Реферат по предмету "Культура и искусство"


Контркультура 70-е-80-е годов

Введение
Долгоевремя в нашей стране единственной молодежной организацией был комсомол,официально разрешенный и поддерживаемый. Однако в 70-е-80-е годы произошёллавинообразный рост неформальных молодёжных организаций; сложилась самаянастоящая контркультура, точнее, сложная совокупность многообразных ипротиворечивых контркультур. В данном случае под словом «культура» понимаетсясоветская культура, советский общепринятый образ жизни, советский способпроведения досуга, советская система ценностных ориентаций, советскоемировоззрение. А слово «контр» означает то, что и должно означать: в буквальномпереводе с латинского — «против». Против советской культуры.
Множествомолодых людей[1], формально оставаясь вкомсомоле, фактически потя-нулись к фанатам и рокерам, к кришнаистам, вхиппари. В те годы в речь влетело и укоренилось в ней теперь уже знакомое всемсловечко «неформалы».
Ктоже такие неформалы? Почему, ради чего они стали неформалами? В чём конкретныемотивы возникновения той или иной неформальной группировки? Чем реальнозанимаются неформалы?
Наэти вопросы я постаралась ответить в своём реферате, опираясь на книгу
Д.В.Ольшанского «Неформалы: групповой портрет в интерьере», а также книгуС.В.Ненашева и С.Г.Пилатова «Дети андеграунда: приглашение к разговору».

1.Групповой портрет: какие они, неформалы?
Изразговора с неформалами: «Вам трудно нас понять. Вам хочется упроститьпроблему, свести нынешнюю молодёжь к двум-трём типам, раскрасить нас вконтрастные цвета. Белое — чёрное, красное — белое, наши — не наши…. Выпривыкли всё видеть однозначно. А нас много, и мы разные»[2].
Онидействительно очень разные — ведь многообразны те интересы и потребности, радиудовлетворения которых тянутся они друг к другу, образуя группы, течения,направления. Музыка, манера одеваться, политика, физическая сила, философия,преступность — вот лишь некоторые поводы для неформального объединения.Металлисты, рокеры, панки, хиппи, любера, культуристы, поклонники йоги ибуддизма — каждая такая группа или течение имеют внешние отличительныепризнаки, свои цели и задачи, иногда даже программы. Всё это многообразие можноусловно разделить на группы по интересам.
1.1«Музыкальные» неформалы
Ихглавная цель: прослушивание, изучение, распространение любимой музыки.
Среди«музыкальных» неформалов наиболее известны металлисты. Это группы,объединённые общим интересом к так называемому металлическому року («хэвиметал»), одному из весьма популярных направлений в музыке в западных, преждевсего, странах.
Средиансамблей «хэви метал» наиболее выделялись «Кисс», Айрон Мейден»,«Эй-Си/Ди-Си», «Эксент», «Металлика», «Скорпионс», «Юрайя-Хипп», «Бон Джови»,из отечественных — «Шах», «Чёрный кофе», «Чудо-юдо», «99%», «Ария». Тяжёлыйметаллический рок отличают жёсткий ритм усилителей и выделяющиеся на этом фонесольные импровизации исполнителей. Содержание песен, как правило, трудноразобрать из-за оглушительного звука; они разнообразны по смыслу: наряду сантивоенными, прогрессивными есть и песни, проповедующие расизм, насилие,агрессивность. Первоначально это было достаточно целостное «металлическоебратство». Однако примерно в конце 1986 г.[3] в их рядах произошёлраскол: выделились «умеренные» и «бешеные» металлисты. «Умеренные», сохранивмузыкальные пристрастия, добавили к ним на своих сборищах-«тусовках» беседы обактуальных проблемах современного мира и нашего общества. Целый ряд лидеров«умеренных» металлистов выдвигали лозунги борьбы с фарцовщиками, спекулянтами,нацистами. Они считали действия милиции недостаточно эффективными и утверждали,что борьба с подобными негативными явлениями есть задача всего общества, и егонаиболее активной части – молодёжи. Такая позиция подчас приводила к самосуднымрасправам с теми, кого они считали «антиобщественными элементами». «Умеренные»строго придерживались определённых принципов и «заповедей». Так, полноправнымчленом группы мог быть лишь тот, кто не употребляет алкоголя, не курит, неприбегает к наркотикам, признаёт внутригрупповую дисциплину. Нарушителяизгоняли из рядов. В своих социально-политических взглядах «умеренные»металлисты достаточно наивны. Так, в военно-политической сфере они выступали заодностороннее сокращение вооружений «до минимума», хотя не могли яснообъяснить, до какого «минимума» распространяются их требования. Во внутреннейполитике негативно относились к властям (хотя признавали, что властьнеобходима) и общественным организациям, особенно к комсомолу, считая последний«рассадником формализма и бюрократизма». Носили чёрную униформу, панкообразнуюпричёску типа «взрыв на макаронной фабрике», чёрные перчатки без пальцев сметаллическими наклёпками, крупные значки с изображением любимых ансамблей, ихсолистов или просто названий и символов. Как правило, форму шили сами, да изначки изготавливали кустарным способом – денег у этих ребят немного.
Вотличие от «умеренных», «бешеные» металлисты внешне выделялись тем, что начёрной униформе носили большое количество металлических предметов. Так, наиболеечасто встречались у них браслеты и ошейники с большими шипами, которые частоиспользовались в драках и самосудных расправах над другими неформальнымигруппировками. «Бешеные» металлисты оправдывали своё название. Они агрессивныпо отношению к подавляющему большинству других неформалов, а также к обществу вцелом. Не требуя ничего конкретно (в этой среде редки какие-то программы), онисклонны к стихийным анархическим актам «протеста», которые часто выливались вбессмысленные агрессивные действия.
Другоенаиболее известное направление – это знаменитые брейкеры (от английскогоbreak, в одном из значений«перерыв, пауза, внезапная остановка», и производного от этого break-dance– особый вид танца, включающего разнообразные спортивно-акробатическиеэлементы, которые постоянно сменяют друг друга, прерывая начавшееся былодвижение. Танец такого типа особенно распространён в негритянской культуресовременной Америки. Есть и другое толкование – в одном из значений брейкозначает «изломанный танец» или «танец на мостовой»). Неформалы этого теченияобъединены самозабвенной страстью к такого рода танцам, стремлением ихпропагандировать и демонстрировать буквально в любой ситуации. Политикой этиребята практически не интересуются, их рассуждения о социальных проблемах носятвесьма поверхностный характер. Стараются поддерживать хорошую спортивную форму,придерживаются очень строгих правил: не употреблять алкоголь и наркотики;отрицательно относятся к курению, выступают против «сексуальной распущенности».Внешне выделяются тем, что носят лёгкую, подчёркивающую линии тела спортивнуюодежду, белые перчатки (в любой сезон), узкие чёрные очки, кроссовки, а такженалобные повязки и ленты.
Средимузыкально-танцевальных неформалов известны также роллинги – поклонникирок-музыки в разных вариантах, кроме «хэви метал» рока. Наиболее «на слуху»среди них – поклонники рок-н-ролла. По большинсту характеристик роллингинапоминают брейкеров: за ними не водится моральных отклонений, они негативноотносятся к алкоголю и наркотикам, как правило, не курят. Музыка и танцы дляних являются смыслообразующими моментами в жизни, которым подчинено всёостальное. Внешне особо не выделяются, предпочитая лишь удобную для танцев типарок-н-ролла свободную одежду.
Вомногом с роллингами сходны волнисты – любители музыки в стиле «новаяволна» и соответствующих танцев. Также ничего особенного, а тем более страшногоза ними не стоит – просто пристрастие к определённым музыкально-танцевальнымвкусам и желание общаться с теми, кто их разделяет. Эти ребята обожаютмелодичные песни, а также взрывной танцевальный ритм рок-групп «Блонди»,«Клэш», «Нэк», «Карэ» и др. Многие из них недавно любили «Модерн Токинг». Длясвоих встреч-тусовок экипируются примерно так же, как и металлисты.
Вэтот же раздел попадают и битломаны – возрождающееся течение, в рядахкоторого когда-то стояли многие из родителей и учителей неформалов. Ихобъединяет любовь к ансамблю «Битлз», его песням и наиболее известным егоучастникам – Полу Маккартни и Джону Леннону.
Вотнесколько высказываний музыкально-танцевальных неформалов:[4]«Сейчас вы ополчились на рок-музыку. Нельзя, конечно, утверждать, что в рокевсё хорошо, но не запрещать же его из-за этого! Нельзя же повторять прошлыеошибки, или они ничему не научили? Чего только не запрещали! А к чему этопривело? Бояться, будто рок-музыка и западные танцы развратят молодёжь, могутлишь те, кто не сумел научить её отличать плохое от хорошего, доброе от злого».«В одной из любимых нами песен есть такие слова: «Если ты играешь рок – некриви своей душой. Выбирай из всех дорог путь один, но только свой….» Вотпочему рок-музыка близка молодёжи. И не надо решать за нас, что слушать, чтоносить, что читать, чем увлекаться. Мы сами решим это».
1.2Неформалы в спорте и вокруг него
Ведущиепредставители данного течения – знаменитые футбольные фанаты. Проявивсебя как массовое, организованное движение, спартаковские болельщики 1977 г.стали основоположниками неформального течения, которое распространилось ивокруг других футбольных команд, вокруг иных видов спорта.
Входящиев группировки подростки, как правило, хорошо разбираются в спорте, в историифутбола, во многих его тонкостях. Их лидеры решительно осуждают противоправноеповедение, выступают против пьянства, наркомании, спекуляции, хотя в средефанатов подобные вещи встречаются. Бывало всякое: и случаи групповогохулиганства, и скрытый вандализм. Раздражает их склонность к парадным шествиям,длинные надписи на стенах и заборах. Да и «вооружение» этих неформалов выглядитне столь уж безобидно: деревянные палки и металлические пруты, резиновыедубинки, кастеты, плётки с пайкой или свинцом на конце, металлические цепи,баллончики со сжиженным газом, которые поджигают для устройства мини-взрывов.Внешне фанатов легко различить. Спортивные шапочки цветов любимых команд,джинсы или спортивные костюмы, футболки с эмблемами «своих» клубов, кроссовки,длинные шарфы, значки, самодельные плакаты с пожеланиями успехов тем, за когофанаты болеют.
Близкик спортивным неформалам по целому ряду признаков и те, кто сами именуют себя«ночными всадниками». В прессе, а затем и в общественном мнении устоялось словорокеры. Отчего это название? От «рока», «судьбы», «фатума», с которымиони играют в своих бешеных мотогонках? От имени героя известного американскогобоевика Рокки, которого сыграл Сильвестер Сталоне? От надписи латинскимибуквами, встречающейся на шлемах некоторых из этих мотоциклистов? Наряду сназванием «рокеры» встречаются варианты: «роккеры» и «роггеры». Но дело не вназвании, а в том, что их объединяет – любовь к технике и антиобщественноеповедение. Их обязательные атрибуты – мотоцикл («Ява», «Чезета», «Хонда») безглушителя и специфическая экипировка: разрисованные шлемы, кожаные куртки,обычно чёрного цвета, краги, очки, металлические заклёпки, обилие блестящихзастёжек, молний. Рокеры имеют склонность передвигаться с большой скоростью (до140-150 км/ч), обычно по полосе встречного движения, ночью, группой, открытоигнорируя работников милиции и правила дорожного движения. Для вступления вгруппу необходимо мастерски владеть мотоциклом, быть готовым вступить вконфликт с ГАИ и скрыться от неё, не выдавать товарищей. Следствием подобныхустановок стало то, что «ночные всадники» часто становились причинойдорожно-транспортных происшествий, в ходе которых были жертвы. Вот такие они,«ночные всадники». Отношение к ним общественного мнения почти однозначнонегативное. И причины для этого есть: мешают спать людям, создают опасности надорогах, иногда просто хулиганят.
Кспортивным неформалам примыкали и группы подростков, которые объединялисьвокруг полуподвальных секций различных видов спортивной борьбы – типакаратэ, конг-фу и им подобных. Когда в 1984 г.[5] официальный спортзапретил эти виды, это породило всплеск соответствующих неформальныхгруппировок. Входящие в них подростки проповедовали ценности физического,подчас в сочетании с духовным, совершенства, гармоничного развития своего тела.Обычно это обставлено определёнными ритуалами, в частности культомбеспрекословного подчинения своему наставнику.
Полученныенавыки борьбы подростки бывало применяли в уличных драках. Из диалога с тренеромодной такой секции:[6] «Главным образом, этоподростки, мучимые жаждой самоутверждения и естественным желанием стать ловкими сильными. Надо сказать, что официальный запрет только ещё больше разжёгинтерес ребят к каратэ. Ребята приходят разные, стараемся договориться с самогоначала: если вдруг кто-то попадётся в драке, ни слово о секции. Это – каккодекс чести. Ну, а тот, кто провинится, никогда больше не должен попадатьсянам на глаза». Конечно, каратисты-подпольщики вызывали настороженность. Однакотот же тренер рассказывал: «Буквально на днях одна мама сама привела за рукусвоего 16-летнего недоросля: «Умоляю, научите парня драться! Жутко делается,когда думаю, что через пару лет ему, хлюпику, в армию»». Значит, потребностьбыла, и одними запретами тут ничего не решить.
1.3Неформалы — «правоохранители»
Втечение 1986-1987 гг[7]., согласно официальнойверсии, группы подростков из г. Люберцы и Люберецкого района Подмосковья,называющие себя люберами, приезжали в столицу с целью «патрулирования»её улиц и организации групповых драк с представителями иных неформальныхтечений, а также со всеми, кого они могли счесть для себя неприятными. Делалосьэто под лозунгом борьбы с негативными явлениями в обществе, носителями которых,в частности, являются некоторые неформалы. К таковым относились металлисты,хайлайфисты, мажоры, различные спекулянты и фарцовщики. Более обобщённо –поклонники роскоши и потребительства, выделявшиеся «не нашим» внешним видом,«фирменной» одеждой и аксессуарами. Сами любера вошли в историю своей униформой– грубошёрстными, обычно клетчатыми, штанами «мешком», — и яркой ненавистью ксвоим противникам (особенно к «бешеным» металлистам). Идеология рядовых люберовотчётливо отдавала подвальным духом и формулировалась предельно просто: колиесть мускулатура, то зачем (они использовали и менее литературные выражения)нужна культура?
Особоеместо среди «правоохранительных» неформалов занимали «афганцы». Этобывшие солдаты, служившие в составе ограниченного контингента советских войск вАфганистане, а также те из более молодых, на кого «афганцы» имеют влияние. Хотяв целом это ребята постарше, в их среде встречалось и немалое количествоподростков. Их объединяли общность реально прожитых или, для подростков,воображаемых эпизодов войны, переживания боевой жизни, где каждый человек имелценность и жил «настоящей жизнью», в отличие от тихого, размеренного способасуществования в мирной жизни. По их мнению, в нашем обществе нет тойискренности, чистоты, которой живёт человек в боевой обстановке, на грани жизнии смерти, в постоянной опасности. Столкнувшись с тем, что в мирных условиях ценаличности совершенно иная, нежели в Афганистане, эти ребята сочли виноватымобщество. На это накладывалось и то, что они верили – они герои, защищавшиесправедливость на чужой земле. А здесь выяснилось, что это особенно никому и ненужно.
 Болеетого, «афганцы» столкнулись с массовым неодобрительным отношением к афганскойвойне. Их считали чуть ли не её виновниками, а уж те, кто вернулся невредимым,для многих точно стали виновниками смерти или инвалидности близкого имчеловека.
Всёэто есть. Не всеми осознаётся, но на всех сказывается. И тогда рождаетсяобострённое чувство несправедливости, неприятие негативных явлений в нашемобществе, желание «навести порядок». Физически эти ребята подготовлены изакалены превосходно, многие из них владеют специальными приёмами боя. Формируясвои группировки, они могут заниматься тем, что сами воспринимают как«правоохранительную деятельность». Доводилось слышать об их пристальноминтересе к тем или иным людям, живущим не по средствам, о приёмах, используемыхдля того, чтобы вернуть этих людей «на путь истинный», заставить отказаться отнетрудовых доходов и незаконной деятельности.
Некотороевремя назад в некоторых областях страны свирепствовали подростки, именовавшиесебя «фураги». Они щеголяли в немодных кепках (отсюда название: кепки –фуражки — фураги) и занимались практически тем же, что и любера. Боролись с«западничеством», со всем импортным. В ту пору некоторые ура-патриоты былиготовы на основе этого чуть ли не по всей стране расплодить этакие отряды«фураг»-люберов по наведению идеологического порядка. Тогда же появились фуфаечникив Иркутске, носившие в качестве опознавательно-идейного знака бесформенныефуфайки зэковского образца. Чуть позже в г. Волжском большую активность сталипроявлять стригуны. Эти специализировались на патриотизме: отлавливалидевушек, замеченных или хотя бы заподозренных в интимных связях с иностранцами,и насильно остригали их наголо.
1.4Экстремистские группировки
Ситуацияв стране в 1988 г.[8] обострилась в связи смассированным выбросом так называемых уличных неформалов. Ихпредшественниками были теляги. К ним относились подростки, очарованныепсевдоромантикой и символикой «блатного мира», копировавшие блатной жаргон,характер взаимоотношений между собой, образ жизни и даже одежду. Они старалисьносить кирзовые сапоги, рваные ватники и тому подобное. Исповедовали блатнуюмораль, ввели у себя иерархию преступного мира – каждый член такой группировкиимел своё место, начиная от «шестёрки» до «вора в законе». Крепко держалисьворовского «кодекса чести», строго наказывая тех, кто посмел отступить от него.Такого рода «игра» (а первоначально это была именно игра, и ничего больше)неизбежно должна была перейти границы дозволенного Уголовным кодексом. Иперешла, когда юные теляги (само название происходило от излюбленных имительняшек) перестали ограничиваться символикой, а перенесли правила игры нареальную жизнь. Тогда неформальные объединения превратились в банальные шайкиуголовников. Они-то и породили затем гопников, или просто уличных.
Это,как правило, стихийные группировки подростков с предельно низким уровнемразвития, общающиеся на почве токсикомании, пьянства и часто сексуальнойразвращённости. Среда их обитания – подвалы. Состав их группировок достаточноразнообразен; подавляющее большинство групп – смешанные. Взаимоотношения половупрощены до крайности. Наличие в самом буквальном смысле «общих девочек»создаёт фон сексуальной вседозволенности, что переносится и на внешний мир, внеподвала. Отсюда – не только воровство и грабежи, но и изнасилования,сексуальные преступления.
Издиалога с одним молодым преступником, осуждённым за квартирные кражи:[9]«Входили вы до ареста в какую-либо группировку?» «Да, мы называли себядофенистами.» «Но ведь «дофин» — это наследник французского престола …» «Ещёчего! Нам всё было «до фени» (т.е. безразлично!), кроме развлечений». В данномслучае «развлечения» привели к преступлению.
Такоеобъединение подростков – дофенисты – существует уже давно. Нравственнаяглухота, неспособность понять других людей, их боль и страдание опасноприближают молодого человека к варварской психологии, к стремлению утвердитьсебя за счёт тех, кто не может дать отпор. Это и есть социально-психологическаяготовность к преступлению, отличающая уличных.
Дофенистыи гопники – публика без интересов в жизни. Слово «бездуховность» — слишкоммягкое для обозначения почти полного отсутствия всякого внутреннего мира. Ихповедение определяется в основном биологическими факторами. Так, в частности,действует своеобразный территориальный инстинкт, заключающийся в жесточайшейнеобходимости охранять «свой» участок пространства от всякого посягательства состороны любых «чужих». К нарушителям «конвенции» применяется бесхитростная мера– кулак, и хорошо, если в нём нет ничего увесистого. Город разделён на «зоны»,каждая из которых контролируется определённой группировкой и имеет своё название:«Двадцатый двор», «Горки», «Квартал», «Грязь», «Дом обуви» и т.д.
Отличительныйпризнак, своего рода визитная карточка членов этих групп – вязаные шапочкиразличных цветов без помпончиков.
Идеалздесь – сила в самом грубом её проявлении. У кого кулак здоровее, тот и прав.Вот уж действительно, тот самый случай, когда «много силы – ума не надо». Силойвыясняют свои отношения, силой затаскивают новых членов в свои группировки,силе поклоняются, на силу молятся.
Внеформально-противоправной среде существовали и течения иных направлений. Вчастности так называемые мажоры. Это группы, объединяющие в основномфарцовщиков и спекулянтов. Их привлекала идея жить по западному образцу, умело«делать деньги» и не менее умело их проживать. Как правило, это откровенноаполитичная, весьма аморальная и сознательно криминальная публика. Ониподразделялись на фракции в зависимости от того, с какой категорией иностранцевобщались, добывая (выпрашивая или перекупая по дешёвке) вещи, технику, валюту –всё, что удастся, — для последующей спекуляции. Так, существовали фракции«американцев», «французов», «финнов», «румын» и т.д. По размаху и масштабуспекулятивных «деловых операций» мажоры подразделялись на просто «деловых» и«солидняков». Как правило, «деловые» — это обычные спекулянты невысокогопошиба. Им приходилось постоянно «вертеться», избегая милиции и борясь сконкурентами. Мажоры хорошо одевались, в основном в одежду фирм тех стран, наобщении с представителями которых они «специализировались». Как правило, хорошоориентированы в изделиях этих фирм, знали рыночную конъюнктуру и у нас, и зарубежом. Сносно, на разговорном уровне владели двумя-тремя иностраннымиязыками. Алкоголь употребляли умеренно, наркотики в этой среде – редкость.Особенно старались беречь себя от этого «солидняки» — элита фарцовщиков. Этивыделялись наиболее дорогой одеждой, пешком не передвигались, любили роскошныерестораны, красивых девушек. Их идеал – бизнесмен приличного пошиба изкапиталистического государства. Собственно, они и пытались, насколько удастся,вести буржуазный или приближающийся к нему образ жизни. Наиболее преуспевающиеиз них проповедовали философию «хайлайфистов» (от английского выражения,означающего высокий уровень жизни) – утончённых, рафинированных любителейкрасивой жизни, претендующих на высокий интеллектуальный статус.
Большинствоиз мажоров – старшеклассники и учащиеся профессионально-технических училищ,реже – техникумов и вузов. Собственно говоря, мажоров трудно называтьнеформалами. У настоящих неформалов есть какой-то интерес, здесь такогоинтереса нет – есть просто стремление к деньгам и наживе. Точнее было быименовать их маскирующимися под неформалов преступными элементами,элементарными нелегалами в своей подпольной деятельности.
1.5«Философствующие» неформалы
Интереск философии – один из весьма распространённых в неформальной среде. Этоестественно: именно желание понять, осмыслить себя и своё место в окружающеммолодого человека мире выводит его за рамки устоявшихся, «заформализованных»представлений и толкает к чему-то иному, подчас альтернативному по отношению к господствующейфилософской схеме. Задавленный с детства весьма не совершенным по форме, грубымпо методам воздействия философски-идеологическим прессом, подросток начинаетпроявлять интерес: а есть ли в мире что-нибудь ещё, другое?
Тягак философии у молодёжи проявляется в самых разнообразных вариантах. Это и тягак основам, первоисточникам марксизма-ленинизма. Это и интерес к многочисленнымвосточным философско-мистическим концепциям. Это и увлечение определённымисистемами взглядов, распространенными на Западе. Встречались и попыткисинтезировать разнообразные представления, в итоге получались достаточнопутаные самодельные конструкции.
Начнёмс группировок юных марксистов, молодых ленинцев, марксистов-ленинцев ит.п. Они ставили своей целью изучение трудов классиков, объединяясь на почвеглубокого и подлинного интереса к их работам. Они говорили об этом так:[10]«Мы собираемся тайно, по вечерам, в квартире у одного из членов нашейорганизации. Читаем друг другу рефераты по работам Маркса и Ленина, спорим обудущем… Мы считаем себя настоящими революционерами». Они стремилисьпротивопоставить «заштампованные» лозунги первозданной глубине идейосновоположников философии марксизма-ленинизма.
Юныесталинисты изучали труды «вождя всех народов», жгли«антисталинскую» литературу, книги А. Рыбакова, В. Гроссмана, В. Дудинцева,других писателе, публицистов. Откровенно высказывались:[11]«Сейчас мне очень неприятно читать и слушать, как все валят на этого человека,который сделал для страны ничуть не меньше, чем Ленин. Именно во временаправления Сталина шло быстрое экономическое развитие Союза, и он был признанмногими капиталистическими державами. Пусть всё происходило благодаря железнойдисциплине, страху за ответственность, но разве не этого нам сейчас так нехватает?»
Хиппиотносятся большинством исследователейк философско-мистическомунаправлению, достаточно многочисленному и имеющему длинную историю. Внешне ихузнают по неряшливой, подчас даже неопрятной одежде, длинным непричесаннымволосам и атрибутике: обязательные голубые джинсы, вышитые рубашки, майки синостранными надписями и символикой, амулеты, браслеты, цепочки, крестики.Символом хиппи на долгие годы стал ансамбль «Битлз» и особенно его песня«Земляничные поляны навсегда».
Философско-социальныевзгляды хиппи заключаются в том, что человек должен быть свободен прежде всеговнутренне, даже в ситуациях внешнего ограничения и закабалении. Раскрепоститьсяв душе – вот квинтэссенция их взглядов. Они считают, что человек долженстремиться к миру и свободной любви, которая понимается именно философски иникак не сводится к сексу (в чём их нередко обвиняют): они считают, что «надолюбить родителей, жену, ближнего…». Хиппи считают себя романтиками, живущимиестественной жизнью и презирающими условности «добропорядочной жизни мещан».Стремясь к полной свободе, они склонны к своеобразному бегству от жизни,уклонению от многих социальных связей и обязанностей (например, от службы вармии). Медитация, мистицизм, наркотики используются ими как средство,позволяющие добиться «открытия самого себя».
Новоепоколение тех, кто разделял философские поиски хиппи, часто именовали себя«системой» («системные ребята», «пиплз», «пиплы»). «Система» — это не имеющаячёткой структуры разношерстная неформальная полуорганизация, в которую входилилюди, разделявшие цели «обновления человеческих отношений» в стране и напланете в целом через распространение в качестве примера отношений бескорыстия,существующих в «системе». Их средства «переделки общества» — добро, терпимость,труд, отрицание скопидомства, накопительства, вещизма, мещанства. По мнениюлидеров «системы», отношения в «системе» — своеобразные предвестники, модельновой культуры, имеющей интернациональный характер.
Вбытовом плане «система» очень часто сводилась к записной книжке с многочисленнымиадресами и телефонами в разных городах Советского Союза. Это действительносистема «флэтов» и «вписок» — позвони, скажи от кого или даже не говори:приютят и накормят. Не обязательно даже знать фамилию, можно просто кличку –Рок-н-ролл, Сазан, Гюльчатай… Часто путешествуют автостопом. Часто живут «нааске» (вопросе) – могут подойти к любому прохожему и сказать что-нибудь типа:«Товарищ, я сегодня не ел. Не могли бы вы дать 30 копеек, пожалуйста?» Этоосновано на вполне искренней убеждённости в том, что «люди добрые». Отсюда иосновное времяпрепровождение – «тусовки на флэте» с разговорами о добре. Внешнестараются иметь «христианский облик», походить на Христа. Многие выступаютпротив наркотиков и насилия, отстаивают свободу любви, поддерживают борьбу замир.
Вотвысказывание одного из хиппи:[12] «Мы можем годамипутешествовать по стране, переезжая из города в город, не имея работы, не знаяконечной цели своего пути… Ночуем под открытым небом и в домах своих оседлыхприятелей. Нам свойственно стремление к внутренней гармонии, отрешённость отпротиворечивого внешнего мира. Мы достигаем свободы уничтожением «рамок» всамих себе, освобождаясь от желаний и страстей, учась созерцать, занимаясьмедитацией, т.е. расслабляясь, отрешаясь от внешнего мира, уходя в себя. Послеэтого нам кажется, что мы на самом деле самые умные, сильные и красивые люди вмире. Привычные вещи, такие, как работа, карьера, семья, мода, представляютсяпосле этого полным абсурдом, которые нельзя даже выносить».
Среди«философствующих» неформалов распространены также буддистские, даонистские ииные древневосточные религиозно-философские учения. Есть и «кришнаиты», исторонники йоги…. Встречались и приверженцы спиритизма, неопознанных летающихобъектов, экстрасенсорного восприятия. Известны среди них группы «Коляда»,«Неохристиане», «Шамбала» и д.р.
1.6«Политические» неформалы
 
80-егоды дали немало примеров неформальных объединений совсем нового, ранее не встречавшегосятипа. Это разнообразное движение молодёжных, гражданских, социальных инициатив.Это они устраивали митинги и даже демонстрации в поддержку перестройки и впамять о жертвах сталинизма. Они вели борьбу с бюрократизмом и другимимешающими обновлению явлениями, способствовали расширению гласности идемократии. Вот несколько наиболее известных сугубо молодёжных политизированныхнеформальных направлений.
Пацифисты.Они одобряли борьбу за мир; против угрозы войны. Однако достаточно наивнорассматривали реальную политику, высказывали сомнения в правотекоммунистической идеологии, требовали создания особых отношений между «властью»и молодёжью. Часто отличались моральной незрелостью, потребительским отношениемк жизни. Откровенно негативно относились к службе в армии, требовали еёликвидации, «примера одностороннего разоружения со стороны СССР и полногоотказа от всяких ядерных взрывов».
Ностальгисты — это группы, объединявшиеся интересом к духовным, моральным и эстетическим, атакже социально-политическим ценностям, предшествующих периодов историисоветского общества. Прошедшие времена кажутся им более предпочтительными, чемнынешние. Эта молодёжь старалась одеваться по моде тех периодов, интересоваласьмузыкой, литературой, особенностями взглядов и поведения того времени,спецификой социально-политической обстановки в те годы. Они стремились жить какбы по законам того времени. Были пятидесятники (ностальгирующие по 50-м гг.),шестидесятники, тридцатники и двадцатники, которые подразделялись на сторонниковнэпа и военного коммунизма.
Ностальгистампротивостояли так называемые оптимисты – близкие к «перестройщикам»группировки, интересы которых сосредоточены вокруг наиболее злободневныхпроблем нашей и международной жизни. У них на первом месте стояли познавательныеценности, споры и дискуссии. Эти ребята весьма начитанны, старалисьсамостоятельно думать и решать возникающие проблемы. Отрицательно относились кпотребительству, наркотикам, алкоголю, спекуляции, считая эти явления «тормозомобщественного развития». Любопытная деталь: оптимисты не принимали в свои рядыдевушек, считая их недостаточно интеллектуальными.
Нацисты– негативная часть политических неформалов. В черно-коричневой униформе, сосвастикой на одежде, транспарантах или даже в ушах, в виде особой металлическойсерьги. Они устраивали свои сборища под соответствующими флагами, рисовали настенах домов свастику, вскидывали руки в фашистском приветствии. Исследователисчитают, что отечественный нацизм вытекает из некоторых социально-психологическихособенностей феномена неформальности как таковой. Если одна из её характеристиксостоит в стремлении максимально выделиться из окружающей среды за счётэпатирующего противопоставления собственных ценностей и поведениягосподствующим, то некоторые подростки и выбирают наиболее шокирующий символ,например свастику.
Панки.Принято сводить их сущность к экстравагантной одежде и причёске «гребешком».Конечно, внешняя атрибутика прежде всего бросается в глаза, а она у панковяркая. Есть и хохолки-гребешки, есть и знаменитые подбритые виски, есть ираскрашенные в разные цвета волосы. В одежде – чёрные кожаные куртки, чёрныегалстуки – «шнурки», «селёдки». Носят большие английские булавки, бельевыеприщепки, несуразную бижутерию – бритвы, серьги, колокольчики. В дракахиспользуют браслеты с шипами «ёжиком».
Средипанков пропагандируются цели «протеста против существующих меркантильныхотношений в обществе». Однако их разговоры носят абстрактно-лозунговый,демагогический характер. В целом паков отличают низкое трудолюбие, нелюбовь креальной работе, в значительной степени социальный паразитизм. Выступая противбюрократизма, чёрствости и расчетливости, они стремятся к самоутверждению всреде себе подобных путём резкого отрицания общепринятых вещей, демонстрации экстремизмав средствах борьбы с негативными явлениями. Особенно этим отличаются «правые»(«милитаристские») панки. Они имеют организации военизированного характера,отличающиеся жёсткой дисциплиной. Высказывают взгляды, откровенно агрессивныепо отношению к общественным институтам. Многие из «милитаристских» панковсклонны к националистическим и даже нацистским взглядам. Эти панки – сторонникисилового разрешения всех возникающих споров и конфликтов. В целом их отличаетпреклонение перед идеями суперменства, поклонение сильной личности,пренебрежение к интересам других, противоправная настроенность.
1.7Неформалы на экологической и экокультурной ниве
Поданным журнала «Коммунист»[13], в 1960 г. в стране былаодна молодёжная дружина охраны природы, в 1970 г. – 11, в 1978 г. – 57, в1985г. – 96, в1987 г. – 121. Однако жить и действовать им стало не легче, атяжелее, чем раньше.
Вянваре 1988 г.[14] в Иркутске милицияразогнала «пост защиты Байкала», собиравшийся на центральной торговой площадигорода каждую неделю, по субботам. С июня 1987 г. природоохранители выставлялипикеты с транспарантами, призывавшими к охране озера. Громко говорили на этутему, собирали подписи под петициями в защиту окружающей среды. Вот практическии всё. Именно за это их разогнали, отняв транспаранты. После этого началасьмассированная кампания, в которой ребят клеймили «экстремистами»,«подстрекателями» и т.д. и т.п. – в выражениях ни устно, ни письменно нестеснялись. Слово неформалам: «Когда общественность подвергает решения местныхорганов серьёзной критике, они, как правило, направляют свои усилия на борьбуне с недостатками, а с самими инициативными группами, стремясь доказатьнаселению и трудовым коллективам, что предлагаемые меры нанесут ущерб ихинтересам».
Играяна сложившихся стереотипах массового сознания («всякая инициатива может идтитолько сверху и должна быть там одобрена»), аппарат стремился изображать такиегруппы как некомпетентную или даже вредную силу. И чем консервативнее позицияместных органов, чем менее развиты демократические процедуры принятых решений,тем легче на этом фоне клеймить всех несогласных как «безответственныхнеформалов».
Аведь эта группа неформалов – совсем особая. Вот несколько примеров программтаких групп:[15] «Мы называемся –молодёжная инициативная группа «Архип и К°», Москва. Названиегруппы включает в себя основное направление нашей деятельности – архитектурныепамятники и культура. Цель группы – конкретные дела по восстановлению частичноутраченных, композиционно уничтоженных, существующих в искажённом виде многихобъектов старой Москвы, в том числе и тех из них, которые не являютсянепосредственно памятниками архитектуры, но принадлежат к определённомукультурному периоду исторического формирования города. Целью группы являетсятакже возвращение к жизни имён незаслуженно забытых талантливых зодчих,художников, скульпторов, возвращение на московские улицы и площади скульптур,некогда украшавших город. В наши ближайшие планы входит пропаганда историимосковских улиц путём оформления своеобразных мемориальных досок с краткимизложением истории заповедных улиц, наиболее интересных зданий и сооружений».
Сотнимолодых юношей и девушек вышли несколько лет назад пикетировать в Ленинградездание бывшей гостиницы «Англетер», спасая его от фактического уничтожения,задуманного властями под видом реставрации. И добились своего – гостиницу отреставрировали,сохранив её исторический облик. Тогда, вокруг событий, связанных с«Англетером», сложился костяк неформальной группировки, назвавшей себя «Группаспасения памятников».[16]
Былигруппы «Флора», «Зелёные», «Коммунары», «Историки»…. В Иваново молодыеэнтузиасты до конца боролись, отстаивая дом, где был образован когда-то первыйв России Совет рабочих депутатов. Неформалы отстояли здание Музея Вернадскогона проспекте Маркса в Москве. Неформалы внесли свой вклад в отмену проектовповорота сибирских рек, против строительства канала Волга-Чограй, в защитуАрала….
Неформалына экологической и экокультурной ниве не имеют броских отличительных признаков,привлекающих к ним внимания и вызывающих ажиотаж. Внешне не заметно ничего,кроме разве что рабочих спецовок в выходные дни. Но вот внутренне – это людииной психологии, более гуманной, демократичной, человечной. Они не толькоохраняют природу и культуру, но и заботятся о престарелых, больных, немощныхлюдях. Неформалы в Эстонии, подростки, юноши и девушки, весной 1989 г.додумались превратить насквозь заформализованный всесоюзный субботник в Деньмилосердия.[17] Вместо того, чтобывыполнять за дворников их прямые обязанности, они отправились по квартирамстарых одиноких людей – мыть окна, полы, убирать эти квартиры, готовитьвкусные, праздничные обеды брошенным людям.
Наэтом я закончу описание наиболее известных направлений и течений в неформальнойсреде.

2.Ктоони, неформалы?
Итак,кто они неформалы? В чём причины их непривычного, непонятного, пугающегоповедения? Посмотрим на это глазами социолога и с точки зрения психолога.
2.1Глазами социолога
Большеполовины неформалов имеют возраст до 17 лет. Ещё более трети – до 20 лет. Естьнаправления, целиком состоящие из подростков (те же брейкеры, например).[18]
Почему,ради чего они стали неформалами? Четверть неформалов заявляла: потому чтодеятельность официальных организаций в сфере досуга неинтересна. Ещё пятаячасть утверждает: потому что официальные организации и учреждения не помогаютнам в наших увлечениях. Ещё около 7% — потому что наши увлечения не одобряютсяобщественностью. Итак, значительно больше половины неформалов встало на этотпуть из-за недовольства официальной системой, не удовлетворяющей интересымолодёжи в досуговой сфере.
Вчём же конкретные мотивы возникновения той или иной неформальной группировки?Принято считать почему-то, что главное для подростков в неформальных компаниях– возможность отдохнуть, провести свободное время, пользуясь их лексикой –«побалдеть». С социологической точки зрения, это неверно: пресловутый «балдёж»стоит на одном из последних мест в перечне того, что привлекает молодёжь внеформальные объединения, — об этом говорят лишь чуть больше 2% опрошенных.Около 15% находят в неформальной среде возможность общаться с близкими себе подуху людьми. Для 11% самое главное – условия для развития своих способностей,возникающие в неформальных группировках.
Чемреально занимаются неформалы? Почти 10% считают, что главное занятие в неформальройсреде для них – обсуждение вопросов политики и общественной жизни. И вопросыэти для них очень и очень важны. После социально-политических дискуссий сразуидут спорт и физическая культура – этим занимаются более 9% неформалов. Далеестоят музыка, танцы, техническое творчество, охрана общественного порядка (тесамые «правоохранительные» группировки типа «чистильщиков»). Существенно, чтотакие занятия, как охрана природы, сохранение культурной и национальнойсамобытности, а также восстановлении памятников истории и культуры, привлекают7% неформалов.
Средипроблем, оцениваемых неформалами как острые и первостепенные, на первом местевсё-таки потребительские. Так 66% опрошенных озабочены качеством товаровмолодёжного ассортимента. Далее идёт молодёжная музыка – её развитие волновалоболее, чем 63% неформалов. Похоже, что это отзвуки кампании по борьбе с роком.Затем идёт политика: вопросы войны и мира считает весьма важным 61%. Послеэтого начинается реальная прозаическая жизнь: 51% молодых озабочен жильём,почти столько же – тем, как повысить свой материальный уровень. Это связано и свопросами создания семьи, которые выделяют почти 29% неформалов. Должностнойрост волнует 13%. Более 40% не устраивает отношение начальства к инициативаммолодёжи, более 28% требуют расширения демократии в этих делах, ещё четверть –социальной справедливости.
Многие(более 41%) среди неформалов озабочены борьбой с негативными явлениями вмолодёжной среде. К ним относят пьянство, наркоманию. При этом поискнравственных идеалов тревожит лишь 18%. Откровенно заявляя о своейзаинтересованности вопросами секса более чем 27% молодых людей.
Обобщаярезультаты социологических исследований можно заключить: около половинысложившихся групп ориентированы на культурно-творческую и досуговуюдеятельность. Ярко выраженная общественно-политическая направленностьхарактерна примерно для десятой части неформальных объединений. Около седьмойчасти всех молодёжных групп объединяются движением за охрану природы ивосстановление историко-культурных памятников. Всё остальное – гораздо меньшейчисленности.
Статистикаразвевает миф о преобладающей доле правонарушений в неформальной среде. По этимданным, неформалы нарушают закон не чаще, чем вообще молодёжь.
2.2С точки зрения психолога
Цифры,однако, не могут приоткрыть самого главного – души неформалов, их мысли,чувства и переживания. Психология даёт возможность осмыслить сухие ряды цифр.
Психологиянеформальности включает в себя много слагаемых. Стремление быть самим сабойлишь первые из них. Это именно стремление при отсутствии умения быть самимсобой – его у подростка ещё и не может быть, этот возраст и озабочен поискомсмысла Я, отделением себя «истинного» от себя «ложного», определением своегопредназначения в жизни – настойчиво увлекает на путь поиска чего-то необычного.
Второеслагаемое психологии неформальности – заражение и подражание. Они(подростки) страшно заражаются друг от друга необычностью нарядов, действий,ритуалов. Действуют неосознаваемые закономерности распространения моды. Сегодняпричёска «гребешком» у одного, и над ним все смеются, а завтра он уже не один.И тот, кто ещё вчера смеялся, сегодня бежит за ножницами. Необычное заражаетподростка. Он начинает подражать, даже не замечая, что постепенно обычнымстановится и этот его маскарад. Заражение и подражание облегчают задачувыделения из окружающей среды – ломать голову приходится только первым.Остальные же, как послушное стадо, идут следом.
Здесьдействует третье слагаемое психологии неформальности – стадный инстинкт.Одному выделиться труднее. Сопротивление велико. Опасностей много. А в куче –легче. Заражение и подражание, наслаиваясь на индивидуалистическое стремление квыделению, искажают цель, ради которой подросток предпринимает те или иныенеформальные действия, в итоге не выделяют, а чаще растворяют подростка в толпесебе подобных. Подавляющее большинство неформальных группировок держатся не насознательном единстве – это бывает у подростков редко, а на одинаковостиодиночества входящих в неё членов. Что главное в компании неформалов? В первуюочередь ритуалы. Ежедневные встречи-тусовки. Привычное место, привычноевремяпрепровождение, привычное дело, привычная музыка, привычные разговоры. Всёэто соединяет, помогает не чувствовать одиночество. Хоть на минуту, хоть навечер в такой компании можно забыться. Вывод – в стаде можно не думать о себе.В большинстве случаев лично о себе в неформальных группировках думают мало –действуют требования единства и единообразия мыслей, чувств и действий в стаде.
Конечно,сказанное нельзя относить ко всем без разбору неформалам. Они очень разные.Психологически творческие неформалы – особый тип молодых людей, живущих понепонятной и неудобной для массового сознания логике, отличной от привычной,обыденной. Но часто именно они оказываются способны в полной мере искренне,честно и действенно разобраться в себе, в окружающих, докопаться до причин,истоков того, что не устраивает в жизни. Важная чёрточка в психологии лучшихнеформалов – озабоченность проблемами, решение которых не служит прямособственному благополучию. Те же бригады по охране окружающей среды – примерытакой отстранённости от индивидуально-личностного мирка, выход за его пределы вбольшой мир.

Заключение
 
Стремительнолетит время. Жизнь принесла немало нового. «Официалы» ушли в прошлое.«Неформалитет» продолжает существовать и развиваться. Внимание к нему несколькоуменьшилось. В конечном счете, в каждом из нас – в ком-то больше, в ком-томеньше – есть толика неформальности. Надо взращивать эту толику, укреплять её всебе, чтобы в любой ситуации, всегда и везде оставаться людьми. Нормальными,живыми людьми, а не социальными роботами, послушными «винтиками», бездушныминосителями социальных ролей, бюрократических правил и инструкций. Бытьнеформалом, в общем-то, нетрудно. Для этого нужно лишь чуть-чуть по-другомуначать относиться к жизни. Немножко встряхнуться от усталости и задавленностипривычными трудностями и ограничениями. Перестать воспринимать всё происходящееслишком серьёзно, видеть за малейшими нарушениями распорядка угрозу «основам».Научиться воспринимать жизнь как текучий, многообразный и полноводный живойпоток. Понять, что в жизни можно и нужно смеяться, шутить, радоваться иудивляться, в том числе и тем отступлениям от привычного, которые делают еёразнообразнее и интереснее.

Списокиспользованной литературы
1.Ненашев С.В., ПилатовС.Г. Дети андеграунда: приглашение к разговору. – Л.: Лениздат, 1990.
2.Ольшанский Д.В.Неформалы: групповой портрет в интерьере. М.: Педагокика, 1990.
3.СундиевИ.Ю. Самодеятельные объединения молодёжи // Социологические исследования. 1989.№2. С.56-62.
4. Коммунист. 1988. №9.С.95.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методика проведения аудита операций с материалами
Реферат Агроэкономическая оценка применения удобрений под люцерну при орошении в ОАО «Селянское» Пугачевского района Саратовской области.
Реферат Ірпінська міська рада київської області
Реферат Международные экономические отношения (Шпаргалка)
Реферат Первые шаги советской физической культуры (1917-1941 гг.)
Реферат Политический режим и его виды
Реферат Разработка программ в среде программирования Turbo Pascal 7.0
Реферат Tobacco Essay Research Paper Tobacco comes from
Реферат Технологическая линия по производству кальциевой молотой извести
Реферат Профессионально-этические ориентиры в журналистике
Реферат 3d моделирование. Анимация. Виртуальные миры
Реферат Аналіз регуляторного впливу до проекту рішення Вільнянської міської ради
Реферат Основные направления развития отечественной философии после 1917 года
Реферат Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости несостоятельного предприятия
Реферат Тема поэта и поэзии во вступлении к поэме Маяковского Во весь голос