. Обязательную принадлежностькостюма (повседневного и праздничного) составляет обувь. Это прежде всего чулки(оек), отличающиеся большим разнообразием как по материалу, из которого ониизготовлены, так и по форме.
Обувь поматериалу ее изготовления делится на: кожаную, лыковую, валяную. Чащевстречается кожаная обувь, хотя различные по зажиточности группы крестьянпользовались ею в разной степени.
Кожаная обувьу татар име-ла почти исключительно башмако-видную форму, т. е. отдельнокроились верх и подошва. Она различалась по твердости подошвы и по высотеголенища. По качеству (твердости) подошвы выделяются два типа кожаной обуви: 1)с мягкой подошвой и 2) с твердой подошвой.
К первомутипу кожаной обуви относятся ичиги (читек)-сапоги из мягкой однотонной, чащечерной кожи (юфти, сафьяна). Они кроятся цельными от головки до верхнего краяголенища (вытяжными); к головке пришивалась отдельно выкроенная мягкая, из тойже кожи, подошва. Шили их с изнанки, затем выворачивали (выворотные). Ичигиимели длинные голенища.
Валяная обувьтак же, как и кожаная, имеет две разновидности: с коротким голенищем (бэлункэ,киез ката) и с высоким голенищем (киез итек, пима). Их носили в сочетании сичигами или суконными чулками. Валяная обувь больше представляла зимнюю обувьстаршего поколения. Среди мужчин среднего и молодого возраста значительноеместо занимала валяная обувь с высоким голенищем. Да и в дороге отдавалосьпредпочтение именно этой обуви, как и тулупу. Среди богатой прослойки города,особенно купцов, в нач. XX в. некоторое место имели узорные валенки.
Женскаяодежда
Женскаятрадиционная одежда Волжско-уральских татар как в общем комплексе, так и вдеталях, имеет больше разнообразия по сравнению с мужской. Она различалась нетолько по функциональному назначению (весення, летняя, осення, зимняя,повседневная, праздничная), но и по возрастному признаку (одежда девушек,молодых и старых женщин). На ней больше, чем на мужской одежде, заметнытерриториальные особенности.
В числонижней традиционной женской одежды татар входят: рубаха, нижний нагрудник(кукрэкча) и штаны (ыштан). Это сочетание имеет место в составе любогокомплекса костюма, представляя его традиционную основу.
Нижнююнагрудную повязку, нижний нагрудник (кукрэкча) шили из прямоугольного кускаматерии (домотканой или фабричной), размером, примерно, 25х40 см. Нацентраль-ную часть повязки пришивался вышитый кусок материи или полоски яркойразноцветной ткани. Надевали кукракчэ под купмак и при помощи лямочек укреплялик шее или за плечи, покрывая грудь женщины, слегка видневшуюся в прорезьворота.
Одновременнос передниками, в комплексе рабочего костюма молодых женщин и девушек имелиместо вышитые нарукавники (жицса). Их надевали во время полевых работ (жатвы,сеноуборки), которые часто превращались в демонстрацию женского наряда. Вышитыетамбуром нарукавники в сочетании с вышитыми передниками гармонично дополнялимногокрасочный комплекс женской одежды казанских татарок этого рабочего сезона.
Верхняяодежда татарских женщин как по составу, так и по форме (покрою) имеет многообщего с мужской, но часто с изменением некоторых деталей и добавлениемдекоративных элементов.
Женскиеголовные уборы делятся на: уборы девичьи и замужних женщин. Девичьитрадиционные головные уборы в основном представлены в виде шапок. При ихношении волосы, заплетенные в две косы, располагались на спине и оставалисьоткрытыми или слегка прикрывались накосным украшением (тезмэ) или, позже,легким фабричным платком.
Традиционныеголовные уборы замужних женщин более разнообразны и сложны. В отличие от девичьих,уборы замужних женщин призваны были закрывать не только ее волосы, но и шею,плечи, спину. Поэтому они включали в свой состав волосники и различныепокрывала, которые, кстати, составляли основную часть комплекса головного уборазамужних женщин.
Древнему(монументальному) стилю одежды соответствовали большие ажурные (сканые) часто сподвесками, отделанные камнями, украшения: серьги (алка), налобное ожерелье — баш хаситасе, воротниковая застежка — яка чылбыры, нагрудная перевязь — хасита,ши-рокие браслеты — белазек и перстни — йвзек. Считалось, что перстни очищаютруки женщины, поэтому их могло быть на каждой руке по несколько штук.
Обувь женскаякак по материалу изготовления, так и по форме также имела много общего с обувьюмужской. Наибольшей популярностью пользовалась кожаная обувь, котораяпредставлена несколькими видами: ичиги (читек), кауши (кавеш) и башмачки(башмак).
Отличительнойчертой традиционной обуви татарских женщин является ее узорность и многоцветье.Ичиги, изготовленные из однотонного (зеленого, бордового и др.) сафьяна, часторасшивались цветочно-растительным узором. В народе расшитые ичиги называлисьвинзелле читек. Не менее оригинальными являются женские ичиги, изготовленные изузорно вырезанной разноцветной кожи (узоры составлены в технике кожаноймозаики). Такие ичиги назывались каюлы чи-тек или чвмчэле читек.

Особенностью традиционной одежды является то, что она, тесно связанная с жизньюнарода, создавалась не одним человеком, а этнической общностью. Поэтомуосновные ее элементы по форме были общими для всей этой общности и носили ярковыраженный этнический характер. Повседневные и праздничные формы, одеждабедняков и богачей различались лишь качеством ткани и украшений. Однако это неозначает, что традиционная одежда абсолютно схожа. Она очень многообразна, ибо,представляя творчество общности людей, традиционная одежда оставляла широкийпростор и для развития яркой индивидуальности. Ни один элемент одежды, дажеодного возраста и одной и той же территории, хотя и включал элементы общеготипа, не повторял другой. Они соотносились не как копии, а как стереотипы иливарианты.

Праздники итрадиции татар
Курбан-Байрам
Ураза-Байрам
Маулид
Мирадж
ЛейлятАль-Кадр
ЛейлятАль-Бараа
Сабантуй — народный праздник
Мусульманскиепраздники — неотделимая часть исламских канонических обрядов, таких, какпаломничество, молитва, пост или раздача милостыни. Основные праздники исламавзаимоувязаны и с главными догматами религии, которые провозглашают веру вединство и единственность Аллаха: его вечность, справедливость и всемогущество;предопределение; признание пророческой миссии иудейских и христианских пророков- единобожников и последнего из пророков в истории человечества — Мухаммеда;вера в священные книги, вечность и несотворенность Корана; вера в потусторонниймир, судный день, воскрешение мертвых, существование ада и рая.
Курбан-байрам
Это наиболеезначимый для мусульман праздник. По-арабски: Ид аль-адха или Ид аль-курбан(праздник жертвоприношения). Этот праздник начинается 10-го числа месяцазуль-хиджжа, через 70 дней после окончания 30-дневного поста в месяце рамадан идлится три-четыре дня. Он совпадает с днем завершения паломничества в Мекку.Мифология этого праздника восходит к известному библейскому сюжету о попыткепринесения патриархом Авраамом своего сына Исаака в жертву Богу. Курбан-байрам(или Ид аль-адха) символизирует для мусульман истинность учения Мухаммеда,ниспосланного ему в откровении, а также всемогущество и милосердие ВсевышнегоТворца.
Ураза-байрам
Ид аль-фитр(праздник разговения) или Ид ас-сагир (малый праздник) известен у нас большепод тюркскими названиями Ураза-байрам, Кючюк-байрам или Шекер-байрам. Идаль-фитр знаменует завершение поста в месяце рамадан. Он называется малым впротивоположность Ид аль-кабир (большому празднику), т.е. Курбан байраму.
Большой поств течение месяца рамадан (или иначе рамазан), называемый по-арабски саум(по-персидски — руза, роузе, по-тюркски — ураза), обязателен для всех взрослых,здоровых и ритуально чистых му сульман. Ритуальная чистота (тахара) в исламеимеет очень важное значение при совершении религиозных обрядов. Тахара нетолько сводится к поддержанию внешней чистоты и опрятности, но врелигиозно-этическом, культовом смысле она означает освобождение от всегооскверняющего. Те же, кто временно освобожден от поста или нарушил егослучайно, должны поститься после окончания месяца рамазан в течение потерянныхдней. Добровольные посты сверх обязательного рекомендуются главным образом вмесяцах: раджаб, шаабан, шавваль и мухаррам.
ВУраза-байрам установлены обязательные общие молитвы, которые могут происходитькак в мечети, так и на специальных открытых площадках — намаз-гах. С утра,перед посещением молитвы люди исполняют все очистительные церемонии, одеваютпраздничные одежды. Рекомендуется отведать фиников или других сладостей.
Маулид
Маулюдан-наби или Маулид — день рождения пророка Мухаммеда (570-632гг.) — отмечается12-го числа ме-сяца раби аль-авваль. Рождество Мухаммеда стали отмечать лишьспустя 300 лет после возникновения ислама. По мнению исследователей, Маулидвозник под явным влиянием христианского праздника Рождества. По-скольку точнаядата рождения Мухаммеда не известна, Маулид был приурочен ко дню его смерти.Следует отметить, что в исламе дни рождения отмечаются скромно, а иногда ивовсе не отмечаются, в то время как даты смерти, обычно трактуемые как рождениедля вечной жизни, справляются более торжественно.
Мирадж
Мирадж (Исрава-ль-мирадж или Раджаб — байрам) — праздник в ознаменование и чудесногопутешествия Мухаммеда из Мекки в Иерусалим (Кудс) и его вознесение (мирадж) кнебесному престолу Аллаха. Коран так упоминает об этом событии: «Хвалатому, кто перенес ночью Своего раба из мечети неприкосновенной в мечетьотдаленнейшую, вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему из Наших знамений...».Это событие стало одним из самых популярных сюжетов мусульманского предания. Всредние века возникла обширная народная литература, красочно описывающая деталимираджа.
Лейляталь-кадра
Лейляталь-кадр (араб. — ночь предопределения, решения судьбы, могущества) — ночь на27 число месяца рамадана. Святость Лейлят аль-кадр заключается в том, что этойночью началось ниспослание Корана Мухаммеду. Считается, что в эту ночь Аллахпринимает решение о судьбе каждого человека, учитывая его благочестие и просьбы,высказанные в молитвах. Поэтому Лейлят аль-кадр принято проводить в мечети,читая Коран и вознося Аллаху и ангелам мольбы и просьбы.
Лейяталь-бараа
Лейляталь-бараа (араб. — ночь создания), или иначе Шаб-и барат (перс.), празднуется вночь с 14 на 15 число месяца шаабан. В доисламском календаре древних арабовименно на этот месяц приходилось летнее солнцестояние, начинавшее отсчет новомугоду. У многих народов было принято в это время поминать усопших. Исламзаимствовал многие искупительные ритуалы, практиковавшиеся в доисламской Аравиив этот месяц.
Сабантуй — народный праздник
Истокипразднования сабантуя уходят в глубокую (древность и связаны с аграрнымкультом. Об этом свидетельствует его название: сабан означает«яровые», или в другом значении, — «плуг», а туй — «свадьба», «торжество». Таким образом, смысл слова сабантуй- торжество в честь сева яровых. Первоначальная цель обряда, очевидно,заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствоватьхорошему урожаю в новом году. С изменением хозяйственного уклада жизнимагические обряды теряли смысл, но многие из них продолжали бытовать уже какнародные увеселения и праздники. Так случилось и с сабантуем. В XIX векесабантуй был уже просто веселым народным праздником, который знаменовал началоочень сложных, трудоемких сельскохозяйственных работ. Только в отдельных местахсохранились пережиточные обряды, указывающие на первоначальную связь сабантуя смагией.
Сабантуяпразднуется по следующим этапам: 1) приготовление каши для детей из продуктов,собранных ими у населения (дэрэ боткасы); 2) сбор детьми крашеных яиц;3) сбор яиц юношами верхом на лошадях и угощение после него (атлы сврзн);4) сбор ряжеными (мужчинами) яиц (жэяуле сорэн) — последнее не всегда ине везде; 5) сбор подарков для сабантуя (юношами верхом на лошадях); 6)майдан — состязания; 7) вечерние молодежные игрища.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка бренда и упаковки йогурта
Реферат The Failure Of Integration Essay Research Paper
Реферат Банковские гарантии
Реферат Методика использования антивирусных программ 2
Реферат Моравская Сербия
Реферат Оборона Белой
Реферат Анализ использования правовой информации в процессе управления физкультурно-спортивными организа
Реферат Військові звання збройних сил України
Реферат Ручні осколкові гранати 2
Реферат Моделювання станів транзистора 2Т909Б
Реферат Экономико-статистические методы анализа эффективности сельскохозяйственного производства
Реферат Состав и основные формы годового бухгалтерского отчета предприятия
Реферат Финансирование учреждений здравоохранения на основе развития платных медицинских услуг
Реферат Государственная Дума РФ и е полномочия
Реферат Дальнейшие приключения Робинзона Крузо