Древнекитайская цивилизация.
Эпохадревнекитайской цивилизации восходит к рубежу III — II тыс. до н.э. концом еесчитают крушение империи Хань (220 г. н.э.).
Специфика,природных условий в значительной мере обусловила ряд важнейших особенностейдревнекитайской цивилизации. Климатические условия были более суровыми, чем вЕгипте, Шумера, Индии, поэтому государство сложилось гораздо позже и на болеевысоком уровне развития производительных сил. Сыграло свою роль и то, что досередины I тыс- до н.э. Древний Китай развивался почти в отрыве от другихцивилизаций.
Китайскийэтнос создал особый тип культуры, отличающий его от культур других народов.Социальная этика и административная практика здесь всегда играли болеезначительную роль, чем мистика или поиски индивидуального спасения. Величайшимипророками здесь считались те, кто учил жить достойно, в соответствии с принятойнормой, а не ради спасения на свете.
Начинаясо II тыс. до н.э. китайцы верили многим богам, приносили им жертвы, затем напервый план выходит шанди, но и он воспринимался как первопророк и богодновременно.
Всекитайский пантеон.
Системабогов, ритуалов и культов в рамках гигантской структуры религиозногосинкретизма была сложной и многоярусной. На высшем его ярусе находилисьобщегосударственные культы Неба и Земли, отправлявшиеся в их полном объеме лишьсамим императором в специальных столичных храмах. Храм Неба и доныне являетсобой архитектурную достопримечательность Пекина: это обширный комплекс,ведущее положение в которой занимает трехъярусное куполообразное здание,круглое в плане, с мраморными террасами и балюстрадами; оно обычно оживало икрасочно светилось в ночь церемониала, свершавшегося под Новый Год.
Кчислу божеств, имевших всекитайское распространение и значение, относилисьоснователи трех религий — Конфуций, Лао-цзы и Будда; причем первое место срединих, бесспорно, принадлежало Конфуцию, храмы в честь, которого были в каждомуездном городе (их в Китае насчитывалось около 1500). Общекитайским поклонениемпользовались и некоторые другие мудрецы — древние мудрецы типа Хуанди и Фуси,бодисатвы и будды Амитаба, Майтрейя, Гуань-инь, а также некоторыеобожествленные герои, как, например, бог войны Гуань-ди, некогда отважныйполководец времен Троецарствия (Ш в.), превратившийся со временем в популярноебожество, покровительствовавшее уже не столько военным, сколько торговцам ибогатству.
Кчислу высших всекитайских божеств относился и Великий Нефритовый императорЮйхуан шанди — персона несколько необычного типа, в первые появившаяся вкитайском пантеоне на рубеже I — II тысячелетий н.э. и довольно быстропревратившаяся в верховного главу всех божеств, духов, героев и демонов этогопантеона. Культ Юйхуана шанди окружившего себя на небе бесчисленным множеством«министров», чиновников, канцелярий и ведомств и бывшего, таким образом,зеркальной копией императора земного, — это естественное порождение,закономерное завершение тех принципов рационалистического осмысленияпотустороннего мира, которые были свойственны китайскому мышлению. Однако этотпопулярный культ, плоть от плоти гигантской системы религиозного синкретизма,нуждавшейся хоть в поверхностной упорядоченности ее пантеона, был враждебновоспринят верхами китайского общества. Не желая видеть в порождении народныхсуеверий конкурента великого Неба, копий земного сына Неба, императоры не разпытались запретить культ Юйхуана шанди, но в представлении народа он так и осталсявеликим небесным правителем.
Болеескромна по рангу, но неизмеримо более многочисленна группа локальных культов,центральное место в которой занимали божества — покровители территории,деревенские туди-шэни и городские чэн-хуаны. Те и другие охраняли население отопасностей и невзгод. Они выступали в качестве арбитров (суд в храме чэн-хуанав Китае походил на «божий суд» в христианском европейском средневековье) ипосредников перед лицом великого Юйхуана шанди, которому регулярно обязаны былидавать отчет о положении дел на вверенной им территории. Параллельно счэн-хуаном и туди-шенями действовало и множество других локальных духов,ведавших горами, реками и т.п.
Врамках каждой семьи или социальной корпорации действовали другие духи,отвечавшие за порядок среди своих подопечных. На первом месте среди них попопулярность был дух домашнего очага Цзао-шэнь. Бумажный лубок с егоизображением висел в каждом доме. Считалось, что за семь дней до Нового годаЦзао-шэнь отправлялся с докладом к Юйхуану шанди. Пока Цзао-шэнь пребывал сдокладом на небе, семья тщательно готовилась к Новому году — самому большомупразднику в стране. Все чистилось, убиралось. Считалось необходимым к Новомугоду расплатится с долгами:, привести все дела в порядок. Праздник начинался вполночь, когда под гром хлопушек и вспышек фейерверков семья встречалавозвращавшегося Цзао-шэня, в честь чего на стену вешалось новое егоизображение.
Еслив сказках Запада дракон чаще всего — страшное чудовище, олицетворение зла, скоторых сражается носитель добра, в Китае дракон не редко был символом добра,мира и процветания. Гораздо реже он воспринимался как носитель зла. Праздникдракона пятого числа пятого месяца — один из самых любимых в Китае. В этот деньна празднично украшенных лодках ездили по рекам и приносили жертву законам — повелителям вод.
Кромедракона китайцы почитали и других священных животных -сказочную птицу феникс,единорога-цилиня и черепаху. Благоговейно, со священным страхом почитали онитигра — царя зверей, на лбу которого в изображениях, часто чертили знак«ван» (царь). Тигр считался кроме того, грозой демонов болезней и,следовательно, в какой-то мере патроном здоровья. Его клыки и когти высокоценились: обрамленные в серебро, они служили ценными амулетами, растолченные впорошок -целебными снадобьями. Почитались в Китае также коты, петухи, обезьяны,змеи. Конечно, это было не то священное почитание, с какими индийцы относили ккорове. Просто эти животные пользовались некоторым покровительством, а ихдухам, изображавшимся в их же облике, в особых кумирнях время от времениприносили жертвы.
Существенноевлияние не только на последующее развитие философии, но и особенности наразвитие религии, оказала книга. «Дао-дэ-пзин» («Книга о Дао»), представляющаясобой сборник афоризмов, мудрых, но порой странных и загадочных изречений.
Центральнойидеей философии Лао-Цзы (около VI века) была идея дао. Слово «дао» накитайском языке буквально означает путь; но в этой философской системе онополучило гораздо более широкое метафизическое, религиозное содержание. Даоозначает не только путь, но и образ жизни, метод, принцип.
Основнаяидея практической философии, или этики Лао-Цзы: это принцип недеяния,бездействия, квиетизма. Всякое стремление что-либо изменить в природе или вжизни людей осуждается. Злом считает Лао-Цзы и всякое знание: «святой муж»,управляющий страной, «старается, чтобы мудрые не смели сделать что-нибудь.Когда все сделаются бездеятельными, то на земле будет полное спокойствие». «Ктосвободен от всякого рода знаний, тот никогда не будет болеть».
Главнаядобродетель — воздержание. «Аля того, чтобы служить небу и управлять людьми,всего лучше соблюдать воздержание. Воздержание — это первая ступеньдобродетели, которая и есть начало нравственного совершенства».
УчениеЛао-Цзы послужило основой для развития даоской религии, одной из трехгосподствующих ныне в Китае религий.
Почтиодновременно с философскими книгами Лао-Цзы и его учеников появилась в Китае идругая группа философских сочинений, восходящая к родоначальнику другойгосподствующий религии Китая — Кун-цзы, или Конфуцию. Философия Конфуция ашкола, ведущая, от него свое происхождение, коренным образом отличаются отфилософской системы Лао-Цзы. Они отражали взгляды и интересы чиновничества.
Классическиеконфуцианские книги распадаются на «Пятикнижие» («У-цзин») и «Четверокнижае»(«Сы-щу»). Эти книги далеко не все могут считаться религиозными. Некоторые изних к религий не имеют никакого отношения. Классическое «Пятикнижие» — еще исейчас основной канон конфуцианской религии — состоит из следующих сочинений:древнейшая книга — «И-цзин» («Книга перемен») — сборник магических формул,заклинаний; «Шу-цзин» («Древняя история») — история легендарных императоров,религиозного содержания в ней мало; «Ши-цзин» («Книга песнопений») — сборникдревней поэзии, отчасти космологического и мифологического содержания (впоследней из четырех частей сборника есть и чисто религиозные песни или гимны,исполнявшиеся в связи с религиозными обрядами и жертвоприношениями); «Ли-цзи»(«Книга церемоний») — описание многочисленных обрядов, далеко не все из которыхимеют религиозное значение, «Чун-цю» («Книга весны и осени») — это хроникаодного из Китайских княжеств, очень краткая, сухая, лапидарная, ни какихрелигиозных элементов не заключающая.
«Сы-щу»(«Четверокнижие») состоит из следующих книг; «Да-сюе» («Великое учение») — учение о самоусовершенствовании человека, изложенное по Конфуцию одним из егоучеников; «Чжун-юн» («Книга о середине») — учение о необходимости соблюдать вовсем гармонию и не вдаваться в крайности; «Лун-юй» — книга изречений иафоризмов Конфуция и его учеников; «Меи-цзы» — учение философа Мен-цзы, самоговыдающегося из позднейших учеников Конфуция.
Основноесодержание учения Конфуция — это учение о правилах поведения, о правильнойжизни. Это система политической и частной этики. Согласно Конфуцию, правительдолжен кроме гуманности обладать еще одним важным качеством — чувством долга.Долг — это моральная обязанность, которую гуманный человек в силу своихдобродетелей накладывает на самого себя. Благородный человек Конфуция — этоидеал, своеобразное звено между небом и обществом. С течением времени и в связис ростом авторитета Конфуция и его учения этот идеал становится обязательнымэталоном для подражания, приблизиться к которому было делом чести и престижа.Конфуцианство стало официальной идеологией династии Хань (Ш в. до н.э. — III в.н.э.), чиновники при которой отбирались по принципу безупречного знаниямудрости учителя.
Всредневековом Китае сложились и канонизированы определенные нормы и стереотипыповедения каждого человека в зависимости от занимаемого места в чиновничьейиерархии. Это и вошло в так называемый «Китайский церемониал». В эпоху Хань былсоставлен подробный свод правил церемониала — трактат Лй-Цзы, сжатое изложениеКонфуцианских норм, имевших силу более 2 тыс. лет.
Длятого, чтобы стать чиновником, нужно было выдержать экзамен, который происходилпод строгим контролем конкурсной комиссии, справившиеся лучше другихудостаивались желаемой степени и получали право сдавать экзамен на вторуюстепень, а обладатели обеих — на третью. Трижды сдавшие экзамены получаливысшую ученую степень на престижную должность «уездного» начальника. Важнойосновой социального порядка по Конфуцию является строгое повиновение. Высшейцелью управления Конфуций провозгласил интересы народа. Последователи Конфуцияучили, что из трех важнейших элементов государства на первом месте стоит народ,на втором месте — божество, на третьем — государь. Однако конфуцианцы считали,что самому народу также нужно отеческое наставление. Вторая важная основаконфуцианства — строгое повиновение, старшим, причем, как напоминал Конфуций,государство — большая семья, а семья — малое государство. Конфуций разработал«сяо» — учение о сыновней почтительности. Семья считалась сердцевинойобщества, интересы семьи превосходили интересы отдельно взятой личности,которая рассматривалась лишь в аспекте семьи. Символом кланового единства былродовой храм предков с могильными и храмовыми землями, отбирать которые былонедопустимо. В эти храмы собирались родственники.
Китайцысоздали оригинальную картину мира, где не было места враждебности,несовершенству, дисгармонии. Мир в представлении китайцев — это мир абсолютноготоржества противоположностей, где все различия относительны. Каждое явлениеприроды, будь то цветок, животное или водопад, — воплощают в себе мудростьприроды и ее богатство. Мир изначально совершенен, поэтому его не надопеределывать, надо самоустраниться, уподобиться природе, чтобы не мешатьосуществлению гармонии. Изначально природе присущи пять совершенств:человечность (жень), чувство долга (и), благопристойность (ли), искренность(синь) и мудрость (джи).
Китайскаякультура призывает к действию в соответствии с космическим ритмом. Творчествопринадлежит небу. Эта идея социально-этического политического порядка,санкционированного — великим небом. Эта идея поддерживалась и развивалась вучениях даосизма и конфуцианства, не изменил эту идею и буддизм.
Опираясьна древние представления о небе и высшей небесной благодати (дэ), конфуцианствовыработало постулат, согласно которому правитель получал божественный мандат(мин) на право управления страной. Если правитель отступал от принятых норм,выражением чего был экономический упадок, волнения, правитель терял право намандат неба (дэ) (тот тезис Конфуция служил предостережением императорам,которые пытались отклониться от социальных и моральных норм). Многие соседиКитая — хунны, монголы, захватывающие империю, постепенно принимали эти женормы.
Такимобразом, конфуцианство стало не религией в полном смысле слова, а вобрало всебя политику, административную систему, функцию социальных и экономическихпроцессов, словом, стало образом жизни, концентрированной формой китайскойкультуры.
Однойиз популярных школ в Китае был легизм, который критикуя конфуцианство за«то, что оно, по его мнению, культурой подменяет законы, считал, чтоприрода человека изначально зла. Поэтому рядом с этими двумя религиями,выросшими на почве самого Китая, довольно широкой популярностью там пользуетсятретья религия, внесенная извне: это буддизм, который китайцы называют учениемФо. Впервые буддизм появился в Китае в I в. н.э. в виде хиняны, однако он долгоне удержался. Вторичное появление буддизма, уже в форме махаяны, относится кначалу V в., и с той поры, несмотря на ряд преследований, которым по временамподвергались буддийские монахи со стороны правительства, буддизм укоренился вКитае и даже занял место третьей равноправной религиозной системы в этойстране. Собственно говоря, настоящих буддистов, т.е. исключительныхприверженцев этой религии, в Китае мало. Такими можно считать только буддийскихмонахов. Вне этой профессиональной группы едва ли кто из китайцев признает себябуддистом. Но буддистские обряды выполняют — попутно с даосскими иконфуцианскими — почти все верующие китайцы. К услугам буддистских монаховобращаются очень часто, особенно в связи с погребальными обрядами, — область, вкоторой монахи считаются большими знатоками.
Несмотряна такое мирное сосуществование конфуцаалства, даосизма и буддизма (сань-цзяо — три религии — так называют их китайцы), между ними велась борьба, но борьба неза верующих, потому что китайцы обычно, смотря по обстоятельствам, выполняютобряды всех трех религий. Эта борьба чисто политическая: конфуцианскиечиновники и даосские жрецы постоянно соперничали из за должностей, из задоходных мест, из за влияния на политическую жизнь. Вопреки учению Лао-Цзы,который проповедовал невмешательство в государственные дела, даосские жрецывсегда стремились к власти. Например, чисто конфуцианская династия Хань быласвергнута в результате ряда крестьянских восстаний, из которых самое мощное — известное восстание «желтых повязок» 1184 V. — было возглавлено даосами. Были иэпохи, когда буддизм и буддистские монахи пользовались особым покровительствомимператорской власти: так было в годы династии Суй (581-616) и особенно Юань(1260-1868). Любопытно, что конфуцианское чиновничество в историй Китаянаибольшее влияние имело не при национальных династиях Тан, Мин и Сун, аглавным образом в эпохи иноземных династий: монгольской и маньчжурской.Иноземные династии, очевидно, чувствовали себя непрочно в стране и старалисьопереться на образованное чиновничество. А национальные династии Китая, ближедержавшиеся к более широким слоям китайского населения, испытывали гораздобольшее влияние со стороны связанных с народными массами даосских жрецов.
Еслидопытаться охарактеризовать религию Китая в целом, то бросается в глаза преждевсего ее глубокое своеобразие. Верующие китайцы весьма мало склонны кмистицизму, отвлеченной метафизике, аскетизму. Это отразилось в их религии,особенно в конфуцианской. Последняя сводится к строгому выполнению предписанныхобрядов. Обряды же, чинные, сдержанные, совершенно лишены какого-либо вдохновения,религиозной экзальтации. Мистическое общение с божеством, правда, практикуетсянекоторыми жрецами — гадателями (даосами), но в китайской религии в целом онозанимает очень скромное место. Всякий же религиозный фанатизм, аскетизм,изуверское умерщвление плоти, оргиастическое исступление совершенно чуждыкитайской религии. Вообще, индивидуальное начало в религии, личная связьотдельного человека с потусторонним миром не свойственны верующим китайцам; этообъясняется, видимо, живучестью родовых традиций.
Искусство Китая.
Современныепредставления ученых о религиозной и духовной жизни Древнего Китая основаны написьменных источниках, некоторые из них были составлены в глубокой древности. Кначалу I тыс. до н.э. относятся наиболее ранние памятники древнекитайскойлитературы -«Книга песен», содержащая более 300 песен и стихов, и «Книгаперемен». Китайцы очень долго писали на шелке натуральными красками, на рубежен.э. изобрели тушь и бумагу, которую изготовляли из тряпья и коры. Количествоиероглифов в этот период превысило уже 3 тыс. Чрезвычайно бурное развитиекитайской письменности характерно для первых веков нашей эры: так, во П в. н.э.число иероглифов составляло более 10 тыс., в Ш в. н.э. — более 18 тыс. В этовремя было введено единообразное для всей страны письмо, которое в последствиии легло в основу китайской письменности. Тогда же были составлены и первыесловари. При императорских дворах создаются обширные библиотеки.
Наиболееизвестными поэтами того времени были Лу Цзы, Мей Шен, Ян Сюнь, Тао Юань Минь.Они продолжали традиции первого великого поэта Китая Цюй Юаня, основоположника,китайской поэзии, который жил в IV-Ш в.в. до н.э.
Особеннопопулярна была поэзия Тао Юааь Миня, понятная и близкая простому народу.
Первымизвестным историком Китая был Сым Цянь, автор «Исторических записок». Его стильи метод изложения стали предметом ревностного подражания, как это обычно было вКитае.
Знаменитымипоэтами первого века н.э. Китая были Цао Цао, Цао Пи, Цао Чжи, Цзи, Кан, ЖуаньЦзй.
Напервые века нашей эры приходятся и расцвет живописи и ваяния, который многиеисследователи связывают с буддизмом: в буддийских храмах помещалось множествостатуй различных божеств и святых. Особенно были развиты живопись тушью набумаге, шелке, а также искусство фресок.
Развивалисьи прикладные искусства: изготовление бронзовых зеркал, украшенных очень тонкойрезьбой, уже во II тыс. до н.э. получила развитие резьба по нефриту и кости.Совершенствовалась художественная керамика, тем самым подготовляя почву дляпроизводства в IV в. н.э. фарфора. Великолепны также разнообразные лаковыеизделия, известные далеко за: пределами Китая.
Интереснаи необычна архитектура Китая. Уже в I тыс. до н.э. китайцы умели строить зданияв два — три и более этажей с многоярусной крышей. Типичным было здание,состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имелаподнятые вверх края и четко обозначенный карниз (пагода). Самыми известнымиявляются пагода Сунь-юэ-сы в Хэнани (523г.), «Большая пагода диких гусей» (Да-янь-та),в Сиане (основана в 622 г., перестроена в 701 — 704 гг.). Пагоды возводились изразных материалов: деревянная пагода в храме фо-гун-сы (1056 г.), кирпичнаяпагода Бай-ма-сы (1175 г.). Наиболее известна 13-этажная железная пагода вГань-яне (Х-Х1 вв.). Этот тип строения был основных в Китае в течение многихвеков — вплоть до самого последнего времени. Знаменитый храмовый ансамбль «Храмнеба» в Пекине (1420 г., перестроен в 1745 г.). Главное здание — «Храм молитвыза годовую жатву» — деревянное, круглое в плане, расположено на трехступенчатоймраморной террасе. Крыша покрыта синей черепицей. Недалеко от храма находится«Алтарь неба» (XVI в.). В III в. до н.э. в Китае было построено более 700императорских дворцов, один из которых был громадным: его центральный залвмещал более 10000 человек. Время, когда страна объединилась в единоецентрализованное государство (221-207 гг. до н.э. ознаменовалось строительствомосновной части Великой Китайской стены, которая частично сохранилась до нашеговремени.
Наука
Ужево II тысячелетии до н.э. китайцам было известно более двух десятковмузыкальных инструментов: барабан, бубен, дудка, металлические колокольчики,струнные щипковые инструменты, духовые — из бамбука, глины и др. В I тыс. дон.э. появляются трактаты о музыке, создается специальная придворная служба, введении которой находилось обучение музыкантов и танцоров, наблюдение заисполнение песенной и танцевальной музыки и руководство ею. Таким образом, дажеэти сферы культуры наименее других поддающиеся регламентации, были в ДревнемКитае регламентированы и подвластны государству.
Успехамв архитектуре способствовало развитие математики. Уже в V в. до н.э. древниекитайцы узнали свойства прямоугольного треугольника, в I в. н.э. был создантрактат «Математика в девяти главах», суммирующий математические знания,накопленные в Китае за не сколько веков. Китайские ученые впервые в историичеловечества ввели понятие отрицательных чисел. Древним китайцам принадлежатмногие технические изобретения; в Ш в. до н.э. — магнитный прибор, прародитель,компаса, на рубеже нашей эры — водяная мельница, машина — насос, поднимающаяводу на поверхность земли, первый в мире сейсмограф.
Активноразвивалась астрономия. Уже во П тысячелетия до н.э. китайцы делили год на 12месяцев, месяц — на 4 недели. С V века до н.э. они вели регулярныеастрономические наблюдения, разделили небесный свод на созвездия, выделили 26созвездий. В IV веке до н.э. ими был составлен первые в мировой историизвездный каталог на 800 светил. В 28 г. до н.э. китайцы впервые в историичеловека описали пятна на солнце: еще через 2 века астроном Чжан Хэн создалпервый в мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел.
Значительныхуспехов достигла и медицина. В I в. н.э. был составлен каталог медицинскихкниг, в которых были собраны рецепты лечения многих болезней, созданы трактатыпо фармакологии.
Такимобразом, конфуцианство, даосизм и буддизм, существуя на протяжении многих вековпостепенно сближались между собой, причем каждая из доктрин находила свое местов складывавшейся всекитайской системе религиозного инкретизма. Конфуцианствопреобладало в сфере этики и социально — семейных отношений, даосизм с егомагией, метафизикой и пантеоном божеств и духов был обращен к сфере чувств икак бы компенсировал сухость и рационализм конфуцианства, буддизм заботился озамаливании грехов, рождал и поддерживал иллюзию о светлом будущем. Сочетаниевсех трех религий оказало существенное влияние на художественную культуру.
Проходяттысячелетия, а традиционная культура не Смотря на изменения в социально — политическом строе мало подвергается изменениям, что помогает без духовногонадлома разбиваться, если не считать этапа «культурной революции», чуть было нелишившей духовных ценностей целое поколение.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта linguistic.ru/