1. Русские сезоны
театр балетдегилев
Классический русскийбалет преобразил мировое балетное искусство. Он славился долгие десятилетия иславится до сих пор. Но в начале 20 века вспыхнула звезда новой русскойхореографии, заложившей свои традиции, — и эти традиции не только живут до сихпор, но стали провозвестием нового мирового искусства. Русский балет начала 20века – это совершенно неожиданное слово в искусстве балета, и балетнаякультура, кажется, давно ждала его.
До сих пор мировой балетпитается открытиями и новациями русской труппы, выступавшей в Европе в 1910- 1920-хгг., развивает и преображает заложенные ею традиции. По странности судьбы,новый русский балет родился и приобрел мировую славу за пределами России, носоздавали его русские артисты, русские балетмейстеры, художники, композиторы.Труппа не случайно носила название «Русский балет Сергея Дягилева». Дягилевсиебалетные сезоны не только представили миру новый русский балет, но и наиболееполно раскрыли дарования многих русских артистов, здесь к ним пришла мироваяслава.
Началось все в 1907 году,когда Сергей Павлович Дягилев открыл в Париже русскую антрепризу под названием«Русские сезоны». Европе уже имя Дягилева было знакомо. Необычайно энергичныйантрепренер, известный в России также как серьезный знаток мировой культуры,автор работ по истории русской живописи, один из организаторов художественногообъединения «Мир искусства», редактор журналов «Мир искусства» и «Ежегодникимператорских театров», организатор художественных выставок, театральныйдеятель, человек, близкий как к балетным кругам, так и к кругу художников,композиторов, Дягилев к тому времени успел организовать в Европе не однувыставку работ русских художников, представителей того нового русскогоискусства, которое позже назовут искусством Серебряного века, искусством эпохимодерна.
Свои «Русские сезоны» вПариже Дягилев начал с «Исторических концертов», в которых приняли участие С.В. Рахманов, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, Ф. И. Шаляпин, хорморского Большого театра. В следующем году Дягилев привез в Париж русскуюоперу, познокомив европейского зрителя с шедеврами постановок произведений М.П. Мусорского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова ( главные партии пелФедор Шаляпин). В сезоне 1909 г. в антрепризе Дягилева появился балет. Балетныеспектакли шли в перемену с оперными. Он привозил в Европу цвет русскойтеатральной культуры- танцоров В. Ф. Нижинского, А. П. Павлову, Т. П.Карсавину, балетмейстера М. М. Фокина, приглашает для работы декораторамихудожников А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста, Н.К. Рериха, А. Я. Головина.
Успех балетных постановокбыл столь оглушительный, что в следующем году Дягилев отказывается от оперы ипривозит в Париж только балет. Можно сказать, что с 1910 года он становитсяисключительно «балетным антрепренером». Балету Дягилев посвящает всю оставшуюсяжизнь.
Сергей Павлович Дягилевиздавна питал страсть к балетному театру. В 1899-1901 гг. он руководилпостановкой на сцене Мариинского театра «Сильвии» Л. Делиба. Дягилев пыталсяобновить сценографию балета, но встретил сопротивление дирекции театра и былуволен «за подрыв академических традиций». Как видим, жажда поисков новых путейв балете появилась у Дягилева задолго до его парижских «сезонов».
В 1910 г. Дягилев привезв Париж балеты Фокина, поставленные этим балетмейстером на сцене Мариинскоготеатра,-«Шехерезада» Н. А. Римского-Корсакова, «Клеопарда» А. С. Аренского,«Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина, «Жизель» А. Адана. Были также представленыПоловецкие пляски из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина. Подготовка сезонаначалась еще в Петербурге. Здесь в полной мере появилось выдающееся дарованиеДягилева-антрепренера. Прежде всего были отредактированы петербурскиепостановки в сторону усложнения хореографии. С помощью М. Ф. Кшесинской,участницы труппы, близкой ко двору, Дягилев сумел получить для этого сезонасолидную субсидию (среди «спонсоров» бил император Николай 2). Дягилев сумелнайти покровителей и среди французских меценатов.
Антрепризную труппу онсобрал из молодежи, прежде всего из сторонников хореографии Фокина, — это былиПавлова, Карсавина, Больм, Нижинский. Из Москвы он пригласил Коралли, Гельцер,Мордкина. Французов потряс русский балет – и и оригинальностью хореографии, иисполнительским блеском, и живописью декораций, и эффектными костюмами. Каждый спектакльпредставлял собой изумительное по красоте и совершенству зрелище. Нижинский,Павлова, Карсавина стали открытием для Европы.
Дягилевские сезоныполучили название «Русские сезоны за границей» и проходили ежегодно до 1913года. Сезон 1910 года был первым сезоном, а в 1911-м Дягилев принял решение осоздание отдельной балетной труппы, получившей название «Русский балетДягилева». Главным балетмейстером в ней стал Фокин. Здесь были поставлены ставшиелегендарными спектакли «Видение розы» на музыку К. М. Вебера, «Нарцисс» Н. Н.Черепнина, «Дафнис и Хлоя» М. Равеля, «Тамара» на музыку М. А. Балакирева.
Главным событием первыхсезонов стал поставленный в 1911 году Фокиным балет «Петрушка» на музыку И. Ф.Стравинского ( художником был А. Н. Бенуа), где в главной роли выступилНижинский. Эта партия стала одной из вершин в творчестве артиста.
С 1912 г. труппа Дягилеваначинает гастролировать по миру- Лондон, Рим, Берлин, города Америки. Этигастроли способствовали не только укреплению славы нового русского балета, но ивозрождению балета в ряди стран Европы, а впоследствии возникновению балетныхтеатров в странах, еще не имевших своего балета, например, в тех же СоединенныхШтатах, в некоторых странах Латинской Америки.
Труппе Дягилева сужденобыло открыть одну из самых замечательных страниц в истории балетного театра, аДягилева благодоря его деятельности в ней по праву назвали впоследствии«создателем новой художественной культуры» (слова принадлежат танцовщику ибалетмейстеру Сергею Лифарю). Труппа просуществовала до 1929 г., то есть досмерти ее создателя. Ей всегда сопутствовала слава, постановки труппы Дягилевапоражали высоким художественным уровнем, в них блестели выдающиеся таланты,которых умел находить и которых взращивал Дягилев.
Деятельность труппы делитсяна два периода – с 1911 по 1917г. и с 1917 по 1929-й. Первый период связан сдеятельностью Фокина, танцовщиков Нижинского, Карсавиной, Павловой, а также створчеством художников «Мира искусства» — Бенуа, Добужинского, Бекста,Судейкина, Головина, с русскими композиторами-классиками Н. А.Римским-Корсаковым, А. К. Лядовым, М. А. Балакиревым, П. И. Чайковским народу ссовременными русскими композиторами Н. Н. Черепниным, И. Ф. Стравинским, К.Дебюссе.
Второй период связан сименами балетмейстеров Л. Ф. Мясина, Дж. Баланчина, танцовщиков Сергея Лифаря,Алисии Марковой, Антона Долина, европейских художников П. Пикассо, А. Бошана,М. Утрилло, А. Матисса и русских художников-авангардистов – М. Ф. Ларионова, Н.С. Гончаровой, Г. Б. Якулова, современных русских и зарубежных композиторов –Стравинского, Прокофьева, Ф. Пуленка, Э. Сати.
В 1917 г. качествепедагога-репетитора Дягилева пригласил знаменитого Эрнесто Чеккетти, поклонникаи знатока русского классического балета: Дягилев никогда не декларировал разрывас великими традициями русского балета, даже в своих самых «модернистских»постановка он оставался все же в их рамках
Редко какая антрепризнаятруппа удерживалась на пике успеха три-читыри сезона подрят. Труппа Дягилевадержалась на уровне мировой славы в течение 20 лет. Режиссер «Русских балетовДягилева» С. Л. Григорьев писал: «Завоевать Париж трудно. Удерживать влияние напротяжение 20 сезонов – подвиг». За годы существования труппы в ней былопоставлено более 20 балетов.
Нельзя не учесть, чтопосле 1917 г. европейский балетный театр вошел в состояние кризиса.Классическая школа изжевала себя, новых идей и имен появлялось мало. Именно втакой кризисный момент блистательный коллектив Дягилева дал миру образцывысокого искусства, одарил мировой балет новыми идеями, предложил новые путиего развития.
2. Страницыдягилевского балета
Дягилев обладал редкимчутьем антрепренера и редким чутьем художественного руководителя. Он никогданичего не ставил сам, не сочинял музыки, не придумывал декорации. Но он был душойтела – он умел находить таланты, он задавал тон, вкус, он определял стильпостановок, стиль всей антрепризы. Он знал, на чем сделать окцент и что нужнодля создания подленного произведения искусства.
В эпоху когда начиналсвою деятельность Дягилев, в классическом балете царила безоглядная вера втанцора, в его магию, в его власть на сцене. Дягилев одним из первых понял, чтоорганизующем началам балетного спектакля – является, как известно,синтетического – явления режиссер-балетмейстер. «Одна из труднейших задач, — говорил он, — открыть хореографа». Асе постановки в труппе Дягилева – этопрежде всего постановочные, балетмейстерские шедевры. Дягилев притягивалталантливых балетмейстеров, а они, в свою очередь, находили для себя широкоеполе деятельности. Достаточно назвать имена Фокина или Баланчина, чтобы понять,что Дягилев тут не ошибался, каждое имя – это целая эпоха, школа направление.Он умел воспитать балетмейстера, воспитать в своем духе, как было с молодым Л.Мясиным, пошедшим к Дягилеву в 1914 г., или с опытной Брониславой Нижинской,выступавшей в юности у Дягилева в балетных партиях, а в 1922-м пришедшей в еготруппу как балетмейстер.
Странно прозвучат слова –балеты Дягилева живописны. В его балетах живопись является неотъемной частьюспектакля, такой же, как танец и музыка. Труппа Дягилева в своих первыхпостановках вырастала на живописи «мирискусников», причем вырастала не толькоидейно – живопись мирискусников повлияла на пластику, на стиль новойхореографии.
Во втором периодедеятельности в «Русском балете Дягилева» стало усиливаться влияние модернизма,балеты стали более сложными пластически, из них уходил сюжет, вернее, пластикасама превращалась в «сюжет». В это время в дягилевский балет пришли веянияевропейские. Когда Дягилев начал сотрудничать с новыми европейскимихудожниками, а в репертуаре труппы стали преобладать балеты современныхфранцуских, австрийских, итальянских композиторов, это также не могло неоказать воздействия на хореографию, на пластическую культуру дягилевских балетов.Труппа Дягилева в истории балета была, помимо прочего, явлением стилистическим,ее стиль определял время – как и время определяло ее стиль.
Интернациональной стала исама труппа – французские, австрийские, итальянские танцоры получали у Дягилеварусские имена ( Хили-Кэй – Антон Долин, Алисия Маркс – Алисия Маркова ), но онивсе же оставались французами и итальянцами и привносили в танец свои традиции,свои приемы.
Блистали в труппеДягилева и имена русских танцоров, среди которых самым известным был СержЛифарь, пришедшей в труппу в 1923 году. Серж Лифарь – целая страница новогорусского балета. После Нижинского он стал новым кумиром европейской публики,его и сравнивали с Нижинским. В балете, поставленном некогда Нижинским –«Послеполуденный отдых фавна», — Лифарь исполнял партию, которую танцевал в1912-м легендарный артист. Но Лифарь, конечно, не был похож ни на кого, он былочень своеобразной личностью.
Лифарь наиболее ярковыразил общую направленность дягилевской труппы. Его партии были исполнены драматизмаи глубокой лирической экспрессии. Казалось, пластика Лифаря лирична сама посебе. Он, как и Фокин, стремился к идейному выражению музыки в пластики. Онумел лепить почти скульптурные образы, но умел и блестящи «стилизовать»пластику под сюжет, под эпоху, как в балетах «Жар-птица» или «Аполлон Мусагет»на музыку Стравинского.
Со Стравинским долгосотрудничал последнее годы Дягилев. Лифарю оказалась очень близко стилистикаэтого композитора – и как танцору, и как хореографу. Когда в 1929 г. Лифарь выступилу Дягилева как балетмейстер, то выбрал для постановки «Байку про лису…»Стравинского. В конце 1920-х гг. дягилевская труппа благодаря Лифарю пережиласвой последний поэтический взлет.
3. Разнообразие стилей
Режиссер Григорьеввыделял 5 периодов в истории труппы, связанные с работающими в нейбалетмейстерами:
1. Период работы М.М. Фокина (1909 – 1912, 1914)- он раздвинул рамки классической хореографии,создал новые танцевальные формы, более богатую пластику.
2. Период работы В.Ф. Нижинского ( 1912-1913, 1916), балетмейстерские опыты которого являлись,быть может, первой попыткой создать балет нового типа.
3. Период работы Л.Ф. Мясина (1915-1920, 1928). Он развил принципы, заложенные Фокиным, ввелусложненные движения, ломаные и вычурные формы и создал собственный стиль.
4. Период работы Б.Ф. Нижинской (1922-1924, 1926). Ее стиль был ближе к классическому, даженеоклассическим, но весьма своеобразным.
5. Период работыДжорджа Баланчина (1924-1929). Он утвердил основные формы балета 20 века,творчески развив и идеи Фокина, и идеи Нижинского, — это был балетэкспрессионистский, бессюжетный, балет-симфония.
Но «лицо» труппыДягилева, стиль его постановок менялся не только в зависимости от того, ктоставил спектакль или кто в нем танцевал, но и в зависимости от веяний времени. «Русскийбалет Дягилева», выросший в залах и на площадях Европы, по-прежнему принадлежитрусской культуре. Начало деятельности «Русского балета Дягилева» — этоСеребряный век, его поиски, его стилистика в самом широком смысле. 1920-е годы– это русской авангард с его изломами, предчувствиями и совершенно новымхудожественным языком. Долгие десятилетия «Русский балет Дягилева» остовалсяисточником идей и новаций для европейского и мирового балета. Остается им исегодня.
4. Русские сезоныДягилева и современный балет
В апреле 2009 годаисполнилось 103 года с тех пор, как начались знаменитые «Русские сезоны» вПариже для наших эмигрантов. Это был уникальный период расцвета отечественнойкультуры и меценатства. Европа была поражена, увидев русскую живопись, услышаврусскую музыку. С этого времени каждая парижская весна в течение 20 летприносила новые открытия в русском балетном и оперном искусстве.
«Русские сезоны» гремели вославу русского искусства в Париже, Лондоне, Риме. Каждое из событий «сезонов»,будь то выставка, спектакль или концерт, вписывало новую страницу в летописьмировой культуры. Художественная деятельность труппы Дягилева в корнеперевернула представления европейцев о классическом балете, о декорациях,костюмах, красках и формах и помогла западным художникам сделать шаг к новомунаправлению и стилю – арт-деко. К сожалению, «сезоны» прекратили своесуществование с уходом из жизни патриота и просветителя Сергея Дягилева.
Но вначале 21 века онибыли возрождены, и сейчас мы имеем возможность увидеть балет, который танцевалисто лет тому назад. Фонд имени Мариса Лиепы и компания «SAV Entertainment» в рамках седьмого открытогофестиваля искусств «Черешневый лес» возрождают великую традицию «Русскихсезонов» Сергея Дягилева – ярчайшего явления в мировом культурном процессе.Фестиваль «Черешневый лес» представил лучшие балеты из цикла «Русские сезоны 21век» на сцене Московского театра Оперетты – «Тамар» и «Синий бог», а такжепремьеру восстановленного балета Брониславы Нижинской «Болеро».
Художественныеруководители проекта: Народный артист России Андрей Петров и Заслуженный артистРоссии Андрис Лиепа. Продюсер проекта – Надежда Соловьева. Балеты «Русскихсезонов» получили второе рождение.
Премьера восстановленногоспектакля состоялась 25 октября 2005 года на сцене ГосударственногоКремлевского дворца. Эта постановка посвящается всем создателям спектакля 1912года в Париже.
Идея создать балет сдекорациями и костюмами Бакста родилась в 1992 году. Немногие сохранившеесядокументы, что осталось от той постановки возбуждало в моем воображение картиныдревнего индийского храма на берегу озера в зарослях лотоса. Длинные процессии жрецовв белых одеждах, змии, фантастически красивый костюм Вацлава Нежинского,фотография Тамары Карсавиной и множество противоречивых воспоминанийсовременников Сергея Дягилева. Постановку и хореографию осуществлял МихаилФокин. К сожалению, именно от хореографии «Синего Бога» не осталось ничего,кроме фотографий. Пришлось пригласить Уэйна Иглинга на постановку «СинегоБога».
Постепенно все элементывыстраивались в единое целое. Но был один существенный пробел. Это музыка.Перебрали всех композиторов, и внимание остановилось на Скрябине. Началосьизучение книг об Александре Николаевиче, знакомство с его музыкой, и из этоговыкристаллизовывается музыкальная канва. Первая часть «Божественной поэмы» и«Поэма экстаза» целик. Скрябин по воспоминаниям современников мечтал обисполнение этих произведений в Индии в несуществующем храме в горах. Он мечтало хореографическом решение, об уникальных световых эффектах при исполнении своеймузыки. Началась кропотливая работа по поиску недостающих эскизов костюмов,материалов и чтению статей о постановке.
Дело осталось за малым.Найти исполнителя, который мог бы исполнить партию Нежинского. Сейчас балетпоставлен на Николая Цискаридзе (Синий Бог), Илзе Лиепа (Богиня) и артистовтеатра «Кремлевский балет». Декорации и костюмы Бакста восстановила АннаНежная. Это потрясающе красиво.
Премьера воссозданногоспектакля состоялась 22 марта 2006 года на сцене Государственного КремлевскогоДворца.
С давних времен бытуетрусская легенда об истории жестокой царицы Тамар, которая жила в 12 веке вуединенном замке в горах Грузии, омываемом бурными водами реки Терек. Говорят,что у Тамар было лицо ангела и сердце демона. Под предлогом гостеприимства оназаманивала в свой замок путешественников, едущих мимо по пустынной дороге.Очаровав несчастных своей дьявольской красотой, она убивала их, а телаприказывала сбрасывать со скалы.
На тему этой легендыМихаил Лермонтов написал волнующую поэму, которой дал название «Тамар», а выдающейсякомпозитор Милий Балакирев создал красочную симфонию. Благодоря Льву Баксту,музыка и поэма объединились в болет. Бакст совершил путешествие на Кавказ,чтобы лично побывать на месте злодеяний Тамары. В этом суровом, пустынном местеон смог воочию представить себе мизансцены нового балета, который стал одним извеличайших триумфов художника. Хореографом балета стал Михаил Фокин. Ксожалению, хореография Фокина безвозвратно утрачена.
Авторы новой версиисделали шаг новой интерпретации легенды. Изменился взгляд на историю Тамар,отношение между героями представлены в новом свете. Тамар в новой интерпретации– это не только гордая и не преступная царица, но и чувственная женщина,задающая себе вопросы, оценивающая свои поступки, страдающая. Авторы пытаютсяответить на вопрос, почему героиня убивает странников, внеся в постановкудополнительный мотив смерти мужа героине. Захлестнувшее женщину горе приводит ккрайней жестокости.
«Болеро» было написаноМорисом Равелем по заказу Иды Рубинштейн для ее, только что организованнойбалетной труппы, и исполнено одновременно «Вальсом» того же автора в премьерныйвечер 22 ноября 1928 года. Хореография и идея постановки принадлежит первойженщине-балетмейстеру Брониславе Нижинской, а декорации – Александру Бенуа.Сцена изображала один из дешевых трактиров Барселоны, где на огромном столетанцевала женщина (Ида Рубинштейн), а вокруг теснились охваченные страстьюмужчины.
Вниманию зрителейпредставили первое исполнение балета, восстановленное по оригинальным эскизам ифотографиям, а так же собственноручным записям хореографа Брониславы Нижинской,предоставленных ее внучкой Натали Раец. Постановка балета осуществляется припомощи ученицы Брониславы Нижинской Нины Юшкевич. Натали Раец и Нина Юшкевичстали почетными гостями премьерного показа.
5. Дягилева в Перми
В мае этого года в Пермипрошел международный фестиваль «Дягилевские сезоны» под девизом «Пермь –Петербург – Париж, этапы творческого восхождения Дягилева». С Пермью связаныгоды учения и ранние годы С. П. Дягилева, здесь начали формироваться егохудожественные интересы, и отсюда он отправился в Санкт — Петербург, уже полныймногообразных творческих замыслов. Поэтому большой заслугой руководства ихудожественной общественности Перми является не только сохранение помети оДягилеве, но и систематическое расширение представлений о его знаний вотечественной и мировой культуре, пропоганда художественного наследия,связанного с его деятельностью. Дягилевский фестиваль в череде разнообразныхпермских акций по увековечиванию памяти Дягилева – неизменно событие.
Гимназия, расположенная вдоме, где жил Дягилев, ныне носит его имия. В части ее здания устроен первый внашей стране музей, достоверно воспроизводящий обстановку семьи Дягилевых. Вмае 2007 года там был открыт также первый в России памятник Сергею Павловичуработы скульптора Эрнста Неизвестного (впоследствии он будет установлен передоперным театром.
Но только демонстрациейзначительного и интересного искусства Международный дягилевский фестиваль неограничивался. В течение 4 дней в его рамках проходила научная конференция«Дягилевские чтения», а также круглый стол по проблемам музыкального театра,посвященный критериям оценки музыкального спектакля. В докладах на научнойконференции во всем значение раскрывались различные стороны ранее у наснедооценивавшейся деятельности Дягилева, освещались важнейшие явления культурыего времени, творчество его соратников – композиторов, художников, хореографов,артистов, а также анализировались достижения дягилевской труппы для совместногоискусства. Доклады чтений публикуются в виде сборников, и совокупность такихизданий уже явилась значительным вкладом в искусствоведческую науку.
На круглом столеразгорелись жаркие споры о путях развития современного музыкального театра,соотношении в нем музыкального и театрального начал, об исканиях, удачах ипровалах современной режиссуры, критериях оценки музыкального спектакля вкритике и нынешнем ее состоянии.
Дягилевский фестиваль,будучи единственным в мире, уникален, но он вписывается и в общее фестивальноедвижение, охватившее сейчас все цивилизованные страны мира и ставшее одной изформ развития современной культуры. В самых разных странах Запада и Востокапроисходит множество разнообразных театральных, кино, музыкальных, балетныхфестивалей, не только показывающих современное искусство, но и укрепляющихсвязи между народами, развивающих творческое общение деятелей культуры.
В Пермь включалось в этообщемировое фестивальное движение, и на время проведения международногоДягилевского фестиваля становится своего рода столицей мировой культуры. Это нетолько делает честь руководству города и художественных организаций, носвидетельствует и о творческом росте пермских театров, концертных предприятий,художественных институтов.
Нынешней Дягилевскийфестиваль является настоящим праздником искусства, культуры и творческой жизни.Он оставит след не только новыми, впервые появившимися художественнымиявлениями, но также станнит вкладом в искусствоведенье и художественнуюкритику, формирование сознания молодежи, для которой многое здесь сталооткрытием.