Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура исламской цивилизации

Реферат по курсу «Культурология» выполнил:студент 2 курса Гр. МН-03/сАнсимов М. А.
Международный Славянский Институт
Факультет экономики и организации предпринимательства
Москва 2003г.
Введение
Понятиецивилизация (от лат. civilis —«гражданский», «государственный») возникло из размышлений учёных о ходеистории. Если встать над веками, т. е. отвлечься от отдельных событий иличностей, подняться выше создания и гибели великих империй, чем тогда«измерять» историю?  Каковы её самые крупные единицы?;
ВXIX в. историки и философы полагали, что всёчеловечество имеет единую историческую судьбу.  В древности мир был расколот натысячи первобытных народов. Постепенно многие из них объединились, образовалигосударства, изобрели письменность и перешли от простейших орудий труда ко всёболее сложной технике. Учёные считали, что когда-нибудь в будущем расколотыймир станет единым, богатым и благоустроенным. Они были уверены: у всех народоводин и тот же путь развития, но некоторые ушли по нему уже очень далеко, другиеотстали, а третьи только-только отправляются в дорогу. Этот путь состоит изнескольких стадий, последняя, высшая из них — цивилизация. Она наступает после стадий,которые условно именовали «дикостью» и «варварством». Объединить иблагоустроить мир могут лишь цивилизованные народы, т. е. обладающиегосударством, письменностью, сложной культурой и развитой техникой. Поэтомумногие считали, а кто-то и до сих пор продолжает считать, что культура  и цивилизация — различные названия одного и того же.
Вовторой половине XIX в. и особенно в XX столетии большее распространение получила другая точка зрения.Современные учёные предполагают, что у человечества множество путей развития и,возможно, все они направлены в разные стороны. Когда один или нескольконародов, объединённых общей культурой, достигают высшей стадии, они находятсвою дорогу, собственный неповторимый образ жизни. Эту общность, выбравшую свойисторический маршрут, чаще всего тоже именуют цивилизацией. История каждойтакой цивилизации и является самой крупной единицей измерения в историичеловечества.
Границыцивилизаций не совпадают с рубежами государств и территориями расселениянародов, однако именно они влияют на характер более мелких явлений и процессоввнутри отдельных держав и этносов.
Каждаяцивилизация определяет те ценности, которые становятся самыми важными для всех,причисляет себя к ней. Именно они, передаваясь из поколения в поколение, создаютеё уникальный образ. И я написал о культуре исламской цивилизации потому чтоглавной связующей силой внутри неё, стал  целостный социокультурный феноменрелигия — ислам.
Ислам(араб, «предание себя Богу», «покорность») — самая молодая из мировых религий,к которой причастно более 1 млрд человек. Возникнув примерно 13 веков назад всамом центре тогдашнего цивилизованного мира, она оказала мощное влияние накультуру основных цивилизаций Средневековья.
Тринадцать веков веры
Исламскаяцивилизация сложилась в основном в VII—IX вв. по христианскому летосчислению. Онавозникла на Ближнем Востоке и Пиренейском полуострове на многослойной почведревних и раннесредневековых цивилизаций. Вместе с исламом она распространиласьна просторы Тропической Африки, Волго-Уральского региона, Южной Азии,Индонезии, Балканского, Крымского, Малаккского полуостровов, Западной Сибири. Вконце XX в. исламская цивилизация продолжаетраспространяться в Тропической Африке, Восточной Индонезии, на северо-востокеИндии. Суннизм и шиизм — два основных направления ислама, которые возникли вовторой половине VII в. Это произошло вскоре после смертиМу-хаммада из-за противоречий между родственниками и последователями Пророка.Суннизм (от араб, «сунна» — «обычай», «традиция») считается более традиционным,«правоверным» и наиболее многочисленным направлением в исламе. А шиизм болеерадикален и агрессивен вне религиозной сферы жизни.
Приверженцыкаждой ветви ислама пользуются не только общеисламским священным языком —арабским, но и своим языком — как правило, одним из мусульманских. Это непросто языки мусульманских народов, а такие, которые используют арабское письмои имеют много заимствованных из арабского слов, относящихся к религии икультуре. Иногда на базе одного разговорного языка развивались двалитературных: мусульманский и немусульманский (например, урду и хинди вИндостане).
Главныйрелигиозный центр ислама — Мекка. Здесь находится чёрный камень Каабы.Обратившись лицом к этому месту, мусульмане всего мира молятся Богу пять раз всутки, направляя туда свою молитвенную энергию. Пятью обязательными молитвамидневное время мусульманина делится на шесть равных частей. Первую молитву онисовершают на рассвете, перед восходом солнца, вторую — в полдень, третью —между полднем и закатом, четвёртую — сразу же после заката, а последнюю, пятуюмолитву — перед сном.
Благодаряособенностям ислама — жёстко предписанному поведению, нераздельности культовой,бытовой и политической жизни — исламская цивилизация сохранила единство,охватывающее множество стран. Однако и в исламской цивилизации существуютответвления, так называемые региональные ветви. Они возникли в результатеобъединения различных культур, когда ислам распространялся на землях другихцивилизаций. Обычно та или иная ветвь принимала одно из главных (суннизм,шиизм) либо второстепенных (мазхабы — направления суннизма) направлений ислама,отторгая все прочие.
Исламисчисляет свою эру по лунному календарю. 622 год — её первый год, когда ПророкМухаммад и его последователи совершили хиджру, т. е. переселились из роднойМекки, где они подвергались гонениям, в Йасриб (Ятриб), который стал называтьсяМединой — городом Пророка. Сейчас идёт XIV в. ислама.
Полунному календарю, когда наступает священный месяц рамадан, мусульманепостятся; месяц раджаб — время паломничества в Мекку; есть праздникЖертвоприношения (тюрк. Курбан-байрам) и праздник Разговения после поста (тюрк.Ураза-бай-рам); отмечают Мавлюд — день рождения Пророка Мухаммада, а также днирождения святых. Мусульманский лунный год на 11 дней короче солнечного, поэтомудни самых знаменательных праздников каждый год смещаются. Но праздникинародного ислама — Науруз и другие, связанные с календарём природы, мусульманеотмечают по солнечному календарю, по которому протекает и весь трудовой год.
Чалма, халат и тюбетейка
Отдельныеветви исламской цивилизации (а внутри них — более узкие общности) различаютсясвоим костюмом. Например, чупон (цветной или чёрный халат) и тюбетейка счетырьмя рёбрами — верный признак узбека или таджика. Разновидности тюбетейкиещё совсем недавно указывали на район проживания таджика. Общеизвестныйарабский костюм — камис (верхняя рубаха до пят), куфия (головной платок) иукаль (обруч) на голове — распространён во многих арабских странах. Шапочка,часто обмотанная тюрбаном (в Египте и Судане — белым, в Омане — другой формы ирасцветки и т. д.), длинная верхняя одежда (в Египте — галабия, в странахМагриба — бурнус с капюшоном) — это варианты мусульманского костюма в разныхстранах.
Большинствоэлементов этих костюмов возникли в доисламскую эпоху. Однако в Средние века иНовое время они распространялись как исламские и в таком виде были заимствованытатарами, жителями Западной и Восточной Африки и другими народами. В Средниевека в Египте, Марокко, Ираке, Палестине, Иране и на Мальдивских островахпроизводили много такой одежды и продавали её жителям окраин исламского мира. Акогда ислам начал распространяться в Волжской Булгарии (в начале X в.), в её столице — городе Булгар уже работал портной изБагдада — столицы халифов.
Вто время у мусульман появился настоящий халат (не путать со среднеазиатскимчупоном) — парадная одежда из дорогих тканей. Сейчас её носят исламскиезаконоведы — кади, муфтии, имамы, у шиитов — духовные лица. Халат подпоясываютшёлковым шарфом (это тоже арабское слово), часто с золотой и серебрянойотделкой. В Средние века для халифов драгоценные одежды не шили, а ткалицеликом, и стоили они баснословно дорого.
Одеждамусульман очень разнообразна, но она должна отвечать основным требованиямислама — скрывать тело и покрывать голову. В мечети мусульмане молятся спокрытой головой и без обуви. Самый удобный для этого головной убор — древняявосточная шапочка, которая распространилась и в тех регионах, где её прежде незнали. Со временем появились её разновидности: татарская тюбетейка, турецкаяфеска, индонезийская шапочка и др. Мусульманин, совершивший паломничество вМекку, по традиции носит на голове чалму.
Чайхана, караван-сараи и баня
Всередине VIII—XIVстолетиях мусульманские города наряду с византийскими и китайскими были самымивысокоразвитыми в мире, а городская культура исламского мира считалась наиболеепередовой. Тогда же сложился тип мусульманского города — с цитаделью(крепостью), одной или несколькими соборными мечетями, куда по пятницам собиралсяна общую молитву весь город — знать, купцы, простой народ, а также с банями ихарчевнями (лукумными или чайханами). Небольшие мечети располагались в каждомквартале, где жили ремесленники одной профессии. Только кузнецы, мясники икожевенники жили отдельно, потому что были презираемыми, хотя ивысокооплачиваемыми работниками. Первые — из-за своих кузниц, от которых могвозникнуть пожар, остальные — из-за зловонных кож и внутренностей животных.Кроме того, появились и сугубо городские профессии: водовозы (развозившие водупо дворам), водоносы (разносившие воду на базарах), дровосеки и угольщики,снабжавшие горожан топливом — дровами и древесным углем. В городах строилисьразличные общественные здания: нарядные, тщательно спланированные бани, где небыло сквозняков и на обогрев помещений уходило мало дров; караван-сараи дляпутешественников; крытые куполами базары, где в больших комнатах-лавкахработали чеканщики, ювелиры, а купцы торговали одеждами, благовониями,оружием… Кроме мусульманских кварталов в каждом городе были христианские иеврейские — последние чаще всего вблизи от резиденции правителя.
Распространяясьпо миру, исламская городская культура усваивала разные традиции архитектуры истроительства, в том числе использования местных строительных материалов. Вобластях древних цивилизаций это был обожжённый кирпич, в горном Дагестане —камень, в Волжской Булгарии — брёвна, в Суданском поясе Африки — глина всочетании с древесными стволами, на Мальдивских островах — блоки, вырезанные изкоралловых рифов, и т. д. После принятия ислама жители этих стран продолжалиприменять традиционный строительный материал даже для постройки мечетей. Однакосо временем по ближневосточному образцу стали изготовлять кирпич.
Города,возникшие в доисламскую эпоху, после завоевания их мусульманами приобрелимусульманские черты: например, «глухие», без окон, стены домов, обращённые наулицу. Однако города Южной Аравии и сама священная Мекка сохранили свою древнююпланировку и архитектуру: в них нет бань и караван-сараев, а здания строилиокнами на улицу. Кроме того, некоторые мусульманские города образовались наместе арабских военных лагерей. Другие, преимущественно в арабских странах,были основаны недалеко от шумных и беспокойных столиц и служили летнимирезиденциями халифов и эмиров. Такова, в частности, Махаса близ Бухары. Позднееэта идея — через Арабскую Испанию — была заимствована европейскими монархами.
Величайшиегорода исламского мира — столицы халифов Аббасидской династии Багдад и Каироснованы в период расцвета исламской цивилизации. Багдад появился в 762 г. наместе иранского базарного села, а Каир—в 969 г. рядом со старым египетскимгородом Фустат, бывшим арабским военным лагерем. Позднее рядом с Багдадомпостроены летние резиденции удивительной красоты: Самарра и Джафария на рекеТигр.
ВТропической Африке и Северной Евразии мусульманские поселения были первыминастоящими городами. Они состояли из резиденции правителя, кварталакупцов-мусульман, иногда резиденции царицы — матери царя. В Золотой Ордерусские, некоторые крымские и кавказские города сохранили немусульманскийхарактер, но другие — от низовьев Днестра до низовьев Сырдарьи — были типичномусульманскими. Некоторые из них, в том числе Сарай-Бату (Старый Сарай) иСарай-Берке (Новый Сарай) в Нижнем Поволжье, строились по среднеазиатскомуобразцу и строго по плану. И также по плану все города Золотой Орды былиуничтожены Тимуром в конце XIV столетия.
Вид с минарета
Первуюв истории мечеть построили ещё при жизни Пророка Мухаммада в Медине, где и былпохоронен Мухаммад; второй мечетью стал Ал-Харам — бывший храм Кааба в Мекке;третья воздвигнута на священной для евреев скале Сион в Иерусалиме — Куббатас-Сах-ра (Купол Скалы). К этим трём мечетям мусульмане совершают паломничества— хаджж. В мечети нередко превращали храмы других религий. В египетском городеЛуксоре один из древних храмов языческих богов был перестроен в мечеть. Порой вмечети превращали христианские храмы, например бывший храм СофииКонстантинопольской в Стамбуле. Старейшая в Российской Федерации мечеть Джума вДербенте в VIII в. была также переделана из христианскойцеркви.
Однакобольшинство мечетей было построено заново от самого фундамента, хотя нередко встроительстве использовались мраморные колонны и каменные блоки, оставшиеся отпрежних построек (в основном в странах Средиземноморья). Среди них знаменитаяогромная и прекрасная мечеть Омейядов в Дамаске (вторая половина VII в.), внутри которой можно увидетьгробницу Яхьи — Иоанна Крестителя, и большая мечеть в тунисском городе Кайруане(вторая половина VII—IX вв.) —первая мечеть стран Магриба. В наиболее почитаемой мечети в Мекке находитсячёрный камень Каабы, сохранившийся с древнейших времён.
Навесь мир славятся мечети Каира, которые никогда не разрушали завоеватели илибезбожники — случай нечастый в истории. Старейшие из них двухэтажная мечетьАмра (VII в.) простой и суровой архитектуры; мечетьэмира Ибн Тулуна (IX в.) с минаретом (XIII в.); огромный и величественный храм Ал-Азхар (X—XVI вв.), вкотором возник самый знаменитый мусульманский университет; не менеевеличественная мечеть халифа ал-Хакима (XI в.); нарядные мечети и мечети-мавзолеи султанов-мамлюков.Архитектуру и декор последних копировали не только мусульмане всего мира; узорымечети Узбекия угадываются на шапке Мономаха — короне великих князей Московскихи царей.
Несмотряна различия архитектурного стиля, внутри каждой мечети должна быть молитвеннаяниша — михраб, — которая указывает направление на Мекку; лицом к ней мусульманемолятся. На минарете это направление указывают рожки полумесяца. Внутри мечетинет никаких изображений — только изречения из Корана на арабском языке дакафедра проповедника — минбар, — на которой лежит том Корана.
Мусульманскиегробницы по форме подражают мечетям, тем более что некоторые гробницы являютсямечетями. В казахских степях мазары (гробницы), целые их ансамбли — некрополивыглядели единственными городскими строениями среди бескрайней степи, кочевоенаселение которой жило в юртах. Знаменитый культовый комплекс СамаркандаШа-хи-Зинда с гробницами государей и знати, не менее знаменитый гигантскийнекрополь Каира с монументальными гробницами мамлюкских султанов и эмиров,некрополи в других странах исламского мира поражают своими размерами ипышностью. Гробницы шиитских имамов в Южном Ираке и Иране не тольковеличественные архитектурные памятники, но и объекты поклонения, местапаломничества миллионов людей.
Наиболееинтересны в архитектурном отношении усыпальницы великих правителей: ИсмаилаСамани в Бухаре, Салах ад-Дина близ Дамаска, Тимура в Самарканде. Первая из нихотличается благородной простотой форм, чёткостью пропорций, чисто той цвета,две другие — причудливыми формами и многоцветием. Размерами и роскошью ихзатмевает гробница современного национального тунисского лидера Хабиба Бургибыв городе Монастир. Но самая знаменитая и красивая усыпальница исламского мира —Тадж-Махал в Дели, сооружённая по приказу султана Шах-Джахана в 1630—1652 гг.над захоронением его жены Мумтаз-Махал.
Роскошь дворцов и садов
Дворцовмусульманских правителей сохранилось гораздо меньше, чем гробниц и мечетей.Больше всего их в арабских и южноазиатских странах и сравнительно мало втюркском мире султанские дворцы в Стамбуле, дворец крымских ханов в Бахчисарае,Девичья башня в Баку, замки Хивы, Гиссара, Арк в Бухаре, загородная Махаса подБухарой и др. Они очень разные по архитектуре, но у них есть одна характернаячерта: разделение на парадные залы, службы и женскую половину — гарем (от араб,«харам» — «запретное место»), куда запрещено входить посторонним мужчинам.
Водворцах, особенно в загородных резиденциях, получила развитие садово-парковаяархитектура. Иногда целый лесок окружали стеной и превращали в парк, но чащеспециально высаживали деревья: в одних странах чинары, в других финиковыепальмы, гранаты и персики, а также цветущие кустарники, розы, жасмин итюльпаны. В садах гуляли лани, газели, павлины и куропатки, там сооружалифонтаны и беседки… При этом руководствовались симметрией, символикой растенийи животных. В целом дворцовый «мавританский» парк создавал образ рая.
Непременнуючасть внутреннего убранства помещений наряду с низкой мебелью и жаровнями дляобогрева составляли ковры. В степях Евразии — более простые килимы и кошмы,украшенные крупными цветными аппликациями, в Африке и на Мальдийских островах —циновки из пальмовых листьев и трав. Восток исламского мира славитсятуркменскими, таджикскими, афганскими, белуджийскими коврами, Малая Азия —турецкими, а запад — марокканскими и тунисскими. Все они отличаются не толькопо рисунку и колориту, но и по технике завязывания узелков. В мечети Омейядов вДамаске расстелены огромные пурпурные ковры… Но самые знаменитые среди них —персидские. Существует много разновидностей этих великолепных ковров; их ткутиз шерсти и шёлка.
Искусство миниатюры, каллиграфии имелодики
Искусствои художественная культура исламской цивилизации развивались по присущим имзаконам. Запрет на изображение живых существ, каким бы относительным он ни был,ограничивал развитие живописи и скульптуры. В этом мусульмане отставали отевропейцев, китайцев, японцев. Однако персидская, монгольская и индийскаямусульманские миниатюры прославились на весь мир. Расцвела также каллиграфия:было выработано несколько почерков и стилей письма, иногда очень трудных дляпрочтения, но всегда очень красивых. Художественно выполненные надписи(изречения из Корана, имена Аллаха и пророков) украшают мечети. В другихслучаях — на бумаге или на печатях — арабские буквы и строки группируются вусловные фигуры. До сих пор в Пакистане и некоторых других странах есть мастера(и мастерицы), создающие изящные, хотя и очень условные фигуры животных и людейиз буквенной арабской вязи. Сходный характер имела тугра — сложная фигура изслов, написанных арабским письмом, особая у каждой династии. Она составлялаоснову государственной печати. Свою туфу имели египетский и турецкий султаны,крымский хан, мусульманские правители в Индии и Восточной Африке. Арабскиенадписи на глиняной и металлической посуде похожи на орнамент. Но вмусульманском искусстве развит и собственно орнамент. В частности, он украшаетздания снаружи и внутри. Орнаменты бывают живописные (рисованные), резные покамню, дереву, штукатурке, выложенные кирпичами — простыми или с глазурованнойповерхностью разных цветов и оттенков; последнее характерно для Средней Азии,Ирана, Ирака периода позднего Средневековья. Этому есть аналогия в музыке итанце — арабески.
Музыкальнаякультура исламской цивилизации сформировалась на основе древних музыкальныхкультур Ближнего Востока. Ещё в доисламскую эпоху они составляли одно целое(«восточная музыка» внутри христианского мира) и отличались высоким уровнемсвоего развития, разнообразием музыкальных инструментов, богатством форм,сочетанием изысканной мелодики с ритмом. В период первого расцвета исламскойцивилизации (Багдадский халифат; VII—IX вв.) в Багдаде, Каире, Дамаске, Бухаре,Кордове, Саламанке и других её центрах при дворах знати всегда были певцы,певицы, музыканты. Музыка стала предметом научного изучения и одной издисциплин в высшей школе (позднее европейцы ввели её в своих университетах;недаром названия нот — это слегка искажённые названия арабских букв).
Ещёшире распространилась исламская духовная музыка: мелодика чтения-пения Корана,призыва к молитве (азан), поэм о рождении Пророка Мухаммада и т. д. Высокогоуровня развития достигли военная музыка и музыкальное сопровождениегосударственных церемоний и шествий. Египетские, а затем и турецкие оркестры сих маршами оказали заметное влияние на развитие музыкальных культур не толькоисламского мира, но европейских и южноазиатских стран, а также России.
«Тысяча и одна ночь» исламской литературы
Многоразличных традиций соединилось в классических литературах мусульманскихнародов, в них особенно выделяются те, которые связаны с исламскойцивилизацией. Это, во-первых, религиозная литература, цитаты из Корана и Сунны.Во-вторых, поэтические и прозаические формы, выработанные в период Багдадскогохалифата и имеющие древние арабские и иранские корни.
Придворах правителей и вельмож поэты устраивали состязания. Они читали стихи овине и застолье, об охоте, хвалебные панегирики хозяину, религиозно-философскиепоэмы. Исполнение любовных песен-газелей поручали певцам и певицам. Своихсоперников поэты поносили в ругательных «сатирах». Поэты-бедуины состязались наверблюжьих рынках, городские поэты — в чайханах и садах, куда горожанеприходили на Праздник весны.
Вмусульманском мире женщин-поэтесс было мало, но иногда они тоже участвовали всостязаниях. Так, в XIX в. в Ферганской долине жили три поэтессы:Надира, которую за необычайную красоту и ум взял в жёны ферганско-кокандскийхан, и приглашённые ею ко двору Махзуна и Увайси. На поэтическом состязании всочинении стихов на персидском языке Махзуна, отстаивавшая право женщин налюбовь, была побеждена поэтом Фазли и по условию состязания открыла ему своёлицо.
Нередкопесню, сочинённую поэтом, вскоре напевал весь город, где он жил, а затем онастановилась популярной в других городах и странах. Персидский поэт Фирдоусисоздал первое мусульманское эпическое произведение — поэму «Шахнаме». Иранцынаряду с арабами начали создавать замечательную поэзию суфиев, которая моглавосприниматься как воспевание любви и вина, но имела мистический смысл любви кБогу и духовного опьянения. Из арабско-иранского центра исламской цивилизации наеё окраины передавались лучшие образцы поэзии. В подражание им в Средней Азии,Турции, Индии и на севере Нигерии появлялись произведения на двух, трёх языках,а иногда даже на четырёх. Позже появилась художественная проза, сначала в виденазидательных рассказов на арабском языке. Самое знаменитое произведениеарабской литературы — «Тысяча и одна ночь». Волшебная сказка в стихах илирифмованной прозе — изобретение исламской цивилизации. В период упадка арабскойкультуры деловые письма, исторические и приключенческие произведения, даженадписи на монетах и печатях стали писать цветистым языком с рифмами, парамисинонимов, изысканными метафорами — так же, как художественную прозу.
Сосвященным писанием, религиозной и нравоучительной литературой — адаб — связанаполитическая культура исламской цивилизации, отдельные ветви которой имеютсобственные варианты, возникшие под влиянием национальных традиций. Однаковезде духовные лица контролировали правителей как в области ритуала и веры, таки в общественных и других вполне мирских делах. Особенно сурово к правителямшиитское духовенство. Политическая культура шиитских стран (Иран, Ирак,Бахрейн, Азербайджан) отличается сложностью и своеобразием. Во многихгосударствах исламского мира в конце XX в.традиции шариата и религиозные догмы становятся основой официальной политики,доказывая стойкость и жизненность великой исламской цивилизации.
Заключение
Взаключении мне хотелось бы сказать что исламская картина мира была бы неполнойбез космологии, которая занимает в культуре исламской цивилизации одно изведущих мест. Надо помнить, что Коран создавался не на пустом месте.Христианская «Библия» получила распространение и в Аравии. И не мудрено, что вКоране говорится, что за шесть дней Аллах создал мир, «сотворил семь небес,одно над другим сводами», устроил небо так, что «нет в нем ни одной щели». Изсеми небес «низшее небо» Аллах украсил светилами и поставил их для отраженияшайтана. Он велел небу производить, темноту ночи, «заставил его изводитьутреннюю светозарность». Бог опустил также с «горных небес» на землю лестницу,«по которой ангелы и дух восходят к нему в течение дня, которого продолжениепятьдесят тысяч лет». Эта лестница только для небожителей: люди и шайтан,ее--ли бы и хотели влезть на небо, не были бы туда допущены. Понятно, что этодаже для культуры VII в. выглядит несколько наивно.
Толькоограниченностью культурного мира ислама можно объяснить утверждение Корана, чтоЗемля — неподвижная плоскость. Но что же поддерживает эту плоскость? В одном изхадисов IX в. говорится: «Земля (держится) на рогебыка, а бык на рыбе, а рыба на воде, а вода на воздухе, а воздух на влажности,а на влажности обрывается знание знающих».
Исламская культура не исчерпывается догматами  Корана и наивными  комментариями к нему. Вкосмологию ислама проникали и более мудрые мысли. В IX в. Ахмед Фергани склонялся считать, что Земля шаровидна. Тогда жематематик аль-Баттани  заявлял, что Земля круглая. В XI в. Абу Бируни учил, что «шарообразная форма для Земли естьестественная необходимость».
Постепеннои в культуре исламской  цивилизации пробила себе дорогу научная точка зрения наВселенную. Однако путь этот был более длительным и трудным, чем взападноевропейских странах. Политическое влияние духовенства, застойныйхарактер общественных отношений в странах исламского мира, отставание этихстран в области науки и техники — все это сдерживало проникновение в исламскую культуру научной  картины мира. И по сей день для многих мусульман авторитетноеслово Аллаха  значительнее  научных  истин.
Список литературы
1.Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Руководитель автор, колл. иотв. ред. Е. В. Попов. — М.: ВЛАДОС, 1996 — 336 с. — ISBN 5-87065-055-0.
2.Скворцова Е.М. Теория и история культуры: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 1999.- 406 с.: ил.
3.Энциклопедия для детей. Т. 13- Страны. Народы. Цивилизации/Глав, ред. М. Д.Аксёнова. М.: Аванта+, 2000. — 704 с: ил.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.